ль

С
a

И

и,
pera}
AKOS, I

}

i

Ae
М Ц
М

petite
ВЫ
postu
iS BY
spy aM
ra ит

NARI fe
apriut
с №

ЗАВ,

ие
оба
ОВО
‘BIT ttt
antl, =
np Ios

И
{ОУ HF

Ти!
‚би
yout
peel

бы
ont ay
КОМА
И
yn
ort #

eft

if альным своим постановлением разрешил

„ди последнее время, распространять поста-

` тийности. Это. другое дело. “Речь идет. не

9. сентября 1943

г.. четверг. № 207 (5578).

О росте парторганизаций

Каждый день в ряды армейских партий-
ных организаций вливается новое пополне-
уие. И характерно, что наибольшее число
заявлений о желании. вступить в ряды
ВКП(б) ностунает не в те дни, когда на
фронте относительно тихо, а именно в
тот момент, когда боевая обстановка ста-
ловится острее, напряженнее. Это’ лишний
‘раз свидетельствует, как сильна у на-
ших воинов вера в большевистскую пар-
тию, вера в непобедимость знамени пар-
THK.

Бурный рост партийных рядов — яв-
ление бесспорно положительное. Однако
следует всегда помнить, что такой’ рост
пред’являет ` повышенные требования к
партийным организациям. Нервое из них
— 910 самое пристальное наблюдение за
тем, чтобы в наш партийный дом вместе с
тысячами доетойных, действительно пере-
ловых людей не просочились бы случай-
лые, карьеристские и даже, может быть,
враждебные элементы. Надо уметь отобрать
из огромной массы бойцов и командиров,
хелающих вступить в ВКПСб), только та-
ких, в преданности которых нет и не мо-
хит быть никаких сомнений.

В сожалению, MEI He можем еще ска-
зать, что это важнейшее требование вы-
полняется у нас везде с безукоризненной
точностью. В некоторых парторганизациях
к приему в партию новых товарищей под-
ходят недостаточно серьезно.

Известно, что по уставу ВКИ(б) каждый
вновь вступающий в. партию обязан пред-
ставить рекомендации от трех членов пар-
тии, имеющих 3-летний партийный стаж
п знающих рекомендуемого по совместной
работе не менее года. Исключение допу-
скается лишь для людей. 060бо отличив-
шихся в боях. Таких ЦЕ ВКП(б) специ-

принимать при наличин у них рекоменда-.
ций трех членов партии, имеющих годич-
ный партийный стаж и знающих реко-
мендуемого по совместной работе менее од-
ного года.

Лочему появилось это постановление?
Чех оно было вызвано? Отиюдь не тем,
что, мол, в действующей армии можно
быть не столь строгим, не столь щепе-
тильным при отборе в партию новых това-
pulled. Здесь имелось в виду только то, что
в боевой обстановке на глубокое изучение
человека требуется гораздо более короткий
срок, нежели в обстановке тыловой. Про-
верка боем — самый лучший способ про-
верки людей, их убеждениости в правоте
нашего дела, их преданности партии. Й
тот, кто прошел эту проверку с честью,
тот, кто действительно 060бо отличился в
схватке с врагом, безусловно вправе пре-
тендовать на большее доверие со стороны
партийной организации при решении во-
проеа 0 приеме его в ряды. ВЕН(б). На
этих-то именно товарищей, и только на
них, целиком распространяется постанов-
ление ЦК ВЕКПСб) от 19 августа 1941 то-
31а. Что же. касается всех остальных на-
ших бойцов и офицеров, то для AEX
остаются в силе уставные требования.

А что мы вилим норой в действитель-
ности” В действительности ‘некоторые
парторганизации и даже политорганы ста-

новление ЦК на каждого военнослужаще-
го действующей армии. Больше того, на
основании постановления ЦК у нас стали
принимать в партию даже бойцов. запас-
ных частей. Bef

(пору нет, исключения могут быть. Й
в запаеной части может оказаться боец,
прибывший из действующей армии ©
соответствующими документами © TOM,
что он подавал заявление в партию еще
будучи на фронте, имел. все основания
быть принятым, как отличившийся, но
в силу каких-то обстоятельств не успел
ховести до конца оформление своей пар-

0 таких случаях, а 0: том, что иногда в
запасных частях допускают отклонения
от уставных требований при приеме в
партию только потому, что — подав-
ий заявление прибыл из другой части ий
утлерждает, что эта часть была на фрон-
те и он. булучи там, принимал участие
в боях. «Подобную практику нельзя рас-
‘матривать иначе, как грубое извращение
указаний партий:

Или взять такой пример» Политотдел од-
ной из армий дал Указание - всем парторга-
низациям и подчиненным ему политорга-
нам дивизий в срочном порядке раесмот-
реть вопрос о приеме в члены партии
всех прибывших из других частей канди-
латов со стажем, превышающим три ме-
сяца. Конечно, в подавляющем большин-
стве организаций эта явно ошибочная ди-
ректива вызвала только медоумение. Нэ
кое-где нашлись всё же ревностные. ез
исполнители и с быстротой необычайной
отштамповали несколько решений о прие-
ме в члены партии совершенно иеизвеет-
ных им товарищей на том только’ основа-
нии, что у последних кандидатский стаж
превышает три месяца.

два ли стоит здесь доказывать, сколь
вреден такой механический, огульный под:
ход ко всем кандидатам. Далеко He каж-
дый кандидат, даже. из чиела. 0с0бо от-
личившихся › в 0б0ю, может быть при-
HAT в члены партии по истечении трех-
месячного срока. Кандидатский стаж —
не пустая формальность. И если за это
время парторганизация” не сумела” поче-
му-либо провести с кандидатом соответ-
ствующую воспитательную работу, не про-
верила в достаточной степени ero лич-
ных качеств, она вИраве и даже обязана
воздержаться от опрометчивого решения.
Тем более” недопустимо решать вопрос о
приеме из. кандидатов в члепы ВКП(б) че-
ловека, только что прибывшего из другой
части и не имеющего при себе никаких
документальных подтверждений ни о боевой
своей деятельности, ни о степени своего
участия в партийной работе.

Там, тде отступают от этого правила,
отступают -от уставных. требований, не-
правильно толкуют постановление Цен-
трального Комитета от 19 августа 1941
года; ряды партийных организаций неиз-
бежно засоряются людьми недостойными,
от которых очень скоро приходитея оево-
бождаться.  Здесь можно сослаться хотя
бы на одно. из соединений Северо-Западно-
го фронта. За последние 6 месяцев парт-
комиссия этого еоединения исключила He
партии 13 человек. И характерно, что сре-
ди них нет ни одного такого, который со:
стоял бы в партии дольше 4 месяцев.
Больше того, в числе этих 13 оказались
люди, не успевшие еше внести членских
взносов за первый месяц. Факт поистине
возмутительный — вчера человека при-
няли в партию, а сегодня уже ‘исключа-
ют. Причем исключают не зря, исключают
потому, что убеждаются в глубокой анти-
партийности этого человека. Но выводов
для себя на будущее не делают никаких

‘H на завтра опять принимают в партию

любого и каждого, кто только подаст за-
явление, без достаточной предварительной.
проверки, без индивидуального отбора.

Й такие случаи не единичны. Далеко че
все наши политические работники, не все
партийные организации серьезно анализи-
руют статистику роста партийных рядов,
статистику всякого рода партийных взы-
сканий и ставят перед собой вопрое —
за счет кого мы растем, кто идет в пар-
тию, кто хочет быть коммунистом?

В свое время у нас часто практикова-
лась. постановка. на партсобраниях и бюро
докладов секретарей парткомисеий о вы-
водах, которые вытекают из грассмотрен-
ных ими дел о приеме в партию или ис-
ключении из нее. Надо возродить эту хо-
рошую традицию. Такие доклады имеют
большое воспитательное значение.

Из всего сказанного отнюдь не следует,
что сейчае надо ставить какие-то
искусственные рогатки на пути 00й-
цам и офицерам, желающим вступить в
ряды ВКП(б). Такой вывод был бы глубо-
ко ошибочен. Речь, повторяем, идет о, не-
допустимости огульного подхола к людям.
о недопустимости каких бы то ни было
нарушений устава партии и‘ постановле-
ний ЦК ВКП(б).

Строгий индивидуальный подход к лю-
дям при приеме их в партию был, есть
и должен быть незыблемым нашим зако-
ном. Только при строгом соблюдении это-
го закона можно быть снокойным за чи-
стоту партийных рядов.

Полковник В. КРАСКЕВИЧ.

ВЕ Е

Брусилов как полководец

(К 90-летию со дня рождения).

1 сентября исполнилось 90 лет со лия

рождения замечательного русского полко-
водна Алекоея Алексеевича Брусилова.
Выдающийся военный теоретик и прак-
тик, Брусилов всю свою кипучую энергию,
тлубокие знания, ресь свой замечательный
талант военачальника отдал на служение
русской армии. Воспитанный на бессмерт-
ных идеях гениального Суворова, Бруси-
лов стремился и в мирной и в боевой об-
остановке проводить в жизнь суворовекую
«науку побеждать».

Боевое крещение и первые свои три
ордена (из общего количества 35) Бруси-
лов получил в войну 1877—78 гт., в ко-
торой он участвовал в качестве офицера
15 Тверского драгунского полка. Упорно
работая над собой, повседневно совершен-
ствуя свои знания, Брусилов, ставший
ним из образованнейших военяых дея-
телей своего времени, воспитал ие одно
поколение кавалеристов и значительно
способствовал развитию русской  кавале-
рии.

После Октябрьской революции Брусилов
посвятил свои силы делу укрепления мо-
щи Красной Армии. К концу своей бле-
стящей воспной деятельности Брусилов
занимал в Красной Армии должность ии-
спектора кавалерии.

Полководческое искусство Брусилова
особенно ярко проявилось в период его
командования 8-й армией, а затем Юго-
Западным фронтом в войну 1914—1918 тг.
8-я армия, которой командовал Брусилов

6 начала войны, пахолилась на - крайнем,

леном фланге всего русского Фронта. 5-я
армия содействовала захвату Львова,
выдержала упорные бои с аветро-венграми
из р. Берешипа и приняла участие В
преследовании отступающих армий против-

ника, выйля в октябре 1914 г. в район

Дуклы (Карпаты). Злесь она отбила ярост-
ные атаки  австро-венгерских о
стремившихся снять осаду © Церемышля,
который был взят`русскими 22 марта
1915 г.

войск,

замечательную по глу-
бине и лаконичности оценку этого важ-
нейшего нериода первой мировой войны:
«С начала войны, — пишет он, —— чтобы
спасти Франйию, Николай Николаевич со-
вершенно правильно решил нарушить вы-
работанный раньше план войны и быстро
нерейти в наступление, не ожидая оконча-
ния сосредоточения и развертывания ар-
мий. Потом это ставилось ему.в вину,
но в действительности это было’ един-
ственное верное решение». Русское глав-
нокомандование руководствовалось  тре-
бовавиями  общесоюзной стратегии и
потому пошло на недостаточно обеспечен-
ные операции по расходящимея  страте-
тическим направлениям. Следует признать,

Брусилов дает

что русское наступление в Восточную
Пруссию,  Ивангород-Варшавская о оперз-
ция, наконец занятие  Талиции, —

независимо от последовавших событий вы-
полнили основиую стратегическую задачу:
они приковывали к русскому фронту всё
более крупные силы . аветро-германской
коалиции, которой были нанесены .тяже-
лые поражения; этим была оказана
решительная помощь союзникам.

Виднейшее место во всей истории прош-
лой мировой войны занимает знаменитый
Врусиловекий прорыв.

Уже после смерти Брусилова вышел
Х том немецкой офипиальной истории миро-
вой войны, издалной военяым миниетер-
ством. В этом томе последствия брусилев-
ского ‘наступления вырисовываются во
всей их широте. Стратегическая ситуация
австро-германского блока, сложившаяся в
августе” 1916 года в приведшая к отре-
шению Фалькенгайна oT носта начальни-
ка генштаба (фактически руководителя
операций сухопутных армий Германии),
была очень серьезной. Это выражалось
в слелующем: во-первых, брусиловекое
наступление привело к краху
тельных плапов скак  германекого (Вер-
м па Италию); во-вторых, Германия
оказалась вовлеченной

‚Киршанов, Чистяков, Ермолаев и другие.

ваступа-
так и австро-венгерского (насту-

в три одновремен- Сомиа, где ожидалось наступление

КРАСНАЯ ЗСЕЗДА

а ———ы —ы—ы—ы———ы——ю—ю—————ы—е——_.—.—“—»_»—_—_—_„ sic.

‚ОРЛОВСКАЯ БИТВА«

(Новый документальный кинофильм. Авторы ‘фильма — режиссеры Р. Гиков,

Л. Степанова)

Вчера на экранах Москвы‘ начал демон-
стрироваться новый документальный фильм
«Орловская битва». Несомненно, этой. кар-
тине обеспечен успех у. советского зри-
теля. Блестящая победа Красной Армии,
разгромившей Орловскую группировку нем-
цев и ликвидировавшей знаменитый Орлов:
ский плацдарм, привлекает. к себе всеоб-
щее внимание как у нас. в стране, так и
за границей’ После войны историки тща:
тельно. изучат эту славную операцию и
воздадут должное и мужеству советских
воинов и искусству советских полководцев
Кинокартина «Орловская битва» призвана
донести до зрителя’ доблесть и упорство
советских воинов, рассказать об их трудах
и рвеним, поведать правду об одном из
самых крупных сражений Отечественной
войны. 1

Когда смотришь этот фильм, невольно
испытываешь чувство гордости за свою
страну, за свой народ, за родную армию.
Под Орлом нашим войскам противостоял
сильный противник. Вмонтированные в Kap-
тину кадры из немецкой кинохроники по-
казывают неприятельскую армию во всем ее
техническом оснащении. Отборные гитле-
ровские головорезы защищали подступы к
Орлу. К их услугам была вся mMorymect-
венная техника, созданная в арсеналах
Евроны. Когда движутся. бесконечные ко-
лонны немецких танков или марширует по
дороге немецкая пехота, кажется, что’ это
сила, которую трудно остановить. Олнако
наша армия не только остановила немцев,
но и разгромила их вдребезги, вынудив
очистить Орловский плацдарм, который
гитлеровские пропагандисты именовали не-
приступной крепостью.

Документальный кинофильм «Орловская
битва» наглядно показывает могущество
Красной Армии: нашу несравненную артил-
лерию во’ всей ее грозной силе, страшную
для неприятеля, нашу пехоту, несокруши-
мую в обороне и стремительную в насту-
плении, пехоту, овладевшую трудным
искусством современного боя, наши танко-
вые войска, ставшие грозой немцев, умею-
щие маневрировать и наносить врагу вне-
запные удары, наших бронебойщиков, тер-
пеливо поджидающих добычу и меткими
выстрелами поражающих немецкие танки,
наших летчиков, завоевавших превосход-
ств$ в воздухе своим несравненным ма-
стерством, отвагой и мужеством.

Решительный вид наших смелых во-
HHOB, способных преодолеть любые пре-
пятствия, испытанных и закаленных все-
ми видами опасностей, радует и восхищает
больше, может быть, нежели та могучая
техника, которая нахолится в распоряже-
нии наших бойцов. Ибо какая бы ни.была
техника, всё ^ равно основной пружиной
победы был, есть и будет. человек.

Наш боец воюет a it OH защищает

—

родную. землю, он охвачен стремлением во
что бы то ни стало’ разгромить немца и
прогнать его ‘из пределов родины в
этом его главная сила. Он защищает оте-
чество, он обороняет ‘родной дом, он пре-
исполнен благородных патриотических по-
рывов — и этим он страшен для немец-

‚ких разбойников.

Прекрасна орловская земля, воспетая
Тургеневым, широки орловские просторы с
их тихими рощами и ‘живописными дере-
вушками, утопающими в зелени буйных са-
дов, с ее медлительными реками, проте-
кающими вдоль чистых песчаных берегов.
Такую землю- нельзя не ‘любить. Война
испепелила деревни. “Черный дым пожа-
риш стелется по полям. Города лежат
в развалинах. Но мы знаем, земля эта ста-
ла снова нашей, и мы возродим ее к
жизни.

..Beé дальше на запад идут советские
войска, и вот они уже на подступах к
Орлу. С ближайших холмов уже виден
Орел в дыму и пламени. Фильм прекрасно
передает возрастающую ярость битвы, оже-
сточение последних схваток, стремительное
дзижение танков и конницыр—и вот город
в, наших ‘руках. Жители устремляются
навстречу своим освободителям. “Слезы ра-
дости, об’ятия, поцелуи, цветы — всё сли-
вается в единую симфонию всенародного
торжества.

Фильм, запечатлевший волнующие сцены
освобождения, останется ярким документом
наших героических дней, полных грозных и
величественных событий. Измученные лю-
ди, освобожденные из немецкой ‘тюрьмы,
еле бредут навстречу советским воинам.
Но сколько радости в их лицах, как го-
рят их глаза’ какая радость ощущается в
каждом движении! Ударом ‘приклада боец
сбивает ‘вывеску у дверей германской ко-
мендатуры. Лихой автоматчик с восторгом
рвет в клочья фашистский, флаг со сва-
стикой. Пожилой майор, идущий впереди
колонны войск, несет в руках огромную
охапку цветов, и лицо его сияет от ра-
дости, — все эти кадры и им подобные
надолго останутся в памяти зрителя.

Орловская битва закончена, Орел взят.
Войска проходят через город и идут даль-
ше на запад, к новым боям и новой
славе. :

За годы Отечественной войны советская
кинематография создала несколько пре-
красных документальных фильмов, расска-
зывающих точным, простым и мужествен-
ным языком кинодокумента о силё и храб-
рости советских людей, защищающих свое
отечество с беззаветной отвагой.

Кинофильм «Орловская битва» займет
подобающее ему место рядом с такими
картинами, как «Разгром немцев под Мо-

сквой» и «Сталинград». :
Н. КРУЖКОВ.

a

Указом Президиума Верховного Совета
СССР краснознаменный военный факультет
имени В. И. Левина Государственного
института физической культуры имени
Сталина награжден орденом Красного
Знамени. Факультет награжден за выдаю-
шиеся успехи в подготовке для Красной
Армии кадров командиров — специалистов
физкультуры и непосредственное участие в
боях за родину. i

Факультет возник в июле. 1918 года на
базе, бывшей Главной офицерской гимна-
стическо-фехтовальной школы в Петрогра-
де. Воспитанники факультета в 1919 году
защищали город Ленина.от банд Юденича.
За исключительное мужество и храбрость,
проявленные в 1921 году при- овладении
крепостью и городом Кронштадтом, фа-
культет был награжден Красным знаменем.

Велика роль и значение факультета в
деле развития физкультурного движения в
нашей стране. Имена многих преподавате-
лей и воспитанников факультета широко
известны спортивному миру. Среди перво-
классных спортсменов — Корниенко и По-
танин — чемпионы по бегу на короткие
дистанции, Ванин — рекордсмен по бегу на
10 километров, боксер Градополов, неодно-

_^ Орденоносный факультет

кратнозвыходивший победителем на между-
народных встречах, Демин — рекордсмен
СССР по десятиборью и многие другие.
В период великой отечественной войны
факультет основное внимание уделяет под-
готовке командиров — лыжников, авто-
матчиков, истребителей танков. Преподава-
тели- и слушатели факультета являются
инструкторами фронтовых и запасных ча-
стей, военных училищ, курсов. Они обу-
чают командный состав и бойцов отлично
владеть автоматическим оружием, технике,
рукопашного боя, гранатометания, лыжного
дела, переправам вплавь, тактике мелких
подразделений. =
`В связи с 25-летием факультета Прези-
диум: Верховного Совета СССР наградил
группу работников орденами и: медалями.
Среди награжденвых — начальник кафедры
гимнастики, бывший чемпион Красной Ар-
мии подполковник Темников, препбдава-
тель рукопашного боя, несколько лет дер-
жавший первенство СССР по эспадрону и
шпаге, подполковник Мордовин и другне.
В связи с награждением факультета со-
стоялся торжественный митинг личного ‘со-

1 става. ‘

СБОР ПОВАРОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября.  Младший лейтенант Анурин и повар-ин-

торой командует тов. Стариков, проявляют
большую заботу о питании бойпов. Для
обмена опытом работников питания был
на-днях проведен сбор поваров. На сбор
были вызваны с передовых Позиций повара

(По телеграфу от наш. корр.). В части, Е

но тяжелых сражения (Верден, Comma,

структор Кравцов рассказали собравшимся,
как нужно готовить вкусную пишу в по-
левых условиях.

После сбора повара были приглашены в
образцовую полевую кухню, где им было
практически показано, как следуёт гото-
вить разнообразные блюда из овощей,

4: 2 2
тличан. — М. Г.). То, что по образу мы-

брусиловекое наступление); в-третьих, Ав-  слей генерала Фалькенгайна считаловь по-

етро-Венгрия находилась перед лицом
полного разгрома; в-четвертых, против
Румынии, вступившей в войну на сторо-
не союзников в результате брусиловского
паступления, аветро-германцы ме иогли

первомачально выбтавить ни одной пол- .

постью боеспособмой дивизии.

12 августа 1916 года  генерал-фельд-
маршал Гинденбург, которому в начале
этого месяна было передано командование
всем Восточпым фронтом (включая и ав-
стрэ-венгерские армии),  телеграфировал
кайзеру: «Находящиеся в моем распоряже-
нии войска на юго-востоке недостаточны,
чтобы удержать положение, не говоря уже
9 том, чтобы его восстановить. Решение
исхода войны лежит теперь. има юго-восто-
ке».

Неменкий официальный труд в следую-
щих выражениях описывает воздействие
брусилевского наступления: «Тогда сверк-
нула внезанно молния на отдаленном тре-
тьем участке (первые два —— Верден и
ав-

чти невозможным, свершилось с иеожи-
данностью и очевидностью опустошитель-
ного явления природы, Русское войско
явило, столь разительное доказательство
живущей в нем наступательной мощи, что
внезапно и непосредственно все тяжелые,
казалось бы давно уже преодоленные опас-
ности войны на нескольких ‘фронтах
всплыли во всей их прежней силе и ост-
роте» («Мировая война», т. Х, стр. 674).

Брусиловское наступление, — как от-
мечалось в том же труде, — оказало са-
мое тяжелое потрясение, которое выпада-
ло до того ва долю
войска.

Что же следовало сделать для исполь-
зовамия столь благоприятной для союз-
ников стралегической обстановки? Надо
было довершить успехи брусиловского на-
стунления на южном фланге. Для этого
требовались об’единенные активные опера-
ции союзников как на русском и румын-
ском, так и на балканском, а также
итальянском фронтах. Общее рептительное
наступление на Аветро-Венгрию несомнен-
но уже в 1916 году привело бы в ее
полному краху. В условиях прошлой вой-
ны этот крах певлек бы за собой и быст-
рое поражение Германии, резервы которой

` были истощены борьбой на Западном и

Восточнох фронтах, & экономическое по-
ложение до крайности тяжелым.

Но этого 0б’единенного наступления на
Австро-Венгрию. не получилось. На Бал-
канах наступление союзников опоздало и
Кончилось неудачей. Германия восНользо-
валась бездеятельностью свбих нротивни-
ков и, взяв инициативу в свои руки, вы-
вела Румынию из строя. Русский фронт
Удлинилея xo Черного моря. Блестящие
возможноети не были использованы в0-
время, и это привело к затяжке войны
еще на два года. а

Брусиловское наступление приобрело
мировую известность не случайно. Даже
с учетом того, что его результаты не бы-
ли использованы, как должно, в 1916 г.,
оно оказало огромное воздействие на ход
й исход первой мировой войпы. Исторг-
ческое исследование с несомненностью до-
казало, что именно в 1916 г. были по-

австро-вентерского.

Горе невольницп

Передо мной десяток открыток. Это
письма украинских девушек, насильно
увезенных в Германию. Из Франкфурта,
из Берлина, из Кюстрина — из лагерей.
Письма адресованы в сёла Западной
Украины. Они прошли ‘через немецкую
цензуру. В них многого не скажешь, нов
них столько горя, что я не могу их спо-
KOHHO читать: горькими слезами плачет
Украина. -

Девушку Ярину Р. забрали. На ee
груди печатный ярлык с номером — для
дороги. Еще недавно она была Яриной. У
нее была мамочка и тетя и друг Оланас.
Теперь она невольница номер 558271:
Нолмиллиона украинских девушек уже
проследовали в неволю. Кула ее везут? Bo
Франкфурт-на-Майне. Там на военном за-
воде украинские девушки должны — изго-

х «Я сейчас еще жива и здорова. Ив
знаю, что будет. Ходим во всем своем;
одежды нам не дают».

«Вы пишете, что послали восемь посыа
лок, но я их еще не получила. Не roe
рюйте обо мне, я еще здорова, а такого
я вам не желаю; такого желаю тем, кто
меня сюда привезли». }

Девушки томятея, как птицы в клетке,
Они пишут на казенных немецких открыт-
ках глубоко человеческие слова. Вздыхает
Мария Н.:` «Лети, мой листок, на далекий
восток, лети меж облаками...». Но самые
трогательные, самые печальные письма
пинтет Ярина, вот эта, с биркой на груди:

«Я думала, что мы с тобой никогда He
расстанемся, а нас разлучили злые люди.
Даже скотина колотитея, когда выгомишь
ев из родного села. Так и люди теперь...

товлять снаряды. Может быть один из
этих снарядов убьет Опанаса...

«Нае девушек 1500. Больше всего
украинок, есть из Югославии, есть бол-
тарки и польки». :

«Здесь мы, украинки. Около нашего
лагеря лагерь литовских девушек. А за
ним — для. русских».

«Встаем мы на работу в половинё пее-
стого утра. В десять часов вечера стираем
наши платья».

«Дорогие мои, если нет у вас хлеба,
пошлите мне крупы. Раньше хозяин лаге-
ря не позволял варить, а тенерь можно.
Некоторые девушки варят кашу. Хотелось
бы мне после восьми месяцев поесть... 0,
если бы вы знали про наше житье!..».

Девушка Федося пишет: «Добрый ве-
чер, тату и мама! Вы пишете, что я вам
только десять слов пишу. 0х, дорогие
родители, если бы можно было писать,
написала бы много! Но открыток нам не
дают, а письма не принимают. Вы пише-
те, когда я к вам приеду. Я знаю, когда
меня сюда привезли, а когда выпустят,
один бог знает». : me

Ярина хотела послать маме фотографию.
В январе она писала: «Хочу приелать вам
карточку, только русских здесь не енима-
ют». Наконец Ярине повезло: ее сняли.
Вот она на фотографии -— невольница с
биркой на груди: «Ост». Фотография до-
шла до украинского села, и в марте Яри-
на пишет матери: «Вы спрашиваете, что
у меня за бумажка на платье. Мы это не
носим по свой воле, нас заставляют это
носить».

Девушки пишут осторожно: детские
уловки. Но видимо, у немецких цензоров
слишком много работы: открытки дошли.

Вот придет лето, тепло у вас будет, ве-
село, птатнки запоют, только слушай, да и
зозуля закукует. А здесь нет пташек ни
летом, ни зимой». Еще пронзительней зву-
чат ‘эти слова по-украински: «А тут нема
якого пташетва Hi том, Hi simon».
Большой немецкий город. Большие за-
воды. По мостовой ведут невольниц. Нем-
ки смотрят, издеваются. Немцы подтонязют:
ну, живей! Кривляются на домах готиче-
ские буквы. Идет Ярина. На груди у нсе
бирка. В груди великое, неизбывное горе.
Хоть бы долетела сюда маленькая пичуга
оттуда, с востока. Хоть бы прошебетала
она про далекую Украину. Но кругом всё
чужое; всё непонятное. Или живее, неволь-
ница! Гитлеру нужны снаряды, чтобы
убить Опанаса, чтобы терзать родную
Волынь. 7
Виселицы страшнее этих открыток.
Тела истерзанных потрясают болыне, чем
слезы. Но. не скрою — для меня rope
Ярины ужаеней всех пыток. Немцы над-
ругались над юными душами. Они раслеп-
тали самое сокровенное: право чело-
века. умереть на своей земле. Ilycrh He
попытаются завтра тюремщики Ярииы
прикинутьея людьми. Мы вепомним тими-
ну отромных. лагерей, где глотали слезы
невольницы.- Страшное проклятье повиенет
над землей тюремшиков: проклятье ти-
птины. Молча пройдет по широким ули-
цам Германии справедливость. Может быть
сейчас в лесах Шварцвальда и Гарца еще
чирикают птицы. Wx не слыхала Ярина.
Их- не слышат невольницы. Да улетят
птицы из проклятого неба. Да не будет
У тюремщиков слов, ни слов, ни имени:

только номера.
Илья ЭРЕНБУРГ.

«АГИТАТОР И ПРОПАГАНДИСТ КРАСНОЙ АРМИИ», № 13—14

Вышел из печати журнал «Агитатор и
пропагандист Красной Армии», № 13—14.
СОДЕРЖАНИЕ: Приказ Верховного Глав-
нокомандующего — Маршала Советского
Союза И. Сталина от 24 июля 1943 г.
Приказ Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского’ Союза И. Сталина
от 5 августа 1943 г. Ликвидация Орлов-
ского плацдарма немцев и взятие советс-
кими войсками городов Орла и Белгорода.

Генерал-майор И. Шикин — За глубокое
изучение книги товарища Сталина. Г. Гак—
Мошное оружие победы. Полковник

дорваны в корне мощь и моральная ус-
тойчивость не только аветро-венгерекого,
но и германекого войска. Без” этого уело-
вия невозможна была бы победа союзнико
в 1918 году.
Брусилов — крупнейший полководец
первой мировой войны. Взгляды Брусилова
на ведение операций, ето методы и прие-
мы имеют большую ценность и для наших
дней, несмотря на. коренные изменения в
характере боевых действий и операций.
Брусилов несомненно является продол-
жателем традиций русского военного ив-
кусства, проникнутого суворовским духом
маневра. Этому не противоречит то, что,
скажем, в своих «Воспоминаниях» он уде-
ляет столько места вопросам позиционной
войны, в условиях которой ему довелось
руководить войсками. Какую цену могут
иметь самые лучшие замыслы оперативно-
то маневра, если полководец не учитывает
конкретных особенностей войны? Замеча-
тельный успех брусиловского наступления
в 1916 тоду об’яеняется именно глубоким
пониманием особенностей этого этапа вой-
НЫ.
С огромным интересом читаются сейчае
страницы воспоминаний Брусилова, где ав-
тор говорит 0 зарождении позиционных
форм еще в войне 1905—1906 тг. Его
едкая критика германского генштаба, по-
строившего свои планы на том, что не-
мецкие войска «быстрыми и ногучими уда-
рами» сокрушат сначала один, а затем и
другой вражеский фронт,. выразительно
звучит и в наши дни. Постепенно на рус-
ском фронте война из маневренной превра-
шалась в позиционную. С присущей ему
трезвостью мысли Брусилов воспринял по-
зиционную войну как факт, изучил ее 0со-
бенностни и создал стройную и закончен-
ную теорию прорыва, как средства wepe-
хода к маневренным действиям: Для эпо-
хи первой . мировой войны невозможно
указать другого полководца, который бы
так ясно и последовательно мыелил по
этому важнейшему вопросу тактики и
оперативного искусства того периода. Бру-
силов отверг обычный тогда метод про-
рыва на одном участке, так как при этом
невозможно достичь внезапности и не до-
пустить сосредоточения противником ре-

Ф. Горохов — Офицер — воспитатель дис
циплины, носитель твердого воинского по-
рядка. ‘

БМЕН ОПЫТОМ: Полковник И. Стрель-
ников — Как мы организуем изучение
книги товарища Сталина. Генерал-майор
И. Васильев — Коммунисты в боях за
Сталинград: Генерал-майор В. Веселов —
Листовка и брошюра на фронте, А. Ши-
пов — Патриотические письма.

ФАКТЫ, ЦИФРЫ, ДОКУМЕНТЫ. Сла-
ва героев-патриотов бессмертна.

зервов к пункту атаки. Брусилов выдви-
нул метод одиовременного прорыва на не-
скольких участках фронта с целью рас-

щепления внимания и сил противника.
Подготовка и осуществление Брусиловеко-
то прорыва неоднократно описаны в нашей
литературе, но лучшим описапием остает-
ся всё же то, которое принадлежит самому
Брусилову.

Сохраняют ли его взгляхы на прорыв и
приемы осуществления свою силу и в на-
ше время? Нам кажется, что сам Брусилов
возразил бы против такой постановки во-
проса, ибо он учил конкретной оценке осо-
бенностей всякой войны и ее этапов. He
говоря о танках и авиации, дающих в0з-
можноеть нового разрешения проблемы раз-
БИТНЯ тактического уснеха при прорыве в
оперативный, даже артиллерия, на кото-
рой базировался Брусиловский прорыв,

шагнула теперь далеко внеред. Красная
Армия поднялась на высшую ступень
мастерства в искусстве прорыва, которым

отличились брусиловские войска в 1916 г.
В кампании 1942-1943 гг. брусиловекая
идея взлома фронта рядом ударов далеко
превзойдена. В прорывах Красной Армии,
LOCYHIGCTBHCHHBIX по тениальному сталин-
CKOMY замыслу, есть новая ‘и совершенно
оригинальная черта: тактический прорыв
сочетается злёсь с глубокой стратегиче-
ской идеей — выхода на коммуникации
противника, непрерывного нарастания уг-
розы его.тылам, окружения и уничтожения
вражеских группировок. Операции Красной
Армии составили ряд последовательных
прорывов, каждый из которых усугублял и
развивал действие предыдущего, что при-
вело немецкое командование к разброска
резервов ‘и сковыванию их. В результате
@ронт был взломан на гигантеком протя-
жении в 1.500 км. с продвижением на
больную глубину — на ряде участков —
свыше 600—700 км.

`В ‘дни. Великой Отечественной войны
мы © глубоким уважением чтям память
того, кто в тяжелые годы прошлой войны
сумел с достоинством поддержать честь и
славу русской армии и вписать немеркну-
щие страницы в историю ее боевых дея-

ний.
Генерал-майор М. ГАЛАКТИОНОВ.