и
ОД
en
Tf
pod
ии
ths

a

4 гагуста 1943 г., среда. № 182 (5553).

Организующее начало

° шей боевой практики.

. набирая высоту,

в воздушном бою

Сколько раз мы, летчики, бываем сви-
Детелями, & порою и непосредетвенными
участниками таких воздушных боев, когда,
скажем, четверка самолетов «Яковлев-[»
успешно сражается с восьмеркой «ME-
109». Условия боя неравные, но. как по-
хазал опыт, численное соотношение сил
зачастую не играет решающей роаи в по-
добной воздушной схватке. Боевая жизнь
дает нам много интересных и поучитель-
ных примеров, показывающих, что и в
легких воздушных стычках, и в серьезных
сражениях обычно побеждает изобретатель-
ный, инициативный командир, умелый ор-
танизатор и руководитель bos. B vo же
время боевой опыт учит, что даже при
численном превосходстве и высоком клас-
се каждого летчика в отдельности трудно
рассчитывать на успех, если в воздушном
бою утеряно организующее начало.

Веномивается досадный эпизод из на-
Большая  груниа
бомбарлировщикоР «Ю-87» под прикрыти-
ем «Мессершииттов» намеревалась  обру-
шить бомбовый . груз на один военный
0б’ект. В пути эту группу перехватили
налши истребители. Завязалея бой. Сбить
«Ю-87» — заманчивое дело. И все лет-
чики этой труппы истребителей, не разду-
мывая, набросилиеь на бомбардировщики,
не обращая внимания на находившуюся
выше группу «Мессершуиттов». Нри этом
истребители действовали неорганизованно,
каждый за себя. Они расстроили боевой
порядок немцев, но ни одного вражеского
самолета не сбили. Через несколько  ми-
нут той же группе истребителей пришлось
столкнуться с «Мессершмиттами», и опять
она дралась безуспешно. Вместо того, что-
бы дать противнику организованный груп-
новой бой. летчики поодиночке вступали в
единоборство © немецкими истребителями.
Кончилось дело тем, что они попали в тя-
желое положение и едва сумели ретиро-
ваться.

На собственном горьком опыте мы убе-
лились, к чему приводит отсутствие коман-
дирекого организующего начала, ив по-
следующих схватках с противником дей-
ствовали уже иными методами. Однажды
на аэродроме было получено сообщение, что
27 «Юнкерсов», сопровождаемые «Мессер-
шмиттами», идут в нашем направлении. Не-
медленно поднялась в воздух четверка
‘истребителей. Выполняя задание старшего
начальника, организовавиего вылет, она
не пошла в атаку на бомбардировщики, а,
устремилась навстречу
вражеским истребителях и ветупила © ни-
ми в бой. Затем поднялась вторая группа
самолетов, которая атаковала, «Юнкерсы».
Воздушный бой закончился победой наших
летчиков. Они нё допустили противника к
важному об’екту, сбили пять немецких са-
молетов и без потерь вернулись на свой
аэродром. 4

Успешно вести воздушный бой на
вертикалях с одновременным эшелони-
рованием самолетов по высоте можно

только при отличной групповой слетанности
четверки или восьмерки истребителей. Ол-
нако надо сказать, что первым условием
высокой тактической. слаженности являет-
ся образцовая слетанноеть пары. В днев-
ных воздушных боях немыслима победа,
вели нет взаимного понимания, нет под-
линно товарищеского «чувства локтя» у
ведущего летчика и его ведомых. На моем
боевом счету около двух десятков сбитых
немецких самолетов, и я прямо скажу, что
часть из них мне удалось сбить только
благодаря замечательной товарищеской под-
держке ведомого.

Однажды вместе © летчиком Новохатько
мне пришлось принять бой ¢ 17 «Ю-87»и
13 «МЕ-109». Втажой обстановке при зна-
чительном численном превосходстве про-
тивника трудно, конечно, говорить 0 ка-
ком-то предначертанном плане боя. Здесь

ведущего летчика-истребитедя могут вы-
ручить только молниеносная ориентировка,
смелый удар, уверенность, что ведомый
надежно прикрывает его. Ветретившиеь ©
противником, в пятнадцать раз превосхо-
дящим нас численностью, мы с Новохатько
ринулись, что называется, прямо в «кучу».
Сначала я атаковал в. 200 первое звено
бомбардировщиков, затем бросился в ата»
ку на второе. Новохалько неотетунно при-
крывад меня сзади.

