КРАСНАЯ

\

ЗВЕЗДА _ 4 августа 194% г., ерела. № 182 (5553).

иди, [——_——————--[——-———=————————————

Ночной бой мотопехоты

При развитой сети грунтовых и поссей-
ных дорог маневренность мотопехоты на-
иного превышает маневренность танков.
Находясь в момент завязки боя за десятки
километров, мотопехота быстро преодоле-
вает расстояние до противника и внезал-
но атакует ето в местах наметившегося
успеха. Так было во время прорыва He-
мецкой оборонительной полосы на одном
из учаетков Орловского направления. № мо-
тострелковая часть Меныше чем за, час по-
крыла расстояние в 23 километра, епеши-
лась, буквально с хода вотупила в 00й и
заняла ряд населенных пунктов.

Высокая подвижность позволяет мотопе-
хоте быстро создавать численный перевес
над противником на любом направлении.
Однако противник, обнаружив присутствие
мотопехоты на данном участке фронта,
стремится сковать ее подвижность. С этой
целью он старается оседлать все шоссей-

ные и грунтовые дороги, как OCH наступ-.

ления мотопехоты, подтягивая к ним пу-
леметы, минометы, артиллерийские орудия.
С хода преодолеть днем сильный огонь, а
тем более протолкнуть сквозь него автома-
пины чрезвычайно трудно. Но зато дерз-
кие ночные удары позволяют мотопехоте
сокрушаль опорные пункты противника
или же пол покровом темноты обходить их.

В одном районе наши передовые части
отбили у врага ряд опорных пунктов, з4-
крывавиих доступ в глубь оборонительной
полосы. № мотострелковой части было при-
казано продвигаться дальше. Танки, с ko-
торыми предноаагалось взаимодействовать,
задержались из-за отсутствия достаточно
прочных мостов на водном рубеже, и мото-
пехоте пришлось действовать самостоятель-
но. Перед олной деревней противник ветре-
тил мотоколонну сильным пушечным и пу-
леметным огнем. Бойцы немедленно спе-
шились, автомашины были отведены на-
зад и расстедоточены в ближайших рощах
и балках. Высланная разведка установила,
что в районе этой деревни немцы разме-
стили шесть противотанковых и три-четы-
ре самохолных орудия. Кроме того, здесь
оборонялось до батальона немецкой пехоты.

Дневные атаки опорного пункта не да-
ли положительных результатов. Решено
было разгромить его в ночном бот. Еще
заеветло артиллеристы подготовили огонь,

& пехотинцы батальона, которым командует  .

капитан Кобяков, скрытно сосредоточились
вблизи деревни. Около полуночи по услов-
ному сигналу был произведен массирован-
ный огневой налет. Велед за этим в де-
ревню с тыла ворвались пехотинцы. Удар
был настолько стремительным и неожидан-
ным для противника, что менее чем за час
его опорный пункт пал. Немцы бежали, по-
теряв только убитыми свыше 120 солдат
и офицеров.

Когда противник измотан дневными бо-
ями, как это и было в данном случае, он
не выдерживает ночного боя. Тем более,
что ночью легче создать угрозу окружения,
чего больше всего боятся немцы. Поэтому
следует чаще навязывать противнику ноч-
ные” бои.

Темнота позволяет не только быстро
громить вражеские опорные пункты, но еще
и маневрировать колесным транспортом.
Однажды нала развелка выявила, что по-
зади сильно укрепленной деревни немцы не
имеют поблизости подготовленного к 060-
роне рубежа. В самой же деревне и в 60-
седних хуторах противник сосредоточил
более 15 танков, в том числе несколько
«тигров». Было принято решение: обойти
опорный пункт ночью.

Под прикрытием артиллерийекого отня
Hall автоматчики подошли к деревне на
200 метров и открыли сильный огонь.
Немцы в свою очередь ответили стрельбой
из пушек и пулеметов. В этот момент под-
разделение мотобатальона, которым коман-
SERS a

EOE Ss

Е Fa ES ATE

дует тов. Сикорекий, атаковало левофлен-
товый хутор, а пехотинцы капитана №обя-
кова нанесли удар по правофлантовому.
Здесь бойцам удалось приблизиться на 30
метров к противнику и внезапной атакой
занять часть хутора.

