ALU

В had
AC} Th
OB tte

Hi
UIT
ean

COIN
NOW ti
Tiedt
0 He
ДО

у
A, Ue
вх
увы, §
Ви
ВЫ
вм
НЫ

aw

11 asryeta 1943 r., cpena. “N2 188 (5559).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Кто отвечает за руководство

KOMCOMOJIBCKAMM

Усиление роли: комсомольских организа-
ций в общей системе политической работы
в Красной Армии пред’являет повышенные
требования к комсомольским руководите-
лям. Основным и главным становится
конкретное руководетво комсохолом.

Нет смысла скрывать, что у нас еще
немало комеомольских работников, которые,
пытаясь осуществлять т. н. «идейное» ру-
ховолетво, не вникают в существо комсо-
мольской жизни батальонов и-рот, не ве-
тут повседневной воспитательной работы с
молодыми кадрами. Сошлемея на примеры
На так давно помощние начальника полит-
отдела Н-ской армии майор Николаев сде-
jad весьма пространный доклад на фрон-
товом совещаний 06 «Участии  комсомоль-
ских организаций батальонов в политичес-
кей агитации». Весь доклал его изобиловал
общими фразами. такими, кав; «направле-
Hie политической агитации определялось
залачами Краснос Армии», «агитационная
работа комсомольских организаций развер-
HYTa широко, в общем она правильно мо-
бпаизует комсомольцев ва решение боевых
залач» ит. п. : :

A 6 TOM, сколько @ритаторов в баталь-
OHAX, как работают комсомольские руково-
дители, их опыт — докладчик ничего вра-

зухительного не сказал.
Комсомольское отделение, руковолимое
тов. Николаевых, занимается вопросами

комсомольской работы вообще, не вникая з
конкретные вопросы жизни комеомольцев-
фронтовиков. `^

- Как известно, хорошо руководитв можно
‘тшь тогла, когла отлично будешь знать
дузы и чаяния молодежи, жизнь комео-
мольеких организаций, все положительные
п отрицательные стороны. Но как же мо-
жет конкретно руководить пом. нач. полит-
отдела mo комсомолу Н-ской дивизии ка-
питан тов. Шапиро, еели он не знает ни
одной батальонной организации? Не cay-
чайно комсорги полков, батальонов п
тот получают от товарища Шалиро уба-
зания, «годные ва все случай жизни».

К руководству первичными Комсомоль-
скнхи организациями сейчас пришло хного
MOJOINX, энергичных, но еще не имеющих
достаточного опыта работы товарищей.
Они нуждаются в повседневной помощи.
Помимо семинаров, которые пока являются
запболее распространенной формой учебы,
хололые комсорги ‘надеются на хорошее
инструктирование, на передачу им опыта
лучших. И злесь на первое место выхвв-
тается личное общение руководителя 6
молодыми комсомольцами.

Хорош комсомольский руководитель тот,
хоторый постоянно связан с армейской мо-
лоежью H He только ее учит, но и сам
учится у нее. А вместо этого некоторые
хомсомольские руководители, вообразив себя
большими начальниками, теряют связь с
бойцами и, естественно, превращаются в
болтунов и бездельников. Примером этого
является пом, нач. политотдела Н-ской ди-
визин капитан тов. Борщев, который много
сидит на командном пункте и очень мало
бывает в окопах, у ‘комсомольцев. Тов.
Барщев зазналея, стал свысока смотреть

‚организациями

на молодежь, забыл, что ему еще многому
нужно ‚учиться.

В практике свой работы тов. Борщев
показал полное незнание работы своих _61-
ганизаций. Он не может указать ни одноге
конкретного примера -5з жизни комсомоль-
цев-воннов, а обычно говорит об отвлечен-
ных примерах, в которых. фигурируют вы-
мышленные  фамилии. В то же время в ди-
визни есть хороший комеорг полка стар-
ший лейтенант тов. Ткаченко, замечатель-
ный комсорг батальона старший лейтенант
тов. Диденко, комсорг роты лейтенант Пу-
рыгин, сержант Осипов; Хорепгие. агатато-
ры — комсомольцы Бельгибаев и  Файзу-
лина и еще многие, на’ опыте которых
нужно учить других.