Два-«Юнкерса» мне удалось подбить, но
в эт0 время на нас насели немецкие
истребители. Мы стали вести бой на вер-
тикалях. Через восемь минут к нах подо-
спелео подкрепление” и группа  неменких
самолетов была  рассеяна. В неравной
схватке нам помогла, только хорошая cae-
танность нашей пары, взаимное понимание
ведущего и ведомого. Вдвоем мы представ-
Indu 6в0б0й компактную силу, способную
нападать и защищаться. Это качество было
бы неминуемо утеряно, если бы ведомый пре-
небрег своими обязанностями и, подчинив-
шись обманчивому желанию удвоить наши
силы, пошел бы в атаку изолированно: от
меня. А такие случаи, к сожалению, еще
встречаются в летной практике и ведут
к печальным последетвиям.

Совершенствование каждой пары истре-
бителей — одна из первоочередных задач
командира, который заботитея о исРыше-
нии боевых качеств евоего подразлеления.
Наряду с тревировочными занятияхи на
земле и в воздухе, прекрасным  средет-
BOM, поднимающим боевую  деятезьность
летного состава на высшую ступень,
являются разборы прошедших  ьездуш-
ных боев, причем не формальные раз-
боры, а, что называется, с  придир-
кой. Бывает так: ведущий летчик расека-
жет 0 своих действиях, ведомый тоже
поделится впечатлениями, командир укажет
на основные ощибки, и считается, что раз-
бор сделан. Толку, конечно, от этого мало.
Совсем другое дело, когда каждый шаг
летчика-истребителя в воздушном бою под-
вергается тщательному анализу, когда уча-
стники боя во всех деталях разбирают
действия летчика при столкновении с про-
THBHUKOM.

Самое дорогое для меня, как летчика-
истребителя, — ночные победы над немец-
кими пилотами. Особенно памятна ночь, в
течение которой мне удалось сорить сразу
три «Хейнкеля-111». В то время самоле-
ты врага не оставляли в покое населен-
ный пункт, находивнийся неподалеку от
нашего аэродрома, и с наступлением тем-
ноты регулярно бомбили ero. Летчики-
истребители получили задачу — отучить
«Хейнкели» от ночных бомбежек. Мы лей-
ствовали ‘на этот раз в тесном контакте с
прожектористами. Дело было не из легких.
Главное здесь — улучить момент, когда
прожектористы поймают вражеский само-
лет в перекрестье , лучей, и внезап
но обрушиться на него огнем пушки и
пулемета. Успех удара опрелеляли секун-
ды. Упустишь противника из перекрестья
и попадешь сам в лучи, —— значит, все
потеряно.

„Подходил я к «Хейнкелям» снизу, неза-
метно для вражеских стрелков, Мое при-
сутствие они могли обнаружить только по
вепьшикам огня. Обычно в это мгновение
стрелок открывал ответный огонь, но. бил
не по моему самолету, & в пустоту. Дело
в том, что, вынустив очередь, я тут же
немного отходил в сторону и после не-
большой паузы снова наседал на против:
ника до тех пор, пока окончательно не
добивал его. Действуя таким методом,
истребители N части за сравнительно ко-
роткий срок сбили ночью 14 немецких
самолетов.

Герой Советского Союза

гвардии майор К. АЛЕКСЕЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

ПОЛМИЛЛИОНА ЛИТРОВ МОЛОКА-В ФОНД ЗДОРОВЬЯ
ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

АРХАНГЕЛЬСК, 3 августа. (ТАСС). Пе-
редовые колхозы области досрочно рассчи-
тались с государством по поставкам про-
дуктов сельского хозяйства и по примеру
тамбовских колхозников продолжают сда-
вать их сверх плана в фонд здоровья за-
щитников Родины. Сельхозартель «Новая

Слово офицера

Ночью в блиндаже командира полка’ про-
тяжно запищал телефон. Майор Старовой-
тов взял трубку. Юго вызывал генерал —
командир дивизии. Генерал интересовался
поведением противника.

