a

КРАСНАЯ

Рост военно-промышленной мощи СССР

В книге товарища Сталина «0 Великой
Отечественной войне Советского Сотоза»

дано классическое определение  посто-
янно действующих факторов,  решаю-
щих судьбу войны CCCP против ги-

тлеровекой `Германии: «прочность тыла,
моральный дух армии, количество и каче-
ство дивизий, вооружение армии, организа-
торекие способности начальствующего со-
ставь врини» !). В этом определении
ключ к пониманию реального соотношения
сил и персопектив любой войны.

Олнимх из постоянно действующих факто-
ров, определяющих ход и исход современ-
ной войны, является вооружение армии, ее
боевая техника. Во время войны прогресс
военной техники во много раз ускоряется.
В ходе боев каждый вид вооружения пов-
седневно проверяется. В современной войне
одним из решающих условий победы яв-
ляется способность военной промьтилен-
ности к быстрому постоянному расширению
об’ема и непрерывному  усовершенствова-
нию качества продукции.

Под  непосредотвенных руководством
товарища Сталина Красная Армия полно-
стью оснастилась современной боевой тех-
никой. Благодаря наличию в стране могу-
чей технической базы, созданной еще до
войны сталинской  индустриализациеи,
Красная Армия была перевооружена в хо-
ле войны в исключительно короткие сроки.
Невиланная в истории сила и мощь совет-
ского планового хозяйства здесь сказались
не менее ярко. чем в предшествовавшие
зойне годы сталинских пятилеток. Отече-
ственная война вписала самые славные
страницы в историю советской индустрии,
выдержавшей труднейшие испытания. Ca-
зоотверженный труд рабочих, работниц,
инженеров и техников военной промышлен-
ности непрерывно множит ее продукцию и
‚ совершенствует боевую технику Красной
Армии на основе опыта войны, В этом
одна из . важнейших причин коренного
изменения соотношения сил на советеко-
терманском фронте в пользу СССР. Ибо
отной из основ этого изменения является
исторический факт ликвидации существо-
вавшего в начале войны превосходства
терманской армии над Красной Армией в
боевой технике.

Чех об’яенялось это значительное. пре-
восхолетво в количестве техники? В мо-
мент вероломного нападения на нашу стра-
ну Германия в отличие от СССР до этого
почти два года уже находилась в состоя-
нии войны. В течение этого времени ее
военная промышленность была доведена до
размеров, соответствующих  потребкостям
войны. Далее Германия использовала про-
тив СССР военно-экономические ресурсы
почти всей Европы — в том чиеле воен-
ную промышленность Франции, Чехослова-
кни, Бельгии, Голландии. Наконец, Герма-
ния захвалила и использовала военную
технику оккупированных ею стран Евро-
пы. Этот перевес Германии в военной тех-
нике явился одной из важнейших причин
того, что наши войска тогда вынуждены
были отступать.

Перед нашей  промьииленностью была
поставлена задача резко повысить снабже-
ние Красной Армни вооружением и 606-
припасами. Товарищ Сталин в выступле-
нии 3 июля 1941 года сказал: «Мы дол-
жны немедленно перестроить всю нашу
работу на военный лад... Мы должны укре-
пить тыл Красной Армии, подчинив инте-
Тесам этого дела всю свою работу, обес-
печить усиленную работу всех предприя-
тий, производить больше винтовок, пуле-
метов, орудий, патронов, снарядов, само-
летов...» 2). Призыв товарища Сталина по-
служил боевой программой быстрого пере-
BOla нашего хозяйства на военные рельсы.

Осенью 1941 тода над нами нависла
Угроза временного перерыва в снабжении
фронта боевой техникой. Красная Армия
вынуждена была оставить ‘значительную
часть нашей территории, в том числе ряд та-
хих важных районов и центров, имеющих
военно-промышленное значение, как Дон-
face, Криворожье, Киев, Харьков, Днепро-
петровек, Запорожье, Ростов и другие.
Ленинградский, Московский, Тульский рай-
оны оказались в сфере военных действий.
Промышленность прифронтовых районов
эвакуировалась на Востох. В сентябре, ок-
тябре, ноябре десятки крупнейних воен-
ных заводов, сотни и тысячи других пред-
прнятнй оказались «на колесах». И это
происходило в разгар упорнейших сжесто-
ченных сражений. Нужно было всеми сред-
ствами наверстывать временное выключе-
ние ряда крупнейших военных заволов. В
современной войне моторов хотя бы крат-
ховременное прекращение процесса непре-
рывного снабжения вооружением и боепри-
пасами. действующей армии грозит ca-
мыми тяжелыми последствиями. И враг на
это рассчитывал. Путем колоссального на-
пряжения всех сил и ресурсов наша во-
енная промышленность обеспечила, непре-
рывное массовое поступление на фронт
боевой техники. Это был самый опасный,
камый критический момент. Ион был
пройлен.

Наперекор исключительным трудностям,
уже тогла в нашей военной промыиглен-
ности обозначилея ряд крупных достиже-
ний. Несмотря на временное выключение из
строя ряла крупнейших предириятий в на-
шей танковой п авиационной промыитлен-
ности наметился нод’ем. Нанит танки и са-
молеты — как отметил товаришс Сталин
— превосходили по своим качествам
немецкие. Таков был тезультат исклю-
чительного напряжения конструкторской
изобретательской мысли и учета  нангими
военными предприятиями опыта боев. Су-
щественным, положительным фактом яви-
лась насыщенность наних соединений и
частей артиллерийскими средствами и вы-
сокое качество нашей артиллерии. По ар-
тиллерии Красная Армия уже тогда пре-
восхолила немецкую.

Налиа военная промышленность в те край-
не тяжелые для нее месяцы обеспечила
вооружением и босприпасами зимнее на-
ступление Красной Армии в 1941—42 тг.

Как улалось в То время не только со-
хранить нашу военную . промышленность,
HO даже двинуть ee вперед п накопить
необхолимые для зимнего наступления ре-
зервы боевой техники?

сновная причина в TOM, что

ста-

1) И. Сталин. «О Великой Отечествен-
ной войне Советского Союза», издание

‘al
Подполковник Л. ГАТОВСКИЙ
+>

линекая программа плановой перестройки
всего нашего хозяйства на военный лад
была выполнена с исключительной быет-
ротой. Нави военные предприятия цент-
ральных, южных и частично западных
зайонов успели еще до осенней эвакуации
дать значительную продукцию. Многие
оставленные в прифронтовых промышаен-
ных районах предприятия весьма успешно
обслуживали фронт. Наконец, — и это с4-
мое важное, — уже тогда сказалея огром-
ный рост военной промышгленноети в вос-
точных районах. :

Несмотря на достигнутые крупные успе-
хи в области промышленности, в конце
1941 г. враг еще обладал значительным
превоеходетвом в количестве боевой тех-
ники (танки, самолеты, а также миноме-
ты, автоматическое оружие). Особое зна-
чение имело превосходство немцев в не-
сколько раз по количеству танков.

Товарищ Сталин сказал 6 ноября 1941
года: «Существует только одно средство,
необходимое для того, чтобы свести Е
нулю превосходство немцев в танках и тем
коренным образом улучшить положение на-
шей армии. Оно, это средство, состоит не
только в том, чтобы увеличить в несколь-
KO раз производство танков в налией стра-
не, но также и в том, чтобы резко уве-
личить производство противотанковых са-
молетозв, противотанковых ружей и ору:
дий, противотанковых гранат и минометов,
строить побольше противотанковых рвов и
воякого рода других противотанковых пре-
Пятетвий, г

В этом теперь задала.

Мы можем выполнить эту задачу и мы
должны ев вымолнить во что бы то ни
стало!» *).

Зима, и весна 1942 г. ознаменовалиеь
напряженной работой военной промылилен-
ности над выполнением сталинских зада-
ний. В результате ©б’ем военной промыш-
ленности в первом полугодии 1942 г. зна-
чительно превысил ее предвоенный ypo-
вень. И это в то время, как мы нотеряли
Украину и некоторые другие промышлен-
ные районы. Эвакуированные военные за-
воды были не только восстановлены в pe-
корлные сроки в исключительно трудных
зимних условиях и не только стали про-
изводить то, что вырабатывалось на них
прежде, но резко увеличили продукцию.
Бурно выросла продукция местных заводов
восточных районов — Урала, Сибири,
Средней Азии, Поволжья. Этот рост имеет
прочную базу благодаря наличию богатей-
ших сырьевых и энергетических ресурсов
в восточных районах. Особенно  круп-
ных размеров достигла военная промьни-
ленность Урала, ставанего становым хреб-
том нашей военной индустрии.

Быстрый рост нааней воснной промыит-
ленности за зиму и весну 1942 г. привел
Kk значительному насыщению Красной Ар-
мии танками, самолетами,  минометали,
автоматическим оружием, противотанковы-
ми средетвами. Товарине Сталин в перво-
майском приказе 1942 года отметил, что
Красная Армия уже располагает материаль-
ными средствами для того, чтобы тазбить
немцев. «Нехватает только одного — уме-
ния полностью использовать против вра-
га ту первоклассную технику, которую

предоставаяет ей налиа родина» *). Това-
pum Сталин выдвинул в качестве задали
Красной Армии — учитьея военному делу,
изучить в совершенстве свое оружие.

Красная Армия с огромной настойчиво-
стью; взялась з& осуществление указаний
вождя и в дальнейшем добилась серьезных
успехов в овладении военным мастерством,
в освоении боевой техники.

Летние бои 1942 г. обнаружили значи-
тетьное изменение, происшедшее в с00т-
ношении боевой техники немецких войск и
Врасной Афмии. 0 том значительном пре-
восходетве немцев в количестве танков и
самолетов, которое имело место ‘летом и
осенью 1941 г., уже не могло быть и ре-
чи. Немцам удавалось создавать заметное
превосходетво в технике лишь на Ha-
правлениях их наступления. Немалую роль
сыграло наличие у Красной Армии значи-
тельной военной техники, в частности круп-
ных танковых соединений, при остановке
немецкого наступления в районе Воронежа.

Летом и осенью 1942 г. военная про-
мышленность преодолела новые трудности.
Несмотря на т0, ‘что враг занял Майкоп,
подошел вплотную к Грозному, перерезал
основной путь движения бакинской нефти
— Волгу, занял Ростов, вывел из строя
промышленность Сталинградского района,
продукция военных заводов, в том числе
танковых, продолжала расти. Осенью
1942 г. были накоплены огромные  те-
зервы военной техники, пущенные в ход
зимой 1942—43 тг. На этот раз Красная
Армия в своем наступлении располагала
значительно более мощным вооружением,
чем год назад. Это явилось одной из при-
чин той значительной маневренности, ко-
торая была проявлена Шрасной Армией.
Для этого периода характерно уже нали-
чие в составе налиих войск многих танко-
вых и механизированных корпусов, много-
численной мотопехоты. Ударная сила на-
ших войск при ‘прорыве немецкой оборо-
ны резко возросла. Широкое применение
маневренной тактики е охватом и окруже-
нием крупных немецко-фантистеких соеди-
нений было значительно облегчено и уско-
рено наличием у нас множества  мобиль-
ных соединений и частей. При наступле-
нии Красной Армии,  начатом 19 ноября
1.942 г., немцы сталкивались часто с пре-
восходством и в количественном и в качест-
BCHHOM отношении советского вооружения.

В приказе 23 февраля 1943 года
товарищ Сталин отметил факт величайше-
то значения: «Гитлеровская Германия, за-
ставившая работать на себя военную про-
уышлейность Европы, до последнего вре-
мени имела превосходство против Совет-
ского Союз® в технике и прежде, всего в
танках и самолетах. В этом было ее преи-
мущество. Но за двадцать. месяцев войны
положение изменилось» °).

Hasta военная промынтленность быстро
растет от полугодия к полугодию. Типич-
ный пример Свердаовская область дала

3) Там же, стр. 24.

третье, стр. 40.
2) Там же, стр. 12.

Г 113181.

АДРЕС РЕДАКЦИИ; Москва, 6. Малая Дмитровка,

4) Там же, стр. 53.
5) Там же, стр. 83—84.

в первом полугодии 1942 тода вооруже-
ния и боеприпасов в 2—3 раза больше,
чем в прошлом году. Во втором полугодии
1942 года она выпустила и передала
фронту танков, авиационной продукции,
пушек и минометов в 2—2,5 раза боль-
ше, чем в первом полугодии. Боепри-
пасов было выпущено в’ два раза больше,
а на фронт отправлено в 4 раза больше,
производетво снарядов для наших слав-
ных «Ватюш» увеличилось в десятки раз.
Первое полугодие 1943 года показало но-
вый огромный скачок вперед. Быстрым
темпом идет раслгирение старых и строи-
тельство новых предприятий военной про-
мыишленности, & также различных цехов и
предприятий, обелуживающих ее,—метал-
дургических, машиностроительных, элек-
тростанций, угольных шахт и Т. д. До-
военные нормы скоростного строительства
оставлены далеко позади. Полным ходом
идет освоение новых производств в ‘30-
сточных районах. Нет таких видов воору-
жения и боеприпасов, которые не произ-
водились бы сейчас на Урале. То, что ра-
нее — до войны  осваивалось годами,
осваивается теперь в несколько месяцев
и даже недель. Одни лишь металлурги го-
рода Серова, за войну наладили производет-
во десятков марок высококачественной ста-
ли. Вурными темпами  раввернулась на
Урале промышленность редких метаялов.

До войны производство алюминия ве-
лось у нас на’ трех заводах — Волхов-
ском, Запорожском и Уральском. Первые
два прекратили работу. Сейчае только на
Урале производится больше алюминия,
чем его добывалось до войны во всей
стране, а

До войны броня для танков не изго-
товлялась в восточных районах. Освоение
этого производства обычно длится годами.
Осенью 1941 года броневые станы были
переброшены на Восток, установлены и
пущены в двухмесячный срок. Сейчас в
восточных районах производится  значи-
тельно большие брони, чем в начале вой-
ны 10 своей стране. Заводы Сибири и
Урала полностью удовлетворяют  потреб-
ность танкостроения в броне. г

0 быстром росте нашей военной про-
мынгленности свидетельствует повышение в
1942 г. производетва самолетов на 75
проц. и танков в несколько раз за год.
За последнее время весьма широко развер-
нулся массовый выпуск улучшенных типов
истребителей, штурмовиков, бомбардиров-
щиков, танков, орудий различных видов и
т. д.

Соотношение боевой техники на фронте
продолжает изменяться всё более в пользу
Краюной Армии. Это ярко сказалось в пол-
ном провале немецкого июльского насту-
пления нынешнего года. Не помогли нем-
цам и их новинки вроде танков мари
«тигр», самоходных пушек «фердинанд»,
усовершенствованных марок самолетов и
т. д. Веюду, где немцы пытались прояезть,
они сталкивалиеь с несокрушимым вопро-
тивлениех частей Красной Армии, за-
висевшим не только от резкого повышения
ее боевой выучки, стойкости, выдержки,
диецинлинированности ‘и организованности,
но и от значительно возроситей боевой тех-
ники наших войск. Против мощной боевой
техники противника Прасная Армия вы-
ставила еще более совершенную и мощную
технику. Немецким тяжелым танкам и са-

моходным орудиям были противопоставле-
ны еще более эффективные танки и само-
ходные орудия.

_До сих пор обычно в начале немецкого
наступления осуществлялись активные
действия фашистской авиации по напим
тылам, коммуникациям. Теперь же соотно-
шение сил в возлухе таково, что немецкая
авиация вынуждена была значительно ос-
лабить свои действия в глубине нашей 0б0-
роны. Немецкие танки встречали такой от-
HOP, YOO прежних ирорывах на, оператив-
ную глубину уже не могло быфь и pe-
чи. В этом одна из причин, почему немец-
кое летнее наступление в нынешнем году
в отличие от их прошлогоднего летнего
наступления почти сразу  выдохлоеь.

„Моральный эффект полного провала немец-

KOTO июльского наступления огромный. Не
случайно, что в германской печати веё

более частыми становятся такие высту-
пления, как  сталья в «Берлинер ло-
кальанцейгер» в номере от 20 июля, где
говорится, что для немцев «в теперешней
стратегической обстановке первейшая цель
— убедить противника в том, что он He
может выиграть войну». Нё от хорошей
жизни фашистские борзописцы, вопившие, о
молниеносном завоевании СССР, так сбави-
ли тон. Выходит, что сейчас уж для них
главное —- «убедить» противника не на-
ступать на немецкие войска, «оставить их
в покое».

Красная Армия имеет теперь вполне
современную могучую военную технику.
Наша, военная промвинленность имеет всё
необходимое для ‘систематического и бы-
строго роста и ‘удовлетворения неизменно
увеличивающихея потребностей фронта.
Блестящие успехи за истекшие двадцать
пять месяцев войны, достигнутые. ею в
самых тяжелых условиях, свидетельствуют
0 ее еще более славных перспективах. Во-
енная промышленность непрерывно расши-
ряетея, укрепшляется ее техническая, энер-
гетическая и сырьевая база, она распола-
гает необходимой рабочей силой, прекрас-
ными, проверенными на деле кадрами ин-
женеров, техников, конструкторов, многими
тысячами стахановцев, новаторов производ-
ства. Веё это вселяет в Красную Армию
еще большую уверенность в грядущей
победе над врагом.

Таков результат гениального сталинско-
го руководства нашей страной и Красной
Армией. Товарищ Сталин постоянно учит
нае не успокаиваться на достигнутых ус-
пехах, неустанно призывая работников про-
мыниленноети, особенно военной  промынт-
ленноети, работать с удвоенной энергией. .
Он писал в приказе 1 мая 1943 г: «В
военном деле, а тем более в такой войне,
как современная война, нельзя стоять на
месте. Остановиться в военном деле —
значит отстать» *). Обладая первоклас-
ной и многочисленной боевой техникой,
Красная Армия упорно и неустанно co-
верипенствует свое боевое мастерство, сле-
дуя по пути, указанному ee вождем —
BeAWUA TINE полководцем товарищем
Сталиным.

5) Там же, стр. 93—94.

16. Телефоны:

ЗВЕЗДА

=>

4 августа 1943 г., среда. № 182 (5553),

Положение в Мталии

ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КОМО 3+ ЗАБАСТОВКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент агентства Юнайтед
Пресс передает, что, по полученным све-
дениям, забастовка на’ итальянских желез-
ных дорогах продолжается. Военная поли-
ция и карабинеры, срочно отправленные из
Болоньи и Флоренции в Милан и Турин,
арестовалн там много участников демон-
страций и солдат. Непрошедший цензуру
номер газеты «Стампа» (выходит в Турине)
подтверждает сведения о том, что населе-

ние освободило много политических заклю-
ченных. Власти потребовали ото всех
освобожденных населением политзаключен-
ных сдаться властям в течение 3 дней,
угрожая им в противном случае строгим
наказанием.

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Берна, что положение
в Милане остается напряженным. В гор.
Комо, несмотря на об’явление осадного по-
ложения, вчера продолжались демонстра-
ции и шествия,

‚Заявление Черчилля о военных действиях
на острове Сицилия

ЛОНДОН. 3 августа. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, Черчилль сделал
в палате общин заявление о положении на
острове Сицилия. Черчилль сказал:

«Поскольку я делаю заявление в палате
общин в данный момент, я не могу не от-
метить тот факт, что днем   августа мы
начали генеральное наступление на Сици-
лии, и весь вчерашний день прошел в бо-
ях. В полученных мною сообщениях гово-
рится, что операции развиваются хорошо.
78-я дивизия после ожесточенных уличных
боев захватила Чентурине. 51-я дивизия
продвигается на правом фланге. На левом
фланге канадские войска захватили Регал-
буто, встретив исключительно ожесточен-

ное сопротивление. Согласно сообщениям,
американская 7-я армия, оперирующая
далыне к северу, вчера ‘вечером вступила
в Троину. Продвижение наших войск по
прибрежной дороге подолжается, несмот-
ря на значительные разрушения, произве-
денные противником. Z

Я хотел бы раз’яснить палате общин,
что в течение прошлой недели, когда по-
ложение казалось спокойным, на фронт
были доставлены крупные подкрепления, и
он был должным образом оснащен артил-
лерией и снаряжением всякого рода».

В заключение Черчилль ` привел данные
о составе оперирующей на о. Сицилия ар-
мейской группы союзников.

Выступление Идена

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). `Как пе-
редает агёнтство Рейтер; выступивший се-
годня в Илинге вблизи Лондона министр
иностранных дел Иден, касаясь отставки
Муссолини и событий в Италии, сказал:

«Один из трех столпов держав оси угро-
жающе расшатался. Этот столп никогда в
действительности не был столь прочен,
как он считал, но, тем не менее, это со-
бытие” имеет первостепенное значение.
Муссолини знал, как придать себе исклю-
чительно высокую цену, а весь мир со
слищком большой готовностью соглашался
с этой оценкой, расплачиваясь кровью, сле-
зами и страданиями».

Перечислив преступления, совершенные
итальянским фашизмом в области между-
народных отношений, Иден продолжал:
«30 января 1939 года в своей речи в
Спорт-Паласте в Берлине Гитлер заявил:
«Что касается национал-социалистской Гер-

мании, то ей хорошо известна судьба, ко-
торая будет ожидать ее в том случае,
если когда-либо международным силам, ка-
ковы бы ни были их мотивы, удастся пре-
возмочь фашистскую Италию». Сейчас я
напоминаю эти слова Гитлеру. Ему и дру-
гим было бы полезно вспомнить их. Его
сателлитам и всем квислингам также ну-
жно было бы учесть их. Мы, несомненно,
сделаем всё, что в наших силах, чтобы
подтвердить их бомбами и штыками на се-
вере и на юге, как это столь мужественно
делают русские союзники на своем восточ-
ном фронте. Германская военная промыш-
ленность будет уничтожаться ночью и днем
английскими летчиками и их американскими
товарищами ‹из военно-воздушных сил
Соединенных Штатов».

Иден считает, что падение ‚ Муссолини
должно послужить стимулом для усиления
военной активности союзников.

Военные действия на острове Сицилия

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб
союзных войск в Северной Африке пере-
дает, что войска союзников продолжают
продвигаться по труднопроходимой бездо-
рожной местности. Войска союзников, про-
двигающиеся на север от пункта Рамакка,
вступили в западную часть равнины Ка-
тания. Несколько западнее войска союзни-
ков продолжают продвигаться от Раддузы,
несмотря на сильное сопротивление про-
тивника. Английские войска расположи-
лись на новых позициях к северу от реки
Диттаино. Американские войска, продви-
нувшиеся на восток от дороги Никозия—
Мистретта, захватили пункты‘ Капицци и
Черами. Е

дает, что войска союзников, кроме Ми-
стретты и Сан-Стефано, заняли также
Ассоро и Ниссория. ~

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). По сооб-
щению специального корреспондента агент-
ства Рейтер с острова Сицилия, атаки
союзников на центральном участке фронта

ведутся сейчас по трем направлениям,
охватывающим основные позиции против-
ника на горе Этна. На всех трех напра-
влениях” войска союзников успешно про-
двигаются. На вершинах двух важных в
стратегическом отношении холмов, Ha
краю долины Симето, происходят ожесто-
ченные бои. ?

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке передает,
что 2 августа авиация союзников продол-
жала совершать налеты на позиции и
центры коммуникаций противника на Сици-
лии. Истребители-бомбардировщики и сред-
ние бомбардировщики атаковали Адрано, а
также порты Милаццо и Мессина. Средние
бомбардировщики совершили налеты на
Рандаццо и вражеские позиции. В ночь на
2 августа бомбардировщики союзников
атаковали Рандаццо и железнодорожные
коммуникации Неаполя. В течение вчераш-
него дня было сбйто 6 самолетов против-
ника. Авиация союзников потеряла 7. само-
летов.

Подробности забастовки в Афинах

Бастовали почти все предприятия

города. — Массовая патриотиче-

ская демонстрация.—Зверский расстрел демонстрантов оккупантами.

СТАМБУЛ, 3 августа. (ТАСС).
получены подробности событий, происхо-
дивщих на прошлой неделе в Афинах.
Вспыхнувшая в городе забастовка охватила
почти все предприятия греческой столицы.
В разгар забастовки состоялась массовая
демонстрация протеста против произвола
оккупантов. В демонстрации участвовали
бастовавшие рабочие и студенческая моло-
дежь. Оккупационные войска открыли по
демонстрантам огонь. Имеется много ране-
ных. Большое число участников демонстра-
ций арестовано. -

В знак протеста против зверского рас-
стрела демонстрантов все владельцы гре-
ческих магазинов на несколько дней пре-
кратили торговлю. Оккупационные власти
занретили населению Афин появляться на
улицах города позднее 8 часов вечера (до
сих пор движение прекращалось в «23 ча-
са). Оккупационные. власти проводят мас-
совые репрессии в отношении забастовщи-
ков. Издан приказ, согласно которому
«одновременный невыход на работу трех
рабочих одного предприятия рассматри-
вается и карается как саботаж».

Греки, бежавшие из Афин 10 дней на-
зад, сообщили, что после крупного акта
саботажа в Саламине немцы расстреляли
не 15 заложников, как они сообщили, а
60. Кроме того, они арестовали 30 новых

„Здесь

заложников и предупредили население,
что эти заложники также будут расстре-
ляны, если саботаж не прекратится.-

В отместку за диверсию на итальянском
пароходе, стоявшем в Пирее, оккупанты
расстреляли 18 заложников. Рассказывают,
что недавно оккупанты арестовали и’ при-
говорили к смертной казни одного из ру-
ководителей крупнейшей подпольной па-
триотической организации в Греции. Одна-
ко группа патриотов, переодевшихся в фор-
му немецких офицеров, увезла пленника из
тюрьмы в «неизвестном направлении».

После того, как оккупационные власти
возложили на владельцев зданий ответ-
ственность за появление на стенах патрио-
тических надписей, в Афинах по утрам ча-
сто можно видеть людей, моющих и скре-
бущих стены. Однако на следующее утро
слова «Долой оккупантов!», «Смерть нем-
цам!» вновь появляются на стенах. :

Из Греции поступают сведения об актив-
ных действиях греческих партизан. Так, на-
днях близ Агриниона произошел бой ме-
жду партизанами и немецким карательным
отрядом. Каратели были разбиты и потеря-
ли только убитыми 50 человек. По полу-
ченным здесь сведениям, патриоты совер-
щили несколько успешных нападений на
стратегически важную железную дорогу,
соединяющую Афины с Салониками.

Широкий размах антигерманской борьбы
в Югославии

СТАМБУЛ, 3 августа. (ТАСС). По при-
знанию недичевской печати, антигерман-
ская борьба в Югославии приняла особен-
но широкий размах после того, как рас-
пространилась весть о провале немецкого
летнего наступления на Орловско-Курском
и Белгородском направлениях и о высадке
союзников на острове Сицилия. 20 июля
недичевский официоз «Ново время» высту-

пил с передовой, озаглавленной «Нача-
Och...» «Это крылатое слово «нача-
лось» — пишет газета, — передается те-
перь из уст в уста. Оно употребляется

вместо приветствия знакомых и друзей.
Его всюду повторяют те, кто 27 марта
устраивал на улицах Белграда демонстра-
ции под лозунгом: «Лучше война, чем по-
зорное соглашение». Фашистский листок
обвиняет всех этих людей в том, что они
задались целью усилить царящие в стране
«беспорядок и смуты»,

По сообщению турецкой
тюрки», в последнее время
округе было отмечено несколько новых
крупных актов саботажа, в связи с чем
оккупационные власти расстреляли 120 за-
ложников. Недавно на медных рудниках
возле Ниша начались волнения. Рабочие,
осужденные на принудительные работы,
убили немецких  надсмотрщиков. После
подавления “волнений оккупанты казнили
зачинщиков и большое число заложников.
Серьезные волнения, по словам той же
газеты, произошли недавно в районе Крива
Паланка, оккупированном болгарами. По

газеты «Ля
в Нишском

распоряжению болгарского министра вну-
тренних дел Габровского во всем этом
районе были смешены сельские старосты
и городской голова. Болгарские власти
произвели среди местного населения много-
численные аресты.

Не меньше забот доставляет оккупантам
и их пособникам растущее сопротивление
югославского крестьянства. По сообщению
газеты «Нова хрватска», 11  июля крестья-
нами был убит матерый усташ Подбреж-
няк, занимавшийся среди крестьян фашист-
ской пропагандой и рьяно выступавший за
сотрудничество с оккупантами. В Белоцер-
ковском районе имели ‘место случаи мас-
сового отказа крестьян производить уборку
урожая, реквизируемого оккупантами. То-
гда власти об’явили мобилизацию всего на-
селения от 15-летнего до 60-летнего воз-
раста и начали выгонять крестьян в поле
под конвоем. В Крушевацком районе
группа крестьян убила одного такого кон-
воира и, бросив работу, перешла в парти-
заны. Несмотря на все репрессии оккупа-
ционных властей, крестьяне продолжают
укрывать сельскохозяйственные продукты.
По сообщению газеты «Ново время», в
одном только селе Башанта, Кикиндского
района, за укрытие пшеницы недавно было
арестовано 18 крестьян. Та же газета со-
общает, что в Белоградецком районе у
крестьян были обнаружены запасы OBUHH
и шерсти, укрытые от реквизиции еще с
прошлого года.

коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12, ИЗДАТЕЛЬСТВА -— К-4-00-70, доб, 76. Бюро жалоб подписной конторы К-4
ры — К-4-00-
Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Ёрасная звезда», Москва, Малая Дмитровка,

16.

ПРИЕМ тов, В. М. МОЛОТОВЫМ
МЕКСИКАНСКОГО ПОСЛА
г-на Л, КИНТАНИИА

3 августа Народный Комиссар Инострал.
ных Дел тов. В. М. Молотов принял Чрез.
вычайного и Полномочного Посла Мекен,
канских Соединенных Штатов в СССР г-на
Луиса Кинтанийа в связи © предстоящих
вручением им своих  верительных грамот
Председателю Президиума Верховного (y,
seta CCCP.

EES

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ
СОЮЗНИКОВ
Новый налет на Гамбург

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). По соб.
щению английского министерства авиации,
в ночь на 3 ‘августа крупные соединения

английских бомбардировщиков совершили“

налет на Гамбург и другие об’екты в Св:
веро-Западной Германии. На эти об’екты
было сброшено большое количество фугас.

ных и зажигательных бомб. Низкая облач..

ность затруднила наблюдение за результа.
тами налета.

Другие труппы бомбардировщиков атако.
вали различные. об’екты в Руре. Истреби.
тели «Бофайтер» и истребители-бомбарди.
ровщики «Москито» проникли в глубь Год.
ландии и Северо-Западной Германии и ата.
ковали вражеские аэродромы и различные
об’екты на острове Зильт и в Кукса.
фене, Бомбардировщики «Хэмпден» берего.
вой‘ авиации австралийских военно-воздущ:
ных сил торпедировали вражеское судно у
побережья Норвегии.

Из всех этих операций не возвратились
на свои базы тридцать бомбардировщиков
и два истребителя.

щению английского министерства информа.
ции, утром 2 августа самолеты береговой
охраны «Бофайтер» совершили налет на
сильно охранявшийся караван вражеских
судов около побережья Голландии. Было
потоплено три судна среднего тоннажа и
нанесены сильные повреждения тры
эскортным кораблям.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ САМОЛЕТОВ,
УЧАСТВОВАВШИХ В НАЛЕТЕ
НА ПЛОЕШТИ, В ТУРЦИИ

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как ть.
редает стамбульский корреспондент агент.
ства Рейтер,   августа вечером в Турции
приземлились 3 американских самолета
«Либерейтор» из числа ‘участвовавших 3
налете на Плоешти. Самолеты серьезю
повреждены. Экипажи самолетов — 27 че.
ловек — находятся в Смирне, ожидая pe
шения по поводу их дальнейшей участи,

РАЗРУШЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКИХ

КАЗАРМ В ГРЕНОБЛЕ

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Агентетю
Рейтер передает из Стокгольма, что, по
полученным там сведениям, французские
патриоты совершенно разрушили итальян:
ские казармы в Гренобле (Франция), а
также совершили нападение на главный
штаб итальянских войск во Франции, рас-
положенный в 15-километрах к югу от
Гренобля.

РОСТ НЕДОВОЛЬСТВА И

ВОЗМУЩЕНИЯ В ВЕНГРИИ

СТАМБУЛ, 3 августа. (ТАСС), Прину
дительное из ’ятие у венгерских крестьян
хлеба, постоянные призывы   властей к
«самоограничению», систематические обы:
ски и облавы с целью выявления «злост:
ных укрывателей» продуктов, — все эт
мероприятия властей усиливают в широких
слоях венгерского населения недовольство
и озлобление. Гитлеровская газета «Донау
цейтунг» опубликовала статью своего 6}.
дапештского корреспондента, который за
являет, что последние мероприятия венгер.
ских властей вызвали в стране «волну
истерии». Ссылаясь на венгерскую прави
тельственную печать, корреспондевт пи.
шет;, что среди населения имелА место
«нстерические выступления». Правительст
венная ‘печать обвиняет венгров в том, что
они своими действиями нарушают «обще
ственную безопасность». Для борьбы с
«недовольными» министерству внутренних
дел разрешено создать Так называемую
«вспомогательную полицию из вполне бла:
гонадежных элементов».

ВОЙНА НА ТИХОМ

Е ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб: об:
единенного командования . вооруженный
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает” что действующие
на острове Новая Георгия американские
войска продвинулись на всем фронте во
круг Мунда.

У побережья Новой Британии американ:
ская авиация подожгла японский эсмине
В воздушном бою сбито 11 японских uch
ребителеёй,

На Новой Гвинее войска союзников под:
вергли артиллерийскому обстрелу японский
аэродром в Саламауа.

НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). В ко
мюнике американского командования, опуб-
ликованном в Дели, сообщается, 910
  августа американская авиация произвела
интенсивный налет на японские суда, доки
н раион складов в Ката (Бирма). Отмечены
прямые попадания в 3 речных парохода
крупных размеров. Разрушены железноде-
рожные пути и подвижной состав,
раноне складов возникли пожары,

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО БОРЬБЕ С САРАНЧОЙ
В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

ТЕГЕРАН, 2 августа. (ТАСС). В Тег
ране состоялась международная конферен’
ция по ‘борьбе с саранчой в странах Ближ’
него Востока. По приглашению иранского
правительства на конференцию собрались
представители Ирана, СССР, Великобрит
нии, Ирака, Афганистана и Египта, Ко!
ференция заслушала доклады о положении
с_ распространением саранчи в Африке
Индии и странах Ближнего Востока и рас
смотрела планы борьбы с саранчой,

В честь конференции состоялея большой
прием в министерстве иностранных дел
Ирана с участием дипломатического кор’
пуса. 31 июля участники конференции былй
приняты иранским шахом.
SE ЛЕК Си:

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЙ,

70 доб. 31.

j

«

т
м
ttl
Ц
]
п
М
mn
IRS
Ч