Поскольку атака велась на широком
фронте, противник решил, видимо, что ата-
кующие стремятся овладеть всеми тремя
населенными пунктами, Он стянул стола

все евои огневые средства. Между тем эти

удары были лишь демонстрацией. Под шум
завязавшегоея боя, удалось незаметно про-
вести по одной из балок в тыл противнику
танки и автомашины с пехотой. Наутро
немцы, обнаружив в своем тылу колонну
танков и мотопехоты, поспелино отступили.

Как показала практика, использование
для мотопехоты колонных путей в ночное
время связано © некоторыми технически-
ми трулностями. Основная из них — дви-
жение без света. Устранить эту трудность
можно умелым провешиванием маршрута с
помощью сигнальных фонарей. Чтобы бы-
стро преодолевать крутые под’емы, особен-
но в сырую погоду, надо заранее назначать
специальные комамлы, которые на руках
выкатывают малнины. На марше, о котором
здесь сообщается, так было и сделано. что
обеспечило беспрепятственное движение ма-
шин.

Описанные нами два боя мотопехоты
происходили по сути дела на переднем
крае обороны противника. Вак явотвует из
всето сказанного, мотопехотаь вела эти bon
обычными пехотными методами, почти не
ислользуя своей подвижности, Ho вель
именно высокая подвижность позволяет мо-
топехоте наносить сильные и глубокие
улары противнику, добиваться большого
техтического успеха. Приведем третий при-
мер, характерный как раз в этом вмыеле.

На одном участке противник был сбит с
оборонительного рубежа и стал поспешно
отходить на запад. Мотострелковой роте е
несколькими приданными противотанковы-
ми пушками.и тремя танками было прика-
зано захватить единственную переправу
через итирокий водный рубеж, находящийся
в 30 километрах от линии фронта. В пол-
ночь, пользуясь темнотой, сначала автома-
шины с мотопехотой, а несколькихи. мину-
тами позднее и танки на полной скорости
проскочили через расположение немцев и
устремились к 0б’екту атаки. Прошло часа
два, и рота с полным светом фар ворва-
лась на мост. Бойцы перебили немецкую
охрану и вскоре взорвали мост. Так был
перерезан наиболее короткий и удобный
для немцев путь отхода.

Мотострелковая рота в течение двух cy-
ток обороняла подступы к взорванному
мосту, который немцы намеревалиеь зах-
ватить и восстановить. Потеряв свыше 700
человек убитыми, побросав транепорт п
около десятка орудий, немецкая колонна
повернула в другую сторону. Дерзкий удар
в сочетании с упорной обороной занятого
об’екта ускорил разгром крупной немецкой
части,

Выводы из опыта последних боев мы
сделали следующие. Действия мотопехоты
тольво тогда будут эффективны, когда она

тибко использует против обороняющегося

неприятеля методы дневного и ночного боя.
Улары по флангам и тылам опорных пунк-
тов должны стать излюбленными тактичес-
кими приемами мотопехоты. В условиях
маневренной войны, — конечно, после тща-
тельной подготовки к атаже, изучения 0с-
новного маршрута и вероятных колонных
путей, — мотопехота может наносить глу-
бокие удары, прорываясь колоннами в рас-
положение противника.

Герой Советского Союза

полновник Г. ФИЛИППОВ.
ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

БЕ АОИ

`ноеть и заметил длинный

SSS

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Подразделение автоматчиков, которым коман-
дует кавалер ордена Отечественной войны 1 степени тов. Коновалов, ведет раз-
ведку боем. Г

Два года в боях

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). 1 августа ис-
полнилась вторая годовщина стрелковой
дивизии, которой командует полковник
Волков. Эта дивизия была сформирована в
тот момент, когла враг напрягал все уеи-
лия, чтобы пробиться к великому городу
русской славы -— Ленинграду. Первые бои
6 немцами дивизия вела на дальних под-
ступах к городу Денина. Враг сразу почув-
ствовал силу ударов. наносимых свежими
ве частями, часто переходившими в контр-
атажи. В первые же недели ожесточенных
боев дивизия захватила у немцев более
десяти различных орулий, много пулеме-
тов, уничтожила немало живой силы врага.