— Обычное, — коротко ответил Старо-
Войтов.

Командир дивизии попросил уточнить.

— Ведет едкий огонь. Нротив первого
батальона продолжает работы по совер-
шенствованию своей обороны, — без за-
пинки отчеканил Старовойтов.

— Наблюдаете хорошо? — осведомился

генерал.

— А как же? Наблюдаем, как пола-
гается, — последовал вевозмутимый 0т-
вет.

Закончив разговор с генералом, Старо-
войтов стал вазванивать по очереди ко
всем командирам батальонов. Каждому из
них он повторил те же вопросы, на кото-
рые только что сам отвечал генералу, и
тут влруг выяснилея ряд весьма любопыт-
ных деталей. Во-первых, оказалось, что
против 1-го батальона всякие шумы, по
которым можно было бы сулить о строп-
тельных работах на переднем крае 0боро-

ны противника, прекратились еще с вече-

ра. Во-вторых, никто из комбатов не под-
тверждал, чтобы с`той стороны на протя-
жении последнего часа раздалея хотя бы
один выстрел. 2
Старовойтов заметно встревожилея. On
отлал приказ усилить наблюдение. Затем
вызвал командира разведвзвола’ и поставил
ему задачу немедленно организовать поиск
в направлении васеленного пункта М. Ilo
всему было видно, что у Старовойтова
мелькнула мысль 06 отхоле противника
Для таких прелноложений сложившаяся на
этом участке фронта обстановка давала
голное основание. Однако он не счел воз-
можным тотчас же позвонить генералу и

жизнь», Холмогорского района, отчислила
в этот фонд 20 тысяч литров молока, по
5 тысяч литров сдали колхозы имени Ка-
линина и «Вторая пятилетка».

Всего в фонд здоровья защитников Ро-
дины по области поступило более 500 ты-
сяч литров молока и много других продук-
тов.

внести соответствующие поправки в те
данные, которые сообщил” ему 15—20 ми-
Hy? назад. Отаровойтов сделал это лишь
после того, как высланные им разведчики
миновали передний край нашей обороны,
да И то ‘допустил некоторые погрешности:

— На участке 1-го батальона, — до-
кладывал он, — установилась тишина.
Очевидно, фрицы наработались и разошлись
спать. Огонь 60 стороны противника почти
не ведется.

— Почти или совеем не ведется? —
переспросил генерал.

— Почти, — с некоторой заминкой
ответил Старовойтов. :

Прошло еще полчаса, и тут только кар-
тина прояснилась окончательно. Выеланные
Отаровойтовым разведчики донесли, что
населенный пункт М. оставлен немцами.
0 дальнейшем можно не распространяться.
Конечно, было организовано преследование.
Конечно, в конце концов враг был настиг-
нут. Но результат получился уже далеко
не такой блестящий, каким он мог бы
быть в случае своевременного обнаружения
отхода немцев. И виноват в этом, прежде
всего, майор Старовойтов.

Случай этот из ряла вон выходящий, и
он, безусловно, нуждается в самом внима-
тельном рассмотрении. Что лежит в его
осноРе? Почему майор Старовойтов при
первом же телефонном разговоре с коман-
тиром дивизии ве заявил прямо, что пре-
жде, чем доклалывать о поведении  про-
тивниха, он должен созвониться © ком-
батами? Почему командир полка не доло-
жил генералу уточненных данных после
того, как связался © батальонами?

Старовойтов об’ясняет всё это только
одним — тем, что он своей неосведомлен-
ностью о положении на участке обороны
полка «боялся уронить собетвенное 0-
стоинство в глазах прямого и непосредет-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ На команд-
ном пункте батальона, которым коман-
дует гвардии капитан В. Никитин.

Снимок нашего спец. фотокорр.
канитана А. Капустянского.

ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ
ФРОНТОВИКОВ .

