Govt, о
Аа .

NE) а

Во

Ry
Sana 4
Beep,
a
te, Tag
ety у
  ра
TH tty,
By
ema
АН

В
ВН.
ny,
TINY ty,
ре т
Нем

Baton
4 Mim
TY fur

OTHER
RHO ty

herent ey
BRON I
м №
ИТУ
pale ty
ipa
равны
и
ет
у. Пия
rer ПО
DBITKOR
ОВЕН,
МИ (HD
am 1 14
5 из
ra, Hua

bi.
eh OT
MOBIC

рае A

т
Пола
ти
СЫ
ми
Поли
ОВО
ine 1
Сида п
‚ В
р ese
ыз №
т я
НЗ
ты 22
ми
оз
Tei yw
rm p(s
pores
nme

om :
id

14 августа 1943 г., суббота. № 191 (5562).

ла

Применение новых боевых

порядк

ов в насту

т

плении

ном, и этой мыслью были проникнуты вее
его подчиненные: не ликвидировать ин-
тервалы между цепями, а вести здесь огонь

Налеты нашей авиации на железнодорожные
узлы Полтава и Красноград

В ночь на 13 августа наша авиация в третий раз подвергла сильной бомбар-
дировке воинские эшелоны и военные склады противника на железнодорожном узле
Полтава. В результате бомбардировки подожжены склады и пять железнодорожных
составов. Наблюдением отмечено 18 сильных взрывов. К концу бомбардировки огонь
распроетранилея вдоль железнодорожного полотна и слился в огромный очаг пожара:

- OT применения уларной

Опыт зимней кампании 1942—43 rr., >
в также наступательные действия наших
Bolick на Орловеком, Брянском и Харьков- Полковник Н. ПАНОВ
ском направлениях показывают, что новые ide
боевые порядки, введенные Боевых  уста- ae
Bom пехоты Красной Армин, полностью! sage вопрое. Там. те плохо налажено
г 1

оправдывают себя. Решительно отвазав- взаимодействие подразделений ‘и различ.
шись от старой линейной, тактики, от р :

: a ных родов войск, а особенно пехоты с
поэшелонного построения боевых порядков, зритилдерией, ^ боевые порядки Нензбежно
т И  СКОВЫВающЩеЙ   вытянутся в глубину, и ©  передо-
трупп, от всего того, что мешало Успеху выми цепями окажутся далеко He — BCE

‘наступательного боя, войска Красной Армии   силы и средства, которым — надлежит
настойчиво овладевают искусством манев- проломить вражескую ‘оборону. В данном
рирования, учатся, как нужно. ИсполЬЗ0- случае надо понимать  взаимолевотьие в
Bath BO огневые pg а ПЕХОТЫ ДЛЯ сауом широком смысле этого слова: опре-
ооеспечения успеха в 00ю. деление наилучших подетупов к Бозициях
Исход современного боя решается  ог- противника; порядок выхода на исходные
невым превосходством. Это сейчас неоспо- нозиции, выбор направления гаавного уда-
римая истина. Там, где боевые порядки  ра; определение обектов танковь» н пе-
построены так, что вся огневая мсщь пе-   хотной атаки а также целей дал артил-
хотных подразделений одновремечнс обру- лерии и минометов; согласование с коман-
пивается на вражеские огневые тезки, —   дирами поддерживающих u LTRLaWABIX
там противник чаще всего нё в состоянии   подразделений таких вопросов, ках. рубе-
оказывать длительное сопротивление. Иное   жи продвижения, , ориентиры, взагугое ца-
дело, если наступающий“ понемног? вводит! леуказание, связь. Стоит упустить хоть
в б0й свои средства, — тут уже серьез-   один из этих вопросов — и повторится
ного результата He добьеться. Огонь  на-   старое: часть подразделений отстанет,
ступающего He сможет тогда полностью   вслед за ними отстанет тяжелое оружие,
подавить противника, подразделения будут! боевой порядок будет излишне глубоким,
топтатвся на месте, инициатива боя ус-   неудобным. -
хользнет из рук. Наш устав предостерегает Вопрос 0б умелом применении новых
против этого, Новые боевые Порядке, ВВЕ- боевых порядков и значении  ьгавмодей-
ленные уставом, требуют такой организация   твия в этом деле не случаен. beso On
наступательного боя во веех звеньях, от  зазнайствох утверждать, что у вас уже
стрелкового взвода до дивизии, при кото- в совершенстве освоены новые боевые
рон Hi CHIBI и средства пехоты должны   порядки, нет никаких рециливов строго и
макепмально участвовать в бою © начала gee наши подразделения полнотью _ пе-
и до конца, при которой

существовала   пользуют в бою свои силы и стедства.
бы огневая преемственность, обеспечиваю- Между тем, правильно разрешить этот
щая продвижение пехоты. вопрос в кажлом конкретном случае —

Полк, которым командует подполковник! ЗНАЧИТ при любых обстоятельствах обес-
Стеценко, участвовал в зимней кампании.   (@ЧИТЬ подавление огневой системы вра-
Когда началось наше нынешнее летнее на- Жеской пехоты, т. е. той силы с KOTO-
ступление, этот`полк действовал на одном  209 Фактически вступает в едивсборство
из главных направлений. Перед полком  НаШа наступающая пехота.
была поставлена задача — прорвать не-  Широкий фронт атаки стрелковых цепей
уецкую оборону ва узком участке фронта.   дает исключительные выгоды  каступаю-
Пюред наступлением передний край немец.   щих, Части и подразделения могут дви-
кой обороны был подвергнут сильной ар-  гатьея углом вперед или назад, уступом
тиллерийской и авиационной обработке.   влево или вправо, а это легко позволяет,
Саперы проделали проходы в минных по- еели нужно, поворачивать их в сторону
ях. Артиллеристах удалось разрушить   фланга, что. затрудняет, а иногла и искзю-
проволочные заграждения противника, & с  чает обход и охват боевых порядков на-
рассветом в ‘атаку пошли пехотинцы пол-   ступающего. Командир может также су-
ка Отеценко. зить фронт того или иного подразделения

Батальоны были построены для наступ- И Создать здесь сильную концентрацию
ления углон вперед. Местность здесь ОГневых средетв. Наконец, после того, как
была открытая,  просматривалась она да- ВРажеская оборона нарушена и бой рас-
зеко. После решительного артиллерийского   Палея на отдельные очаги, подобный бое-
в авнацпонного воздействия на передний  В0И порядок дает возможность широко ма-
храй обороны полк должен был мощным   Веврировать имеющимися силами.

огнех быстро подавить сопротивление про- В связи с этим к нашему офицеру

тавника, прорвать его» оборону. ‘ Построе- пред’является Бовое требование: ему надо
Hie батальонов углом вперед позволило уметь делать то, что в старой  гусекой

командиру полка полнее № правильнее зруши называлось «играть строяни». Иначе
использовать все огневые средства. В говоря, он должен уметь быстро поворачи-
сышх шежлу  батальовами действовали вать свое подразделение, собирать его ‘в

труппы автоматчиков и легкие пулеметы,

кулак, рассыпать, бросать вперед, оста-
на флангах — станковые пулеметы. ` я

навливать. Нынешняя насыщенность бое-
вых порядков громоздкой техникой. а так-
же огонь противвика с земли и воздуха
затрудняют, конечно, полобные  зволюции.
Однако, как показывает опыт, она вполне
возможны и очень нужны на поле боя.
Гибкое управление боевыми‘ порялками и
изменение их в зависимости от обстановки
всегда, дают хорошие результаты Следует
только помнить, что любой маневр бсевыми
порядками требует, чтобы огневые  сред-
ства, находящиеся . в них, действовали
одновременно и ни в коем случае Ее оста-
зались где-то позади. :

В самом начале наступления пулеметы
взяли под обстрел огневые точки против-
ника, пехотные подразделения дали не-
сколько дружных залпов по немецким око-
пам и начали перебежку, чтобы сблизить-
я © противником для атаки. Перебежка
была организована так, что огонь не пре-
кращалея ни на одну минуту. Пока пере-
бегало одно подразделение, его прикрывало
огнеи соседнее. Немцы оказывали огневое
сопротивление, но поскольку их оборона
вв время находилась под нашим огнем,

ви не удалось остановить наступление
полка, Часть, которой командует тов. Славкин,
Когда передовые подразделения сблизи- 1астУпала на опорный пункт вемпев в
mA Hepes хразд 6 боевом порядке. построенном  уступом

ith ¢ противником почти вплотную, роты
дали еще несколько залпов, после чего
поднялись и под прикрытием пулеметного
огня с флангов и в центре потили в ата-
Е. Удар был коротким. Атака длилась
воего лишь несколько минут. Противник
18 выдержал стремительного напора ата-
хующих и, оставив свои ‘окопы, начал
отступать. На отдельных участках вепых-
Вула короткая борьба в траншеях, но это
Ни на минуту не задержало продвижения
полка. Полк продолжал преследовать от-
ступающего “ противника и продвинулся
05010 полутора километров. -

Затем немцы снова ‘оказали сильное OT-

вправо. Такой боевой порядок был избран
командиром из-за условий местности и
расположения огневых точек противника
Неплохое взаимодействие с артиллерией
позволило сконцентрировать на исходном
рубеже для атаки тяжелое оружие пехоты
ий самые пехотные подразделения Теперь
вступили в бой все огневые средства. Но
всё же на направлении главного удара,
избранного командиром. они не в силах
были педавить огонь неприятеля  Отдель-
ные огневые точки немцев мешали на-
шей пехоте  сделаль последний ры-
вок. Требовалось усилить на этом участке
свой огонь, что и было сделано Огневые
#6808 сопротивление. 9т0, видимо, была  средства были увеличены за счет перелачи
вторая линия вражеской обороны. Здесь части минометов и пулеметов из _подраз-
Goi длился около трех часов. Несмотря на   леления, наступавшего уступом справа,
упорство противника, полк сумел прорвать   причем боевые порядки атакующих были
го оборону и на этой линии. В течение   уплотнены з& счет того же подразделения.
Auf ваши бойцы продвинулись в глубь  9то позволило успешно провести атаку п
Нюмецкой обороны до 7 километров. Они занять передние немецкие окопы

захватили больное количество ручного Отиетим, что в момент перегруппировки

оружия, боеприпасов. ПротивниЕ понес   с гнеу  Брага тяжелое оружие, находив-

See ete a ee fae te шееся в первой линии, работало с предель-
лько десятков: гитлеровцев ной интенсивностью. Это помогло быстро

в ен. Во то же время потери Нашего п Го пироваль сюда пулеметы, миноме-

нолка о были совершенно незначительными.

Этот успех об’ясняется прежде  веего
тем, что в наступлении командир полка
применил новый боевой порядок. Нем-
цы подвергали наступающий полк ‘артил-
лерийскому обстрелу, часто открывали
сильный минометный, ружейный и пуде-
метный огонь, но поскольку полк не был
глубоко эшелонирован, немецкие снаряды
и чины не причиняли ему большого вреда.
В слелующие ‹дни полк, возглавляемый
тов. Стеценко, так же успешно продолжал
наступать, ежелневно отбрасывая против-
ника да несколько километров к западу.

Между тем, некоторые командиры,
лаве умулренные опытом двух лет вой-
ны и знающие, как нужно правильно.
строить свой боевые порялки, всё же до-
пускают ряд извращений, из-за которых
теряют успех. Почему же тах получается?
Баевая практика дает ясный ответ на

ты и необходимую живую силу,

Вскоре противник начал контратаку,
рассчитанную на охват флангов части, но
широкий фронт наших цепей помешал ему
это сделать. Тогда немедкая пехота, и тан-
ки, поддерживающие ее (их было до соро-
ка), устрежились в разрывы между цепями
подразделений, образовавшиеся во время на-
шей атаки. Существование этих интервалов
вполне закономерно. Нет и не может быть
такого положения, чтобы наступающие пе-
пи не отрывались друг от друга, чтобы
некоторые цепи из-за условий местности
ий огня противника не выдвигались вперед,
& некоторые не оставались бы несколько
позади. Стремление обязательно выравнять
цепи и добиться их плечевого, контакта не-
пригодно с военной точки зрения: оно
замедляет теип наступления, приводит x
обессиливанию наступающето.

Командир части заботился только. об ох-

противотанковых орудий и ружей, огонь
станковых и ручных пулеметов, который
получался косоприцельным, т. е. наиболее
эффективных. Такой ©10с0б ведения огня
тяжелым оружием пехоты целиком оправ-
дал себя во время вражеской. контратаки.
Она была отражена сравнительно легко, и
немцы понесли крупные потери. В даль-
нейшем боевой порядок уетупом позволил
произвести обход опорного пункта против-
НИКа.

Как мы видим, умелое маневрирование
боевыми порядками ин удачное вкраплива-
ние тяжелого оружия пехоты. в интервалы
между цепями дали положительные резуль-
таты. Была обеспечена плотность огня, по-
зволившая пехоте своими силами ликвиди-
ровать огневое сопротивление неприятеля
перед атакой, сорвать его контратаку и
осуществить флангмовый обход. Разумеется,
всё это было бы немыслимо без тщательно
продуманного и организованного взаимодей-
CTBHS.

