От Глухова

до Путивля

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

На дорожном столбике у моста через
речку Клевень чья-то рука написала:
«Матя-Украина». Тысячи воинов Красной
Армии кланяются этому столбику, словно
проходят мимо святого места.

За речкой начинается украинская зем-
ля. Белые домики с аккуратно «причесан-
ными» крышами, журавли колодцев, то-
поля, вонзившие острые вершины свои’ в
белое раскаленное небо, грушевые сады...

Село Сопычь, Сумской области. По обе
стороны улицы — женщины, старики, де-
ти. На улице жарко, пыльно, но они стоят
в праздничных одеждах, вглядываются в
лица проезжающих и проходящих, при-
тлашают заглянуть в хату на чашку чая.
Вы, товарищ, ‘случайно не встреча-
ли Тараса Остапенко, — спрашивает ce-

дой старик, пряча за полу кожуха пере-
вязанную руку. Отрицательный ответ
‚ огорчает старика. Он с трудом молвит:

— Два года не знаем, где он...

Потом хобавляет, сиахивая слезу:

— Соскучилиеь мы, товарищ, так 60с-
кучились, что десятый день не наглядимся
на родных.

Трофиму Павловичу Остапенко 62 года.
Сын его, Тарас, — в Красной Армии, с
отцом осталась 20-летняя Люба. Но Любы
на улёце нет — дома лежит.

— Что, больна?

— Прибили девку, сукины дети.

Немцы мобилизовали Любу на рытье
окопов. Девушка отказалась работать. При
народе, при немецком офицере и солдатах
она сказала решительно:

— Не буду. Не буду закрывать Bac B
землю от своих.

Ее били, грозили посадить в тюрьму, но
Люба твердо стояла на своем.

Отец спрятал избитую и заболевшую
_хочь у лесника. От горя и переживаний у
Трофима Павловича открылась старая ра-
на на руке еще времен прошлой герман-
ской войны.

Сопычь, первое украинское село, —
позади. Дорога идет через поля, степи и
леса в глубь Северной Украины. Слободка,
Вольная Слободка, ужки,  Крокотово,
`смань. В Эемани выезжаем на шоссе.
Широкое, ровное полотно, по которому
сейчас катятся на запад тысячи машин.

Хутор Хотьмиловский ‘маленький всего
40 дворов. Вее они входили в колхоз.
Жили IO немцев зажиточно. Колхоз имел
200 голов рогатого екота, 580 овец, 1000
гусей, пасеку на 80 ульев. Кроме того в
каждой семье было по корове, по 15—20
`гусей, много кур. В 1940 году колхоз вы-
дал на каждый трудодень по 11 килограм-
мов одной только пшеницы. На маленьком
хуторе были школа, библиотека, свой
`фельдшер.

За лва года немцы забрали весь кол-
-хозный скот и птицу, разорили пасеку. В
школе поселили коменданта, библиотеку co-
жгли, фельдшерицу Веру Ольшанскую уг-
`нали в Германию. Немцы‘ ограбили и Bed
личное достояние, колхозников —— перело-
вили почти всех гусей, кур, отобрали ко-
ров, много хлеба. У Максима Андреевича
-Шепетова они взяли корову, 11 тусей, 17
кур, 40 пудов пшеницы. Немны сожгли
на хуторе 5 хат вместе е семьями Игна-
тия Невеличко, Ивана Трегубенко, Петра
Прошака и Ефима Морозенко. Трегубенко
был заподозрен в связи ¢ партизанами.
Невеличко сожгли потому, что у него в
Красной Армии два сына.

Мы покинули хутор сияющим утром, но
‘перед глазами всё еще‘стояли черные тени
‘недавнего прошлого, к счастью; ушедшего
‘уже теперь навсегда из этого чудесного
уголка.