ВЛАДИВОСТОК, 3 августа. (ТАСС):

Много заботы проявляют трудящиеся Вла-
дивостока о семьях бойцов и командиров
Красной Армии. Семьи фронтовиков обес-
печены индивидуальным огородом, обра-
батывать их помогают комсомольцы, кото-
рые проводят для этой цели массовые во-
скресники. Только за последние месяцы
семьям бойцов и командиров выдано око-
ло десяти тысяч пар обуви. Горисполком
выделил для семей военнослужащих сотня
поросят, кур и другой домашней птицы,
много различной одежды, белья, постель-
ных принадлежностей.
‚ Матери Героя Советского Союза Поли-
шук горисполком предоставил новую благо-
устроенную квартиру, завезен уголь, выда-
на одежда, белье, приобретена мебель.
Жене и четырем детям павшего смертью
храбрых командира Утлинского также пре-
‘доставлена новая квартира. .

Особое внимание уделено детям фронто-
виков. Все лучшие дома отдыха, санато-
рин и пионерские лагери обслуживают их
в первую очередь.

Комсомольцы Н-ского завода организо-
вали несколько бригад для ремонта квар-
тир фронтовиков. В нерабочее время за
несколько дней они уже отремонтировали
32 квартиры.

Фронтовой ансамбль
песни и пляски

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 3 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). Прошло шесть
месяцев с момента организации фронтового
ансамбля. За это время им проделана
большая работа по обслуживанию частей
фронта. ‘Более 600 ‘концертов уже провел
ансамбль. Они проводились на маршах, во
время привалов, в шалашах и землянках,
на открытых лесных полянах, всюду встре-
чая положительную оценку у зрителей. ‚

В fiponecce выступлений ансамбль не-
устанно работал над созданием нового. ре-
пертуара, посвященного героике Отечест-
венной войны, над освоением русской на-
родной и классической музыки. В резуль:
тате программа выступлений ансамбля ста-
ла значительно многообразней и содержа-
тельней. С большим мастерством исполня-
ются русские народные и солдатские пес-
ни, массовая казачья пляска, украинский
гопак и другие.

Одновременно ансамбль развернул боль-
шую работу по оказанию практической

‚помощи Красноармейской художественной

самодеятельности. Так, например, балет-
мейстер Ангаров, руководитель оркестра
Тополь, певцы Гляченко, Пецров, танпоры
Новиков, Кузьмин, Осмоловский, актер Са-
ламатин и другие шефствуют над красно-
армейскими коллективами художественной
самодеятельности, помогают их участникам
в работе над репертуаром.

Недавно проведенный смотр художест-

венной самодеятельности наглядно показал‘

творческие достижения и мастерство участ-
ников красноармейской самодеятельности.

венного начальника». Сама по себе такого
рода «боязнь» для офицера очень похваль-
на. Плох тот офицер, которому‘ безразлич-
но мнение о нем старших по службе. Но
офицерское достоинство зиждется как раз
прежде всего на правдивости, на самом: от-
вететвенном, самом строгом отношении к
каждому своему слову. Человек, склонный
прихвастнуть или выдать. в докладе  на-
чальству за непреложную истину то, во
410 сам он не верит-или в чем сам сом-
невается, — это не офицер.

В прошлую мировую войну в русской
аруии болышой популярностью  пользова-
лась брошюра ротмистра Кульчицкого «Со-
веты молодому офицеру». Ее считали тог
да «катехизисом для каждого офицера». И
в первом разделе этого  катехизиса было
записано:

«Офицер должен быть верен и правдив.
Без этих качеств военному почти невоз-
можно оставаться в армии».

Шживость, безответственное отношение к
своим собственным словам, какими бы 06-
стоятельетвами это ни было вызвано, в
каких бы мелочах это ни проявлялось,
должны строго преследоваться в наА-
шей офицерской среде. Однако в действи-
тельности прихолитея иногда сталкиваться
© явлениями резко противоположными. Кое-
где к болтуну в офицерском мундире у нас
относятся снисходительно и даже, больше
того, ‘поошряют его.

Но такое снисходительное отношение к
болтовне портит наших офицеров. Сегодня
OH приврет в одном, завтра—в другом, a
потом это станет его привычкой, и при
известном стечении обетоятельств OH под-
ведет так же; как полвел своего генерала
майор Старовойтов. 0 храбрости офицера
надо судить не по его словам, а по его де-
лам. Храбрость нужно поотрять в бою, а
не на деловых совещаниях.