За, два года войны в дивизии выросли
замечательные командиры, умеющие хоро-
шо управлять боем в самых сложных усло-
виях. Сейчас ее офицеры в основной своей
массе имеют богатый боевой опыт. Сам
командир дивизии командовал раньше пол-

Опровержение ТАСС

1940 г. на Карельском перешейке и R&

Снимок нашего снен. фотокорр. старшего лейтенанта Г. Хомзора.

31 июля в шведекой газете «Афтонтид-
нинген» опубликована статья 0 «советских
условиях мира © Финляндией». В этой ста-
тьё в качестве таких условий, ставших из-
вестными якобы от «одного советского ди-

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 3 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). ‚Немцы
тщательно готовили свой
парк к летним сражениям.
ребителям типа «Мессершмитт-109» при-
шли самолеты «Фокке-Вульф-190» © м0-
тором воздушного охлаждения,
вимые в воздушном бою. «ФВ-190» воору-
жены четырьмя пушками и двумя пулеме-
тами, и поэтому они широко используются
немцами даже для штурмовых ударов
пополнился еще большим чиелом модерни-
зированных пикирующих бомбардировши-

ком, отличившимся умелыми действиями.   ков. Стремясь добиться максимальной эф.

авиационный   именно те танковые группы, т
На смену ист- они отрабатывали вопросы взаимодействия.

менее уяз-

Дивизия по праву гордится такими офице-
ради, как майор Хаджиев, майор Дементь-
ев, старший лейтенант Харин, начазигиаея
свою боевую деятельноеть в качестве ря-
довых бойцов. Все командиры батальонов
и полков награждены орденами Советского
Сотоза, за доблесть и умение, проявленные
в боях.

Недавно частям. этой дивизии принглось
столкнуться с крупными силами немцев,
перешедшими в контратаку. Несмотря на
то, что врагов несколько раз превосходил
численностью нални силы, части дивизии
не только приостановили его продвижение,
HO и разгромили вражескую группировку.
В этих боях немцы потеряли более 4.000
своих солдат и офицеров. 8a два года
борьбы дивизия нанесла огромный урон
немцам в живой силе, захватила у них
сотни пушек, пулеметов и минометов.

БОЙ ТАНКА «КВ» С НЕМЕЦКИМ «ТИГРОМ»

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). На одном
участке фронта нод Ленинградом подразде-
ления № части вели упорные бои за улуч-
шение своих позиций. Стараясь удержать-
вся на занятых рубежах, немцы на танко-
опасных направлениях вхапывали в землю
евои тяжелые танки типа «тигр» и ока-
зывали яростное огневое сопротивление.

Особенно ожесточенная схватка Тазы-
гралась в одном узком дефиле. После мас-
сированного огневого налета артиллерии и
минометов сюда первыми приблизились на-
ши танки. Впереди шел танк  «ВВ» гвар-,
дии лейтенанта Юфина. Соселняя машина,
шедшая с отетупом вправо, вдруг ототала.
Гвардии лейтенант вомотрелея и увидел,
что этот танк подбит. Тогда он вниматель-
HO обвел глазами впередилежащую  мест-
ствол пушки,
медленно разворачивающейся в сторону его

танка. Немецкий «тигр» был целиком вко-
пан в ‚землю, над поверхностью торчала
только башня.

Исход боя решали. секунды. Командир
орудия «КВ» Шляхов мгновенно направил
свою пушку на вражеский танк и произ-
вел несколько точных выетрелов. Первым
же снарядом он заклинил башню «тигра»,
а остальными вовсе вывел немецкий TAHK
из строя. Теперь перед гвардейцами-тан-
кистами остались уже только средние не-
мецкие танки. Бой был вскоре решен в
нашу пользу. Немцы вынуждены были
отойти назад, и няни подразделения успе-
шно выполнили поставленную задачу.

За день боя экипаж «КВ» гвардии лей-
тенанта Юфина разбил, кроме «тигра», од-
ну немецкую противотанковую пушку, раз-
давил пулемет и три дзота, уничтожил на-
блюдательный пункт противника, истребив
0 35 немецких солдат и офицеров.

