ий
da

№ 185 (5556)

x

Смерть немецким оккупантам!

КРАСА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

7 августа 1943 г., суббота

Орел и Белгород

5 августа в 24 часа столичные батареи
TPOXOTOM своих пушек салютовали героям
Орла и Белгорода. Это был традиционный в
русской аруни орудийный Гром в честь
великой воинской славы вооружекных сы-
нов отечества. Наш народ и Ирасная Ар-
мия торжествуют большую победу. Добле-
стными советскими войсками, после оже-
сточенных наступательных боев, взят
Орел. Город, подобно могучей. птице, па-
рящий над берегами Оки, вновь ‘расправ-
ляет свои крылья для вольной жизни Oper
вернулся в лоно свободных советских го-
родов. Орел наш! В тот же дезь наши
части заняли и Белгород.

Приказ Верховного Главнокомавдующего,
опубликованный вера, и  сегодвяшнее
сообщение Совинфорубюрс 0. лявьидации
Орловского плацдарма немцев подводят ито-
ти военным событиям месяца — 5 июля —
5 августа, Наша победа имеет мировое
значение. Ее военно-политический смыел
— очевиден. В своих оператирно-страте-
гических планах немцы отводили огромную
роль Орловскому плацларму. Пространетво,
заключенное в“треугольнике между Болхо-
вом, Мценском и. Орлом, они рассматривали
хак трамплин для прыжка вперед. Весь
Орловский плацдарм был как бы пистоле-
том,  нацеленным с юго-запада в сердце

релистываяи завещание Шлиффена, готовя
триумфальное завоевание . России. Долгие
годы военные теоретики Германии  Уного-
томными исследованиями воспитырали  He-
мецкое офицерство на убеждении в пре-
восходетве германекой военной доктрины
над всеми иными. Они вызытрали тени
Фридриха, Мольтке и ШюдендорЛа, как вы-
зывают с того света, духов, и клялвеь их
именем, что армия Германии в открытом
бою непобедима, что поражения ее в пронт-

вне
здание
И

становкой и причинами, лежавшими
воевавших армий. Ныне всё это
фальсифицированной истории,  спеси

крытом 610, не
когда сама неприятельекая армия,
центрированная в небывалых доселе раз-

внезапно, & Е мбмент,

тиваение врага двинулись внерел.

Орел и Белгород в наших руках!
все лады верещал Гитлер о неприетупно-
сти Орловского плацдарма.
пропаганда словно взбесилась. Опа попере-

0 своем, то 0б «эластичной». то о «мавев-

лом об’ясняются лишь международной об-

надменности рухнуло окончательно. В от-
скон-
мерах, перешла в наступление, согетекие
войска преодолели се натиск, отбросили на
прежние рубежи и; ломая яростное сопро-
На
Германская
менно кричала то о нашем наступлении, то

ренной» обороне немецких войсу Что те-

перь скажет кемец, взглянув па карту?
Что теперь скажут жители Берлина, Гам-
бурга и Дрездена, которым двадцать раз
сообщалось об уничтожении Ирасной Ар-
мии, о торжестве германского оружия, 0
непроницаемости немецких оборонительных
линий на Востоке? Население Германии
должно теперь
мая стратегическая интуиция» фюрюра —
это один из самых дурацких мифов. с03-
данных гитлеровской пропагандой.

В ходе войны Красная Армия. выполняя

нашей страны — Москву. Ныне этот пи-
столет выбит из рук немецкого командо-
вания. Веё, на что немцы рассчитывали,
укрепляя Орловский треугольник,  рух-
нуло. Далеко идущие планы гитлеровской
ставки, связанные с существованием 0}-
ловского «мешка», перечеркнуты воинами
Красной Армии.

В радостном волнении бьются сердца
советских людей при мысли, что Орел
и Бепород снова в наших руках.