Есть старая русская пословица: семь
раз отмерь — олин раз отрежь. Перефра-
зируя ее применительно к любому завере-
нию или обещанию военного человека, мо-

Политотдел и партийные

организации

Первичные партийные организации в
батальонах создались и прошаи первый
период своего становления в обстановке
относительного затишья на фронтах. Но
вот затишье кончилось. 5 июля на учает-
ке, обороняемом нашей армией, противник
крупными силами перешел в решительное
наступление.  Гитлеровцы бросили в 00й
огромные массы пехоты, сотни самолетов
и тяжелых танков. Именно здесь они пы-

‘  тались взломать вашу. оборону и вырвать-
 1 ся в район Курека,

В этих тяжелых боях батальонные пер-
вичные парторганизации держали первый
серьезный” экзамен. Здесь проверялась си-
ла их влияния на красноармейские массы.
Здесь же одновременно испытывались и
наши политорганы — их умение руково-
дкть партийно-политической работой в но-
вых условиях. Ваков же получилея 1е-
зультат? Откровенно товоря, — гораздо
лучший, чем мы сами предполагали, Cypo-
вую проверку боем и политотлелы и м0-
лодые первичные парторганизации в боль-

‚  шинетве своем выдержали с честью. Они
сумели

поддержать в войсках высокий
боевой дух, большую политическую актизв-
ность. Наглядным тому подтверждением
являются десятки тысяч  истребленных
немцев, тысячи сожженных фашистских

танков и самолетов,

За 10 дней боев в ряды налиих naprnit-
ных организаций  влилось 2.397 новых
товарищей.

Виолне понятно, что всё это было от-
HIOIb He случайным явлением. Успех пар-
тийно-политической работы в момент оже-
сточенной схватки с врагом был подготов-
Чен целой суммой организационных Mepo-
приятий, проведенных еще в период за-
тишья. В руководству  батальонными и
ротными организациями мы выдвинули
коммунистов, имеющих определенный опыт,
определеннмо подготовку и хорошие орга-
низаторские способноети. Затем во всех
соединениях был проведен ряд семинаров
и учебных сборов партийных работников.
В качестве руководителей, лекторов и док-

ладчиков мы привлекли на эти семинары

и сборы не только работников политорга-
Нов, но и многих командиров. Напримет,
в одном из корпусов на семинаре партор-
гов полков © докладом о политической ра-
боте на переднем крае выступил командир

корпуса.

Наряду с этим мы провели соответ-
ствующую работу и с офицерским соста-
вом рот. В политотделах некоторых диви-
зий состоялись даже специальные семи-
нары командиров стрелковых рот, где
подробно был разобран характер и содер-
жание политической работы в роте на pas-
личных этапах боя и в различной боевой
обстановке.

Немалова зную роль сыграл также про-
веденный политотделом армии двухднев-
ный сбор секретарей парткомиссий, ин-
структоров по оргпартработе и заместите-
лей начальников  политотделов дивизий.
Здесь в0 всей тщательноетью был разоб-
ран ряд насущных вопросов внутрипар-
тийной работы. И те знания, которые ови
получили на сборе, сослужили хорошую

телужбу в дни боев. Политотделы соедине-

ний обеснечили надлежащее руководетво
партийными организациями батальонов и
рот, оказали им существенную помощь в
агитации, в пропаганде, во всей их рабо-
те, направленной к поддержанию у бойцов
мужества, стойкости и упорства.

По инициативе политотдела № дивизии
во всех частях нашей армии нашел ши-
рокое применение листок «Передай по це-
пи». В этом листке, выпускавнемея обыч-
HO под наблюдением парторга роты, описы-
вались подвиги и опыт лучших воинов,
давалась короткая, но яркая информация о
боевых успехах соседа. Такие листки,

непрерывно кочевавииие из окопа в окоп,
от бойца к бойцу пользовались успехом и
принесли несомненно очень большую
пользу.

Еще более деятельное участие и в пе-
чатной, и в устной пропаганде приняли
парторги батальонов. Например, парторг
батальона, гварлии лейтенант Внуковекий с
первого же часа активных боевых действий
правильно оценил обстановку и широко
раз’яенил личному составу существующий
порядок поошрений. Беседу на эту тему он
провел сам.

