СР ПНА RE SE SE EEE a EE A ие

=

10 июня 19344 г., суббота. № 137 (5817).

КОМНАТЫ ОТДЫХА НА

ФРОНТОВОЙ ДОРОГЕ

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 9 mons.
(По телеграфу от наш. корр.). Безбрежная
украинская степь. Вокруг — ни куста, ни
деревца; чем дальше на запад, тем степь
холмистее — чувствуется близость Карпат.

Фронтовая грейдерная дорога хорошо
укатана, но движение по ней довольно из-
нурительно; крутые под’емы и спуски, жа-
ра и пыль в ясную погоду, липкая, как
смола, грязь в дождливые дни.

На перепутьи в прифронтовой полосе лю-
ди отдыхают по-разному — и у дорожной
обочины, и в стогу прошлогодней соломы,
и в перзой попавшейся на глаза крестьян-
ской избе, но на дороге, о которой идет
здесь речь, отдых воина проходит в го-
раздо более комфортабельной обстановке.
Здесь оборудованы специальные комнаты
отдыха.

Перед нами одна из таких импровизиро-
ванных гостинин. Мы заезжаем сюда позд-
но вечером с намерением переночевать. Нас
пятеро: два офицера, старшина и два бой-
ца. У входа нас встречает комендант —
ефрейтор Черенков. Внимательно просмот-
рев наши документы, тут же определяет
места каждому из нас. .

Офицерская комната отдыха оборудована
с особой заботлизостью. Здесь создан под:
линно домашний уют: койки с мягкими
матрацами и свежими простынями, `удоб-

Гвардейское знамя
танкистов

(От специальных корреспондентов «Красной звезды»)

— Пот знамя! ;
2 его танк. Он пошел в хату, обняв за пле-
Подполковник Иван Бойко, дважды чи отца. Кто знает, может быть, эта

Терюй Советского Союза, низко склонив- встреча © родной семьей дала ему новые
шись к земле, поцеловал край гвардей- силы, когда он три дня спустя брал
(кого знамени. Вея бритада замерла, и  крупную железнодорожную станцию и
кажлый мог услышать биение своего! был за это улостоен звания Героя Совет-
cepa. Подполковник выпрямился и,   ского Союза. Быть может, эта земля, ко-
ловернув стротое, побледневшее от’ вол- торой эн, трижхы раненый, коснулся
нения лицо к танкистам, тихо и страст- после долгой разлуки, вновь восполнила
но сказал: ето силы. : ;
a Влянусь... Он сидел в хате отца в красном углу,
И весь строй вздрогнул от этих слов.   под божницей, когда ночью принесли
(т сердца к сердцу волной шло: «Кля- ему боевой приказ: овладеть железнодо-
НУСЬ...> рожной станцией. Буран кружил в стё-
Земля на лугу была в шрамах ‘и руб-  пи, слепил тлаза, валил с нот. Справа и
пах — обычное полё войны. Но весна   слева на пути к станции лежали незамерз-
брала свое: молодая трава пробилась на  Пиз болота. „Предстояло пройти по ним
черной, обгорелой земле, нежный пух 35 километров: В этих ‘условиях кажлый
яблонь, кружась, оселал на широких пле-   километр был фавен десятку. Но приказ
чах танкистов. Глухая медь оркестра на   есть приказ: к утру станция должна быть
правом фланге, гул дальнобойной артил- Взята. Бойко направил танки офицера
зерии, сотрясающий воздух, и знамя,   СУЛИМЫ прямо по железнодорожному пу-
плывущее в багряных лучах солнца на  ти. Офицеру Быстренину достались боло-
фоне тор, — всё это было торжественным   та. Ему нужно было итти в обход и вне-

у ные венские стулья, посредине комна-
и навсегда западало в душу. запным ударом поддержать Сулиму. Е ee Gn ee en Be

Знамя вручалось в предгорьях Карпат,  Это была одна из самых тяжелых н0- кет сирени, лампа, чернильный прибор. В
у это было глубоко символично. Отсюда,  Чей в жизни Бойко. Успеет ли Быстре-  углу на тумбочке — свежий номер ap-

