12 августа 1943 г., четверг. No 189 (5560),

2 : КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Подробности боев за районный
центр и станцию Хотынец

(От смециального корреспондента «Красной звезды»)

Вчера на рассвете после упорных боев
наши войска, наступающие  северо-запад-
нее Орла, заняли районный центр и желез-
нодорожную станцию Хотынец. Немцы ©
9с0б0й настойчивостью защищали этот
пункт, используя условия местности, вевь-
ма благоприятствующие обороне. В руках
противника здесь были командные высо-
чы, е которых отлично просматриваются
совершенно открытые подступы. Кроме то-
го, Хотынец сливается с рядом деревень,
расположенных к северу и северо-востоку.
Это позволило противнику создать единый
большой узел сопротивления. Немцы значи-
тельно усилили свои войска на этом уча-
стке, обратив, конечно, ocoboe внимание
на оборону железной дороги. Они подбро-
сили сюда два бронепоезда, довольно круп-
ные силы пехоты и танков.

Правда, надо отметить, что еще до боев,
хоторые велись непосредственно за Хоты-

- нец, немцы уже лишены были возмож-
ности пользоваться железной дорогой.
N часть смелым маневром пробилась К
ней западнее Хотынца. Несколько раз этот
участок дороги подрывался. Но самое глав-
Hoe заключается в том, что М часть по-
стоянно держала железную дорогу под ар-
тиллерийским огнем.

Веё же враг с ожесточением оборонял
эту единственную на данном направлении
коммуникацию, что и придавало боям 38
Хотынец столь упорный характер. Уже
начиная с дальних подступов к районно-
му центру и станции, внлоть до самого
штурма все бои отличались непрерывны-
ми немецкими контратаками. Для поддерж-
хи контратакующей пехоты и танков нем-
цы использовали массированный огонь а]-
тиллерии, в частности самоходных орудий,
& также артиллерии двух бронепоездов.

Началом боев за Хотынец надо считать
прорыв вражеской обороны в районе села
Ильинского. Это село было сильным опор-
ным пунктом на рубеже, который против-
ник занимал значительной группой пехо-
ты, подтянув также из тыла танки и авиа-
цию. Прорыв, как всегда, начался мощной
артиллерийской подготовкой, в которой
участвовали гвардейские минометы. В ито-
те неприятельская оборона, была, сразу же
нарушена. Последовала стремительная ата-
ка нашей пехоты и танков в сопровожде-

нии артиллерии. Сопротивление немцев бы-
ло саомлено, и они оказались отброшенны-
ми ва несколько километров, понеся боль-
шие потери.

Однако в следующем селе, Студенке,
немцы вновь оказали яростнов сопротив-
ление, и чем ближе в Хотынцу, тем всё

‘большие оно возрастало. Но под давлением

наших войск, отбивавших одно село 3a
другим и отражавших все немецкие хонтр-
атаки, враг отступал. Подтянутые  немца-
ми войска таяли © каждым днем..
Наконец, бои перенеслиеь непосредетвен-
но в район Хотынца. Здесь наши части
начали обходный маневр, одновременно на-
висая над вражеским узлом сопротивления
с севера и угрожая ему © востока, где
были заняты ближайшие железнодорожные
станции и ряд населенных пунктов.
Положение противника особенно услож-
нилось, когда успешно действовавшая
часть под командованием тов. Солдатова
обошла Хотынец с юга, заняла населенный
пункт Образцово и стала наносить удары
обороняющимея пвемцам с тыла. Тут уже
для гарнизона Хотынецкого узла сопротив-
ления создалась угроза полного окружения.
Немцы веё же продолжали обороняться,
но вынуждены были одну за другой еда-
вать свои позиции.
В районе одной

минометов. Однако эта высота, как и дру-
тие продолжавшие упорствовать немецкие
очати обороны, была блокирована незначи-
тельными нашими силами. Остальные co-
ветские войска продолжали наступать на
своих направлениях, попрежнему ванося
противнику тяжелый урон. В частноети, в
это время метким огнем нашей артиллерии
был подбит один из двух немецких броне-
поездов.

Векоре наступающие ¢ тазных сторон
атаковали основные опорные пункты В
районе Хотынца, в том числе и самый
районный центр. В завязавшихся уличных
боях Хотынец был быстро очищен от вра-
жеских автоматчиков. Началось стреми-
тельное преследование отступающего про-

ТИВНИКА.
Майор В. КОРОТЕЕВ.
БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
{По телеграфу).