Одной из рот этого батальона пришлось
вести непрерывный бой с танками врага в
течение восьми. часов. Здесь особенно от-
личилиеь старина Грязнов и красноармеец
Савельев, уничтожившие по два вражеских
танка. Тов. Внуковокий собрал свой актив,
подвел с ним итоги боя и каждому дал
поручение провести в своем подразделении
беседу на тему; «Грязнов и Савельев бьют
немцев наверняка». }

Столь же умело действовал парторг дру-
гого батальона гвардии лейтенант Потапов.
Как только противник предпринял наступ-
ление, здесь во всех ротах сразу вышли
«Боевые листки» с призывом: «На yaap
врага ответим тройным ударом». Партбюро
батальона конкретно руководило ротными
партийными оргавизациями. С 5 по 9 ию-
ля, используя короткие промежутки меж-
ду боями, оно 7 раз собиралось для 0б-
суждения самых разнообразных вопросов
жизни и боевой работы подразделений.
Заседания, как правило, проводились B po-
тах. Помимо разбора заявлений о приеме
в партию, бюро занималось и расемотре-
нием отдельных недостатков в эвакуации
в поля боя раненых, в организации пита-
ния. На одном из заседаний был заслушан
доклад парторга стрелковой роты гвардии
старшего сержанта Маслова о моральном
состоянии личного состава. :

Подобных примеров положительной рабо-
ты патторгов батальонов можно привести
десятки. Но было бы, однако, неправиль-
но концентрировать сейчас внимание толь-
ко на положительном и замалчивать пусть
не столь распространенные, HO Bed же
имевшие место факты неправильного пени-
мания отдельными партийными работника-
MH своего места и своих задач на поле
боя. Среди парторгов батальонов у нас на-
шлись такие товарищи, которые свели свою
роль к роли рядового бойца. Нередко они
проявляли личную храбрость в бою, но пар-
тийной работой руководили плохо.

Pax недостатков обнаружился также в
расстановке сил работников политотделов.
Достаточно сказать, что, например, в ба-
талБоне, которым командует гвардии капи-
тан  Сагайда, одновременно столкнулись
два инструктора политотдела хивизии, один
предетавитель политотдела корпуса, а по-
том к ним присоединилея еще и парторг
полка. В результате паргорг этого батальо-
на буквально был сбит © толку: он He
знал, что ему делать — то ли занимать
ся 6в06й работой, то ли информировать
прибывших.

№ числу замеченных недочетов следует
отнести также опоздания с заменой парт-
оргов и членов бюро батальонных парт-
организаций, выбывших из строя, попытки
закреплять партийных работников полка п
батальона на несколько дней за одной ка-
кой-нибудь ротой.

Политотдел армии и в ходе активных
боевых действий и сейчас настойчиво бо-
peTCH © такого рода нежелательными яв-
лениями. В быстром устранении их —
ключ к дальнейшему под’ему политико-
воспитательной, работы в войсках.

Гвардии полновник М. СМОЛЬЯНОВ,

начальник политотдела М армии.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ОТЛИЧИВШИХСЯ В БОЮ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 3 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). В подраз-
делении, где заместителем” командира HO
политической части гвардии майор Химич,
проводится большая работа по пропаганде
боевого опыта воинов, отличившихся  сво-

HHO заявить: семь раз обдумай — один

раз выскажись. Независимо от того, < кем] очень мало прилагать усилий

ими ратными подвигами. Наряду с бесе-
дами о подвигах храбрых воинов практи-
куется также фотографирование отличив-
шихся в бою у развернутого гвардейского
знамени. На-днях были сфотографированы
гвардейцы Чернышев, Сальников, Никитин,
Король, Цукрей и др.

Привычкой очень многое обещать и

для того,

ты ведешь разговор — CO старигим началь-   чтобы сдержать свое елово, страдают порой

ником, с равным Тебе по службе и званию
или 60 своим подчиненным, — никогда не

и очень почтенные наши офицеры из
больших штабов и политорганов. Скажем,

бросай необдуманных слов, & главное —   явится в полк представитель штаба, или по-

необдуманных обещаний. Любое свое о0е-
щание офицер обязательно должен выпол-
нить. В этом — один из первейших при-
знаков офицерской чести.