Вот. и Глухов. Старинный город, быв-
mu когда-то столицей всей правобереж-
‘ной Украины. Красная Армия пришла сю-
‘да так быстро, что немцы не успели сжечь
его. Потом, правда, немцы в- бессильной
злобе зверски бомбили Глухов несколько
дней подряд, но в основном город сохра-
вился. —

Мы побывали у священника Спасской
церкви. В доме y него беспорядок, на
полу валяются осколки стёкол, разбитая
посуда. Три немецкие бомбы упали рядом
с перковью. Отец Иван, 70-летний старик,
говорит:

— Метили, видно, в мою церковь. Дру-

гиф, как говорят теперь, «военных об’ек-
тев» здесь нет... Ждали мы вас с прихо-
жанами с великим нетерпением. Народ,
особенно женщины, часами простайвал B
храме, моля бога о вашей победе, о сохра-
нении вашей жизни. А о немцах много
говорить нечего. Звери, грабители. По-
смотрите на меня — оборван, в солдат-
ских сапогах... Гоните их быстрее, да
подальше. Мы за вас помолимся,

Секретарь горкома партии партизан
Александр. Харитонович Румянцев расска-
зывает о преступлениях немцев в Глухове.
Многое еще не выявлено, но и известного
достаточно, чтобы предетавить себе, чтд
творилось в городе. 27 декабря 1942 года
немцы ночью забрали в районе весь кол-
хозный актив — бригадиров, звеньевых,
членов правлений колхозов и свезли В
Батуринские казармы. Допросов не дела-
ли, причины ареста не об‘`яснили. Через
три дня все 600 арестованных исчезли.
Только вчера в двух ямах с трупами, 0б-
наруженных в сосновом бору, были oncs-
наны некоторые из арестованных 27 де-
кабря прошлого года. Видимо, всех рас-
стреляли. В городском валу раскопаны
250 трупов пленных красноармейшев ий
командиров. По предварительным данным,
из Глухова и района увезен» в Германию
около 5000 человек. Учительекий и сель-
скохозяйственный институты, Всесоюзный
научно-исследовательский институт консп-
ли немцы разграбили и сожгли.

„Сейчас город постепенно оживает Уже

работают многие предприятия. Вскоре
зажжется электричество. Ззработала поч-
та, восстанавливается водопровод, wa
улицах зазвучали радиэрупора.
_ На пути в Шостку пооезжаем место, на
котором стояло село Гута, Глуховского
района. От него не осталось на колыш-
ка, пи дерева. Немцы спалили [yty
8 марта 1942 года, а всё население —
от мала до велика — расстреляли. Из
всех жителей Гуты спаслась одна Мария
Георгиевна Самохвалова. Двоь малолетних
детей ее сгорели вместе с хатой. Мария
Георгиевна рассказывает нам о трагедии
родного села. Кое-кто из жителей не-
сколько раз, снабжал продовольствием пар-
тизан. Немцы узнали 0б этом. Прибыв-
ший в село карательный отряд потреборал
выдачи виновных. Но гутовцы все. как
один, отказались назвать фамилии. Тогда
немцы из пулеметов расстреляли толпу,
& село сожгли. ` :

Высоким бурьяном заросло место, Tie
стояла Гута, но память о вольных сынах
й дочерях украинского народа, принявших
мучительную смерть во имя свободы, не
умрет вечно. i

Когда мы приближались к Шостке, над
городом стояло облако дыма. Горели кор-
uyca Заводов, дома в рабочем поселке и
в центре города, горели технологический
институт, библиотека, поликлиника. Тол-
пы народа стояли на улице, но радость
освобождения была омрачена горем —
пламя, зажженное врагом, пожирало por-
ной город. Немецкие изверги хотели но-
вым преступлением скрыть кровавые. сле-
цы своих злодейств. Еще в начале пожа-
ра в подвале здания технологического
института обнаружено много трупов муж-
чин и женщин со следами побоев и пы-
ток.

В трех километрах от города. шел бой.
К твардни подполковнику Будылину обра-
щались сотни жителей города с просьбой
направить их в ряды сражающейся Ёрас-
ной Армии. Многие приходили с оружием.

— Ношлите нас в бой. — говорили
они. — Мы расплатимся с немпами * за
всё.

