*

7 азгуста 1943 г., суббота, № 185 (5556). j КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 3

Как были взяты Кромы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 6 августа.
 (По телеграфу от наш. корр.). Город Кро-
мы перекрывает одну из шосвейных до-
рог, ведущих от Орла на запад. Этим в
основном определяется значение Кром для
всей группировки немцев, отступающей с
Орловского плацдарма. Потеря Кремского
1106се означала для противника необходи-
мость пользоваться плохими проселочными
дорогами. Одновременно для наших войск,
наступающих с юга и юго-запада от 0р-
ла, выход на Кромы очищал чрезвычайно
важную прегралу. Естественно, что бои на
подступах к рубежу реки Крома и neno-
средетвенно в районе города отличались
большим упоретвом.

После прорыва основной линии немецкой
обороны к югу от Орла нашим войскам
предстояло преодолеть сопротивление нем-
цев на трех промежуточных рубежах, прё-
wie чем выйти на Кромы. Первые два ру-
бежа. оборонялись уже потрепанными 0т-
ходящими чаетями противника, на оборо-
ну третьего выдвинулась из глубины све-
хан пехотная дивизия. немцев. Она ввела
в б0Й все свои полки и держала рубеж на
протяжении суток, но затем тоже вынуж-
дена была отступить под давлением на-
ших войск.

Наступление на Кромы началось ночью.
Противник, сбитый © промежуточного ру-
бежа обороны, оказывал сильное сопротив-
ление. Он минировал дороги, взрывал за
собой мосты, поджигал селения. Однако
полностью опустошить территорию и 34-

нометов и бомбежкой с воздуха преградил
нашим авантардам дорогу к центру горо-
да. Утром следующего дня в бой за Кро-
мы вступили основные силы наших войск.
Кромская оборона немцев имела серьез-
ные тактические выгоды: Берег реки, ro-
род, а особенно расположенные сзади не-
го высоты господетвуют над местностью,
по которей наетупали наши войска Про-
тивник установил большинетво своих ар-
тиллерийских и минометных батарей не на
берегу и не; в городе, а на возвышенно-
CTAX за городом, откуда. открывалея ши-
рокий обзор. Огневые точки, по преимуще-
ству пулеметные, были расположены Ha
выходящих к реке окраинах и на пере-
крестках улиц. Огневой резерв ‘немцы со-
средоточили в центре города, откуда он
мог быть переброшен ва’ угрожаемые уча-
стки, Вес переправы в районе города, кро-
ме большого Кромекого моста, немцы раз-
рушили, броды пристреляли и `заминирова-
ли. Таким образом, штурм города пред-
составлял вобою немалые трудности.
Первые попытки наших частей фореиро-
вать реку вотретили сильное огневое со-
противление немцев и, в частности, енлош-
ной заградительный огонь шестиствольных
минометов. Для воздействия на боевые по-
рядки атакующих противник широко ис-
пользовал также авиацию. Потребовалось
подтянуть артиллерию и при ее помощи
совместно с авиацией подавить огневую
систему противника. В середине дня на-
чалась усиленная артиллерийская и авиа-

От огня артиллерии

В ОСВОБОЖДЕННОМ ОРЛЕ. Митинг

воинских частей и населения, посвя-
щенный освобождению города от немецких оккупантов. Выступает гвардии майор
т. Попов. р ‘

Снимок военного фотокорр. майора А. Грибовского (Фотохроника” ТАСС).

ДАЛЬШЕ!

= _ В ночь на 6 августа наша авиация

вздывами.

щихся на этих аэродромах.

К рассвету замолкли очереди автоматов,
треск винтовочных выстрелов, тяжелый,
слитный тул артиллерийского огня пере-
несся с западной окраины города вновь на
простор несжатых полей, на шоесейные и
грейдерные дороги. С каждым часом грохот
битвы становился  приглушенней, словно
шум уходящей грозы. По мостовым, по-
крытых битым кирпичем, осколками сте-
кол, расщепленными оконными рамами, шли
налци войска.