История Отечественной войны знает со-
тни примеров, когда офицер (скажем,
командир роты, командир батальона или
полка), пообещав своему прямому началь-
нику или даже своему соседу удержать или
‚занять какой-то рубеж, шел порой на вер-
ную гибель, но слова своего не нарушал.
Это бывало очень часто и раньше — в
дни обороны Москвы, в боях за Ленин-
град, Одесеу, Севастополь, в дни славной
сталинградекой эпопеи. Это еще чаще мо-
жно наблюдать и в сегодняшних ожесто-
ченных схватках наших войск с гитлеров-
скими полчищами. Тем не менее мы не
можем еще сказать, что такое святое от-
ношение к своему слову и своему обеща-
нию присуще уже поголовно всему офи-
церскому составу Красной Армии. Есть
еще у нас такие офицеры, которые, не за-
думываясь, могут пообешать вам очень
уногое, но ничего не сделать.

`Одлнажды в момент успешных  наступа-
тельных боев нам пришлось быть свиде-
телями очень примечательного с этой
точки зрения разговора между командиром
одного полка‘и его помощником по мате-
риальному обеспечению. Последний вполне
серьезно уверял, что отставшие от перело-
вых подразделений более чем на 50 кило-
метров походные кухни на конной тяге
«через два часа накормят всех бойцов».
А как часто еще в момент всякого рода
перегруппировок войск иной офицер с го-
товностью повторяет приказ своего  на-
Чальника вывести в указанный район свою
часть или подразделение до наступления
рассвета, а фактически исполняет это лишь
к вечеру. т

питотдела армии. Ходит он по ротам, бесе-
дует с людьми, расепрашивает их о житье-
бытье, и ни на какие просьбы у него нет
отказа. Мало в роте газет — он обешает
дать больше и даже для памяти записы-
вает эту претензию в свой блокнот. Давно
не было в полку кинопередвижки — он
сулит прислать ее немедленно. Бойцу ue
на чем написать домой письмо — он воз-
мущается и дает слово, что через два дня
Военторг привезет и бумагу, и конверты.
Олнообразен рацион питания — он опять
хватается за карандалг и блокнот, фикси-
рует услышанное, отпускает несколько не-
лестных слов по адресу  интендантов и,
конечно, обещает где-то «поставить во-
пров», «добиться», «обеспечить» и т. д.
ити

Но уезжает этот добрый дядя из полка
й в6ё забывает. Он даже порой не загля-
дывает в Те записи, которые сделал в мо-
мент своих бесед с люльми на передовых
позициях. Поведение явно недостойное для
офицера! Таким поведением он не только
роняет свой собственный авторитет, но и
оказывает дурное влияние на младших по
службе офицеров, а еще больше вредит
делу воспитания рядового состава.

Каждое слово офицера должно быть
твердым, как гранит, точным и определен-
ным. Если командир или  политработник
не считает это обязательным для себя
правилом, сорит словами направо и нале-
во, не задумываясь над тем, что сказал,
что пообещал, — он никудышный офицер,
Полное доверие BO всеми со стороны
всех — и старших начальников, и това-
рищей по службе, и подчиненных — дело

чести офицера.
‚ Майор М. ЗОТОВ,

СЕВЕРНЕЕ ОРЛА. Отличившийся в

боях командир взвода гвардии млад-

ший лейтенант В. А. Ионесян (часть

майора Харченко).

Снимок нашего спец. фотокорр.
майора С. Лоскутова.

——— ee

Кто отвечает за выдачу
обмундирования раненым,
выписанным из госпиталя

Е начальнику одного из московеких гос-
питалей тов. Иконниковой зашел нелавно
офицер. С тех пор, ках он выпиеалея из
госпиталя, прошло немало времени, но ‘он
очел своим долгом перед возвращением на
Фронт снова зайти сюда, чтобы еще раз
поблагодарить персонал госпиталя за ето
заботу о раненых.

— Особенно залюзгнилея мне момент вы-
писки из госпиталя, — сказал офицер. —
Bee свои вещи я получил в порядке, об-
мундирование было отглажено. сапоти на-
чищены. Приятно ощущать такую заботу.

Действительно, в этом госпитале отлич-
но поставлено обслуживание ранёных вои-
нов. Их обмундирование бережно хравится
в специальных аумуничниках, и если нужно,
то ремонтируется. Когла боец близок к
выздоровлению, все его вещи приводятся
в полный порядок. В госпитале есть спе-
циальное помещение, где развешаны ста-
рательно выглаженные гимнастерки с по-
понами и бельши воротничками, стоят вы-
чишенные салоги, лежит в полной готов-
ности снаряжение. Каждый вызлоравлива-
HIM командир выйдет из госпитахя оп-
рятно и аккуратно одеть. d

Порядок, заведенный в госпитале, исклю=
чает случаи потери или обезличивания ве-
щей. Когда прибывают раченые, их обмун-
дирование тут &е строго учитывается, ос-
матривается, дезинфицируется. На. вее` ваши
командиров залолняется квитанция, копия
которой выдается владельцу. Личные ве-
щи раненых, например, нерочинные ножи,
кисеты и пр. сохраняются столь же бе-
режно, как шинель и сапоги,

Забота о внешнем виде бойцов, выходя-
щих из госпиталя, — большое и Bares
дело. Тем не менее веть отдельные гоени-
тали, в которых мало думают об этом. «На-
ша обязанность — вылечить бойца, а тут
уж мы не при чем», — рассуждают безот-
вететвенные руководители таких лечебных
учреждений. Вот перед нами лисъаю майора,
Завьялова в редакцию «Красной звезды».
Он пишет, что в М госпитале (ua-
чальник тов. Оватикова) к хранению вез
щей командиров подходят несерьезно, 0б-
мунлирование часто бывает  обезличено,
Старший лейтенант Боровский получил при
выписке гимнастерку с чужого плеча, лен-
тенанту Емпову была вылана чужая ти-
нель. Гле уж Сватиковой ин начальнику ве-
щевого снабжения тоспиталя. Белоцерков=
CKOMY заботиться о внешнем виде бойцов,
о ремонте одежды, если они не могут ла-
же как следует сберечь вещи раненых,
принятые на хранение.

Многие раненые бойцы и командиры х+
тят, чтобы им сохранили обуундирование,
в котором они прибыли в госпиталь с поля
боя. Олин боед как-то сказал: «Сохраните
мою пробитую пулей гимнастерку, с запек-
шейся кровью. Хочу сберечь ее, покажу
своему сыну». Олнако не всегда раненым
бойпам, выписанных из госпиталя, удаетея

это сделать.
Н. ЧАЙКА;

МОЛОДЫЕ КОММУНИСТЫ

ИЗУЧАЮТ ИСТОРИЮ ВКП(б)

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. (По телегра-
фу от наш. корр.). В партийной орга-
низации, где парторгом сержант Куля:
ков, хорошо Поставлена воспитательная
работа с молодыми коммунистами. Здесь
организовано систематическое — изучение
«Краткого курса истории ВКПб}». В опре-
Дделенные дни коммунисты собираются в
условленное место и страницу за страни-
uel изучают историю партии. Одной из
таких групп успешно руководит коммунист
Цветков. Его группа’ сейчас работает над
четвертой главой «Краткого курса исторни
ВКП(б)».

Некоторые коммунисты этой парторгани-
зации изучают историю партии самостоя-
тельно. Кандидат в члены партии старший
сержант Хатымов хорошо изучил первую и
вторую главы и сейчас. читает третью
главу.

Примеру коммунистов следуют беспар-
тийные бойцы и командиры. Старший сер-
«ant Антонов и красноармеец Ширенков
регулярно посещают занятия кружка по
изучению  «Краткого  куреа истории
ВКП(б)», которым руководит тов; Нвет-
ков. К парторгу каждый день обращаются
новые бойцы и командиры с просьбой 3a-
числить их в список слушателей.

ДОМОХОЗЯЙКИ ОБОРУДУЮТ
ГОСПИТАЛИ

ВОРОШИЛОВГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ,
3 августа. (ТАСС). Ценную инициативу
проявили домохозяйки горолов области.
Они укомплектовали необходимым инвента-
рем и оборудованием госпиталь ва 300
коек. Их почин подхватили организации
Красного Креста. Активистки Комитетов
Красного Креста, где председателями
тт. Аносова, Земля и другие, оборудовали
4 госпиталя.