СМЕЛОСТЬ. АРТИЛЛЕРИЙСКОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа,
(По телеграфу от наш корр.). Артилае-
рист лейтенант Дунаевский находился в
боевых порядках наступающего етрелково-
го батальона. В разгар боя он заметил, что
за большим бугром, покрытым кустарни-
ком, накапливается отряд немцев. ейте-
нант догадался, что гитлеровцы готовятся
контратаковать надце подразделение. Не те-
ряя времени, он сообщил на батарею дан-
ные для стрельбы. Артиллеристы сразу же
открыли беглый огонь. Осколочные снаря-

ды точно угодили во вражеский отряд, и  ды ранен, но не ушел со своего поста,

много гитлеровцев было уничтожено.

наступающих танков

Вооружение современных танков доста-
точно мощное. Оно позволяет им самостоя-
тельно решать огневые задачи в бою. Но
всё же танки нуждаются в поддержке дру-
гих наземных огневых средетв, в первую
очередь — артиллерии. Это вполне по-
нятно, если принять во внимание характер
современной обороны и те средства, кото-
рые неприятель может противопоставить
атакующим танкам. Конечно, отсюда нель-
зя слелать вывод, что танки ни при каких
условиях не могут прокладывале себе путь

собственным огнем. Ho если неприя-
тель успел организовать прочную си-
стему противотанкового огня, то тогда

атаке танков обязательно должна предше-
ствовать предварительная огневая  подго-
товка, проводимая всеми имеющимися ар-
тиллерийскими средетвами, как соботвен-
ными (входящими в состав танковых ча-
стей). так и приданными. Выполнение это-
го будет зависеть от конкретных условий.

Наступая на сильно укрепленную 0б0ро-
HY противника, танки опираются на 05-
щую систему артиллерийского огня, т. е.
их атака будет сочетаться в артиллерий-
ских и авиационным наступлением. Прин-
ципы и детали такого наступления извест-
ны, и поэтому мы не будем на них ocTa-
навливаться. Отметим лишь, что в 10706-
ных условиях необходимо добиваться, UTO-
бы артиллерийское ‚обеспечение атаки тан-
ков было мошным и рассчитанным на ве10
глубину их действий. Это достигается пу-
тем полного использования лдальнобойноети
артиллерии, & также неотетупного compo-
вождения боевых порядков колесами.

(Существует мнение, что дальний огонь
артиллерии неточен и поэтому мало поле-
зен для маневрирующих танков. Нонечно.
стреляя на пределе, артиллерия не сможет
поразить каждую пушку противника, от-
крывшую огонь по танкам. Это е успехом
сделают сами танки вместе е орудиями со-
провождения. Олнако дальний огонь ар-
тиллерии достаточно действителен, если он
применяется массированно. Ошибка неко-
торых танкистов именно в том и состоит.
что они упускают из виду эту сторону
дела.

Нахолясь в глубине обороны противни-
ха в нескольких километрах от боевых
порядков основной массы артиллерии, про-
должающей оставаться на прежних пози-

циях, танкиеты подчас распыляют ее уси-  в сферу действительного огня нового опор-

лия, потому что требуют подавления мно-
гочисленных малозначещих целей, ветре-
чающихся на боевом курсе. Отремяеь вы-
полнить эти требования, артиллерия pac-
средоточивает свой огонь и не добивается
ощутительного результата. Создается оши-
бочное впечатление, что артиллерия Oec-

сильна оказать поддержку танкам дальним

огнем. На самом деле такого рода поддерж-
ка эффективна, если она представляет со-
бою мощный, сосредоточенный огонь ар-
тиллерии по очагам сопротиваения против-
Ника в полосе наступления танков. В
практике бывали случаи, когла артиллерия,
сосредоточив свой огонь на отдельных 0б’-
вктах пли рубежах, оказывала серьезную

помощь танкам при стрельбе на 83—10 хи-
лометров без перемены позиций.

Чем дальние от переднего края, тем бо-
лее островной характер принимает obopo-
на. Значит, об’ектов, подлежащих артилле-
рийской обработке, будет в глубине не так
уж много. Следовательно, облегчается на-

целивание, т. е. вызов танками соередо-

точенного огня артиллерии, как только это
потребуется в ходе боя. Нам кажется, что
когда развернулись действия в глубине
обороны, празо вызова дальнего огня ар-
тиллерии следует предоставить танковым
начальникам не ниже командира бригады

или батальона (если танки расередоточены

по фронту). Эте- предупредит распыление
огня основной массы артиллерии, позволит
добиться  согл;: “ованности ве ударов по
наиболее важным об’ектам.

