+
т

AS-enryera 1943 г., пятница, № 190 (5561). .

Планирование партийной

КРАСНА

Я ЗВЕЗДА

работы в роте

Взгляды на планирование партайной ра-

Фоты в роте весьма различны. Одни утвер-
лают -—— партийная организация стрелко-
вой роты малечисленна по своему составу
BH поэтому излишне всякое планирование.
Другие пытаются заменить план рабочей
уетрадкой, залиеной книжкой, Третьи, при-
знавая необходимость плана в пернох а8-
тишья, отрицают его во время боя.
{ Практика доказала несостоятельность 10-
хобных мнений и подтвердила огромное
значение плана в деятельности  парторга
роты: Телково составленный план юмогает
правильно нацелить ‘усилия всех коммуни-
стов на решение боевых задач. Он дает
возможноетв контролировать деятельность
всех членов и кандидатов партии,  выдви-
гает перех каждым из них конкретные за-
хачи. Наконец, план позволяет правильно
наладить воспитание молодых коммунистов,
организовать массово-политическую работу
6 красноармейцами. Сейчае, когда к руко-
BOCTRY многими ротными партийными op-
ганизациями пришли молодые коммунисты,
не обладающие опытом партийной работы,
план приобретает особенное значение.

Но приступая к планированию партий-
вой работы в роте, парторг сразу xe
встречает массу неясных вопросов. Первый
— о сроках плана. Опытом доказано, что
лучше веего план составлять в период за-
тишья на 10 дней, а в бою— на более KO-
роткий срок, иногда даже на один день. В
BTOM ‘случае план становится жизненным,
приобретает организующую силу. Но даже
и ога, когда у парторга имеется план

армейцев, оказание помощи командиру.

правильно выбрать огневую позицию, ее
смена, приемы маскировки и правила ве-
дения огня. Беседы проводят коммунисты
Нестеров и Осенков. Третье: провести с
коммунистами беседу  «Ответотвеннюсть
партийной оржнизации и каждого комму-
HHCTA B отдельности 3& выполнение б9е-
вой задачи» — проводит Трумиин,
Векоре командир роты и партийная op
ганизащия почувствовали результаты своей
работы. В течение десяти дней большая
часть бойцов и командиров открыла 606-
вые счета. Коумуниеты заняли ведущую
роль. Кандидат партии Шиалкин истребиа
семь немцев, члены партии тт. Ковалёв.
Нестеров и сенков уничтожили хаждый
по два немца. В дальнейшем, планируя
свою работу, парторг реты включил такие
вопросы, как обмен опытом снайперов, по-
ручения коммунистам по оказанию помощи
отдельным бойцам в их боевой подготовке.
Основой плана партореа должны быть
палиенйные поручения, Они могут быть с4-
мыми разнообразными, ‘но цель их одна и
та же — воспитание коммунистов, красно-

ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Бронебойщик Александр Афанасьевич
Вакуленко участвовал в боях за освобождение родного села Головчнно. На снимке:
встреча тов. Вакуленко со свбей семьей.

Снимок нашего спец. фотокорр. О. Кнорринга.

Отрелковая рота, где парторсом младитай
сержант Иванов, занимала один дз стветет-
венных участков обороны. Перед. ротой
стояла задача: укрепить рубеж, сделать его
неприступных для врага. Исходя из этого,
парторг и запланировал партийные  зада-
ния козгунистам. Сержанты  Калеваров и
Крюков провели беседы © бойцами на кон-
кретные темы, касающиеся укрепления Py-
бежа. Коммуниету Шутову поручалось под-

ПАРТИЗАНЫ РАЗДАЮТ НАСЕЛЕНИЮ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ, ОТБИТОЕ У НЕМЦЕВ

Совершая валеты на охкупированные
немцами пункты, советские партизаны oT-
бирают у гитлеровцев награбленные ими
свльскохозяйственные продуёты и раздают
их местному населению. В ночь на 13 ию-

нули советским
сожгли,

гражданам, а.