Правильное применение боевых поряхков
требует 060б0 внимательной отработки тех-

ники этого дела. Наиболее важна” она для

таких подразлелений, как взвод и рота,
боевыми порядками которых . благодаря
командам, указанным в нашем уставе,
можно «играть» как угодно. Развертыва-
ние этих подразделений в цепь, перебеж-
ки, сочетание движения и огня достигают-
ся беспрерывной и повторной отработкой
техники действий. Времени на это дело

жалеть не надо. ‘Кром того, следует
цобиваться, чтобы средства усиления
(станковые пулеметы, противотанковые

ружья) безотрывно настунали со взволом,
ведя огонь из-за ого фаангов. И тут не-
обходима тренировка. Bo всем этом Baik-
но, чтобы командиры командовали устав-
ным языком. Старая истина гласит: как
офицер прикажет — так солдат и выпол-
нит. Тем, где офицер командует уставным
языком и где боец к этому привык, эн
автоматически выполняет любое приказа-
ние, а это как раз и нужно.

В батальоне и выше техника маневри-
рования боевыми порядками тоже требует
исключительно тщательной отработки:

огневых средств интервалы между цепями.
Ему нужно в ходе. 0оя,
тамн новые задачи и добиваться их вы-

сить изменения в боевые порядки. Всё
это, конечно, требует от командира пол-

где офицерский состав много учился и ра-
ботал над собой перед боями, — тах более

умело и гибко применяются боевые поряд-
ки, там техника этого вопроса не занимает

в б0ю лишнего времени.

Учеба, налравленная на лучшее приме-
нение боевых порядков, ни в коем случае
не снимается даже во время наступления.

Нужно только умело находить ее формы

и методы. Один высший штаб, заметив, что
в № части плохо применяют боевые по-

рядки и не’ умеют сосредоточивать огонь

на, направлении главного удара, послал ту-
да своего офицера, и тот проштудировал с
командирами простейшие планы взаимо-

действия, составленные штабом. -В. Этих
предстоящей опе-

планах на материале
рации рассматривалось, что должна на том

или ином рубеже делать пехота, как в это
время действуют противотанковые ружья,

уинометы, орудия, по каким сигналам и
какие. эволюции производят подразделения.

Впоследствии оказалось, что всё это при-

несло большую пользу.

Несомненно, имеется много других форм
и методов обучения в бою: личная беседа,

письменное указание, даже сообщение по
телефону об удачном применении того или

иного боевого порядка соседом. Всегда, да-
же на ходу, можно поправить нижестоя-

щего офицера, следя не только за тем, что
делает его подразделение, но и как оно это

делает.

Применение новых боевых порядков в
наступлении не ограничивается только из-

ложенными выше вопросами. Ham устав

предусматривает резервы для отражения
внезапных ударов противника (особенно
на флангах и стыках), для поддержки ве-
дущих бой частей и подразделений, для
развития и закрепления достигнутого успе-
ха. К сожалению, кое-где эти резервы яав-
ляются скрытыми вторыми этелонами, их
двигают велед за передовыми цепями с
тем, чтобы «нарастить силу удара». Само
собой Разумеется, что никакого наращива-
ния удара не получается. Наоборот, часть
огневых средств и живой силы бездейст-
вует, и появляются излишние потери из-за
перенасыщения поля боя в глубину. В
нужную же минуту, когда требуется отра-
зить контратаку противника или развить

успех, у командира не. оказывается по

рукой людей и средств.
В наших частях накопился опыт манев-

рирования новыми боевыми  порядками.

Нынешние боевые порядки оказались как
нельзя лучше приспособленными для ма-
невра, для быстрого продвижения и одно-
временной концентрадии огня. Использо-
вать полностью эту возможность маневра
й обеспечить взаимодействие при его вы-
полнении — таков ‘долг советского офи-
цера,

`ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ow
НАКАНУНЕ ДНЯ АВИАЦИИ

ЛЕНИНГРАД, 13 августа. (ТАСС). Бал-
тийские- моряки готовятся отметить всена-
родный праздник — день сталинской авиа-
ции. На кораблях и 3 частях проводятся
локлады a беселы о боевых делах летчи-
ков, устанавлизаются фотовитрины © пор-
третами летчиков-героев.

Трудяшиеся Свердловского района Ле-
нинграла в день праздника вручат красное
знамя одному из лучших подразделений
Н-ской части.

Ленинградские артисты готовятся
шефским концертам на аэродромах.

Е

СОБРАНИЕ ЖЕН И МАТЕРЕЙ ФРОНТОВИКОВ ^

КУЙБЫШЕВ, 13 августа. (ТАСС). Вчера
состоялось собрание жен и матерей фрон-
товиков: С докладом © текущем’ моменте.
и залачах жен и матерей военнослужаших
выступил секретарь обкома ВКП(б) т. Ля-
шенко.

Многие женщины города, сообщил по-
кладчик, заменели на производстве ушеёл-
ших”на фронт мужей, отцов, братьев, сы-
новей. Только на Н-ский завод за время

войны пришло Фболыне тысячи женщин.
Они успешно осваивают мужские профес-
сии литейщиков, инструментальщиков, то-
карей. Литейщшики Вибрицкая, Желенкова
и Бизюткина стали двухсотнинами.

Участницы собрания обратились с призы-
вом к женам, матерям и сестрам фронто-
виков: области заменить на предприятиях
мужчин, ушедших на фронт.

С огромным под’емом собрание приняло’
приветствие товарищу Сталину.

.  браний.

Здесь командир должен уметь управлять
своим огнем, используя для развертывания

в связи С
изменениями обстановки, ставить перед ро-

полнения, Следовательно, надо будет вно-

робной увязки действий с приданными и
поддерживающими средствами, с соседями
й старшим начальником, а кроме того —
поворотливости, быстроты; четкости; Эти
качества достигаются не бразу, они oT-
тачиваютея со временем, добываются тру-
дом и учебой. Опыт показывает, что там,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Отличный

разведчик орденоносенц гвардии ефрей-

‚тор С. Оньков” ведет наблюдение за
противником. :

Снимок нашего спец. фотокорр.

а старшего лейтенанта Г. Хомзора. _

*

СЕМИНАР ПАРТОРГОВ

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). В соедине-
нии, где заместителем командира по поли-
тической части подполковник Рудь, -закон-
чил свою. работу семинар парторгов. На
семинаре были заслушаны’ доклады: «Ор-
ганизационная структура партийных органи-
заций в Красной Армии», «Как подгото-
вить и провести партийное собрание»,

«Боевое и политическое воспитание моло-

дежи» и др.

„Гвардии майор Попов поделился опытом
планирования партийной работь\ и сделал
разбор нескольких планов, составленных
парторгами. Капитан Васькин привел по-
‘учительные примеры из практики подго-
товки и проведения ротных партийных со-

Семинар парторгов явился хорошей шко-
лой для партийных работников соедине-
ния и помог им наметить конкретные за-
‘дачи в своей дальнейшей работе.

СОВЕТСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ —
ГРОЗА ДЛЯ НЕМЦЕВ

которой говорится: «Рады сообщить вам,
что в отражении бешеных атак противника
на Орловско-Курском и Белгородском на-
правлениях десятки артподразделений, сот-
ртиллеристов показали высокое ма-
Ч. Прекрасных ` результатов -доби-
лись, в частности, расчеты орудий ваших
конёфрукций. Командир орудия Вершинин
и наводчик Ладыгин уничтожили 14 не-
мецких танков, батарея под командованием
старшего лейтенанта Малинина в течение
нескольких часов уничтожила 30. немецких
танков, в том числе 14 «тигров».
ов, ответном письме фронтозикам-артилле-

ристам. тов, Грабин пожелал им дальней-
‘WAX боевых успехов и заверил, что совет-

ские конструкторы и заводы помогут до-
блестной Красной Армии обрушить на вра-
га, еще более сокрушительный огонь.
(ТАСС).

` РЕМОНТНИКИ ПОМОГАЮТ
ре _ ФРОНТУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 августа.
`(Спецкорр. ТАСС). Заслуженной славой
пользуется подвижная. мастерская по ре-
‘монту автотранспорта, где начальником
майор Соломянский. В период боев на
Орловско-Курском направлении мастерская
значительно перевыполняла увеличенный
командованием план ремонта.

`Мастерская, ee цехи работают точно по
графику. В установленные сроки, на на ми-
нуту позже, выходит из ремонта очеред-
ной автомобильный мотор.

Нередко мастерская извещает части о
досрочном выполнении их заказов. Растет
производительность труда. Вместо пола-
гающихся по норме 79 человеко-часов
сейчас затрачивается на ремонт мотора 40
человеко-часов.

Многие ремонтники этого замечательного
коллектива награждены орденами и меда-
лями Советского Союза.

ПОДВИГ ВОЕНВРАЧА
ДВОЕГЛАЗОВА

(По телеграфу от наш. корр.). Недавно в
№ полевой госпиталь был доставлен ране-
ный красноармеец Пономарев.
что дрался с немцами и в жаркой схватке
его ранило миной. Мина пронзила мягкие
ткани левого бедра с наружной стороны,
прошла около бедренной кости и, не разо-
рвавшись, застряла во входном отверстии.

Капитан медицинской службы Двоегла-
зов, взявшийся оказать помошь. раненому,
решил произвести рискованную операцию
Удалив всех из помещения, он положил
раненого на стол, потом повернул его на
правый бок и, осторожно врашая мину, из-
влек ее.

_ Вся эта операция была проведена Двое-
глазовым вблизи передовой позиции:

После из’ятия мнны раненый был отпра-
влен в полевой госпиталь.

В фонд здоровья защитников
родины

СТАЛИНГРАД, 13 августа. (ТАСС). Ты-
сячи колхозников области участвуют в
создании фонда здоровья защитников ро-
Anup. Поступили десятки тысяч литров
молока, тысячи килограммов мяса, масла,
сотни центнеров овощей и картофеля.
Колхозники Двойновского в Житеневского
сельсоветов, Ново-Николаевского района,
отправляют в госпитали 80 центнеров
картофеля нового урожая, 300 килограм-
мов фруктов, 600 литров молока. Члены
сельхозартелей «Красный пахарь», имени
ХУИ партс’езда, «Политотделец» вылелили
для усиления питания раненых бойцов 300
килограммов свинины, 25` килограммов сли-
вочного масла, много молока, яиц, овошей,
фруктов. Колхозник Алексиковской сель-
хозартели Стрывин отправил 30 кнлограм-
мов меда.

{

‘Герой Социалистического Труда В. Г.
Грабин полузал с фронта телеграмму, в.

Он только’

Передний край первого батальона прохо-
дих по извилиетому и крутому берегу уз-
кой, но капризной речки Быстрянки. Был
ранний час июльского утра. Над водой
плавала легкая дымка тумана. Везде были
видны следы недавно отгремевшего боя:
развороченные минами окопы, порванное
проволочное заграждение, груды убитых
немцев, не смогших войти на этот высо-
кий берег.

Вапитан Болотов, командир первого ба-
тальона,  нахолилея Ha
пункте, в небольшой землянке,  вырытой
прямо под корнями столетней сосны. Он
был грустен.

— Лейтенанта Покровцева в батальоне
нет, — тихо сказал он, — вчера его увез-
ли в госпиталь. Хорошо дрался, но по-
лучил четыре легких и два тяжелых ра-
нения. Я не знаю, будет ли жив. Вы
хотели с ним познакомиться? Как видите,
это невозможно. Но о его делах вы можете
узнать вот из этой тетради. В нее парторг
записывал всё самое сокровенное, чем он
дышал. Представьте, я даже не знал, не
замечал всего, что он делал, чем жил. И
только сейчас, прочтя эти записки, я понял,
какого помощника и друга лишился. Когда
вы прочтете его дневник, вы увидите...

Капитан Болотов вышел из землянки.

Мы стали читать записки парторга. Они
были немногословны, но дельны и волнова-
ли своей неподкупноетью, прямотой и го-
рячностью. Вот некоторые, наиболее харак-
терные выдержки из дневника парторга
батальона:

«23 июня. Понемногу начинаю знако-
ииться с народом. И чем более узнаю лю-
дей, тем больше мое сердие наполняется
гордостью за русекого солдата. До чего же
он хорош: честен, смел, прям и бесхит-

-] ростен! А работать с.ними веё-таки нало,

Цолитически воспитывать людей, направ-
лять все их силы и помыслы на разгром
врага — дело сложное. Но пословица го-
ворит: «Если взялся за гуж, не говори,
что не дюж». Значит, булем работать».

5 «25 июня. Сегодня, наконец, удалось
собрать всех парторгов рот и актив. Ниче-
го, народ хороший. Обеудили один вопрос
— о привлечении всех коммунистов к по-

вседневной политической работе с бойцами.

На совещании было высказано много дель-
ных предложений. Особенно мне понрави-
лось выступление старого коммуниста
красноармейца Мухина. Он сказал: «Хоро-
шо, если каждый коммунист будет рабо-
таль с определенной группой бойцов, изу-
чать их, вникать в их психологию, cae-
ANTS 34 HX политическим ростом, помогать
им во всем ий учиться у них. Такое по-
стоянное наблюдение за одними и чеми
же товарищами, не навязчивое, & умное и
чуткое, ласт несомненную пользу». Очень
верно сказано». :

«29 июня. Командир батальона усилен-
но занимается укреплением переднего края.
‘Надо сегодня же провести беседы с бой-
WaMu о стойкости в`обороне. Мне кажетея.
 возле правого ‘угла березовой рощи надо
установить противотанковое ружье или
два, Отеюда хорошо видно дорогу, идущую
к мосту через речку, и сам мост. В. слу-
чае, если немецкие танки пойдут к моету,
HX можно будет обстрелять из ружья. А
может быть, лучше поставить там даже
отдельное орудие? Поговорю с капитаном»

«1 июля. Был ‘на политинформации во
2-й роте. Не понравилось. Парторг Се-
керин читал быстро, как пономарь. Отба-
рабанил—и с плеч долой. А бойцам мно-
гое было непонятно: Сказал, ему, чтобы
так больше не делал».

«3 июля. Печальный факт: погиб в
развелке красноармеец-орленоносец Перегу-
дов. Сегодня же провести о нем беседу. А
его снайперскую винтовку № 56427 пере-
дать красноармейцу их же отделения —
Муратову. Он имеет несколько замечаний
за недисциплинированность. Думаю, эта
честь его исправит».

«4 июля. Вчера винтовку Перегудова на
собрании роты вручили Муратову. Парт-
орг Гривкин сказал неплохую речь. Мура-
тов был очень взволнован и дал слово
драться с честью, как подобает коммуни-
сту. Вечером привели пленного. Рассказал,
что немцы вот-вот булут наступать. Это
показание подтверждается другими сведе-
ниями. Ночь не спал: обходил все укреп-

наблюдательном.

На железнодорожном узле Красноград разрывы бэмб наблюдались среди скопив*
шихся здесь эшелонов. противника. В ‘результате прямого попадания бомбы в одия
из эшелонов произошел взрыв огромной силы. После этого взрыва возникли пожары
на всей территории железнодорожного узла.

Все наши °самолеты вернулись на свои базы.

ДНЕВНИЕ

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

«5 июля. Да, немцы начали васту-
пать. У нас пока тихо. Использую этот
перерыв, как должно. Мои парторги бесе-
довали © бойцами. Настроение у всех 0т-
личное. Говорят, стоять будем насмерть.
Чудесный народ!»

«7 июля. Сегодня немцы и на нашем
участке начали наступать. Это было Ha
рассвете. Шезли они здорово, но все их
атаки мы отбили. Сожгаи шесть танков, в
том числе одного «тигра». По этому по-
воду было много шуток.

— Напоролея немецкий «тигр» на рус-
ского медведя, — сказал Мухин.

Похоронили четырех бойцов, павших
геройски за родину. Провели митинги. Bee
были раетроганы. Оружие павших переда-
ли их товарищам».

«8 июля. Сегодня немцы снова по-
шли в атаку, но опять неудачно для них.
Мы их заставили залечь под огнем пуле-
метов, & затем откатяться. 3 вещевом мен:
ке раненого бойца Красухина нашли книги: -
«Записки охотника», «Евгений Онегин» и
«Гимназиеты» Гарина. Тут же обнару-
жили тетрадь со стихами Красухина. Стихи:
еще неуклюжие, но все они написаны о ра-
дости жизни, и в них много искренности.
За эту радость и сражался, как герой, Сер-
гей Красухин. Каждый наш боец воем
сердцем любит жизнь — семью, родные
места, русскую землю. И это желание жить
помогает нам побежлать смерть. Поэтому
то русский солдат так храбро бъетея за
свое право Ha светлую, своболную жизнь.
Мысль не новая- Но насколько она верна№.

«9 июля. Ранен в левую руку и доволь-
но сильно. Военфельдшер усиленно отеы-
лает меня в санбат, Но я упираюсь. Сей-
час никак нельзя. Такие горячие дни.
Вак-нибуль булу терпеть.

9-е вечер. Состоялось совещание о том,
каЕ вели себя коммунисты в этих боях.
Много поучительпого. Люди дрались, как
львы. Подробнее запишу после. Сейчас не
могу. Очень зол. Врасноармеец Судариков
возмутил меня своим поведением — заенул
на посту. Это в такие-то дни! Его посту=
пок немедленно обсудили на собрании взво-
ла. Он очень переживал. Думаю, что такие.
случаи больше не повторятся».

«10 июля. Сегодня день моего рож-
дения — исполнилось 32 года. Помню,
как раньше в этот ‘день мать угощала ме-
ня пирогами с яблоками. Очень вкусная
вещь! Улучил минутку, черкнул матери
письмо: Пусть старуха поралуется, что я
жив-здоров. Хотя здоров не очень: рука
мозжит, нет спасения.

Сержант-снайпер Березкин убил пятиде-
святого немца. Березкина надо представить
к награде. Доложу капитану. Пулеметчик.
Семенчук спросил меня: 2

— Скоро ли пойдем в наступление?

Я сказал, что скоро. Думаю, что
ошибся. К этому есть ряд предпосылок».

«11 июля. Вечер. Только сейчае : ¥3-
нал, что красноармейцы Лобов и Врестья-
нинов, находившиеся в разведке, попали
в окружение, убили до 20 гитлеровцев и,
умирая, кричали: «Да злдраветвует русская
земля!» Вот это богатыри! 0 их подвиге
уже провслили беседы в ротах. Многие
бойцы были растроганы хо слез. Олнако
никаких особых речей не ‘произносили. Но
по лицам, по глазам бойцов я видел и
понял, что ‘немцам Ha нашем участке не’
слобровать. Скорее бы в наступление. Но=
чью долго не. мог уснуть, пришел еще раз:
к твердому убежлению, что никорла не по-
гибнет, вечно булет стоять — цветущая и

H6-

благоуханная, обильная и несокрушимая,
радостная и справедливая — русская
земля !».

«12 июля. Капитан Болотов стал очень
бледен. Мало спит. Хороший командир.
У него много выдержки и стойкости.
Только хотел просмотреть газету, но нем-
цы опять завозились. Пойду посмотрю, в
чем дело...» а

На этом записи оборвались. Мы силели
молча, когда в землянку снова вошел ка-
питан Болотов. Взгаянув на нас, он ска-
зал:
— Вот вилите, товарищи, какого друга
я лишился. В батальоне его любили веё. _
Буквально все. :

Он положил на досчатый стол полевую
сумку п, вздохнув, добавил:
нем — серлце большевика.

В. КУРБАТОВ.

ления, толковал с коммунистами, с партор-

гами». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

из последней поты КЛЯТВА У ГРОБА ГЕРОЯ

В бою с врагом погиб ефрейтор Иван  зета, артиллеристы скрепили троекратных
Зулин. Он славился не только как перво-   салютом из винтовок. Затем на огневые

клаесный артиллерист-разведчик, но и как ! позиции подразделения была передана `
искусный и отважный снайпер, на` счету   команда:
которого было 135 уничтоженных немцев.  — За лучшего снайпера части ефрей-

Красноармейская газета «В бой за ро- тора Зулина, по фашистской нечисти, за-
дину» (редактор Н. Орлов) рассказывает! рядить! >
0 похоронах знатного воина: = Грянул залп. Снаряды полетели в логово

«..Один за другим мимо гроба Зулина врага, они несли смерть ненавиетным гит-
идут его боевые товарищи. Они про-  леровцам.
щаются с героем, склоняют перед ним «Друзья опустили тело героя в. мо-
головы, ‘провожают его в последний  гилу. На могиле уставовили памятник,
путь... на нем следующая надпись:

В полдень на батарее «Здесь похоронен коммунист снайпер
урный митинг». орденоносец Зулин Иван Петрович, пав-
Под заголовками  «ЁВлянемся тебе»,    ший смертью храбрых в боях с немецко-

«Прощай, товарищ», «Вперед к победе!»   фашистскими захватчиками. Тов. Зулин,
газета печатает выступления  артиллери- защищая ` социалистическую Родину,
стов над гробом павшего воина. Эти вы-  Истребил 135 гитлеровцев». .

ступдения полны суровой солдатской печа-  В том же номере газета сообщает, что
ли, они звучат как боевая клятва мести:  В Подразделения был выпущен «Боевой

‹...Ты, товарищ Зулин, заслужил от листок», посвященный памяти отважного
народа, от нас, воинов, всеобщий почет  снаипера. печатает теплую заметку снай-
и уважение. Мы навсегла сохраним   пера Чариева, вспоминающего о своем учи-
светлую память о тебе, герое отечествен- теле и боевом друге Зулине.
ной ВОЙНЫ. ° 3 Газета «В бой за родину» правильно
Ll aaa, oan canoe поступила, подробно рассказав о траурном.
Наши орудия наготове, мы еше сильнее  МИТИНГе и почестях, оказанных погибнему
будем бить немцев за тебя, наш герой воину. Этим она воспитывает у своих чи-
товарищ Зулин. тателей уважение к памяти товарища, пав-

шего в 00ях за отечество, чувство свя-

„.Наша клятва: смерть врагу!». B
Свою каятву, рассказывает далее га-’щенной мести к врагу.

состоялся тра-