Обнаружив новый очаг: сопротивления в
глубине обороны, командир танковой части
не должен лезть на рожон, рискуя поте-
рей всех своих малин. Благоразумнее Oy-
дет сначала нанести противнику огневой
удар и этим подготовить условия для ата-
ки танков. При штурме переднего края
так обычно и поступают: танковую атаку
веегла подготоваяет огонь артиллерии. 919
же самое можно и нужно делать в глуби-
не, всегда прелваряя атаку танков мош-
ным огневым ударом по атакуемому 06’-
екту, лля чего привлекаются не’ только
орудия сопровождения, но также и много-
численные батареи, велущие огонь с 06-
новных закрытых позиций.

Потребуется некоторая пауза, чтобы ор-

ганизовать всё это. Не вводя ©в0и танки

ного пункта противника и определив его
границы (хотя бы по фронту), командир
танковой части вызывает огонь своей ар-
тиллерии, ставя ей конкретную задачу.
По уяснении задачи, поставленной танко-
вым командиром, артиллерия подвергает
указанный район интенеивной обработке.
Опыт показал, что такие совместные уда-
ры танков и артиллерии, строго согласо-
ванные по местности и времени, являются
наиболее приемлемой и эффективной фор-
мой взаимодействия. Они позволяют пол-
ностью исчерпать дальность и мощь огня
всей массы артиллерии для обеспечения!
маневра танков на значительную глубину.
Мы He касаемея здесь деталей органи-
зации артиллерийского наблюдения. Яено,
что оно должно быть максимально прибли-
жено к боевым порялкам танков. Артилле-
ристы обязаны оказывать танкам поддерж-
ку по своей инициативе на основе на-
блюдения за действиями танков. Но тан-
киетам надлежит знать, что со стороны не
так лег® уловить омыел маневра танков.
Наблюдателю не всегда удастся сразу по-
HAT, почему, скажем, танки остановились
или повернули в ту или иную сторону.
Пока он станет соображать, куда напра-
вить “огонь, — время будет упущено, Ат-
тиллерийская поддержка по соботвенному
почину безусловно нужна, но всё же, по-
скольку дело касается поддержки танков в
наступлении, основной унор нужно  де-
лать на целеуказание танкистов, особенно
когда речь идет о’ вызове сосредоточенно-
го огня. Лучше, конечно, если этот вызов
делается через артиллериста, находящегося
рядом с командиром танковой части,
Итак, в основу сопровождения атака
танков траекториями должны быть поло-
жены следующие условия: полное исполь-
зование дальнобойности артиллерии при
‘достаточном массировании её огня; не по-
гоня за отдельными целями, не распыле-
ние огня, а мощное сосредоточение его на
об’ектах, которые предетоит атаковать тан-
кам. Именно в этом, a не в мелочной опе-
ke, будут нуждаться танки, маневрирую-
щие среди неприятельских полевых укре-
плений. Основная задача» артиллерии —
не оберегать танки от всяческих не-
взгод на’ поле боя, а совместно е ними
решать боевые залачи. ,
Сопровождение траекториями He иечер-

Aue as haat Ce ee eee nee eee

Артиллерийское сопровождение

_ Вскоре наша пехота ринулась в атаку.
Участвуя в атаке, отважный лейтенант
первым ворвался во вражеский дзот вме-
сте с группой бойцов, уничтожил находив-
шихея в нем немцев, захватил пулемет и
открыл огонь по убегавшим солдатам про-
‘тивника. Этот дзот тотчас же был превра-
щен в наблюдательный пункт артилаери-

стов. Корректируя оттуда огонь батареи,

лейтенант Дунаевский помог пехоте разви-
вать успех боя. Смелый офицер был дваж-

продолжал работать до завершения боя.

ЕТ

пывает проблемы артиллерийской поддерж-
ки наступления танков. В современных ус-
ловиях играет важную роль насыщение
боевых порядков наступающей пехоты и
танков всевозуожными орудиями сопровож-
ления. Это — давнишняя проблема, и толь-
ко теперь она как будто радикально разре-
mena. hak известно, попытки тащить за
танками орудия на прицеле в боевых по-
рядках танков не удавались, see И
автомобиль или трактор, и расчет орудий
уничтожалиеь огнем обороны. Ничего су-
щественного не дала и буксировка, орудий
самыми танками. Обычно это заканчивалось
тем, что танк, таская орудие по изрытой
местности, разбивал его, и от орудия оста-
валея только один ствол. Необходимость
всех этих опытов отпала с появлением са-
моходных бронированных орудий. Сейчас
наши танковые части достаточно оснащены
ими. Эти орудия сыграли видную роль при
отражении немецкого наступления на
Курск. Там они применялись, главным об-
разом, для борьбы © вражескими тяжелыми
танками.