сколько сот пудов зерна партазаны вер-
мельницу

29 июля партизанский отряд Витебской
области захватил у немцев мельницу на

работы, скажем, на десять дней, ему всб  ГОТОВИТЬ доклад «Упорство и стойкость —

ше следует отдельно составлять перечень
мероприятий на проведение отдельных б06-
вых задач. я

У napropra пулеметной роты Черных
был десятидневный план. Согла@но ему он
строил свою работу и деятельность всей
парторганизации. Но вот перед ротой по-
ставили задачу — участвовать в проведе-
нии ночных действий, Что же парторгу ос
тавалось делать? Придерживаться, kak
слепой стены, ранее составленного плана
ли быстро набросать новые  мероприя-
тия? Черных избрал последнее, Вместе с

сноармейцы из’явили желание ознакомиться
е уставом партии. Коммунистам младшему

кову, Бикбаеву поручалось организовать с
этими` товарищами чтение устава BRII(6)
и брошюры Ем. Ярославского «Чего тре-
бует партия от коммунистов в дни Отече-
ственной войны».
были даны и всем остальным членам и
рует каждого коммуниста, вовлекает всех
их в активную партийную работу.

В некоторых полках, батальонах нашей

оеновь оборонительного боя». Многие кра-

сержанту Зыкову, красноармейцам  Зелен-

Конкретные поручения

кандидатам партии. Такой план активизи-.

ля один из партизанских отрядов Гомель-
ской области, нагрянув на совхоз, заня-
тый немцами, перебил охрану, захватил
30 коров, 200 овец и больное количество
зерна. Всё захваченное партизаны роздали
голодающему населению.

В следующую ночь этот же партизан-
екий отряд ворвался на мельницу, обелу-
живавшую` части немецкой армии. Гитае-
ровцы свозили сюда зерно, реквизирован-
ное у крестьян ближайших деревень. Не-

зерна. Партизаны роздали его крестьянам.

Ерыли огонь из винтовок. В результате
было убито 70 и ранено 17 гитлеровцев.

25-ЛЕТИЕ. Н-СКОГО СОЕДИНЕНИЯ

реке Аута. Здесь было найдено шесть тонн

Попутно они сожгли мост через реку и
нарушили связь. Гитлеровцы налравили в
этот район карательный отряд. Партизаны
устроили засаду. Kak только три немецких
автомашины © солдатами и офицерами по-
ровнялись с нею, народные мстители от-

прежде Beero пришел к выводу, что
следует провести ряд. мероприятий 10
„  Подготовне личного’ состава. Этот под-
: -‹‚Готовительный  пернодх был’ определен

“командованием в пять-шесть дней,

командиром роты он составил конкретный
план партийной работы по эталам onepa-
ции. В него вхолило проведение партийно-
TO собрания накоротке, проведение беседы
‹ бойцами, расстановка партийных и ком-
сомольских сил на период проведения опе-
рации ит. и. 3

Реальный, жизненный план только тот,
Хоторый исходит из задач, стоящих перед
подразделением, решаемых командиром
Вот почему в составлении его самое актив-
Hoe участие должен принимать -ксмандир
роты.

Парторг роты лейтенант Степанов тах и
делает. Вомандованием была поставлена за-
дача перед личным составом роты органи-
зовать выход на передний край. Побеседо-
вав ¢ командиром роты, парторг Слепанов

На
эти пятьшесть дней парторгом был co-
ставлен план. Как он выглядел? Первое:
провести партийное собрание роты в пове-
еткой дня «Задачи коммуниетов по оказа-
Вию помощи вомандиру в решении боевой
залачи» — докладчик старший лейтенант
Бугров. Второе: с личным составом взво-
HOB провести беседы: а) русская трехли-
нейная винтовка — грозное и належное
оружие в руках умелого бойца; в) как

партеобраний навязывают свыше и тем ва-
хым ограничивают инициативу парторгов, &

быть в центре внимания партийной opra-

прос «0 залачах химической защиты». Не
спорим, возможно и нужно, чтобы комму-

химического нападения,
против отравляющих веществ, но зачем же
этот вопрос выносить на партийное собра-

лось, что некоторые коммунисты слабо
знают автоматическое оружие. Во второй
роте: были случаи небдительногое несения
службы на переднем крае. 05
вопросах и ‘следовало поговорить на пар-
тийных собраниях в первую очегаль. HO
06 этом молчали, ибо «евыше  редомен-
довали» обсуждать другие вопросы.

Если уж говорить о помощи парторгам
роты в планировании партийной работы, то
она ` должна быть деловой и носить ин-
структивный характер.

Капитан А. КОЛМАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. °

ФРОНТОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНИКОВ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ,
ста. (Но телеграфу от наш. корр.).

12 авгу- ных наименований.
На-  конструкция
днях состоялась техническая конференция   усовершенствованный

Среди них =— новая
распределителя  ГАЗ-АА,
глушитель; pee

автотранспортных подразделений фронта. и т. д.

На конференции были заслушаны доклады
полковника Лапшина о работе транспорта
в фронтовых условиях и инженер-майора
Дьяченко об использовании газогенератор-
ных автомашин.

Затем участники конференции обменялись
своим производственным опытом. Старший
техник-лейтенант Васютин рассказал об
опыте массового изготовления новых запас-
ных частей, Под его руководством налажен
выпуск частей двести семидесяти различ-

Сначала мы шли пригибаясь, потом ста-

пя на четвереньки и поползли, осторожно

‚ раздвигая очень густую и очень высокую
рожь. Метров через пятьдесят мы увидели

наше боевое охранение. Несколько бойцов

лежало в маленьких уютных гнездах, уст-

ланных свежей соломой. Бронебойшик-ка-

зах, маленький, с блестящим глинявым ли-

цом, выставил далеко вперед ствол сво-

его противотанкового ружья — тонкий и

неестественно длинный, с кубиком на кон-

це Все бойцы были замаскированы. [lo-

верх шлемов на них были надеты широ-

кие соломенные абажуры, а на некоторых—

сети с нашитой на них травой. Это де-

лало их похожими на рыбаков со старин-
. ных рисунков.

Вчера здесь были немны. Ночью их вы-
били. Позицию до прихода пехоты пока
держал маленький отряд автоматчиков и
бронебойшиков. К ним-то мы и попали,

Увидев ползушего генерала, бойцы сде:
лали попытку встать, Но генерал сердито
на них шикнул. Они снова, поджав ноги,
улеглись, как дети в свои ясли. Стоя на
коленях, генерал развел рукою рожь в
Бачал медленно, тшательно осматривать в
бинокль зашитного цвета немецкие пози-
ции. Отсюда до немиев было не более пол-
километра «ничьей земли». :

— А где же Hala: nexoTa? — спросил я,

— Она сейчас подойдет, = сказал ге-
нерал, не отрываясь ет бинокля.

Гвардии генерал был в простом, защит
вом комбинезоне; из штанов которого вы-
глядывали пыльные голенища грубых сол-
датских сапог. Генерал подозвал’ к себе
артиллерийского офицера, который сейчас
же пополз на четвереньках. Генерал и
артиллерийский офицер стала в два би-
нокля осматривать местность. Их внимание
особенно привлекал небольшой лесок, си-
невший позади ситцевого гречишвого поля,
на самом отдаленном” плане панорамы. По
инению генерала там была батарея, по
мнению артиллерийского офицера, — две
засеченные еше вчера пушки,

— Карту! ‘= сказал генерал и, не обо-
рачиваясь, протянул назад руку. В ту же

Выступивший на конференции инженер-
полковник Попов поставил вопрос об эко-
номии горючего и смазочного материала.
На конкретных примерах он показал, как
путем нравильной эксплоатации автотранс:
порта можно добиться значительной эконо-
мии в расходовании горючего

В помещении, где происходила конферен-
ция, была открыта специально оборудован-
ная выставка, насчитывающая более двух
тысяч экспонатов.

о ржи

минуту подполз ад’ютант, и в руке гене-
рала оказалась ужасно потертая, вся ме-
ченая-перемеченная карта, сложенная, как
салфетка. Он положил карту на пыльную
землю, покрытую сбитыми колосьями, раз-
гладил ее, насколько это было возможно,
и погрузился в ее изучение,

— Прикажите кинуть туда штучки че-
тыре осколочных, — сказал он. — Может
быть, они ответят.

— Есть четыре осколочных!

Артиллерийский офицер пополз к своей
рации. Это был яшичек с антенной в виде
тонкого шеста с тремя длинными тре-
угольными зелеными листками, что делало
ее похожей на искусственную пальмочку.

В это время в воздухе что-то близко,
коротко, почти бесшумно порхнуло.

— Мина! — негромко крикнул кто-то.

И в тот же миг раздался злой, отры-
вистый, крякнувший взрыв. Воздух доволь*
но ошутительно толкнул и нажал в уши,
Свистя, пронеслась стая осколков, сбивая
цветы И колосья. Маленький осколочек
со звоном щелкнул вдалеке по чьей-то
стальной каске. Душный коричневый дым
пополз по земле, ветер протаскивал его,
как волосы, сквозь Частый гребень ржи.
Тухло запахло порохом и горелым карто-
ном, как бывает в летнем саду после
фейерверка,

— Живы? — сказал генерал.

— Живы, — ответило несколько  голо-
сов.

— Плохо маскируетесь, — сказал сер
дито генерал. — Устроили тут базар. Хо-
дитё, бродите. Нужно ползать. Понятно?
Ройте шель. Только как следует, ва пол:
ный профиль.

Несколько бойчцов, лежа на боку, тот
час стали поспешно долбить землю коро-
тенькими ‘лопатками. Но в эту минуту про-
летело еше две мины. Они разорвались
немного. подальше, повалив в разные сто-
роны’ вокруг себя рожь, раскидав далеко
васильки и ромашки, вырванные с корнем

— Ищет, — сказал кто-то.

— Только не находит,

— Формалист, — сказал генерал, едви-
fad Ha затылок свою легонькую, летнюю

f

дивизии нередко повестку дня дая ротных

подчас отрывают их от разрешения тех за-
дач, которые в данный момент должны

низации. Вот характерный пример. Нар-
торг полка капитан Харитонов предложил
на партийных собраниях рот обсудить во-

нисты говорили, красноармейцамх об угрозе
0 мерах защиты

nue? В то же время актуальные вопросы,
исходящие из жизни роты, не былн обсуж-
дены. Например, в седьмой рот выясни-

ЭТИх-то

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). На-днях
№ краснознаменное стрелковое соедийение,
которым командует т. Василевич, отметило
25-ю годовщину со времени своего’ сфор-
мирования. За эти 25 лет каждая воин-
ская Часть, входящая в соединение, про-
шла славный героический путь. у

В годы гражданской войны один из пол-
ков соединения, переправившись через го-

тропавловска. За успешно. проведенную
операцию полк получил тогда. наименова-

ского правительства ему было вручено по-
четное Красное знамя. Героический путь
прошли за этот период Ленинградский,
Астраханский и другие полки. Боевые зна-
мена, пробитые вражескими пулями, храз
HAT бессмертную славу полков. Эти ‘зна
.мена зовут сейчас воинов к новым ратным
подвигам во славу Родины.

бойцы и командиры соединения не раз

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 12 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). Полевые госпи-
тали, где начальниками майоры медицин-
ской службы  Зовольный и Гершевич, об-
‘служивают раненых и больных офицеров.
Несмотря на фронтовые условия, здесь
имеются прекрасно оборудованные хирурги-
ческие кабинеты, специальные комнаты
для культурного отдыха выздоравливаю-
щих, где можно почитать газеты, журна-
лы, КНИГИ :

В госпиталях болышое внимание уде-
ляется бытовому обслуживанию раненых.
Так, например, обмундирование прибываю-
щего офицера тщательно дезинфицируют,

КАЛИНИН, 12 августа. (ТАСС). С каж-
дым днем растет фонд здоровья защитни-
ков Родины, В создании этого фонда при-
нимает участие всё большее количество
колхозов. В Емельяновском районе колхоз-
ники внесли в него 65 центнеров зерна,

фуражечку и продолжая работатБ над кар-
той. — Формально стали воевать немцы.
Дайте перископ.

И тотчас в его руке очутился неболь-
шой перископ. Генерал пополз далеко впе-
ред, — мне показалось, что он дополз до
самого переднего края немцев, — лег там
и высунул из ржи вверх зеленую. палочку
перископа.

Прилетела еще мина. Потом еще две.
Потом скоро еще одна. С этого времени
вплоть до броска в атаку через пра-
вильные промежутки стали прилетать тя-
желые мины. Они рвались и близко, и да-
леко, и справа, и слева. Но на них уже
больше никто не обращал особенного вни-
мания, так как все очень хорошо понимали,
что немец бьет наугад, а всё остальное
уже дело случая.

Закончив работу с картой, — ориентиро-
вав ее по местности, генерал отдал не-
сколько приказаний на тот случай, если с
фланга появятся неприятельские танки, и
сначала ползком, а потом только приги»
баясь, пошел на соседнее клеверное поле,
где у него был приготовлен вспомогатель-
ный пункт управления. Это была обыкно-
венная щель, в которой уже сидел в зе-
мляной нише телефонист в каске и назва-
нивал в танковые батальоны, уже занимав-
шие где-то поблизости, в складках мест-
ности, исходные позиции перед атакой.

Генерал посмотрел. на часы. До начала
атаки оставалось еще пятнаднать минут.
Всё вокруг было тихо. Разумеется, «тихо»
B TOM смысле, что огонь с нашей и немен-
кой ‘стороны велся в спокойном, HeTOpO-
пливом, ничего не предвещавшем ритме.
Стреляли` все виды оружия. Далеко, в ты-
лах, этот огонь, вероятно, представлялся’
слитным, раскатистым гулом, подавляющим
и грозно-тревожным. Но находясь где-то в
самом центре этой разнообразной канонады,
люди привычным ухом и совершенно без-
ошибочно определяли, какой звук ‘Для них
опасен, может быть даже смертеленг“а ка:
кой — нет, Все «безопасные» звуки, как
бы! громки они ни были, не задерживали
на себе внимания, существовали огде-то,
как бы на втором планё. Все звуки «опас-
ные» в свою очередь делились на просто
опасные и смертельно опасные и в соот-
ветствин с этим занимали в сознании бо:
лее или менее ‘важное место. Так, напри-
мер, потрясающий грохот тяжелых авиа-

рящий мост, ринулся на штурм города Пе-

ние Петропавловского. От имени совет-.

За время Великой Отечественной войны.

м щ

ПОЛЕВЫЕ ОФИЦЕРСКИЕ ГОСПИТАЛИ

проявляли стойкость, мужество и героизм
в борьбе с врагом. Многие из них. стали
мастерами воинского дела, кадровыми офи-
церами, в совершенстве овладевшими ис-
кусством вождения войск. К числу таких
командиров относятся подполковник Мос-
калец, майор Мурзин, капитан Хмельницкий.

На полях сражений много героических
дел совершили и рядовые воины. Боец Ле-
нинградского полка пулеметчик Яковлев
удостоен высокого звания Героя Советско-
го Союза,

На героических подвигах лучших бойцов
и командиров воспитываются все войны
соединения. Здесь изо дня в день неё пре-
кращается боевая учеба, осваивается опыт
современных боев.

В своем рапорте Верховному Главно-
командующему Маршалу Советского Союза
товарищу Сталину бойцы и офицеры сое-
динения поклялись сохранить честь и сла-
ву своих боевых знамен и добиться новых
успехов. в решающей схватке ‚с ненавист-
ным врагом.

стирают и ремонтируют. При выписывании
из госпиталя каждый офицер получает
чистое, хорошо выглаженное обмундирова-
ние; а в случае необходимости — новое.

Работники госпиталей проявляют также
большую заботу о питании больных. При-
готовляемая пища отличается высоким ка-
чеством и содержит в себе много вита-
минов. Дополнительно к обеду раненые по-
лучают свежие овоши и ягоды.

Хороший уход и питание благотворно
сказываются на состоянии здоровья боль-
вых и содействуют их быстрому излече:
нию. Е

В фонд здоровья защитников Родины

3.800°яиц, более 4 тысяч литров молока,
10 овец и 129 кур и, кроме того, решили
засеять сверх плана 36 гектаров озимых.
Сотни литров молока, десятки центнеров
мяса и других продуктов. передали для
усиленного питания раненых воинов кол-
хозники Удомельского района.

бомб, которые время от времени немецкие
«Хейнкели» высыпали целыми сериями на
наши соседние дороги с болыной высоты
и очень неточно, — они почти не привле-
кали внимания, так как непосредственно
нам не угрожали, хотя вдалеке со всех
сторон вокруг нас и поднимались гигант-
ские, многоярусные, черные, зловещие тучи
их взрывов. Свист ежеминутно перелеётав-
ших через голову туда и обратно немен-
ких и наших. снарядов тоже мало привле-
кал наше внимание, хотя был назойлив и
громок. Зато порхающий звук прилетевшей
мины чуткое ухо улавливало каким-то чу-
дом еше ‘за секунду до его возникновения,
и люди успевали прижаться к земле или
спрыгнуть в щель. Глаз мгновенно замечал
молниеносную тень вдруг подкравшегося
на бреющем полете «Мессершмитта» —
что-то черное, желтое, как оса, с кре-
стами Он проносился над нашим полем,
паля из всех своих пулеметов и подымая
этой пальбой частые фонтанчики пыли,
Иногда из какого-нибудь большого, подо-
зрительного, дырявого облака вдфуг выва-
ливалась курсом прямо на нас тройка или
шестерка бомбардировщиков, плохо видных
против солнца. Тогда все напряженно за-
дирали головы вверх, желая распознать,
свой это или «его», И непременно какой-
нибудь онтимист говорил: ~

— Наши.

И непременно какой-нибудб пессимист
сумрачно отвечал: <

— Немецкие. :

Осмотрев в последний раз в о бинокль
поле боя; на котором — ои это знал луч-
ше’ всех =— через пять минут будет тво-
риться нечто невероятное, генерал велел в
-последний раз обзвонить все танковые ба-
тальоны и дружески разговаривал с каж-
дым командиром.

— Ну, как самочувствие?

Командиры двух батальонов подошли к
телефону тотчас же; Третий не подошел.
Вместо него подошел его заместитель:

— Я просил ве заместителя, а самого
командира, — строго сказал генерал.

— Товарищ седьмой, двадцать’ пятый
лично подойти не может.

— Почему?

— Он намыленный!

— Чем? :

— Мылом. Брёется. Он приказал до-

кто на что способен и которого куда на-

и нами. Они переглянулись. Но никто не
лег. Они только прибавили шагу. Теперь
они почти бежали. Они быстро приближа-
лись к нам, вырастая на склоне цветущего
холма, на громадном фоне знойного, пыль-
но-голубого орловского неба, заваленного
грудами движущихся,
лаков.

с восхищением.

нас, в сторону неприятеля и шагах в со-
рока залегла. :

налета пойдут в атаку и выбьют мерзав-
нез из их ‚узла бопротивления, У нас сей-
час такая тактика. Артиллерия, авиация. и
пехота взламывают немецкую оборону,
танки врываются в брешь и развивают
успех... Чем, между прочим, и об’ясняет-
ся, == прибавил он не без ехидства, —
что вы приехали в танковое соединение, а
попали в пехотную цепь,’ и
собственно говоря, не здесь, а сзади,

стрелка больших генеральских’ часов, по-
видимому, коснулась заветной цифры,

Налет паших самолетов ва гхелезнодорожные

узлы Полтава

В ночь на 12 августа наша авиация вто-  вождавшихся взрывами больной

рой раз бомбарлировала железнодорожный

‘узел Полтава. При подходе к цели наши

летчики установили, что еще в прошлой
ночи продолжал гореть один военный склад
противника, В фезультата бомбардировки
вновь возникло 6 крупных пожаров, сопро-

и Красноград

CHIE.
В ту же ночь наша авиация совершила

налет на железнодорожный узел Rpacno-

град. Прямыми попаданиями бомб разбиты

несколько воинских эшелонов противника.
Bee наши самолеты вернулись на свои

аэродромы,

3%

Свыше сорока лет назад была издана
книга «Начальник». В книге нашла отра-
жение часть того многообразного и цен-
ного опыта в области воинского воспита-
ния, который накопила русская армия за
свою многовековую историю.

Военное издательство Наркомата Обороны
выпустило сокращенное изложение книги
«Начальник». Небольшая броноюра, полу-
чившая название «Начальник и подчинен-
ные», содержит множество интересных, по-
учительных мыслей из области военной пе-
дагогики, которые полезно быдло бы сделать
достоянием широких кругов как сержант-
CKOTO, так и офицерского состава нашей
армии.

Ясно и образно рассказывает брошюра о
взаимоотношениях начальника и подчинен-
Horo. B ней много солдатской мудрости,
интересных, полностью сохранивших си-
лу психологических замечаний, умных й
дельных советов.

Первый paszex брошюры называется
«Что должен начальнию знать». Чтобы
быть- хорошим начальником, говорится в
ней, надо прежде весго самому хорошо
знать службу. А что значит службу знать?
Это значит всегда поступать так, как на-
писано в уставах или как требует началь-
НИК.

Уставы надо знать не ради формы, они
— PYKOBOACTBO K действию.

«Хорошим ответом ты только можешь
показать, что заучил, что в уставе на-
писано, а показать, как ты знаешь
устав, можешь только на деле, когда
исполнишь всё так, как там написано».

Кроме требований уставов есть еще тре-
бования начальников. Как их надо выпол-
нять? Брошюра дает краткую и точную
формулу:

«Приказания начальника должны ис-
полняться быстро, но толково; без толку
не спеши, но и с толком не копайся;
нужна толковая быстрота».

Педчиненных следует зналь близко, так
же хорошо, как самого себя, тогда можно с
успехом управаять ими. Подчиненного на-
до знать для того, чтобы, учтя его харак-
тер, привычки, особенности, скорее сде-
лать его хорошим солдатом. А еще важко
знать подчиненных дяя“того, чтобы ‘видеть

значить можно.
Таких простых и вместе с тем тлу-
боких истин много и во втором разделе
брошюры -— «Как надо начальником
быть». Этот раздел начинается тах:

«Если поставили тебя начальником, TO
сделай так, чтобы не только ты сам счи-
тал себя за начальника, но чтобы и твои
подчиненные почитали тебя за него».

А как этого достигнуть? Ответ опять-
таки немногословный, но полный глубокого
емыела: первое — во всем показывай при:
мер, второе — 9б’ясняй, чтобы всё было
понятно, третье == требуй, чтобы всё как
следует исполнялось.

Брошюра рассказывает, как, что и когда
надо требовать от подчиненных.

«Совестно начальнику говорить, что
подчиненный его не послушался. Какой
же он начальник после этого и зачем
на погонах отличие носит?»

Брошюра подчеркивает: надо постоянно
требовать, чтобы исполнялось Bee yO са-
мой последней мелочи. На вопрос, когда
надо требовать, дается ответ:

ожить вам, что всё в порядке и все ‘на
месте. А что касается бритья, то оно бу-
дет полностью закончено через три мину-
ты. Прикажете прекратить или разрешите
добриться? :

— Хорошо. Пусть добреется,—улыбаясь,
сказал генерал.

После этого я увидел роту пехоты, ко-
торая шла прямо на нас, поднимаясь из ло-
щинки на гору. Гвардейцы шли во весь
рост, широкой цепью по пестрому малино-
вому, лиловому, зеленому клеверному по-
лю. В стальных касках, с туго. затянутыми
ремешками, в зелено-желтых маскировоч-
ных плащах и сетках, размашисто шагая по
великолепной орловской земле, они несли
на пленах кто пулемет, кто трубу миноме-
та, кто ящик с патронами или минами, кто
просто автомат, положив палец на спуско-
вой крючок и выставив вперед ствол.

— Ложитесь, черти! — крикнул моло-
денький, смуглый офицер связи с пыльным
лицом и детскими каплями пота на подбо-
родке.

Они не слышали.
— Ложитесь! „Ползите!-
Несколько мин разорвалось между Ними

перламутровых об-
— Орлы! Гвардейцы! =— сказал генерал

° Рота побежала мимо нас, вернее, через

— Отсюда они после артиллерийского

а

п
a
«

Moe место;

Я ничего He успел ответить, так как

„Начальник и подчиненные“

Брошюра о воинском воспитании

«Что сегодня потребовал, то требуй м
завтра, и послезавтра, и чтобы не было
минуты, когда бы ты этого не требо-
вал. Не думай, что для требований есть
свое время; требуй всё и всегда». ,

И еще одно положение, вёсьма интерес-
ное и справедливое:

«Если подчиненные заметят, что ты
требуешь только. для старшего началь-
ства, а при себе позволяешь различные
упущения, TO OHH He будут видеть в
тебе начальника... Требуй всегда, чтобы
для тебя было всё исполнено так же
хорошо, как и для высшего начальства»,

В последнем, наиболее обширном разде-
ле брошюры — «Как надо с людьми обра-
щаться» — содержится множество поло
жений, в которых сконцентрирован  бога-
тый педагогический опыт воинекого в06-
нитания.

Основная мысль: начальник несет пол-
ную ответственность за подчиненных. «По
твоим бойцам и тебя самого смотрят: <ка-
ковы сани; таковы и сами». Положим, го-
ворит брошюра, боец встречен на улице
не по форме одетых — виноват командир.
Цочему?

«Ты должен так приучить твоих под»
чиненных, чтобы они, где бы ни были,
даже тогда, когда их никто не ‘видит,
всегда бы одевались правильно и испол-
няли все требования службы так же,
как Ba глазах у начальника. Твоя вина
в том, что ты не приучил своего под-
чиненного к постоянному исполнению
требований устава, и ты будешь вино-
ват всегда до тех пор, пока всех He
приучишь, так как за всеми один всегда
не уследишь».

Для того, чтобы передать мысли, изло-
женные в брошюре, надо бы выписать
почти всю ее, абзац за абзацем — столь
богато ве сбдержание. Командир с интере-
сом и пользой ознакомится с рассужде-
ниями о солдатской дисциплине, о прав-
дивости, о власти начальника, справедли-
вости, наложении взысканий и Т. д. В гаа-
ве «Как надо относиться к своим подчи-
ненным» хорошо говорится о необходимо-
сти сочетать требовательность к солдату с
заботой о нем, служебную строгость — ©
человеческой чуткостью:

«Не думай, что’если ты отделал «наз

э-Право» да «налево». „Да рассказал в по-

ложенный час, в чем состоит воинская
дисциплина, — так и` прав. Нет, ты и
в. свободное время приди да поговори ©
бойцами; любовно и хорошо говори с
ними, как отец с детьми... «Хорошую
речь хорошо и слушать». Говори с ними
хорошо, занимательно, чтобы они тебя не
по обязанности. слушали, а чтобы это им
было приятно, чтобы они сами хотели
услыхать тебя и поговорить с тобой».

Немало полезных высказываний, рассуж
дений, доводов, примеров найдет наш во=
енный читатель в этой брошюре, написан-
ной острым суворовских языком, полной
настоящей народности. Нельзя, конечно,
рассматривать всё, что говорится в бро-
шюре, как некие рецепты, которые надо
механически применять. Эта броппора, за-
ставляет думать, она многому учит, и в
этом ее ‘ценность. Командир отделения,
взвода, роты почерпнет из нее то, что бы-
10 лучшего в прошлом в методах воспи-
тания русских солдат, то, что поможет ему
сегодня воспитывать в бойцах храбрость,
честность,  исполнительность, любовь Е
командиру; глубокую преданность священ-
ному воинскому долгу,

М. ЛЕСНОВ.

СЕНЕ Rs aS

Ets

Описать следующие десять минут я не
имею ни надлежащих красок, ‘ни таланта,
Это был великолепный молниеносный ар-
тиллерийский шквал. Над нашими голо-
вами неслись на запад сотни мелких, сред-
них и крупных снарядов. Я посмотрел в
бинокль. Боевые порядки немцев заволокло
дымом и пылью, Там что-то вспыхивало,
рвалось, клубилось, взлетало вверх, па-
дало черным дождем и вновь взлетало. И
как завершение этой  десятиминутной
симфонии вспыхнул огонь гвардейских
минометов. Это был мошный аккорд. То-
гда поднялась наша пехотная цепь.

— За родину, за Сталина! — крикнул
чей-то хриплый голос.

И мы услышали протяжное, раскатистое
«ура».

Грянули пулеметы, автоматы...

— Пошли орлы, — сказал генерал и
вскочил на бруствер.

через полчаса телефонист закричал

снизу, из своего окопчика, осипшим, счаст-
ливым голосом:

— Товариш гвардии генерал-майор, коман-

дир второго батальона доносит, что непри-
ятель выбит со своих позипий н бежит.

— Вижу, вижу. — сказал генерал, не

отрываясь от бинокля. — Товариш писа-
тель, вам не приходилось видеть, как дра
пают немцы? Могу вам доставить это удо-
вольствие.

И он протянул мне свой бинокль. На

среднем и дальнем плане катилась пыль.
Это, очевидно, неслись на запад немецкие
грузовики, самоходные пушки, кухни, тан
ки. В жизни я не видел более приятного
зрелища!

— Первое отделение ‘нашей программы

Закончено. — сказал генерал, вытирая со
лба и с носа черный пот; — А теперь наз
до поскорее ехать ‘на
район железной дороги. Ал’ютант, машину!

правый фланг в

Мы‘ покинули ‘наше чудесное © pxanoe

поле и стали спускаться в лощину. Теперь
мы шли по вспаханному клину. На душе
было восхитительно легко. Я смотрел на
потную рабочую спину генерал-майора, и

очему-то мне вспомнилась «Война и мир»
Багратион, илущий` по вспаханному полю;
как бы трудясь»,

Валентин КАТАЕВ.

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.