Или - чего, ‘например, стоит. тот факт,
когда о помощник начальника политотдела
Н-ского стрелкового корпуса капитан тов.
Иванов, проверяя комсомольекое хозяйство
одного полка, не придумал ничего” лучшего.
ках размашисто нанисать на протоколе. бю-
рократическую резолюцию «предлагаю про-
токолы утвердить». И это вто время, ког-
да `комсомольское хозяйство полка запу-
щено, протоколы ведутея небрежно.

Примером того, как нужно поставить
конкретное руковолетво, служит _ работа
комсомольского отделения Н-ской армии,
где пом. начальника майор Шаповалов. Это
отделение” заслуженно пользуется автори-
тетом. Работники ^ политотлелов дивизий.
комеорги всегла здесь находят ответ на’ ин-
тересующие их вопросы. Комсомольское
отделение хорошо поставило внутрисо1юз-
ную работу, в частности улучшило прове-
дение комсомольских собраний и сщелало
их настоящей школой воспитания. Но та-
ких примеров у нас пока мало. -

Большая роль в фуководстве. комсомоль-
скими ‘организациями отводится ‘поляторга-
нам и партийных. организациям. Они дол-
жны, постоянно помогать комсомольским
руководителям, учить их и по-нартийному
требовать. Но, ках, например, может учить
й требовать такой заместитель командира
батальона по нолитчасти, как капитан тов.
Халаев, который не знает даже условий
приема в комсомол и требует от комсорга
принимать в члены. ВЛЕСМ только при на-
личии трех рекомендаций членов. ВВП (6)
Или парторг этого же батальона, который
требует от вступающих в комсомол авто-
биографии и босвые характеристики. He-
удивительно поэтому, что в этом подраз-
делении совершенно запущена  комсомоль-
ская работа и это нисколько не волнует
политработников батальона. Е

Конкретное руководство — путь реши-
тельного под’ема комсомольской работы ва
фронте. Но для того, чтобы комсомольская
жизнь била ключом, нужно и политорганах
п партийным организациям постоянно вни-
кать в комеомольскую работу, контролиро-
вать ее, указывать на недостатки, помо-
гать, учить молодые кадры. Надо понять,
что комеомольская работа = весьма важ-
ная ‘Часть  партийно-политической работы в

Красной Армии.
Майор И. ВОРОПАЕВ.
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
О присвоении почетного звания заслуженного деятеля науки
РСФСР работникам медицинских наук :

За выдающиеся заслуги в области меди-
цинских наук Президиум Верховного Со-
вета РСФСР присвоил почетное звавие

ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
НАУКИ РСФСР

1. Архангельскому Борису А’лександро-
внчу — доктору медицинских наук, про-
фессору 2-го Московского медицинского
института;

2 Вовси Мееру Семеновичу — доктору
медицинских наук, полковнику медицинской
службы, главному терапевту Красной
Аруви;

3. Гориневской  Валентине Валентивовне—
доктору медицинских наук, полковнику

При современвой глубине обороны пре-
следование, начатое с того момента, ког-
да противник сбит с переднего края и
предпринял отхол, не может протекать оди-
лаково. Оно неизбежно связано © необхо-
димостью преодолевать ряд промежуточных
рубежей, ва которых противник стремит-
ся осесть своимя главными силами, арьер-
тардами или же выдвинутыми из глубины
резервами. Именно момент преодоления
промежуточного рубежа надо считать `ре-
шающих в организации преследования, &
808 остальное подчинено ему. ``

Наступление наших войск в районе юто-
западнее Орла достаточно ясно вскрывает
тактику противника при отходе и те ие-
толы, с помошью которых он пытается
залержать продвижение авангарлов и 0с-
HOBHBIX сил наступающих частей. Тактика
эта диктуется той общей обстановкой, в

‚Которую поставлена группировка немцев

под нажимом е трех сторон, Усилия ‘про-
тивника сводятся к тому, чтобы удержать
любой ценой фланги у основания бывшего
Орловского выступа и, откатываясь по ру-
бежам, вывести из-пох удара главные си-
лы группировки. Что же касается методов
противодействия, они довольно широки и
разнообразны. :

АЮсновной метод, к которому чаще всего
прибегают нехцы, —- это огневые за6ло-
ны на промежуточных рубежах. Здесь осе-
лает значительное количество протявотан-
BOBO и полевой артиллерии средних Ba-
либров, минометвые батареи. Рубеж плот-
HO насышается также автоматическим
отнем. Пехотное прикрытие ограничено,
танки вылеляются редко. Веё строится В
расчете на огневое заграждение, по пре-
вууществу минометное и автоматическое.