Шали люди в пыльных сапогах, в белых
выгоревших гимнастерках, с лицами, тем-
ными от неистового августовского солнца,
люди, которые много недель, в зной, в
проливные дожди, сквозь огонь и смерть,
щаг за шагом, прорывая проволоку, раз-

узлы Брянск-1, Брянск-2, Харьков и станцию Карачев.
вергнуты эшелоны с войсками и техникой противника. Разбито несколько железно-
дорожных составов, возникло много очагов пожаров,

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы
Брянск, Харьков, станцию Карачев и аэродромы противника

произвела налеты на железнодорожные

Бомбардировке были под-

сопровождавшихся сильными

В ту же ночь наша авиация подвергла бомбардировке ряд аэродромов против
ника. Уничтожено и повреждено значительное число немецких самолетов,

находив-

Два наших самолета не вернулись на свои, базы.

Возвращение

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

пленных красноармейцев, о грубой, наглой
германизации, которую пытались проводить
гитлеровцы в школах, о подлой черносо=
тенной газетке, издаваемой ими,

Пыль стоит над городом, ев поднимают
тяжелые танки и орудия, со екрежетом и
грохотом идущие по улицам на запад, ее
подымают тысячи красноармейских calor.
Запах гари стоит в возлухе, голубой мо-
лочный дымок поднимается над догораюз
щими пожарищами. Осколки стекла и би-
THK кирпич поскрипывают под ногами.
квозь выбитые стекла глядят увядиие от
жаркого дыхания пожаров комнатные ра»
стения и цветы.

Немцы хотели превратить

2 город в
кладбище, & он несмотря

на весь ужас

= сумерки сизы ая траншеи, кровью своей  поливая  т, ‘
Е с аа so ney, Oo Ute tony ates, Serena лы и р, о
ea, не удалось. Наступающие энергично вели   зиций на высотах. Над Кромами разгоре-   розовеют остановит ли ночь? неуклонно шли к Орлу © севера и с в0- кричат «ура» проезжающих машинам, во-
399800 преследование, несмотря. Нь Boe] ANC воздушные бои; ВИНЫ, ФА, Дальше, дальше — стока, с га и с юго-востока. В пять ча- груг красноармейцев  codupamren ев
о. -TDYAHOCTH ориентировки и обобенко pas-  К TOMY времени ва рубеж реки Крома, зв ‘аиной — ; тазбойным дивизиям  сов утра по городу прошло управление женщин мужчин, стариков, вое ра
`  раждения препятствий, справа и слева от города, вышли с боями отвоеванный Белгород, сталью танковой 380-й, отныне Орловокой, erpeaxonoii qn-  sce о я » ae Danan
За половину ночи и дня налши части   Соседние части. Они оказалиеь на флангах! за плечами — кости толочь! визии полковника Кустова. Впереди несли и кажется. что а. bie ae
продвинулись на 10 километров и вы- АФемекот офороны, угрожая. - противнику отбитый Орел! Отсекать им-дороги! знамя первого полка, которым командует ящий возле дома или сидящий ва в
шли на юго-восточный берег реки; Крома.   ХВУСТОрОнним. охватом, Бои за переправы а Запутывать майор Плотников, полка, одним из первых   хах и живо горячо разгова: кн в
Разведчики и небольшие авангардные охватили широкий участок фронта, й про- oe Se ИВ в каждой балке `  ворвавшегося в Орел. Командиры шли та-  жителями, это брат. сми sec stage :
группы автоматчиков форсировали на пле-  ТИВник вынужден был маневрировать ог-  видят: ; -_ И В каждом леск,—   кие же запыленные, как бойцы, в про- родной дом поеле долгой разлуки. Во всех
ЧЕ ПКВ Demy “A nopeiaics Е gee) А ОНИ, о ПЖ 95. В чтобы новой победой стреленных и изодранных осколками гим-  чуветвуется. что вновь ео вы
mpO-SeRRAY DY оБражеу трролЬ, Шемещинй  ое А нае вос ис Dyker “Ronen! CARWTORATS наетерках. Сурово выглядел этот первый тяжелых переживаний и MYR, на 10 та,
hay тарвизон, захваченный врабилох, начад в ЛеЗоргАНизованной ударами нашей Вале:   ^  ВиШеЖНИЙ no akye ожидающей в полночь парад в дыму пожарищ, в пыли взрывов, дома, разрушенного врагом” люли Pe
и. панике взрывать склады и даже подорвал! РИИ и авиации, стрелковые части рину- + mesg shares Mocxse! в высоком тумане, застилавшем небо нед всем’ сердцем евоим, что самое т
а В ааа ето наше! т ha Разгорайся же, разрушенными кварталами города. самое темное и страшное осталось узю To,
г whet oe cee завершилея успешно. Немцы Отынут сотни т ` разбегайтесь м И сотни людей выходили из подворотен,   зади, что сегодня же, завтра, начнется ки-
г в ее к ee сбитые со своих позиций, начали TC : машин развороченных. Te выползали из подвалов, бежали навстречу ПУЧая работа по восстановлению города,
Wi подразделений оказался недостаточным, по-  ЗИТЫ@ ций, отегу развороченных, пути от Орла, т ’ ceva   a ate ыы He
= qe  пать. Наши подразделения пробились к   перестрелянных чтоб немецкая гадина — идущим под красным знаменем сове илы, которая могла бы
.   ui aki Ee о и офицерам и красноармейцам. помешать свободной и дружной жизни 0р=
} не могли поддержать его и развить. Они  Центру города, постепенно очистили ег 3 засад, — заперта ловцев.
’ еще только подходили к реже. Противник! 0Т гитлеровцев и прочно закрепили 3a co- on «тигры», и раздавлена нами Откуда появилось столько цветов в эти det
\ массированным огнем шестиствольных ми-  60й. Майор К. БУКОВСКИЙ. ре быта! минуты — ведь так суров был город в Ha Pao день — день  начаша жизни!
} : и прочие — Эти битвы час окончания боя! Казалось, вдруг рас- Нах многими домами уже вывешены Rpac-
: весь немецкий с0 славою пройдены цвели они среди изуродованных немцами  НЫе Флаги, ветер расправляет их складки.
О рловское воз лунное к стальной зоосад. бездорожье, улиц и дворов — и дети, женщины 6ро- Двадцать два месяца лежали эти флаги
огда славу бойцам дорогами, сали цветы к ногам шагавших красноар-  СИрятанными в подвалах и тайниках и
CECADHTORER, вброх, мейцев, кричали, аплодировали,  плакали.  ВОТ сегодня снова они украшают орлов-
в С ражен ие a SCTE OTA i и приказ Как всегда, навеки незабываема и для тех, a aoe Всего 6—7 часов тому на-
te раскрыла Москве — с благодарностью кого ветречали, и для жителей освобожден- Зал были здесь немцы, & в городе уже
I ‘ (От специального корреспондента «Красной звезды») мелкой дрожью Родины ного Орла, эта первая минута, этот чувствуется первый сильный удар пульса
i. Авиационное наступление Ha всех 06- тов. Орляхиным, завязали бой с вражеских ue we У Гитлера лютого налией славе диктует: первый радостный крик встречи, вотречи, Ожившей советской жизни.
т, новных участках боев под Орлом началось  истребительным заслоном в составе около эту ties ee — Вперед! которую уже пережили тысячи” наших Грюмкоговорящая установка итрает на
№ подготовкой к атаке переднего края вра- 40 «ФВ-190». Удачно задуменных и ВЕ р Семен КИРСАНОВ.  “®® десятки освобожденных городов. И площади «Интернационал», на стенах рас-
oR жеской обороны. В этой авиационной под-  осуществленных  маневром тов. Ораяхин . *   должно быть великая справедливость судь-  клеиваются плакаты и воззвания, жителям
ei, TOTOBKE весьма существенную роль сыгра’   разбил вражескую группу на части и свя- Obt в ТОМ, что счастье, гордость, радость   раздают листовки. На всех углах стоят

It]
Vd Roe
ВВ,
№

Bt

ли массированные удары наших ночных
бомбардировщиков, начиная 07. легкомотор-
ных и кончая тяжелыми воздушными KO
раблями. Например, на участке № армии
действовали ночные бомбардировщики, ко-
торыми командуют ° подполковники Покое-
вой и Трушин. Здесь над вражеской 060-
роной всю ночь стояло сплошное зарево,
раздавались сильные взрывы от прямых
попаданий бомб в боевые запасы артил-
лерийских батарей противника. Ночные
бомбардировки первой линии обороны нем-
цев на основных направлениях  ибчисля-
ются многими сотнями самолето-вылетов.

Затем, едва забрезжил рассвет, в небо
пошли десятки крупных групи, штурмови-
ков. Они буквально без перерыва висели
Hal оборонительной полосой немцев, уси-

зал ее боем. Расчлененная группировка
немцев в этом продолжительном бою ли-
шилась 13 самолетов. Некоторые наши
летчики, например, капитаны Вишняков и
Трубенко, старший лейтенант Соболев и
другие, сбили по два — четыре немецких
самолета.

Размах борьбы в воздухе над полем боя
несколько ограничивала погода. Однако
даже в то время, когда метеорологическая
обстановка оказывалась неблагоприятной,
наши экипажи. продолжали летать на штур-
мовку вражеских позиций и поддержку
своих танковых частей. На, участке М сое-
динения в эти дни прославились точными
ударами по целям, указанным пехотой,
ведущие птурмовых групп капитаны .Чу-
бук и Сергиенко. Правильно строя маршрут

яркими косыми лучами

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!

ПОХОРОНЫ ВОИНОВ, ПАВШИХ В БОЮ ЗА ОРЕЛ

Семнадцать часов. Предвечернее солнце
заливает улицы,
скверы, площади, обнаженные  ‘кар-
касы разрушенных зданий. На мостовых

и тротуарах веюду битые стекла, камень.

Кое-где еще полыхают пожары. А в воз-
духе плывут медленные звуки траурных
уаршей. Орел склонил голову перед героя-
ми, отзавшими свою жизнь за освобож-
дение города.

На площади Первого мая правильными
четырехугольниками выстроены войска. За
ними теснятся горожане, преимущественно

который лежит в том розовом гробу. Он
трижды орденоносец. Много немцев поре-
зал он гусеницами своего танка. Не забы-
вайте его, как и всех других героев.

Полковник Шульгин перечисляет по фа-
милиям всех погибших.

— Командир танка Кузнецов, восемь
раз холил в атаку. Г
Командир танка Будылин, шестнад-
Wath pas ходил в ‘атаку.

— Башенный стрелок Мазаев, восем-
надцать раз ходил в атаку.

Снова звучит над площалью траурный

этой встречи всегда выпадали ‘на долю
тех передовых бойцов, которые вынесли
на себе главную тяжесть боев, и тех, кто
пережил вею тяжесть немецкого гнета,
Они-то-малери, жены, сестры и.дети кра-
сноармейцев и командиров, двадцать два
месяца не знавшие о судьбе своих близ-
ких, они-то — братья и отцы угнанных в
Германию девушек и молодых женщин,
они-то—родетвенники замученных в гестапо
я в германских концентрационных лагерях
советских людей, — первыми бросаются,
еще под взрывы гранат и выстрелы, на-
встречу нашим бойнам.

Мы приехали в Орел днем 5 августа—
по Московскому шоссе. Мы проехали по
веселой и деловитой Туле, мимо Плавска,
Черни и, чем дальше ехали MBI, тем

румяные девушки-регулировщицы, они ли-
xo машут красными и желтыми флажками.
Пройдет еще день, два, и :0ел начнет
оживать, работать, учиться, станет в елав-
ный строи наших городов и сёл, ведущих
победоносную борьбу с фашизмом,

В этот первый, беспокойный. и ралостч
ный день, когда под удаляющийся грохот
канонады, среди пыли и дыма воспрял из
праха русский, советский Орел, мне веном-
нился Орел, который я видел ровно 29 ме
сяца тому назад, в тот октябрьский день
1941 года, когда в него ворвались не-
мецкие танки, шедшие по Кромскому moc<
се. Мне вспомнилась последняя ночь в 0р=
ле — больная, стралиная ночь, гуленье ухо
дящих машин, плач женщин, бегущих сле-
дом 38 отходящими войсками, скорбные ли=

ливая огонь нашей артиллерии. Действия   полета, организуя в подразделениях на- т Посредине a toate sae Е марш. Скорбь разрывает сердца людей, но   свежей выглядели раны, нанесенные нем- ца людей и полные тревоги и муки воз
‘i штурмовиков прикрывали истребители. дежную самооборону и взаимнук связь,   ГЛУбокая братская могила. Ярким кумачом еще сильнее вспыхивает ненависть к вПа-  цами нашей земле. просы, которые мне задавали. Вспомнилось

Большая часть их, эшелонируясь по вы-
соте, вытесняла вражескую, авиацию с по-
ля боя, сковывая немецкие истребители и
уничтожая бомбардировщики. Меньшие
групиы истребителей непосредственно со-
провождали боевые эшелоны наних бом-
бардировщиков, надежно охраняя их от
контратак немецкой авиации.

Совместная артиллерийская и авиациоя-
ная обработка первой оборонительной по-
OCI не была столь основательной,
что наши наземные войска смогли успешно

прорвать, ее передний край, “Занять. враже-

ские траншеи и блиндажи, перенести бой
в глубину немецкой обороны. На некото-
рых участках фронта, например, там, г
действовали штурмовики, которыми комад-
дуют тг. Горлаченко и Котельников, нала
пехота в первый же день боя смогла в
OTICIBHBIX местах значительно углубиться
в расположение врата.

Вогда на земле начались бои внутри
вражеской обороны, авиаций, продолжая
бороться за инициативу в воздухе, пере-
ключилась на поддержку действий пехоты
и танков, которые вели борьбу за овладе-
ние отдельными опорными . пунктами на
промежуточных рубежах, атаковали вторую
и третью оборонительные полосы протиз-
ника, а потом и систему укреплений, соз-
данную немцами вокруг Орла. На этом
этапе авиационного наступления  требова-
лось также самое деятельнее участие воз-
душных сил в борьбе с подходящими ре-
зервами врага и его отдельными, иной раз
весьма крупными, контратакующими груп-
пами. р

ведущие производили со своими труппами
по 10—12 заходов, всякий раз добиваясь
высокого эффекта штурмовки. Капитан
Чубук, находясь однажды вместе с на-
ступающими наземными войсками, смог
лично убедиться, какова была предылущая
штурмовка его группы, За один вылет его
летчики, правильно используя боевой за-
пас, уничтожили 17 вражеских танков, 3
самоходных пушки, несколько автомашин,
истребили не один десяток немецких солдат
H офицеров.

Когда нални войска вплотную подошли к.
Орлу, немцы потянули из города  тран-
спорты с боевой техникой и военным иму-
ществом. Продолжая тесно взаимодейство-
вать с пехотой и танками, ломающими
последние преграды перед Орлом, наша
авиация одновременно нацелила свои уда-
ры на пу®Фи отступления неприятеля. Здесь
действовали штурмовики. Воздушная раз-
ведка доносит, что многие дороги к западу
0; Орла усеяны разбитой немецкой техни-
Кой, остовами сторевших машин, трупами
вражеских солдат и. офицеров.

В ходе авиационного преследотания на-
ши летчики всеми способами увеличивают
счет уничтоженных немецких самолетов.
Вражеская авиация за время  орлевекого
воздушного сражения потеряла зназитель-
ное количество боевых машин. Толькс лет-
чики-истребители и штурмовики № авиа-
соединения уничтожили свыше 600 немец-
ких самолетов. Этот боевой счет продол-
жает расти.

Преследуя немцев на дорогах и ведя
бои с прикрырающими их истребителями,

‘На всем лежит отпечаток сражения,

ленью и полевыми цветами устлан

Народ оплакивает своих верных
слезы струятся по обветренным щехам су-

полыхают боевые простреленные знамена.
В безмолвии стоят тяжелые танки, кото-
рые всего несколько часов назад ворва-
лись в город и вели бой. Их Фушки и пу-
леметы не остыли от стрельбы, и над ни-
уи струится горячий воздух. Бой стих, но
его
отголоски еще доносятся с запада.

—Медленно колышутся, как бы плывут
Hay TOMO гробы с телами павших танки-
стов. Их несут на еруках к могиле. 3е-
по-
следний путь героев. Мужчикы, женщины,
дети осыпают цветами дорогие’ останки.

Впереди несут венки из ромашек, василь-
ков, одуванчиков. И когда процессия eny-

скает гробы на землю у могилы, — све-

жеразбросанная земля, грубообтесанные до-

ски скрываются под ворохом живых цве-

тов.

Смолкает траурный марш. И сразу era-
HOBATCH слышными сдержанные рыдания.
сынов,

DOBHIX BOHHOB.

— Товарищи, — обращается к народу
полковник Шульгин, — перед нами тела,
наших дорогих гвардейцев. Здесь, под Ор-

лом, они пали смертью храбрых, выполнив

свой долг ло конца. Каждый из них от-
важно сражался, и родина их шедро на-
граждала. Вот старший лейтенант Марченко,

гу, стремление метить подлым захватчи-
кам.

— Гвардейцы, смерть немецким окку-
пантам! — восклицает полковник.

— Смерть немецким оккупантам! — от-
вечают войска и вместе с ними боевой
клич подхватывают все присутствующие.

На башню огромного танка поднимается

лейтенант Яштылов. Он говорит о слав-

ных боевых делах погибших. Затем высту-
пают старший сержант Попов, майор Бог-
данов, рабочий города Орла Михеев.

Траурный митинг заканчивается. Под
величественные звуки оркестров тела по-
тибших танкистов опускают .-в могилу.
Медленно склоняются боевые знамена. Гре-
мит троекратный залп. Ему вторит отда-
ленный тул артиллерийской канонады на
западе. Там идет бой. Над площадью вы
растает холм. На него устанавливают не-
большой временный, памятник... :

Ночь опустилась на город, & на пло-
щади мимо свежей могилы всё проходят
вереницы людей. Народ чтит память ге-
рев, павших в борьбе, за, свободу нашей
родины, тех, кому великий Сталин про-
возгласил вечную славу...

_ Подполковник
Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.

ОРЕЛ, 6 августа. (По телеграфу от
наш. спец, корр.).

Мастер воздушных атак

Развалины мценских домов поросли тра-
вой, голубое небо глядит сквозь пустые
глазницы окон и сорванные ‘крыши. Почти
все деревни между Мценском и Орлом
сожжены, развалины изб еще дымятся.
Старики и дети копаются в кучах кирии-
ча, ищут уцелевшие вещи — чугуны,
сковороды, смятые огнем железные кровати,
швейные машины. Какая горькая и какая
знакомая картина

У ужелезнодорожного переезда  прибита
свежеобтесанная белая доска с надписью
«Орел». С холма хорошо виден весь город,
T& страшная работа, которую в течение
пяти суток вели немцы, работа палачей,
казнивших огнем и взрывчаткой красивей-
шие здания и сооружения Орла. Эту зло-
дейскую работу немцы проводили методи-
чески и планомерно по приказу тенерал-
разбойника Модля в течение 5 суток. Но,
пожалуй, еще ‘стралиней разрушений, про-
изведенных ими, выглядят уцелевшие сле-
ды их пребывания в Орле —- названия
улиц на немецком языке, вывески над
солдатекими и офицерскими  увеселитель-
ными заведениями, об’явления, приклеен-
ные к стенам, жирный знак свастики, нари-
сованный масляной краской в комнате офи-
церской столовой, худой с тощей шеей им-
перский орел, приленленный к стенам неко.
торых зданий. На каждой улице можно ви-
деть вывески комиссионных магазинов
«Скупка... скупка... скупка...» Через эти’
комиссионные магазины немцы выкачивали
у. населения Орла мебель, картины, пла-
тья, меха, обувь, носильные вещи. И эти

последнее утро Орла, когда, казалось, весь
он плакал и метался, охваченный смертной
тревогой.

Город стоял тогда во всей своей красоз
те, без единого выбитого стекла, без еди-
ного разрушенного здания. Но являл он
собой вид обреченности и смерти. Эта об-
реченность была во всем. Город плакал
весь, словно навеки расставался человек ©
самым дорогим и близким, что было у него
в жизни. И чем нарядней выглядел онто-
гда, чем ярче блестело осеннее солнце в
это последнее советское утро в беечиелен-
ных стеклах домов, тем безысходней была
тоска в глазах людей, понявших и знав-
ших, что вечером в Орле будут немцы.

Й, вопомнив то горе; ту тревегу, то
стралиное смятение, которым был охвачен
город, я, как-то по особенному глубоко
понял святое счастье сегодняшней ветречф
разоренного и опоганенного немпами Орла
с великой страной, с великой армией, ко-
торая гонит и уничтожает орды захватчи-
ков. Я понял, почему плакали женщины,
обнимая красноармейцев, и, протягивая их
детей своих, просили поцеловать отцов-
ким поцелуем. И слушая речь полковни-
ка-танкиста, стоявшего на пыльном боевом
танке над телами убитых в бою за Орел
офицеров и красноармейцев, прислушива-
Ясь к тому, как его простые, отрывистые
слова прощания послушно и гулко повто-
ряли сгоревшие дома, словно оживая и
подчиняясь живой силе, которую несут в
сердцах своих наши красноармейцы и
командиры, я видел и понимал: эта сегод-

: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 6 августа.   то. Ведущий группы во-время заметил 6 р няшняя вотреча и то горькое расставание
4 Обстановка в воздухе  усложнилась.  наши летчики наносят удары по прифрон- 2 tee °  десятки, сотни ‘вывесок над комиссионны- в октябрьское утро 1941 тола — елин
a Немцы стали спешно  перебрасывать  На товым азродромам противника. (По телеграфу от наш. морр.).- За послед-   опасность и, раввернувшись, вотретил ала-   зи магазинами свидетельствуют ярче мно- At oe

Орловское направление свежие  авиацион-
ные силы. Сюда, в частности, была пере-
брошена истребительная эскадрилья «Мель-
дере», в состав которой входят наиболее
опытные немецкие летчики, в совершенет-
ве владеющие истребителем «ФВ-190». В
небе, не в пример первым дням борьбы,
стали появляться крупные, насчитывавшие
порою по 60—90 самолетов, группы не-
мецких пикирующих бомбардировщиков,
которые старались активно воздействовать

на боевые порядки налних войск. Велых-

нули жестокие воздушные бои между ними
и нашими истребителями. В один из таких
дней № авиасоелинение сбило 132 немец-

Вчера, когда в Орле шли уличные бои,
группа пгтурмовиков. «Ильюшин-2» в 60-
провождении истребителей «Яковлев-9» из
части, которой командует Герой Советского
Союза Данилов, нанесла внезапный удар
по немецкому аэродрому, близко располо-
женному к Орлу. Здесь было уничтожено
на земле 38 немецких самолетов и еще
4 сбито в воздухе. Немцы. которые sean
уличные бои в Орле, не получили поддерж-
ки с воздуха.

Теперь город. Орел взят напими вой-
сками. Воздушное сражение за Орел окон-
чательно вступило. в свой третий эта.
Действия нашей авиации направлены сей-

ние десять дней летчики-истребители №
части провели ряд весьма успешных воз-
душных боев. Они сбили 15 и полбили 4
вражеских самолета, вовсе не имея потерь
с0 своей стороны. Особенно прославился в
эти дни своими победами старитий лейте-

нант Билюжин. Из всех сбитых самолетов   Н

Ha его долю приходится шесть, причеёх
пять составляют «Фо ®-Вульфы». 1 ав-
густа тов. Билюкин за один день сбил
четыре немецких истребителя.

Группа, советских самолетов, в которую
входил  Билюкин, прикрывала наземные
войска. Две пары «Фокке-Вульфов» поя-
вились над полем боя. Нелии истребители
атаковали их и подожгли две машины,

кующих огнем. Один «Фокке-Вульф» заго-
релся от пуль Рилюкина и упал.

Немцы, стремясь выиграть этот бой,
стали наращивать силы. Вражеские истре-
бители подходили к месту боя четверками,
эшелонированными в глубину и по высоте,
0 они неизменно наталкивалиеь на силь-
ный огонь налних летчиков. Разгедав тек-
тику врага, Билюкин и его товарищи ре-
шили бить ‚немцев по частям. Достигалось
это стремительной атакой всей пруппы на
каждый вражеский ‘эшелон, который до
подхода следующего рассеивалея и частич-
но уничтожался.

Против советекой семерки стало дейст-

гих рассказов о характере разбойничьей
экономики, введенной оккупантами в Орле.
Женщины, дети, старики рассказывали 0
том, как накануне немцы взорвали здание,
rye находились 40 тяжелораненых военно-

связаны между собой. Это проявление ве-
дикой верной любви натола. Она сильней
всего на свете. Сильней смерти.

Вас. ГРОССМАН.
г. ОРЕЛ, 6 августа 1943 года.

Батарея отбила четыре атаки

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
(По телеграфу от наш. норр.).
кий бой. Немцы несколько раз переходили
в контратаки против наших ° подразделе-
ний, закрепившихся на отвоеванном рубе-
же, но сильный огонь отбрасывал ` врага
назад. Bee we через некоторое время груп-

6 августа.
Шел жар-

они быстро полбили головной танк. Oc-
тальные машины повернули обратно, за
ними отхлынула и пехота.

Вскоре немцы возобновили атаку на эту
батарею, причем предварительно попыта-
тись подавить ее ударом с воздуха. № и

- вовать в общей сложности уже 12 «Фокхе- налет вражеских бомбарлировщико 8
хих самолета. чае. на’ неотвязное. преследование врага с . font ers a SOSDREPOBUTBEOB.
: расположение наших войскТВульфов», но старший лейтенант Бизмокин  пА вражеской пехоты, поддержанная четы- «
инициативу в с ; ; наземным   УЛавшие в т у », pin , сломил ‚стойкости артиллеристов. Во впе-
В этих серьезных боях за инициативу В   воздухе и дальнейшую помощь наз Обили эти машины летчики Билюкин и По- так управлял боем, что инициатива, ло са.  рыхя тяжелыми танками, прорвалась к ог. : : и

воздухе на одном из учаетков Орловского
направления  прославилея № истребитель-
ный полк, вооруженный самолетами «da-
вочкин-5»: В первый день, ведя борь-
бу с превосходящим численностью вездуш-

войекам в их борьбе с отступающими не-
мецкими частями. Продолжая удерживать
инициативу в воздухе, добытую тяжелым
боевым трулом Halim летчики наносят
немцам новые и новые удары с воздуха.

заровсжий.

Несколькими часами позже семерка на-
них. истребителей; ведомая старшим лей-
тенантом Билюкиным, патрулировала над
линией фронта. Пара «Фокке-Вульфов-190»

мого конца оставалась на: налией стороне.
CaM он, мастер воздушных атак, за двад-
Цать минут этого боя уничтожил три не-
приятельских истребителя. Двух немцев
вразил старший лейтенант Шевченко. Все

невым позициям балареи, которой коман-
дует гвардии старший лейтенант Крюков.

Не решаясь атаковать батарею в 106,
немцы попытались охватить ее полуколь-
цом и нанести одновременный удар с obo-

мя этого налета гвардии старший лейте-
нант Ерюков огнем противотанкового ру
жья сбил один вражеский самолет.

На протяжении шести часов немцы че
тыре раза кидались на батарею. Однако

} летчики М полка I
р ae sane машину. Ha apyroti Подполковник Н. ДЕНИСОВ.  знезапной атахой со стороны солнца полы-  наши самолеты благополучно вернулись на их  флансов. Артиллеристы  бесетрашно   отважные артиллеристы не отошли ны на
лень 12 самодетов этого полка, во домые  г. ОРЕЛ, 6 августа. (По\ телеграфу).   талась сбить машину делчика Подаровско-1 свой аэродром. встретили врага. Стреляя прямой наводкой,   шаг и отбили все атаки врага.