ЗВЕЗДА

7 ‘сентября 1943 г.

вторник. № 211 (5582),

м Ay : КРАСНАЯ

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских
ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учр

О злодеяниях немецко-фашмистских захватчиков в городе Орле и Орлов

(Окончание. Начало на 1 стр.), Я

Массовое истребление мирного

населения и военнопленных

В Орловской городской тюрьме не-  девушек, одна женщина и одинналиать
менко-фашистекие оккупанты органйчова- мужчин, групнами во четыре человека,
ли лагерь для военнопленных и гражган:   Последующие группы  расстреливались,

когла  застреленные еше бились в пред-
смертной агонии; Расстреливали гитлегов-
пы заключенных из пистолетов в за1ы-
лок».

Член Чрезвычайной  Госуларствеяной
Комиссив академик Н. Н. Бурленко лично
установил систематическое истребление
военнопленных в лагере и в «лазарете»-
тюрьме, где содержались раненые краено-
армейцы. :

«Казтины, — сообщает = академик
В. Н. Бурденко, — которые мне пришлось
видеть, превосходят всякое воображение.
Радость при виде освобожаенных  люлей
омрачалась тем, что на чх липах йыло
оцепенение. Это обстоятельство заставило
задуматься. —в чем тут дело? Очевидно. пе-
режитые страдания поставили знак равен-
ства между жизнью и смертью Я найлуо-
дал три дня этих людей, перевязывал их,
эвакуировал — психический ступор пе
менялся. Нечто  полобное в первые ани
лежало и на лицах врачей. Гибли в лаге-
ре от болезней, от голода, от побоев, гий-
ли в «лазарете»-тюрьме от заражения ран,
от сепсиса, от голода.

Гибли гражланские люди от расетрелов,
которые пооизвотились в тюремном лворе
с немецкой точностью. по расписанию —
по вторникам и пятнипам, группами по
5—6 человек. Немцы вывозили осужлен-
вых также в отдаленные места. гле были
траншей, сделанные русскими войсками пе-
ред оставлением города, н там расстрели-
вали. Расстрелянных в городе свозили и
бросали в траншеи. преимущественно в ле-
систой местности. Казни в тюрьме совер-
шались так: мужчины ставились лнном
стене, жанларм произволил выстрел из ре-
вольвера в затылочную область. Этим вы-
стрелом поврежделись жизненные пентры

ского населения. Показания чи освобожлен-
ных военнооленных, в Частвости тт То-
лубеева, Равкипа. Вабалдина Жильлова и
других установлено, что в Орловском ла-
гере гитлеровпы  истребляли  советеких
граждан. Питание военнопленных не обее-
печивало даже голодного гушестьования.
Пленным в день давали 1 200 грамм
хлеба с примесью древесных опилок и по
литру супа из гнилой сон и прелой
муки.

Начальник лагеря майор Гофман изби-
вал военнопленных и Застазляз истешев-
ных от голода выполнять тяжелые фили-
ческие работы в каменных карьерах и 10
разгрузке снарядов. У воепнопленных
были отобраны сапоги и богиня и выла-
ны деревянные колодки. В зимнее время
колодки делались скользкиме в при хглЬ-
бе, в особенности при под’еме ва второй
или третий этажи, пленные палаля Ha
лестницах и получали , увечья.

Врач Цветков Х. И., находившийся в
лагере военнопленных, дал следующее по-
казание:

«За время своего пребывания в Орлев-
ском лагере отношение в военнопленным
со стороны немецкого командования могу
охарактеризовать, как сознательное
истребление живой силы 8 липе военно-
пленных. Питание, содержатее магсимум
700 калорий, при тяжелой неносильной
работе приводило К полному истошению
организма (кахексии) и вею к смерти,
при явлении голодных отек в в неабрати-
мых кишечных  раеетройс»в. Неменкие
врачи aarepa Ryuep и Бекель, несмотря
на наши категоричеекие протееты и берь-
бу с этим массовым убийством советеких
пюдей, утверждали, что питание вполне
уловлетворительно. Мало того. они отрипа-
ли происхождение отеков у паснных ва
почве голода и с полнейшим хлалновро-
вием относиля их за счет сердезных или
почечных явлений. В диагнозах запреша-
лоеь отмечать: «голодный отек». В лаге-
ре была массовая смертноть. Из обшего
числа умершвленных 3000 человек ио-
гибли в результате гололан » и осложне-
ний на почве недоедания, Военнопленные
жили в ужасных, не поллаютихся описа-
нию, условиях: полное отоутетвие  топ-
лива, воды, огромная вшивость, невероят-
ная скученность в камерах тюрьмы — в
помещении площадью 15—20 квадратных
метров размещалось от 50 ди 80 человек.

их липом в одну сторону, расстреливали
из автоматов. направляя выстрел в ту же
затылочную область. В траншеях обнару-
жены трупы детей, которых, по свиде-
тельству очевидцев, закапывали живыми»,

По показаниям очевидцев и свидетелей,
Ha клалбище окозо городской тюрьмы, за
время оккупации немцами города Орла,
было похоронено не менее 5000 военно
пленных и мирных советских граждан.

Военнопленные умирали п0 5—6 че20-  Таких могил, жертв немецко-фашистских
век в камере и живые спали на мерт- оккупантов, в Орле и Орловской областв
вых».

десятки.

Жители Ломаковского сельсовета, Ор-
ловского района. H. Ш. Филатов, П. М.
Обленов, И. В. Кузьмин, 0. М. Бывшева.
в В. Е. Филатов показали: «Недалеко от
деревни Некрасово находился детский го-
родок. Заняв эту местность, гитлеровцы
организовали в городке концентрационный
лагерь для гражданского населения. От не-
посильного труда и голода в лагере еже-
дневно умиразо много заключенных, в том
числе детей и подростков. Немецкие
фельдфебели Винклер, Штрикке и Шольт
издевались над советскими людьми. В ав-
густе 1942 года был такой случай: че-
тырех заключенных немцы заставили ко-
пать могилу. У этой могилы они  расстре-
ляли 8 пыган, расстреляли и тех четы-
рех, которые копали могилу».

Главный врач психиатрической больни-
цы Кишкинка А. Х. Беляев, завхоз 3. С.

Непокорных военнопленных и активи-
стов из гражданского населения, незави-
симо от пола и возраста, помошник на-
.чальника лагеря капитан Матерн поме-
мал в первый корпус. Заключенные ва-
зывали его «блоком смерти» Здесь их мо-
рили голодом и расстреливали  группамя
по 5—6 человек, по расписанию, по
вторникам и пятнипам.

«Обреченных, — показалв военноплен-
ные т.т. Левитин и Широков, — recta-
повпы выводили к месту расстрела груп-
пами и заставляли ложиться на землю
липом вниз или ставили лицом к стене.
Расетреливали военнопленных и мирных
граждан в затылок в присутствии немеп-
кого врача Купера и обер-ефрейтора
Диля».

10 марта 1942 года военнопленный Ле-
витин наблюдал из окна тюрьмы расстрел

советских граждан. «Расстрел, говорвт  Конокотин, рабочие И. Н. Дронов; В. А.
он, производился окол› 10 часов   Ларионова, Н. А. Пуякова и М. П. Роман-
30 минуг утра, на  обызвом ^ме-   Чук сообщили:
сте у стенки тюремногх дворз. sj «26 июля 1942 года гестаповиы, в 00-

первого блока были выведены шесть! провождении немецкого врача Ширмана,

Установление крепостнического режима и увод.
советских граждан в немецкое рабство

Заняв город Орел, немецко-фашиестские
оккупанты сразу же приступили к насиль-
ственному угону советских людей в раб-
ство в Германию. Угон в рабство осуще-
ствлядея спениально созданной «Биржей
Труда», которую возглавлял Леве. Его за-
местителеи был Фохт и ассистентами
Myrue и Плап. При «Бирже Труда» был
организован лагерь, возглавлял который

Лох.

5 декабря 1941 года, в первом номере
тазеты «Речь», было опубликовано об’-
явление, за полнисью команлующего Op-
ловским административным округом гене-
рал-майора Гаманя © том, что население
торода Орла обязано явиться па регистра-
пяю на «Биржу Труда». Немецко-фаши-
CTCKHe поработителн заставляли советских
траждан подписывать «трудовые 0бяза-
тельства».

Гражданка А. М. Сысоева, проживаю-
maa B городе Орле, по улице Сакко—Вав-
петти, дом № 48, сообщила: «За отказ
подписать «труловое обязательство» 0.
«добровольной» поездке в Гермавию воен-
ная комендатура арестовывала советских
траждан и держала в полвале по 3—5
суток, принужлая подписывать «трудовые
обязательства».

За весь период немецкого хозяйнича-
ния в городе Орле было угнано в рабство
только одних девушек и женщин свыше
20.000 человек.

Ужас германского’ рабства толкал с0-.
ветских граждан на причинение себе тя-
желых увечий. Многие девушки и жен-
щины, не желавшие превратитьея в pa-
бынь, сознательно увечиля себя, лишь бы
не попасть на фашистскую каторгу. На-
пример, гражданка Сысоева, Александра и
Ковалева Александра е этой целью обож-
гли себе рукн серпой кислотой и стали
инвалидами. Таких случаев было немало.

Только ценой жестоких страданий и му-
чений советские люди добывали возмож-
ность не быть утнанными в немецкое раб-
ство или посланными на принудительные
работы. Уклонявшиеся от работы на нем-
цев арестовывались, направлялись в Кон-
пентрационные лагери, ге и расстрели-
вались. Так, например, 15 января 1942
года, в Первомайском сквере, трое моло-
дых людей в возрасте от 18 до 21 года
были повешены только за то, что они
не захотели выполнить работу на нена-
внетных врагов.

16 января 1942 года газета «Речь» по
этиму поводу опубликовала следующее со-
общение:

«За невыполнение приказа местного
коменданта по ежедневной явке на работу,
что является саботажем, безработные Мат-
веев Алексей, Кочергия Иван и Ключни-
ков Дмитрий поветены 15 января 1942
года, как саботажники.

_ Местный комендант».

монетрировали больных немецким врачам,

денко, главного судебно-медицинского экс-
к службы И. Ф. Огаркова, врачей орловской
  женского, Н. А. Марченко, Н. Я. Сабуро-

ий смерть наступала мгповенпо. В боль- ОСНовании показаний и результатов . освя-
шинстве случаев женщины ‘ложились ли-   ДеТельствования пострадавших Ноздрувова,
пом вниз на землю и жанларм стрелял в Хархарливой и Нестерова, установила, что
затылочную область. Второй способ: груп- ‚немецкие ‚ оккупанты. отравили ипритом
пу людей загоняли в траншею и. обернув Рабочих мастерской преднамеренно. ‚ х

ставе: члена Чрезвычайной Государствен-

Главного

пешер. четыре. Длина каждой из них дбс-
тигает д0 400—500 метров. В глубине
этих цешер спасались мужчины, женщи-
ны и дети Пятницкой слободы и других
районов города.

Жители этой слободы Навозин В. А.,
Логвинов 1. А., Чепедевич М, А., Кудрина
М. А., Поспешинская Е. А., Перелыгина
В. А., Боев Г. Ш, Клочкова Е. A., Roman
А. А., Гаврилов И., Базначеева А. Н. в
Семенов Н. Д. рассказали: «Узнав, ге
скрывается население, фашистские ®жан-
дармы, 2 августа 1943 года, явились к
пещерам. Они потребовали, чтобы скры-
вающиеся - вышли, угрожая в противном
случае взорвать пещеры. Женщины и де-
ти подяннились этому требованию, 2 муж-
чины отказались. Тогда Фашисты в каж-
AYO пещеру заложили” взрывчатые ве-
щества, намереваясь завалить входы. (9-
ветекие патриоты задыхалиеь от газов,
образовавшихся вследствие взрывов, но не
вышли, ‘предпочитая лучше погибнуть,
чем отдаться в руки гитлеровеких палз-
чей. Не добившись успеха, фашисты уе-

советского

пришли в пеихнатрическую больницу н. 3а-
явили, что больница закрывается, а боль-
вые вывозятся в тыл, в Белоруссию. 3а-
явление Ширмана подтвердил гарнизонный
вемецкий врач Эрлих. Всех больных нем-
пы‘ силой посадили в автомашины, уло-
жилн больничное белье, посуду, продук-
ты питания и отправили в сторону дерев-
ни Некрасово и там больных расетреляли».

Немцам понадобилось произвести испы-
тание противоипритного препарата. Вод-
пользовавшись тем, что орловской кустар-
ной мастерской жестяных изделий нужна
была серная кислота, начальник немецкой
хозяйственной комендатуры Шмидт пред-
лежил руководителю мастерской взять
верную кислоту со склада хозяйственной
комендатуры. Вогда «кислоту» доставили
в мастерскую, у многих рабочих и, в ча-
стности, у Ноздрунова и Черенкова нача-
лась рвота. Утром же 9 сентября весе ра-
бочие мастерской потеряли зрение ‘и были
отправлены в городскую больницу. Там
врачи определили у больных тяжелое от-
равление ипритом, но прияять каких-ли-
бо мер лечения они не могли, так как
немецкие власти предложили всех боль-
ных, отравленных ипритом, поместить в
немецкий лазарет. Там, в лазарете, немцы
подвергли отравленных тщательному кли-
пическому  лабораторному  иселедованию,
неоднократно фотографировали их и: де-

приезжавшим из Киева, Харькова и’ Одес-
вы. г

Медицинская экспертная комиссия в
составе: члена Чрезвычайной Государет-
вепной Комиссни академика Н. Н. Бур-
перта фронта,

полковника медицинской

больницы В. И. Бикенева, В. Н. Преобра-

ва, Б. Н. Гусева и С. П. Протопопова, на

Мелицинско-экспертная комиссия в CO-

ной Вомиссии академика Н. Н. Бурденко,
судебно-медицинского ‚эксперта
фронта, полковника Н. П. Огаркова, Глав-
ного патолога фронта, профессора A. H.
Выропаева, армейского патолога, доцента
Н. В. Константиновича, армейского су-
дебно-медицинского эксперта, капитана
В. А. Дробышевского и врача патолога
анатомической лаборатории, старшего лей-
тенанта И. И. Дорохова, вскрыла й ис-
следовала 932 трупа, извлеченных из м0-
гил у- городекой тюрьмы, кирпичного за-  .
вода, в овраге деревни Некрасово, на’ тер-
ритории бывшего\ детского городка, в’ Мед-
т лесу и в лесу у деревни, Малая
ать. : г

Вомиссия установила, что это трупы
советских граждан, расстрелянных год —
полтора тому назад. Расстрел произведил-
ся на близком расстоянии огнестрельным
оружием в затылочную часть черепа. В
частности, у деревни Некрасово, в моги-
лах на дне оврага, были обнаружены ле-
жавшие в беспорядке 72 трупа. На тру-
пах подростков н женщин обнаружены по- .
лотняные белые и серые рубахи с клей-
mow «Областная психиатрическая больни-
ца». Приглашенные ва место раскопок:
бывший главный врач психиатрической
больницы Беляев, заведующий одним из
отделений той же больницы Рябцев 8
старшая ‘медсестра Елисеева  опозналв
одежлу на трупах и подтвердили принат-
лежноеть ее. психнатрической больнице.
По олежде они опознали также трупы
многих больных,

Нерех отступлением немецко-фапгистских
войск из города Орла военный комендант
палач Гаманн опубликовал об’явление, B
котором сказано: «Орел об’является боевой
зоной. Гражданское население должно не-
медленно покинуть горох в западном на-
правлении. Покиданию города в другом на-
правлении будет воспренятетвовано силой
оружия. Мужчины в возрасте ‘от 15 x0
55 лет, способные носить оружие; будут,  .
как и раньше, задерживаться. Они избе-
гут задержания только тогда, если немел-
ленно явятся в лагерь военнопленных на
Базарменной улице. Каждое гражданское
лицо, которое после наступления темноты
будет ветречено на улице, будет. расстре-
ляно. Военный комендант Гаманн генерал-
майор»: Е es ae

Немецкие захватчики об’явили всех
мужчин жителей города Орла военноплен-
ными и предложили им эвакуироваться в
тыл, Но советские патриоты, не желая
отправляться на фашистскую каторгу,
скрывались и прятались где только возмож-
но. Гитлеровцы искали скрывающихся по
домам и всех, кто им попадалея, отправ-
ляли под конвоем втыл. Вак хищные зве-
ри; рыскали немецко-фашистские мерзав-
цы в поисках своей добычи. Жители Пят-
ницкой Слободы города Орла прятались в
пещерах, образовавшихся в каменоломнях
пох обрывом правого берега реки Оки. [

В районе Пятницкой слободы таких

+

(Снато

Повешенные немцами граждане г. Орла Матвеев А., Ко-
чергин И. Ключников Д, за отказ от работы на немцев.

ЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной К

хали и на другой день, т. е. 3 ‘августа
1943 года, опять приехали к пешерам на
автомашинах, нагруженных взрывчатым
вешеством. С собою они привезаи нееколь-
ко пленных советских военнослужащих в
под угрозой расстрела заставили их зак-
ладывать авиабомбы и ящики с аммоня-
лом у входа каждой пещеры. Ни слезы
детей, ни просьбы женщин, ничто не 06-
тавовило гитлеровцев. Они взрывом зава-
лили входы в пещеры, но убить им с9-
ветеких патриотов не удалось. Женщины
и дети раскопали завалы и освободили
измученных советских людей»,
Чрезвычайная Государственная ВБомиссия
считает ответственными за совершенные
злодеяния в городе Орле и Орловской 0б-
ласти, за массовые убнйства невинных
мирных жителей; за убийства и истяза-
ния раненых и больных военнопленвых;
за ограбление п увод в немецкое рабетве
советских граждан; за разрушение колхо-
зов, деревень, сёл и городов; за расхи-
щение имущества государственных, коове-

ративных и общественных учреждений: рода Орла и Орловской области,

В период оккупации гор. Орел гитлеровцы устроили в здании городской
мирных граждан, в котором томились тысячи советских людей, подвергавшихся пыткам, истязаниям, расстрелам и мучи-
тельной голодной смерти. Сотни советских людей были расстреляны фашистскими извергами в районе Кирпичного завода,
‚ НА СНИМКАХ слева (вверху и внизу): Яма на территории лагеря, в которой были обнаружены трупы расстрелянных н
умерших от голода. Справа: один из корпусов лагеря, взорванный немцами при отступлении. Член Чрезвычайной Госу-
дарственной Комиссни генерал-лейтенант медицинской службы академик Н. Н. Бурденко (крайний слева на 2 и 3 сним-

т ках) производит вместе с военными врачамн и представителями ‘общественных организаций осмотр черепов и трупов,
обнаруженных в лагере и в районе Кирпичного завода.

15 января 1942 г.).

Об’явление немецкого
генерал-майора Гаман,

омиссии =

захватчиков и их. сообщников и причиненного

еждениям СССР

ской области

командующего 2-й немецкой танковой ар-
иней . генерала Шмидта,  команлующею
Орловским административным округом, во-
енного коменданта города; генерал-майорз
Гаманна, а также пепосредетвенных ис-
полнителей чудовищных преступлений: на-
чальника Орловского лагеря военвоплев:
ных ‹ майора Гофмана, помопигика началь-
ника ‘Орловского лагеря военнопленных
капитана Матерна,  гарпизонного врача
Эрлиха, пемецкого. врача Ширмава, не-
менцкого врача лагеря военнопленных №.
пера, начальника Биржи, труда Леве, з3-
местителя начальника Биржи труда Фох-
та, начальника хозяйственной комендату-
ры Шмидта, ассистентов Мутце. и Плац,
заведующего лагерем Биржи труда Лола,
фельдфебелей Винклера, 1Итрикке и Шоль-
ца, обер-ефрейтора Диля. Все они должны
понести суровое наказание за свой чуло-
вишные злодеяпил, совершенные против
советского народа в период временной ок-
купации немецко-фаптиетскими зойскаун
освобожденных ныне Краеной Армией го-

ЗВЕРСТВА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ В г. ОРЛЕ

тюрьмы лагерь для военнопленных н

Фото Е. Копыта (Фотохроника ТАСС).

+

военного. коменданта гор. Орла