Балканские партизаны усиливают
удары по оккупантам.

СТАМБУЛ, 13 июля. (ТАСС). Боевые
действия партизан на Балканах (в Юго-
славин, Греции и Албании) доставляют всё
больше забот оккупантам и их пособни-
кам.

‚Фашистская газета «Пополо д’Италиа» с
тревогой отмечает, что «в последнее время
югославские партизаны снова предиприни-
мают наступательные действия.
хорошо вооруженные и обученные военно-
му делу партизанские отряды, руководи-
мые непримиримо настроенными к оккупан-
тгм командирами, возобновили активные
действия, создав угрозу итальянским гар-
низонам в главных центрах Югославии.
Партизаны нападают на автоколонны,
разрушают транспортные коммуникации
и т. п.». Газета не скрывает, что итальяя-
ские оккупационные войска, вынужденные
«драться против решительного и хорошо
вооруженного противника, были поставлены
перед серьезными испытаниями». Газета со
общает, что в яедавних. боях 383-й пехот-
ный полк итальянской дивизии «Венеция»
«потерял значительную часть своего соста-
Ba, в том числе командира полка и воен-
ного капеллана».

Недичевская печать не менее встревоже-
на ожнвлением деятельности мелких пар-
чтизанских отрядов, действующих на терри-
тории Югославии. Корреспондент недичев-
ской газеты «Ново време» сообщает, что
один партизанский отряд из Ястребаца со-
вершил 29 июня успешный налет на гар-
низон недичевской жандармерии в селе
Горни Степош. Во время налета были уби-
ты 14 жандармов. Партизаны не потеряли
ни одного человека.

Гитлеровская газета «Донау цейтунг» е
раздражением отмечает, что греческая ин-
теллигенция с огромным сочувствием отно-
сится к партизанской борьбе греческих па
триотов. По требованию оккупантов марио-

Крупные,

неточное греческое «правительство» Ралли-
са приняло на-днях специальный закон, со-
гласно которому государственные чиновни-
ки, присоединяющиеся к партизанам или
сочувствующие им, подлежат таким же
строгим наказаниям, как Лица, пытающие-
ся бежать из: Греции.

Отмечая усиление деятельности албан-
ских партизан, итальянская газета «Стам-
‘па» сообщает, что в последних боях © пар-
тизанами итальянский кавалерийский полк
«Флоренция» понес тяжелые — потери.
13 июня албанские патриоты убили коман-
дира этого полка полковника Людовико де
Бартоломеис. :

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). По coo6-
щению агентства Рейтер, недавно югослав-
ские патриоты убили павеличевского «гу-
бернатора» провинции Банья-Лука.

ЛОНДОН, 13: июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что в районе Вуковар
(Югославия) вооруженная группа югослав-
ских патриотов взорвала железнодорожный
путь. В отместку гитлеровцы расстреляли
15 югославов из числа заложников.

СТАМБУЛ, 13 июля. (ТАСС). Здесь по-
лучены сообщения о боевых действиях гре-
ческих партизан, отважно сражающихся
против итало-немецюих захватчиков. Не-
давно один греческий партизанский отряд
уничтожил германскую моторизованную ко-
лонну в составе 63 грузовиков. B 600
было убито и взято в плен 115 пемецких
солдат. Партизаны захватили богатые тро-
феи, в том числе много вооружения и про-
довольствия. Как сообщают, партизанский
отряд, проводивший эту операцию, устроил
засаду на шоссе, и в тот момент, когда
часть отряда вступила в бой с немцами,
другие партизаны напали на колонну с
тыла. Партизаны в этом “бою потерь не

‘имели,

Итало-немецкие оккупанты обрекли югославское
население на голод -

СТАМБУЛ, 13 июля. (ТАСС). По сооб-
шению немецко-фашистской газеты «Дей-
че цейтунг ин Кроатиен», власти Павелича
предупредили. жителей Загреба и других
городов северной части Югославии о том,
что с 1 ‘августа снабжение хлебом насе-
ления прекращается и поэтому хлебные
карточки на август выданы не будут. В

гается самому «позаботиться
снабжений».

