wy

ПЕТР pe о рези TESTES BERTI IDOLE BG TE EYEE EES ITP TEL ST IED IT IE EEE LE EES SE SE SE EPEAT ИИА

Выступление Черчилля в Квебеке

Лондон, 31 августа. (ТАСС). Агент-

ство Рейтер передает выступление Чер-
чилля по радио в Квебеке. .

В начале своей речи Черчилль выразил
что президент

свое удовлетворение тем,
Рузвельт предложил в качестве места
встречи Квебек — столицу н центр Фран-

цузской Канады, где «уместно вспомнить о

французском народе в его горе, предпри-
нять новые мероприятия для его освобо-
ждения и направить ему привет через
океан». Черчилль заявил, что со времени
англо-французского соглашения 1904 года
он всегда действовал вместе с французами.
Ок выразил уверенность в том, что Фран-
ция снова воспрянет, как свободная, еди-
ная и независимая страна. :
Черчилль отметил, что Канада сделала
большой вклад «в об’единенные усилия
Британского содружества наций и империи
в эти труднейшие времена». «В ходе этой
войны, — сказал Черчилль, — Канада ста-
‚ ла важной морской страной, строящей мно-
жество военных и торговых кораблей, из
которых некоторые строятся в тысячах ки-
лометров внутри страны, и Канада посы-
лает эти корабли с командами крепких мо-
ряков охранять караваны в Атлантике я
наш жизненный торговый путь через
скеан. Канадская промышленность боепри-
пасов играет важнейшую роль в нашей
военной экономике, И, наконец, отнюдь не
меньшее значение, безусловно, имеет то
обстоятельство, что Канада сняла с Анг-
лий то, что иначе считалось бы долгом за
‘sta боеприпасы, на сумму,
2 млрд. долларов».

«Я, — продолжал Черчилль, — упомя-
нул о соглашении; которое. Англия заклю-
чила с Францией почти 40 лет тому на-
зад. До сего времени мы придерживались
его и будем придерживаться с неуклонной
верностью. Существует другая великая
страна, с которой мы заключили торже-
ственный договор. Мы заключили договор
доброй воли и взаимной помощи с Совет-
ской Россией сроком на 20 лет. Вы мо-
жете быть уверены в том, что мы, англи-
чане, исполнены решимости сделать всё от
кас зависящее, чтобы выполнить этот до-
говор со всей нашей силой и национальной
твердостью. Для России было бы неулобно
иметь своего представителя на ‘этом англо-
американском совещании, которое, помимо
обсуждения предстоящих операций, тесно
связачных и переплетенных с действияма

не меньше

в других местах,

падении.

Сталиным».

огромные военные операции.
Вполне естественно, что русские, кото-

мы выполнили эту задачу, и ничуть не

воду того,
раньше».

‘канских войск в Северной Африке

того, как будут проходить ‘месяцы».

посвящена решительному ведению

ми обеих стран на этом театре’ военных

таким успешным в Северо-Западной Афри-
ке. Верховный главнокомандующий фрон-

назначение одобрено английским,
канским и китайским общественным мне-
нием. Он будет действовать в постоянном
контакте с генералиссимусом Чан Кай-ши».

ПОЛОЖЕНИ

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает специальный корреспондент агент-
ства Рейтер в Стокгольме, по сообщению
находящихся в Швеции официальных дат-,
ских лиц, все датские военные корабли,
находившиеся в порту Копенгагена, были
потоплены их экипажами-прежде, чем нем-
цы сумели помешать этому, Рано утром
30 августа, как только стало известно; что
командующий германскими войсками в Да-
нии генерал Ганнекен ввел в стране воен-
ное положение, командующий военно-мор-
скими силами Дании передал датским. ко-
раблям приказ выполнить «маневр № 3».
Это означало, что каждый командир имел
право действовать* по своей собственной
инициативе. Немедленно после этого все
датские патрульные суда, находившиеся
вне копенгагенского порта, вышли в море.
Все суда, находившиеся в порту, были
потоплены. На суше датские моряки взор-
вали фактически все склады. с боеприпа-
сами и все береговые укрепления, за
исключением порта Миддельфарт. Среди
потопленных кораблей находится бронено-
сец «Педер Скрам» водоизмещением в 3,5
тыс. тонн, 2 эсминца, 4 миноносца, 9 под-
водных лодок и много минных тральши-
ков и других мелких кораблей. eX

По словам прибывших в Швецию бежен-
цев, датский король Христиан интерниро-
ван в замке Моргенфри под сильной не“
мецкой охраной.

Агентство Рейтер передает сообщенае
иведского радио о том, что в Швецию
прибыли 3 датских кдрабля. Вчера в пол-
день всё еще не была восстановлена поч-
товая и телеграфная связь между Данией
и Швецией, ; f

KomMentupya co6titua ps Jlanau, auranit-
ская газета «Стар» пишет: «Сегодня, после
3% лет угнетения, народ Дании бросает
вызов свонм поработителям. Он топит свой
неболыной военный флот. Многие датчане
пытаются бежать в Швецию. Почему всё
это происходит? Датчане бросают вызов
немцам потому, что убеждены в неизбеж-
ной гибели гитлеризма. Поражения немцев

Е В ДАНИИ

пробудили с новой силой возмущение дат-
ского ‘народа против’ злодеяний, которые
творили гитлеровцы». «События в Дании, —
заявляет газета, — являются для Гитлера
‘зловещим предзнаменованием».
`ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает из Стокгольма, что
арестованы лидеры датских профсоюзов.

СТОКГОЛЬМ,   сентября. (ТАСС). Кон-
тролируемое гитлеровцами датское радио
об’явило, что все лица, служившие в дат-
ских вооруженных силах, должны явиться
к ближайшему немецкому коменданту He
позже 3 сентября. Уклонившиеся подлежат
строгой каре в соответствин с «законом»
о чрезвычайном положении. -

’Шведская газета «Дагенс нюхетер» со-
общает, что гитлеровские военные власти
арестовали всех ‘датских офицеров, нахо-
дившихся на действительной службе и в
запасе. Речь может итти о 800—1000 офи:
цперов, хотя возможно, что часть из них
бежала в Швецию. Болынинство членов
датского правительства находится под до-
машним арестом. Произведены массовые
аресты, среди работников датской печати,
деятелей искусства, руководства консерва-
тивной партии и т. д. ”` $

По сведениям, полученным в Стокгольме,
поздно вечером 30 августа в некоторых
частях страны еще. продолжались бои с
немцами. Всеобщие забастовки имели ме-
сто в городах Скаген, Хьернинга, Себю,
Ольборг, Виборг, Орхус, Свендборг и mp
В Нестведе командир датского гарнизона
отдал приказ своим солдатам бороться до
последнего патрона. Из Норвегии в Данию
переброшена одна германская танковая. ди-
‘визия, штаб которой расположился в Ко-
пенгагене, —

Главарь ‘датских фашистов Клаусен при:
был в Копенгаген. Это, по сообщению га-
зеты «Социал-демократен», породило слу-
хи, что немцы собираются предложить
Клаусену создать квислинговское «прави-
тельство». Датское радио передало приказ
о том, что всякое движение между насе-
ленными пунктами запрещается. 30 августа
не вышла ни одна датская газета.

При взятии Таганрога отличились ку*
банскис казаки-кавалеристы гвардии гене-
рал-лейтенанта Кириченко. Вся наша стра-
на прочтет об этом с огромной радостью,
потому что все у нас знают, помнят в
любят кириченковских казаков, а ва Ку-
бани день 30 августа станет о великим
праздником славы. out

Ранней весною 1942 года no кубанским
станицам прошла волна добровольческого
движения. Седобородые старики, давшие
Красной Армни по 3—4 сына, являлись ©
внуками и внучками, невестками и племян-
виками н просились на фронт; В колхоз-
ных кузницах ковали клинки, в. швальнях
кройли башлыки и черкески, в шорнях
готовили седла, .

Это напоминало времена Тараса Бульбы
по своему размаху, по-душеввому неистов-
ству, по особому колориту, безусловно за-
порожскому в глубине своей. Еще и: по
сию пору сохранилась в названиях кубан-
ских станиц память о куренях запорож-
ских — Васюринский, Незамаевский, Щер-
биновский, Тимошевский, ° Кореновский,
Уманский, Батуринский,  Кисляковский,
Полтавский, Вышестеблиевский и другие
пришли сюда в 1787 году конно, людно а
оружно с берегов Днепра и создали новое
войско черноморских, позднее кубанских
казаков,

Они сражались в От@чественную войну
1812 года. Участвовали в войнах. 1827, 28,
29 годов. 8 кубанских полков. полу-
чили  георгиевские ‘знамена  Кубанцы
обороняли Севастополь. в 1854—5655 гг. Их.
2-й пластунский батальон жалован был
георгиевским знаменем: «За примерное от-
личие при обороне Севастополя 1854. и
1855 гг.», i

Кубанцы в 1877—78 гг.—на Балканах и в
горах Турецкой Армении, в 1904—05 rr.—s
Манчжурии и Порт-Артуре, а через 10 лет
— в лесах Восточной Пруссия, в песках
Багдала и на Карпатах, в годы гражлан-
ской войны они — костяк бессмертного

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, д

Г 113222,

похода Таманской армии, ее «Железного
потока». Кубанцев знает Царицын.

Слово «казак» враждебно для немца с !

тех пор, как казаки Чернышева, в эпоху
Семилетней войны, захватили Берлин, Так
и вошло это слово в немецкий лексикон
как грубое и оскорбительное для нёмец-

кого слуха, да пусть таким там навсегда
й останется!

Летом 1942 г. казаки генерала Киричен-
ко уже дрались под Батайском. Немцы
сообщали в Берлин, что горы Прометея уже
под гусеницами их танков, но это было
враньем — казаки нещадно били их еще у
границ родной Кубани.

9-я гвардейская ‘дивизия генерал-майора
Тутаринова, отмеченная в приказе товари-
ща Сталина за Таганрог, геройски сража-
лась и прошлым летом. Сражение под Ку-
щевской войдет в историю выдающихся
кавалерийских операций — там казаки в
конном строю атаковали танки, врубались
в пехоту, там выкопали немцы первые мо-
гилы на казачьей земле и для почина за-
рыли в них до пяти тысяч трупов. Легенды
уже рождаются об этом казачьем сраже-
HHH.

.«Под’езжает к Ивану генерал: — Спа-
сибо; говорит, Иван Евдокимович, пятнад:
пать штук с одного кия, — ‘это, значит,
имеет он в вйду пятнадцать фрициков с
одной рубки, — это, говорит, не каждый.
сделает. Руку не намахали? Ну, побре.
Иван ему: — Старуха у меня дюже
злая,—и кивает на шашку. А клиночек у
него хоросанский. Рисунок, кто знает, струн-
стый такой, что дымок. Таким клинком,
прости господи, и больше пятнадцати мож-
но дать. — Генерал улыбнулся. — Спа-
сибо, говорит, — за образцовую службу!..»

У реки Белой казаки дали второй бой
танкам. Здесь казаки прикрыли отход за
реку наших, пехотных частей и заняля
оборону. Война углубляется в горы, где,
как известно, коням трудновато, но они

зооруженных сил на Средиземном море в
было в значительной,
если не в основной, степени посвящено во-
просу подогревания и разжигания войны
против Японии, с которой советское пра-
вительство имеет 5-летний договор’ о. нена-
Это было бы затруднительным
для нас приглашением. Однако президент
Рузвельт и я ничего так не желаем, как
иметь трехстороннюю встречу с Маршалом

` «За последние два года мы слышали
много разговоров о создании того, что на-
зывают вторым фронтом в Западной Фран-
пии против Германии. Всякий может ви-
деть, насколько желанными были бы эти

рые выносят основной и самый сильный
натиск германских армий на своем фронте,
настоятельно и непрерывно требуют, чтобы

скрывают своих жалоб и упреков по по-
что мы ине сделали этого

Отметив значение опёраний ангдо-амёри-

т: Си-
цилии, Черчилль продолжал: «Мы взяли в
свои руки стратегическую инициативу и со:
здали стратегический потенциал как в Ат-
лантическом океане, так и в Средиземном:
море. На Средиземном море и в воздушных
налетах на Германию война продолжалась
успешно. Снижение производительности во-
енной промышленности Гитлера было до-
стигнуто с помощью воздушных бомбарли-
ровок, и, конечно, эти бомбардировки будут
постоянно увеличиваться в масштабах и
проводиться с болышей точностью по мере

«Значительная часть переговоров в Кве-
беке, — заявил далее Черчилль, — была
ВОЙНЫ
против, Японии. Создание об’единенного ан-
гло-американского командования всеми су-
хопутными, морскими и воздушными сила-

операций, проведенное сейчас в жизнь, яв-
ляется аналогичным тому, что оказалось

том в Юго-Восточной Азии избран, и его
амери:-

КРАСНАЯ

ИНДИИСКИЕ ГАЗЕТЫ
0 НАСТУПЛЕНИИ
КРАСНОЙ АРМИИ

ДЕЛИ, 30 августа, (ТАСС). Индийская
печать широко комментирует наступление
Красной Армии. Газета «Хиндустан стан-
дард», касаясь освобождения Харькова от
немецко-фашистских ’захватчиков,, пишет:
«Героическая оборона и освобождение Ста-
линграда, а также взятие Харькова пред-
ставляют собой памятную главу в` военной
истории Советского Союза. Бесчисленные
друзья и поклонники этой республики твер-
до веряг в/то, что эти события являются
прелюдией к еще болывим достижениям»,

Пф мнению газеты «Бомбей кроникл», за-
нятие Харькова прёдставляет собой побе-
ду, которая должна праздноваться не толь-
ко в России, но также и во всем лагере
Об’единенных наций. После Сталинграда и
Туниса это — самый сильный удар, кото-
рый когда-либо наносился Гитлеру. «Успех
этой победы, — пишет газета; — огромен
с точки зрения тактической, стратегической
и моральной», 3

Совместное заявление
Черчилля и Маккензи Кинга

редает агентство Рейтер, Черчилль и Мак-
кензи Кинг опубликовали вечером 31 asry-
ста совместное заявление, в котором гово-
рится: «Сегодня днем в Квебеке состоя-
лось совещание премьер-министра Велико-
британии с премьер-министром Канады при
участии канадского военного комитета. На
совещании ^ присутствовали ‘руководители
канадского генерального штаба и HekOTO-
рые из основных советников Черчилля, Во-
просы, имеющие взаимный интерес для
обеих стран, были рассмотрены на этом со-
вещании в свете решений, принятых на не»
давней конференции в Квебеке,

От’езд Черчилля
из Квебека

„ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС): Как пе-
редает агентство Рейтер, английский
премьер-министр „Черчилль, сопровождае-
мый’ некоторыми из его советников, вы:
ехал. вечером 31 августа из Квебека для
продолжения совещаний с президентом
Рузвельтом. :

НАЛЕТ АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ.
НА БЕРЛИН

‹ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Англий:
ское министерство авиации: сообщает, что в
ночь на   сентября английские самолеты
совершили второй крупный налет на _Бер-
лин. В течение 45 минут самолеты: сброси-
ли на город большое количество фугасных
и зажигательных бомб. Низкая облачность
затрудняла наблюдение за результатами
бомбежки, но были видны сильные пожары.
Имеются сведения, что городу причинен
большой ущерб. Много вражеских истреби-
телей над столицей и на подступах к го-
роду безуспешно пыталось помешать, .про-
ведению концентрированного налета. В воз-
душных боях сбито некоторое число. вра-
жеских самолетов. 48 английских бомбар-
дировщиков не вернулись на базы.

НАЛЕТЫ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ.
НА ТЕРРИТОРИЮ ИТАЛИИ”

ЛОНДОН, 1 сентября. . (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке. сооб-
шает, что вчера тяжелые бомбардировшие
ки авиации союзников атаковали военные
об’екты в Пизе. Отмечены прямые попада-
ния на территории сортировочной станции
и авиационного завода. Наблюдались мно-
гочисленные взрывы и пожары. Средние
бомбардировщики союзников совершили. на-
лет на железнодорожные узлы К6зенна и
Катандзаро. Истребители-бомбардировщики
атаковали железнодорожный узел на Кап-
ри. В ночь на [ сентября ночные бомбар-
днровщики союзников’ совершили. налет ‘на
сортировочную станцию Салерно, В ходе
этих операций было уничтожено б само-
летов противника, Авиация союзников по-
теряла два самолета,

сражаются и в горах, вместе с другим,
тоже, васколько нам до сих пор было из-
вестыо; не горным войском — моряками.
Сражаются н. побеждают врага,

Пушки, обозы: тащили на руках. В ту
пору слава казаков генерала-лейтенанта
Кириченко стала славою всех’ ставиц и
хуторов Кубани, }

Оставшиеся под игом немца подражали
им, старались оказаться достойными их, и

сколько геройских ‘подвигов ‘и славных
имен родилось тогда, формально ‘вне

Гвардейского. Кубанского корпуса, а по
совести и.по славе — тех же гвардейцев.
Тогда. краснодарский житель, Игнатов c
женой, двумя сыновьями и их товарищами
организует свой знаменитый. партизанский
отряд’ советской интеллигенции, позднёе
названный отрядом имени Героев Совет-”
ского Союза братьев Игнатовых. Тогда
рождается армия безвестных кубанских re-
роев-мстителей, из которых каждый счи-
тает себя достойным славы кириченковцев.

В Халышках — это двенадцатилетний
пионер, ранивший немца лопатой, которой
он копал себе могилу. В станице Марьян-
ской — это шестидесятидвухлетний казак
Ананий Дмитриевич Трегуб. Вернувшись
однажды домой в крови с головы ло ног,
израненный почти смертельно (немцы рас-
стреливали его вместе с. другими на .6e-
регу Кубани, да удалось кое-как вы-
плыть), он на утро, шатаясь, идет к фа-
шистскому коменданту н плюет ему в ли-
Цо, говоря: ‘

— Моя возьмет всё равно!

В одном месте возникает имя разведчи-
цы Нивы Марухно, в другом—мелсестры
Марин Сернокрыловой, в третьем — Дуси
Сорокиной с хутора Георгиевского. Аресто-
ванная немцами за то, что она дочь пар-
тизана, шестнадцатилетняя Дуся перенесла
неслыханные пытки, но отца не выдала.
Немцы согнали ва площадь жителей хуто-
ра, требуя выдачи хотя бы семьн Дмитрия
Сорокнна.

Хутор молчал, хотя жена и две других
дочерн партизана стояли в толпе. Никто,
даже несмышленные дети, не указали на
них. Немцы в отместку подожгли все. дома
хутора, вырезали Дусе Сорокиной. нос,
икры на обеих ногах,‘выбили зубы, выда-
вили глаза и бросили умнрать в степи.

настроения

ЗВЕ

Ручки Геббельса уже

ИЗ РУК ВОН ПЛОХО...

2 сентября 1943 г., четверг, № 207 (5578).

Рис. Бор. Ефимова.

И

не производят впечатления, «Укрепление духа» немцев
’ берет в свои руки Гиммлер...

Пессимизм и отчаяние охватывают немпев

Причитания гитлеровского главаря Лея ^ St ge

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Ангрифф» опубликовала
статью одного из видных главарей гитле-
ровской банды Лея, полную жалоб на от-
сутствие у немцев стойкости-и на распро-
странение в стране панических настроений.

«Сейчас мы, немны, — пишет Лей, —

переживаем тяжелые месяцы и недели. Ча-

сто наши нервы бывают напряжены до
крайности». Лей заявляет, что появилось
немало немцев, которые думают, что «при-
дется пасть на колени» и что «то там,
то здесь призрачные образы политического
прошлого нытаются вынырнуть на поверх-
ность»,

Что же порождает в.Германии подобные
недовольства, бесперспектив-
ности и отчаяния? Лей отвечает на этот
вопрос признанием в том, что главной при-
чиной. роста нессимизма в Германии явля-
ются. поражения, наносимые нынешним ле-
том германской армии на советско-герман-
ском фронте. Лей заявляет, что СССР
ввел в действие значительные людские ре-
сурсы и военную технику, «не дожидаясь
зимы — своего надежного союзника».

Будучв не в состоянии сказать что-либо
в утешение немцам, Лей делает смехотвор-
ную попытку изобразить провал немецкого
летнего наступления, развернувшееся на-
стунление советских войск, а также изгна-
ние войск держав оси с острова Сицилия
как... «немецкий успех». _

АНКАРА,  1 сентября. (ТАСС). Турецкая
газета «Тюрк Сезю» высмеивает жалкие
потуги немецкой пропаганды, стремящейся

изобразить как «успехи Германии» те воен-
ные поражения, какие она понесла на со-
ветско-германском фронте и на острове
Сицилия. Газета пишет, что убнешное на-
ступление Красной Армии и занятие вой-
сками союзников Сицилии имеют, кроме
военного, и большое политическое значе-
ние,. так как они вызвали падение. Муссо-
лини, разбили все надежды немцев. на
победу и сломили моральный дух населе-
ния Германии. —

Газета «Ватан» поместила редакционную
статью о положении в Германии, написан-
ную“на основе фактов, приведенных лица-
ми, прибывшими из Германии, а также в
присланных оттуда частных письмах.
Жизнь в Германии, говорится в статье,
превратилась в настоящий ад. Немцы стра-
дают от террора зсэсовцев, от материаль-
ных лишений, от воздушных бомбардиро-
‘вок. Немцев мучают, в) дополнение ко все-
му этому, мрачные мысли о будущем. Не-
мецкий народ об’ят ужасом. В стране. ца-
рит всеобщее недовольство. Назначение
Гиммлера на пост министра внутренних
дел является доказательством того, что в
Германии растут оппозиционные настрое-
ния.

Газета «Ени сабах» также подчеркивает,
что Гиммлер занял пост министра внутрен-
них дел для того, чтобы топить в кровв
всякие выступления против гитлеризма. Га-
зета пишет, что. с каждым новым пораже-
нием ‘германской армии на фронте внут-
ренний террор в. Германии будет усили-
ваться. i

_ ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ.

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Штаб

об’единенного командования вооруженными

силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что авиация <©о-

юзников произвела“Налет на район Уэйвей-
ка (Новая Гвинея). Уничтожено более 20

находившихся на земле японских самоле-

тов. Сражение в районе Саламауа продол-
жается.

У берегов Новой Ирландин авиацня co-
юзников атаковала японский эсминец,
Наострове Арэндель (Соломоновы остро-
ва) американские войска продолжают про-
двигаться, не встречая сопротивления.

ТОКИО, 1 сентября. (ТАСС). Как пере-

>

В Майкопе немцы убивают героя-пноне-
ра Женю Петрова, в. Гнаганской — Воло-
лю Козаченко, в Сергиевском -— учеников
местной школы Ваню Близнеца, Шуру Не-

тесова и Ваню Титарова, в Пантилеймо-‹

новской гибнут тринаднатилетняя ‘Тамара
и десятилетняя Варя Огаревы, две родные
сестры. Tak рождается новое поколение
будущих гвардейцев Кубани.

Слава Гвардейского корпуса вела эту
молодежь к одиночным подвигам, к суро-
вой борьбе, к твердой вере в нашу победу.

А самый‘ корпус сражался в те дни и
гнал немца на запад. Стояла зима. Обле-
денелая степь без колодцев; жилиш, до-
рог и кормов напоминала безлюдное море.
Не знаешь, с какого подвига начать рас-
сказ о походе через моздокские степи, по-
тому что здесь каждый шаг — подвиг,
каждый прожитый день — сраженне.

Тут казак Буряченко, попав в плен к
немецким танкнстам, покорно сдает им
клинок, оружие и садится на вражеский
танк — ехать в полон, Немцы довольны—
везут живого кубанца, ‘одного из «крас-
ных чертяк», как называли они казаков за
алые башлыки и за алые верха черных па-
пах. Буряченко вынимает. из-под. черкески
две гранаты и, улучив момент, бросает Hx
в открытый люк. Раненый собственною
гранатой, едва жив, добирается он. потом
к своим. Восходнт быстрая слава коман-
дира гртиллерийского дивизиона майора
Стенана Тихоновича Чекурла, бывшего
коменданта г. Краснодара. Веселые голу
бые -глаза с хитрецою, мягкие рыжеватые
усы, чуть завитые на кончиках, мягкий
украинский говор, эдакий, с усмешезкой, с
заковыркой, н улыбающееся лино; будто
Чекурда всё время ожидает oT собесед-
ника какого-то фокуса. -

Он в корпусе бессменный командир арт-
дивизиона, бессменный хозяин пушек. Ко-
гла вх по! одной в батарее, он,всё равно
именует хозяйство. дивизионом.

— Война xX, вы сами поймите! -—— гово-`
pur он, улыбаясь, как бы уговаривая вас.—
Сегодня такое положение, что у мене одна
пушка, добре, ну, а завтра такое поло-
жение, что вх у мене — двадцать пять.
Верно? Что ж так, значнт, и кидаться

дает агентство Домей Цусин, сегодня на
рассвете авнация союзников совершила на-
лет на остров Маркус (расположенный на
расстоянии 1.300 миль от Токио). Военно-
морские силы союзников произвели ©б-
стрел. острова. ==

английского командования в Индии с00б-
щает, что утром 31 августа английская
авиация произвела налет на район Бути-
даунга (Бирма). Все бомбы упали в районе
намеченных целей. Английская авиация
атаковала также японские речные суда на
реке Ирравади в районе Пакокку (Бирма).
Все английские самолеты вернулись на
свои базы. Г

& Е ЕЕ ЕЕ

м

мне во все концы? Дивизион — пусть и
будет дивизионом,

Жена его расстреляна, немцами как
жена ‘большевистского коменданта, а ше-
стилетняя дочь — в гестапо, но Чекурду
не сломят никакие беды. Это всё только
маскировка, что он мягок и добр. Чекур-
да — воин суровый и жестокий, редкой
капористости.

Он дрался вместе с дивизней Тутарино-
ва, под Кущевской спалил 7 и подбил 9
из 16 немецких танков, он на руках пере-
тащил свои пушки по зимним перевалам.
В одном районе на казаков выходит 19
танков, = ©

— Orons, cnacy net! Ho я свев вормы
выдерживаю, — говорит Чекурда. р

Наводчик Лобода подбивает
вторые 2 танка, ‘и к орудиям вызываются
баянисты, Под огнем казаков уцелевшие
немецкие танки поворачивают обратно.

2, Першин

На казаков с уважением поглядывают
наши танкисты. Они впервые видят каза-
ков в деле и преисполнены к ним любви,
нежности и ‘даже зависти.

За хорошую работу танкистов премируют
кубанками с красными башлыками, в
странно и удивительно видеть вылезаю-

щую из люка фигуру с развевающимся
алым флагом за, плечами.

Есля 6 в бурках можно было пролезть
в танк, — танкисты би бурки надели} так
велик был почет — считаться казаком,

Весною этого года кубанцы
лейтенанта Кириченко подошли к
Дону.

генерал-
Нижнему

J $
Перед ними лежала широкая ледяная по-
лоса, до блеска отшлифованная ветрами,
скользкая, как навощенный паркет,

Конь падал со всех четырех ног, ‘ве
сделав по льду и шагу. Но проскочить
реку было необходимо. Старики подают

совет — устлать- батюшку-Дон- каза
бурками, р те

И вот нагруженные ворохами бурок вы-
летают. вперед и стелят черные ковры по
белому полю — в по бурочному настилу
тысячн всадников дикой лавой вымахивают
на противоположный берег, еще занятый

ля справок — К-4-42-12, ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00-70’доб. 31

Типография центрального оланз Народного комиссариата” обороны OCCP «Красная звезла», Москва, Малая Дмитровка, 16,

€

„0- возмещении ущерба, причнненнего
гитлеровской Германией
Советскому Союзу“

На лекции академика Е. С. Варга

31 августа в Колонном зале Дома Союзов
академик Е. С. Варга прочел лекцию «0
возмешении ущерба, причиненного гитле-
ровской Германией Советскому Союзу»,
Лекция, организованная лекциовным бюро
при Комитете по делам высшей школы при
СНК СССР, собрала многочисленную ауди.
торию и была прослушана с огромным инк.
тересом.. 3

Лектор подробно остановился на репа.
рационном ‘вопросе (возмещении убытков) в
период после первой мировой войны. Гер-
мания должна была уплатить Франции, Ан-
глии, Италии, Бельгии и другим странам
до 132 миллиардов золотых марок — от
1 до 3 миллиардов марок в год. Эта сумма
безусловно была реальной, так как сред.
ний национальный доход Германии выра.
жался тогда в сумме 60 миллнардов в год,
Однако репарационных платежей получить
с Германии не удалось по причине полно-

1 го обесценения немецкой марки, вызван-

ного резким сокращением   германского экс-
порта. Тогда появился известный план Да.
уэса, целью которого была стабилизация
марки. Германия получила огромные нно-

„  странные кредиты, значительно превысив.

щие ее репарационные платежи. Таким об.
разом возмещение ущерба по плану Даузса,
как и по последующему плану Юнга, осу.
ществлялось за счет иностранных крели-
тов. Разразившийся кризис 1929 года вы»
звал` небывалый в историй банковый крах
в Германии и фактическую отмену репа-
рационных платежей.

Вторую часть лекции академик Варга
посвятил вопросу © возмещении ущерба,
причиченного Германией Советскому Союзу,
и другим странам в нынешней войне,

. ;

— В истории человечества, — говорит
лектор, — не было еще примера’ разру-
щений, подобных тем, которые производит
немецко-фашистская армия. Особенно вар-
варские разрушения производятся по при
казу гитлеровского правительства в вер.
ховного командования германской армин
при отступлении с оккупированных террн.
‘торий, Материальный ущерб, нанесенный
сейчас Германией Советскому Союзу и
другим странам, по своим масштабам. не-
соизмерим с тем, что было после первой
мировой войны. Разрушения, произведен.
ные немцами, захватили значительно боль.
шую, чем тогда, территорию_н, кроме того,
сумма ущерба увеличивается массовым
ограблением мирного населения, наснльст-
венным уводом его на работу в Германию,

— Справедливость требует, — указывает
лектор, — чтобы ущерб был возмешен в
первую очередь странам, наиболее постра-
(давшим от германской агрессии. Такими
странами, естественно, являются страны;
территории которых частично или полно-
стью подвергались оккупации, т, е. Совет.
ский Союз, Польша, Франция, Чехослова-
kaa, Бельгия; Голландия, Греция, Югосла-
вия и другие ‘страны европейского конти-
нента, - : “

Принципиально, говорит академик Варга,
репарационные платежи не должны слу:
жить наказанием для немецкого народа,
Но было бы несправедливо поставить
агрессивные страны в лучшее - экономиче.
ское положение, чем страны, которые были
ограблены ‘агрессором и ‘понесли ‘огромный
материальный ущерб. Выплата репарацион.
ных нлатежей Германией является не толь:
ко естественным и. справедливым, но и со-
вершенно реальным требованием,

Заканчивая лекцию, академик Варга под-
черкивает, что возмещение материального
ущерба, причиненного германским разбой:
ничьим империализмом человечеству, яв”
ляется одной из важнейших экопомиче-”“

ских задач послевоенной организации
мира. (ТАСС).
j : и
i Pence, pee
ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР на:
значил. Чрезвычайного и Полномочного По:
сла СССР в США тов, Громыко А, А. од.
новременно Чрезвычайным и Полномочаым
Посланником СССР в Республике Куба, ос-
вободив от этих обязанностей Заместителя
Народного Комиссара Иностранных Дел
тов, Литвинова М. М.

немцами. А потом, как стало чуть спокой:
нее ва фронтах, генерал Кириченко про“
ехал по кубанским` станицам, Отовсюду бы-
ли у него храбрецы, и о них говорил он
на сходах, благодарил за людей и гордо
обещал не уронить славы кубанской,

И всё это — и как формировался кор-
пус, как’ приходили в него деды с вву-
ками, и как сражались они, вдохновляя на
подвиги десятки тысяч других кубанцев,
разбросанных по хуторам и. станицам, всё
это ‘давно уже ‘стало `живою легендой и
песней, Как много в ней‘поэзии н подлинной

эпической ‘красоты, ‘красоты, как бы по’ -

черпнутой из старых’ казацких «дум», еше
в теперь распеваемых слепыми певцами.
Это ‘не выдумка, это действительность, эю
жизнь, какая она есть. Летом молодежь
потоком шла в корпус. Кубанец, он вель
не только конник, Знаменитее- кубанских
конников —~ пластуны. Но`кубанец, кроме
того, еще и моряк, берега Азовского моря
ему родные вот уже почти двести лет,
Много кубанских богатырей отличилось го
флоте. Герой Сонётского Союза старший
сержант Черноморского флота Михаил Кор-
вицкий — уроженец хутора Старо-Зеле-
ного. Пятнадцатилетний моряк Витя Ча.
ленко, бесстрашно погибший y Hosopoc-
сийска, родом из Ейска,

Знаменитый  гвардни капитан Степан
Тиненко, командир стрелкового батальона,
погиб, штурмуя родную станицу Абинскую.
Есть казаки-летчики; есть и казаки-подвод-
вики, во. всегда будет более всего волно’
вать кубанца. простор и жар кавалерийской
битвы. И вот молодежь, бившая немца в
одиночку, топившая его зимой в плавнях,
шумным потоком пошла этим летом к Кия:
риченко закреплять. на век славу свовх
геройских станиц.

Весною этого года корпус, Kak. B 8
1942 году, пополнялся, учился, а к августу
ударил на немцев — в вот он уж за Та:
ганрогом!

Но и те места не чужие ему. Там —
в глубине приазовских степей — проле:
гает древний путь чумзков.

Ответственный редактор
Н. А, ТАЛЕНСКИЙ,

i

j