Ry

Ч

4 августа 1943 Г. среда

№ 182 (5553)

Обеспечить маневр танков
Ha поле боя—дело всех
роллов войск

Развернувшиеся теперь бои характерны
прежде всего массовым применением тан-
хоз. Оснащенные могучей техникой, имея
за плечами двухлетний опыт войны, тан-
mone войска Красной Армии выступают
теперь на полях битв во всеоружии боевой
мощи и мастерства, как основная наша
ударная силё. Это ко многому обязывает
танкистов, это ко многому обязывает и все
остальные рода войск. Тесно взапмодей-
ствуя с нашими танковыми частями, они
обязаны делать всё, чтобы в каждом от-
дельном случае обеспечить наиболее пол-
08 использование всех возможностей ме-
ханизированных войск, наиболее эффек-
тивное применение танковой техники, т. е.;
хороче говоря, создавать предельно Oaaro-
приятные условия для маневра танков на
поле боя.

Искусный маневр танков на поле боя
является одних из важнейших условий их
бобвого успеха. Этот-маневр ни в коем
случае нельзя рассматривать изолирован-
но. Опыт боев учит, что действуют ли
танки в качестве групп непосредственной
поддержки пехоты, или как эшелон раз-
витяя успеха в оперативной глубине, —
их маневр всегда должен быть неотделим
от общей илеи наступления, & нередко и

той и танками. Спора нет, танки, уни-
чтожая живую силу противника и его
технику, являются средством усиления
пехоты. Соответственно этому принципу
рассчитывается и дтроится маневр тенков.
Но он может не осуществиться, если ле-
хоть не приложит всех сил, чтобы обесие-
чить танкам максимум благоприятных ус-
ловий. Главное здесь заключается в том,
чтобы сохранить взятый танками перво-
начальный теми атаки. -

Опыт показывает, что темп атаки со-
храняетея всюду, где пехота не отстает
от танков, а следует за ними буквально
по пятам. Наоборот, когда пехота, дейст-
вует нерешительно, не полностью исполь-
зует имеющиеся средства, подолгу задер-
живается с ликвидацией отдельных огне-
вых точек противника, — между пехотой
й танками образуется большой разрыв и
всё большее количество оживших огневых
точек вырастает не ее пути. Наконец, си-
лы противника и наступающей пехоты
уравноветтивалотся, и она вынуждена про-
сить помощи у танков, т. е. возвращать
их. назад. Но возврат танков, связанный
с нарушением их боевых порядков и
оставлением занятой местности, приводит к

затяжке наступления. Как только из
составлять ее основу. Ве всех случаях пепи наступалощего эшелона танков выпа-
хаждый шаг продвижения танков должен халот отдельные звенья, — подразделения,

быть тщательно  взвешен и рассчитан. Чет-
Кая организация взаимодействия, дружная
совместная боевая работа танков © други-
мн родами войск на всех эташах бя —
первооснова усмеменого мачевра танков.

Мощь танков наиболее полно раскры-
вается в атаке. Ho оти атаки дают
максимальный эффект лишь в том слу-
чае, когла им предшествует безупреч-
ная подготовка. Между тем некоторые
общевейсковые командиры упускают из
вида это условие. Известны случаи,
когда, стремясь достичь наибольшей вне-
запности, общевойсковые начальники” до
последнего момента держали танкистов в
неведении относительно предстоящих дей-
ствий. Танки подтягивались к передне-
му краю лишь накануне наступления,
задачи танкистам ставились на ходу,
наспех. Ясно, что при таком методе ис-
пользования танков командиры и экипажи
танковых частей и подразделений не успе-
вают как следует изучить местность и ог-
невую систему противника. В лучшем слу-
чае организация взаимодействия ограничи-
вается здесь беглым просмотром местности
в бинокль и назначением  сиеналов чю
нелеуказанию и переносу огня. Не разве-
` дав как следует инженерных и отневых
препятствий по своим боевым курсам, тан-
` кн в пернох атаки вынуждены подолгу
отыскизать проходы через минные поля,
топтаться Ha -меете и, двигаясь вдоль
фронта, нести. потери. у

Война учит, что маневр танковых Macc
только тогда достигает цели, когда 08
тшательно продуман и всесторонне подго-
товлен. Удача маневра танков зависит пре-
wile всего от согласованности и быстроты
действий пехоты, -артиллерии и авиа-
‘ции. Авиация обязана=надежно прикрывать
наземные войска от ударов противника с
воздуха, совместно с артиллерлей  по-
клалывать дорогу танкам и пехоте в 060-

многие малнины попадают пох фланговый
огонь противника, нарушается управление
во всем танковом организме.

