КРАСНАЯ 3

ВЕЗДА.

Е

8 августа 1943 г., воскрессное. 19 186 (5557).

ji лицы города. -
ашистами при отступлении. 3. Об’явление немецкой комендатуры, которыми пестрели У 2
pie и Е лейтенантом А; Захаровым.

преврашенный немцами в развалины. 2. Здание вокзала, разрушенное
; Снимки нашего спец. фотокорр. О. Кнорринга. Доставлены на самолете летчиком :

БЕЛГОРОД. 1. Один из районов города,

Илья ЭРЕНБУРГ

АБГ

Много раз в течение этой войны немцы
зкаловались, что мы нарушаем немецкий
порядок. Слово «порядок» в устах немца
носит своеобразный характер. Когда не-
мец сжигает город, угоняет в рабство де-
вушек, превращает музей в казарму, он
важно говорит: «Это -— новый порядок»-
Немцы считают, что мы воюем, не соблю-
дая немецкого порядка. В ноябре 1941 го-
да газета «Националь  цейтунг» писала:
«Вопреки здравому смыслу и международ-
ным правилам Москва еще не хочет капи-
тулировать». Месяц спустя немцы возопи-
ли 6 новом беспорядке: Москва смеет на-
ступать! Прошлой осенью, во время боев
под Сталинградом немцы писали; «Русские
нарушают все правила игры — они He
сдаются и сопротивляются до последней
возможности». Однако самое большов pa-
зочарование мы доставили немцам этим ле-
том. Немцы уверовали, что мы можем на-
ступать только в мороз. А на дворе поздно
пришедшее, зато жаркое лето. Немцы не-
тодуют. Передо мной письмо обер-ефрей-
тора Генриха Клотца — он не успел его
отправить. Этот Влотц возмущенно 600б-
шает своей жене: «Можешь себе предета-
вить — русские наступают! И это в ию-
ле! Что же будет зимой?..».

Генрих Клотц не увидит зимы: его зем-
ные начинания закончены. Да и далеко до
зимы. Немцы сделают лучше, если заду-
мазтся — что будет в августе? Этот ме-
сяц для них начался весьма печально
Притом фрицы суеверны: они помнят 8 ав-
густа 1918 года: разгром армии кайзера.
В Берлине нашлась гадалка, которая неде-
ликатно заявила, что «по гороскопу август
мало благоприятствует Германии». Дело,
конечно, не в гороскопе, & в географиче-
ской карте. Достаточно взглянуть на Hee,
разыскать Золочев и айворон, чтобы
понять беспокойство Гитлера.

Немецкое командование всячески  пы-
тается утешить фрицев, огорченных поте-
ре? Орла. Еще 30 пюля «Берлинер бер-
зенцейтунг» писала, что Орел—неприету-
пен и что «русские будут перед ним топ-
татьея». А теперь немецкие газеты уве-
ряют олухов, что «Орел никого не инте-
ресует». Читая немецкие комментарии,
можно подумать, что Орел крохотная де-
ревушка, куда случайно забрели три или
четыре фрица. Немцы - молчат о том, что
Гитлер до нелавнего времени считал Орел
«неприступной твердыней», что в Орле
проводили доеуг Гудериан и фон Елюгте;
что еще в конце мая в Орел приехала сот-
ня немок — жен чиновных обирал, что до
3 августа немецкие сводки говорили 0
«безрезультатных атаках русских».

Когла сразу врут сто врунов, они пу-
таются даже .в сверхаккуратной Германии
Вот несколько образцов:
` «Битва под Орлом не имеет себе рав-
ной». (Ралио — Бреславль 6 августа).

«Никакой битвы под Орлом не было».
(Ралио — Берлин 6 августа).

«Захват Орла является крупнейшим по-
ражением русских». (Радио — Бераив 6
августа).

«Мы не думаем смягчать горечи поло-

° жения». (Радпо—Донау 6 августа).

Предоставим фрицам разобраться в этих
хомментарвях. Они напоминают  шотланд-
ский туш: кипяток и ледяная вода впере-
межву.

Орел фрицы уже оплакали. Зато от них

FES Bee НЕЕ

SN Eee

Sane

R= enon

УСТ

упорно скрывают потерю Белгорода. Не-
мецкие сообщения гласят: «В районе Бел-
города мы успешно отбиваем атаки pyc-
ских». А между тем над Белгородом чет-
вертый день развевается советокое знамя.
А. между тем крупным прорывом немецкой
обороны началось наше  наступаение на
Харьковском направлении. 00 этом насту-
плении немцы молчат. Их молчание хоро-
ший признак; мы ударили по больному
месту.

Видимо, приуныла старая воровка, если
развязный Геббельс и тот не балагурит, а
меланхолично сморкается. Его статья, на-
печатанная вчера в «Фелькишер беобах-
тер», напоминает речь на похоронах. Пре-
жде веего колченогий брякнул: «В эти не-
дели мы вступили в решающую фазу вой-
ны...» Геббельс понимает, что теперь толь-
ко начало и августа и нашего наетупле-
ния. Засим Геббельс пишет: «Советские
войска штурмуют наш фронт на Востоке
гигантекими массами». Он благоразумно

‚умалчивает 0 результатах этого пегурма.

Он ничего не гарантирует фридцам. Он про-
сто говорит: «штурмуют» и переходит Е
другому сюжету, интересующему предпо-
чтительно гретхен: к воздушным бомбарди-
ровкам немецких городов. Он признается,
что проводит широкую эвакуацию Берлина.
Почему, спросит pun,  обеспокоенный
судьбой Гретхен. Колченогий говорит: «Мы
не имеем возможности в настоящий момент
осуществить массированные контратаки.
Нам приходится ограничиваться оборонны-
ми мерами». И доктор Геббельс, этот блу-
дливый и пискливый мышонок. взывает к
немцам: «Мы поставлены перед грозными
испытаниями, мы должны всё выдержать».

Назидательная история! Они решили за-
воевать и ограбить мир. Чуть ли не каж-
ды месяц они нападали на новую страну.
Они побывали у Волги и в Египте. Теперь
они скромно` говорят: «Ответить на удары
мы не можем».

Геббельс вывозит на лоно природы бер-
линцев. Тучный Геринг, тот самый, что
клялся «ни одна бомба не упадет на Гер-
манию», едет к развалинам Гамбурга, где
погорельцы живут под луной. А где же
главный преступник. Берлинские Koppec-
понденты смутно указывают, что Гитлеру
«нездоровится». Очевидно, у фюрера ми-
грень. Он думает о Харькове, об Италии,
о расплате.

Фрицы в смятении. Им обещали весь
мир. Им обещали соболя и молочные реки.
Им обещали мир в три недели. Им обеща-
ли русские поместья и костюмы из англий-
ского шевиота. Им обешали титул сверх-
человека. Им многое обещали. И вот сей-
час, накануне четвертой годовщины войны,
доктор Геббельс их скромно приглашает
устоять. Но грабители не могут стоять на-.
смерть. Но бандиты не созданы для испы:
таний. Святое слово «выстоять» не для
фрицев. Не для фрицев и нала земля. Не-
годование, гнев, ярость велут Красную Ар-
мию ‘вперед. Мы чуем, что развязка прибли-
жается. Немцам не удержаться. Напрасно
они надеются на время. Наши союзники
перейдут от итальянской психологии к не-
мецким укреплениям. Немцы уже увидели,
как хорошо летает война. Они увидят так
же, что война на славу шагает. Война
придет в страну разбоя — с востока, с
запала, с юга. Война придет умирать на
свою родину: она родилась в Германии, в
ней она и умрет.

СЕНЕ

Черный день
германской армии

25 лет назад—8 августа 1918 года—
англо французские войска, перейдя в на-
ступление на фронте восточнее Axbena,
нанесли второй — после 18 июля —
мощный удар германской армии. Именно
этот день, который сами немцы назвали
«черным лнем», убедил германское главно-
командование в бесполезности дальнейшего
сопротиваения. Чем об’яеняется это потря-
сающее впечатление, произведенное собы-
тиями рокового для Германии дня на всю
вемецкую армию сверху и донизу?

Ответ ва этот вопрос тем более интере-
сен, что сама по себе Амьенская операция,
прололжавшаяся с 8-го по 13-е августа,
не Jada непосредственного рентительного
результата. Она в по замыслу Фоша была
операцией с ограниченной целью, второй в
серии последовательных ударов, посредет-
вом которых главнокомандующий союзных
армий расечитывал расшатать фронт про-
тивгика, сковать и истощить его резервы,
Непосредетвенной целью Амьенской опера-
ции ставилось освободить железную дорогу
Амьен — Париж, которая находилась пох
обетрелом немецкой артиллерии. В отличие
от контрудара 18 июля, в результате ко-
торого был ликвидирован марнекий мешок,
злесь не преследовалась задача срезать
весь амьенский выступ. образовавитийея в
итоге немепкого наступления в марте
1918 г. Лищь в ходе сражения—10 авгу-
ста Фошг поставил войскам более пгиро-
кие залачи ¢ целью выйти на линию Пе-
ронн, Гам. Ласпньв, но наступление пошло
на убыль и вскоре было остановлено.

Й тем не менее Амъенсков сражение яв-

ляется победой союзных войск в истинном
смыеле слова. В нем достигнуто моральное
‘потрясение врага посредством мощного
удара и искусных боевых действий.

Прежде всего полностью удалась внезал-
ность наступления. Это тем более удиви-
тельно, что германское командование име-
ло все основания ожидать удара именно в
районе Амьена. Сохранению внезапности
помогла тщательная организация подготов-
ки к наступлению и всесторонние меры в
вокрытию ее от вражеской разведки п на-
блюдения. Часть тыловых и войсковых
соединений каналекого корпуса, сосредото-
чиваемого на участке наступления, была
переброшена, в район Ипра, чтобы отвлечь
внимание противника. На передовых не-
мецких линиях слышали шум танковых
моторов, но германское командование 1е-
01110, что дело идет об обычной ‘смене
частей. Союзникам удалось скрытно сосре-
доточить на участке атаки весьма крупные
силы, обеспечив двойное. численное превос-
холство нах ‘противником, не принявшим
никаких мор к передвижже резервов. Не-
посредственно восточнее Амьена по 06е
стороны Соммы наступала 4-я английская
армия — 11 пехотных и $3 кавалерийских
дивизий. 2000 орудий. Южнее —1-я фран-
пузекая армия— 15 пехотных и 3 кавале-
рийских дивизий, 1616 орудий. В’ сраже-
нии на стороне союзников приняло уча-
стие 688 танков и значительное число са-
молетов.

Густой туман утром 8 августа  епособет.
вовал внезапности атаки. В 4 ч. 20 wun.

[английская пехота, поддержанная  танка-

ПОЛОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Правительство Бадольо
распространило осадное положение
на всю территорию страны

ЖЕНЕВА, 7 августа. (ТАСС). Как с00б-
щило итальянское агентство Стефаня, в
Риме опубликован декрет о распростране-
нии осадного положения на всю террито-
рию ‘ Итални, Декрет вступает в силу
8 августа.   : у

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Лондон-

ское радио, ссылаясь на сообшения швед- у

ских газет, передает, что в Северной Ита-
лии продолжаются демонстрации против
правительства Бадольо.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА
ОСТРОВЕ СИЦИЛИЯ

ЛОНЛОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке офици-

1ально сообщает, что американские войска

6 августа утром после ожесточенных боев
захватили город Троину.

5 августа американские части захватили
остров Устика, находящийся. в 40 милях
к северо-западу от Палермо.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
английские войска сегодня рано утром до-
стигли района Бельпассо, находящегося к
северо-востоку от Патерно на Южном
склоне горы Этна.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). По сооб-
шению специального корреспондента агент-
ства Рейтер из штаба союзных войск в
Северной Африке, на аэродромах Сицилии,
занятых союзниками, ‘было захвачено свы-
ше 800 самолетов.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб
союзных сил в Северной Африке сообщает,
что английские и американские войска на-
ходятся примерно в 50 милях от Мессины.
В Мессинском проливе потоплено много
барж противника. ь

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает специальный корреспондент агент-
ства Рейтер, находящийся при штабе союз-
ников в Северной Африке, английская бри-

Tana, занявшая Катанию, взяла в плен
434-й итальянский батальон береговых
войск.

ЛОНДОН, 7 августа, (ТАСС). Штаб
союзных сил в Северной Африке передает,
что 5 авсуста в результате воздушных
атак в районе Милаццо было нотоплено
14 барж, 2 судна и 2 гидросамолета про-
тивника.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке сообщает,
что военно-воздушные силы союзников, ба-
зирующиеся в Северной Африке, в тече-
ние всего вчерашнего дня продолжали со-
вершать крупные налеты на об’екты про-
тивника в северо-восточной части Сицилии.
‘Тяжелые бомбардировщики атаковали ком-
муникации Мессины. Средние бомбардиров-
щики совершили налеты на узлы дорог.
Истребители-бомбардировщики несколько
раз атаковали вражеские суда у побережья
Сицилии. : -

В ночь на 7 августа бомбардировщики
союзников атаковали доки и железно-
дорожные. об’екты Неаполя и продолжали
совершать налеты на войска и суда про-
тивника в Мессине. Авиация союзников
потеряла 8 самолетов.

ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА
В САЛОНИКАХ

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что сопротивление гре-
ческого населения мероприятиям _ оккупа-
ционных властей особенно сильно в се-
верной части страны. На-днях в Салони-
ках была проведена всеобщая забастовка
протеста против бесчинств оккупантов.
Многие греки уходят в горы, где вступают
в партизанские отряды. . ; :

MI, пошла в атаку. без артподготовки; впе-
реди двигался’ огневой вал. Французы на-
чали наступление позднее после 45-минут-
ной артподготовки. :

Немцы были захвачены врасплох и лишь
кое-где успели организовать серьезное соп-
ротивление. Но то, что происходило на этот
раз у немцев, не имеет ничего сходного с
какими-либо предыдущими сражениями —
в том числе и с ‘такими, когда немецкие
войска подвергались внезапному  нападе-
НИЮ, а

В центре, вдоль шоссейной лороги Амьен—
Сен-Кантен, где австралайцы и канадцы
сразу же продвинулись на 15 ку. в глу-
бину, у немцев царил полный хаос. Здесь
не осталось почти никаких организованных
соединений. Путь к дальнейшему наступ-
лению. был открыт английским войскам.
Всякая связь была порвана. Штабы круп-
ных войсковых соединений захватывались
наступавшими. Разрозненные группы не-
мецкой пехоты, отдельные батареи действо-
вали на свой страх и риск и, наталкива-

ACh всюду на противника, сдавались в.

плен.

Несомненно, что успех атаки англичан
об’ясняется внезапностью и применением
танков. Но при оценке роли танков в этом
сражении нельзя забывать © том, что тан-
ки того времени находятся в таком же
отношении к современным, как. скажем.
телега к автомобилю. Они_были тихоходны,
и все усовершенствования в их конетрук-
ции были еще делом будущего. У немцев
были средетва бороться е танками. Хотя
противотанковых пушек в то время еще
не существовало, однако обычная артилле-
рия была способна с успехом поражать
танки, в особенности учитывая их неболь-
шую скорость движения — несколько ки’
пометров в чае. Кроме того, уже тогда для

Отклики зарубежной печати на занятие

Красной Армией Орла и Белгорода
США

——-

«ГЕРМАНСКИЙ БРОНИРОВАННЫЙ ЗВЕРЬ
ОБЛАМЫВАЕТ СВОИ ЗУБЫ В БОРЬБЕ
С КРАСНОЙ АРМИЕЙ»

>

HbIO-HOPK, 7 asrycta. (TACC). Amepn-
канские газеты поместили сообщения о
занятии советскими войсками Орла и Бел-
торода на самых видных местах, Печать и
радио в своих комментариях подчеркивают,
что занятие этих городов является силь-
нейшим ударом по гитлеровцам и основа-

тельно подрывает их силы. i

Газета «Вашингтон пост» в передовой
статье заявляет, что потеря немцами Орла
свидетельствует © мощи русской армии.

`Усиленные попытки немцев удержать Орел

показывают, какое значение они придавали
этому городу, исходя из стратегических и
психологических соображений. Немцы, пи-
щет газета, понимали, что потеря ими Орла
будет означать не только потерю жизненно
важного железнодорожного узла, но и

` явится доказательством слабости немцев в

сравнении с мощью русских. Опасения
немцев оказались вполне обосвованными.
Орел — в руках русских.

Известный военный обозреватель Вернер
в беседе с сотрудником газеты «П. М.»
заявил, что победа под Орлом и Белгоро-
дом имеет огромное значение, так как она
достигнута на важнейшем участке всего
советско-германского фронта,

Нью-йоркская газета «Сэн» пишет:
«Факты полностью оправдывают торжест-
венный приказ Сталина. Победы русских
под Орлом и Белгородом являются ударом
по германским стратегическим позициям.
Русские нанесли нацистам огромные поте-
ри в живой силе и технике, не говоря уже

ПАНИКА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
БЕРЛИНА

‚ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пе.
редает корреспондент агентства Рейтер из
Стокгольма, прибывший туда из Бер»
лина путешественник рассказывает, что ве-
чером 2 августа в Берлине царила настоя»
щая паника. Она была вызвана тем, что в
сброшенных английскими самолетами на го-
род листовках население германской сто-
лицы оповешалось о том, что Берлину уго:
тована судьба Гамбурга, Путешественник
рассказал, что это известие распространи-
лось по городу с молниеносной быстротой,

взявшие Орел и Белгород, вполне заслу-
жили те почести, которыми их удостоили».

В переданном по радио Сан-Франциско
обзоре представителя журнала «Тайм» го-
ворится, что победа русских под Орлом
имеет особенно большое значение потому,
что она одержана летом, когда, как утвер-
ждали немцы, русские будто бы не в со-
стоянии наступать,

Надо вспомнить, заявляет обозреватель
нью-йоркского радио, что месяц тому на-
зад немцы, собрав огромные силы, начали
наступление на Восточном фронте. Однако
у германского зверя, у которого еще мно-
го сил и злобы, оказалось выбитыми много
ядовитых зубов. Эти зубы германский бро-
нированный звёрь обламывает в борьбе с
Красной Армией. Обозреватель отмечает,
что. с захватом Орла Красной Армией ием-
цы лишились своей крупнейшей базы, ко-
торая укреплялась ими непрерывно в те-
чение почти 2 лет. Русская армия пока-
зала, что она в силах подавлять отбор-
ные германские войска и лучшее герман-
ское вооружение. :

ВАШИНГТОН, 6 августа. (ТАСС). Воен-
ный министр США Стимсон в беседе с
представителями печати заявил, что заня-
тие советскими войсками Орла представ-
ляет собою крупное поражение для нем-
цев. По словам Стимсона, успехи совет-
ских войск представляются тем более вну:
шительными, что немцы первыми начали
наступление, которое, по мнению большин-
ства наблюдателей, являлось крупным гер-

РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙНИЧАНИЯ
ГИТЛЕРОВСКИХ ВАРВАРОВ
В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

СТОКГОЛЬМ, 7 августа. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Дейче цейтунг ин Нор»
вегиен» поместила’ статью о положении в
оккупированном немцами Днепропетровске,
которая приоткрывает частично завесу над
тем, во что превратился город в резуль“
тате хозяйничания оккупантов. Газета прич
знает, что городу причинены огромные раз
рушения. Выгорело, пишет она, здание вок:
зала, стоят обугленные развалины здания
оперного. театра, неподалеку развалины
разрушенных магазинов. р:

Гитлеровцы изгоняют жителей из уце:
левших квартир и заселяют их немцами;
Газета признает это, заявляя, что «тяготы;
выпавшие на долю населения, отнюдь He
малы; много жилых домов разрушено вой-
ной. Многие из них жителям пришлось
освободить для германской администрации
и большое количество жилых помещений
надо было уступить под квартиры немец.
ких солдат». у

Газета пишет далее, что в городе нет
продовольствия, что предмёты первейшей
необходимости «расцениваются наравне с
редкостями».

Население Днепропетровска испытывает
к оккупантам лютую ненависть. «Не сле.

об ударе по престижу немцев. Дивизии,   манским летним наступлением. дует скрывать, — говорится в статье,
что существует немало трений с населе,
АНГЛИЯ нием. Ограничиваясь одним примером, мож:

«ПОБЕДА ПОД ОРЛОМ

В ГРОБ ГИТЛЕРИЗМА»

ЛОНДОН; 7 августа. (ТАСС). `Англий-
ские газеты ‘и радио продолжают ожив-
ленно комментировать сообщения о круп-
ней победе Красной Армии, изгнавшей
гитлеровцев из Орла и Белгорода. Заня-
тие Орла, а теперь и Белгорода, пишет
газета «Дейли экспресс» в передовой,
представляет собой самую крупную, самую
смелую и самую быструю наступательную
операцию, предпринятую в этой войне ка-
 кой-либо армией союзников. На немецкий
‘народ она произведет столь же глубокое
впечатление, как и сталинградская битва.
«Победы в России,—продолжает газета, —
создали определенные возможности в Сре-
диземном ‘море. Десяток германских диви-
зий мог бы удержать Муссолини у власти,
но Гитлер не мог отвлечь из России даже
такое небольшое число. войск».

Под Орлом, пишет обозреватель газеты
«Дейли скэтч», германские войска были
разбиты Красной Армией в летнее время
н на том поле битвы, про которое можно
сказать, что оно было избрано самими
немцами. Условия местности и глубокая
линия обороны, подгфтовлявшаяся немцами
в течение долгого времени, создавали бла-
гоприятные условия для германских войск.
‘Tem не менее они понесли поражение. Бу-
‘`дущее покажет, какое влияние это пораже-
ние окажет на дух германской армии. По
всей вероятности, это влияние будет чрез-
вычайно сильным, так как поражение нем-
‘цев в обороне последовало непосредствен-
но за их поражением в наступлении, пред-
принятом в очень крупном масштабе. Не-
мецким солдатам внушали’ мысль, что их
наступление наверняка окончится победой,

борьбы с танками применялись связки гра-
нат.

Весьма значительные потери в танках
даже в описываемом сражении ясно пока-
зывадот, что сопротивление было возможно.
Тем не менее все материалы и документы
свидетельствуют о неопиеуемом моральном
эффекте танковых атак. Об’ясняется это
умелыми тактическими действиями англий-
ских танков и пехоты, которые продви-
тались в тыл немецким частях, рвали связь
и атаковали штабы, обходили опорные
пункты с засевшими там немцами.

Один командир немедкой роты так опи-
сывает происходившее: «Местами стали тё-
перь появляться плоские шлемы аветра:
лийцев, по которым. тотчас же открыли
огонь. Орудия стреляли на близкие листан-
ции. Повсюду слышно было гуление тан-
ков; неприятельские летчики достаточно
вредили нам своими бомбами. Вдруг е тыла
по нашим рядам был открыт огонь орудий
одного танка, который под прикрытием ту-
‚мана проник в лежавшую непосредственно
позади нас лощину и положил конец 06о-
роне»: g
_ Обойденные, лишенные связи и. руковод-
ства, группы немецкой пехоты теряли вся-
кую моральную устойчивость и славались,
не оказывая сопротивления. Другой коман-
дир роты рассказывает, что, когла перед
ним появилось несколько австралийцев, ов
пыталея было сопротивляться, но унтер-
офицер схватил его за руку с криком: «У
меня жена и дети» «Эти слова поко-
‘`лебали меня, —: говорил командир роты,
— ия решил сопротивления не оказы-
вать».

Мощность и-внезапность ‘удара, тактичес-
кое и техническое: превосходство противни-
ка. — вот что подорвало моральную кре-
пость и ситу сопротивления немецкой ар-
мии в Амьенском сражении, столь сильно
подвинувшем Германию к капитуляции.

но отметить, что отправка на работу в
Германию не встречает сочувствия среди
привязанных к своей родине жителей го:
рода».

— ЕЩЕ ОДИН ГВОЗДЬ

которая положит конец их страданиям и
будет служить местью за Сталинград. А
спустя всего один месяц немцы были от-
брошены со своих основных оборонитель:
ных линий. Вера германских солдат в свон
собственные силы, в своих начальников и
в свое оружие должна быть поколеблена,
потому что во всех этих отношениях рус-
ские превзошли их.

Советским войскам, продолжает обозре-
ватель, улалось сделать то, на что ока-
зались неспособными 38 германских специ-
ально подготовленных дивизий, ‘включая
17 отборных бронетанковых. Русские про-
рвали ряд. немецких оборонительных линий,
расположенных одна 3a другой, и прину-
дили немцев спасаться „бегством, ‘жертвуя
вооружением и техникой. Обозреватель от-
мечает также огромные потери ‘немцев в
живой силе. Победа под Орлом, — пишет
он в заключение, — это еще один гвоздь
в гроб гитлеризма:

Лондонское радио в очередной беседе
заявляет: Сегодня мы опять имеем воз-
можность послать поздравления нашим
‚русским товарищам. В 1941 г. мы поздра-
вляли их с героической обороной Ленин-
града и Москвы; в 1942 году — с бле-
стящей победой у Сталинграда. Сейчас
немцы еше раз почувствовали на себе му-
жество и выдержку Красной Армии. Та-
кого поражения, как. под.Орлом и Белго-
родом, немцы не испытывали даже в 1918
году. Поколения будут вспоминать о том,
как Красная Армия нанесла тяжелый удар
немцам, продемонстрировав тем самым свое
мужество и мастерство.

«Я слышал, — пишет Людендорф в сво-
их «Воспоминаниях» о сражении 8 ap-
густа, — как наши солдаты сдавались
отдельным кавалеристам, а пелые соедине-
ния — танкам! Одной свежей и храброй
наступавшей дивизии отступающие войска
кричали:  «иширейкбрехеры, вы  затяги-
ваете войну». Офицеры во многих местах
He имели больше влияния, они позволяли
увлечь ‘себя. 8-е августа твердо установило
падение Hamel боевой силы». Факты эти
несомненны, но Людендорф при этом зама-
зываст, что корень морального разложения
немецкой армии, так ярко сказавшегося
в Амьенском сражении. — в военном по-
ражении германских войск.

Именно военные поражения немцев,
мощный отпор, оказанный им союзниками.
сокрушительные удары послелних, — вот
что привело к снижению морального духа
п силы сопротивления немецкой армии. В
особенности ee моральный дух был полор-
ван после Вердена п Брусиловекого наступ-
ления 1916 года. Тем не менее немцы
продолжали войну. Они продолжали бы ее
ив 1918 году, если бы союзники не на-
несли им таких ударов, как 18 июля и 8
августа, И даже после этого капитуляция
Германии последовала лишь ‘в результате
новых последовательных, непрерывно на-
носимых. ударов.

Враг сдается, когла его моральная устой:
чивость окончательно подорвана. При этом
опыт воин и, в частности, уроки 1918 ro-
да относительно Германии свидетельствуют,
что такой решающий подрыв силы eonpo-
тивления врага наступает не сам собой. а
только в результате военных поражений.
уощных ударов, которые вынуждают вра-
TH окончательно признать превосходетво
над ним и сдаться.

М. ГАЛАКТИОНОВ.

РАЗЛОЖЕНИЕ И УПАДОК
ДИСЦИПЛИНЫ В
ГИТЛЕРОВСКИХ ВОЙСКАХ
В НОРВЕГИИ

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пе:
редает норвежское информационное бюро,
по сведениям, полученным норвежскимя
кругами. Лондона, гитлеровские оккупаци-
онные войска в Норвегии состоят пренму*
щественно из шестнадцатилетних подрост.
ков и солдат в возрасте 40—50 лет, по-
лучивщих ранения или физически неполно“
ценных. Солдаты, имеющие физические
недостатки, используются на службе во
внутренних районах Норвегии.
ские, части, расположенные на’ побережье,

направляют превмущественно тех солдат,

которые побывали на советско-германском
фронте и получили там увечья. Среди этих
солдат можно часто встретить инвалидов,
не имеющих пальцев, ушей я т, д

По тем же сведениям, в немецких 4a
стях в Норвегии царит пьянство и разло*
жение. Дисциплина в частях падает. Дело
доходит до открытых солдатских бунтов,
Сейчас стали известны. подробноств бунтов
среди
док в Норвегии. Одна из этих подводных
лодок, стоявших в Тронхеймсфьорде была
потоплена собственной командой. Вышел»
шие из порта в Северной Норвегия вемец-

кие подводные лодки были намеренно по’

вреждены своими командами, вследствие
чего лодкам пришлось вернуться в порт. В
Ставангере команды нескольких подводных
лодок отказались выполнить приказ KOMAH*
диров о выходе в море. Многие зачин»
Щики этих бунтов и матросы, уличенные в
диверсионных актах, были казнены,

- —

AHTHTEPMAHCKHE ДЕМОНСТРАЦИИ
В ВЕНГРИИ И РУМЫНИИ

ЛОНДОН, 7 августа,
скоё министерство информации’ передает,
что, по полученным сведениям, в Венгрии

‚и Румынии происходят антигерманские де,

монстрации. Демонстранты требуют пре
кращения войны.

В СТРАХЕ ПЕРЕД
ВОЗМЕЗДИЕМ

ЛОНДОН; 7 августа. (ТАСС). По 6006.
щению ‘выхоляшей в Лондоне ‘голландской
газеты «Фрей Недерланд», голландские
фашисты не осмеливаются показываться #8
улицах в фашистской форме илв е  фашист
скими значками; Атмосфера пенависте &
оккупантам и их лакеям
лена, что гитлеровский наместник в Гол
ландии Зейс+Инкварт превратил свой 10%
вблизи Гааги в настояшую крепость, об
несенную рвом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 7 августа, (ТАСС). Штаб об*
единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что войска союз’
ников проводят операции по ликвиданий
изолированных групп япов:ких войск 8
районе Мунла (Новая   Георгия). “Авиация
созников в районе’ Буйя-Файсн (Соломо’
новы. острова) вступила в бой с 30 snot
скими истребителями. Сбито 7 японских
самолетов В этом бою. союзники потеряла
один ‘самолет.

Крупное соединение  бомбарлировшиков в
сопровождений истребителей произвело На”
QT Ha япон^кий лагерь и базу снабжения
В районе залива Реката (остров Изабель)
sn TOES vay aE? ER ROLE

Ответственный редантор

В герман \

экипажей немецких подводных JO

(ТАСС). Англ

настолько нака® ,

АВ tet cence ви егый

аа a hee

Rw eee ETE Eg Se Ася

В goa ieee

fa alates hime ead   aad P=

eS. РЕЯ en

igh ee и он а I ae fe RS

H. A, ТАЛЕНСКИЙ,   :

ия

AHPEC PEHAKUHH:

Москва, 6, Малая ДПмвтровка, 16 Телефовы:

коммутатор К.4-00-70 до 74, для справок — К-4:42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4 00-70, доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы К.300 70
A ) ых id [ Bob 31.

Г 113185. Гицотафия центрального оугава Народного кождесарната обороны СОСР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16. О_о: