—.

tm,
pat.
btn

Ue

(АЛ
01].
Me
ЕТ
ТЫ
oN
TO

RATES
Horne
(peli
(1
(ide

Ng

1}
ВУ
Rant
Пе
Е,
[уз
  №№
К.
и
BRON
м
omit
yu
№
№
Hey
i
В
в

prt
sent

3.
к
(

See

40 coryema 1943 г. вторник, № 187 (5558).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 2

380 Орловская стрелковея

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Победа на Орловском плацдарме далась

нелегко. Ее подготовили и завоевали на-

пряженным боевым трудом наши славные
пехотинцы и танкисты, летчики и артил-
леристы, прорывавшие на первый взгляд

непристулную главную оборонительную
полосу немцев. Ее взялА © боя repou

бесчисленных атак, продолжавшихся дни
и ночи, в адскую жару и в проливной
дождь, на Зуше, на Оптухе, на Оке, на
десятках мелких Течушек, каждую из
которых приходилось преодолевать В
яростных, кровопролитных схватках. Этой
лобеды добилиеь те, кто нтурмовал -бес-
численные холмы орловской земли, укрен-
ленные отчаянно ‹опротивлявшимея  вра-
TOM, кто преодолел десятки. траншей, ук:
репленных узлов немецкой обороны, кто от-
ражал непрерывные контратаки вражеских
танков и пехоты, выдерживал сильные
удары с воздуха.

Тяжелый боевой путь этих людей,
начиная от опустошенных врагом город-
хов Мценска и Болхова — двух аванпос-
тов немецкой обороны, вплоть до Орла,
усеян полбитыми и сожженными вражески-
ин танками, самоходныхи орудиями, броне-
транепортерами и мотоциклами,  устлан
трупами немцев. На всех дорогах торчат
‹ейчае остовы обезвреженных- бронирован-
ных машин и пушек врата, © Орловского
плацларуа угрожавших Москве. Это немые
свидетели нового военного поражения нем-
цев. Ни дьявольская толща немецкой 0б0-
роны, ни беспрерывные контратаки танко-
вых и пехотных дивизий неприятеля, ни
удары многих эскадр. его бомбархировоч-
ной и истребительной авиации, — ничто
не остановило героев орловского сражения
и, главное, — нангу доблестную пехоту,
вынесную на своих плечах основную
тяжесть боев. Наступающие бойцы страет-
HO рвались вперед, ломая всяческие пре-
грады, и над их рядами звенела незамыс-
ловатая частушка, переходившая из уст
в уста: i

Бьемея, братья, под Орлом,

Каждый должен быть орлом!..

‘ Среди тысяч этих  тероев хочется
прежде всего остановить внимание на
рядовых бойцах и офицерах 380 Op-
ловекой стрелковой дивизии. Этой диви-
BIH суждено было одной из первых про-
рывать оборону противника, открывая
наступление наших войск.

Утром 12 июля после артиллерийской
подготовки полки 380 Орловской по при-
казу командира дивизии полковника Кусто-
ва поднялись в атаку. Могучим и стреми-
тельных броском, прикрываемые хощным
огнех артиллерии, они ворвались во вра-
жеские траншеи передней линии и в же-
стокой гранатной и рукопалиной схватке пе-
ребили находившихся там немцев. Несколь-
ко линий транией прошла дивизия, остав-
ляя в каждой трупы гитлеровцев, и тогда
враг побежал. Его оборона была прорвана.

Но. потом начались контратаки. На дру-
гой день нашего наступления около 300

немецких самолетов висело крупными
группами, непрестанно сменяясь над бое-
выхи порядками наступающих.  Хоропю

натренированные бойцы не дрогнули. Они
рванулись.от бомбежки не назад, .а вперед
и атаковали противника. Это епаело диви-
зню от большого урона. Ова потеряла в
prom Oo всего трех человек убитыми, 18
ранеными, 3 автомашины, один миномет.

Дивизия протвигалась к Орлу, идя ye-
тупом вперед и на 8—10 километров опе-
режая соседей. Она обходила немецкие
опорные пункты, искала  отетупающего
противника, когда он уклонялся от 00я,
неотступно преследовала его. Tak, B He-
прерывных жестоких боях 380 Орлов-
ская прошла 60 километров. Славными
подвигами отмечен каждый ее шаг к Орлу.

уже было сломлено. Команлир

В 60%ю у села  Грачевка
командира дивизни полковник Касаткин
лично повел в атаку два батальона. Ero
бойцы окружили немецкий гарнизон, на-
считывавший около тысячи солдат, захва-
тили здесь восемь складов с боеприпасами
и продовольствием. Просаавилея своими
искусными действиями храбрый командир
батальона, Литвиненко. Он был контужен,

потерял слухи сильно расшибся, но, про-  3

лежав веего один день в госпитале, вер-
нулся в строй. В бою за деревню Кочеты
он сумел сковать немцев с фронта, обойти
их справа и слева и перебил здесь свыше
двухсот вражеских солдат и офицеров,
захватил три самоходных орудия «Ферди-
нанд», сжег пять танков.

Кетати сказать, пример самоотверженно-
20 офицера Литвиненко не остался без
подражания. Под Орлом, как один, верну-
лось в строй из госпиталя, не долечивииеь,
большое количество бойцов и командиров.

Начиная с рубежа реки Оптуха вплоть
до Орла, 380 Орловская действовала,
главным образом, ночью, потому ‘что ноч-
ная темнота ослабляла огневое сопротив-
ление немцев. Подразделения скрытно, под
покровом ночи, обходили вражеские заса-
ды и опорные пункты и к расевету вне-

запно оказывались в тылу либо на флан-

гах противника, ставя его в невыгодные
условия боя. Всё время шали грозовые
дожди, по нескольку раз в день промока-
ли и потом высыхали под жарким  июль-
ским солнцем гимнастерки бойцов. Люди
шли вперед, с трудом вытаскивая на Ту-
ках застревавшие в трязи пушки, но шли
настойчиво, неодолимо.

3 августа дивизия подошла к Орлу.
Бойцы сильно устали, но 06 отдыхе никто
ци не думал. Ночью сначала один полк
ворвалея в город, & за ним и другие. Нем-
цы обстреливали атакующих из минометов.
Немецкие танки вели огонь вдоль улиц и
с флангов, из переулков. Тогда командир
дивизии, который управлял боем, находясь
в 300 метрах от окраины города, прика-
зал пустить в ход пулеметы и гранаты. В
этот день уличных схваток бойцы израсхо-
довали весь запас ручных гранат. Коман-
дир дивизии полковник Кустов не жалел
огневых средств. Учитывая, что бой в го-
роде ведут мелкие группы стрелков, он
приказал придать каждому взводу по од-
ному орудию. Sus

Весь день шел бой с немцами на ок-
раинах и в восточной части города. Но-
мецкий гренадерский полк, оборонявшийся
здесь, понес огромные потери и вынужден
был отетунить. Наши бойцы неудержимо
двигались вперед, отбрасывая немцев. Они
несли красное полотнище, и каждый ‘считал
за честь водрузить его над Орлом. Эта
‘честь выпала на долю знаменосца № пол-
ка азербайджанца Аджарова, который про-
славился еще тем, что, стоя на броне
танка, истратив в уличных боях 50 гра-
нат, уничтожил десятки гитлеровцев, вы-
вел из строя несколько огневых точек про-
тивника. Красный флаг в городе был во-
дружен Аджаровым в утренний час, когла
над Орлом поднималось солнце. К этому
времени сопротивление „врага в основном
этого же
полка, впереди других частей дивизии вор-
вавшегося в город, водрузил другой флаг
в центре Орла, на здании бывшей танко-
вой школы. Два красных стяга затрепе-
тали на ветру, знаменуя торжество побе-
ды. Вскоре бойцы дивизии стали сражать-
ся уже западнее города, преследуя отсту-
пающих немцев. Героический поход на
Орел был завершен. $

Майор В. КОРОТЕЕВ.

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 9 августа.
(По телеграфу). ~

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ В ПОМОШЬ ОФИЦЕРАМ, ИЗУЧАЮЩИМ КНИГУ

ТОВАРИЩА

Вчера в Центоальном Доме Красной
Армии член-корреспондент Академии наук
И. И. Минц прочел для офицерского соста-.
ва частей московского гарнизона лекцию на
тему «Выступление по радио Председате-
ля Государственного Комитета ‘Обороны
товарища Сталина И. В. 3 июля 1941 г.».

Это — первая лекция в помощь изучаю-
щим книгу тов. Сталина «О Великой Оте-
чественной войне Советского Союза».

СТАЛИНА

Вторая лекция на тему: «24-я годов-
щина Великой Октябрьской Социалистиче-
ской революции — доклад Председателя
Государственного Комитета Обороны това-
рища Сталина И. В. 6 ноября 1941 года
и речь на параде Красной Армии 7 ноября
1941 г.» состоится 12 августа в. Лекцион-
HOM зале Центрального Дома Красной Ap-
мии. Читает — профессор Г. М. Гак. На-
чало в 18 часов.

Учеба показом— основа
партийного руководства

Чтобы партийная жизнь била ключом! лом отдельном случае. Таким образом, ин-

H парторганизация роты, батальона стала
настоящей опорой командира, а коммуни-
сты постоянно занимали ведущее место в
любых условиях боя, надо научить  пар-
торга роты, батальона мастеретву пафтий-
во-политической работы. Такая помощь
может.и должна в первую очередь выта-
жаться в тщательном инструктировании
новых кадров, в обучении. их принципам
большевистского руководетва. Без этого
любое указание, любая директива рискует
остаться невыполненной.

Таких образем,  инструктировалие со
стороны политорганов, со стороны руково-
дящих работников приобретает  исключи-
тельное значение. Однако многое зависит
от качества самого инструктирования. Ёто
из нас не знает многочисленных примеров,
когда работники политорганов армейского
или дивизионного масштабов целои верени-
цей посещают полк, батальон, беседуют с
молодыми работниками, требуют от них
всякие сведения, иногда накачивают. HO
так и не показывают конкретно, не учат,
как же на самом деле организовать пар-
Тийную работу. Нередко жертва такого
набега теряется, слыша выспренные ре-
Чи 0 том, что надо мобилизовать, изучить,
внедрить и т. п. Но низовой работник ни-
Как не поймет, что же воб-таки нужно
сделать и, славное, как сделать.

Межлу тем имеются совершенно ясные
указания Центрального Комитета пе пово-
ду характера инструктирования. Еще в
1934 году ЦЕ ВКП(б) в решений «0 хо-
де перестройки первичных ий районных
парторганизаций» указал, что инструкти-
рование не должно востть харавтера 0б-
щих докладов на собраниях и совещани-
ях, й должно принимать фориу показа на
основе анализа нескольких конкретных
фактов, как следовало бы поступать в каж-

структирование должно сводиться не толь-
ко к тому, чтобы помочь низовому работ-
нику уяснить себе стоящую перед ним за-
дачу, но и к тому, чтобы ответить Ha во-
прое, как ее выполнить. Иногда же и этого
недостаточно. Надо не только ответить, но
совместно с этим работником сделать, про-
вести в жизнь то или иное мероприятие,
чтобы он“ наглядно усвоил практические
приемы выполнения задачи. ^

Конкретное инструктирование неё только
передает молодому работнику деловые на-
выки, но и учит его действовать без вся-
ких директив. На войне особенно часты
случаи, когда приходится сталкиваться с
обстановкой, требующей принятия решения
без оглядки на вышестоящую партийную
организацию или вышестоящий политорган.
Следовательно, здесь задаче инструктирова-
ния заключается в учебе молодых кадров
умению ориентироваться в обстановке и
находить правильные решения.

Обязанность политоргана— помочь парт-
оргу полка, парторгу батальона, парторгу
роты разобраться в условиях работы,
научить находить главное в тот или иной
момент. Зацепившиеь за это главное, мож-
но решить всю задачу.

Формы инструктирования весьма разно-
образны. Они могут носить характер мас-
сового ‘инструктирования, либо в виде
собрания партийных активов по животре-
пешущим вопросам, либо семинаров, где
опытные партийно-политические  работни-
ки, пользуясь фактами из жизни частей,
учат их, как надо конкретно поступать в
том или ином случае, либо в форме ин-
ливидуального обучения.