Стало быть, чем реже пехота будет
прибегать к возврату танков, тем опас-
нее для противника их совместный напор,
тем быстрее они достигнут решающего ус-
пеха. Как показала практика боев, наша
пехота при правильном планировании на-
ступления и  онергичнох руководстве
вполне способна успевать за танками. Веё
зависит от того, насколько активно она
действует, насколько релительно исполь-
зует успех, достигнутый танкистами.

Танкам, попавшим нё минные поля, 0с-
тановивиимся перед  надолбами,  рвами,
обязательно потребуется помощь пехоты.
В этот период пехота обязана 6вмело по-
двинуться вперед и прикрыть свои манит-
ны от огня противника, помочь им пре-
одолеть препятствия. Само собой понятно,
что эти действия пехоты должны быть
поддержаны массированным огнем всех
танков.

Главная задача танков — ‘уничтожение
живой силы противника. Но, выйдя на поле
боя, танки неизбежно становявеся как бы
матнитом, который притягивает к себе вее
огневые средства, в частности, артилле-
рию и нередко танки неприятеля. Вести
одинаково интенсивную борьбу со всеми
своими противниками сами танки не в си-
лах. Здесь решающее слово принадлежит
артиллерии, в особенности самоходной.
Двигаясь за боевыми оэшелонами танков,
она пристально следит 3a действием  огне-
вых средств противника и подавляет их
массой своего огия. Если артиллерия смо-
жет сковать в полосе наетупления артил-
лерию Врага, танки без труде справят-
ся с задачами поддержки пехоты. Однако
артиллерия добьется этого лишь тогда,
когда ее боевые порядки, при достаточной

led
me
Ната
Ша 3
и

OUCH
ARE Tk

z т TH
ронительной полосе противника. Может о. Ce Ps ae!
случиться, что танки  вырвутся далеко) ков яка

вперед, выйлут из_зоны досягаемости ог-
ня своей артиллерии и будут драться в
одиночестве. В такой период танковый нё-
чальник должен иметь специальный сиг-
нал на вызов истребительной и бомбарди-
ровочной авиации. По его указанию, она
осуществляет как воздушное патрулирова-
ние района боя, так и уничтожение нам-
более опасных очагов солротивления про-
тивника. Постоянное и тесное тактическое
взаимодействие’ между танками и авиаци-
ей всегда позволит танкам успешно завер-
UIT свой маневр.

Тесное локтевое взаимодействие холжно
существевать на поле боя и между пехо-

Yonex маневра танков на поле боя за-
висит от четкости их взаимодействия с
пехотой, артиллерией и авиацией, от того,
насколько согласованы и соразмерены 06-
щие усилия всех этих родов войск. Чем
меньше разрыв между ними но времени и
местности, чем компактнее их боевые по-
рядки, тем быстрее они достигают цели.
Организуя наступление, командиры всех
родов войск должны всегда создавать та-
кие условия, при которых танки смогут
производить свой маневр без вынужден-
ных рывков и остановок, & непрерывно и
на всю глубину обороны противника.

ЛЕТЧИКИ ИЗУЧАЮТ КНИГУ ТОВАРИЩА СТАЛИНА

Тетчики № гвардейекой части с больших   делениях проведены беседы, коллективные

интересох изучают книгу  товарища читки книги товарища Оталина. —
Сталина «0 Великой Отечественной войне! Большинство летчиков изучает книгу
Советского Союза». На-днях партийное товарища, Сталина самостоятельно. Oco-

собрание обсудило вотр0с 0 задачах идей-
ного воспитания коммунистов. Весь члены
партии, выступавшие на собрании, гово-
рили 0 том, чтс книга товарища Сталина
холжна быть положена в основу всей пар-
valnpstozermieckom , pajora. << Mays ПИН (ейщае в части готовится товаришеское
’ собрание наметило провести ряд лекций, собеседование на тему «Характер”и цели
   товарищеские собеседования © коммуни- Великой Отечественной войны». На-днях
стали. состоится лекция на тему: «Наличие об’ек-
После собрания партийное бюро ужё  тивных факторов, определяющих неизбеж-
организовало несколько лекций. В подраз- ность резгрома гитлеровской Германии».

бенно активно взялись за это дело тт. Бе-
лоусов, Журавлев, Лаубе и другие. Рабо-
тая над книгой, они составляют конспекты.
Партийное бюро выделило консультантов,
которые помогают летчикам в самостоя-
тельном изучении книги.

ВРУЧЕНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО ЗНАМЕНИ

„,‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3` августа.   охрану и оборону знамени. Раздается пу-
  (От наш, корр.). На болышом зеленом по-  шечный салют. Звучит команда:

16 выстроилось соединение, которым коман-  -— Под знамя, смирно!
Оркестр выходит на середину поля. Гре-

4h
wd
{

1 дует генерел Курышев. Недвижимы ряды

десантников. Вокруг всё тихо, и только
eof ветер треплет два белоснежных параниота,
‘пк прикрепленных стропами к земле. Сегодня
‚  Н& этом поле происходит церемония вруче-
ий ния твардейского знамени. Лица рядовых
9 и офицеров освещены радостью. Возле три-
„буны стоят гости, приехавшив в часть на
0  торжество.
о Знамя вручает член Военного Совета
pps воздушно-десантных войск генерал-майор
  зй Громов. Торжество вручения проводится ¢
— аточным соблюдением всех соответствующих
и правил, выработанных жизнью. Строй: де- и
igh сантников опускается на одно колено.   рассыпались ярким фейерверком. Парад
7 Командир соединения целует священную   окончен. Зазвучали песни и смех. Десант-
a

движутся шеренги десантников. Идут м0-
лодые, загорелые бойцы, отборные воины.
Они вооружены новейшим и мощным пе-
хотным оружием. Плотноеть огня, которую
могут создать эти бойцы, етройно идущие
сейчас в ротных колоннах, будет непрони-
цаемой для врага... На митинге десантни-
ки говорили о своей готовности к самым
сложным операциям в тылу врага, о горя-
чем своем стремлении выполнить любой
приказ Верховного Командуюнщ@то.

В небо взлетели разноцветные ракеты и

ткань твардейского стяга. Kapaya пюлходит  ники праздновали день вручения им гвар-
х зтаменшику и аосиотентам, принимая! дейского знамени, _

мит марш. Под сенью гвардейского знамени  —

Смерть немецким оккупантам!
eee ee eee ee eee

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

ЦЕНА 20 НОП;

x

OT C

Hee Opna).

местного характера.
В Донбассе в районе ЮГО-ЗАПАДНЕЕ

В течени» 2 августа на всех фронтах

летов противника.

На Орловском направлений наши войска
продолжали наступленне. .

Севернее и северо-западнее Орла наши
войска успешно продвигались внеред и за-
няли несколько населенных пунктов. 0т-
ступая под ударами советских частей, нем-
цы несут огромные потери в людях, воору-
жении и военных материалах. Наши бойцы
захватили многочисленные склады с boe-
припасами, продовольствием, 17 орудий,
несколько исправных танков типа «тигр»
и другие трофеи. Особенно упорные бои
происходили северо-западнее Орла. Немцы,
оказывая сопротивление наступающим со-
ветским частям, непрерывно бросали в
контратаки танки и пехоту. Наши бойцы
отбили все контратаки противника и уни-
чтожили евьние 2.000 гитлеровцев, 13 тан-
ков, 12 орудий и много автомашин. +.