‹ порубежных высот, возникали новые НИН пройти болота? Сумеет ли он в одно
пирокие горизонты, глубоко и’отчетливо   Время с Сулимой ударить по немцам? Бы-
зиден был весь путь бригады — от боев Стренин потерял часть танков, застряв-
Ha зеликой русской равнине до быстро ШИХ В болотах, но всё же вырвался от-
текущих вох Прута. Такое бывает только! ТУда с группой машин и точно в назна-
он раз в жизни, когда Родина ларует  Ченный час ударил е фланга на станцию.
тпарлейское знамя — высший символ! бменно после этой памятной ночи среди
воинской чести. танкистов роднлась поговорка, перефрази-
(зчые простые слова вдруг приобрели ревавшая известный суворовский афоризм:
воти минуты необычайную силу. Каза-  “Там, где олень не пройдет, пройдут на-
1005, Н6 ТОЛЬКО слова, но и лица люлей  Ши танки».
преобразились. Может быть, это проис-  — Ето из вас сражался нз Днестре?
оило еще Потому, что совсем близко  Поднялея лес рук: на Днестре сража-
был противник. И эта цветущая земля лась вся бригада. Вот плечом к плечу
п дальние горы дышали жаром битвы.   Стоят Герои Советского Союза офицеры
№8 булннчное отходило на задний план.   Алушкин и Шкиль. Третьим слева должен
Каждый видел себя и свою жизнь в этом был стоять их друг гвардии лейтенант
знамени, вобравшем в себя судьбы сотен  Никитин. Его не было в строю, он погиб
злодей. ; Ha рубеже Карпат. Когда бригада вырва-
№юма кончился торжественный церемо- лась к Днестру; Никитин радировал Бой-
зал вручения знамени, седой тенерал,  0: «Брод найден». Он сидел на левом
обращаясь к строю, спросил: борту танка и длинной палкой нашупы-
— 10 из вас сражалея под Москвой?   вал дно реки, ведя машину на западный
Бойко, лумая о самом сложном в своей! берег. Потом он вбил вешки в илистое
RIBEE, поднял руку. И и другие   Дно а и через эти ворота прошла Комсомольцы—дпетям
танкисты подняли руки. тер зашеле-  гея оригада.
сл в складках знамени, и Бойко уви-  Бойко стоял на западном берегу реки. - фронтовиков
yer светлые березы Подмосковья, мохна- 3а спиной его шел бой, а он регулировал  ГОМЕЛЬ, 9 июня. (ТАСС). По. инициа-
тые ели на веневских холмах. Немпы твижение машин, медленно сползавших в тиве комсомольцев в республике
мели над Тулой свой бронированный   воду. Танки, словно огромные черепахи, ae помощи детям, родители no i по-
кнак. Они со страшной силой ‘стягива- [залитые водой по башню, мокрые, блестя- [тибли от рук фашистских палачей. Ком.
: сомольцы Могилевской области собрали и
танковые клещи на горле Москвы, да-  щие, пуская фонтаны, вырывалиеь на 0е-   внесли в этот фонд свыше 100 тысяч
вли на сознание психозом окружения.   рег. Теперь, глядя на шелковистую Тра- рублей деньгами, более тысячи предметов
Нужны были крепкие нервы,  большая вУ, Бойко думал, что это было давным- одежды и обуви, сотни метров полотна и
ила воли, чтобы выстоять. И нё только   давно — бурлящий Днестр и  весен- mae другое. Молодежь Гомельской
Зыстоять, но перейти в наступление. В Няя трязь. В 15 часов он повел  области собрала и передала детским
бригаду на решение новой задачи. На тан-   Домам 150 пудов зерна, 80 центнеров кар-
екабрьскую ночь Бойко, командовавший   братаду на р д торе” и. больное  somiumoras
лида батальоном, разорвало одно из  Ках подвозили горючее и боеприпасы,  &  комсомольцы Краснопольского
немецких колеп, вписав свое скромное   Колесные машины еще были за Днестром.   Могилевской области, на свои
тия в историю разгрома немпев под Мо- Тюди работали до предела. Но была В НИХ   купили корову и передали
Евой. Да, эти далекие ДНИ стали теперь та ‘нравственная сила, которая позволила   ‘дому.
кторпей. Времена изменились. Теперь   перебороть физическую усталость и юовер-
заши танки и нала командирская мысль   шить стокилометровый марш к Пруту...
зразывают немпам свою волю, диктуют  Вся боевая жизнь бригады проходит
1х условия Gos. : сейчас перед глазами подполковника. В
— Ето 13 вас сражался на Курской   каком-то новом свете он видит своих тан-
ие?’ — спрамтивает генерал. кистов —— это великое солдатское брат-
— На Днепре? : ство, связанное одной целью, воплощенной
(нова поднимаются руки вомнов. Пе- в твардейском знамени, бесемертном, как
1 танкистами, словно видения, возни-  человеческая мысль. Товорят: «Знамя —
щают картины недавних битв. душа воинской части». Й когда оно взме-
фота генерал назвал казатинский ру- ТНулось над строем, поднятое сильной ру-
к, Бойко вопомнил свое село. Его род-   Кой знаменосна, казалось, что это подлин-
woe coro Жернище лежало на главной   ная душа бригады, живая,  порывистая
‘1 прорыва. Танкисть одним ударом вы-   ДУта НН торячо бъется на весен-
били немцев из села и не и go Ree NE Б. ГАЛИН.
слочь. Когда бой передвинулея за зъерни H. ДЕНИСОВ,

ще; он вехал сюда на танке.  Родичи
Бойко, а их было мното здесь, окружили ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

мейской газеты, стопка журналов, книги.

Если вы с дороги хотите пить, вам сей:
час же принесут стакан чаю. Рядом с ком-
натами отдыха находится питательный
пункт, там можно пообедать, поужинать.
Если погода дождливая и у вас промокли
сапоги, портянки, шинель — здесь есть су-
шилка, и не болыше как через час ваше
обмундирование будет высушено.

Такая же заботливость проявляется и в
отношении сержантского состава и в отно-
шении бойцов. В их` комнатах отдыха по-
ставлены аккуратные деревянные топчаны,
табуреты, везде порядок, чистота, уют.

В среднем за сутки’. через эту своеобраз-
ную гостиницу проходят 6—8 офицеров,
10—12 сержантов и до 50 рядовых, а весь
ее обслуживающий персонал состоит толь-
ко из трех лиц — одного военнослужаще-
го и двух вольнонаемных работнии.

Едва ли есть нужда распространяться о
полезности этого почина. Известно, что хо-
роню организованный отдых воина в пути
сберегает его силы для боевых дел на
фронте. ° :

района,
средства

Научно-практическая конференция
врачей войск
противовоздушной обороны

вовоздушной обороны Красной Армии.
На конференции были заслушаны докла-

нерал-майор медицинской службы

ДЕНЬ-В РАБОТЕ, ДВА-В РЕМОНТЕ

ботаем-—два ремонтируем, — шутят води-
тели этих машин.

Обращает на себя внимание и другое
ненормальное, Ha наш взгляд, явление.
Направляясь в очередной рейс по вой-
скам, агитмашины никогда, как правило,
не’ снаряжаются достаточным. затасом го-
рючего или талонами на получение пос-
леднего в пути. Это в <вою очередь на-
много сокралцает коэфициент их полезной
деятельности. К мытарства по рембазах
прибавляются еше мытарства в поисках
торючего. Перед нами любопычный локу-
мент —— отчет одного ИЗ начальников
атитмалтин капитана Рыбажовой. «Вы-
ехали в команлировку четвертого числа.
Два дня обслуживали один истребитель-
пый  прогивотанковый артиллерийский
полк, ‘потом перебрались в другой такой
же полк. Там работали одни’ сутки. Сель-
мое число пришлось затратить ‘ча поиски
такой части, тде можно было бы зарабо-
тать бензина на дальнейший путь следо-
вания. № вечеру нашли один такой хоз-
взвод и дали там 2 киносеанса. Восьмого
числа работали в артполку, затем маптина
вышла из строя и пришлось телциться На
рембазу. Там провели трое суток. 12 чис-
ла работали на аэродроме, 13 числа вы-
нуждены были свернуть работу в вой-
сках и приступить к поискам нефтебазы
с тем, чтобы обеспечить себя бензином
на обратную дорогу. На нефтебазе дали
два киносванса»..

Возьмем, далее, такой участок рабо-
ты атитмалиин, как демонстрация кино

. В наем распоряжении имеются

ии по чьим заданиям она   ФИЛЬМОВ
ДИ ра КОГО Обо О 3 а
каково ее техническое состояние. и ето ана

В нелавнех прошлом был случай, когда

за месяц дала 61 киносеанс; в том числе
ша из агитмашин почти целый Месяи  ; штабе фронта — 25, в рембазах —
нахолилахь в велении хозяйственной Ча- [(, в госпиталях — 5 и в линейных ча-
сти Дома Красной Армии и использовалась

стях только — 21. По данным другого
для подвоза продовольствия. ДРУГУЮ ©У-  киномеханика тов. Краденова, выходит,
мел приспособить для своих нужд  Еач-

что вторая агитмаина за тот же периох
фин. В самый разгар весемнего безлорожья   зла 56 киносеансов, из них в штабе
он погнал ее почти за 200 километров ©   фронта — 23, в рембазах — 13 и не-
единственной пелью —— выплатить ae посредственно в войсках — 20. Наконец,
занье фронтовому ансамблю краснойрмеИ”   хинопередвижкой третьей агитчашины в
ской песни и пляски. Наконец, Третья) течение мая дано 54 киносеанса, из в
агитмаднина опять-таки в самую раснути- торых на штаб фронта А ;
ny слелала 600-километровый pelic Blog тоспиталя = 4 И на войока —
Киев и обратно, перевозя актеров и эк- Не пора ли отделу атитации и ори
@тонаты для выставки. танды _политуправления фронта хороше

>

стей военно-воздушных сил.

также полковник медицинской

‘

(ран многих  средетв, призванных
обеспечить надлежащую оперативность и
TEOROCTS атитационно-пропатандиетекой
уаботы в войсках, далеко ме последняя
ль отводится агитмаптинам фронтовых
Хоюв Красной Армии. Однако, как еви-
хтельствуют факты, некоторые наши’ по-
туправления фронтов до сих пор He
установили нужного контроля за исполь-
звание  этих машин. В  езультате
ола атитмаптины выполняют У Hac
cone не те. функции, какие они
фазаны выполнять. Таково, в чает
EXTH, положение и wa 1-м Украин-
ии фронте. За эксплоатацию  атит”
зашин здесь никто по существу не несет
перональной ответственности. Правда,
официально считается, что на каждой та-
10й машине есть свой начальник из ЧиИС-
la штатных лекторов Дома Красной Ap-
мии, но это чистая фикция,

— Мы не начальники агитмашин, &
copes придаток ю ним, — сиразехлиьо
утзерждает старший лектор Дома Красно
Армии капитан Колганов. — Истинным
хозяином этой машины я, например, чув”
вю себя только в те дни, когда вместе
с ней направляюсь в очередную команди-
зку. Там приходится самому и планиро-
вать и организовать всю ее работу. Но кон-
Чаетея твоя команлировка, и ты уже как
пачальник атитматины ровно ничего He
значишь. У тебя не споапивают, Kak oe
Еспользорать, и вплоть до вручения ‚ тебе
следующего командировочного предписа-
ния ты остаеться в полном неведении 0

А. П. Попов и другие. .

из своёй медицинской практики.

Patray3.

РЕДКАЯ НАХОДКА

они пролежали в земле свыше 200 лет,

банка.

Е Т.` Снайпе
ины пришли в такое  ко вникнуть в эти цифры и сделать из ne nine ae м pete
В итоге агитмаш сейчас больше про- них соответствующие ВЫВОДЫ. . Недилько : засаде; as
eae Ha i чем работают. Подполковник М. ЗОТОВ. ото нашего фо рр.

старшего лейтенанта Г. Хомзора.

у i Gi

— Ч сдем — два стоим, день ра? 1 Vina т

создан-

овощей.

ее детскому.

] цем, но, обладая блестящими

На-днях состоялась первая научно-прак-
тическая конференция врачей войск проти-
  новны извращало

ды по организационным вопросам, по во-
просам хирургии и терапии. о

С докладом на тему «Патология военно-
го времени» на кокференции выступил ге-.
заслу-
женный деятель науки профессор М. С.
Вовси. С большим вниманием был выслу-
шан также доклад полковника медицинской
службы С: Крылова об опыте медико-сани-
тарного обслуживания частей Московской
противовоздушной обороны, доклад полков-
вика медицинской службы А. Мазина 06
опыте медико-санитарного обеспечения ча-

На конференции с докладами выступили
службы
доктор медицинских наук профессор С. Т.
Павлов, подполковник медицинской служ-
бы доктор медицинских наук профессор

Выступившие на конференции врачи от-
дельных частей и соединений обменялись
опытом и сообщили ряд интересных фактов

В работе конференции приняли участие
генерал-полковник М. С. Громадин и по-
мощник начальника Главного военно-сани-
тарного управления Красной Армии гене-
рал-лейтенант медицинской службы Л. Г.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 июня. (По
телеграфу). Бойцы подразделения твардии
майора Колионикова рыли котлован для
блиндажа. На глубине в полтора метра они
обнаружили глиняный горшок. В нем ока-
залось 140 старинных серебряных монет.
Судя по датам, вычеканенным на монетах,

Находка сдана в полевое отделение Гос-

Семилетняя война явилась Ia рус-
ской армии хорошей боевой школой, вос-
питавшей ряд выдающихся военачальни-

БОВ И В ИХ числе таких полководцев, как ^

Румянцев. и Суворов.

Попытки иностранцев,  находившихея
на русской службе, подражать прусским
порядкам © их тватрально-напыщенными
«экзерцициямя» солдат, затянутых в узкие
мундиры, в париках, с буклями H  Ko-
сами, к счастью, не увенчались успехом.
Русская армия но свернула с то№ на-
ционального пути, на который она уве-
ренно встала при Петре.

Прололжателем дела Петра в области
военного искусства был гениальный рус-
ский полководец А. В. Суворов. Связую-
щими звеньями между петровской и су-
воровской эпохами были Румянцев и
Потемкин.

Выдающиеся военные способности Ру-
мянцева проявились уже в Семилетнюю
войну. Командуя дивизией в сражении
при Гросс-Егередорфе, он блестящей
контратакой, произведенной по собствен-
ной ‘инициативе, емял немцев и е1особ-
ствовал полному их разгрому. В 1761 г.

‘после недолгой осады он овлалел сильней-

шей крепостью в Северной Германии  —
Вольбергом. =

В военной деятельности Румянцева
большую роль сыграл его личный опыт,
приобретенный им ‘в Семилетней войне.
В 1770 г. Румянцев написал «Обряд служ-
бы», который позже был принят в каче-
стве официальной инструкции для армии,
Эта инструкция утвердила те новые по-
рядки в несении службы и в построениях,
которые Румянцев с успехом применял во
время войны. Особенно важно было по-
строение колоннами для маневрирования на
поле боя и атаки — безвой порядок, при-
нятый впоследствии Наполеоном. Отнотие-
ние Румянцева к солдату представляло
полную противоположность  бездущной
дисциплине Фридриха и являлось разви-
тием взглядов Петра на высокое значение
морального духа воина.

Команлуя во время войны с Турцией
(1768—1774 гг.). Первой армией, Румян-
цев проявил” себя kak инициативный,
смелый и талантливый полководец, у
которого стратегия и тактика были под-
чинены одной цели — уничтожению жи-
вой силы противника. «Никто не берет
города, не разделавшись прежде с силами,
его зашищающими», — говорил Румян-
пев, повторяя почти в точности основное
положение Петра. Блестящие победы Ру-
мянцева при ЛДарге и Кагуле (1770 г.)
над противником, имевшим огромный чис-

ленный перевес, служили образцами вы-.

COKOTO военного искусства.

Военно-организаторская и боевая  лея-
тельность Румянцева оказала большое
влияние на Потемкина и Суворова:  По-
‘темкин_ не’ ‘был крупным  полковод-
организа-
торскими и административными слособно-
‘тями, легко схватывал полезные мысли
H начинания и быстро проводил их в
жизнь. Он успешно уничтожал остатки
того вредного подражания иностранным
образцам, которое в годы засилья немец-
ких офицеров в парствование Анны Ивз-
национальные четы
русской армии. Следуя системе Петра, Пэ-

темкин в основу обучения положил foe-

вые требования, так как истинное назна-
чение армии он вилел в войне.

В соответствии с этими взглядами
Потемкин изменил неудобную форму,
введенную в русской армии в подража-

вие прусскому обуунлированию. В oxox
из приказов он писал: <В России ~ xe,

‘когда вводилось регуляретво, вошли офи-
перы иностранные, © педантством того
времени, а наши, не зная прямой пели
вещам военного снаряда, почли вс6 свя-
шенным и как будто таинственным. Им
казалось, что регулярство состоит в ко-
сах, шляпах, клапанах, общлатах, py-

жейных приемах и прочем. Занимая же

себя таковою дрянью, и до сего времени не
знают еще самых важных вещей... сло-
вом, одежда войск наших и амуниция
такова, что придумать нельзя лучше Е
угнетению солдата; тем паче, что он
взят будучи от крестьян (в трилцать лет
почти) узнает уже узкие сапоги, мно-
жество полвязок, тесное нижнее платье
и пропасть вещей сокрушающих. Ерасота
одежлы военной состоит в равенстве и в
соответствии вещей е их употреблением.
Платье — чтобы солдату было одеждою,
& не в тягость».

Когла генерал Петр Панин сформировал
В своей дивизии команду егерей для мет-
кой стрельбы по противнику в рассыпном
строю, Потемкин не только одобрил эту
инициативу, но, воспользовавитись опытом
Паника, приступил к формированию 969-
бых егереких батальонов, число которых
непрерывно возрастало И к концу  цар-

отвования Екатерины было доведено 0

43. Появление егероких войск, не извест-
ных в это время еще ни в одной евро-
пейской армии, по существу означало но-
вое направление в тактике — перехох к
рассыпному строю стрелковых цепей.
Раньше других на этот путь вступила
Франция, но и то лишь е 1791 г. Егер-
ские войска стал широко применять На-
полеон.

Суворов — олна из вершин русской
военной славы. В истории военного ис-
кусства нового виемени эн — ехинствен-
ный полковолец, не проигравший ни. од-
ного сражения.

Суваров был не только гениальным
полководцем, но и не менее замечатель-
ным палагогом в самом широком смысле
этого слоза, Он был создателем собствен-
ной системы военного воспитания, которая
стояла неизмеримо выше

См. «Красную звезду» от 9 июня 1944. г.

В Центральном доме работников искусств
состоялся вечер . «Севастополь —= город
славы русского оружия». ‘Работники
искусств столицы встретились с участника-
ми героической обороны  (1941—42 гг.) и
штурма (1944 г.) Севастополя. Зал ЦДРИ
заполнили терои Февастопольских боев,

бойцы и офицеры Красной Армии, морякв

распрестранен-

> ных сражений с русскими Наполеону

СТАТЬЯ ВТОРАЯ удалось только два раза нанести им серь-

езные поражения, которые, однако, He

м превратились в военную катастрофу: при

ней в ХУ вене в Европе системы,   ЗУСтерлице (1805 г.) и Фридланле

(1807 г.). 0ба раза русская армия по>
платилась за то, что под влиянием  не-
мецкой военной схоластики отошла от
суворовской «Науки побеждать». В сраже-
нии при Аустерлице по личному поиказа-
нию императора Александра был принят
план прусского генерала Вейротера, отли-
чавитийся крайнии кабинетным педантиз-
мом и полным пренебрежением к конкрет-
ной обстановке на поле сражения.

Потерпев две серьезные неудачи, рус-
окая армия очень быстро усвоила те
принципы, благодаря которым Наполеон
превосходил своих противников, в част-
ности — тактические преимущества, фран-
цузекого боевого порялка (переход от ли-
нейной тактики к глубокому построению).
Это было сделать тем легче, что военная
система Наполеона была ближе всего к
русской с ев национальным характером ал-
мии, комплектовавиейся на основе военной
обязанности населения, с применением в
русской аруии рассыниого строя, строя
колоннами для наступления и т. д. Рус-
ская армия была уже знакома с основами
нового боевого порядка.

В войне с Россией Наполеен встретил-
ся не только со стойкой русской армией,
проникнутой наступательным духом Су-
ворова, но и с учениками гениального -рус-
ского полководца — Вутузовым, Багра-
тионом, Платовым, Кульневым и другими.

В лице Кутузова русская армия имела
лучшего представителя суворовской школы.
Но было бы ошибкой витеть в действиях
Вутузова простое подражание его велико-
My учителю или противопоставлять епо-
с0б ведения войны Кутузовым искусству
Суворова, как две разных стратегических
системы (при этом иногда Суворова cpaB-
нивали с Ганнибалом, а Кутузова — ©
медлительнымх римским полководцем Фа-
бнем «Кунктатором»). В лействительности
верность Кутузова суворовекии традициям
не мешала ему быть полководпем вполне
самостоятельным и оригинальным.

Кутузов, как и Суворов, был  вратом
закоснелого шаблона. Поэтому он пре-
красно понимал, что точное применение
суворовских приемов, как в широких
стратегических операциях, так и на поле
боя, в условиях наполеоновских войн было
ненужным и невозможным. В лице Куту-
зова Наполеон встретил сильнейшего про-
тивника, и, если следует говорить о влия-
нии Наполеона на Кутузова, то и обрат-
но — Кутузов заставил Наполеона пере-
смотреть некоторые уже решенные им во-
просы ведения войны,

Кутузов проявлял суворовскую энергию
и настойчивость. Классическим примером
такой стратегии были операции Кутузова
на Дунайском театре войны с турками в
1811—1812 rr. когда Кутузов заманил
турецкую армию на левый берег реки и
заставил ее капитулировать, сам понеся
при этом ничтожные потери.

Кутузовская стратегия отличалась иск-
лючительным реализмом, основанным на
глубоком знании противника и своих в0з-
можностей.

06 успехе любой стралегии судят по
ее конечным результатам. Результатом
стратегии Кутузова в 1812 г. бла ru-
бель 600-тысячной армии Наполеона, что
предопределило крушение всей его воен-
ной и политической системы и бесславный
конец ‘самюто великого полководца, иеч-
авшего о мировом господстве.

Зутузов вошел в историю как выдаю-
щийся организатор партизанской войны в
1812 г., сыгравшей важнейшую роль В
разгроме Наполеона. Вместе © этим Вуту-
зов показал прекрасные образцы тактики.
Блестящее руководство войсками под Бо-
родиным является классическим примером
управления оборонительным сражением.

Немецкие военные писатели- пытались
представить Наполеона, как преемника воз
енногм искусства Фридриха. В действи-
тельности же стратегия и тактика Напо-
Леона были не развитием идей Фридриха,
a их отриванием и преодолением. Когда
при помощи русской армии была освобож-
дена и ‘восстамовлена Пруссия, немцам
пришлось произвести полную реорганиза-
цию своей военной системьь то-есть от-
казаться от. всего того, что еще остава-
лось от Фридриха.

Немецкие военные историки или замал-
чивали развитие русского военного #ис-
кусства иди давали 0 нем ложное и ис-
каженное представление. Клаузевиц 0б’яс-
нял русские успехи в 1812 г. стечением
счастливых обстоятельств и советами не-
мецких офицеров, состоявитих при русском
командовании, роль которых в действи-
тельности сводилась к нулю или приво-
дила. к отрицательным результатам. He
понимая  сущиости фусекого военного
искусства, Влаузевиц называл Суворова
«неотесанным человеком природы». Не-
мепкие авторы из кожн лезли вон, пы-
таясь доказать, что русская военная си-
стема тазвивалась не на основе собет-
венных достижений и исторических тра-
диций, & лишь путем перенесения иност-
ранного опыта. 3

В хействительности русское военное
искусство, опираясь на достижения всзн-

основанной на формальней дисциплине.
Для Суворова солдат был прежде все-
го человеком, в котором настойчивым и
упорным трудом предстояло развить каче-
ства, необходимые для стойкого и ‘отваж-
ного воина: выносливость, физическую
силу, мужество, сметливость, инициативу.
У Суворова храбрость выражалась не
только в презрении к опасности, но, глав-
ным образом, в наступательной энергии,
в стремлении сблизиться © врагом грудь
с грудью, бить его штыком в рукопаптной
схватке.

Система суворовского военного воспита-
ния отличалась тлубоко национальными
чертами. Суворов всегда требовал: «По-
кажи на деле, что ты русский!». Чувство
национального ‘достоинства появлялось как
результат преданности Родине.

Другой характерной чертой суворовеко-
го воспитания было развитие в солдате
соенательного отношения к его обязанно-
стям: «Каждый солдат должен понимать
свой маневр». И это суворовское требова-
ние принципиально отличалось от прусской
системы, обезличивавшей солдата и пре-
вращавией его в бездушный придаток во-
енной машины. Важдая деталь этого ме-
ханизма исправно действовала, пока не
нарушались взаимная связь и сцепление
между его частями. Суворовский же солдат
прекраено действовал не только в массе,
но и как индивидуальный боец. Это ка-
чество было необходимю для успетного
применения Суворовым новой тактики.

Суворовский  глазомер — это точное
знание условий, обеспечивающих победу.
Быстрота — умение воспользоваться эти-
ми условиями, не потерять времени. Су-
воровский натиск был выражением воли
к побеле путем разгрома противника на
поле боя и уничтожения его в настойчи-
вом преследовании. :

Основные положения «Науки побе-
ждать» одинаково отражали сущность
стратегического и тактического искусства
Суворова. Достаточно сравнить их © «во-
енным завещанием» Фридриха ПИ, чтобы
почувствовать всю глубину принципиаль-
ного расхождения между ними. Фридрих
рекомендовал прибегать к сражениям В
крайних случаях («Не следует давать
сражений, но занимать сильные и выгод-
ные позиции»), Суворов искал cpame-
ний. Фридрих довольствовалея победой на
самом поле б0я; Суворов преследовал
врага ло полного его ‘уничтожения. Он
говорил: «Недорубленный лес вырастает».
Тактические приемы Фридриха были одно-
образными; Суворов был. враг всякого
шаблона. Каждое сражение Суворова, от-
тичаясь оригинальностью замысла и ис-
полнения, было неповторяемым.

Суворов сам прекрасно понимал, 9710
его военное искусство во многом проти-
воречило установивитимея правилам.

Именно в этой новизне, в реши-
тельном разрыве с устарелой доктриной,
в смелости исканий и заключалась сила
полководческого таланта Суворова.

Благодаря выдающимея нововведениям
Петра, Румянцева, Суворова, русское во-
энное искусство в ХУП  веке стало веду-
щим в мировом военном искусстве. Мно-
тое из того, что вводил во французской
армии и блестяще применял Наполеон, до
нето существовало в русской армии. OT
кордонной системы отказался еще Петр.
Рассышной строй был введен в русских
войсках при Екатерине, а построение,
принятое Суворовым при штурме Измаила
— сочетание рассышного строя © баталь-
онными колоннами, — очень близко &
боевому построению наполеоновской  ap-
мии. Массированные Удары. кавалерии
холодным оружием в широком маспетабе
применяя Румяннев, а затем Суворов.
Наибольшую оригинальность Наполеон
проявил в распоряжении артиллерией. Од-
нако и здесь необходимо отметить работы,
которые велись в России под руководет-
вом Шувалова и имели пелью облегчить
вес системы для увеличения маневренно-
сти.

Характерно сопоставление русской и
прусокой армий в начале ХХ Bera в
период решающей проверки — борьбы с
наполеоновскими войсками,

Прусская армия к моменту релтительных
боев с Наполеоном, от исхода которых за-
висела судьба Пруссия, считала себя но-
сительницей традиций Фрилриха Пи его
военного ‘искусства. Армия имела опытный
офицерский состав и отличалась жестокой
«фридриховской» дисциплиной. Между тем
небывалый в военной истории скандаль-
ный разгром всей прусской воевной си-
стемы произошел всего ма седьмой день
войны в двух сражениях, в один и тот
же лень. В бою под Аутэрнегедтом немцы
были разбиты, несмотря на двойное пре-
восхолетво в силах, потерь понесли почти
в три раза больше, чем французы. Через
mes недели после этого Наполеон вошел в
Берлин.

Причина быстрого успеха Наполеона
заключалась в отсталости прусской воен-
ной системы, с методическим упорством
отстаивавшей осужденные всем ходом раз-
вития военного искусства правила, «непо-
белимого» Фридриха П. «...Фридрях поло-
жил основание тому педантизму и муш-

ного прогресса, шло своим, нацисналь-
тре, — писал Энгельс, — которыми С ным путем и оказывало — огромное
этих пор отличалась пруссаки, и этим дей-  влияние на военное _ искусство вру-

ствительно подготовил их в беспримерному
позору Йены и Ауэршиедта».

Совсем иными, были результаты боевых
столкновений наполеоновской аомии с рус-
ской армией, воспитанной на традициях
суворовской школы. Из всех многочислен-

гих европейских армий. Оснавная линия
пазвития мирового военного искусства от
ХУ! века к ХХ веку шлак Напо-
лезну от Петра и Суворова, а не от Фрил-

риха.
„Проф. К. БАЗИЛЕВИЧ.

ааа a ee пориво

ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГЕРОИЧЕСКОМУ СЕВАСТОПОЛЮ

лейтенант Я. Крейзер рассказал о массо-
вом героизме бойцов и офицеров Красной
Армии, которые в три дня сокрушили не-
приятельскую оборону и вернули родине
важнейшую военно-морскую базу на Чер-
вом море — город Севастополь.

В заключение вечера состоялся KOH
церт, в котором приняли ‘участие крупней:
шие мастера искусств столицы.

Черноморского флота, летчики военно-воз-
душных соединений.

Торжественное заседание, посвященное
чествованию славных героев-севастополь-
wes, открыл заслуженный деятель
искусств И. Берсенев. С воспоминаниями
о героических 250 днях обороны города-
героя выступила Герой Советского Союза
снайпер Людмила Павличенко. Генерал-

>