В наступательном бою самоходные ору-
дия призваны заполнить «территориальный
разрыв» между артиллерией и танками.
Благодаря надежной броневой защите они
могут неотступно сопровождать танки, обе-
спечивая их движение всей мощью своего
огня. Рассмотрим, как осуществляется это
сопровождение на различных этапах  на-
етупательного боя. }

Вопрос 0 том, следует ли привлекать
самоходную артиллерию для обработки пе-
реднего края обороны противника, решает-
ся в зависимости от конкретных условий.
Еели pews идет 96 атаке танков на участ:
хе, тде имеется достаточно других артил-
лерийоких средств, то самоходную артил-
Лерию лучше приберечь для выполнения
прямой задачи — сопровождения танков
колесами на всю глубину  наютупления.
Еще один вопрос: нужно ли двигать само-
‘`ходные орудия к переднему краю для
стрельбы прямой наводкой по уцелевшим
огневым точкам в Тот момент, когда ap-
тиллерия переносит свой огонь в глубину
й должна начаться общая атака? Простые
соображения говорят, что этого можно не
делать, если в б0бвых порядках пехоты
иного противотанковых и других пушек,
предназначенных и  изготовивиихся К
стрельбе прямой наводкой по целям на
переднем крае.

Тахим образом в случаях, приведенных
выше, т. е. при большом насьицении фрон-
та атаки артиллерией всех вилов. самохол-
ные пушки могут расподагатьея на исход-
ных позициях танков и начинать насту-

Я Се ЕЕ ТОМИ

фективности воздействия на

неприятель изменил свой старый самолет артиллерийские позиции

«Ю-87», сделав его противотанковым. Этот
пикирозщик вооружен теперь сильной пуш-
кой и имеет убирающееся шасси, что уве-
личивает его скорость.

Немецкое командование внесло также
некоторые изменения в тактические формы
использования своей авиации. Наряду с
насыщением  возлуха  «Фокке-Вульфами-
190» для противодействия нашим штурмо-
викам брошены сейчас «МЕ-110». Этот
многоцелевой двухмоторный самолет, ши-
роко применявшийся ранее в качестве бом-
бардировщика, теперь стал выполнять роль
истребителя. «МЕ-110» прикрывают свои
войска в тесном взаимодействии с «Фокке-
Вульфами-190» или ведут борьбу © наши-
ми питурмовиками самостоятельно.

В серьезных воздушных боях, продолжа-
ющихея на Орловском направлении, немцы
массируют евою авиацию. которая старает-
CH активно  противодействовать нашим
летчикам, поддерживающим свои наземные
войска в частуплении. Несмотря на это,
инициатива в воздухе принеллежит совет-
cho авиации. Улерживая инициативу в
возлухе, наши истребители сумели обесле-
чить успешные действия штурмовиков.
Следует отметить, что одной из’ особен-
ностей последних боев на Орловеком на-
правлении является умелое взаимодействие
пегурмовой авиации с полвижныйги группа-
ми наземных войск. Особенно показательна
в этом отношении боевая работа штурмо-
виков № авмасоединения.

В свое время летчики этого авиасоеди-
нения участвовали в большом двусторон-
нем учении совместно с танкистами. Такая
подготовка оказалась как нельзя более
кетати. Метчики и танкисты практически
освоили основные принципы взаимодейет-
вия. Комамдиры обоих ролов войск нашаи
методы управления частями и подразделе-
пиями. Наряду в выработанной системой
сигнализации было установлено, что дейет-
виями штурмовиков над полем боя должен
управаять авиационный командир с коман-
дного пункта танковой части. В тех же
случаях, когла нужно поддерживать мелкие
группы танков, ‘залами последних с по-
хощью радиосигналов вызывать штурмови-
ки и самостоятельно нацеливать их на
опорные пункты врага. Помимо радио, це-
леуказание дублировалось ракетами и трас-
сами пуль.

В ходе разыгравшихся боев эти поло-
жения целиком себя оправдали. Реальными
они оказались еще и потому, что летчики

границу 1939 г. — в остальных районах,

ТАСС уполномочен заявить, что это 00-
сбщение является плодом досужей фанта-
зии редакдии «Афтонтиднинген» и лишено

пломата», приводится ссылка на границу   всякого основания,

В воздухе на Орловском
направлении

иегурмовой авиации, принимаелиие участие
в учении, сопровождают в наступлении
в которыми

Веё время на командном пункте танкового
соединения находится онытный авиацион-
ный командир, который по существу яв-
ляется исполнителем заявок танкистов. [о-
стоянно имея в наличии готовый резерв
штурмовиков, авиационный командир своз-

но  временно нацеливает их, обеспечивая про-
нашим войскам. Авиационный парк незцев  движение танков в глубину обороны. He-

однократно былое так: танки,  вотретив
серьезное противодействие,  вынужлены
были замедлять ход. Тогла_ появлялась

наши танки. авиация и расчищала им путь, накрывая

врага плотных
отнем с воздуха.

Часто меняющаяся обстановка вынуж-
дает противника маневрировать своими
полвижными частями, чтобы замедлить
теми продвижения наних войск. 910 vd-
стоятельство привело к тому, что на доро-
гах то и дело появляются колонны резер-
вных немецких частей, транспортов и т. 1.
Налие командование не замедлило воеполь-
зовалься столь благоприятной обстановкой
для штурмовых ударов по врагу.

Надо отметить, что эта залача требует
четкой организации воздушной разведви
«на себя» каждой авиационной частью, С
другой стороны, успех штурмовых уларов
по вражеским колоннам решает инициати-
ва авиационных командиров. Организуя
BEMICTH, они обязаны сами находить наи-
более подходящие цели. Быстрота здесь
важна еще и потому, что местность изо-
билует лесами, позволяющими врагу ук-
рывать свои войска от воздушного наблю-
дения.

‚В ХМ авиасоелинении славится тазведы-
вательными полетами  летчик-шеурмовик
младший лейтенант Мокин. На-днях он
обнаружил немецкую колонну до 200 wa-
пин. Команловение по его донесению в
максимально короткий срок организовало
налет. Удар был удачным. Несколько де-
сятков  @втомалтин оказалось горящими,
многие были подбиты. Большой урон на-
носят врагу штурмовики части, которой
команлует майор Сериков. При налетах на
вражеские автоколонны они вывели из
строя более 400 автомашкин и, кроме того,
сожгли на поле боя около 80 танков.

В последние дни немцы, серьезно 03а-
боченные продвижением налних войск, бро-
сают в районы боев крупные авиационные
силы, стараясь их действиями сделать уе-
нее острой наземную обстановку. На однох
участке наши танки, преодолев лесной
массив, вышли на’ открытую‘ местность и
получили свободу маневра. Это явилось
серьезной угрозой для вражеской обороны,
Пока шли авангардные бои, немецкое
командование спешно подбросило сюда
большую группу своих самолетов. Завя-
залось воздушное сражение, длившееся не-
сколько часов. В ходе его немцы потеря»
ци около 70 самолетов. Инициатива в в03-
духе снова была завоевана налцими истре-
бителями и штурмовиками, которые про-
должали тесно взаимодействовать с танка-
ми, способствуя их дальнейшему продви-
жению.

пление вместе с ними. Возможен и другой  моходных орудий не заменяет огонь тан

вариант. Перед началом танковой атаки
самоходные орудия выдвигаются вперед.
Выйдя на уровень своей пехоты, они. оста-

ков, а лишь усиливает его. Поэтому их
огневая деятельность, как и маневр, дол-
жна быть строго согласована,

навливаются (желательно в укрытиях) и  В предвидении танковых контратак про-
открывают огонь по целям на переднем  тивника необходимо сосредоточить самохох.

крае, обеспечивая таким образом атаку
танков. Те должны миновать свои орудия,
когда они сделают всего по 4—6 выстре-
лов. В дальнейшем самоходные пушки дви-
гаются за танками, ведя огонь в интер-
валы.

Основываясь на опыте, попытаемся точ-
нее определить места орудий, сопровож-
дающих танки. При атаке переднего края
и на небольшой глубине от него целесооб-
разно рассредоточивать самоходные уста-
новки по всему фронту танковой атаки,
примерно, в таких же построениях, каки
танковые подразделения (в линию). 910
необходимо потому, что у переднего края
плотность обороны (а значит и сила ве
сопротивления) будет на всем фронте ата-
ки, примерно, одинаковой. Значит боевые
порядки танков веюху должны быть обе-
слечены мощной огневой поддержкой всех
наличных средств. Самоходные пушки, идя
попарно во втором эшелоне. огнем с ко-
ротких остановок в интервалы Между тан-
ками уничтожают отдельные огневые точ-
ки (дзоты) противника.

По мере продвижения в глубину оборо-
ны неприятеля сопротивлений его в от-
дельных местах будет усиливаться. На пу-
ти танков станут возникать новые, еще
не тронутые очаги сопротивления. Кроме
того, неприятель попытается  контратако-
вать, Тут уже от танков потребуелея гиб-
кий маневр, быстрое сосредоточёние своих
усилии на решающем  налравлении. Это
может быть достигнуто прежде всею с
помощью самоходной артиллерии.

Во время боя в глубине артиллерию со-
провождения распылять не следует, Луч-
ше, если она будет находиться в руках
командира танковой части, используемая
сосредоточенно для ударов по главным це-
лям. Вели это будет вовый опорный пункт
неприятельской обороны, то командир тан-
ковой части, опираясь Ha дальнюю под-
держку артиллерии (о чем мы говорили в
начале статьи), используёт вею мощь огня
самоходных орулий, чтобы окончательно
подавить сопротивление противника п этим
обеспечить атаку танков. Концентрируя
свой огонь на определенном об’екте, само-
ходная артиллерия н может втягиваться
в затяжной бой. Она воздействует на про-
тивника корюткиуй, но интенсивными ог-
невыми налетами, эффект которых должны
немедленно использовать танки, Огонь са-

+

ные орудия ближе к угрожаемому направ:
лению и некоторую часть выделить в ре
зерв (совместно © танками), При появле-
нии вражеских танков самоходные орудия
огнем с места (из укрытия) стреляют по
тяжелым танкам и самоходным орудиям
противника, когда те подойдут на соответ.
ствующую дистанцию. Поражение средних
и легких машин — дело танков, которые
вами справятея с ними,

Самоходное орудие, превосходя чанЕ
мощностью огня, в других отношениях
обладает почти теми же свойствами, что
и танк. Поэтому тактика самоходных 0ру-
AMM, подобно танкам, основана на гибкох
маневре, сочетаемом с огнем. Скрытно по-
LOUTH к цели на подходящую дистанцию,
обрушить на нее сокрушительный огонь и
столь же быстро скрыться, чтобы с дру:
гой позиции уничтожить новую цель, —
таков характер маневра самоходных 01;
дий. По сути дела самохолные орудия—9то
штурмовая артиллерия. Штури огнем —
вот характер их действий. Поэтому маневр
расчетов и подразделений должен отли-
чаться смелостью, лихостью. Боевой опыт
дает примеры, когда самоходным орудиях
приходилось врываться в гущу пехоты
противника, уничтожая ee огнем и давя
гусеницами, Это иногда нужно. Но всё же
танковому начальнику необходимо 0свобо*
ждать самоходную артиллерию от выпол-
нения подобного рода задач и использо-
вать основное ee свойство — большую
мощь огня.

Связь между самоходной артиллерией и
танками осуществляется в основном 10
радио, а также с помощью зрительных
сигналов. Командир самоходной артиллерии
во многих случаях сможет двигаться ря-
дом с командиром танковой части и, полу-
Чая от него задачи, по радио передавать
своим подразделениям.

Итак, непрерывное артиллерийское 00
провождение танков в наступлении дости»
гается: с одной стороны — гибких №-
невром траектории всей массы артиллерия,
а с другой — прелельным  насышениех
боевых порялков танков орудиями сопро-
вождения. Чем больше будет таких ору
AuM UTTH вместе с танками и пехотой
тем сокрупгительнее их совместные улары,
ем выше устойчивость против танковых
контратак неприятеля.

Подполковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ,