if

eS ete Nae

ern, 5. 32 ee 5

$ ‘августа 1943 г. патница. № 184

(5555).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

Артиллерийский прорыв

‚ В прорыве немецкой обороны на Орлов-
KOM направлении болышую роль сыграла
артиллерия. Возьмем участок севернее
Орла.  Массированный ° огонь орудий
и минометов всех калибров по, существу
парализовал сопротивление немцев в так-
тической зоне обороны глубиною до шести
хплометров. Этот огонь был мощных на
всем фронте прорыва. Однако на одном
участке была создана наибольшая  кон-
пентрация огня. Речь идет. о Дулинском
узле, самом сильном, определявшем судь-
Oy весй немецкой обороны на данцем на-
правлении,

Дулинский узел располагался на команд-
ной высоте. Немцы сплошь изрегали ee
траншеями, построив здесь блиндажи, дзо-
ты и доты. Последние представляли с060ю
цельнометаллические укрытия с аубразу-
рами для пулеметов. Они создавались в
таких местах, откуда можно было  про-
стреливать подстуны к высоте (как вие-
реди, так и на флангах). Разуместея, и
сеть заграждений на этом участке была
у немцев наиболее густой. Насыщенность
этого узла артиллерией была. чрезвычайно
большая. 20 артиллерийских батарей, по-
wud 40 противотанковых орудий, — это
сключительная плотность для узкоге уча-
CTRA.

Наше командование отдавало себе пол-
‘вый отчет в том, что оставлятЕ такой
узел сопротивления не  подавленвым —
значит поставить под угрозу -ecé дело
прорыва. Отсюда определилась и задача,
возникшая перед старшим артиллерийским
начальником. Она сводилась к тому, что-
бы покрыть весь узел, в том числе и его

‚ артиллерийские позиции, точными разры-
вами  дая

полного подавления каждого
вражеского пулемета и орудия.

Прежде всего требовалось разведать си-
стему огня противника, определиль груп-
пировку его артиллерии. Последнее затруд-
нялось тем, что противник маневрировал
частью батарей, устроив ряд запасных
позиций. Разведка тут, собственно, решала,
всё. Вопрос стоял так: удастся без гру-
бых ошибок. определить начертание перед-

Него края, местоположение огневых точек,

постоянные и запасные позиции батарей,
места скопления пехоты, осевые и рокад-

ные пути, — следовательно, успех будет
полным. Если же будут допущены серьез-
ные ошибки, —— никакой массированный

огонь не заставит этот узел замолчать,
когда вперед пойдет наша, пехота.

Вот почему разведке целей уделялось

исключительное внимание. Она велась на
протяжении месяца всеми имеющимися
средствами. Каждая батарея составляла

панораму целей, являвигуюся итогох дли-
тельного набллодения. Батареи и дивизионы
получили фотопанорамы назначенных им
участков. Дешифрированные фотоснимки
непрерывно уточнялись. Большое звачение
- придавалось воздушной фотос’емке,  пло-
щадной и маршрутной. Благодаря этому

._ улалось, между прочим, определить. где у
‚ немцев располагаются стабильные батареи

и гле маневрирующие.
Конечно, целиком была иснользована

“инетрументальная“” разведка. Что’- касается
` звуковой разведки, то она сыграла нема-

лую роль в ходе контрбатарейной борьбы.
Следует еще отметить длительног изучение
режима вражеского огня:  напревление
стрельбы, плотность, количество Рыпускае-
„мых снарялов и т. д. Наконец, разведка
боем накануне прорыва помогла уточнить
артиллерийскую систему обороны, посколь-
&у вызвала огонь всей немецкой артилле-
рии,

В ФОНД ЗДОРОВЬЯ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

ЕЛЕЦ (Орловская область), 5 августа.
(ТАСС). Колхозники Орловщинны, воодуше-
вленные боевыми успехами Красной Армии
на их родной земле, усиливают сбор про-
дуктов в фонд здоровья защитников Ро-
дины, Колхоз «14 год революции», Стано-
влянского района, сдал 200 яиц и 60 лит-
ров молока  Колхозники Грязцовского
сельсовета, Ливенского района, за послед-
нюю неделю внесли 400 яиц, 3 центнера
огурцов и другие продукты. Колхоз им.
Ворошилова, Колннянского района, отпра-

SSE Me ee

HRA

По выявленным огневых точкам против-
засекалесь начертание переднего
края: В итоге постоянного сопеставления
всех данных была получена наредкость
подробная и правдивая картина расположе-
ния целей как на переднем крае, таки в
глубине обороны. Теперь, когда в руки
налцего командования попала немецкая
схема обороны, а главное, удался разгром
врага на этом направлении, есть полная
возможность установить размеры ошибок,
допущенных разведчиками. В определении
переднего края эти ошибки не превышают
70 метров и то лишь на отдельных уча-
стках, где немцы накануне боев несколько
переместили свои заграждения. Что же
касается огневых точек, то тут ошибки
были совсем мизерные. Все они, конечно,
не оказали никакого влияния в процессе
наступления.

В течение трех ночей, предшествовав-
ших прорыву, шло сосредоточение нашей
артиллерии. 0 количестве ее можно судить
по результатам огня, который к тому же
был очень точным. Ни одна пушка, ни
один миномет не вели огня «вообще».
всех артиллеристов, начиная с командира
орудия и кончая командиром части, была
полная ясность относительно орневых за-
дач, что, естественно,’ мобилизовало каж-
дого на лучшее выполнение поставленной
задачи. Батареи  придвигали  вогможно
ближе к переднему краю обороны против-
ника свои наблюдательные пункты,  топо-
разведка уточняла точное положение це-
лей. Вводились  повфавки в иечисленные
исходные данные с учетом метеорохогиче-
ского бюллетеня, пристрелочные данные
проверялись вплоть до самого начала на-
ступления.

Артиллеристы работали дни и ночи,
применяя все методы уточнения целей и
способов их уничтожения. 9т0 и явилось
основной причиной большой MeTKOCTH
стрельбы, которая была спланирована таз
ким образом, что огневые налеты чередо-
вались с пристрелкой и огнем на рагруше-
ние. В последние минуты перед атакой

огонь достиг максимального ^ напряжения.
Расчеты работали изо ‘всех сил. Было
жарко, и бойцы разделись ло пояса.

Сплонгная стена дыма и пыли скрывала за
собой то, что два часа назад еще имено-
валось Дудинских узлом немецкой 0бо-
роны. т

В результате вся противотанковая ap-
тиллерия немцев была уничтожена. и наши
танки. пошли вперед беспрепятственно.
Кроме того, удалось полностью  разгро-
мить 12 вражеских батарей. Устансвлено,
что все орудия немцев находились в зоне
поражения осколками, а на многих обна-
ружены прямые попадания. Траншеи, блин-
дажи и дзоты противника были прерраще-
ны в груду обломков. Точная стрельба
по местам скопления войск и подхсдам к
узлу ¢ тыла позволила накрыть’ разры-
вами вражеский батальон, шедший из ре-
зерва на помощь дудинекому гарпигсну.

Лишь незначительная часть немецкого
гарнизона, уцелевшая после  артиллерий-
ской полготовки, пыталась позднее  ока-
зать бопротивление. Но это были бееплод-
ные попытки. Наша гехота ¢ последними
разрывами снарядов  короткия броском
ворвалась в немецкие траншеи первой и
второй линии, овладела ими и в дальней-
шем обходным маневром устремилась в
глубину, опять же пользуясь артиллерий-
ским сопровождением.

Гвардии полковнии Б. БЕЛЯЕВ.
ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

вил на сдаточный пункт несколько под-
вод с молоком, топленым маслом, свежей
капустой.

* * &

ТАШКЕНТ, 5 августа. (ТАСС). Колхозы
и колхозники Узбекистана, досрочно рас-
считавшись с государством, сдают сель-
хозпродукты в фонд здоровья защитников
Родины. Колхозники Сыр-Дарьинского рай-
она внесли в этот фонд 10 тысяч литров
молока и обязались сдать к 15 сентября
еще столько же.

О пелеустремленности в
партийной работе

0 том, что наши части готовятся к ак-
тивных действиям, бойцы догадывались. Они
видели вереницы танков, прошедших в 00-
седнюю алощину, видели, как в тени де-
ревьев укрылись «катюши», как артилле-
ристы оборудуют новые огневые позиции

Позавчера агитатор Тихонов приходил в
землянку с большой тетрадью. В этой тет-
ради есть фотографии немецких зверетв,
есть и письма, которые получили красно-.
армейцы Сенцов, Федоров и Степанок. В
них жены и матери пишут о своем горе —
хак их немцы пустили по миру. Бойцы
смотрели эту тетрадь и знали> скоро они
жестоко отометят врагу.

А вчера бойцы ходили в клуб. Там они
смотрели кино и слушали лекцию. Доклад-
чик рассказал о том, как выросли силы
Советского Союза, как действуют бойцы
на других фронтах, как действуют наши
союзники. Затем в подразделениях были
беселы о предстоящих боях. Каждый к
ним готовился, каждый ждал, когда ему
придется встретиться © врагом,

За час перед боем парторг обходит зем-
лянки, беседует с отдельными бойцами.

— Вот. парторг, заявление тут у Me-

HA, — протягивает вчетверо сложенный

лист бумаги красноармеец Смирных. —
Прошу в партию меня принять.

И, отдав заявление, он вематривается в
лица товарищей, сидящих в земаянке, а
затем отходит в сторону, снова садится на
нары и добавляет:

— А если случится что, понихаешь,
напиши‘ матери, так, мол, и так, коммуни-
стом дрался,

Нехорошо, конечно, перед боем держать
мыели о смерти, но всяко бывает. И бой.
цы обмениваются адресами, а кто решил
итти в бой коммуниетом, подает заявление
в партию именно в этот чае. Незаметно
подхолит рассвет. Бойцы внимательно рес-
сматривают винтовки, как будто видят их
‘впервые, прилаживают сранатные сумки
ий потом спокойно выхолят из землянки в
траншею. Появляются бойцы и из других
землянок, где в эту ночь проводили бесе-
ды другие коммунисты.

И когда взвилась в небе ракета и прек-
ратилея огонь артиллерии, двинулись в
атаку пехотинцы. В бою храбро дрался
красноармеец Петров. Безотказно работал
пулемет Рыбакова. В схватке с врагом за-
колол немпе, молодой коммунист Смирных.
Врат был отброшен, наши подразделения
заняли населенный пункт.

Ночью. когда огонь немного утих, пар-
торг Силин пришел к командиру роты.

— Окалываться надо, закрепляться, —
сказал ему командир. Парторг собрался
было уходить, но командир задержал его.

— Подожди, евязной мой скоро вернет-
ся, в батальон вызвали, может, новости
какие принесет.

Связной скоро явился. Он перелал коман-
диру пакет, в котором был текет размно-
женной Ha машинке телеграммы командо-
вания фронта. Оно благодарило бойцов и
командиров за успехи первого дня боя и
призывало закрепляться, не отдавать вра-
гу завоеванного рубежа.

Задача резко изменилась. Еще несколь-
ко часов назад бойцы шли на врага, от
воевывая землю, — теперь ее надо было
закреплять за собой. И парторг правильно
ориентировалея в этой изменивиюйся 00-
становке. Номмунистам, своему активу. из
беспартийных красноармейцев он поручил
довести эту телеграмму до каждого крас-
ноармейца. От воронки к воронке перетол-
зали они, раз’ясняли бойцам новую зала-

чу, советовали, как лучше закрепляться.
предупреждали о готовящихся ко нтрата-
ках врага,

Подразделение выполнило и эту задачу.
Немцы неоднократно переходили к контр-
атакам, но отвоеванный кусок земли был
удержан. Во многом здесь заслуга партий-
ной организации, которая была в курсе
событий, своевременно замечала изменив-
шуюся обстановку,  направаяла усилия
бойцов по нужному руслу.

Этот пример взят из практики недавних
боев части, которой командует подполков-
ник Родков, На этом примере вилно, какое
значение имеет целеустремленность Е пар-
тайной работе, Иногда бывает, что парт-

В ОРЛЕ. Жители Комсомольской улицы приветствуют вступающих в город
героев-освободителей.

Снимок наших спец. фотокорр. майора С. Лоскутова и О. Кнорринга.
Доставлен на самолете летчиком лейтенантом А, Захаровым.

_На родине почетного гвардейца
колхозника Андриана Стерлева

Девятого июня 1943 года в «Красной
звезде» рассказывалось о благородном па-
триотическом подвиге старого крестьянина
из хутора «Краеная Балка» Ростовской
области Андриана Макаровича Стерлева. Он
спас полковое гвардейское знамя, сохранил
его, рискуя собственной жизнью и жизнью
своей семьи, и вернул его полку, когда
область была освобождена от немецких за-
хватчиков. Андриан Стерлев был награж-
ден орденом Красного Знамени и зачислен
в состав Гварлейского дивизиона, почетным
гвардейцем с вручением нагрудного знака
«Гвардия».

С тех пор фронтовики держат тесную

вязь с почетным гвердейцем колхозником
ерлевым и его земляками. В своих пись-
мах гвардейцы благодарят мужественного
патриота, за спабение знамени и клянутся
пронести его незапятнанным через Bee don
с врагом.

Когда одно такое письмо, подписанное
по поручению бойцев и командиров rBap+
дии капитаном Ткачевым, гвардии капита-
ном Семыниным, гвардии красноармейцем
Изьиным, гвардии старшим сержантом Ра-
щенко и другими, пришло на хутор «Крас-
ная Балка», колхозники собрались на ми-.
тинг. Колхозница Дарья Григорьевна До-
ценко сказала:

— Мой муж, как вы знаете, на фронте,
бьет фашистских бандитов. Я. заменила его
и работаю сейчас на лобогрейке скидаль-.
щицей. Я по-гвардейски буду убирать наш
колхозный хлеб. Пусть знает мой любимый
супруг, что я не опозорю его боевого име

i sp hea

ни, буду первой в нашей колхозной гвар-
ДИи.

Сказал свое Веское слово и почетный
гвардии красноармеец Андриан Стерлев. В
ответном письме тверлейцам  товорится:
«Мы, колхозники и колхозницы артели
«Красный Октябрь», заверяем вас, това-
рищи гвардейцы, что приложим Bee свои
силы и энергию, чтобы в срок выполнить
все колхозные хозяйственные дела. по-
больше собрать хлеба и досрочно по обя-
зательствам сдать его государству».

Андриан бтерлев написал тгвардейцам
06060: «Дорогие земляки мои, товарищи
гвардейцы! Пишет вам вашг земляк, 10-
четный гвардеец № полка А. М. Стерлев.
( великой радостью я и колхозники арте-
ли «Арасный Октябрь» прочитали same
письмо, узнали, как вы бъете фашистоких
гадов. Я co своей стороны заверяю и кля-
нусь вам своим гвардейским именем, своей
твардейской честью, своей седой головой,
что буду работать на трудовом фронте, не
покладая рук. Мы будем снабжать наше
государство, нашу Красную Армию, нашу
гвардию всяким продовольствием, фуражом
и другим запасом. Будем сообща бить не-
навистного злодея вдоль и ноперек, чтобы
не глянуть ему. гадюке, на нашу дорогую
родину и не ходить ему, поганому, по на-
шей русской земле.

А вам, братцы, выношу свою сердечную
гвардейскую благодарность, 410 не забы-
ли меня, простого колхозника Стерлева в
таком маленьком колхозе на хуторе «Врас-
ная Балка».

чт

НОВЫЕ. ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ ОБРАЗЦОВ ТРОФЕЙНОГО.
ВООРУЖЕНИЯ, ЗАХВАЧЕННОГО У НЕМЦЕВ }

За последнее время выставка. образцов
трофейного вооружения, захваченного у нем-
цев, пополнилась новыми экспонатами. В
отдел авиации доставлен немецкий истре-
битель_ «Фокке-Вульф-190», в бронетанко*
вый — тяжелая артиллерийская самоход-
ная установка калибра 128 миллиметров.

Много новых экспонатов в артиллерий-
ском отделе; 47-мм. германская противо-
танковая пушка, 75-мм. итальянская зенит-
ная пушка «Ансальдо», 150-мм. германская

гаубица, разбитая нашей артиллерией. Здесь.

впервые выставлен прибор управления ог-
нем зенитной артиллерии,
венгерской фирмой, и два германских аэро-
стата. у ;

изготовленный  .

В военно-инженерном отделе посетители
с большим интересом осматривают две не-
мецких передвижных бронированных пуле-
метных точки, имеющих куполообразную
форму. Они были захвачены частями Крас-
ной Армии при прорыве немецкой обороны
на Орловском направлении.

Каждый такой бронированный колпак
доставляется на оборонительную полосу в
перевернутом виде на двух колесах. Затем
колеса снимают, а колпак зарывают в зем
лю. Бронированная точка вмещает ручной
пулемет, ножной вентилятор, калорифер-
ную печку, перископ.

В ближайшие дни с фронта на выставку
трофейного вооружения поступит партия
новых экспонатов. `

Издание книги товарища Сталина на туркменском языке

АШХАБАД, 5 августа. (ТАСС).
Туркменском Государственном
из печати массовым

стве вышла

организация роты, батальона как будто ра-

ботает хорошо, имеется план, ` регулярно
проводятся партийные собрания, коммуни-
сты беседуют с бойцами, a между тем
подразделение не выполняет поставаенной

‚ задачи. В чем тут дело? Дело в том, что

партийная работа ведется вхолостую, она

не нацелена на выполнение боевоге при-

каза. На собраниях коммунисты обсужда-
ют случайные вопросы, а не вытекающие
из жизни, поручения даются ради пору-
чений, лишь бы в плане значилось, что
коммунист проводит беседу. А какую, что
достигается этой беседой — неважно. И
даже тогда, когла план составлен хорошо,
в соответствии с задачами сегодняшнего
дня, всё же парторг не вносит в него не-
обхолимые коррективы в соответствии с
изменившейся обстановкой.

Требование целеустремленности в пар-
тийной работе — это требование знания
жизни подразделения, умения быстро реа-
гировать на. обстановку, умения найти
главное. Партийная организация должна
знать, например, что в течение сегодняш-
ней ночи подразделению. ‘предетоит  про-
рыть пятьдесят метров траншей и обору-
довать скрытый подход к протиепику, что
за вчерангний лень рота потерялу три че-
ловека ранеными, что красноармеец Ильи-
ных получил сегодня письмо от матери, и
мать рассказывает ему, какие издеватель-
ства пережила семья от немцев.

Только зная все подробности  врасно-
армейской жизни, парторг сможет принять
правильное решение, правильно расставить
свои силы, сумеет поручить олпому из
коммунистов провести беседу © необходи-
мости тшательно маскироваться, а ApyTo-
My во время короткой передьшики, при
отрывке траншей прочесть вслух Письмо
матери и тем мобилизовать каждого Ha
отличную работу. Только такиу образом,
зная жизнь и задачи подразделения, можно
еделать партийную работу оперативной,
отвечающей требованиям боевой жизни.

Возможности этого сейчас зчачительно
расширились. Политработой в роте приз-
ваны руководить командиры-единоначаль-
ники. Именно ‘они смогут подсказать парт-
Opry, какие задачи сейчас являются гаав-
ными в подразделении, какие вопросы сле
дует записать в план партийной работы.

В части, которой  командугт майор
Дмитриев, за несколько дней июля 110’

В  ражом книга товарища Сталина «О ве-
издатель-   ликой
ти-   Союза».

отечественной войне Советского

изошло несколько несчастных случаев. Это
взволновало парторганизацию. По предложе-
нию командира роты обсудили вопрос на
заседании партийного бюро. осле этого с
личным составом провели политинформации
0 поведении на переднем крае. В итоге
неоправданные потери прекратились.

Без такой  пелеустремленности работы,
без знания жизни подразделения  комму-
нисты не выполнят боевых задач.
Именно этого не понимает парторг про-
тивотанкового дивизиона старший  сер-
жант Гвозденко, В плане работы. который
он составил сразу Ha пятнадцать дней
июля. намечено провести одно занятие с
кандидатами ‘партии по изучению устава,
одно занятие с коммунистами ло изучению
истории ВКП (6), одно заседание партбюро
по вопросам роста партии. Все это правиль-
но. Но парторгу одновременно с этим в
плане нужно было ориентировать партор-
ганизацию на вопросы состояния дисцип-
лины, на ‘укрепление ответственности за
состояние обороны. А эти вопросы как
раз нужно было решать.

Другим покезателем нецелеустремленной
партийной работы яваяется привычка пла-
нировать работу на длительный период —
на пятнадцать, двадцать дней. Между тем
обстановка, & следовательно, и задачи пар-
тийной организации часто меняются. А
изменение обетановки выдвигает новые
задачи, которые никакими планами не
предусмотришь. Чтобы устранить этот не-
достаток, нало учить парторгов  планиро-
Barb партийную работу Умело, на короткий
срок, с учетом ‘обстановки,

Необходимым условием  целеустремлен-
ной партийной работы является и умение
найти подходящие для данного момента ор-
ганизационные формы работы. По одному
вопросу нужно провести партийный актив,
по другому — созвать партийное собра-
ние или организовать  красноармейский
митинг, собрание. Выбор формы партийно-
политической работы всецело зависит < от
конкретных условий и тех задач, которые
стоят перед подразделением.

(Сейчас возможности дая пелеустремлен-
ной работы значительно расширились. Ис-
пользовать их — задача каждого руково-
дителя партийной организации.

Майор П. ВИДАХА.
`ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ,

До чего ярка этим летом трава, до
чего пестры цветы! Кажется, что природа
хочет приукрасить судьбу людей. Мы —
в самом сердце. Россий. Здесь предетает во
всей своей скромной красоте’ русская пря-
рода. Конечно; море или горы больше пот-
рясатот взгляд  заезжего человека, но в
этих холмах, в этих зеленых оврагах, в
этих извилистых мелких речушках, в этих
березовых лесах скрыто глубокое очарова-
ние, оно известно нам с детства, как наш
язык, как глаза наших девушек, как длин-
ная тягучая песня.

Звенят ливни. Потом солнце горит в
уириадах крупных капель среди лесного
изумруда. Лето, доброе лето... Но ничто
не может скрыть стралиного дела захват-
чиков. Многие деревни давно сожжены
немцами — «за связь с партизанами». Не
осталось ни труб, ни золы. Среди травы
столб с поставленной вчера дощечкой
«Бутырки» или «Михайловка» — так.на-
зывались исчезнувшие деревни. Еще два
года тому назад здесь люди трудились,
смеялись, девушки провожали милых на
войну, играли на речке дети. Что стало с
людьми? Никто не знает. Трава и дощечка,
кружок на карте, веб.

Другие сёла выжили, но и в них горе.
Сожженные бомбами дома. Бездомные
женщины с ребятишками. Исплутанные ли-
ца. Чего не повидали эти молчаливые
крестьянки! Немцы здесь хозяйничали по-
чти два года. Вначале захватчики бесчин-
ствовали и грабили, кто как мог. Пылали
избы. летел гусячий пух, кричали пол
ножом немецкого калиевара свиньи, плака-
ли девушки. Потом появились коменданты,
вельскохозяйственные управители, cOopma-
ки налогов. Немцы сдирали с крестьян все
семь шкур. Но вот разразилась сталин-
градекая гроза. Германия побледнела от
страха. Гитлеровцы стали заискивать пе-
ред населением прифронтовой полосы. Ви-
сельники и грабители учились сюсюкать.
Йроды решили баюкать русских детей, но
дети при виде немца кричали от страха:
немец для них’ был кощеем.

Да и трудно фрицу прививуться доб-
рым: не выходит. Посюсюкает и вру
ударит плеткой. Подарит курицу и 0тбе-
рет корову. Весной, опасаясь Красной Ap-
уп, ‘германское командование  рентило
усилить передний
край своей обороны.
Кого же послали на
работы? Русских де-
вушек.

Крестьяне мне пе-
редали письма доче-
рей, сестер, внучек.
Они написаны на
клочках бумаги. Их
приносили счастлив-
цы, которым удалось
спастись. Выписываю
несколько цитат:

«Здраветвуйте до-
рогие родители. Шаю
я вам свой пламенный
привет и желаю все-
го хорошего в вашей
жизни. Я жива пока,
& К ночи может буду
готова. Дорогие мои
папа и мама, тут у
нас страшные бои, а
нас гонят под самые
снаряды копать око-
пы. Восьмого числа
под девятое, в чет-
верг, прилетели на-
ции. Утром в 3 часа
нас погнали в окопы,
снарядами всех засы-
пало. Работали до 2.
часов ночи. Знать я
несчастной — зароди-
‘лась У тебя, мама.
Пишу, & сама плачу,
снаряды летят и ae-
тят, может ты елы-
шишь. С приветом, вала дочь Нюра».

«Дорогая мама, хлеба у меня нет уже
неделю. Дорогая мамочка, пока живы-здо-
ровы, &а напишем письмо, может не будем.
Пашу во время боя, снаряды летят через
голову. Встаем мы в три часа утра и ро-
ем. Если возможно, пришли мне хлебуш-
ка, & то я до дому не дойду, если вы-
живу».

«8 июля 1943 г. Здравствуй, дорогой
Вакя. Пишу письмо во время бомбежки,
вечером. Теперь первый час. Пишу письмо,
и серлце кровью обливается, как вепомню
всё. Мы теперь в 7 километрах от фронта
Подымают нас в 3 часа утра, & работаем
до двенадцати ночи. Стреляют сильно,
значит скоро,’ дорогой Вася, увидимся, если
жива останусь».

_ Не знаю, что стало ¢ девушками: по-
„гибли или прячутся в лесах. Но страшно
читать эти письма. Немцы помягчели?
Вздор. Они оставят крестьянке ee кут, на-
пишут в газете о своем мяткосердечьи, а
потом. отберут у матери родную дочь,
кровь от крови, плоть от плоти, и пошлют
заплаканную, беззащитную девочку на пе-
редний край. Эти злодеи хотят, чтобы ру-
ки русских девушек защитили захватчи-
ков. Низость, таквя низость, что не ве-

Черный

список

ришть, как могли человекоподобные дойти
до Hee,

Немцы всё те же. Они жестоки и ковара
ны. Они хотят обмануть, перехитрить,
`‘одурачить. Они хотят натравить один со-
ветокий народ на другой. В семье не без
урода. Немцы подыскали горсточку преда-
телей. В Киеве немцы водят по’ улицам
десяток русских изменников. А здесь в
селах Орловской области немцы держали

несколько предателей. Из украинцев, во
главе с каким-то «гетманом». По при-

казу немцев изменники хвалали кресть-
ян, & немцы прикидывелиеь невинными,
Но никого немцы не обманут, все знают,
что один враги у русских, и у украинцев:
немец.

Я коснулся человеческих низин. Я до-
скажу черную повесть. Я видел несколько
предателей. Они говорят по-русеки, на них
немецкая форма. Михаил Мироничев вырос
здесь, на орловской земле. Его родила рус-
ская женщина. Он стал обер-ефрейторох
Гитлера. Немцы его представили к желез-
ному кресту. За что? Отступник участво-
вал в карательной экспедиции. В селе
Пеликово каратели расстреляли свыше ста
человек, среди них стариков, женщин, дё-
тей. Прибелняяесь, Михаил Мироничев го-
ворит: «Я то всего четырех убил...», Да,
он спокойно признается, что расстрелял
четырех русских. Почему? Палач 0б’яс-
няет: «Немцы приказали». Его спраши-
вают: «Сколько вы получали за ваши
страшные дела?» Бывший русский отве-
чает: «Буханку хлеба на двоих и триста
шестьдесят рублей в месяц».

Михаил Мироничев выглялел упитанных:
немцы его подкармливали. Но что делают
немцы с нашими пленными, которые по
несчавтью попали в лапы гитлеровцев?
Кто видел лагерь в деревне Отауица, его
не забудет. Я опишу точно, сухо. Землян-
ка, в которой немцы держали пленных,
напоминает яму. Темно. Запекшаяся кровь.
Жители Старицы рассказывают, что из
ямы доносились вопли истязуемых. Непола-
леку от ямы находилея офицерский клуб.
Сцена, рояль, бутылки из-под шампанско-
го. Там немцы танцовали. В яме они пы-
тали. Рядом с ямой зола и большой котел,
& в нем сверенная человеческая голова,
кости. В котле немцы варили замученных

Котел и человеческие кости, обнаруженные в бывшем
лагере для советских военнопленных в дер. Старица.

Снимок нашего спец, фотокорр. майора С. Лоскутова.

пленных. Дрожали руки у стойких гвар-
дейцев, когда они поднисывали акт об этох
новом злодеянии. Немцы варили людей...
Зачем? Но довольно спраливаль «зачем»,
когда видишь дела фашистов. Затем, что
они — мучители. Затем, что они должны
изобретать всё новые и новые пытки.
Порой среди ночи я вижу немца. Не то-
го или иного Фрица, нет, просто немца,
палача с мутным глазом и с длинных
потными руками. Он держит слиеок зл0-
деяний, и я читаю, читаю, но не могу
дочитать, я не могу дочитать до конца
— список бесконечен. Вот немец гонит
девушек под огонь — рыть окопы. Вот
они варят в котле человека. Вот он на-
нимает предателя, дает ему огрызок сала,
дает медаль, на которой написано «за за-
влуги» (почему не проще — «за услу-
ти?»), и предатель убивает рубеких детей.
Что позволяет Краеной Аруии проры-
вать вражескую оборону, птти вперед, от-
ражать контратаки, проводить крупную и
четкую операцию, которую мы называем
«боями ‘на Орловском направлении». Тех-
ника? Мастерство? Опыт? Да. Во п дру-
гое: тот, с мутным глазом и с черных
списком. Мы больше не в силах терпеть,

Mer Hem Buepel. Илья ЭРЕНБУРГ.
ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

СЛЕТ ДЕВУШЕК-БОЙЦОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). На-днях
в № соединении состоялся слет девушек-
военнослужащих. Мундиры и гимнастерки
уногих из них украшены знаками воинской
доблести и славы — орденами, медалями,
нашивками о ранений, гвардейскими зна-
ками,

После доклада полковника Спиридонова
участницы слета поделились своим боевым
опытом, Многие девушки-бойцы проявили
Ha фронте героизм и отвагу. Бесстрашные

героини-воительницы Маша Поливанова и
Наталиа Ковшова удостоены звания Героя
Советского Союза. Отличилиеь своими boe-
выми подвигами связистки Носкова, Co-
седкина, Пароваткина, снайпер Косталова,
санитарка Коробова, медсестра Кученева п
многие другие.

Выступившие на слете командующий
соединения и член Военного Совета по-
ставили перед девушкамн-бойнами конкрет-
ны задачи на ближайшее время. В заклю-
чение более 50 девушек получили прави-
тельственные награды.

Спортивные соревнования на первенство Забайкальского
военного округа

ЧИТА, 5 августа. (ТАСС). Закончились
соревнования на первенство Забайкальского
военного округа по рукопашному бою, фут-
болу, баскетболу и городкам. Первое ме-
сто по рукопашному бою заняли физкуль-

турникв части, где начальником физиче-
ской подготовки лейтенант Арсентьев.
Финальный матч на первенство округа
выиграла футбольная команда капитана
Хомякова.