В нашей армии еще в конце июля
прошаого года восстановили практику ©9-

заместитель.

ХАРЬКОВСКОЕ, НАПРАВЛЕНИЕ. Понтонный мост через реку Донец, наве-

денный нашими саперами.

Снимок нашего спец. фотокорр. О. Кнорринга.

в `ВРОМАХ

Кромы... Он невелик, этот старинный
русский городок, но занимает свое место
в военной истории налиейо народа. Здесь
иного веков назад создавались дружины
для борьбы с монгольекими завоевателями.
В эпоху Петра Нервого Кромы были нема-
ловажной военной базой. Это отражено в
названиях сл0бол, окружающих город, —
Пушкарской, Стрелецкой, есть здесь и 60-
бор; заложенный в день получения изве-
етия о Полтавской победе. В гражданскую
войну под Кромами молодая Красная
Армия нанесла одно из решающих пора-
жений Деникину.

Немецкие захватчики разрушили Кромы.
Советские войска, занявшие город 6 ав-
густа, нашли на месте города груды раз-
валин, дымящиеся пожарища.

Мы в’ехали в Кромы по Курскому шос-
се. Минуя взорванный мост, попали сразу
н& центральную улицу. Всюду остовы до-
мов: окна разбиты, стены выломаны. Ни
души вокруг. Наконец, в развалинах дома
№ 43 мы заметили женщину. 9т0 — жи-
тельница Кром Мария Никифоровна Co-
ловьева. Она говорит:

— Да, населения очень мало, немец
еще 1 августа начал угонять русские се-
мьи к Брянску. Я убежала. Может, и дру-
тим уластся бежать...

Еще одна пустынная улица, еще один
взорванный мост, и мы на Советской ули-
це. Она тоже вся в развалинах. Только
около одного деревянного домика толнятея
люди. На домике вывеска: «Кромское от-
деление Орловской биржи труда». Какой-
то мужчина обращается к советским офи-
церам:

—- Сжечь бы этот дом, — здесь тор-
говали нашим народом!

Но есть в Кромах еще более ненавист-
ное место. Это дом на Базарной улице.
Он сохранилея, немцы не ‘успели ни под-
жечь, ‘ни’ взорвать его. В нем помешалисв
немецкая комендатура, гестапо и полиция.

В нижнем этаже и во дворе — камеры

для заключенных, наверху — «кабинеты»
фашистских палачей, а за домом — на
пустыре, в саду, за рекой — бесчислен-

ные рвы и ямы, в которых погребены со-
тни и тысячи советских граждан.

Чудовищные ‘злодеяния происходили
здесь. Сюда немецкие солдаты привели
однажды 120 семей. Ha пустыре за до-
MOM палачи расстреляли всех взрослых, а
ребятишек посадили в автомобили-«душе-
губки» и потом свалили трупики в яму.
Весной этого года здесь были расстреля-
ны из пулемета 70 пленных советских
бойцов и командиров, в мае — повешены
20 заложников — мужчин и женщин, от-
казавшихея назвать семьи партизан.

Тюремные камеры в нижнем помещении
теперь пусты, но стены их испетрены
записями, красноречиво повествующими 0
кровавых преступлениях немцев. Вот не-
сколько таких записей:

«Сидели трактористы за неявку на ра-
боту и получили нажазание — в Герма-
НИЮ».

«Здесь сидел Лоскутов Николай Фелдо-
рович — агроном, место жительства  де-
ревня Морозиха Троснянского района, в
подозрении за иотионаж в пользу родины.
По линии гестапо приговорен к расстрелу
28.4.43 г.».: . :

«Сидели выданные старостой Уколовым
— Коробов, Суликин, Калинин, Гарбузов.
Сосковекий район, деревня Верхняя Boes-
ка, если увидите старосту, — убейте его».

Был еще один гестаповский застенок в
Вромах — в городской тюрьме. Но здание
тюрьмы еще не разминировано.

Из окрестных мест в город возвращатот-
ся прятавшиеся от немцев жители. По ули-
цам идут войска. Бой уже далеко на за-
пад от города. Там идет расплата...

Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ..
КРОМЫ, 8 августа. (По телеграфу).