увилеть, что «непогреши-

Это одни из древнейших русских городов,

чья ‘история перазрывно связана © самым
возникновением и обороной централизован-
ного русского государства. Орел был по-
строен в 1564 году по указу Ивана Гроз-
ного как военный поселов-крепость. Он
стат на пути, пе которому кочевники про-
бовали совершать свои набеги на Москву,
Из Орла дозорные стерегли броды на реках
Сейме и Оке и полевые дороги, ведущие х
центру Руси. Еще в ХУ веке Беагород
был виднейшей русекой военной креностью
и центром так назызаемой «Белгородской
черты» — оборонительной линяи Москов-
ского государства. Эта черта керушимо
стояла около двух столетий, до тех пор,
‚пюка. границы земель, подвластных Москве,
не продвинулись далеко на Jor, ‹ Прошли
века, но ни (рел, ни Белгород не’ утратили
своего военного значения и внов®, в наши
дни, оказались важными узлами войны,

5 августа 1943 года! Запомним эту
дату. Ровно через месяц после ничала не-
мецкого наступления из районов Орла и
Белгорода наши войска, отразив все по-
нытки противника прорваться к Курску,
сами перешли в наступление и освободили
эти города, томившиеся в немецкой неволе.
Bea эта операция, распадающаяея на два
этапа, блестяще осуществлена Красной
Армией по плану Верховного. Главнокоман-
дования. Немцы понесли огромные потери
В живой силе и технике,

Прошла всего лишь декада ¢ Toro AHA,
как Верховный Главнокоманхующий Мар-
ал Советского Союза товарищ Сталин
отметил в своем приказе полчую ликви-
дацию немецкого летнего наступления и
констатировал крах мифа 0 том что
«немцы  летоу в наступлении всегда
олерживают успехи, а советские войска
вынуждены будто бы находиться в 0т-
ступлелии». Прошла декада, и весь мир яв-
ляется сейчас свидетелем блестящих пло-
дов летнего наступления Красной Армий,

чикая битва этой войны выиграна на»
шей архией в то время года, которое нем-
цы громогласно и He раз об’являли своим
союзником. «Тем самым, — как говорит
приказ Верховного Главнокомандующего от
5 августа, — разоблачена легенда немцев
0 том, что будто бы советские войска не
В состоянии вести летом успепеное наступ-
чение»,

Эа битва предстает глазам современни-
KOB как сгусток военных усилий противо-
борствующих сторон, как апофеоз всего
того, что до сих пор сделали наши войска.
Эта битва, необычайно ‘уплотневная во
времени, втянула в свою орбиту  колос-
сальные массы материальных средств и
человеческих ресурсов. Вряд ли когда-
100 за время войны на таком сравни-
тельно ограниченнох  пространсте и в
такой короткий срок  действовалю силы,
подобные тем, которые столкнулись в
июльском сражении, увенчавшемея теперь
падением Орла и Белгорода.

Политичеекая роль орловекой и белго-
Толской победы неизмерима. Только три дня
тому ‘назад официальный немецкий военный
обозреватель генерал Дитмар утверждал:
«уже сегодня можно сказать. что летнее
наступление неприятеля в 1943 голу не
удалось». Что скажут Дитмар a его хо-
злева теперь?! Взятие Орла — это оглу-
шичельная пощечина хваленому гитлеров-
скому тенеральному штабу, это непоправи-
уый улар по моральному духу немецких
войск и всей германской военной маптине.

Долгие голы в тиши берлинских каби-
нетов вражеские генералы молитвенно ле-

приказы своего Верховного  Главнокоман-
лующего Маршала Советского (61058 т0-

ной силой. Никогда еще вражеские войска
не находились в такой тяжелой обстановке,
какую создала им нална армия пол Сталин-
градом и во время последних бое’ под
Орлох и Белгородом. Немецкий военный
корреспондент вынужден был написать
положении германских войск в
Орел следующее: «Нередко бывает. что
рявшие овязь с остальными силахи,  дод-
жны с величайшим напряжением 0боро-
няться, не зная ежечасно меняющейся
обетановки».

Немцы лолжны притти в ужа прочитав
эти признавия. Немецкая ‘армия на
полях сражений начала под ударами Крас-
ной Армии всб чаще попадать в те самые
классические условия «оперативно-тактиче-
ского хаоса», которые прелназначалиеь ге-
нералами Гитлера исключительно для про-
тивника. 910 —- ярчайшее свидетельство
доблести наших войск и военного ма-
стерства налето  генералитета и офицер-
ства. Приказом Верховного Главнокомандую-
mero товарища Сталина трем дивизиях,
первыми ворвавитимея в Орел, присвоено
наименование «Орловских», а двум диви-

город, — «Белгородеких».
Всея Красная Армия, весь народ салю-

почетные наименования, заслуженные в
волом новых качеств наших войск Имена
двух советеких городов, вырвачных из
немецкой неволи, навечно вплеглютея в
историю Красной Армии. Пройдут  тода,
десятилетия и новые поколения трех On-
ловских и двух Белгородеких дивизий бу-

названия, как лавровые венки прекрасной
воинской славы.

Вечную славу тероям, павших в борьбе
за свободу нашей родины,
приказ Верховного  Главнокомандующего.
Герои-воины, принявшие емерть на поле
брани во имя жизни отечества, воздвигли
себе нерукотворный памятник в великом
сердце советского народа. Выполнив свой
воинский долг с честью и доблестью, они
стяжали себе бесемертие, и над их моги-
лами Красная Армия склоняет свои победо-
носные знамена.

Орел и Белгород взяты! Гул артиллерий-
ской канонады уже едва слышен в этих
городах, но он перекликается © гулом пу-
шек, салотовавших орловской и белгород-
ской победам в Москве. Красная Армия
идет вперед. Сегодняшняя сводка . Сов-
информбюро принесла новые  радоствые
вести. На Брянском направлении наши
войска, треодолевая сопротивление про-
тивника, продолжали наступление и, про-
двинувшись виеред, заняли свыше 70 на-
селенных пунктов, в том числе город Кро-
MBI. Hamm войска, расположенные ceBep-
нее Белгорода, перешли в наступление на
Харьковском направлении. Оборона mpo-
тивника прорБена Ha протяжении 70 ки-
лометров по фронту. Советские части за,
три дня боев продвинулись вперед от 25
до 60 километров. Нам предотоят еще
трудные бои, тяжелые испытания. У врага
еще немало сил, и он бросит их в огонь
войны все, без остатка. Красная Армия
уверена в своей мощи. Она выполнит’ свой
долг хо конца и освободит совелекхтю зем-
лю от немецких оккупантов,

——_————————/:——
‚ ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ СССР

Заместитель Председателя Президиума
зерховного Совета СССР и Председатель
Президиума Верховного Совета Эстонской
ССР тов. И. Я, Варес вручил вчера ордена
и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются гвар-
дни капитану М. Н. Алексееву, капитану
Б. Г. Лунцу, гвардии подполковнику П. П.
Радчуку, гвардии капитану В. В. Решетни-
кову, гвардии лейтенанту В. Ф. Рошенко,
полполколнику С. Ф. Ушакову и гвардия
капитану П. П, Хрусталеву.

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на’ фронте борьбы с He-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и меда-
ли получает группа бойцов, командиров и
политработников Красной Армии.

Тов. И, Я. Варес после вручения орде-
нов и медалей обратился к награжденным
с краткой речью, В заключение тов. Ва-
рес сердечно поздравил получивших награ-
ды товаришей и пожелал им новых полви-
гов и достижений на пути к окончатель-
‘ной победе над врагом. (ТАСС).

варища Сталина, стала первоклассной воен-

боях за

отдельные полки и батальоны, подчас позе-

зиям, раныше, других вступившим в Бел-

туют героям орловцам и белгороднам. Их

упорных боях, будут служить отныне сям-

дут с гордостью носить эти громкозвучные

провозглашает

ЗЛА

^_ ЦЕНА 20 KON:

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО_

Оперативная сводка за 6 августа

В течение б августа наши войска на БРЯНСКОМ направлении, преодолевая
сопротивление противника, продолжали наступление и, продвинувшись
свыше 70 населенных пунктов, в том ‘числе
КРОМЫ на юге и населенные пункты СТУДЕНКА, ГНЕЗДИЛОВО, ЖДИМЕР, БОБРОВ-

6 де 10 километров, заняли

КА на севере.

велись разведывательные поиски.
перестрелка с обеих сторон.

молетоев противнина.

Советские войска, овладев городом Орел,
продолжали продвигаться на запад. Про-
тивник, прикрываясь сильными заслонами
танков и пехоты, пытался вывести свои
потрепанные дивизии из-под ударов наших
войск. Преследуя противника, наши войска
наносят немцам тяжелые потери. Только

нения за день боев уничтожено
1.500 немецких солдат и офицеров, под-
бито и сожжено 14 танков, уничтожено 18
орудий, 90 пулеметов и более 150 авто-
машин. захвачены трофеи и паенные.

принял несколько контратак. Отбив все
контратаки гитлеровцев, налии части за-
няли несколько населенных пунктов. На
поле боя осталось до 700 вражеских тру-
пов.

Юго-западнее Орла наши войска вели
упорные бои за расширение плацдармов
на, северном берегу реки Кромы и за реч-
ные переправы. Немцы оказывали вопро-
тивяение и контратаковали советские ча-
сти. Ночью наши войска с нескольких на-
правлений атаковали противника и в ре:
зультате ожесточенного боя заняли город
Еромь: В 601 за город уничтожено много
немецких солдат и офицеров. Захвачены
трофен. Н-ское соединение, - действующее
на, соседнем участке, успешно продвигалось
виеред и уничтожило два батальона н6-
мецкой пехоты, 6 танков и несколько де-
сятков автомашин. Захвачены у немцев 4
танка, 11 орудий и большой склад бое-
припасов. ,

Наша авиация днем и ночью бомбарди-
ровала и штурмовала скопления пехоты,
автомашин и техники противника на доро-
гах западнее Орла. В воздушных боях co-
ветские летчики сбили 53 немецких са-

молета.
* #*

На Харьковском направлении наши вой-
ока успешно развивали наступление, за-
няли ряд населенных пунктов, в том чи-
вле город Золочев, районные центры То-
маровка и Казачья Лопань. Советские
танковые подразделения овладели несколь-
кими железнодорожными станциями и пе-
рехватили важную магистраль противника.
Части Н-ского соединения,  предвигаясь
вперед, уничтожили до 2.000 немецких
солдат и офицеров, 26 танков, 39 ору-
дий, 22 миномета и 88 пулеметов. 3a-
хвачено у противника 8 танков,  17 ору-
Ani, более 1.500 винтовок и автоматов,
5 складов боеприпасов и другие трофеи.
Только одна стрелковая
свыше 200 немецких солдат и офицеров.

_ ДЕЙСТВУЮШАЯ АРМИЯ, 6 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). В coe-
динение, Tye начальникох политотдела

подполковник Завольный,  на-днях при-
была книга товарища Сталина «0 Ве-
ликой Отечественной войне Советского (9-
юза». Это была пора горячих, боев, кото-
рые вели наши части против немецких
захватчиков. В разгаре ‘боя связные, как
драгоценную нонгу, доставили книгу в око-
пы. Всюду книгь вызвала у бойцов и
командиров огромный интерес. Политработ-
ники, командиры агитаторы проводят груп-
повые чнтки книги е бойцами, беседуют 0
прочитанном.

В pote, rye парторгом ефрейтор Хано-
коев, как только была получена книга, че-
рез час собрали коммунистов, поговорили
9 боевых делах роты и о том, как рабо-
таль агитаторам © книгой Сталина. Стар-
шему сержанту Бенедиктову здесь же’ по-
ручили провести первую беседу, с бойцами
6 книге товарища Сталина. Младший лей-
тенант Полномочвый, бывший педагог, не
раз уже проводивший беседы и доклалы
ло приказам товарищь Сталина, взялся
подготовить специальный доклад о книге
товарища Сталина.

Как только стих бой, агитатор собрал
вокруг себя бойцов и стал читать им кни-
гу вождя.

Вот тесным кружком уселась группа
бойцов. У красноармейца Лещинского кни-
гь товарища Ствлина, Он выразительно

4 августа наши войска, расположенные в районе севернее БЕЛГОРОДА, перешли
в наступление на ХАРЬКОВСКОМ направлении и, прорвав сильно укрепленную обо-
ронительную полосу противника  протяжением по фронту 70 километров, за три
дня напряженных боев продвинулись вперед от 25 до 60 километров ;
свыше 150 населенных пунктов. в том числе город и железнодорожную станцию
ЗОЛОЧЕВ, районный центри железнадорожную станцию ТОМАРОВКА, районный
центр и железнодорожную станцию КАЗАЧЬЯ ЛОПАНЬ и железнодорожные станции
КУЛИНКОВКА, НОВОБОРИСОВКА, ХОТМЫЖСК, КАЗАЧЕК, ОДНОРОБОВНА.

В Донбассе, в районах юго-восточнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРОШИЛОВГРАДА

На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районах северо-западнее и восточнее Мга про-
водились усиленные поиски разведчиков и интенсивная артиллерийско-минометная

на одном участке бойцами Н-ского соеди-
CBBIIIIC:

Северо-запалнее Орла противник пред-

часть пленила

Провал летнего наступления немцев и поражение
немецких войск под Орлом и Белгородом говорят

‘о том, что Красная Армия в условиях лета сумела

не только закрепить, но и развить свои наступатель-

ные успехи.

вперед от

город

и заняли

В течение 5 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили
66 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 114 са-

‘ххх

Наими летчиками в воздушных боях
в течение дня сбито ‘36 самолетов против-
ника,

* k &

В Донбассе, в районе юго-западнее
Ворошиловграла, продолжались разведыва-
тельные поиски. Преодолевая соъротивле-
ние противника, наши подразделения
улучшили свои позиции, заняв несколько
господствующих над местностью высот. На
одном участке немцы бросили в контр-
атаку свыше батальона пехоты и 8 тан-
ков. Артиллеристы и бронебойщики Н-ской
части подбили и уничтожили 5 немецких
танков. Лишенная танкового прикрытия,
немецкая пехота понесла болышие потери
и откатилась в исходное положение,

* *

На Ленингралеком фронте огнезыми на-
летами нашей артиллерии paspymeno 34
дзота, подбито 3 немецких танка, уничто-
жены 3 артиллерийских и 5 мивохетных
батарей, разбито 6 складов противника ©
боеприпасами. Наши подразделения увичто-
жили до батальона немецкой пехоты.

жж жж

Ha Карельском фронте немецкий разве-
дывательный отряд пыталея пряблизиться
к нашему переднему краю. Бойпы подраз-
деления, нод ‘командованием лейтенанта
Дегтярева, устроили засаду и, подпуетив
немцев на близкое расстояние, открыли
ружейно-пулеметный огонь. Застигнутые
врасплох, гитлеровцы побросали оружие и
обратились в бегство. Наши бойцы, пре-
следуя немцев, полностью уничтожили раз-
ведывательный отряд противника,

жж

Советские летчики потопили р Черном
море транспорт водоизмещением в 2.000
тонн, две десантные баржи и сторожевой

катер противника.
жж*ж

Партизанские отряды, действующие на
территории Станиславской области, в сере-
дине июля нанесли немецким захватчикам
ряд серьезных ударов. Советские патриоты
взорвали два склада боеприпасов сожгли
600 тонн горючего, вывели из строя не-

сколько нефтяных вышек, два нефтепере-

рабальтгваютщих завода и насосную  нефтя-
ную станцию. Кроме того, партизаны
подорвали и сожгли 23 железнодотежных
и шоссейных моста. Немцы напоавили про-
тив партизан крупные войсковые части. В
ожесточенных боях станисаавские  парти-
заны. уничтожили ло 700 немецко-фашист-
ских оккупантов. Паргизанами захвачены
большие трофеи,

Изучение книги товарища Сталина „О Великой
_ Отечественной войне Советского Союза“

читает сталинекие слова о сокрушительных
ударах наних войск по врагу, о прибли-
жении времени, когда Красная Армия сов-
местно с армиями наших союзников сло-
Maer хребет фашистекому- зверю. Все вни-
мательно слушалт, потом вспоминают про-
житое за два года войны и в словах
Сталина находят великую правду и муд-
рость анализа хода войны, могучую силу
уверенности в нашей победе нал врагом.

Долго еще говорят бойцы о том, что
напомнили сталинские слова: как накопи-
ли они силу и опыт, как перестали бо-
яться немецких танков, как немец стал
бояться рус0кого ‘окружения.   Расходясь,
бойцы спралцивают:

— Значит, и завтра читать будем?

— Будем, — ответил агитатор.

В роте старшего лейтенанта Власенко
представитель политотдела собрал  агита-
торов и проинструктировал их, как вести
работу с книгой товарища Сталина. В под-
разделении, где заместителем командира
по политчасти капитан Рыжанков, Kak
только предетавилась возможность, вечером
в балке собрались бойцы,  евржанты и
офицеры. С докладом перед ними  высту-
пил агитатор полка капитан Ситников. Он
отметил величайшую роль товарища, Cra-
лина хак организатора и влохновителя
побед Красной Армии и призвал слушате-
лей неустанно изучать книгу великого во-
жая и полководца,
налиего времени,

величайший документ  :

(Из сообщения Совинформбюро).

ЛИКВИДАЦИЯ ОРЛОВСКОГО ПЛАЦДАРМА
НЕМЦЕВ И ВЗЯТИЕ СОВЕТСКИМИ ВОИСКАМИ
_ ГОРОДОВ ОРЛА И БЕЛГОРОДА

В результате упорных наступательных боев войска Брянского
фронта, при содействии с флангов войск Западного и Центрального
фронтов разгромили отборные части немецкой армии, сосредоточенные
германским командованием в районе Орла, ликвидировали Орловский
плацдарм врага и 5 августа заняли город Орел, в течение почти двух
лет находившийся в руках немецких оккупантов. В этот же день, 5 ав-
густа, войска Степного и Воронежского фронтов прорвали фронт про-
тивника и овладели городом Белгород.

‚ Вся эта операция, блестяще осуществленная Красной Армией по
плану Верховного Главнокомандования, распадается на два этапа:

1. Успешная ликвидация нашими войсками летнего наступления не-
мецко-фашистских войск, начатого ими 5 июля с. г. на Орловско-Кур-
ском и Белгородско-Курском направлениях с целью окружить и уничто-
жить советские войска, находящиеся в Курском выступе, и занять
Курск.

2. Успешное наступление Красной Армии на Орловском и Белгород-
ском направлениях, завершившееся поражением Орловской и Белгород-
ской группировки противника и занятием нашими войсками городов
Орла и Белгорода.

ПЕРВЫЙ ЭТАП БОЕВ

Провал немецкого наступления на Орловско-Курском
, ‘ и Белгородском направлениях

С утра 5 июля крупные силы танков и пехоты противника, при под-
держке многочисленной авиации, перешли в наступление на Орловско-
Курском и Белгородском направлениях. Накануне Гитлер издал приказ,
‚в котором говорилось, что «германская армия переходит к генеральному.
наступлению на Восточном фронте», что удар, который нанесут немецкие -
войска, «должен иметь решающее значение и послужить поворотным
пунктом в ходе войны», и что «это последнее сражение за победу Гер-
мании». Е
Немецкая армия, предприняв «решающее наступление», израсходо-
вав огромное количество людской силы, танков, орудий, самолетов, не
только не добилась оперативных, но не добилась даже тактических
успехов. Более того, наши войска, перемолов дивизии врага, брошенные
в наступление, сами нанесли ответный мощный удар по наступающей
армии противника. Советские войска, действующие на Орловско-Кур-
ском направлении, уже к 17 июля полностью восстановили положение,
занимаемое ими до начала немецкого наступления, т. е. до 5 июля 1943 г.
Советские войска, действующие на Белгородском направлении, развивая
контрнаступление, к 23 июля вышли на рубежи, которые они занимали
до начала немецкого наступления, т. е. до 5 июля 1943 года.

Таким образом, летнее наступление немецких войск, на которое гит-
леровцы возлагали большие надежды, провалилось. Красная Армия раз-
веяла созданную гитлеровцами сказку о том, что лето якобы является
сезоном успехов и побед немецкой армии, а советские войска летом вы-
нуждены будто бы находиться в отступлении.

В бесплодных попытках‘ завладеть Курским плацдармом и тем са-
мым подготовить условия для наступления с Орловского плацдарма на
Москву, немецко-фашистские войска, за время с 5 no 23 июля, потеряли
2.900 танков, 1.039 орудий, из них 195 самоходных, 1.392 самолета, свы-
ше 5.000 автомашин и более 70 тысяч солдат и офицеров убитыми.

Так окончилась очередная авантюра гитлеровцев.

ВТОРОЙ ЭТАП БОЕВ

Успешное наступление советских войск на Орловском
и Белгородском направлениях

Советские войска не только сорвали летнее наступление немцев, но
и сами перешли в решительное наступление против группировок враже-
ских войск, расположенных в Орловском выступе и в районе Белгорода,
нанеся немцам тяжелое поражение.

Немецкое командование придавало Орлу огромное значение. Гитле-
ровские генералы рассматривали Орел как плацдарм для наступления
немецких войск на Москву и, в то же время, как бастион немецкой обо-
роны на центральном участке фронта.

За двадцать два месяца своего пребывания в Орле немцы превра-
тили Орловский плацдарм в мощный укрепленный район, создали здесь
глубоко эшелонированные долговременные оборонительные сооружения,
‚ опиравшиеся на многочисленные водные рубежи. Еще только на-днях
немецкая печать и радио об’являли Орел символом незыблемости гер-
_манской обороны.

Советские войска, расположенные севернее, восточнее и южнее
Орла, 12 июля перешли в решительное наступление в общем направле-
нии на Орел. Немецкое командование приказало своим войскам, оборо-
нявшим Орловский выступ, не отступать ни на один шаг и сражаться до
последнего солдата. В район Орла непрерывно прибывали подкрепления
‚из Германии, спешно перебрасывались войска с других участков совет-
ско-германского фронта. { :

Выполняя приказ Верховного Г лавнокомандующего, Красная Армия,
несмотря на проливные дожди и бездорожье, преодолевая упорное со-
противление противника, неуклонно продвигалась вперед, прорвала на
всю глубину немецкие оборонительные линии и 5 августа после ожесто-
ченных уличных боев овладела городом Орел.

На Белгородском направлении наши войска 4 августа перешли в
наступление, прорвали оборону противника и, нанеся поражение немцам,
‚овладели городом Белгород.

За время боев наших войск на Орловском направлении с 24 июля
по 6 августа и на Белгородском направлении с 4 по 6 августа наши вой-
ска уничтожили солдат и офицеров противника свыше 50000, самоле-
тов — 1.100, танков — 1.705, орудий всех калибров — 584, автома-
шин — 6.000. 4

Всего за месяц боев на Орловском и Белгородском направлениях с
5 июля по ‘6 августа Красная Армия нанесла противнику следующие по-
тери: убито солдат и офицеров — 120.000, подбито и уничтожено тан-
ков — 4.605, орудий — 1.623, автомашин — 11.000, сбито самолетов —
2.492.

За это же время наши войска захватили танков — 521, орудий раз-
ного калибра, в том числе самоходных — 875, пулеметов — 2.521, раз-
ных складов — 325, Взято в плен 12.418 немецких солдат и офицеров.

Таким образом, Красная Армия, выполняя план Верховного Главно-
‘командования, за месяц боев ликвидировала наступление немцев на
Курск, нанесла крупное поражение группировке отборных немецко-фа-
шистских войск, ликвидировала Орловский плацдарм врага и освобо-
дила от немецких захватчиков города Орел и Белгород.

Провал летнего наступления немцев и поражение немецких войск
под Орлом и Белгородом говорят о том, что Красная Армия в условиях
лета сумела не только закрепить, но и развить свои наступательные
успехи.

Теперь окончательно рухнули надежды немцев и их прихвостней на
благоприятный поворот военных действий в условиях лета:

Тем самым разоблачена сказка немцев о том, что будто бы совет-
ские войска не в состоянии вести летом успешное наступление.

Успешные боевые действия Красной Армии приковали к советско-
германскому фронту все основные силы гитлеровской армии, лишили
немецкое командование возможности свободно маневрировать войсками
и тем самым создали еще более благоприятные условия для развертыва-
НИЯ активных наступательных военных действий наших союзников на
` континенте Европы.

Таковы итоги месяца летних боев на советско-германском фронте.

СОВИНФОРМБЮРО.