у
\

ith

fa

НЫ
ite
Ум,
CHB
a ty

=
mS fe

ТОНИ
Уи
I ai
eMeU
АТ
‚ (в

—

Jaa i

КО
ера
ОГ №
Нее
МТО

ВОТ
ЗИ.

me
nope
ei

me

3014 №

1 №

°

5 сентября 1943 г., воскресенье. № 210 (5581).

Пламенное слово

Политическая агитация непосредственно  тивником п, наконец, выбил немцев с их
на поле 00я имеет свои отличительные   позиции. Когда взвод ворвался в немецкие
особенности. Обстоятельный доклад, много-  траншеи, агитатор старший сержант Ba-
людный митинг, политинформация, живая сильев обратился к бойцам, показывая на
беседа прочно вошли в арсенал средств по-   лежащие вокруг трупы и нё удирающих
литической агитации в Красной Армии. немцев. Е
(днако эти формы агитационной работы — Посмотрите, сколько немцев мы пе-
пригодны главным образом в условиях ста- ребили. Смотрите, как немцы бегут от нас.
бильного положения войск — в обороне,   Вперед же, бойцы. Будем еще крепче бить
в период затишья межху боями, и т. п. Но  ненавистных фрицев!
вот настает горячий момент самого боя—  В некоторых подразхелениях в устных
жестокая, кровопролитная схватка с вра-  призывах удавалось сообщать даже важ-
том, то быстротечная, то затяжная, пол- нейшие новости о положении на фронтах.
ная огня и движения. Здесь каждая мину-  — Высота с курганом взята, — гром-
та на счету. ко сообщал агитатор об успехе соседнего

В этих условиях главным средством   подразделения. Другой атитатор передавал
агитационного воздействия на воинов яв-  новость, сообщенную Совинформбюро: «Не-
ляется короткий, выразительный лозунг-  мецкое наступление на Курск полностью
призыв. Сплошь и рядом к нему прибегает! провалилось. Налии войска под Белгородом
командир, сопровождая команду , коротким   перешли в контрнаступление».
призывом. С лозунгом поднимает бойцов в Так обретает силу, воодушевляет воина,
атаку политработник. Горячим призывом   становитея могучим оружием в бою боль-
укрепляет стойкость своих товарищей крас-   шевистекое слово -агитатора. Не всегда.
нозрмеец-коммунист. Нельзя He
вать огромной силы таких призывов. При-  минометном и пулеметном огне можно на-
ведем здесь несколько характерных при-   деятьея, что даже краткий устный лозунг
меров применения лозунгов в бою. будет услышан соседними бойцами. В этом

Наводчик Ищшейкин первый же сна-  случае надежным средством агитации яв-
ряд, посланный ero орудием в распо-  ляется листок-летучка. В недавних боях
ожение врага, сопровождает возгла- наши части широко применяли такие ли-
cox: «Смерть немецким оккупантам!», и  стки. Политотдел заранее заготовил и pa-
ech расчет громко повторяет: «Смерть   зослал по частям бланки. На них напеча-
немцам!» Отарптий сержант Зубов, лежа за тан лозунг: «Смерть немецким оккупан-
пулеметом и ведя из него смертельный  там», заголовок «В боях за Родину», рам-
огонь по немцам, кричат товарищам: <Бей  ка для даты выпуска листка и заголовок
талов побольше, вперед, бойцы, вперед,  к тексту: «Сегодня отличились в бою».
хрузья!». Мимометчик Земляков  призы-  Дальше оставлено место для изложения
вает свой расчет: «Отометим за раненого   факта. Внизу помещено напоминание:
наводчика Гусейного. Огонь по фаптистам!»   «Прочти и обязательно передай товарищам
Агитатор младший сержант Ефимов нало-  по цепи».
упнает бойцам: «Там томятся в фашист-  Приведем характерные примеры приме-
ской неволе советские люди. Быстрее впе-  нения на поле боя листков-летучек «В
pel, товарищи». . боях за Родину». Продвижению одного на:

Pore старшего лейтенанта Черкасова   его батальона мешал сильный огонь из
предстояло штурмовать высоту, на которой   Немецкого дзота. Капитан Валов и крас-
eme держались немцы. Поднимая роту в   Ноармеец Олинченко вызвались ликвиди-
атаку, командир обратился к бойцам: ровать огневую точку противника и честно
За мной, товарищи, вперед! Кто   Выполнили задачу. Надо было немедленно
первым ворвется на высоту — тот терой,   Фобщить 0б этом а Политработник
тоуу слава, трусах — вечный позор. батальона написал и пустил по цепи ли-

Ваволнованные слова комантира подняли! СТОК, в котором говорилось: «Капитан Ва-
щов в дружную атаку. Эти слова в ми-  108 и красноармеец Одинченко захватили

nn бой ла, убили 5 немцев
угу решающего броска на позиции врага дзот, обойдя его с тыла, 3
и Не АВ т захватили 2 станковых пулемета и евыше
папомнили бойцам о славе отважного вои-

‚нат. . Валов ведет огонь из
на, 0 презрении к трусам. Рота в атаке 100 гранат. Тов. Ва: be ед
i стремительно и опрокинула  Немецкого дзота по немцам. Это способет-
и вует выполнению налией задачи. Следуйте
пемцев с высоты.

На другом участке во время одной из примеру тероев Валова и Одинченко

смелее вперед». Через листовку о подвиге
атак противник применил дымовую завесу. тез узнал весь батальон, и это вдохно-
Молодой боец растерялся и закричал:

вило бойцов на смелую и решительную
— Немец газы пустил.

атаку вражеских позиций.

и вв сразу поняли онибку т На поле боя часто бывает, что офицер
apwefita. Ho B OTO BpeMst Paslaicd TPON”  и бп по собственному почину передают
кий голое находившегося в боевых по- а

К ка капитана Маючего. о é aes
He Ne зывают товарищей к отваге и мужеству.

— 970 He газы, а дымовая завеса, в1е- о было бы неправильно полагать, что в
per. орлы! „   условиях боя вся или почти вся агитация

Слова парторга ободрили бойцов. Бой-   зелется самостийно. Непрерывноеть аги-
цы рванулись и штурмом взяли ВЫСоТУ. пни в бою обеспечивается постоянным

У олного населенного пункта враг 6ро-   руговодством этой работой со стороны по
‘ил во фланг нашей роте болыную ГРУППУ   литаппарата и парторганизаций. Политра-
автоатчиков с пулеметами. Увихев их,   ботники и парторги заранее инструктируют
олин необетрелянный боец с тревогой в Го-   агитаторов, выделяют коммунистов, комсо-
1066 Крикнул: «Пулеметы !». Чежавиий мольцев, которым поручают выпускать
рядом в цепи агитатор Бакинбаев `тотча® ‘Чистки_летучки, Убтными лозунгами 600б-
же спокойно, но громко сказал: mars об отличившихся в бою и 00 успе-

— Вот и хорошо, что фрицы © пуле- хах своего подразделения и соседеи. Пар-
нетами. Трофей возьмем. тийные организации должны привлекать к

При этом он сам выдвинулся вперед п агитационной работе итирокий актив. Аги-
метким выстрелом уложил немецкого пуле-   татору в бот. например, нужны помощни-
хетчика. Спокойное слово и личный при- ки, чтобы быстрее разиножить листки-ле-
yep агитатора ках нельзя лучше подей.   тучки, если факт, о котором сообщает ле-
стовали на окружающих бойцов. Они  тучка, необходимо распространить по всей
зетретили немецких автоматчиков без ро-  роте или даже батальону. Из такого актива
бости и паники. в практической работе и вырастут наетоя-

: TATODEI-
Опытный агитатор не премииет исполь-   И агитатор Майор Я. ДОНСКОЙ,

звать для под’ема духа воинов и радост- ne
ный час военного успеха. Вот пример этого. агитатор политотдела М армии
(дин наш взвод вел упорный бой с про-  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ТРУДУ

циального обеспечения помогают ему сове-
том, подыскивают подходящее место.
Создан специальный трудовой интернат,
где обучается группа инвалидов, находя-
шихся на полном государственном обеспе-

Отдел социального обеспечения Левин-
традского Совета проводит большую рабо-
ту по трудовому устройству инвалидов
отечественной войны.

Проходя через экспертно-трудовую ко-

миссию, каждый инвалид отечественной

войны получает заключение — К какой ра-  лификацию часовщиков, торговых работни-  Они обслуживают штабных офицеров, а

боте он’ пригоден. Работники отдела со-  ков, сапожников, портных, счетоводов. также тех командиров, которые прибывают
ЕЕ ЕЕ ВИА Фи Ниный ЕЕ ЕЕ ЕЕ ЕК Е ЕВЕ
Алексей ТОЛСТОЙ вал; кое-кто, действительно, видел ее
Е arias ee aaa

ато и бочь

с ними, с коровами, когда такая про ме-
ня слава... Брошу всё, уйду отсюда... Пе-
реберусь через фронт, — делайте со иной
что хотите... А то к Веревкину пойду, упа-

Про Михея начали говорить, что он бы-
вает при пытках, — иначе — почему на
ло дворе появились две коровы и бычок.
(ам ов теперь ходил в зеленой куртке,

подетригал бороду и волосы, а один раз. ду ему ae ee в. скажу, хочу
виделн как курил сигару. Дюди, зави-  покрыть все грехи...
дели, как Кури: ру Хозяин — поумнее — молчал, не

- a Я-
дов, что он заворачивает к их изое, пр Е
тан ely и олежонку, что осталось, Убы-   глядя В глаза, хозяии — попроще — на

заль детей подальше. Пускать Михея не  чинал верить и поддакивать. А eee
хотелось, не пустить было опасно. Он еколько деньков за ним являлись чер! .
2 +

приходил к людям теперь не просто, 4
вытаскивая из кармана бутылку шнапсу...

Юрий пошел вместе с Валей в полит-
«Не любят меня соотечественники, —   отдел к майору и рассказал ему про Ми-
товорил, садясь за стол, — ВИЖУ, ВС ВИ-   хея. Тревожно переводя глаза с Юрия на
ху. Не верят мне... Сплетни про меня   майора, Валя с таким напряжением слу-
плетут, сплетни... (Из другого кармапа   шала, что казалось вся маленькая жизнь
вытаскивал сало и резал его ae ee теплится одной надеждой — найти
KYCOUR : я разве ме человек:
и aoe Эх, милые вы MOH, огонек. Майор записал данные. «Будем
Скучно мне... Так мне скучво © немпами... искать подлена...». И Валя улыбнулась, —
Верят они мне с того самого часа... А Ух   вемотрелась в него и опять тревожно за-
немен ` поверил, — его ве пошатнешь...   трясла лицом.
Это — техника организация... Ему думать   [о дороге в рощу, в свой лагерь Юрий
векогла, он думает мало... — Михей нали-  пагал быстро, Валя рысцой поспевала 3a
Lad, подолвигал голодному хозяину стакан-  ним... s
чик и сальне. — И ведь это они про ме- — Дядя Юрий, а он найдет?
ня пущают гадость, будто я B гестапе  — Почем же я знаю, Валя... Раз ска-
работаю. Связывают меня, чтобы Михею зал — значит — будет искать...

учиты-   правда, при артналерийской канонаде, прн .

Зверь,   этого человека, а не найдуг и — замрет

КРАСНА

Яя ЗВЕЗДА

Герой Советского Союза капитан Луганский у своего самолета.

ДРУЖБА

Трудящиеся Железнодорожного района столицы крепят связь
с 129-й Орловской стрелковой дивизией

Скоро исполнится два года, как трудя-
щиеся ЧКелезнодорожного района Москвы
шефствуют нах 129-й стрелковой дивизией.
С тех пор она прошла славный боевой
путь и ныне носит гордое наименование
Орловской.

За это время росла и крепла дружба
воинов с тружениками тыла. Трудящиеся
Железнодорожного района внимательно сле-
дили за боевыми успехами своей подшеф-
ной дивизии. Радостио было узнать ше-
фам, что за один месяц наступательных
действий дивизия прошла с боями 120
километров, освободила 71 населенный
пункт. Дивизия уничтожила за это время
8.000 немецких солдат и офицеров, за-
хватила большие трофеи.

На боевые подвиги фронтовиков трудя-
щиеся Железнодорожного района столицы
отвечали новыми трудовыми победами.
Бригады стахановцев и луниицев сорев-
иовались на право именоваться фронтовы-
ми бригадами имени 129-й Орловской
стрелковой дивизии. Коллектив завода им.

`—  Маленкова, фабрика им. Бабаева и другие

досрочно выполнили производственные
планы. Паровозная бригада  машиниета
Чуркина (Сталинские мастерские Октябрь-
ской ж. д.) добилась значительного пере-.
выполнения пробега паровоза, дала эко-
номии топлива около 12 тысяч кг. Брига-
ла  машиниета Тимкина (депо Москва-

‚ Двадцать четь

пре воздушных

победы

Капитан Туганский только что вер-
пулея из боя. Вычерчивая на песке
схему, он по-деловому об’ясняет товари-
там свой маневр и лаконично заканчи-
вает:

— Вот в этом месте я прижал «Хен-
шеля», он сбросил бомбы на фрицев, и тут
же я ето зажег.

0 своих воздушных нобедах Луганский
рассказывает всегда скупо и главным об-
разом лишь 0 том, что интересует това-
рищей с тактической стороны.

0 Луганском товарищи говорят:

— Этот, видимо, родился истребите-
лем. Он вихит противника дальше всех и
бъет его раньше, чем тот успеет  опом-
НИТЬСЯ.

Это правдивая, беспристрастная и са-
уая точная оценка летчика.

..Заметив наших штурмовиков, «Фокке-
Вульфы-1909», используя преимущество в
выеоте, бросились в атаку на «Ильюши-
ных-2». Враг действовал хитро, но этот
маневр для Луганского не был нов. OH
раньше других увидел приближавшихся
немцев и мгновенно пристроился к хвосту
одного из «Фокке-Вульфов». Через не-
сколько секунд вражеский самолет. горя-
щим унал на землю, а остальных отсекли
ведомые капитана.

На-днях, следуя во

главе четверки

Сортировочная Ленинской ж. д.) сэконо- «Яковлев-1», Луганский встретил 20 ca-

мила 20.229 кг. топлива. Болыших успе-
хов добилась женская паровозная бригада
машиниста Гольцевой.

В жизни предприятий нет ни одного
значительного события 0 котором ра-
бочие не поделились бы с воинами под-
мефной дивизии. Повседневную заботу
проявляют они о фронтовиках. За послед-
ние месяцы трудящиеся Железнодорожного
района отправили бойцам и командирам
8.500 посылок с подаркамая.

Ярким проявлением дружбы москвичей
с бойцами и командирами является их ие-
прерывная двухлетняя переписка. Привет-
ственное письмо героям-орловцам, принятое
ка собрании стахановцев и лунинцев Же-
лезнодорожного района Москвы, подписали
15 тысяч рабочих и железнодорожников.
Трудящиеся рассказывали в нем о своей
неустанной работе в тылу. В ответном
письме орловцы писали:

«Красное знамя, переданное делегацией
трудящихся Железнодорожного района, на-
ходилось всегда с нами в районе боевых
действий и. при взятии первого Ha-
селенного пункта оно было водружено
над самым высоким зданием, как символ
единства фронта и тыла, как символ на-
пей уверенности в полной победе над
немецко-фаптистскими захватчиками».

НАВСТРЕЧУ 25-JIETHIO ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 сентября.
(По телеграфу от наш. корр.). В частях
Н-ского соединения развернулась деятель-
ная подготовка к 25-й годовщине ВЛКСМ
В комсомольской органйзации, где комс-
оргом лейтенант Петров, агитаторы Тихо-
миров, Козоедов, Урбакаев и другие про-
вели несколько бесед на темы: «Ленин и
Сталин вожди и организаторы комсомола»,
«Комсомол в Отечественной войне» и дру-
ие
Комсорг Христинин организовал выстав-
ку, посвященную 25-летию ВЛКСМ
Диаграммы, лозунги, плакаты, фотоснимки
наглядно рассказывают, как зародился,
зырос и окреп краснознаменный ленинский
комсомол. «Боевые листки» из номера в
номер помешают материал о подготовке
комсомольских организаций к юбилею.

Молодые бойцы встречают юбилей рат-
ными подвигами на поле сражения. Ком-
сомольцу Егорову было приказано прове-

рить и исправить линию, связывающую
командира полка с батальонами. Под
огнем вражеской артиллерии отважный

комсомолец пять раз исправлял поврежде-
ния. В последний раз, когда он связывал
концы, осколком мины ему оторвало на
левой руке три пальца. Егоров не поки-
нул боевого поста. Одной рукой и зуба-
ми он продолжал наводить линию.

Комеорг гвардии сержант Свирский по-
казывает в боях образец храбрости. Ко-
гда надо было штурмовать дзот, . Свир-
ский поднялся первым и пошел в атаку.
За ним бросилась вся рота. Дзот, а затем
и высота были взяты.

ЗАБОТА О ВНЕШНЕМ ВИДЕ ОФИЦЕРА

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 4
(По телеграфу от наш. корр.). По ини-
циативе интендантов в частях фронта, на-
ходящихся на передовых позициях, созданы
специальные хозяйственные уголки. Здесь
в блиндаже в присутствии офицёра порт-
ной пришивает ему белый воротничок, пу-
говишы, производит мелкий ремонт. При
штабах также имеются подвижные 1ю-
ходные мастерские, состоящие из трех

чении. Здесь инвалиды приобретают ква-   человек: одного сапожника, цвух портных

около заколоченной матрениной избенки,
кое у кого она спрашивала про Михея, a
куда пошла потом — никто не видел

Дня через три Валя прокралась в ла-
терь, как повинная
ная, исцарананная, чумазая. Ee не руга-
ли, не расспрашивали, обошлись сурово и
— только. Валя проспала чуть не сутки,
наелась, а утром ее опять не обнару-
Жили.

Одна женщина, жена местного комму-  .

ниста, вернувшаяся с двумя детьми B
разоренный дом, рассказала соседям (a
через час двое мальчишек прибежали В
рощу и рассказали 0б этом шоферу Гри-
ше). что километров в пятнадцати от
села, па дороге, встретила матренину
д0чь И та всё ей поведала, так-то a=
лобно... «И ведь какая смышленная де-
вочха, дотадалась, что Михей непременно
укрывается где-нибудь на военных рабо-
тах...» «Веё обойду, тетенька Степанида,
где дороги чинят, где противотанковые
рвы роют, всем в глаза погляжу...» П9-
плакали мы в ней, дала ей сухарик и
она пошла...

— Дядя Юрий, а дядя Юрий,  вета-
вайте-ка, скорее, пойдемте.
Юрий глубоко засопел,  просыпаяеь.

Утро чуть брезжило в маленькое окошечко
землянки. Валя стояла у койки, трогала
его за лино...

— Нашалабь... Здравствуй... Ну и дрянь
же ты девчонка... Чего меня тормопиншь?

— в случае чего — вернется советекая  — Дядя Юрий, я сама тоже пойду ы —
власть — деваться было некуда... НУ,   искать его. — Йдемте к этому т : 2 Oe
Давай, кум, выпьем, что ли... Еели я 10  — Куда ты пойдешь! Глупости... На   ходили с вами... Дядя Юрий, I
слабости Me так сделал, He то сказал,   мину попадешь, или грузовик задавит... ages a Whe
простите меня хриета ради... Вот эту oy — Нельзя? У нее странно зазвенел голос, р ,
— дали, а как. — И нельзя, и He приставай, и за- всё еще сопя, натянул сапоги,  подпоя

тылку у них попросил, :
«На!» — в морлу TEHYIH, Kak собаке...
Вот коровы мои тоже..: Ведь эти деньги
на корув давно у меня были припрятаны... г
Люблю молочко а еще больше солонинку   ронке, сдвинув коротенькие
люблю. — Й он лукаво

смеясь, наливал по втором

молчи...

у. — Да чорт землянке.

звезду»   @Ыло

ыы девчонка.

Окончание. «Красную

№№ 208 и 209.

Несколько дней Валя грустила, отвеча-
ла только — «да», «нет», сидела в ето-
приподнятые   скорее.

полмигивал И.   брови. Однажды утром ее не обнаружили в 3
Ee Убежала. Стали обсуждать, ——  который спал на двух сдвинутых лавках,

лено. пошла на розыеки Михея. Так всем ‘завернувшись в шинель и положив порт
пеприятно, — чорт! — пропадет, фель под голову. Валя,
Гриша ходил в село, расспраши- [когда он очухается и сядет к столу, то-

сался, пригладил вихот...
— Ну и ну! Неужели натила?
— Ага... Там я в68 расскажу, только

Они пошли в политотдел к майору,

не дожидаясь,

собачонка, нечесан-

сентября  с передовой. позиции с очередным докла-

дом или боевым донесением.

Большую заботу о внешнем виде офи-
церов проявляют в интендантском управ-
лении фронта. Организована специальная
офицерская полевая пошивочная мастер-
ская, во главе которой отличный руково-
дитель старший лейтенант интендантской
службы Руденко. В течение лета мастер-
ская вдвое перевыполнила план. Для всех
комбатов, командиров дивизионов” и всего
старшего офицерского состава действую-
щих частей и штабов она изготовила ките-
ля и брюки по новой форме. Сейчас идет
пошив шинелей для всех командиров.

ропливо начала рассказывать, kak она
нашла и узнала Михея — «Двести кило-
‘метров иеходила, все-таки он мне попал-
ся... Дяденька, он усы и бороду  сбрил,
только я одна могу его узнать...».

Немного спустя майор с Валей выехали

на то место, где чинилось подорванное
немцами шоссе. Валя, стоя в открытой ма-
‚шине, напряженно глядела сквозь стекло.
\ Подняла руку,
майору:
— Здесь...
Какой-то сутулящийся человек, белый
от известковой пыли, с замотанной плат-
ком головой и обернутыми тряпьем раз-
‚ двинутыми ногами, колол щебень. Когда
‘остановилась машина, он поднял голову,
пришурился и короткомосое обритое ли-
mo его всё сморщилось, будто он взглянул
на свет...

— 0н, — крикнула Валя, указывая
па него пальцем.

— В чем дело? — хрипло спросил
этот человек у подошедшего майора. =—
Документ мой? Пожалуйста... Всё в mo-
рядке... — И он, полоснув колючим гла-
30м стоявшую рядом с майором девчон-
ку, низко нагнулся и опять стал колоть
камень.

Майор спросил, перелистывая паспорт:

— Ваша фамилия Павлов, Алексей
Демьянович, тринадцатого года рождения?
(Холодная валина рука схватила его руку

и сжала). :
— Правильно, Павлов Алексей Демья-
нович, — ие поднимая головы, ответил

тот. — А в чем, все-таки, дело?

— А в том, что паспорт твой из He-
мецкой комендатуры...

Человек медленио качнул головой, усмех-
нулея:

— Вы меня на пушку не берите, то-
варищ, паспорт мой вылан смоленской
милицией, я беженец из Смоленска, инва-
лид гражданской войны. — Он вдруг по-
тянул носом. — Тоже, жизнь собачья...
Колоти камни, жрать нечего... Проливал
кровь за советскую власть, тебе же вон
что подносют: из комендатуры пачпорт...

Майор хо этого молчал, а как человек

молетов «Ю-88». Вражеские бомбардиров-
щики шли бомбить боевые порядки совет-
ской пехоты. Нодав сигнал к атаке, Лу-
ганекий с товарищами врезался в гущу
бомбардировщиков и рассеял их строй.
«Ю-88» беспорядочно сбросили бомбы и
стали разворачиваться обратно. Но в этот
момент, подойдя к одному из «Юнкерсов»,
капитан сначала меткой очередью .заста-
зил замолчать стрелка, & затем зажег
вражеский самолет.

Луганский питает глубокое чувство
товарищества к штурмовикам, которых он
часто сопровождает на поле боя. Еще не
было случая, чтобы он дал в обиду своих
«полшефных».

Недавно на группу  «Ильющиных-2»,
которую сопровождал капитан Луганский,
напали вражеские истребители. Одному из

немцев удалсеь приблизиться к штурмо=
вику и открыть огонь. В это время Лу-
танский преследовал другого немца и был
близок к победе, но, заметив, что штур-
мовику угрожает опасность, резко изменил
маневр и бросился на выручку.

Соколиной атакой сверху «Фокке-Вульф»
был зажжен. Но Луганский не удовлетво-
рился, он не бросил штурмовика, а подо-
шел к нему вплотную н, убедившись, что
экипаж жив, а машина невредима, отва-
лил в сторону, чтобы продолжать пресяе-
дование другого стервятника.

В одном из полетов капитан Луганский
выручил другого’ штурмовика, за которым
охотились два «ФВ-190». Мастереки ата-
куя, он сбил ведущего немпа, подбил
второго и прикрывал выход из боя до
тех пор, пока «Ильюшин-2» не оказался
вне опасности.

Вечером штурмовики пришли к истре-
бителям. Они установили по хвостовому
номеру самолета, кто их выручил в бою,
н Туганский заработал крепкий братский
попелуй.

Сила капитана Луганского заключается
не только в его отваге. Он в совершен-
стве владеет техникой пилотирования, от-
лично знает слабые стороны и тактику
врага. В бою он диктует и навязывает про-
тивнику свою волю. Если немец не при-
нимает боя на виражах, значит он чув-
ствует в этом свою слабость, и Луганский,
мастерски пилотируя, настойчиво навязы-
вает ему этот бой.

Иногда, ведя бой на левых фигурах, он
неожиданно и резко меняет направление и
вынуждает противника драться на правых
фигурах, ловит его на ошибке и одер-
живает победу.

На самолете капитана Лутанского кра-
суются 24 звезды. В воздушных боях В
Отечественную войну он одержал  двад-
цать четыре личных победы. Только в пе-
риод боев на Харьковском направлении в
течение одного месяца он сбил 14 вра-
жеских самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 2 сентября 1943 г. капитану
Луганскому присвоено звание Героя Совет-
ского Союза.
  Капитан А. ГИНЕВСКИЙ.

Полевая артиллерийская мастерская

{По телеграфу от наш. корр.). В ходе не-
давних боев особенно отличились знанием
своего дела бойцы — мастера и офицеры,
техники артиллерийской мастерской, где
начальником капитан Козлов. Недалеко от
линии фронта в лесу работают выездные
бригады оружейников. Рядом рвутся сна-
ряды, мины. Оружейники прибыли сюда на
автомашинах с походными агрегатами, на-
спех раскинули шалаши и превратили их
в полевой цех. Сюда партиями прибывают
неисправные винтовки, автоматы, пулеметы,
минометы, на буксирах сюда тянут пушки.
среди них много трофейных. Они попадают
в руки инженер-капитана Самусик, который
тут же устанавливает, какое оружие долж-
но ремонтироваться на месте, какое на
основной базе.

`В полевом цехе мастера и оружейники
всю свою работу строят на основе замены
выщедиих из строя частей новыми. Исходя
из прошлого опыта, инженер-капитан Саму-
сик, техник старший лейтенант Акименко,
техник-лейтенант Ожогин установили, ка-
кие части пушек, пулеметов, минометов,
винтовок и автоматов чаще всего выходят
из строя, и поэтому они заранее подгото-
вили в достаточном количестве запасные
части. То, что не высылается из центра в

жейники изготовили в своей мастерской.
Всё это дает возможчюсть быстро восста-
навливать оружие и вновь отправлять его
на место боев.

В полевом же цехе выездные бригады
производят сложный ремонт пушек и дру-
гого оружия. Благодаря организованности
и умелому распределению сил и средств
выездные бригады выполняют дневной план
на 225—250 процентов.

Бывает необходимость быстрого восста-
новления и трофейного оружия. Выездные
бригады подготовлены и к этой работе —
мастера и оружейники подробно изучили
оружие противника. Недавно мастера Ше-
фер и Рощин в течение дня восстановили
несколько немецких пулеметов и пушек, и
наши бойцы использовали их в наступле-
нии, ведя огонь: с. огневых позиций, рас-
положенных недалеко от только что захва-
ченного немецкого склада боеприпасов. В
полевом цехе восстанавливаются и трофей-
ные оптические приборы. Н-ская часть за-
хватила немецкие танки, однако гитлеров-
цы успели повредить прицельное приспосо-
бление. Офицер Акименко с группой бой-
цов быстро восстановил их. Наши тан-
кисты тут же двинулись на вражеских

еобходимых размерах, инициативные ору-
танках в бой.

ПИСЬМО ЗНАМЕНИТОМУ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 4 сентяб-
ря. Знаменитый русский оружейник Герой
Социалистического Труда `В. А. Дегтярев
прислал поздравительное письмо и подарок
отважному  пулеметчику-казаху  Айтену
Жунусову, который из ручного пулемета
системы Дегтярева отбил две вражеских
атаки и уничтожил до 30 фашистов. На-
днях письмо и подарок Дегтярева были
рручены Жунусову.

Жунусов обратился с ответным письмом
« Дегтяреву: «Дорогой товарищ Дегтя-
aes, — пишет боец, — обрадован вашим
тцовским вниманием и благодарен за по-
дарок. Изобретенный вами пулемет хорошо

ЕЕ ИН

‚засопел с0 слезой — майор
столет:

— Встать! — Человек нехотя поднял-
ся и сердито бросил молоток. — Подни-

вынул ПИ-

ми руки... (Майор похлопал по его карма-  ногтями скрести землю:

нам). Иди к машине, вперед меня...

Михей не долго запирался, — ero cpa-
зу опознали свидетели. Тогда он начал

т обернулась и шепотом — веб рассказывать.

«Под немцем был пьян без просышу,
сначала-то от радости, а уж потом совесть
свою заливал проклятым... Не екрываю—
встретил немцев с хлебом-солью, скучно
мне было при советской власти, поверил,
что под немцем стану жить, понимаете,
гражданин следователь, — жить! Но ме-
ня они обманули, прошу дать возможность
06 этом ‘об’явить по радио, всенародно...
С охотой, с охотой вначале-то работал у
них, в качестве, как говорится, артиста...
Интересно было из упрямого-то мужика
выудить, что он на самом деле думает,
сиволапый... Он мне не доверяет, он упи-
рается, а я его как голого, вижу и ска-
зать заставлю... Советская власть мной
пренебрегла, & здесь я развернулся... Ког-
да моих мужичков начали таскать в ге-
стапу, да я услышал, как они там кри-
чат, ах, — что я наделал! Опомнился,
заметался... Руки ма себя хотел нало-
жить... Но опять — волка, опять страх
перед чермыми... Ужасные люди, гражда-
нин следователь... И уж тут я покатил-
ся на дно... Лопнула в душе у меня стру-
на, гражданин следователь... Спрашивай-
те, — всё расскажу, всё покажу... Ta-
кое, что волосы дыбом встанут...»

Несколько ночей ом рассказывал о му-
ках русских людей, о пытках и казнях в
гестапо. Показал яму, где зарывали тру-
пы замученных, показал зарытые немца-
ми в подвале школы орудия пытки: жа-
POBHIO, жёлезные крючки, которыми под-
вешивали за ребро, резиновые плети, де-
ревянные иглы — занозы, вбивавшиеся
под ногти...

Рассказывал о пытках тихим голосом,
обстоятельно, будто 0 каком-нибудь ку-

РУССКОМУ ОРУЖЕЙНИКУ

показал себя в бою, ваше оружие превос-
ходного качества, и наши пулеметчики ero
очень любят. Можете не сомневаться, то-
вариш Дегтярев, что я до конца выполню
свой священный долг по защите нашего
дорогого отечества. Буду беспощадно гро-
мить фашистов, отомщу  немецко-фашист-
ским злодеям за их дикие преступления
на нашей советской земле, за кровь и ра-
ны великого города Ленина, котопый мы
защищаем. Желаю вам, дорогой Василий
Алексеевич, крепкого здоровья и успехов
в вашей работе по укреплению военной
мощи нашей матери-родины. Крепко жму
вашу руку и по-солдатски обнимаю вас».

старном заводике, где били скот и делали
колбасу... «Присутетвовал, при многих
пытках присутствовал», — бормотал он,
закрыв глаза. И вдруг упал на пол, стал
«Вот она кро-
вушка-то, вот опа кровушка...» — и це-
ловал земляной пол...

— Бросьте ломаться, уж очень вы
противны, — сказал. ему по-человечески
офицер, который вел следствие. Затем,
уже в камере, задал вопрос: — Вы, Ми-
xe Непей, думали когда-нибудь, работая
на немцев, что продаете русекий народ,
продаете родину?

— Думал, думал... Так ведь © одной
родины сыт не будешь, своя рубашка Е
телу ближе...

Словом, для трибунала всё было ясно.
В присутетвии жителей села  Владимир-
кото, теснившихея около школы, в еа-
мой школе и на подоконниках, суд при-
говорил Михея Ивановича Непея к пове-
шению. Когда судья произнее это слово,
Михей, стоявший прямо, © вытянутыми
по швам руками, даже не моргнул, ииче-
го не изменилось на его обритом, щети-
ниетом, припухлощеком лице с низеньким
лбом. В зале изумленно, удовлетворенно
ахиули и сейчас же сотни рук захлопали
в ладоши и женский голос крикнул злоб-
HO:

— Мало ему, подлецу... Мало ему та-
кой казни... Шкуру с него надо содрать...

Наутро около виселицы, — двух не-
высоких столбов с перекладиной, — опять
собралось всё село. Михея привели пох
охраной четырех краспоармейцев. Он шел,
как на ватошных ногах, низко уронив го-
лову. Судья опять прочел приговор. Ми-
хея подвели к табуретке. Он попятился.
Его подхватили, поставили... Тогда он
хлопотливо сам начал надевать на себя
петлю. И все увидели — его ненавидя-
щие, беловатые, плоские тлаза и нена-
вистническую усмешку,  раздвинувшую
мелкозубый рот...

Валя, стоявшая совсем близко от него,
закричала, сжимая кулачки:

—Ты не смейся... Ты покричи, как
MaMa моя кричала...