Развитие прорыва танковым
соединением

Особенность обороны немцев на Орлов-
ском плацдарме состояла в ее эшелони-
ровавии на тлубину 25—30 и более ки-
лометров по руслам рек и цепям выюот,
У противника был создан по всей этой
глубине целый ряд параллельных оборони-
тельных рубежей. Там, где он не успел
возвести доты и дзоты, он быстро органи-
зует мощные узлы сопротивления 6 п0-
мощью вкопанных в землю и маневрирую-
ших танков, & также большого количества
самоходных орудий. Ясно, что одна, пехота
© артиллерией не может быстро прорваль
такую мощную оборону, и «прогрызание»
ее при содействии танков непосредственной
поддержки подчас протекает медленными
темпами.

Веё это налагало свой отпечаток н& х&-
фактер действий наших танковых соедине-
ний, вводимых в прорыв. Иногда им при-
ходилось самостоятельно прорывать новые
полосы обороны, встречающиеся в глубине
расположения неприятеля. Поэтому коман-
дование танкового соединения, вводимого
з прорыв, должно было всегда находиться
в готовности к быетрой перестройке пла-
Ha действий.

На одном участке Орловского направле-
ния наши стрелковые части © рассветом
перешли в наступление. После соответетву-
ющей артиллерийской и авиационной обра-
ботки переднего края сильно укрепленной
оборонительной полосы противника насту-
пающая пехота при содействии артилле-
рии, сопровождавшей ее огнем и колесами,
пошла на штурм основных узаов сопротив-
ления. Примерно к полудню ей удалось
разгромить многочисленные огневые точки
противника и продвинуться в глубину его
обороны на 6—7 километров. Артиллерий-
ский и минометный огонь немцев настолько
ослаб, что пехота без особого труда про-
`двигалась, уничтожая отдельные группы.
вражеских автоматчиков. Создалось впечат-
ление, что основная оборонительная поло-
са немцев пройдена и наступил благопри-
ятный момент для ввода в прорыв танков.
Так и_ поступило общевойсковое комавдо-
вание, введя в прорыв № танковое соеди-
нение.

Танкисты выелали разведку в несколь-
хих направлениях. Танки, выделенные для
этого, на большой скорости преодолели
пространетво до ближайших селений и во-
рвались в них, ведя пушечный и пулемет-
ный огонь. Кроме релких пулеметных оче-
редей на флангах будущего коридора про-
рыва ла в панике убегавших автоматчи-
хов ничего подозрительного замечено не
было. Тогда командиры разведывательных
Дозоров подали слгнал — «путь свободен».

Танки тремя ‘колоннами пошли вперед.
Но не уснели они приблизиться на кило-
метр к ближайшим еелениям, как подверг-
лись ожесточенному обстрелу с0 стороны
полевых и самоходных орудий противника
По интенсивности огвя можно было впре-
делить, что танки подошли вплотную к
сильному артилаерийскому барьеру.

Стало ясно. что противник до поры до
времени умышаенно молчал, чтобы втянуть
налии танки в огневой мешок. Возник во-
прое, что предпринять. Наиболее легкий
выход был такой: спешно повернуть ко-
лонны танков и мотопехоты назад и выве-
сти их из зоны артиллерийского и мино-
метного огня. Но этот маневр пришлось бы
проводить на глазах противвика, букваль-
но перед жерлами немецких пушек. Он по-
требовал бы немало времени, и еще неиз
вестно, когда было бы болыше потерь: во

время отхода или при стремительном про-
движении вперед. Быдо принято второе

решение — самостоятельно прорвать но-
вую оборонительную ` полосу противника
Естественно, что:

на правом фланге, где настунали подраз

деления под командованием Героя Совет-
ского Союза тов. Филиппенко. Поскольку
действия танков. наиболее сложны именно
на открытом фланге, а танковая группа,
о которой идет речь, как раз в этих убло-
виях добилась больного’ успеха, попыта-

емся проанализировать ее действия.

При подходе к одной деревне группа бы-
ла ветречена сильным артиллерийским ог-
нем. Смешанной разведке, танковой и пе-
шей, вскоре удалось обнаружить, что на
подступах к деревне имеются четыре не-
мецких танка «Т-Шь и восемь орудий раз-
личных калибров. Первая атака, наших тан-
ков была неудачна. С помощью радио бы-
ла быстро установлена связь с командиром
артиллерийской группы. Артиллеристы в
течение 3—4 минут нейтрализовали огонь
вражеских орудий и танков. Тогда несколь-
ко наших танков атаковало противника В
106, & остальные силы начали обтекать де-
ревню справа и, не сбавляя темпа, устре-
мились дальше. Артиллерия, активно со-
провождавшая это движение массирован-
ным огнем, облегчила разгром немецких уз-
лов сопротивления и обеспечила маневр
своих танков. : Е

Этот эпизод показывает, что обтехание
одного или обоих флангов узла сопротивле-
ния позволяет наиболее полно реализовать
подвижность и ударную силу танков. Од-
нако нужно иметь в виду, что противник
на этом этапе боя тоже широко прибегает
к маневру танками, обычной артиллерией в
самоходными орудиями, стремясь остано-

вить наступающих, чтобы успеть подгото-

вить новый рубеж к обороне. Иногда нем-
цы контратакуют в лоб, но чаше стара-
ются нанести фланговые ‘удары. Следова-
тельно, надо всегда надежно охранять соб-
ственные фланги. : =

Захватив первую укрепленную деревню

и не ветречая лобового сопротивления,
танковая группа двинулась было дальше.
Внезапно © фланга, со стороны другой де-

ревни, вылило 14 немецких средних и тя-
желых танков. Их контратаку поддержива-
ли 6 «тигров», медленно передвягавшихся
по огородам. Велед за тем открыли стрель-
бу три артиллерийских батареи неприятеля.
Против контратакующих немцев командир

группы выставил заслон — роту танков
и роту автоматчиков. Они подбили четыре
вражеских танка, в том чиеле один типа
«тигр». Это позволило’
группы, не отвлекаясь, выполнять
задачу но углублению прорыва.

Перед следующей деревней наши танки
подверглись фланговым ударам со стороны
двух довольно крупных танковых групп

противника. поддержанных большим коли-
чеством артиллерии. Наступающие
могли пробиться вперед, но из-за опасения

высоты неприятель
оставил сильную группу автоматчиков И

основным силам
свою

танки

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Штур-
ман майор В. Окуратов поздравляет
командира. корабля капитана Т. Ко-
корева с отличным выполнением зада-
ния по бомбежке станции Мга.

Снимок нашего спец. фотокорр.
майора С. Лоскутова.

Блокировка

немецкого аэродрома

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ, 11 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). Группа на-
ших самолетов, возглавляемая Героем `Со-
ветекого Союза гвардии капитаном Хари-
тоновым, была, послана, для блокировки не-
мецкого аэродрома, находящегося недале-
ко от линии фронта. Взлетели рано утром.
Возле линии фронта заметили два «Фокке-
Вульф-190». Харитонов пристроилея к
одному из них в хвост и, сблизивиейеь по-
чти вплотную, открыл огонь.  «Фокке-
Вульф» беспорядочно пошел к земле. Од-
новременно старший лейтенант Потапов
сзади и сверху атаковал другой «Фокке-
Вульф» и тоже сбил немпа. :

Векоре гвардейцы заметили под собой
группу немецких самолетов численностью
до десяти машин. Некоторые из них ещё
не убрали шасси. Видимо, они только что
поднялись © аэродрома. Харитонов по ра-
quo приказал своей группе снизиться и
вступить в бой. Сазг он в паре с летчиком
Гримовым остался наверху.

Первую атаку гвардейцы произвели 6
пикирования. Им удалось разбить строй од-
ной грунны «Фокхе-Вульфов». Завязалось
несколько очалов воздушного боя. Старший
лейтенант Потапов заметил, как один
истребитель противника набирал высоту,
не успев еще убрать шасси., Стремитель-
ной атакой Потапов сбил немецкий истре-
битель. Успешно вели бой и другие летчи-
ки, ни на секунду не упуская инициативы
из своих рук.

Командир группы со своим ведомым, на-
ходявь выше остальных наших самолётов,
не давал возможности немцам получить
преимущество в высоте. Когда какой-ни-
будь немец пытался” подняться вверх, Ха-
ритонов, прикрываемый Гримовым, немед-
ленно спускал его вниз под огонь осталь-
ных наших самолетов. Вроме того, гвар-
дии капитан всё время управлял б0ем.

Олин «Фокке-Вульф» пытался атаковать
сзади машину Потапова, но Харитонов
мгновенной атакой сверху зажег немца.
Находившийся поблизости летчик Гримов
заметил, как под него нырнул «Фокке-
Вульф». Гримов с полупереворота ^ зашел
немцу в хвост п открыл огонь. «Фокке-
Вульф» штопором пошел вниз и упал не-
далеко от вражеского аэродрома. Это была
первая победа молодого летчика Гримова.

Задача истребительной труппы была
выполнена. Ни один немецкий самолет не
ушел с аэродрома, чтобы пометтать нашим
бомбарлирювщиках бомбить вражеские ком-
муникации-

ИЗ НЕМЕЦКИХ ОРУДИЙ
ПО НЕМЦАМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). Во время контр-
атаки противника одна немецкая батарея
вела сильный огонь по нашим войскам, ко-
торые отражали натиск вражеских танков
и пехоты. Группа разведчиков под коман-
дованием тов. Руденко решила обезвредить
эту батарею. Разведчики скрытно подоб-
рались к ее огневым позициям, окружили
их и начали расстреливать из автоматов ору-
дийную прислугу. Гитлеровцы, опешив от
неожиданности нападения, кинулись бежать.

Разделавшись с вражескими артиллерие-
тами, отважные  тТазведчики повернули
орудия и начали бить по немецкой пехоте.
Расстреляв все снаряды, они вывели из
строя орудия и скрытно возвратились в
свою часть. -

В дерзком налете на вражескую батарею
отлично ‘действовали гвардии  стедянина
Исаев, гвардии красноармейцы Куприянов,
Соседов, Малышев, Николаев и другие.

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
ИЮЛЬСКИХ БОЕВ

оторваться’ от пехоты и артиллерии коман-
дир не стал этого делать. Он оставил в лесу
перед деревней танковое подразделение.
возглавляемое капитаном Афониным, & 06-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа.
(Спецкорр. ТАСС). На курсах младших
лейтенантов, где начальником полковник

при мощном ударе
танков на широком фронте оборона про-
тивника где-нибудь да даст трещину. В
данном случае эта трещина образоваласт

тальные боевые машины незаметно оття-

нул wa 2—3 километра назад. Танковые
экипажи капитана Афонина, маневрируя по
опушке леса, сумели до вечера подбить и
поджечь восемь немецких машин, отразив

все контратаки противника.
Измотав дневным боем

далеко вперел, овладев
ленных пунктов.

рывать вторые
противника. Если же

ети, процесс
значительно быстрее.
Полновник Н. ЧУХИН.
ДЕНСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

обе танковые
группы немцев, командир напей группы
ночью снова сконцентрировал свои танки
в том же. лесу. В 23 часа они при под-
держке мотопехоты внезапно ворвались в
деревню и заняли ее. Позже, преследуя
выбитого противника, танки продвинулись
еще рядом насе-

Эти эпизоды показывают, что танковое
соединение способно самостоятельно про-
оборонительные рубежи
соелинению будут
приданы стрелковые и артиллерийские ча-
прорыва может протекать

Ивашкин, по инициативе командиров-пре-
подавателей опыт боев на Орловеко-Кур-
ском и Белгородеко-Курском направлениях
сразу же стал достоянием всех слушате-
лей и курсантов.

Используя примеры из этих боев на
учебных занятиях, преподаватели охдно-
временно готовят ряд специальных докла-
дов и лекций.

ОФИЦЕРСКИЙ КЛУБ НА ФРОНТЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа
(Спецкорр. ТАСС). Недалеко от переднего
края, в густом лесу, выстроено новое зда-
ние офицерского клуба Н-ского соедине-
ния. Залы и комнаты клуба хорошо офор-
млены. Просторный лекционный зал выкра-
шен масляными красками. На стенах —
ряд художественных полотен,

Читальный зал оформлен портретами.
Рядом с клубом — эстрада для демонстра-
ции кинофильмов и постановки’ спектаклей.

Всё в этом клубе рассчитано на’ то, что-
бы дать офицеру возможность отдохнуть в
уютной, культурной обстановке,

екоторые

наступлен

Наступательные бои наших войск Ha

Орловском направлении и ocodchHO Ha
Харьковском и Брянском направлениях

характерны тесных и аБтивнымх  взаимо-

действием авиации с пехотой, танками и
:  артиллерией на поле боя. Это взаимодей-
ствие Помогает нашим наземных  Ройскам

взламывать передний край обороны немцев
и успешно развивать наступление в гау-
бине. Опыт ряда наступательных операций
показал, что авиация обладает высокими

‚ маневренными возможностями, обеспечиваю-

ими в. кратчайший срок сосредоточение

на нужном направлении большой мощности
-1югня. Особенно
  руёт натиа, авиация в боях на Харьковском

болыную силу демонстри-

направлении. Кроме того, при выделении

`` достаточных сил авиация в течение нуж-

вого отрезка времени может непрерывно
воздействовать на противника, прржимая
его к земле и снижая его способность к

сопротивлению. Этими действиями авиации

обеспечивается продвижение своих назем-

ных войск вперед и вместе с ними осуще-

ствляется наступление не только на зем-
ле, но и в воздухе.

Под термином «авиационное  наступле-
ние», в известной степени новым, следу-
ет понимать непрерывное огневое воздей-
ствие авиации на обороняющегося против-
ника, неразрывно связанное по месту и
времени с действиями наземных войск и
проводимое в сочетании с активными дей-
ствиями, направленными Ha завоевание
господства в воздухе на решающем напра-
влении. Опыт показывает, что

авнационное наступление складывается из нашей
двух основных периодов: подготовка ата- крепко держать в своих руках господство   стемой сигнализации,

ки, & затем поддержка атаки и действий
пехоты и танков в глубине вражеской 0б0-
роны. Длительность каждого из этих пе-

риодов зависит от конкретной обстановки   Ствовать На

на участке наступления.

- Своеобразие авиационного наступления   ИНОГДа и
заключается в том, что воздушные силы,   Иметь место в тех случаях, когда основные После пикировщиков над

вопросы авиационного
ия

онного начальника, который руководит дей,

> ствиями воздушных CHI Ha поле боя, (1.

Полковник А. ВАСИЛЬЕВ нако некоторые подразделения бомбаруи,
ровщиков, & особенно штурмовиков и не.

= требителей, полезно временно придавать

е менее сильный 10  наземным частям, вырвавшимся вере изн
мт “oxo эшелонированный   оперирующим на Флангах противника, }
по высоте заслон из «МЕ-109ф» и  этих случаях находящийся там предста.
«ФВ-190». В трех—шяти километрах ОТ  тель авиационного командования сиожеть
линии фронта, над нашим расположением,   кратчажиии срок поставить боевую задачу
завязалея ожесточенный воздушный бой, приданной авиации и наземные войска бк.
который в конце концов привлек сюда стро so конкретную поддержку ево.
все наличные CHAbL № истребительного   духа в борьбе за важную высоту, укред.
соединения. Этого и добивались немцы.  ленную позицию и т. д.
Пользуясь тем, что наши истребители свя-   Борьба в глубине вражеской обороны
заны б0ем, они выслали несколько ГРУПИ   чревата неожиданностями. Авиация, mag
бомбардировщиков, которые атаковали б0е-   наиболее подвижный род войск, должна
вые порядки наших войск, вотретив  60-  первой реагировать на них мощным отн
противление лишь C0 стороны зенитчиков.  с воздуха, давая возможность наземных
В 10 же время на соседнем  Участке  войскам с прежней настойчивостью пр.
фронта командир истребительной группы,   одолевать сопротивление врага.
которой была поставлена такая же задача, На одном участке фронта М гвартей.
разделия свои силы на две части. Одна   стая часть встретила на своем пути силь.
из них вела сковывающие бой с Немец-  но укрепленную немцами высоту. лот.
кими истребителями, & другая тем време-   ровав её несколькими подразделениями
нем наносила удары по вражеским  60м-  часть продолжале продвигаться —puepey
бардировщикам, не подпуская их К ПОЛЮ   (лвако немцы, закрепившиеся на высоте
бея. В результате подобной расстановки   имели в своем распоряжении много огне
сил немцы не смогли хоть сколько-нибудь вых средетв, воздействие которых ва ты.
эффективно воздействовать на боевые 10- лы N части серьезно сковывало ее ya.
рядки наших войск и потеряли за День   невр. Требовалось самое быстрое вели.
боев около сотни самолетов, болышуюЮ   тельство авиации. Между прочим, высун,
часть которых составили бомбардировщики.   находившаяся в гуще боевых порядков за.
Решение вопроса сопровождения бомбар-  ших войск, являлась трудной целью ди
дировщиков и штурмовиков в значитель-  авиации: была опасность поражения cp.

обычно   Ной степени зависит от того, насколько   их же подразделений. Однако ваша пехо.

истребительной авиации удастся   та, пользуясь заранее установленной сл.
четко обозначила‘
в воздухе на участке наступления. Если  себя и тем самым помогла летчиках шт.
авиация противника подавлена, то наши  ко отыскать цель на общем фоне одних.
бомбардировщики и штурмовики могут дей-   разной местности. Первый удар по высот
поле боя с небольшим непо-  нанесли штурмовики, вслед 3% ними сю
средственных прикрытием истребителей, а  пришли пикирующие бомбардировщики и.
без него. В особенности это может   сти, которой командует полковник Чуев,
ВЫСОТОЙ ВНОВЬ

пролагая путь атакующей пехоте и танкам,  силы наших истребителей, направленные на   появились эшелоны штурмовиков «Иль.

усиливая огонь артиллерии, должны в то   Поле боя зи на территорию противника для
же время вести упорную борьбу с враже-  очищения воздуха от вражеских самолетов,

ской авиацией. Эта часть их боевой ра-
боты является исключительно сложной и
ответственной, требующей максимального
напряжения сил. Без подавления враже-
ской авиации нельзя надежно прикрыть
свои войска, особенно их главную грунпи-
ровку, от контрударов с воздуха и 06ес-
печить свободу действий своим бомбарди-
ровщикам и штурмовикам на протяжении
всей операции.

Когда общевойсковой и авиационный
командиры организуют взаимодействие и
планируют боевую работу воздушных сил,
привлеченных к авиационному настунле-
нию, им прежде всего следует подумать об
организации борьбы за господство в в0з-
духе над полем боя. Основную тяжесть ее
несет истребительная авиация, которая
обязана: очищать воздух от истребителей
противника, уничтожать вражеские бомбар-
дировщики, непосредственно обеспечивать
от контратак боевые эшелоны своих штур-
мовиков и бомбардировщиков. Известно,
также, что господетво в воздухе достигает-
ся не только наступательными действиями

истребителей в воздушных боях. Не мевь-

шее значение имеют и удары по неприя-
тельским аэродромам, проводимые © целью
уничтожения самолетов врага на земле.
Чем больше внимания перед началом ак-
тивных действий на земле будет уделено
подавлению авиации противника на его
аэродромах, тем меньше придется отвлечь

сил истребителей в ходе операции на при-

крытие своих войск. В те же время у про-
тивника останется меньше возможностей
для контрударов с воздуха.

Значит, еще задолго до начала операции
командиры, организующие авиационпое на-
ступление. обязаны тщательно изучить
состояние воздушных сил противника и ето
гаавнейших баз на направлении удара.
Выбрав удобный момент, бомбардиревщики
и штурмовики обрушиваются на эти базы.
Серьезных результатов можно достичь в
данном случае лишь при условии масеи-
рованных ударов по всем основным аэро-
дромам противника, повторяя такие удары
несколько раз. Только это может оенова-
тельно подорвать воздушную мощь врага
еще до начала операции и тем самым пре-
допределить ‘успех нашего авиационного
наступления.

Такие удары по аэродромам должны по
возможности повторяться в процессе one-
рации. Они особенно необходимы в тот пе-
риох, когда враг начнет подтягивать свою
авиацию © других направлений, чтобы при-
остановить наше наступление. В это время
нельзя оставлять без внимания передовые
аэродромы противника, занятые его истре-
бителями. Систематические удары по этим
аэролромам заставят врага оттянуть своп
истребители в глубь обороны и тем самым
сократить их деятельность.

В воздушных боях, проводимых на уча-
стках авиационного наступления, действия
наших истребителей- должны быть проник-
нуты наступательных порывом. Малоактив-
ные и нерешительные действия истребите-
лей, проводимые только над нашей терри-
торией, никогда не дадут возможности удер-
жать господство в воздухе. Авиационное
наступление требует прежде веего широ-
ких наступательных действий истребите-
лей. В использовании истребителей могут
быть применены различные формы их бое-
вой работы. Но ва всех случаях основная
масса истребителей должна быть привле-
чена для изгнания вражеских воздушных
сил с поля боя и нанесения им максималь-
ных потерь. Меньшая часть истребителей
привлекается к сопровождению штурмови-
ков и бомбардировщиков и решению дру-
тих, менее активных задач, когда истре-
бители связываются определенным районом
или группой и в силу этого не могут в
полной мере проявить свои наступательные
возможноети. Решая свою основную зада-
чу, истребители прежде всего должны уни-
чтожать бомбардировщики противника, рас-
сенвая их группы еще на подходе к полю
боя, частью сил изгоняя истребителей вра-
га или, во всяком случае, надежно сковы-
вая их в воздушных боях. Пронллюетри-
руем примером это разделение задач истре-
бителей,

№ истребительвому соединению  пред-
стояло изгнать вражескую авиацию из
района боев. В назначенное время, эшело-
нируясь по высоте, сильные патрули
истребителей пошли в воздух. Однако
противник бросил наветречу наших в03-

шин-2». В результате этого масеирован.
ного удара с воздуха наши блокирующие
действуют успенгно, обеспечивая этим б0е-   подразделения овладели высотой-и взят
вую работу своих бомбардировщиков и большое количество пленных.
штурмовиков. При этом условии последние.   В одном районе на Орловском направе.
имея небольное количество истребителей нии после прорыва сильно  укрелленной
сопровождения, правильно выбрав с10с0б  оборонительной полосы немцев вал нашим
действий и хорошо организовав систему   частями навиела, угроза танковой контр.
наблюдения и огня внутри своего боевого   атаки неприятеля с фланга. Требовало
порядка, способны сами отразить контр-  выиграть время для подтагивания пром.
атаку не только одиночек, но и мелких вотанковых средств. Оно было вынграно с
групп вражеских истребителей. помощью штурмовиков, ‹ которыми коман.
Мы уже говорили о том, что авиацион-   дует тов. Котельников. По первому m.
ное наступление делится на два основных   вожному сигналу от подразделений, за.
периода. Первый из них —— авиационная   тивших немецкие танки, эшелоны самое,
подготовка атаки. Основные задачи этого  тов «Ильюшин-2» вылетели в район пре.
периода авиационного наступления  тако-  стоявшего боя. Танки врага еще не  из.
вы: изнурение врага, дневными и нечными   вернулись в боевой порядок, и ми
нападениями © воздуха, подавление выяв-  штурмовики застали их на исходных по.
ленных огневых средств его обороны, де-   зициях. Удар с воздуха  оказалея сть
зорганизация управления. Когда предетоит  эффективным, что танковая контра
атака полевых позиций, авиационная под- была задержана на несколько часов. hor.
готовка может быть короткой, измеряемой   да же она осуществилась, стрелковые чи.
часами, что в наибольшей степени отве- Сти встретили ее достаточно подготоваен-
чает внезапности наступления. В том же! ными. Тесно взаимодействуя ^с авиацией
случае, если вражеская оборона развита   И соартиллерией, они не только успешно
сильно, авиационная подготовка’ перераста- отразили противника, но и разгромили его
ет в авиационную обработку, выполняемую   Танковую группу, открыв се0е путь ди
в течение длительного времени путем ме-] Ддальнеишего продвижения вперед,
толических ударов по основным оборони- Приведенные примеры говорят 0 ту,
тельных вооружениям противника. В обоих   что отлично налаженная связь взаимолей-
случаях этот период должен завершиться   ствия, непрерывная взаимная информаци
массированным налетом боевой авиации.   06 обстановке, широкая инициатива, пр’.
непосредетвенно перед атакой наземных   являсмая авиационными командирами ви
войск, на участок, избранный для нанесе-   намике боя, всегда обеспечат успешное и.
ния главного удара. пользование воздушных сил в авиациое
Авиационная поддержка атаки и дейст-   Ном наступлении.
вий наземных войск в глубине  ебороны Иногда случается, что хорошо начат
начинается по сути дела с момелта броска   &виационное наступление в дальнейшем,
пехоты и танков в атаку. В это время  при развитии операции в глубину, H
бомбардировщики и штурмовики, закончив   сколько сворачивается, появляются ве
свой массированный удар, завершающий  Менные промежутки, свободные от дей.
авиационную подготовку, должны тотчас   ВИЙ авиации. Об’ясняется это или тем, 0.
же, без всякого зазора по времени, пере- i
нести свой огонь на те цели в глубине работе от подвижных наземных войск, м
вражеской обороны, ликвидация которых   Же тем, что командир не имеет достати.
обеспечит нашим войскам овладение первой  НоГо резерва для покрытия издержех оп
линией укреплений и дальнейший бросок   Рации.
вперед. Так получилось, например, недавно
Вопросы планирования действий авиации   ДНОМ участке боевых действий, Аваци
в первый период (распределение ena по  Полностью удовлетворила потребности Hat
этапам и об’ектам действий, расчеты вре-   Земных войск на первом aTame HaCTylit:
мени ударов и т. д.) хотя и требуют пре-   Ния. Тщательная разведка © возлула 1.
дельной четкости, но всё же, по сравне-  Мотла изучить всю систему  вражени
нию со вторым периодом авиационного на-   Обороны, избрать место прорыва. Подтутуе
ступления, разрешаются более просто. Де-  Ка атаки завершилась массированных №
10 в том, ЧТО во время подготовки атаки дей.   Ром штурмовой авиации. При этом сиу
ствующие авиационные части имеют jo-  JCTH беспрерывно находилиеь над поли
статочно времени для изучения вражеской боя, прокладывая путь танкам и пех,
обороны и все основные цели  предетав- Хорошо поставленное взаимодействие в
ляют собой до известной степени стацио-   ОГневых и подвижных средетв позволил }
нарные об’еклы. первый же день прорвать, линию оборо
Острые моменты в использовании авиа_  а BC ее глубину, овладеть сндюно 5
ции и руководстве ее действиями обычно   енным плацдармом и ввести в ПИ.
начинают возникать с броском пехоты и  ТАНКИ. Начался энергичный охватывающий
танков в атаку, с вторжением их в ray.   UNCED. Подвижные войска должны и
бину вражеской обороны и в пропессе в сравнительно короткий срок зама»
развития уже осуществленного прорыва. [ое Вокруг группировки немцев,
Это самые ответственные этапы авгацион- В те моменты, когда на земле ваши’
ного наступления. Успех здесь зависит от   ЖЕННосТь боев нарастале буквально +
того, насколько точно -будут соглесованы   КАЖДЫМ часох и войска продвигал
по времени и месту действия авиации с В 16Ред, авиация всё еще оставалась №
ооевой работой наземных войск. Нет ни-  Фежних аэродромах. Кроме того, ssl
чего опаснее, если в это время будут про-  СТИ имели предельную нагрузку *
исходить заминки и над полем боя в нуж-  РеЗеРва выделено не было. Всб это 1
ныи момент не окажется авиации, готовой вело к тому, что над полем боя всё И,
отразить вражеский контрудар с воздуха начали „появаяться наши самолеты, {er
или подавить новые препятствия, возник- бенно чувствовался недостаток в потреб
шие на пути наступающих. телях. А немцы к этому времени поля

Практика показывает
что

ность’ авиационного Bherynenna а налив, танковая часть, зайдя rayooK
втором периоде сильно влияет и ee ee противника, ветретила №
ste :   ы Ути минн 5 туб М ПУНКТ
и должно быть ока шла ie care, eae Tt.
pani ae ая своевременное   твились немецкие пик рующие бомбарие
a ee a he oe ee tenn He. ветречая ни (d
щие продвижению нашей пехоты и и, Sas ae kn aa

i , ~ ~ ,   BAM ATARY HM 3aqepmadn Ha определение
ieee Oe ne te ; вражеской   время налии а р

Е же. ем‘ разви-

тии прорыва, неизбежно известное eee: ee
шивтние боевых порядков обеих воюющих
сторон, глубокое вклинение вперед векото-
рых частей, обходные или охватывающие
маневры. Каждая часть,
общей линии наступающи
самои деятельной авиаци
Естественно, что хорошо осуществить эту
поддержку смогут лишь те авиационные

подразделения, к р

ры : а тесно цией наземных войск не сокращается, #

воря, в этот период нужна Wikies, аче го-   возрастает. Только удержание rociort

централизация в управлении 66 рая де- в воздухе, непрерывность, своевременное
свои авиа- и мощность ударов авиации могут тЫ

цией. Основная ее част
ь должна попреж-   ст i

} ВЖ-   сти го настр
нему оставаться в руках старшего авиаци- ния ee ee

нули ‘резервы и бросили их в 60. №

показывает,  Hacnosbs?
быть  спланировано #8
авиационное наступление с учетом возхо&-
Hore увеличения сопротивления проти.
‘а. Наибольшее напряжение в действия
2 ie es = авиации должно соответствовать потредни
OHO noe Ует   стям операции и не всегда будет необхо.

PREM.   димо в первый день наступления.

глубине необходимость в поддержке 28

Oat   b
показывает, что с развертывание 0088

i

авиационные части отстают в своей бей —

.
у Н.
i i
а
h
}