Американская печать о наступлении
советских войск

НЬЮ-ИОРК, 31 августа. (ТАСС). (За-
держано доставкой). Американская печать
продолжает оживленно комментировать на-
ступление Красной Армии:

Если в ближайшее время не будет на-
несен удар на Западе, пишет газета «Нью-
Иорк геральд трибюн», то в перспективе
еще одно долгое и кровопролитное лето.
Нельзя осуждать русских за то, что они
«используют против нас наши собственные
статистические данные о производетве и
подготовке армии. Нанесение смертельного
удара в настоящее время избавило бы
всех от больших бедствий и мук, но такой
удар, повидимому, может быть нанесен
лишь с Запада. Общественность не знает,
как скоро и с какой силой Запад может
нанести удар, HO восхваление русских
побед не должно привести нас к удобному
`для нас выводу о том, что русские одни
выиграют войну».

Военный обозреватель газеты «Нью-Йорк
таймс» Болдуин заявляет, что занятие Та-
ганрога, повидимому, является самой. круп-
ной победой Красной Армии в нынешнюю
летнюю кампанию.

Выходящая (в Новом Орлеане газета
«Таймс пикаюн» пишет, что Гитлер совер-
шенно определенно занимает оборонитель-
ную позицию на советском фронте, а со-
ветские войска наносят германской армии
тяжелые удары. ‘Сталин и его генералы,
счевидно, считают, что атака союзников. в
Западной Европе ускорит крах Германии.
«Их нынешнее нетерпение, — пишет газе-
та, — вполне естественно и обосновано.
Однако разочарование по поводу отсрочки
второго фронта не обескуражило Красную
Армню и не замедлило ее продвижения».
Огромные бронетанковые силы немцев и их
болыние резервы, говорится в статье, не
могут задержать мощное летнее наступле-
ние советских войск.

Подчеркивая, что’ успехи Красной Армии
заставляют Германию перебрасывать войска
из Западной Европы на защиту Восточного
фронта, известный военный писатель Вер-
нер в статье в газете «П. М.» призывает
союзников вторгнуться в Европу как мож-
но скорее. По словам - Вернера, успехи
Красной Армии дают англичанам и амери-
канцам весьма удобный случай для нане-
сения удара по Германии. Призывая союз-
ников немедленно использовать создавшую-
ся благоприятную военную обстановку,
Вернер подчеркивает, что. в настоящее
время англо-саксонские страны и СССР
обладают значительно превосходящими си-
лами. «В настоящее время, — пишет Вер-
нер, — три серьезных фактора говорят в
пользу союзников: 1) распад в лагере са-
теллитов Германии; 2) численное превос-

ходство наземных боевых сил стран, бо-
рющихся против оси; 3) колоссальное да-
вление на германскую армию вдоль всего
советского фронта. Эти факторы необхо-
AMMO использовать в Максимальной сте-
пени, Сегодня ось является лишь военной
фикцией. Германия сейчас осталась в оди-
ночестве, поскольку сателлиты уже не яв-

ляются активными участниками боевых.
спераций».

«Об’единенные силы союзников, — пи-
шет далее Вернер, — несомненно, значи-

тельно превосходят силы Германии. Гер-
манские войска совершенно очевидно сла-
бее англо-американских войск, находящих-
ся в Англии, Африке, на’Ближнем Восто-

ке и на Сицилии» Силы Германии умень--

шаются, в то время как силы англо-аме-
риканских войск в Европе с каждым меся-
цем растут». «Сейчас, — отмечает автор,—
имеются признаки того, что Германия пе-
ребросила войска из ` Северо-Западной Ев-
ропы на юг. Эти переброски создают для
англо-американских войск еше более бла-
гоприятные возможности для вторжения».
«Очень скоро Гитлер будет также вынуж-
ден перебросить на советский фронт вой-
ска из Франции, Бельгии, Голландии и
других мест, — продолжает Вернер. — В
настоящее время свыше 2/з всей герман-
ской армин сковано на советском фронте.
Русское наступление представляет собой
лучшую подготовку к англо-американским
действиям. В связи с ударами, наносимы-
ми Красной Армией, численность герман-
ских войск в Западной Европе неизбежно
уменьшается. Гитлер будет продолжать
концентрировать свои силы на советском
фронте потому, что успехи советских
войск грозят уничтожением германской
армии. Непрекращающееся давление рус-
ских означает сокрашение численности
германских войск в Западной Европе, ко:
торое дает англичанам и американцам наи-
более благоприятную возможность для на-
несения удара в Западной Европе».

Обозреватель газеты «Нью-Йорк пост»
Стил призывает союзников как можно ско-
рее использовать победы Красной Армии,
создать второй фронт в Западной Европе
и тем самым добиться краха Германии в
ближайшие 6 месяцев. «Союзники, — пи-
шет Стил, — должны использовать благо-
приятную обстановку, создав второй фронт
во Франции, Бельгии и Голландии, который
может отвлечь 60 германских дивизий с
Восточного фронта. Это дало бы возмож-
вость Советскому Союзу еще больше
ускорить темпы своего наступления, отбро-
сив германскую армию в Польшу и Румы-
  и подорвать позиции держав оси на
Балканах».

Цесантные операции союзных войск
в Южной Италии

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Штаб
союзных войск в Северной Африке сооб-
щает, что высадившиеся вчера утром на
побережье Италии в районе Реджо-ди-Ка-
лабрия английские и канадские части 8-й
английской армии встретили сравнительно
слабое сопротивление противника. В тече-
ние всего дня войска непрерывно продви-
гались. Вчера днем союзники заняли
Реджо-ди-Калабрия и аэродромы к югу от
горсда. Кроме того, был захвачен город
Вилла-Сан-Джованни. Производимые про-
тивником разрушения были ве эффектив-
ны. Продвижение войск союзников про-
должается. Захвачено много пленных.

По сообщению штаба войск союзников,
3 сентября утром два английских‘ линкора
подвергли. обстрелу вражеские позиции у
мыса Делларми. Вчера после полудня вто-
рая группа судов пересекла пролив, пере-
возя подкрепления и военные грузы.

шает, что войска союзников захватили го-
род Галлико, расположенный на полпути

между Реджо-ди-Калабрия и Вилла-Сан-
Джованни.

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, алжирское радио

сообщило, что ‚через Мессинский пролив
продолжают отправляться подкрепления
английским войскам. Итальянский флот

пока еще не участвует в операциях.

В другом сообщении алжирское радио
передает, что канадские войска расширили
свое ° предмостное укрепление в Южной
Италии. Разведывательные самолеты союз-
ников не встретили ни немецких, ни италь-
янских самолетов.

редает английское министерство информа-
ции, войска союзников захватили первую
линию горных фортов на побережье Кала-
брии (Южная Италия). Большинство выса-
дившихся войск, создавая предмостное
укрепление для основных сил, не произве-
ло ни одного выстрела. По словам мест-
ных жителей—итальянцев, немцы отошли в
горы три дня тому назад. Несколько групп
итальянских солдат сошли с гор и сдались

союзникам.

ОСТРЫЙ НЕДОСТАТОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГЕРМАНИИ

СТОКГОЛЬМ, 4 сентября. (ТАСС).
Шведская газета «Гетеборге постен» пи-
шет, что проведенная в Германии по при-
казу Гитлера так называемая «тотальная
мобилизация» не ослабила острого недо-
статка в рабочей силе, уже давно ошу-
щающегося в гитлеровской Германии. Мно-
гие мобилизованные уклонились от работы
и не ‘явились на те предприятия, куда они
были посланы.

Директор одного из германских пред-
приятий заявил автору статьи, что на его
завод. было послано 250 женщин, мобили-
зованных в порядке «тотальной мобилиза-
ции». Из этого числа на заводе осталась
теперь только половина. Мобилизованные
всячески уклоняются от работы, осущест-
вляют пассивный саботаж, проводя прн-
мерно треть своего рабочего времени без
всякого дела.

Танковая «лечебница»

..Человек в промасленном насквозь тан-
кистском комбинезоне, покрытый копотью,
свернул с дороги и уверенно зашагал в
сосняк На опушке танкиста остановил ча-
совой. После короткого об’яснения часовой
указал пришедшему  свежепротоптанную
тропинку в Лесу. Раздвигая игольчагые
ветви молодых сосен, танкист пошел в
глубь леса

Он шел по тропинке мимо стоящих под
маскировочнымн сетками танков и автома-
шин, мимо высоких автофургонов передвиж-
ных  мастерскнх. коло ремонтируемых
боевых машин хлопотали люди в засален-
ных спецовках, слесари, токари, оружейни-
ки, сварщики.. Небольшюй, прикрытый зе-
леной крышей сосновых ветвей, ремовтный
завод работал ходко, напряженно.

Тропинка привела танкиста к маленько-
му столику возле крытого грузовика. За
столиком сидел массивный, широкоплечий:
инженер-майор. Фуражка майора лежала
на кучке бумаг, и на коротко остриженной
голове серебрилась обильная седина,

— Товариш майор, разрешите обратить-
ся.. Я командир танка КВ Н-ского танко-
вого батальона. Полтора часа тому назад
вашу машину подбил снаряд во время ата-
ки. В экипаже есть убитые и раненые.
Машина стоит в лошине возле села В...

— Понятно. Каков характер поврежде-
ний? Надо эвакуировать в тыл или высы-
лать летучку для исправления на месте?

“Танкист подробно описал повреждения
полученные танком. Инженер, заместитель
командира базы, столь же подробно занес
полученные сведения в записную книжку.
и через несколько минут летучка Н-ской
полевой ремонтной базы, где командиром
инженер-майор Илья Маркович Киреев,
отправилась на поле боя оказывать веот.
ложную помошь раненому танку КВ,

— Мы вроде как лесная танковая ле-
чебница с коечными больными и оказв-
нием помощи на месте, — говорит с улыб-
кой Илья Маркович. — Хозяева у нас бес-
покойные, носятся с фронта на фронт, с
участка на’участск. Драчуны отпетые,
где у танков драка, там у нас, ремонтви-
ков, работа, хлопоты. Куда танкисты, ту-

ВЕЗЕТ pee Sa Us и
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефопы: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4 12:12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К:4-00-70, лоб 76 Бюро жалоб подписной конторы К

Г 113228,

да и мы со своим утлым заводиком на

колесах.

жжя

В нашей печати за годы войны много
писали о подвигах советских танкистов, о
сокрушительных танковых атаках, о сме-
лых танковых рейдах по вражьим тылам,
о засадах на путях атакующих немецких
танков. Это, так сказать, праздники бое-

вой жизни советских танкистов. Но в
боевой жизни танкового соединения
есть и будни. Как всякая машина,

танк устает, изнашивается, требует техни-
ческого присмотра и ремонта. Пути танко-
вых атак усеяны подбитыми, выведенными
из строя машинами. То перебьет снарядом
гусеницу, то заклинит башню, то баки с
горючим пробьет, то на мину машина на-
порется. Тут к мужеству и отваге танки-
стов прикладывается трудовой энтузиазм
мастеров. От их уменья, ловкости, а сплошь
и рядом от их выдержки и хладнокровия
зависит многое в боевых делах танковой
части. Чтобы уверенно и смело вести в
бой танк, танкист должен знать, что тех-
вика и оружие его не подведут, не отка-
жут в решающую минуту схватки. Чтобы
улар танковой. части был силен и полно-
весел, восстановление раненых в боях ма-
шин должно совершаться быстро, точно и
ремюнтные работы должны быть исполне-
ны добросовестно. *

С текущим ремонтом танковый батальон
справляется сам, без посторонней помощи.
В среднем ремонте. ему на помощь прихо-
дит полевая ремонтная база. На капиталь-
ный ремонт танки путешествуют в тыл,
на танкоремонтные заводы.

Боевая мощь танковой части прямо про-
порциональна четкости, темпам и квалифи-
кации° работы танкоремонтных баз Чем
быстрее ремонтируются выведенные из
строя боевые машины, TeM сильнее
боевая мощь части Чем тщательнее,
серьезнее текуший ремонт и технический
контроль над механизмами, тем ‘меньше
выходов из строя на марше и отказов тех-
вики и оружия в бою. р

Эту истину усвоил командир танкоремон-
тной базы Н-ского соединения Илья Мар-

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ
союзников

БОМБАРДИРОВКА БЕРЛИНА

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС) Англий-
ское министерство авиацин сообщает, что
крупное соединение самолетов типа «Лан-
‘кастер» совершило минувшей ночью налет
на Берлин. Весь путь самолетам пришлось
проделать в условиях сильной облачности,
однако в районе цели была хорошая видн-
мость. Во время весьма сосредоточенной
20-минутной атаки на город было сброше-

{HO тысяча тонй фугасных и зажигательных

бомб.

Совершены также налеты на вражеские
об’екты в Рейнской области, на аэродромы
и другие об’екты в Северной Франции.
Английские самолеты производили миниро-
вание вражеских вод. : :

Из всех этих ‘операций не’ вернулись
на свои базы 22 бомбардировщика.

НАЛЕТЫ НА ИТАЛИЮ И’.
САРДИНИЮ +

военно-воздушных сил союзников на Ближ-
нем Востоке сообщает, что 3 сентября
днем бомбардировщики «Либерейтор», вхо-
дящие в состав 9-й американской авиаци-
онной группы, атаковали сортировочную
станцию Сульмона (Центральная Италия),
расположенную в 120 километрах к восто-
ку от Рима. Отмечены прямые попалания
в вокзал, ремонтные мастерские и депо.

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС): Штаб
шает; что в ночь на 3 сентября самолеты,
входящие в состав военно-воздушных сил
Северной Африки, продолжали совершать

налеты на аэродромы, коммуникаций п
позиции противника в Южной Италии,
Средние и легкие бомбардировщики, а

также истребители-бомбардировщики ата-
ковали аэродромы в Козенце и Марина-ди-
Катандзаро. Уничтожено два вражеских
истребителя. i

Истребители-бомбардировщики и истре-
бительные самолеты союзников атаковали
радиостанции в южной части Сардинии.
Минувшей ночью бомбардировщики совер-
шили налеты на аэродромы в Капуа и
Каподикино.

НАД СЕВЕРНОЙ ФРАНЦИЕЙ

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, в совместном

5 сентября 1943 г., воскресенье, № 210 (5581),

4 КРАСНАЯ ЗВЕЗДА   НЕЙ
_ ГЕНЕРАЛ-

Дитмаровский обзор
„9ыбом““

Вчера Берлин передал по радно офи-
циальный обзор тенерала Дьтмара на
тему «Четыре года». Тяжелая роль выпала
на долю тенерала. Под ударами Ерасной
Армии немцы очищают Донбассе.  Совет-
ские войска гонят гитлеровиев за Десну.
Немецкий фронт трещит, а  начальетво
требует от генерала придерживаться стиля
этакого беестрастно академического” хлад-
нокровия. Дитмар вот уже целый год
после Сталивградекого разгрома твердит о
том, что «хотя нельзя не признатьея, нэ
в то. же время нельзя п не сознаться, а
в общем наши дела пе так уж плохи».
Этот специфический дитмаровский сталь
заменил прежние выступления  гитлеров-
ских радиообозревателей с фанфарами и
барабанной трескотней. Новые времена —
новые песни... «Догорели огни, облетели
цветы». К стилю днтмаровских обзоров
уже привыкли. Нривыкли к тому, как в
поте лица, сохраняя маску невозмутимой
еолидности, Дитмар продолывает свои
сальто-мортале. ое

Но во вчерашнем 0бзоре он превзошел
самого себя. Публика удивлена: генерал
встало на толову — все понятия, все
прежние догмы оказались перевернутыми.
Черное об’явлено белым. Известно, что
основа основ германекой военной доктрн-
Hbl — молниеносная наступательная вой-
на. На этом воспитывалиеь поколения
немцев. На этой доктрине строилась не-
мецкая военная армия. Немцы  молилиеь
на Шалиффена. Так было...” Но теперь
Дитмар, не переводя дыхания и не

моргнув глазом, всё это отменяет. Не по-.

шадил он и Шлиффена. По словам Лит-
мара — Шлиффен отибался. Оказывается,
правилен тезие, что современная война
«очень легко может превратиться в семи-
летнюю». Оборона — вот что является, по
заявлению Дитмара, альфой и омегой воен-
ной немецкой доктрины.

Генерал чувствует неловкость. Слишком
уж ‘резкий получается поворот. И о
спешит добавить: «Такое признание де-
лать Нелегко, и мы отнюдь не отринаем

связанных с этим тягот, проникших В
глубь нашей жизни».
До сих пор во всех годовых обзорах

гитлеровцы утверждали, что их дела не-
изменно идут в гору. На этой позиний
ныне Дитмар уже не смог удержаться, —
почва ускользает из-под ног — и он ско-
роговоркой сообщает: «Мы имеем за собой
четыре долгих тяжелых года войны. Важ-
хый последующий год тяжелее предшест-
вующего. Борьба становится Bcé  труд-
нее».

До сих пор Дитмар высокомерно отри-
цал способность Красной Армии наступать

летом. Теперь же он растерянно  вопро-
шает, забыв, что его дело не задавать
вопросы, а отвечать на них. «Вполне

уместен будет вопрос,—говорит он,— как
Могло случиться, что неприятель, пред-
принимавлгий наступление только зимой,
начал наступление теперь ужё летом?»
Таков вопрос. А вместо ответа — бормо-
танье: «Положение на Восточном фронте
неолнократно находилось на острие ножа.
На сетодня все эти заботы еще не устра-
нены».

Дитмар окончательно ебивается с тона.
До сих пор гитлеровская пропаганда
неустанно твердила, что Харьков, Орел
это лишь географические понятия, поте:
рявшие всякое значение. Теперь же Дит-
мар говорит: «Нет-сомнения в том, что
мы понесли тяжелые потери и что утра-
та некоторых территорий, связанная ©
необходимым отступлением, является весь-
ма болезненной, как, например, утрата
Орла, Харькова и Таганрога».

Не от хорошей жизни эти вынужденные

признания Дитмара.
Л. ГАТОВСКИЙ.

англо-американском коммюнике говорится,  .,

что утром 3 сентября соединения бомбар-
дировщиков «Летающая крепость» совер-
шили налет на авиационный завод фирмы
«Кодрон-Рено» в предместье Парижа, а
также на самолетосборочный завод в Ме-
лане, к северо-западу от Парижа. Другие
соединения «Летающих крепостей» и сред-
них американских бомбардировщиков ата-
ковали 5 аэродромов в Северной Франции.
При налете на авиационный и самолето-
сборочный заводы «Летающие крепости»
встретили серьезное сопротивление истре-
бителей противника и сбили 23 из них.
Американские и’ английские истребители
и истребители из авиации союзных стран
и доминионов сопровождали бомбардиров-
щики и прикрывали их действия. 8 тяже-
лых ` бомбардировщиков и 2 истребителя
не вернулись на базы.

Дезертирство из германских
частей в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 4 сентября. (TACC).
Шведская газета «Свенска дагбладет» со-
общает о растущем дезертирстве из гер-
манских частей, расквартированных в Нор-
вегии. Немецкие солдаты, дезертировавшие
из своих частей, часто нытаются перепра-
виться через шведскую границу вблизи
Стурлиен. Недавно германский патруль
обнаружил под железнодорожным вагоном
поезда, следовавшего из Норвегии в. Шве-
цию, ‘одного неменкого офицера и двух
солдат. Их дальнейшая судьба неизвест-
на. Вскоре после этого немецким патру-
лем был. захвачен немецкий солдат, кото-
рый пытался ‘спрятаться в поезде, отпра-
влявшемся в Швецию.

ПРИБЫТИЕ НОВОГО КОНТИНГЕНТА
КАНАДСКИХ ВОЙСК В АНГЛИЮ

ЛОНДОН, `4 сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, штаб канад-
ских войск сообщил, что в один из анг-

лийских портов прибыл крупный караван
судов с пополнениями для канадской ар-
мии в Европе, В составе прибывших войск
представлены все виды оружия.

из крупного инженера-механизатора „Нар-
комчермета в «главного врача лесной ле-
чебницы танков». Весь свой двадцатилет-
ний инженерный опыт, все сгои недюжин-
ные способности производственника-орга-
низатора и неугасающую энергию больше
вика вложил начальник ПРБ в жизнь и
работу небольшого, но на редкость друж-
ного коллектива инженеров, техников, мас-
теров. Тесно обжатый двойными обручами
воинской и трудовой дисциилины, коллек-

тив живет интенсивной трудовой жизнью,

пронизанной взаимным доверием к опыту
и квалификации товарища, основами бое-
вого товарищества, спайки и взаимопомощи.

Старый харьковский металлист, корен-
ник-мастеровой из плеяды первых совет-
ских танкостроителей старший сержант
Иван Константинович Шаповалов на дол-
гом своем рабочем веку немало испытал
танкоз всех марок, немало через его руки
прошло танкистов, ставших теперь просла-
вленными мастерами танковых боев, май-
орами, полковниками, генералами.

Окруженный заслуженным уважением
товарищей, Иван Константинович  испол-
няет в базе самые сложные н ответствен-
ные работы. по восстановлению танков,
передавая щедро и с охотой свой драго-
ценный рабочий опыт молодым мастерам.

Для инженера-механика, ныне старшего
сержанта, Курносова не существует тако-
го повреждения танка, на которое бы на-
до составлять акт на отправку в завод-
ской ремонт. Курносов со своими помощ-
никами берется восстанавливать самые
сложные механизмы и справляется с рабо-
той успешно и быстро. Здесь акт на по-
сылку в заводской ремонт считается актом
унижения собственного достоинства и
производственной гордости.

Благодаря такому подходу к работе де-
сятки танков избегают длительного, затя-
гивающегося на месяцы путешествия в
тыл, на танкоремонтные заводы и прямо
из «лесной лечебницы» идут в строй, уве-
личивая ударную силу соединения, разгру-
жая транспорт от лишних перевозок, а
заводы от лишней работы.

В дружном, слаженном коллективе все
работают хорошо. Но его члены гордятся
Иваном Шаповаловым, Курносовым, парт-
оргом. Шехтмейстером, Пазниковым, Кузь-
менко, Масленниковым, Мельниковым, Пар-
гаманником, выделяющимися среди лучших
своим опытом, уменьем, инициативой, -без-

кович Киреев, которого война превратила  заветной преданностью делу.

1 сложных вопросов

По сообщениям

иностранной нечати, немецкие власти на

Украине требуют прекращения эвакуации на Украину бежен-
цев из районов Германии, подвергающихся бомбежкам, т. к.

: «вследствие
Рис. Бор. Ефимова.

тактики
Украины могут вскоре стать театром военных действий»,

эластичной обороны многие места

В таком коллективе нет людей, стоящих
в стороне от дела. Здесь деление на про-
изводственников и обслуживающих чистая
условность, ибо все обслужнвающие, до
повара, приобрели производственную ква-
лификацию в нашли свое место в произ-
водстве. Здесь каждый производственник
старается овладеть ‘несколькими квалифи-
кациями, и никого не удивляет то, что
человек, числящийся по штату плотником,
работает в летучке за слесарвыми тиска-
ми и попутно уже в качестве. медника
занимается чисткой и пайкой раднатора,

Люди работают инициативно. Большую
проблему для базы составлял ремонт ак-
кумуляторов, банки которых очень быстро
лопаются и выводят аккумуляторы из
строя. Эти банки «засели в печенку»
командиру отделения старшему сержанту
Паргаманнику. Воспользовавшись командн-
ровкой в Москву, Паргаманник по своей
инициативе отправился за консультацией
к специалистам в Политехнический музей.
Там ему посоветовали обратиться в одну
из лабораторий Академии наук. Паргаман-
ник получил изрядную порцию изготовляе-
мого в опытном порядке замечательного
унизерсального клея, и теперь ремонт ак-
кумуляторных банок перестал быть «про-
клятым вопросом».
`И так во всем, от мелочей до самых
ремонта сложнейших
агрегатов боевых машин. В этих деталях
и черточках повседневной жизни базы за-
ложено об’яснение того глубокого уваже-
ния, которым «фирма» инженер-майора Ки-
реева неизменно пользуется в частях и под-
разделениях своего танкового соединения.

Силами не очень крупного коллектива
в горячей обстановке крупных танковых
боев база проводит огромную. ремонтно-
восстановительную работу. На Сталинград-
ском фронте она за сорок дней «вылечи-
ла» 195 раненых в боях танков: ‘Другой
раз, за три дня, ускоряя возврат танков на
поле боя, база отремонтировала до двух
десятков боевых машин. А на здешнем
фронте за дзе недели уже принято на’ из-
лечение и возвращено в строй во. много
раз больше танков. ь

И если мы скажем, что за 10 месяцев
работы база отремонтировала ‹редним, а
частично и капитальным ‘ремонтом ‘несколь-
KO сот.едивиц, будут, ясны причины yBa-
жения танкистов к Дфузьям-мастерам из
«лесной лечебницы» и то, что больше по-
ловины работников базы награждены орде-

«ВСТРЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ»

нами и медалями или представлены к ва-
градам.

Стучит по наковальне молот кузнеца.
Мерцает синее пламя автогена. Срастают-
ся перебитые звенья тяжелых гусениц. За-
рубцезываются страшные раны в броневом
покрытии танковых башен.

А по полям танковых битв, огибая ог-
ромные бомбовые воронки и зловешие
площади минных полей, рьышут запылек-
ные грузовики-«летучки» в поисках «ра-
неных», ожидающих неотложной помощи.
Еще вокруг рвутся снаряды, еще нет-нет
и затрещит рядом, в кустарнике, в овраж-
ке надоедливая дробь очереди немецкого
автомата, а раненый танк уже накрыт се-
рой брезентовой крышей, замаскирован
ветками. Около него и внутри его уже
хлопочут измазанные маслом, покрытые
металлической пылью лекари из «лесной
лечебницы» инженер-майора Киреева.

..Овеянная первыми метелями степь под
Сталинградом. Поле недавнего танкового
сражения. Наши и немецкие подбитые
танки, вперемежку. Надо срочно отремон-
тировать, возвратить в строй двадцать
подбитых танков. Приказ генерала строг и
категоричен. Каждая минута на счету. А
кругом въ степи шатаются группы боевых
машин разбитой немецкой танковой днви-
зии. Мечутся в поисках выхода из окру-
жения,

В разгар работы пришло сообщение;
прямо на СПАМ идут 24 немецких танка:
и приказ— остановить их, уничтожить сила»
мн отремонтированных машин. Три танка
прямо из ремонта, приняв горючее и сна-
ряды, идут навстречу немнам. ИМ пока
мастера работают над восстановлением
других машин, эти «выздоровевшие» бро-
саются из засады в атаку, добрую полови-
ну немецких танков подбивают и уничто-
жают, а остальные разгоняют по степным
балкам. В результате короткого победонос-
ного боя две ‘машины снова поступают в
заботливые руки железных лекарей и
оживленные, снова встают в строй.

‚.Знойный нюльский день в  воронеж-
ском Задонье... Восстановители хлопочут в
небольшой лощине возле деревни Козинки
над тремя раненыма КВ. Работы много, а
бой всё ближе и ближе. Немцы перешли в
контратаку и оттеснили наши войска. Три
раненых танка с экипажамн и мастерами
остались в лощине между свовми и вра-
гами.

Нельзя отдать танки врагу. Лихорадоч-

Типография центрального органа Народного комиссарната обороны СССР «Прасная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

И, Я, ЖИ,

4 сентября 1943 rola  скоропостижна
скончался верный сын русского  варода,
отличный командир Красной Армии, генс-
рал-иайор артиллерни Иван Яковлевич
ЗВУК.

“Тов. Жук И. Я. родилея в 1900 году.
Участник гражданской войны, он за 25
лет службы в рядах Красной Армии вырос
из рядового красноармейца в генерал-май-
opa.

Занимая ряд ответетвенных постов в

артиллерни Красной Арман, тов. Жук про-
явил себя высоко грамотным артиллери-
стом, обладающим обширными знаниями
общевойскового дела. Храбрый и отваж-
ный командир, умевитий. своим примером
увлечь на подвиги и других, он всегда
проявлял исключительную заботу о воспи-
тании и боевой подготовке рядового, сер-
жантского и офицерского состава артилле-
рии. На фронтах Отечественной войны враг
не раз испытал силу удара руководимой
им могучей артиллерии.

Правительство высоко оценило боевую
работу И. Я. Жук, наградив его тремя ор-
денами Красного Знамени и орденом Kpac-
ной Звезды. Е

Смерть преждевременно, в расцвете сил
вырвала из наших рядов волевого коман-
дира- и чуткого товарища, большевика,
преданного нашей родине и партии Ленн-
на— Сталина. —

Память 06 Иване Яковлевиче навесгда
сохранится в сердцах его боевых друзей,

Воронов, Антонов,  Ромоссовский,
Малиновский, Яновлев, — Петров,
Прочко, Казаков, Шереметов, Те-
легин, Векилов, Корженевич, Га-
мов, Селях, Нарлин, Васюков, Ива-
нов, Арефьев, Надысев, Карепин,
Спирин, Нестеров, Шахматов.

НИР ЧН: УМЕН

ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ
В СЕНТЯБРЕ

Публичные лекции на различные темы
международной политики и текущих воен-
во-политических событий, проведенные в
августе лекционным бюро при Комитете по
делам высшей школы при СНК СССР, при:
влекли пгирокие массы слушателей и про-
шли с большим успехом.

В сентябре лекционное бюро решил
повторить некоторые из этих. лекций в 0р-
тганизовать ряд новых.

7 сентября состоится повторная лекция ге-
нерал-майорз Н. А. Таленского «Орловекая
операция». 10-го организуется лекция лок-
тора 1оридических наук профессора А. Н.
Трайнина —= «06 уголовной ответетвенно-
сти гитлеровцев». Затем состоятея лекции:
0. М. Осипова (автора книги «Суворов»)—
«Великий русский полководец Суворов»,
доктора исторических наук профессора
р. Ю. Випиер — «Иван Грозный», члена-
Борреспондента Академии наук CCCP
П. Ф. Юдина — «Что представляет собой
гнтлеровская партия» и академика Ё. В.
Тарле «Русская дипломатия и образование
германской империи».

(ТАСС).

но стучат молотки, шуршат стальные пн-
лы. И стук и шелест тонут в грохоте рву-
щихся кругом немецких снарядов. И вот
взревел мотор одного танка. Зашевелились
гусеницы.

Пошел! А за ним другой, третий. На
виду у врага, из-под самого носа немецких
танкистов.

..Село Каменка. Восстановительная ле:
тучка хлолочет над подбитым КВ.., Колон-
на немецких танков прорывается к селу
и под прикрытием пикирующих бомбарди-
ровщиков  стремнтся им овладеть. С лихо*
радочной ° поспешностью  восстановнтели,
обдаваемые горячим дыханием взрывных
волн, заканчивают ремонт, КВ прямо из
ремонта вместе с другими, только ‘что
восстановленными танками идет в контр
атаку, отгоняет немцев, мешает им занять
село.

А летучка уже подпрыгивает на ухабах
степной дороги, торопится дальше, туда,
гле новые «пациенты» ждут ее неотлож-
ной помощи...

Так изо дня в день, из месяца в’ месяц.
Люди привыкли работать в любых усло-
виях, при любой погоде, ‘даём н ночью.

Вот и сейчас... Яростно бьют зенитки в
безоблачное небо... Двенадцать «Хевнке-
лей», окруженных дымками разрывов, раз-
ворачиваются для бомбардировки прямо на
лес, где разместилась «танковая лечебни-
ца». Звучит предупреждающее «Воздух!»

А люди, по временам взглядывая на не’
бо, как ни в чем не бывало, занимаются
каждый своим целом...

— Много их тут летает,—говорит Иван
Константинович Шаповалов.—Еели от каж:
дого «Хейнкеля» в щель бегать, работать
некогда будет... Вот они — пролетели,

День сгорает. Наступает прохладная ав
густовская ночь. В сосновом лесу при ло-
роге стучат молоты, лязгает металл, Поя
серой сенью брезентов вспыхивает режу
щее н сращивающее металл пламя авто-
гена. Железные лекари работают, не зная
деленья суток на день и ночь. Ведь война
не ждет. Танки надо ремонтировать бы-
стро, добротно. Чем больше танков в бою,
тем ближе победа.

Ал. СУРКОВ,

Ответственный редактор
Н, А. ТАЛЕНСКИЯ.

==

-4-00:70 доб. 31.