Чтобы сбить такой заслон, требуется
приложить немало ‘усилий: подтянуть ар-
тилцерию, пустить в дело танки, — ина-
че говоря, организовать некое подобие
прорыва оборовы. В результате противяйк
MOXCT выиграть время ий отвести главные
сялы. Позэтоху одна 03 основных. задач

медицинской службы, старшему инспектору
Главного Военно-Санитарного Управления
Красной Армии;

4. Морозову Михаилу Акимовичу
доктору медицинских ‘наук, профессору
Московского Центрального института эпи-
демиологии и Микробиологии;

5. Хорошко Василию Константиновичу—
доктору медицинских наук, профессору
Московского областного клинического
института; ; :

‘6. Юдину Сергею Сергеевичу — доктору
службы, старшему инспектору Главного
Военно-Санитарного Управления Красной
Армии и главному хирургу института
им. Склифасовского. Е

преследующих войск состоит в TOM, что-
бы не дать возможноети противнику: проч-
HO осесть на промежуточном рубеже; ор-
ганизовать здесь систему огня; заминиро-
вать дороги и подступы к населенным
пунктам; взорвать 3a coo мосты; взять
под обстрел речные переправы. Задача эта
достигается неотстунностью, быстротой и
непрерывностью. преследования.

Нельзя вести преследование силами

одной пехоты, без создания ударных по-
движных грунп на флангах или в местах,
где. обозначилея наибольший успех. Опыт
показывает, что надо развивать успех по-
движными средствами на возможно боль-
шую глубину ‘и решительно ломать со-
противление там, где противник успел его
организовать.
” Для иланюстрадии приведем один част-
ный пример. В районе одного села про-
тивник, убежденный в том, что он сумел
‘оторваться от прееледующей его нашей
пехоты, решил отдохнуть, привести се0я
в порядок, организовать огневую систему
для сопротивления. Однако немцы ошиб-
лись в расчетах. Вечером их позиции бы-
ли внезапно атакованы группой наших
танков и подразделениями одного из стрел-
ковых полков. Танки ворвались на Пози-
ции неприятельской артиллерии, в то вре-
ия как пехота завязала рукопашный бой
в окопах. (Немецкий арьергард был смят
п почти полностью уничтожен. Один
взвод из его состава, захваченный врас-
плох, не успел открыть огонь и полно-
стью слалея в плен. Немцам не удалось
установить заслон и задержать наступле-
ние наших частей.

Танки и подразделения автоматчиков на
автомашинах, выделяемые в качестве аван-
гарда, успешно вастигалот, отходящего `про-
тивниха, нарушают пааномерность его от-
хола и дезорганизуют подготовку obopo-
ны на промежуточных рубежах. Такую же
роль выполняет авиания. Слелует. только
учитывать особенности ее действий в по-
движных формах боя. При преследовании

Фриц-предтена

У фрнцев, которые пришли к нам за
«жизненным пространегвом», был предтеча.
Передо мной труд профессора Карла Иенча
под названием «Ни коммунизма, ни капи-
тализма». Эта книга издана в Шейпциге в
1893 году, и фрацы могут праздновать
пятидесятилетие ее опубликования.

Профессор любил
Свой опус он начинает вопросом: «Где лез
жит земля для нашей колонизации? ». ука-
зав’ что немцам «тесно в Германии», Rapa
Иенч возмущенно восклицает; «Количество
русских громално, межлу тем, каких нрав-

ственность стоит’ на весьма низком уров-ь

не». Засим «ученый» предлагает- немцам
наилучший выход: «Росвия для нас то,
чем были земли славян к востаку от Инна
и Эльбы дая наших предков, то-есть стра-
на, самой природой предназначенная, дая
нашей колонизации». :. т

Бесноватому фюреру ‘было тогда’ четыре
гола, & его предтеча уже подробно. разра-
‘батывал план «колонизации России». Карл
Ненч писал, что в новой колонни- «одни
будут господами, другие рабами». Задолго
до прохохимца Розенберга проходимец Пенч
преспокойно заверял, YO «немцы несут
Культуру русским. варварам» и Что. «в
России нет интеллигенции». Тогла жили и
работали Лев Тозстой, Чехов, Менледеев,
Мечников, Сеченов, а эрзац-ученый Карл
Пенч самодовольно говорил, что необходимо
«послать в Россию десять миллионов нем-
цев, дабы просветить эту страну».