Южнее и юго-западнее Орла части
Н-ского соединения, преодолевая сопротив-
ление противника, продвинулись виеред и
заняли ряд населенных пунктов. Уничто-
жено до 1.500 немецких солдат и офице-.
ров. Нашими подразделениями подбито и
сожжено 8 танков, уничтожено 4 сймохох-
ных и 19 полевых орудий, 10 минометов
и 80 пулеметов. Захвачены у противника
19 орудий, 6 радиостанций и склад бое-
припасов.

Наши летчики в воздушных боях в те-
чение дня сбили 76 немецких самолетов.

# * *

-ъ

На Белгородском направлении происхо-
дили поиски разведчиков и бои местного
значения. На участке, который обороняет
Н-ское соединение,
несколько сильных попыток разведать боем
советские позиции. Наши подразделения
огнем из всех видов оружия и контруда-
рами отбросили противника Ha исходные
рубежи, а затем потеснили его. На поле
боя осталось более 300 вражеских“ тру-
пов. Захвачены 3 орудия, 19 пулеметов,
18 автомашин и 3 Тадиостанции.

+ # *

На Ленинградском фронте огнем артил-
лерии и минометов разрушено 35 враже-
ских дзотов, 11 блиндажей и 5 наблюда-
тельных пунктов. В тезультате. активных
действий налших подразделений уничтожено
не менее батальона немецкой пехоты.

В воздушных боях, развернувшихся на

На БЕЛГОРОДСКОМ направлении — ‘усиленные поиски разведчиков

немцы предприняли!

подступах к Ленинграду, наши - летчики
сбили 20 и подбили 4 немецких самолета.
Герой Советского Союза гвардии капитан

т. Харитонов сбил 2 самолета противника.

Старший лейтенант т. Билюкин уничтожил
4 немепких самолета. Советская авиация,
наносившая удары по коммуникациям и
тылам врага, разбила несколько железно-
дорожных эшелонов, уничтожила более 50
автомашин, взорвала 5 склалов боеприпа-
сов. В Финском заливе самолетами-торие-
доноспами потоплены сторожевой корабль
и два тральщика противника.

СЕГФОДШЯ B HOMEP E:

От Советского Информбюро (1 стр.). ‚

Указ
(1 стр.).

Президиума Верховного

Подполковник П. Коломейцев. — Артиллерийское
сопровождение наступающих танков (2 стр.).
Герой Советбёкого Союза полковник Г. Филиппов. —

Ночной бой мотопехоты (2 стр.).

Майор В. Земляной. — В воздухе на Орловском

направлении (2 стр.).
Опровержение ТАСС (2 стр.);

Совета СССР
(3 стр.).

Герой Советского Союза гвардии майор К. Алек»
сеев. — Организующее начало в воздушном бою

Гвардии полковник М. Смольянов. — Политотдел
и партийные организации (3 стр.).
Майор М. Зотов. — Слово офицера (3 стр.):

i

Подполковник Л. Гатовский. — Рост военно-проз

мышленной мощи СССР (4 стр.).

Заявление Черчилля о военных действиях на ост?

рове Сицилия (4 стр.).

on
ae wt

ВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Оперативная сводка за`З августа.

В течение 3 августа наши войска на ОРЛОВСКОМ
наступление, продвинулись на отдельных участках от 6 до 10 километров,
свыше 50 населенных пунктов и среди них железнодорожные
(11 километров восточнее Орла), ПИЛАТОВКА, СТИШЬ (8 километров  юго-восточ-

направлении продолжали

заняли
станции ДОМНИНО

и би

ВОРОШИЛОВГРАДА противник, в резуль-

татв понесенных крупных. потерь, свои атани прекратил.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте, в районе
разведчиков и интенсивная артиллерийско-минометная перестрелка с обеих сторон.

севернее и восточнее Мга — поиски

наши войска подбили и уничтожили

:21 немецкий танк. В воздушных боях и огнем зенитной -артиллерии сбито 180 само-

жхх

* *

На Карельскох фронте подразделение
капитана т. Копырина атаковало опорный
пункт противника. Советские бойцы BOD
вались во вражеские траншеи и в руко-
пашной схватке истребили до роты гитле-
ровцев. В результате атаки разгромлен
опорный пункт противника, разрушены все
оборонительные сооружения, в том числе
7 дзотов и 5 землянок. Захвачены плен-
ные.

жжж
Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Смоленской области,

заминировал в нескольких местах лоссе,
по которому немцы  подвозили к линии
фронта подкрепления и военные грузы. За
день на минах подорвались 16 автемашин.
Убито и ранено. 65 немцев. В конце июля
трунпа партизан пустила под откое два
немецких воинских эшелона. Партизаны
разведчики наблюдали, как прибывшие к
месту крушения немецкие восстановитель-
ные команды извлекли из-под обломков
вагонов до 200 трупов гитлеровцев Пат-
тизаны другого смоленского отряде по-
дорвали на минах три немецких воинских
эшелона. Разбито 3 паровоза, 10 плат-
форм с автомашинами и мотоциклами и
13 ватонов © различными военными тру-
зазеи.
x & *

Жители освобожденного Красной Армией
города Болхова — учительница средней
школы Галина Прохорченко, заведующая
тородской детской библиотекой Mapua Me-
дишева и другие рассказали о зверствах
немецко-фалииетских мерзавцев: «Захватив
Болхов в октябре 1941 года, немцы в
первые же дни разграбили город. Поваль-
ные грабежи сопровождались убийствами

мирных сраждан. Немецкие военные власти

закрыли все школы города и гревратили
их в солдатские казармы и конюшни. Они
разгромили педагогическое училище, исто-
рический музей, медицинское училище, а
наиболее ценные приборы физических каби-
нетов отправили в Германию. Немецкие
солдаты разорили городевую библиотеку и
сожгли более 50 тысяч книг. В здапии му-
зея немцы устроили склад обмундирования,
ь в ломе культуры — офицерский притон.
Во многих церквах немцы устроили гата-
жи, мастережие, склады. Гитлеровцы раз-
рушили старинную Троицкую церковь, рас-
положенную в самой лревней части города,
называемой «городком». зимою фашистекие
изверги выселили из домов сотни жителей.
Они выбросили на мороз женщин и детей,
стариков и больных и заставляли веё на-
селение строить дороги. Около 600 деву-
шек и молодых женшин немцы насильно
увезли в Германию. Перед отступлением
титлеровцы взорвали и сожгли две школы,
театр, все большие жилые дома, вырубили
деревья в городском саду. Под страхом
расстрела немецкие захватчики насильно
угнали многих жителей города».

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ СССР

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СССР и Председатель.
Президиума Верховного Совета Эстонской

ССР. тов. И. Я. Варес вручил вчера ордена’

и медали награжденным. .

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоении зва-
ния Героя Советского Союза вручаются
майору С. Г. Курзенкову-

За образцовое выполнение боевых зада-
ний Командования на фронте борьбы с не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и меда-
лй получает группа бойцов, командиров: и
политработников Красной Армии.

В числе награжденных старший лейте-
нант П. И. Онищенко, капитан Л. Х. Ла-
тыпов, гвардии майор И. П. Аверичев,
подполковник А. Г. Кобец, гвардии пол-
ковник М. Н. Кричман. От имени награ-
жденных выступил Герой Советского Сою-
за майор С. Г. Курзенков.

Награды за образцовое выполнение зада-
ний Командования в деле обеспечения
Красной Армии материалами гидрометеоро-
логической службы были вручены инженер-
подполковнику С. Т. Пагава, - капитану
1 ранга Н. Н. Зубову, А. Ф. Дюбюку,
В. Д. Третьякову, генерал-майору инже-
нерно-технической службы М. В. Белякову
и др. От всей группы награжденных вы-
ступил тов‹ М. В. Беляков.

Болыпая группа работников Централь-

За успениюе выполнение заданий пра-
вительства по освоению производства ар-
тиллерийских приборов и оснащение ими
Красной Армии Президиум Верховного
Совета СССР наградил болышую группу
работников приборостроительных заводов
Наркомата судостронтельной промышлен-
ности, Наркомата минометного вооружения
и Наркомата текстильной промышленности.

Орденом Ленина награждены: директор
завода № 205 Наркомсудпрома В. С. Кан-
дарицкий, токарь завода № 192 Нарком-
судпрома Ф. С. Перепелов, механик завода
№ 205 Наркомсудпрома Е. М. Яковлев;

ного ° аэро-гидродинамического института
(ЦАГИ) получает ордена и медали за вы-
дающиеся заслуги в области научно-
исследовательских работ по авиации.

За образцовое выполнение заданий Ко-
мандования в борьбе с немецкими захват-
чиками ордена вручаются контр-адмиралам
И. И. Азарову, В. А. Петровскому, В. А.
Белли, вице-адмиралу Л. Г. Гончарову, ге-
нерал-майору юстиции А. П. Вавилову, ге-
нерал-майору береговой службы В. А. Ни:
китину и др.

За успешное создание конструкций пря-
моточных котлов награды были вручены
Л. К. Рамзину, Н. П. Кацинскому, В. В.
Лунееву и другим работникам коллектива
прямоточников.

— Воодушевленные высокими награда-
ми, — сказал Л. К. Рамзин, — я от сво-
его имени и от имени своих товарищей по
работе заверяю правительство, что цы от-
дадим все свои силы для быстрейшего
внедрения прямоточных котлов в наше на-
родное хозяйство, для дальнейшего. про-
гресса советской энергетики.   :

Тов. И. Я. Варес после вручения орде-
нов и медалей обратился к награжденным
с краткой речью. В заключение тов. Ва-
рес сердечно поздравил получивших на-
грады товарищей и пожелал им дальней-
ших успехов в`их боевой работе,

(ТАСС).

НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ
НАРКОМАТА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
НАРКОМАТА МИНОМЕТНОГО. ВООРУЖЕНИЯ И НАРКОМАТА
ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Орденом Трудового Красного Знамени:
директор завода № 708 Наркомсудпрома
В. Т. Быстров, токарь завода № 192 Нар-
комсулпрома Н. Н. Ермаков, директор за-
вода № 12 Наркомтекстиля СССР П; И.
Образцев, начальник Главного Управления
Наркомминвооружения В. И: Шестаков и
другие, всего. 15 человек;

Орденом Красной Звезды — 21 человек;

Орденом «Знак «Почета» — ‘46 человек;

Медалью «За трудовую доблесть» —
25 человек; 5

Медалью «За трудовое отличие» — 21
человек. (ТАСС), ‘

Маршал авиации А. Е. Голованов.

УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О ПРИСВОЕНИИ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ, АВИАЦИИ

ГОЛОВАНОВУ, А. Е.

ВОЕННОГО ЗВАНИЯ

МАРШАЛА АВИАЦИИ

Генерал-полковнику авиации Голованову Александру Евгеньевичу

присвоить военное звание Маршала

авиации.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 3 августа 1943 года.

Южнее Орла

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). Наши части,
действующие южнее Орла, успешно про-
должая наступление, вновь заняли ряд на-
селенных пунктов на ряде участков. 0т-
ступаютдий противник стремится  отор-
ваться от теснящих его налних частей. Он
минирует дороги и мосты, выставляет за-
слоны, усиленные артиллерией и миноме-
тами, прикрывается авиацией. Однако co-
ветекие войска быстро опрокидывают вра-
Жжеекие заслоны, расчищают минные поля,
форсируют водные преграды и снова вхо-
дят в боевое соприкосновение © противни-
KOM.

Подвижная артиллерия, сопровождающая
боевые порядки нашей пехоты, наносит

своим огнем тяжелые удары по отступаю-

щим немцам, громит их артиллерийские и
минометные батареи. Усиленно действуют
налии танковые части, непрерывно атакую-
щие немцев. Так, № танковая часть, бы-
стро сосредоточившиеь на исходном рубе-
же, повела решительные атаки и продви-
нулаеь за день на 6—7 километров за, ру-
беж, занимаемый противником. Взаимодей-
отвуя с танками, стрелковые части при
энергичной поддержке авиации не дают
неприятелю задержаться ни на одном вы-
годном рубеже, сбивают ето с высот и
всё время виснут у него на плечах.

На некоторых участках противник. вы-
нужден отступать настолько поспешно,
что не успевает отводить свою технику.
Атакующие педразделения М стрелковой
части ворвались в неприятельские тран-
шеи. Вместе с пехотой на позициях про-
тивника, оказались и артиллеристы. Коман-
дир взвода управления батареи лейтенант
Гумевюк, младший сержант Швецов и
красноармеец Уткин захватили здесь Ba
исправных немецких орудия. Они немед-
ленно повернули пушки в сторону против-
ника и открыли по нему огонь прямой наё-

водкой. За короткое время, ведя OTOH из
немецких орудий, они уничтожили ло роты
немцев, чем способствовали еще более ус-
пешному продвижению пехоты. Таких же
образох командир минометной роты сосел-
ней части старший лейтенант Сытов за-
хватил у немцев миномет с большим ко“
личеством мин. Он выдвинулся вперед и
интенсивным огнем помог пехотинцам раз-
вить достигнутый успех.

Высокий настунательный: порыв наших
бойцов и командиров, умение наступающих
быстро и смело маневрировать своими си-
пами и средствами расстраивают все по-
пытки немцев задержаться на выгодных
рубежах. Лейтенант Махортов, заняв со
своей ротой населенный пункт, приблизил-
ся к господствующей высоте. Немцы вели
оттуда сильный минометный и пулеметный
огонь, преграждая дальнейшее продвиже-
ние роты. ‘Тогда лейтенант Махортов оста».
вил перед высотой неболыную группу сво-
их стрелков и стал совершать основными
силами обходный маневр. Незаметно лая
противника наши бойцы обошли высоту
справа и ‘слева, а затем решительно ата-
ковали ее. Лишь немногим немцам  уда-
лось бежать отсюда. Захватив трофеи и
восемь пленных, рота продолжала пресле-
довать противника.

Немалую помощь оказывают подчас на=
шим наступающем ‘частям жители оевобож-
денных орловских сел и деревень. Нример
высокого патриотизма и мужества показал
крестьянин одного села 60-летний Петр
Андреевич Савостиков. Бежавшие отсюда
немцы пытались задержаться на западном
берегу речки, минировав переправы. Петр
Андреевич Савостиков указал командованию
№ части минироранные участки и лично
провел вброд через реку наши передовые
подразделения. Бойцы № части вскоре сби-
ти противника с этого рубежа,

Севернее Орла

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). В районе
севернее Орла части М соединения, mpe-
одолевая упорное сопротивление немцев,
продолжают теснить противника. Сегодня
наступающие вновь заняли несколько на-
селенных пунктов и важных оборонитель-
ных рубежей. Носле упорного боя нашим
частям удалось овладеть еще одним узлом
сопротивления немцев.

Серьезные бои идут на путях отетуп-

‚ления противника. Поскольку основные до-

роги находятся под непрерывными удата-
ми наступающих, немцы пользуютея про-
селочными и лесными дорогами. Оставляя
населенные пункты, они пытаются этими
путями вывозить живую силу, технику.
военное имущество. Но эти попытки зача-
стую ни к чему не приводят. В большин-
стве случаев противник и на проселочных
дорогах несет немалые потери.

Наши части выделяют небольшие груп-
пы, которые, обходя опорные пункты не-
приятеля, проникают в глубь его располо-
жения, выходят на лесные и проселочные
пути и внезапно атакуют отступающих
немцев. Одно наше подразделение в тече-
ние нынешнего дня два раза атаковало
вражеские группы, отходившие по просе-
лочным дорогам. Одна неприятельская ко-
лонна была рассеяна. Гитлеровцы, атако-
ванные неожиданно, почти всё разбежа-
лись. Другая немецкая колонна во время
внезапной атаки разбилась на две части.
Половина ее вернулась обратно, & другая
вынуждена была обороняться. Наше под-
разделение тотчас же предприняло атаку
с двух сторон. Многие гитлеровцы были

перебиты, остальные разбежались, побро-

сав транспорт.