ДВЕ ПЕСНИ ~

1. Песня летчика.

Два широких, два. крыла

Мчат меня в эфире;

Если-б рядом ты была, — ‘
Было бы четыре. :

Но в груди моей поет `—

Слышишь! — песня мести.

Значит, мы идем в полет,

Дорогая, вместе.

Где же сердцу не любя
Силы взять такие?

Я люблю, люблю тебя
Как одно с Россией!

Вас любовь в одно слила,
И в моем полете

Вы вдвоем, как два крыла,
В бой меня несете...

2. Заздравная песня.

Что любится, чем лышется,
Душа чем ваша полнится,
То в голосе услышится,

То в песенке припомнится!
А мы споем о Родине,

С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного.
Тяжелое забудется, —
Хорошее останется;

Что с Родиною сбудется,

SS ИИ

зыва собраний партийного актива. ПВ усло-
виях боевой обстановки такая живая связь
политорганов с партийным активом. ин-
структирование его оказываются весьма
эффективными, позволяют ускорить выпол-
нение партийных решений. Живое слово,
услышанное активистом на собрании, во-
оружает его необходимыми указаниями, и,
возвращаясь в полк, в батальон, в роту,
он в состоянии без дополнительных 00-
суждений сразу же приступить к делу.

Программа семинаров должна строиться
на конкретных вопросах с тем, чтобы ра-
ботнику давались ответы на то, что 060-
бенно его интересует сегодня, что ему
нужно именно теперь. Вот, что,  налри-
мер, говорит один из участников семинара
майор Буслаев:

— На семинаре, где я прослушал ряд
докладов по
вопросам, я извлек много полезного. Семи-
нар обучил меня, как надо готовить и
проводить паррийное собрание в боевой
обстановке, как выполнять его. решения.
Полезен был и обмен опытом работы парт-
организаций. Убедившись в положительном
значении такого семинара, мы провели его
внутри нашей штабной  парторгавезаций
для группарторгов, и это вскоре сказалось
на работе.

У нас в армии были проведены веми-
нары для начальников политотделов кор-
пусов, дивизий и бригад, для помощников
начальников  политотделов по ‘комсомолу,
для секретарей партбюро парторганизаций
отдельных армейских частей, для инструк-
торов по информации, для редакторов ди-
визионных газет совместно с воеекоров-
ским активом. Наконец, в последние
после прихода на работу новых парторгов
рот и батальонов мы в одной из ливизий
провели семинары по совершенно конкрет-
ным темам: «Как готовить и проводить
партийное собрание», «План работы парт-
орга роты и его выполнение», «Как парт-
оргу и коммунистам ротной парторганиза-
ции вести работу по воспитанию личного
состава» и др. На семинаре присутство-
вали начальники  политотделов

организационно-партийным

ДНИ

других! их не имели. В роте было четыре агита-

То н с народом. станется,

С ее лугами-нивами,

С ее лесами-чащами: -

Была б она счастливою,

А мы-то — будем счастливы!

И сколько с ней не пройдено —
Усталыми не скажемся...

И песню спэть о Родине,

С друзьями не откажемся!!

дивизий, которые после того провели по-
добные семинары у себя в частях.

Это, конечно, сказалось на оживлении
деятельности ротной парторганизации, но
всё же следует предупредить от увлече-
ния семинарами. Нельзя считать семинар
основной формой инструктирования  Бое-
вая обстановка часто не позволяет созыв
семинаров, но зато открывается большой
простор для индивидуального общения в
бою, для индивидуального инструктирова-
ния в перерывах между боями. Характер-
но, как даже беспартийные бойцы реаги-
руют на такое индивидуальное инструкти-
рование.

— Когда вызыватт из окопа коумуни-
ста, — говорят они, — мы всегда. с He-
терпением ждем его возвращения Он 0бя-
зательно придет с чем-нибудь новым, ин-
тересным для нае...

Инхивилуальное инструктирование 0с0-
бенно важно для молодых, неопытных
партработников, и его никак нельзя отде-
лить от исполнения. В свое время Ленин
порицал тех работников, которые сплошь
да рядом далот великолепнейшие советы и
руководящие указания, но оказываются до
смешного, до нелепого, до позорного «без-
рукими», неспособными провести в жизнь
эти советы и указания, провести практи-
ческий контроль за тем, чтобы слове пре-
вращалось в дело. Вот почему мы &тре-
мимся, чтобы все налти армейские и диви-
зионные руководящие работники в первую
очередь сами занимались индивидуальным
инструктированиех  парторгов рот и 6а-
тальонов.

Расскажем, как инструктор тов. При-
тула помог в работе парторгу роты тов.
Чубареву. Тов. Притула обнаружил, что у
парторга нет плана, что коммунисты не-
правильно расставлены по взводам, что не
все коммунисты имеют партийные поруче-
HHA, ITO с разведчиками, снайперами ра-
боты не ведется. Прежде всего инструктор
помог тов. Чубареву подобрать партийные
поручения для тех коммунистов которые

Налеты нашей авиации на железнодорожные
станции Карачев, Люботив, Мерефа, Оснева_
и авродремы противника

В ночь на 8 августа наша авнация
станции Карачев, Люботин, Мерефа

и Основа. Бомбарлировке

произвела налеты Ha железнодорожные

были подвергнуты

эшелоны противника с войсками и техникой. Возникли пожары, многие из которых

‚сопровождались взрывами большой силы.

В ту же ночь наша авиация бомбардировала аэродромы, на которых было обна-

ружено скопление немецких самолетов.
число самолетов противника.

Уничтожено

и повреждено значительное

Один наш самолет не вернулся с боевого задания.

Налеты нашей авиации на железнодорожный узел Унеча,
станции Почеп, Люботин, Мерефа, Основа

В ночь на 9 августа наша авиация бомбардировала воянские эшелоны п воен:
ные склады противника на железнодорожном узле Унеча и станциях Почеп, Любо-

тин (западнее Харькова), Мерефа, Основа

Gom6 взорвано несколько складов боеприпасов

(южнее Харькова). Прямыми попаданиями
й железнодорожных составов. В ре-

зультате бомбардировки возникло большое число пожаров.
Два наших самолета не вернулись ‘па свои аэродромы.

—=

„Нан меня расстреливали немцы,

Рассказ жительницы г. Полоцка, вырвавшейся из рук
фашистских палачей

Жительница Полоцка Н. И. Матецкая была схвачена немнами и брошена
в застенки гестапо. В течение 35 дней над ней издевались, а затем повели на
расстрел. Фашистские палачи случайно не добили беззашитную женщину в
засыпали ее заживо в яме. Матецкой удалось выбраться из могилы «и спастись.

К нам дошло письмо Матецкой, в

котором рассказывается об ужасах, пере-

житых ею в гитлеровском застенке. Ниже мы публикуем этот правдивый че:

ловеческий документ.

«Партизанам: прошу передать Советско-
му Правительству!

Как только появилась фашистская гади-
на в г. Полоцке — 15 июля 1941 года.
вместе с ней появилась и верная спутница
фашистской «цивилизации»—виселица. Ви-
селицы можно было видеть всюду: на пе-
рекрестках дорогона Дретунь, Россоны и
на первых попавшихся деревьях. В Полон-
ке в ноябре были повешены Кащенко из
деревни Ломаная Рудня, Клепиков — зав.
библиотекой ДК и ряд других сынов бело-
русского народа. Зверски замучена и рас-
стреляна полуторатысячная масса населе-
ния. Первой жертвой людоеда Гитлера
была наша советская интеллигенция.

Это было так: 20 октября в 7 часов ут-
ра в нашу квартиру ворвались пятера из
гестапо, вооруженные автоматами, грубо
‘приказали одеться, погрузили на машину и
бросили в холодный сарай, который был
заранее обнесен колючей проволокой. В этот
сарай было помещено 250 человек. Кроме
того в этот день арестовали более 700 че-
ловек, которых поместили в тюрьму. Це-
лую неделю не велось никакого след-
ствия. На следующей неделе из на-
шего сарая стали водить на допрос
по одному человеку в день. С допросов
людей приводили избитыми до полусмерти.
20 ноября дошла очередь до меня. В 8 ча-
сов утра меня вызвали на допрос в поме-
щение гестапо. Привели в коридор и по-
ставили к стене’ лицом, где стоя нужно
было ожидать, пока палачи-фашисты гото-
вились к издевательствам. В 10 часов ут-
ра меня ввели в комнату допроса, где я
увидела пишущую машинку, поломанные
ящики и много мусора. На столе лежала
плеть. Начался допрос. Он длился недолго.
Сначала переводчик ударил меня несколько
раз плетью, после чего начали спрашивать,
кем. работал мой муж при советской вла-
сти и был ли он коммунистом. Больше во-
просов никаких не было. В заключение меня
насильно заставили подписать протокол.
написанный на немецком языке, содержа-
ние которого мне не было известно. В со-
седней комнате были слышны стоны и кри-
ки людей, которых тоже допрашивали в
это время. Выйдя из комнаты, я увидела
своих товарищей: Иванова, Евдокимова,
Сементовского и других, истерзанных до
полусмерти. Обо всем виденном и слышан-
ном в застенках извергов-фашистов мне
приказали под угрозой виселицы никому не
рассказывать.

Меня допрашивали два раза, а некото-
рых товарищей по 5—6 раз.

С 20 октября до 24 ноября я проси-

дела в этом сарае. «Распорядок» дня у
нас был следующий: в 9 часов утра нам
приносили по стакану воды в помойном
ведре. После «завтрака» начиналась «физ-
зарядка», которая состояла в том, что
нужно было. падать на землю, не сгибая
ног и поддерживаясь руками. Мы нахоли-
лись в таком положении некоторое время,
после чего нас подымали ударами сапога
в лоб и палки — по спине. Такой прием
повторялся пять раз, а вся «зарядка» про-
должалась один-два часа. В час дня при-
возили баланду, содержимое в ней было
следующее: гнилая немытая картошка без
соли, залитая водой. В 6 часов вечера да-
вали поллитра воды, после чего сарай
закрывался. По своим нуждам людей вы-
пускали только два раза в сутки. С 6 ча-
а вечера до 9 утра выхода никакого не
BIO.

С 20 октября по 24 ноября из 9250 на-
ших товарищей осталось только 60 24
ноября дошла очередь до меня. В 8 часов
утра вызвали на улицу меня, моего мужа
Матецкого Федора, Матюкова — бывшего
агронома МТС, его жену, Фальковскую
Анну — врача, Матецкую Ирину, отпушен-
ную из плена, и двух крестьянок Юрави-
ского сельсовета. Пролержав на морозе в
недвижимом положении два с половиной
часа, нас свалили в машину, как дрова, и
повезли за город, в лес ко 2-й Бараухе.
Машина °остановилась, и по одному стали
уводить к заранее подготовленной яме.
Меня вывели предпоследней. Приказали
раздеться, потом подвели к яме, где стоял
палач, игравший колотушкой. Внезапный
удар колотушки в затылок — и я, поте-
ряв сознание, упала в яму. Видимо, в мо-
мент падения по мне дан был выстрел из
винтовки, но, к моему счастью, пуля про-
шла только в щеку.

Сколько я лежала без сознания, не знаю.
Придя в себя, я услышала предсмертные
стоны лежавших в яме моих товарищей, по
которым были еще даны выстрелы. Немцы
забросали нас песком и удалились. Слой
земли оказался небольшим, что дало мне
возможность вылезти из ямы. Уйдя в глубь
леса, я сделала себе перевязку, сняв на-
тельную рубашку. Я просидела здесь до
вечера. Долго потом пробиралась я по но-
чам лесами голая, пока не встретила своих
людей, оказавших мне радушный прием...

Я рассказала о том, как меня расстре-
ливали немцы. У меня теперь одна цель:
метить фашистским палачам.

Нина Ивановна МАТЕЦКАЯ».

КОНЦЕРТ В ЧЕСТЬ ОРЛА И БЕЛГОРОДА

Краснознаменный ансамбль красноармей-
ской песни и пляски Союза ССР выступил
вчера по радио с большим концертом, по-
священным бойцам и офицерам — участни-
кам боев за Орел и Белгород.

Перед началом концерта художествен-
ный руководитель ансамбля лауреат Ста-

Г линской премии генерал-майор Александров

Е ee ИЕ ee ee ЕЕ СОЕЖЕСЕЛЕНРЕТЕ

тора. Парторг не звдумывалея над тем,
чтобы давать им конкретные задания. Ин-
структор подсказал  парторгу, как нужно
им помогать. В этот день рота шла на
занятие по огневой подготовке. Инструктор
посоветовал провести там, на месте, беседы
о том, как достигнуть меткого выстрела.
Тема совпала с занятиями и была св0е-
временной. Парторг Чубарев сумел  вос-
пользоваться помощью инструктора, и
вскоре было отмечено, что ротная органи-
защия работать стала гораздо лучше,

В другой части в батальон автематчи-
ков пришел инепектор политотдела армии
тов. Самойлов. Парторгом здесь является
младший лейтенант Егоров, способный, но
молодой и малоопытный работник. Он
стремится хорошо поставить работу сво-
ей организации, но не всегда у Hero
это удавалось, не всегда он увязывал
деятельность парторганизации 60 34000-
дневными вопросами жизни батальонов.
Инспектор обнаружил, что молодые комму-
нисты плохо ознакомлены с уставом пар-
тии и с элементарными вопросами  пар-
тийного поведения. Инструктор помог op-
ганизовать работу с молодыми  коммуни-
стами: для них провели ряд бесед о тра-
дициях большевистской партии.
мойлов также заметил;
ветупающим в партию составляются не-

брежно, трафаретно. Он тут же разобрал

сомненно было своеобразной формой
Тов. Са- структажа о том, как надо осмотрительно
что рекомендации   составлять донееение, как нужно

обратился к героям наступательных боев ©
краткой речью. Он провозгласил здравицу
в честь освободителей Орла и Белгорода,
в честь Верховного Главнокомандующего
великого Сталина.

Ансамбль исполнил «Песню о Сталине»,
«Все за родину», русскую песню «Варяг»
и многие другие. Концерт прошел с больз
шим под’емом.

ники разбираться в отрицательных фактах
ий спокойно находить меры и способы их
устранения.

В одной из дивизий было несколько
нарушений дисциплины. Можно было по
этому поводу издать строгий приказ, нака-
зать виновных, но Военный Совет армии,
исходя из принципа обучать людей на
конкретных примерах, решил разобраться
в этом вопросе, ва месте. Предварительно
в дивизию были посланы работники, кото-
рые, дойдя до рот, изучали природу нару-
шений дисциплины, проверили Кьждый
случай и подготовили доклад е конкрет-
ными предложениями. Военный Совет в
полном составе выехал в дивизию и про-
вел там свое заседание. И вот тут-то по-
путно выяснился ряд недосталжов. Напри-
мер. самовольные отлучки, котосые наечи-
тывалиеь по донесениям до трех десятков,
оказались только в восьми случаях
действительно  самовольными  отлучками.
Остальных указанных фактов отлучек не
было вовсе, и они появились в донесении
в результате плохой постановки учета
личного состава»

Детальное обсуждение этого вопреса не-
иН=

поста-
вить учет людей, как надо видеть полити-

ку в любом случае, уметь вникать и 0с-

ников. Надо еще обучить молодых

несколько таких рекомендаций, указал на МЫсливать происходящие явления Фасела-
их недостатки и помог их устранить. Mie ee
а tee ботников, оно показало, что живая работа
, © людьми, с калрами делает руководство
we oe Uk ve более оперативным и конкретным
зионных партполитработников. Этому еще Инструктирование ee ee
надо приучать и приучать кропотливо. ибо.   UUM ByTen ем и Форкирования
конечно, легче работать по-старинке, отде- i i pS ee a
лываться общими указаниями. Тем более. cc ee ix a
что инструктирование нельзя сводить к
передаче только практических < присмов  1090М7 ОНО дозжно стать основным ето-
-,/^   Дом обучения стилю большевистского ру-
работы. Надо стремиться повышать идейно- 5
политический уровень молодых партработ.   КОВОДОтва, передачи большевистских тра
диций, организапионных принцинов, Hae
паРТ-   копленных нашей партией,
работников умению анализировать явления,
вдумываться в их происхождение, без па- Генерал-майор авиации В. КЛОКОВ.