Еще не было ни самолетов, ни танков,
й фриц-предтеча в свонх проектах ограви:
чивался артиллерией. Он писал: «Зачеу
обращать пушки против налцих братьев не-
мецких безработных, когда можно завое-
вать новые пространства и ненечислимые
богатства?» Предвиля «расовую теорию»,
hapa Hera не ловолен ушами русскгх.
ховный отец Риббентропа и Гесса пишет:

говорить  напрязик,
р up попыталнеь захватить Россию.

‘репетиция была проведена кайзером. Нем-
пы некоторое время порезвились на Укра-
ине. Вернувиись в свои Свинемюнже.
Шзайнфурты,
готовиться к решительному похолу.

коммерции ‘советник Рэстова?
комендант Орла? Убегая, они потеряли не
‘телько пушки и. домашние туфли, но даже

лые

«Первая задача дипломатии — это восста-

новить и направить против России всю Ев-

ропу».

` Книга Карла Иенча заканчивается при-

зывом: <Нужно действовать! Земля, кото-
рая нам нужна, не вырастет для нас сама
`с0б0й, ее придется завоевывать».

Езк известно, с тех пор немцы дважды
Черновая

И
они отдышалиеь ий вачали

Бесноватый осуществил мечту профессо-
ра Иенча: десять миллионов фрицев были

направлены в Россию. Колонизация нача-

лась. Но культуртрегеров ждал неприятный
сюририз: Красная Армия вмешалась в их
планы. Где обер-губернатор Кавказа? xe
Tre  герр

ученый труд своего прафрица Карла Иенча.

Мы веё припомним: и пепел Орла и под-
писания  лейпцигского професеора.
Пусть они не говорят, чтб Гитлер упал ¢

неба. Пусть не валят всё на одного -колче-

ногого. До колченогого жил Иенч. До Гит-
лера они уже обдумывали, как колонизиро-
вать Роееню. Не случайно они жгли Яе-
ную Поляну и Тургеневский музей ‘в Орле.
Они 0б этом мечтали уже полвека тому
назад. Им не уластея?в трудную минуту
об’явить, что Гитлер «вышел в отставку»
и что. унтер-гитлеры чисты, как пас-
хальные ягнята.” Надо раз и навсегда выр-
вать у змеи жало. Надо ‘им показать, что
русская земля, разбуженная захватчика-
ми, ветает, идет и карает. У фрицев были
предтечи. Но мы клянемся над Пепелища-
ми наших городов, что учеников у фри-

Илья ЭРЕНБУРГ.

Ду-цев не будет.

СОВЕЩАНИЕ ПО ПАРТИЙНОЙ РАБОТЕ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). Ва-днях
закончилось совещание ‘по партийной’ ра:
боте, созванное Военным Советом Ленин-
градекого фронта.” Присутствовали началь-
ники политотделов армий, корпусов, диви-
зий, лучшие парторги полков, батальонов.
Участники совещания в своих выступае-
ниях подняли ряд актуальных вопросов
партийно-политической работы.

- Как известно, в жизни роты, батальона
большую роль призван играть  парторг.
От степени его’ подготовленности, умения
руководить коммунистами во многом зави-
сит уровень политического воспитания
бойцов. Сейчас к руководству многими
партийными организациями пришли м040-
дые коммуниеты. zi

Выступавший в прениях 10 102KOBHEE
Сизкин предложил семинары. нарторгов

превратить в постоянно  дейстЕующие,
тогда парторги будут иметь возможность

регулярно учиться. 5

а

Многие выступающие резко коптиковали
негодный метод руководства паптергами со
стороны. ряда’ ‘политотлелов: ‘Начальники
политотделов, инструктора, заместители
командиров частей, бывая в ротах, ба-
тальонах, плохо инструктируют парторгов

‹ На совещании также были’ вскрыты
существенные недостатки в работ  парт-

бюро полков. Отдельные парторги полков
до сих пор не понимают свои чозые функ-
ции. -Они не знают, как организовать ра-
боту партбюро, какие вопросы старРить на
заседаниях ит. п.

Большое внимание совещание уделило
вопросу воспитания офицерекого состава.

Выступавшие майоры тт. Бабурин, Ба-
цурин и полковник Вилюков говорили о
необходимости усиления партийчего руко-
водства комсомолом. г

`В конце совещания с большой речью
выступил заместитель начальника Гдавного
Политического управления Красной Ар
тенерал-майор Шикин: ;

cia

т

ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Гвардии полковник Т. Бельский управляет
по радио подразделениями в наступлении, =
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф. Левшина,

Греследование противника

необходима известная децентрализация
управления ею с приданием некоторой
части штурмовиков и истребителей обще-
войсковым соединениям. Иначе неизбежно
возникает разрыв между действиями на-
земных и воздушных сил по времени, а
иногда и по задаче. Между тем нигде
согласование по времени и месту не имеет
такого огромного значения, как в пресле-
довании. -

Достаточно сказать, что противник не-
редко вводит большие группы своей авиа-
ции, чтобы воздействовать на открытые
боевые порядки преследующих войск и
остановить их продвижение. В силу этого
авиационное ° прикрытие преследования
играет первостепенную роль. Успешно
осуществить его наряду ¢ авиационным
сопровождением быстро передвигающихея
наземных войск можно только при, уело-
вии самого тесного взаимодействия и при
наличии авиации в распоряжении обще-
войскового командира.

Что касается пехоты, то для нее глав-
ное в преследовании — быстрота и реши-
тельность действий на промежуточных ру-
бежах. Быстрота достигается умелым вож-
дением войск. Плох тот командир, кото-
рый, не зная ни сил, ни намерений про-
тивника, ни состава и расположения‘ его
арьергарлов, без нужды изнуряет свой
войска движением в развернутом стрею.
Вместе © тем было бы неразумно строить
для ‘маршей большие колонны. Противник
при отходе широко применяет минирова-
ние дорог, разбрасывание сюрпризов и
другие заграждения. В этих условиях вы-
годнее будут  расчлененные — порядки,
движение небольшими, малозаметными для
вражеской авиации группами, которые
удобны и для развертывания в бою. (
командира, однако, требуется ‚большое уме-
ние, чтобы он не растерял своих полраз-
лелевий, сохранил управление ими Бы-
етрота продвижения пехоты зависит так-
же от наличия достаточного количества
отрядов разграждения и восстановления.

От! свой подвижный авангард и подразделение

THOR So oe

Саперы должны “итти впереди пехоты, рас-
чищать ей путь, восстанавливать мосты и
переправы. о

Но как бы энергично ни продвигалась
пехота, каково бы ни было напряжение
ее сил, возможности ее остаются: огранй-

ъ‘ченными при современных темпах разви-

тия операции. Восполнить этот свой недо-
статок пехота» может созданием достаточно
подвижных авангардов. Одна или две ро-
ты посаженных. на машины автоматчиков
снособны нафнать противника, перерезать
ему дорогу, выскочить на фланг или же
проёто завязать бой и задержать против-
ника до подхола своих главных сил. Мо:
торизованный авангард одной из наших ди-
визий активными действиями трижды за-
ставлял немцев развертываться к бою. на
неудобных для них позициях, и настигае-
мые дивизией немцы несли серьезные по-
ражения,

Практика показывает, что подвижные
пехотные авангарды должны быть всё же
доетаточно сильными для того, чтобы не
только завязать бой, но и навязать свою
волю противнику. Это особенно важно,
если авангард настигает немцев на про-
межуточном рубеже в тот момент, когда
те организуют оборону.

Приведем пример из опыта последних
боев. Перед фронтом одного стрелкового
соединения отходили части пехотной ди-
визии немцев. Противник стремился 0т0-
рваться и сесть крупным заслоном на реч-
ном рубеже. За один день немцы отошли
более чем на десять километров и к вече-
ру, переправившись через реку, начали за-
нимать позиции в районе крупного насе-
ленного пункта. Одновременно они присту-
пили к разрушению переправ и мнниро-
ванию подступов. Действуя без танков,
наше стрелковое соединение выдвинуло
велел за отетупающими частями немцев

разведчиков. На плечах у противника оба
отряла ворвались в населенный  пунЕТ
Они сорвали работу немецких сапер, по-
мешали им ‘взорвать одну Из основных
переправ и овлалели двумя опорными
пунктами на противоположном берегу.

Фотохроника войнь

т

Два года «Фронтовой иллюстрации» ‘и фотогазеты
Главного Политического Управления Красной Армии

Мы видели эти фотогазеты и красочные
снимки из «Фронтовой иллюстрации» вы:
вешенными в землянках и в блиндажах, в
госпиталях и на полевых аэродромах.

Два года назал в августовские дни 1941
года вышли первые номера жУрнала «Фрон-
товая иллюстрация» и фотогазеты Главно-
го Политического Управления Красной Ар-
мии. В действующих частях е ними бы-
стро свыклись, они оказалисв нужными, по-
лезными. 2

..Тяжелое лето 1941 года, победвая мо-
сковекая битва, ‘освобождение Ростова на
Дону п Тихвина, наступление немцев ае-
том 1942 года, героическая оборона Ста-
линграда, мощное наступление наших. войск
на Кавказе и на Дону, а потом— Гжатек,
Вязьма, ликвидация летнего немецкого на-
ступления 1943 года, славные июльские
бои -—- Bee эти события, инотда очень по-
дробно и ярко. иногда более скромно запе-
чатленные - фотооб’ективом, воспроизведены
во «Фронтовой иллюстрации» и фотогазете.
Собранные воедино, эти снимки“ представ-
ляют собою стройную и яркую хронику на-
шей великой освободительной войны.

Первый номер «Фронтовой иллюстрации».
В: нем опубликованы снимки, относящиеся
К июлю августу 1941 г. Они показыва-
ют, какой ценой доставалось немцам про-
движение вглубь нашей страны. Большая
группа немецких танков. Разбитые самоле-
‘ты, автомашины, пушки. И еще танки, и
еще «Юнкерсы». Трупы фрицев, группы
военнопленных. И потом через все два го-
да проходят десятки и сотни снимков, по-
казывалющих разбитую и захваченную у
немцев технику, бесконечные . немецкие
кладонша, ряды крестов. от которых начи-
нает рябить в глазах, фрицев, похоронен-
ных-и лежащих изуродованными у своих
траншей, замерзших и убитых, засыпанных
песком и заметенных снегом. Кажется,
устроить выставку из одних только этих
фотодокументов и станет ясным, какой ги-
гантекий, непоправимый урон нанесен не-
мецко-фашистской военной машине доблест-
ной Красной Армией: :

«Фронтовая иллюстрация» и фотогазета
из номера ‘в` номер показывают, кто наибо-
лее самоотверженно. и умело бьет врага.
Лучшие страницы журнала посвящены ге-
роям отечественной войны, и их «Фронто-
вая иллюстрация» показывает с большим
мастерством и теплотой. Особенно хороши
портреты старшего сержанта Семена Номо-
конова (№ 14, 1942 г.), Героя Советекого
Союза . младшего лейтенанта Турдыева
(№ 26, 1942 г.), бесстрашного летчика-
штурмовика старшего сержанта Василия
Скрипина (№ 11, 1943 г.), одного из ге-
роев боев на Орловско-Куреком направле-
нии лейтенанта Ерохина (№ 18, 1943г.)
и многих, многих других.

Глядя на страницы «Фронтовой иллю-
страции», чувствуешь, что фотооб’ектив
следует по горячим следам событий. Ему
часто удается зафиксировать бойцов и
командиров в действии, в грохоте сраже-
ния, в пылу атак. Такие фотоснимки, как
«Боевые машины 5-го Гвардейского Ста-
линградекого танкового корпув& плут в
атаку» (№ 15, 1948 г.) пли «Эпизод боя
за, населенный пункт на олном из южных
участков фронта» (№ 11, 1942 г.), пере-
дают дыхание боя и надолго запомиваются.
Только следуя кепосредетвенно с передо-
выми войсками, можно запечатлеть и такой
волнующий момент, как встречу гвардии
хайора Погребщикова с матерью, которую

он разыскал в одном из разрушенных доз
мов только что освобожденного Ростова н&

Дону (№ 10, 1943 г.). Сколько силы и

чувства в этом материнском об’ятни сына-

освободителя. ;

Большой заслугой как фотогазеты, тав
и «Фронтовой иллюстрации» яваяется то,
что они языком фотографий (зачастую 0об-
наруженных у убитых гитлеровцев) рас-
сказывают о страшных злодеяниях, кото=
рые творят фашисты на нашей земле. Уже
первый номер фотогазеты называлея «Не
забудем, не простим». Старуха, плачущая
над родным пепелищем; дочь колхозника,
изнасплованная, а потом убитая немецким
офицером; пленный красноармеец, сожжен-
ный фашистами, = они были одними из
первых жертв фашистского произвола. Эти
снихки воочию показывали нам тогда ли-
ЦО «нового порядка», который несут Ha
гвоих штыках гитлеровцы. С тех ор ф0-
тогазета и «Фронтовая” иллюстрация» опу-
бликовали множество документов, один
страшнее другого, рисующих злолеяния не-
мецких душегубов. Виселицы. -Расстрелы,
Пожары. Насилия... Можно разве забыть
такой фотоснимок, слеланный рукой пала-
ча-немца. Ров. В нем по пояс стоят
спиной к палачам русские люди. Среди
них видны женщины, дети. В нескольких
шатах шеренга немецких жандармов. . Они
прицелились, они жлут команды, чтобы
дать залп по безоружным невинных лю-
anu. (№ 20, 1942 г.). Такие фотография
красноречивее всяких слов действовали Ha
сердца наших воинов,  закалялн в них
чувство лютой ненависти к подлому, без-
жалостному врагу.

Нарялу с обычными номерами «Фронто-
вая иллюстрация» иногда выпускает номе-_
ра, посвященные одной теме. Напболев
удачными из таких целевых номеров яв-
чяются № 8 за 1943 г. — «Артиллерия
—- бог войны» и № 13 за 1943 г. ри-
сующий заботу родины о раненых вопнах,

Фронтовики проявляют большой интерес
к жизни советского тыла. Журнал и.фото-
газета рассказывают бойцам и командирам
о работе предприятий и- колхозов, 06 их
помощи фронту. Правда, ‘«тыловая» тема-
тика несколько узка, она ограничивается
показом заводов и реже колхозов. Между
тем хорошо бы показать и работу школ, и
деятельность институтов, и жизнь детских
садов. Всё это интересует фронтовика и
близко его сердпу.

Основным материалом как «Фронтовой
иллюстрации», так и фототазеты являются,
конечно, фотографии. В журнале  публи-
куются снимки фотомастеров Шайхета, Ка-
лалтникова. Галины Санько. и других. 0д-
нако фотография — ‘не единственный
элемент, из ‘которого строится жур
нал. Его дополняют текст не только про-
заический, но и стихотворный (Демьяна
Бедного, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака),
харикатуры (Б. Ефимова, Кукрыниксы),
рисунки, географические карты. Всё sro «co
вкусом монтируется, удачно дополняет. друг
друга. и.

&урнал «Фронтовая
фотогазета нашли свое место в боевом
строю, являясь действенным средством
агитации. Военный читатель вправе рассчи-
тывать, что фотогазет» и журтал 6у-
дут впредь еще более оперативно, откли-
катьея на боевые события живыми, разно-
образными фотоснимками, яркими  рисун-
ками, меткой стихотворной етрофой.

М. ЛЕСНОВ.

иллюстрация» и

ВРУЧЕНИЕ МЕДАЛЕЙ ПАРТИЗАНАМ

„ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 августа.
(Спецкорр. ТАСС). Состоялось вручение
медалей «Партизану Отечественной вой-
ны» и «За оборону Ленинграда» группе
партизан Ленинградской области.* Ди
награжденных — командир группы’ парти-
зан Дмитрий С., который сумел однажды
незаметно пробраться к полотну железной
дороги, тщательно охраняемой немцами, за-
ложить тол и ‘взорвать поезд:

Партизан А., по специальности инженер-

ee ae ЖАИИИЗЕНИ © ЗЫ

строитель, . получая медаль «Партизану
Отечественной войны» второй степени 4
медаль «3a оборону Ленинграда», сказал;

— Вот уже два года, как я нахожусь
в партизанском отряде. Мне пришлось
участвовать в десятках боев, исходить 6бо-
лее тысячи километров. Я мшу немцам за
то, что они уничтожили мой родной дом,
за то, что ‘они покушаются на_ Ленин-
град. Клянусь еще беспошаднее бить вем-
цев.

Поскольку немцы нередко используют
с  ночное время для отхода, необходимо вести
ним и выгодный рубеж, но векоре разгля-  ночное — преследование. Недавно одна
дел, что силы прорвавшихся групп весь-  стрелковая часть обнаружила в середине
ма незначительны, и предпринял контр-  ночи, что противник начал отход. Чаеть
атаку. Наши автоматчики отбили ее. Тог-  немедленно ‘была поднята для преследова-
да немцы бросили большую группу авиа-  ния. Неотступно следя за противником и
ции Ha позиции автоматчиков, и те вы-  нанося ему потери огнем артиллерии и
нуждены были отойти. Немцы подорвали  минометов, она прошла за вторую полови-
перенраву и к моменту подхода нашего  ну ночи более 10. километров иона плечах
соединения успели оборудовать артилле- немцев ворвалась в населенный пункт, ко-
рийские позиции, расставить в населенном! торый должен был служить противнику
пункте огневые точки. Бой на рубеже за-  промежуточных рубежом сопротивления.
тянулся. Условия его сложились бы ина-  Командир части начал преследование са:10-
че для обеих сторон, если бы противнику! стоятельно, ‘не дожидаясь приказа, п по-
пришлось иметь дело с крупным авангар-  ступил правильно, ибо промедление в та-
дом наступающих. ких случаях равносильно неуспеху. Воль-
Успех преследования обусловлен для пе-  Шую роль в этих ночных действиях вы-
хоты; а особенно для подвижных средств,  грали танки. Они оказались вполне прч-
широким применением тактики маневриро-  способленными для боевой работы ночью,
вания. Линейная тактика с ее равномерным! причем танковые засалы ка путях отхода
распределением сил по фронту абсолютно противника нанесли ему немалые потери.
непригодна в нынешних условиях. При по-  Организация ночного преследования —
мощи ее можно только выталкивать про-  дело сложное. Как правило, оно не может
тивника с позиции, но не расчаенять его  проводиться силами войск, наступавших
вилы, не окружать их и не бить по час-  днем. В течение длительного летнего дня
тям. ` Составной частью преследования   части, ведущие преследование боем, силь-
являются теперь перегруптировки войск,  но устают и нуждаются в отдыхе. Поэто-
выбрасывание подвижных групп на пути му ночные. действия целесообразнее всего
отхода противника, просачивание в его  производить силами специально назначае-
боевые порядки и т. д. В преследовании! мых для этого частей. Опыт убеждает, что
неооходимы активность, инициатива, гид-  ночное преследование, умело проведенное;
кость маневра, предельное напряжение! обычно влечет за собою разгром отсту-
т $   пающих частей противника. —° ~
Bae ae earn т асы Последнее, 6 чем следует сказать в свя-
) ‚ ЗИ ‚6 темой преследования, — закрепление
неотступно теснить его’ разбитые части. захваченной местности. Дело в том, что,
В процеесе преследования дивизия  выр-  когда отступающий противнлЕ не контр-
валась вперед и обнажила фланги. С ру- атакует, некоторые ‘командиры наступаю
бежа одного сель противник бросил в Щих частей забывают о необходимости за-
контратаку на правофланговый полк диви-  Ереплять то, что ими отбито; и нередко
зии до двух батальонов пехоты в сопро-  Получаетея конфуз. Первой же контрата-
вождении двух артиллерийских дивизионов.   КОЙ противник возвращает выгодные для
Наш полк развернулся для  отражения  809 Позиции.
атаки. Одновременно BCH ‘ливизионная Наступая, буль всегда готов к оборо»
артиллерия переклютила огонь на правый =®, — Таков закон преслелующего, выра-
фланг. Контратака была отбита, и немцы, ботанный опытом нынешних быстротечных
потеряв свыше 150 человек убитыми, от- ® В668Ма подвижных б0ев.
катились. Дивизия ве приостановила пре- Полновник Г. АНДРИЮН.
следования. БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,

Напуганный противник собиралея уже
оставить населенный пункт, & вместе