Гитлеровский журнал «Нейе орднунг»
пишет, что в Загреб и другие югославские
города уже в течение долгого времени неё
ввозилось ни литра молока, ни килограм-
ма мяса. Журнал об’ясняет это «резким
сокращением» поголовья скота, как’ изве-
стно, вывозимого в большом количестве в

© своем

постановлении населению цинично предла-   Германию.

РОСТ ПОРАЖЕНЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ
В ИТАЛИИ _

СТАМБУЛ, 13 июля. (ТАСС). Итало-
фашистская печать с беспокойством отме-
чает рост пораженческих настроений среди
итальянского населения. По признаниям
игальянских газет, подобные настроения
проникают также в ряды фашистской пар-
тин. Почти ежедневно в газетах публику-
ются многочисленные сообщения 06
исключениях из фашистской партии многих
фашистов, в том числе и главарей мест-
ных организаций. Основными мотивами
исключений преимущественно служат «от-
сутствие стойкости» и «пораженческие
настроения». Так, газета «Коррьере делла
Сера» сообщила недавно 06 исключении
из фашистской партии и аресте некоего
Франческо Нигро, занимавшего, по словам
тазеты, пост «тосударственного комиссара»
в префектуре Вилле Кастелли. В городе
Овада (близ Генуи) исключены из фашист-

ской партии секретарь городской фашист:
ской организации и секретарь местной
женской фашистской организации.

Судя по ‘заявлениям итальянских газет,
весьма многие итальянские фашисты. ста-
раются теперь уже не подчеркивать своей
принадлежности к фашистской партии, а,
наоборот, скрывают, что они являются фа-
шистами. Многие, в частности, перестали
носить фашистский значок. Это приняло
столь массовый характер, что обратило
внимание руководства фашистских органи-
заций. По сообщению газеты «Стампа», в
последнее время было ‘исключено много
фашистов, которые «из чувства ложного
стыда» отказывались носить фашистский
значок. Газета упоминает, в частности, что
в Гурине были исключены по этой причине
несколько фашистов.

АНТИГЕРМАНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ,
ГОЛЛАНДИИ И БЕЛЬГИИ

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент газеты «Дейли мейл» сообщает с
французской границы о том, что в послед-
нее время в ряде франнузских городов
произошли массовые демонстрации проте-
ста против насильственной отправки фран-
пузских рабочих на гитлеровскую каторгу.
На-днях в Париже прн отправке с Восточ-
ного вокзала двух поездов, в которых на-
ходилось свыше 800 франнузских рабочих,
произошли ‘столкновения между немецкой
охраной и рабочими. Немецкие полицей-
ские открыли стрельбу по собравшейся у
вокзала огромной толпе, которая пыталась
прорваться к ноездам. Французские пз-
триоты смяли охрану. Во время столкно-
вения было ранено несколько гитлеровцев.

ЖЕНЕВА, 13 июля. (ТАСС). В голланд-
еких городах учашаются антигерманский
саботаж и диверсии. Недавно группа
вооружекаых патриотов в городе Хенгело
совершила нападение на здание немецкого
«вербовочного бюро». Патриоты уничтожи-
лн все списки молодых голландцев, пред-

назначенных к отправке на принудитель:
ные работы в Германию. Немедленно по-
сле этого оккупационные власти ввели в
городе чрезвычайное положение. Начались
массовые облавы. Все голландцы 1923.
1924 годов рождения были арестованы.
ЖЕНЕВА, 13 июля. (ТАСС). В Бельгии
растет партизанское движение. Числен-
ность и вооружение многих партизанских
отрядов в настоящее время’ таковы, что
партизаны весьма часто вступают в бой с
хорошо вооруженными эсэсовскими частя-
мн, нанося при этом гитлеровцам тяжелые
потери. По признанию немецкого- комен-
дантского управления Льежа, один парти
занский отряд, оперирующий в районе
этого города, в течение. многих часов ока-
зывал сопротивление крупному отряду. эс-
‚зсовцев, пытавшемуся «прочесать» мест-
ность, где находилась база партизанского
отряда. Гитлеровцы ввели в бой артилле-
рию, однако и это им не помогло. Бель-

гийские патриоты вышли-из окружения в
скрылись.

Богатырь русской поэзии

(К 200-летию со дня рождения Г. Р. Державина)

Сто лет тому назал
критик Белинский писал: «С июая 3-го
текущего года начнегея второе столетие
от дня рождения Державина... Итах, целый
век разделяет молодые поколения нашего
времени от певца Екатерины... Язык, 00-
раз мыслей, чувотва, интересы — веё,
веё чужло нашему времени... Но не умер
Державин так же, как не умер век, им
прославленный; век Екатерины приготовил
век Алексантра, приготовивший наш век,
— межту Державиных н поэтами нашего
временн существует та же кровно-ролет-
вонная историческая связь. которая суще-
ствует в межлу этимн тремя эпохами рус-
едой нсторин». :

Протило еще сто лет, и, отмечая двух-
вотлетие со лня рождения великого pyc-
ского поэта-натриота Державина, мы з0-
зем только повторить слова Белинского об
ето живой всторической связи с нашим
временем. Более того: именно в наши дни,
когла в жесточайших боях Красная Армия
отстаивает право нашего нарола на жизнь
Г сроболу, мы с особенной силой чувет-
вуем свою связь с великим прошлым руе-
ского нарола, с его ‘лучшими людьми, ко-
торые создали его замечательную культуру
и литературу. Среди этих людей Державин:
занимает по праву почетное место.

Широкий общественный кругозор. Дер-
хавина. знание различных областей рус-
ской жизни, страстный темперемент (он
сам Певорил © себе, что «горяч и в правде
yopr>), огромное поэтическое. дарование —
Bes это позволнлю ему сказать новое слово
в литературе, во многом подготовить гран-
диозную реформу в ней, произведенную
впослелетвии Пушкиным, приблизить руе-
скую литературу к народу. Белинский спра-
зетливо говорил о том; что главное отли-

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
Г 113153,

великий русский

В этом отношении Державин

Москва,

чительное свойство стихов Державина есть

«народность, состоящая... в стибе ума pyc-
ского, в русском образе взгляда на вещи.

к народен в
высшей степени». Он сумел преодолеть
госполствовавшую в русской литературе

первой половины 18-го века отвлеченность

и условность в изображении жизни и бук-

вально открыл ей русскую природу, рус-
ского человека.

В стихах Державина ярко проступает

облик самого поэта —— русского человека:

«Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
Й философа брать вид.

Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим...»

Он смело вступал в борьбу е тем, что
казалось ему плохим в ‘Русской жизни.
Недаром Пушкин сказал, что

«Державин, бич вельмож, при звуке —
грозной лиры’
Их горделивые разоблачил кумиры».
В своем знаменитом стихотворения
«Вельможа» Державин писал:

«Осел останется ослом,
Хотя осышь его звездами,
Гле должно действовать умом,
Он только хлопает ушами,
0! Тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рялит в господина,
Или в шумиху дурака».

Господствующим началох в поэзин Дер-
жавина был патриотизм. Чернышевский

6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны:

- [составляет Г! млн. тонн,

коммутатор

>

КРАСНАЯ

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ _
_ союзников

Удары по военным, об’ектам
Италии

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в коммюнике анг-
лийского министерства авиации говорится,
что в ночь на 13 июля крупное соедине-
ние самолетов бомбардировочной авиации
атаковало об’екты в Турине. Путь до
об’екта был совершен при неблагоприятных
условиях погоды, однако над Туринсм небо
было ясно, и атака была ожесточенной к
концентрированной. р

Английские истребители и бомбардиров:
шики-истребители ‘во время боевой раз-
ведки атаковали железнодорожные и дру-
гие наземные об’екты во Франции, Голлан-
дии и Бельгии. Из всех этих операций не
вернулось 13 английских бомбардировши-
ков.

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Штаб со-
юзников в Северной Африке передает, что
в ночь на 12 июля бомбардировщики союз-
ников совершили налет на аэродромы в
‘Италии. Тяжелые бомбардировщики под:
вергли бомбардировке об’екты противника
в Мессине, Реджо ди Калабрия и Сан-
Джованни. Средние и легкие бомбардиров-
щики и истребители-бомбардировщики бом-
били аэродромы и коммуникации против-
ника в Сицилии. : :

Во время атак на суда противника в
Тирренском море потоплено два торговых
судна противника. Два ‘других судна по-
дожжено. Во время этих операций унич-
тожено 28 вражеских самолетов. 11 са-
молетов союзников не вернулись на базы.

Авиация союзников сбросила бомбы так-
же на аэродром Вибо Валенсиа в Южной
Италии. Бомбы разорвались. в районе
ангара. о

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщает, что, днем.
12. июля английские самолеты «Спит-
файр», «Мустанг» и «Бостон» атаковали
транспортные и промышленные об’екты Се-
верной Франции. У голландского побе-
режья был атакован минный тральщик про-
тивника. Минный тральщик, а также 10
паровозов, 7 барж и буксирный пароход
получили повреждения. Самолетом канад-.
ской авиацин «Мустанг» уничтожен  бом-
бардировщик противника. Из этих опера-

ций не вернулись два английских само:
лета.

РОСТ ВОЕННО-МОРСКИХ

СИЛ США

НЬЮ-ЙОРК, 13 июля. (ТАСО). По со-
общению вашингтонского корреспондента
газеты «Нью-ИМорк геральд трибюн», мор-
ское министерство США об’явило, что за
первую половину 1943 года в США всту-
пило в строй свыше 6 тыс. новых воен-
ных судов, из числа которых свыше поло-
вины приходится на десантные баржи,
Свыше половины всего тоннажа новых су-
дов падает на военные корабли, в том чи-
сле линкоры, авианосцы, крейсеры, эсмин-
цы сопровождения и подводные лодки. За
первые 6 месяцев этого года в строй
вступило почти в три с половиной раза
больше военных кораблей, чем в первую
половину прошлого. года. В. этом году на
каждые три военных корабля, имевшихся в
строю на’  января, флот получил еше
один новый корабль. В течение этого года
в строй вступило в семь раз болыне мо:
торных торпедных катеров, чем в первую
половину прошлого года. ioe

В течение этого года было построено
для военно-морского флота свыше 9 тыс.
самолетов, в том числе учебные и транс-
портные самолеты, но некоторые” из них
были переданы армии или иностранным
правительствам на основе закона о пере:
даче в аренду или взаймы вооружения. В
распоряжении военно-морского флота США
в настоящее время имеется на 66 процен-
тов больше боевых самолетов, чем в на;
чале года. Из общего числа построенных
в июне самолетов для флота 70 процен-
тов приходится на долю боевых самоле-
тов — в два с половиной раза больше,
чем в январе, ив три’ раза больше, чем
в июне прошлого года. В июне этого года
было построено в четыре раза больше тор-
недоносцев, чем в июне прошлого года,
пикирующих бомбардировщиков — в 6%
раз, а истребителей — в 32 раза. больше.

Как передает агентство Ассошиэйтея
Пресс, представитель морского министер-
ства США заявил, что строительство но-
вых судов обошлось в’ два с половиной
миллиарда долларов. Тоннаж новых судов

писал в свое время: «Высочайший патрио-
тизу — страстное, беспредельное желание
блага родине... Историческое вначение каж-
лого русского великого человека измеряет-
ся его заслугами родине, его человеческое
достоинство — силою его патриотизма.
ЧТомоносов, Державин, Карамзин, Пушкин
справедливо считаются великими писателя-
ии, — но почему? — потому, что оказали
великие услуги просвещению или эетети-
ческому воспитанию своего народа... Рус-
ский, у кого есть здравый ум и живое
сердце, до сих пор не мог и не может быть
ничем иным, как патриотом». Z

Тюбовь к отечеству, по словам Держави-

Ha, это «главное свойство великих луш».
Он ставил своей задачей показать «истин-
ную великость духа россиян». Сах старый
солдат, друг Суворова, он жил в эпоху,
когда русекая армия покрывала свои знаА-
мена неувядаемой славой, когда она пора-
жала мир такими подвигами, как взятие

-  Измаила и переход через Альпы, как раз-

пром Наполеона. Патриотическое чувство
Державина выразилось, главным образом, в
его военной лирике.
Характерно, что уже на склоне жизни,
всего за четыре года до смерти, в дни
нашествия Наполеона, Державин составил
подробный проект борьбы е Наполеоном, в
нем он предлагал строить на пути врага

редуты и засеки «так, чтоб неприятель,

проходя Россию, каждый шаг евой покупал
кровию и был ‘всегда в’ опасности... быть
в тыл атакованным». «Вражеекий пожар,
—= писал он 14 июля 1812 года, — 6e-
жит быстро, и к остановлению ето нет
другого срелетва, как с такой же скоро-
релтительноетью быстро вознести против-
ный пламень».

С исключительной поэтической силой то-
верил Державин © подвигах русеких еолдат
пох водительством Суворова:

«—0 Росс! таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!..

К-4-00-70 до 74, для справок, — К-4-42:19“ИЗДАТЕЛЬСТВА <= К.4.00-7
Типография центрального органа Народного комлесариата обороны COCP «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

ЗВЕЗДА

м

Десантные операции союзников
на острове Сицилия

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Агентство   рится, что английские войска высадились
Рейтер передает из штаба союзников в на побережье Снцилии близ Катании.
Северной ‘Африке официальное сообщение  ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). ‘Агентство
5 том, что английские и канадские войска   Рейтер передает, что, по сообщению ал-
заняли Полациоло, Рагузу (примерно в 20  жирского. радио, войска союзников захва-
километрах от южного побережья Сици- тили на острове Сицилия 4 тыс. пленных.
лии), Флоридиа (в 11 километрах от Си-   Фактически  увичтожены оборонительные
ракуз) и Аугусту. Во время последних   отряды противника, защнщавшие береговую
операций на острове Сицилия: взят в плен   дорогу.
eaten 206-й итальянской береговой ди-  ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Как сооб-
визии генерал д’Авет.. щает штаб союзников в Северной Африке,

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Как сооб-   на острове Сицилия действует 15-я армей-
щает штаб союзников в Северной Африке,   ская группа, в состав которой входят анг-
соединившиеся английские. н канадские  лийская 8-я РН ОВ 7-я ар-
войска продвигаются. от. побережья вдоль мия и канадские войска.
40-мильного фронта от Поццало до Сира-  ЛОНДОН, 13 т een?
куз. Американцы также расширяют захва- Рейтер, ссылаясь на сообщение алжирс

радио, ‘передает, что войска генерала
а в a aad La Монтгомери продолжали продвижение в
BA OPER Oe Tene. 0 ПУ. районе Сиракуз. Войска’ союзников занч-

ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). Агентство   мают в настоящее время на острове Си
Рейтер передает сообщение, штаба союзных

цилия свыше 304 квадратных миль терри-
сил в Северной Африке, в котором гово:   тории.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
. ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). ИНаб об-
единенного. ‹ командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана ‘сообщает, что в новом. сра-
жении в заливе Кула (остров Новая Ге-
оргия) потоплен один японский. крейсер я
три эсминца. Вероятно потоплены. еше два
эсминца. Морские силы союзников под-
вергли бомбардировке японский аэродром в
Мунда (Новая Георгия). Утром самолеты-
торпедоносцы и пикирующие бомбардиров-
щики союзников в сопровождении истреби-
телей атаковали позиции зенитной артилле-
рии и район лагеря в `Мунда. В воздуш-
ном бою сбито пять японских истребителей.
Авиация союзников потеряла: один само-
лет. Японская авиация совершила ряд на-
летов: на занятый союзниками остров` Рен-
дова. Сбито четыре японских самолета.

В голландской части Новой Гвинеи
средние бомбардировщики союзников ата-
ковали японские позиции Ha -ocTpose Tu-
мика. ’Бомбардировочная авиация союзни-
‚ков подвергла интенсивной бомбарлировке
японские аэродромы в Рабауле (остров

Новая ‘ Британия). Из этой операции все
самолеты союзников вернулись на свой
базы. В северо-восточной части Новой
Гвинен авиация союзников атаковала япон-
ские расположения и военные об’екты в
районе Саламауа.

ТОКИО, 13 июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Домей Цусин, официально
об’явлено, что японские войска предпри-
няли контратаки против сил союзников.
высадившихся 5 июля в нескольких пунк-
тах острова Новая Георгия и ведущих на-
ступление с севера и с юга по направле-
нию К Мунда,

НЬЮ-ЙОРК, 13 июля. (ТАСС). .В ком-
мюнике морского министерства США сооб-
щшается, что 10 июля американские бомМбар-
дировшщики атаковали 4 японских грузовых
судна юго-западнее залива Гольца (остров
Атту). Потоплено одно судно, другое суд-
но видели погружавшимся в воду. Двум
другим судам нанесены повреждения.

11 июля соединение американского фло-
та подвергло. бомбардировке японские по-
зиции на острове Кыска и Литтл Кыска
(Алеутские острова).

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА

По сообщению китайского командования   Линчуаня (юго-восточная. часть провинции
9 июля японские войска численностью бо-   Шаньси). На южном. берегу реки Янцзы,
лее десяти тысяч начали новое наступле-   западнее озера Дунтинху, китайские вой-

ние в горном районе Тайханьшань и ата- ска прорвали. японскую оборону  северо-
куют китайские позиции северо-западнее   восточнее Гуньаня. (ТАСС).
Американское конвойное судно нового типа i

НЬЮ-ЙОРК, 13 июля. (ТАСС). Как пе-
редает вашингтонский корреспондент газз-
ты «Нью-Морк таймс», морское министер-
ство США ‘ссобщило ‘о спуске на воду
первого конвойного судна нового типа, спе
циально приспособленного для сопровож-
дения морских караванов в тяжелых усло-
виях северных морей. Указывают, что
вскоре предполагается постройка около
сотни таких судов. ;

По словам корреспондента, судно ‘нового
типа имеет в длину 54 метра. Его корпус
сделав из стали. Оно оборудовано прибо-
рами для обнаружения подводных лодок,

вооружено зенитками двойного назначения
н снабжено значительным количеством
глубинных бомб. . :

По заявлению морского министерства
США, водоизмещение новых судов будет
больше чем в два раза превышать водо-
измещение ныне‘ применябмых конвойных
кораблей. Однако большая их ширина со-
кратит скорость на несколько узлов. `Ука-
зывается также, что вместо обычных при:
способлений для траления новые суда
имеют механизмы для уничтожения мин
глубинными бомбами. ›

Власти Виши запретили празднование во Франции дня 14 июля

- ЛОНДОН, 13 июля. (ТАСС). После `то-
го, как Французский Комитет Националь-
ного Освобождения обратился к француз-
скому народу с призывом отметить день
14 июля (французский национальный празд-
ник — день взятия Бастилии) на террито-
рии Франции н всех французских владе-

ний, лионская радиостанция официально
празднования этого дня на
указывается, что в день 14 июля по всей

церемонии и манифестации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХРОНИКА

[] По сообщению корреспондента. агент-
ства Юнайтед Пресс из Сан-Науло (Бра-
зилия), бразильские власти перевели всех
германских и японских подданных, а так-
же болышое число итальянцев из прибреж-
ных районов штата Сан-Пауло во внутрен-

Загреба. Немецкие солдаты стреляют в

улице между 22 ч. 30 м. и 5 час, утра.

ние области.

Е Швейцарская газета «Базлер нахрих-
тен» сообщает, ‘что оккупационные власти
казнили в Загребе 50 заложников в связи
с тем, что в установленный срок не были
найдены югославские патриоты; взорвавшне

1том, что группа. французских патриотов 60-
вершила нападение на здание вишийской
жандармерии в департаменте Пюи-де-Дом
и, застрелив несколько жандармов, освобо-
дила своих товарищей. Арестовано 11 фран:

специальным трибуналом в Риоме.

ПЕ ЕЕ ЕЕ ИЕ Е

Где есть народ в краях вселенны.
Кто й столько сил в себе имел...
0 кровь славян! сын предков славных,
Несокрушаемый колосс,

Рому в величестве нет равных,
Возросший на полевете Poce!..

А слава тех не умирает,

Вто 3a отечество умрет:

Она так в вечности сияст,

Как в море ночью лунный свет,
Времен в глубоком отдаленьи
Потометво тех увидит тени,
‚Которых мужествен был дух»:

ноэзии»,

стоять не может. Только. бессильна нот-

‚Великолепный мастер стиха — Держа:
вин сумел найти те мощные и мужествен-
ные формы его, которые передавали силу
и удаль русского солдата. Образцом яваяет.
ся его застольная песня  «Зазлравный
орел». В ней имеются следующие строфы:

рые навеки останутся в сердцах истинны
росвиян».

Эта, слава дел великих живет лля Hac
и в имени Державина. И больше  воего

в силы России, в то, что «Российской си-
ле нет преград».

On писал:

«По северу, по югу
С Москвы Орел парит:
Всему земному кругу
Полет его звучит.
0! Исполать, ребяты,
Вам, русские солдаты,
Uno вы неустралиимы;
Никем непобедимы:
За здравье ваше. пьем!..»

«Бывало ведь и в прежни годы
Взлетала саранча ва Русь...

Был враг Чипчак—и где Чипчаки?..
Быт сей, был тот: их нет, & Русь?..
Beak знай, мотай себе на ус».

`Вет почему в дни Великой Отечествен-
ной войны СССР против гитлеровской Tep-
мании и ве вассалов двухсотлетний юби-
лей со дня рождения великого. русского па-
триота; одного из родоначальников русской
поэзии, Державина является для нас не
простой истерико-литературной датой. Он
с особенной силой заставляет нае ощутить
`налгу живую связь 60 рсей многовековой
историей великой русской культуры, с те-
хи неисчиелимыми силами русского Hapo-
да, которые позволяли ему сметать всех,
RTO пытался встать на его историческом
пути.
js Проф. Л. ТИМОФЕЕВ.

0, доб. 76. Бюро жалоб подиис

_ Как Ломоносов, Пушкин и другие вели-
кне русские писатели, Державин гордился
русским языком, его «обилием и силой,
гибкоетью и саюсобностью изображения
явно ‘и сладкозвучно всех чуветв сердца
человеческого». Он владел им е необычай-
ным мастерством, передавая и громы. гран-
диозных сражений своего времени и пе-
ние соловья. Влияние Державина на поэтов
своего и следующих поколений было ог-
ромто. ° Несмотря ва Rem неизбежную
устарелоеть его языка и етиха, отделен-
ных от нае многими десятками лет, мы и
сейчас чувствуем силу его поэтического
тения и поддаемея его очареванию. «Бо-

об`явила о запрете «правительством» Виши
территории
Франции. В` приказе «правительства» Виши

стране запрещаются какие-либо собрания,

недавно железнодорожное полотно близ
любого жителя города; появляющегося ‘на

С] В Париже офидиально об ’явлено о

цузов, которые вскоре предстанут перел

гатырь поэзни по своему природному та-
ланту, — справедливо сказал о нем Бе-
линский, — Державин, со стороны содер-
жания и формы “©воей поэзии, замечателен
и важен для нас, его соотечественников:
мы видим в нем блестящую зарю нашей

” Державин писал © смерти Суворова:
«Он с тою же твердостью вотретил емерть,
как и много раз вотречал в сражениях...
Что делать? Хищнице сей никто противо-

ребить она славы дел великих, коту-

близок он нам своей непоколебимой верой

ной конторы — К-4-00-70 доб. 31.

14 июля 1943 г., среда. № 164 (5535).

СЛЕТ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

ТАНКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 moss. (Mo
телеграфу ‘от наш. корр.). В № соедине-
нии состоялся слет истребителей враже-
ских танков. В нем приняли участие
командиры орудий, наводчики, бронебой-
шики, имеющие богатый опыт в истреб-
лении фашистских танков и хамоходных
пушек. Так, например, гвардии старший
сержант Колебошин со своих орудийным
расчетом уничтожил за время войны 13
немецких танков, сержант Вербицкий
только в одном бою восемью снарядами
истребил три вражеских танка и две Ca-
моходные пушки,

В своем выступлении Колебошин рас-
сказал, как немцы, пытаясь отбить у нае
плацдарм на западном берегу реки, 6р0-
спли большое количество танков. На or-
невую позицию орудия Колебонгтина дви-
галоеь три вражеских танка, которые ный
друг за другом. Наволчик орудия млад-
щий сержант Рентетников из своего боево-
го опыта знал, что при фронтальном дви-
жении вражеских машин лучше всего бить
снарядом. под танк. Со второго же выетре-
ла вражеский танк был подбит. Следующий
танк, об’езжая подбитую машину, повер-
нулея боковой своей частью. Этого толь-
ко и ждали истребители. Посланный имн
бронебойный снаряд перебил танку гусе-
иицу. Третья машина повернула обратно
и скрылась в балке.

0 том, как бронебойиники действовали
в отражении вражеских контратак, paccKa-
зал сталяний сержант Старухин. Бойцы его
подразделения за два дня уничтожили 10
немецких танков и одно самоходное ору-
дие. Они подиускали вражеские танки на
100—150 метров и в упор расстрелива-
ли их. Успех, бронебойщиков в значитель-
ной мере об’яснялея тем, что они хорошо
оборудовали свои огневые позиции. Тах,
например, при наличии песчаного грунта
было нецелесообразно сооружать подково-
образный DKON, поэтому они в конце
траншей отрыли по три развилки, пере-
крыли HX и получили укрытые позиции
с круговым обстрелом. В развилках были
устроены ниши для противотанковых ру-
жей и подкопы для ограждения себя от
поражений осколками. :

На слете истребителям танков, отличив-
шимея в последних боях, вручены орден
и медали. Среди награжденных старший

`  еержан  Старухин, сержант Козлов, млад-

шие сержанты Заволекий, Жаманбалин,
ефрейторы Мамотин, Красиков и другие,

ТРУДОВОЕ УСТРОЙСТВО
ИНВАЛИДОВ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В Москве существуют три учебно-проз
изводетвенных комбината. Сотни инвали-
дов Отечественной войны приобрели здесь
новые профессии. Они теперь работают бух-
талтерами, плановиками, обувщиками, чер-
тежниками,  товароведами,  механиками,
Один из учебных комбинатов имеет сель-
скохозяйственный уклон, и инвалиды, окон-
чившие его, стали специалиетами по жн-
вотноводству, плодоводству ит. п

Для обучающихея в комбинатах созданы
060бые условия. Занятия длятся не бодее
4—6 часов. Врачи следят за состоянием
здоровья инвалида © первого дня его по-
ступления в комбинат. Еели новая про-
фесеия отражается вредно на самочувствии
учащегося, ему предлагают выбрать дру-
гую специальность. В каждом комбинате
существуют специальные комнаты для от-
дыха инвалидов. Все учащиеся обеспечи»
вадотея стипендией,

В ближайшее время в Москве начинает
работаль новый комбинат, где будет про-
изводитьея = профессионально-техническое
обучение инвалидов Отечественной войны.
Здесь они смогут овладеть ремеслами ча-
совщиков, граверов, ювелиров, фотографев,
ретушеров. Откроются также филиалы всех
трех московских учебно-производетвенных
комбинатов.

Многие инвалилы Отечественной войны
учатея в учебных заведениях общего типа.
В музыкальных училищах столицы обуча-
ются 70 человек, в Московской юридиче-
ской тиколе Hapromocra РОФОР — 50 че-
ловек и т. д.

Некоторые инвалиды Отечественной вой
вы по состоянию здоровья не могут носе-
щать курсы, а затем работать в общих
мастерских или цехах. Этой категории лю-
дей созданы условия для домашней рабо-
ты. Около 400 человек занимаются дома
художественной росписью по трафаретам,
сборкой электродеталей, раскраской кукол,
изделием различных галантерейных ‘ToBa-
ров.

Около 40 процентов инвалидов Отечест-
венной войны второй группы и 97 про-
центов инвалидов третьей группы, живу“
щих в Москве, заняты производительным
трудом,

Выставка фотодокументов
0 сталинградских боях

На-днях в Центральном Доме Красной
Армии открылась документальная фото-
выставка, рассказывающая O06 эпизодах
сталинградской эпопеи. Все представлен“
ные на ней фотографии выполнены участ“
ником обороны Сталинграда младшим лей
тенантом Глебом Самсоновым.

На снимках, сделанных в боевой обста»
новке; запечатлены интересные моменты
сражений, работа’ гвардейских минометов,
развалины города-богатыря, портреты ге-
роев-сталинградцев. Привлекает внимание
фотография, изображающая вручение ‘гвар-
дейского знамени одной из дивизий 62-Й
армии. Рядом — снимок ее полководна
генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова на
командном пункте. На других фото —
различные эпизоды обороны: бой штурмо-
вой группы в_ цехе завода, автоматчики,
устроившиеся на крыше здания, выбивают
вражеских солдат с улицы и т. д.

„На выставке немало художественно вы
полненных фотопанорам: подход резервов,
вид правого берега Волги и проч,

Любопытны типы пленных немцев. На
одном из снимков этой серии изображен
фриц, с жадностью обгладывающий лоша“
диную ногу. Ее запасливый немец прихва-
THT с. собой, отправляясь сдаваться 8B
плен, ‘

На выставке представлено более 70 раз.
личных фотоснимков, снабженных подроб-