Поздно вечером мы приехали в Пу-
тивль. На высоком берегу Сейма располо-
жилея наблюдательный пункт командира
дивизии. Отсюда открывалась грозная кар-
тина. Весь район за Путивлем в отне.
Враг, отступая, выжигал всё живое. Го-
рела Бурынь, горело село Гвинтовое. Да-
леко на юг простиралась земля Украины,
терзаемая пламенем, осыпанная пеплом,
но вечно живая, жадно вдыхающая све-
жий ветер свободы.

Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ.

БАХМАЧСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
7 сентября. (По телеграфу).

ЮЖНЕЕ БРЯНСКА. Твардии под-

полковник П. Филиппов (справа) и
гвардии капитан И. Солодчук в раз-
ведке. _ ы
: Снимок нашего спец. фотокорр:”

майора С. Лоскутова.

НОЧНОЙ УДАР С ВОЗДУХА

10 СНОПЛЕНИЮ ПРОТИВНИКА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.
(По телеграфу). Готовясь. к контратаке,
немцы стали сосредоточивать силы около
одного из населенных пунктов. Чтобы рас-
строить планы противника, командование
решило произвести ночной налет. Для вы-
полнения задания были выделены экина-
жи ночных бомбардировшиков во главе с
летчиками младшими лейтенантами Орло-
вым, Зубаревым и Шутовым. Ночное
бомбометание должны были произвести
отличные штурмавы-ночники лейтенант
Скочеляе и младшие лейтенанты Пахомов
и Самсонов.

Предстоящие действия были тщательно
продуманы и подготовлены. Для освеще-
ния пели был предварительно выслан
вперед экипаж младшего лейтенанта Га-
билулина. й.

В назначенный момент самолет-освети-
тель был над целью и сбросил первую
осветительную бомбу, но едва он спустил
вниз вторую, как с земли блеснули два
туча вражеских прожекторов.

Подошехитие экипажи приступили к
бомбометанию, но прожектора, ослепляя их,
мешали точной работе. Старший лейтенант
Вандалковский, приметив  местонахожде-
пие прожекторов, спикировал и подавил
их своим огнем. Прожектора погасли.

Экипажи перешли ко методическому
бомбометанию. Метко сброшенные бомбы
подожгли скопившиеся автомашины. В
последующие заходы штурманы угодили в
склалы боеприпасов. Раздалось три силь-
ных взрыва. Расположение врага охватил
огонь. = :

Слелав по нескольку захолов, летчики
наносили врагу. удар за ударом. Опи? на-
ходились над целью 30 минут. Отлетев
на расстояние 70 километров, экипажи всё
еще видели бушующий над пелью огонь.
Разведчики установили, что пожар длился
всю Ночь.

ВЫПУСК СЕРЖАНТОВ ›

(Пс телеграфу от наш. Kopp.). B\N coe-
динении состоялся выпуск большой груп-
пы сержантов, обучавшихея в течение
трех месяцев ма специальных курсах.
Занятия проводились неподалеку от пере-
довых позиций. Курсанты обучались ма-
стерству управления боем отделения: и
взвода. В ходе учебы курсанты неодно-
кратно принимали участие в разведке,
выполняя обязанности командиров отделе-
ния, а также старших трупп.

Приказом командира соединения вы-
пускникам присвоено звание «сержант», а
отличникам учебы — «старший сержант».
Новый отряд сержантского состава направ-
лен в пехотные, артиллерийские и мино-
метные подразделения,

В освобожденном  Артемовске

° Войска идут на запад. Клубится пыль
на грейдере, ведущем к Артемовеку.
Мчатся танки, грузовые машивы, между
ними — юркие мотоциклы. Сквозь пеле-
ну пыли навстречу бредут люди: женщи-
ны, молодые и старые; иногда стари-
ки, много детворы. Они идут, изну-
ренные долгой дорогой и палящим солн-
цем, тащат ручные тележки, нагружен-
ные домашним  скарбом, Они напряга-
ют все силы, чтобы скорее добраться до
родных мест. И каждый раз, когда рядом
с ними проходит автомантина или танк,
люди улыбаются, приветствуют бойцов,
кричат им велед: «Счастлавого пути!».

В Донбассе наши войска быстро дви-
таются вперед, и население, изгнанное
немцами из прифронтовой полосы и пря-
тавшееся в селах за Артемовском, полу-
чило теперь возможность вернуться: назад.
Возвращаются в Карповку, Белогоровку,
Михайловку, возвращаются на пепелища:
Сёла эти большей частью сожжены и
`разграблены, поля и. огороды поросли
бурьяном.

Утром 5 сентября немцы окончательно
_были изгнаны из Артемовека. Над ули-
цами довольно большого, утопающего в
зелени города целый день стоял дым. Го-
род горел, зажженный немецкими извер-
тами. В бессильной злобе отступавшие
титлеровцы взрывали лучшие здания и
поджигали остальные дома.

На’ подступах к Артемовску попадается
- на глаза множество зеленых  шалашей,
вбитых на скорую руку. Оказывается,
немцы,  предчуветвуя, что под нажимом
советских войск им придется оставить го-
род, еше 2 сентября предложили всему
населению уйти из своих домов. Был ука-
зан маршрут: на Константиновку, на Гор-
‚ловку. За невыполнение пригрозили pac-
стрелом, кое-кого из оставшихся действи-
тельно расстреляли. Однако люди, рискуя
попасть под артиллерийскую перестрелку,
осмелились изменить маршрут.

+>

(От специального корреспондента
«Красной звезды»)

=

боящихся справедливой кары, не ушел в
сторону Константиновки. И как только
стихли выстрелы, жители города верну-
лись домой, чтобы на родных улицах
приветствовать бойцов и офицеров ЁВрас-
ной Армии.

На Ломоносовекой улице, основном трак-
те, ведущем в город, толпы женщин вы-
жидающе стоят у домов. Стбит задер-
жаться какой-нибудь военной машине, и
ее буквально осаждают со всех сторон.
Бойцов целуют, суют им в руки яблоки,
арбузы. Их заботливо предупреждают:

— Во втором квартале вы увидите на :

мостовой две табуретки. Осторожно об’ез-
жайте их — там мина. Мы сами 6е не
можем обезвредить, поэтому выставили
знак.

Ё вечеру еще яснее стали выделяться
в городе догорающие очаги пожара. В эти
дни многие жители остались без крова,
без своего угла. Улицы завалены кирни-
чом, балками, листами кровельного желе-
за. Весь Артемовск в руинах. Взорваны
и сожжены клуб имени Ленина, педагогч-
ческий институт, здание управления Се-
веро-Донецкой железной дороги, поликли-
вика, больница, здание городекого Совета,
жилые дома железнодорожников. Унич-
TORCH ‘огромный гранитный памятник
любимцу шахтерского Донбасса — Артему.

..Год и девять месяцев находился Арте-
мовск в руках немцев. Враги делали всё,
чтобы приучить жителей города Е той
мысли, что они навсегда подпали под не-
мецкую кабалу. Не удалось этого добить-
ся немцам. Люди горячо ждали Красную
Армию, верили в ее возвращение. Они
накидывалиеь на листовки, которые вре-

Bes они мя от времени сбрасывали советские ва-

спрятались в 0018 к востоку от Артемов- молеты, взволнованно читали их, прятали,

ска, поближе к своим, устроив

шалаши. Никто, кроме кучки предателей,

наспех   передавали из рук в руки. Только вадеж-

да на скорый приход Врасной Армии под-

держивала силы артемовцев. Иначе вы-
держать было трудно, почти невозможно.

Голод царил в городе. Крохотный кусо-
чек хлеба из непросеянного ячменя с
соломой выдавался только на окопных ра-
ботах и в «промышленности», как назы-
вали немцы мастерскую конных ходов и
кустарную маслобойку. Настоящую mpo-
мышлениость гитлеровцам не пришлось
восстановить. На издевательства рабочие
мастерской конных ходов отвечали немцам
по-своему. Кузнец Василий Макарович Но-
виков рассказывает: f

— Met uu наработали! Зимой делали
брички из сырого леса, & летом они рас-
сохлись. Теперь, когда стали удирать
немцы, то не смогли на этих бричках
ехать и сожгли их.

Плетка гуляла в городе. 25 ударов —=
такова была цена опоздания на работу.
Немцы секли взрослых, засекали ребяти-
шек за малейшую провинность. Ho одна
плетка не удовлетворяла гитлеровских зве-
рей. В карьерах под Артемовском лежат
тысячи трупов советских людей, pacerpe-
лянных немцами. Под Рождество гитлеров-
цы устроили для себя елку в клубном
здании. Эта елка тут же была кем-то
сожжена. Тогда немцы повесили десять
заложников из местных рабочих.

Под угрозой голодной смерти и расстре-
ла немцы затаскивали женщин в откры-
тые дома терпимости. Четыре таких дома
стали рассадниками венерических болез-
ней. Лечить было нечем, аптеки пусто-
вали, врачи могли дать лишь справку 5
болезни. Заболевших жевшин заменили
Новыми и отправили неизвестно куда.

...В ночь с 65 на 6 сентября впервые
почти за два года артемовцы спали спо-
койно, не опасаясь ни обысков, ни изде-

вательств. `Впервые Ha них успокоительна

действовал лязг тяжелых танков, всю ночь
тромыхавших по улицам. Это, были своп,
советские танки, Они безостановочно шли

на запад.
Майор Т. ЛИЛЬИН.
г. АРТЕМОВСК, (По телеграфу).

‚‹Тотневых точек, а также группы автомат-

о И клон В ее ета

немецким

Отступая пох нажимом наших войск,
немцы цепляются за каждый, мало-маль-
ски пригодный для обороны рубеж. Цепи
выкот, лесные участки, реки, населенные
пункты — всё это противник приспособ-
ляет к обороне, насыщая ее большим ко-
личеством огневых средств: Всюду он ока-
зывает упорное сопротивление. Характер
обороны: противника на  прохежуточных
рубежах можно выразить несколькими
словами: это огонь, преимущественно ми-
нохетный и артиллерийский, «no всему
фронту и манёвр подвижными танковыми
группами.

На ‘переднем крае немцы располагают
сеть взаимолействующих между 60600

чиков И наблюдателей-корректировшщиков,
связанные с артиллерией и минометными
батареями. Обнаружив угрозу атаки, на-
блюдатели немелленно ‘вызывают огонь
своей артиллерии и минометов. Полчаса
или больше немцы велут бешеный 0б-
стрел перед фронтом, пока не сочтут, что
угроза ‘атаки’ предотвращена: В против-
пом случае пачинает действовать система
автоматического огня, к переднему краю
подтягиваются самоходные орудия и бли-
жайшие резервы.

С помощью всего’ этого противник ета-
рается отразить наше наступление или по
крайней мере замедлить его темп, чтобы
выиграть время для выдвижения к угро-
жаемому участку резервов, соетоящих из
танков, самоходной артиллерии и пехоты
на транспортерах. Этими средствами обы-
чно немцы ‘и предпринимают контратаки.
Подразделения, расположенные непосредет-
венно на переднем крае, в контратаки не
ходят. Во всяком случае па участке фрон-
та юго-западнее Харькова этого давно не
наблюдалось. Танки и подвижная пехота
(т. е. мотопехота, вхолящая в состав тан-
ковых частей) попрежнему: остаются. У
немцев основным средством контратаки.
Зпачит, отражение контратак противника
— 910, главным образом, вопрое борьбы
с ето танками и мотопехотой.

Как уже сказано, оборона противника
на пути наступления наших войск основа-
на на сильной системе огня и маневре
ударными группами, кочующими по ши-
рокому фронту. Нарушить взаимодействие
между ними — важнейшее условие ус-
пешного отражения, контратаки, какой бы
она яростной ни быча. Говоря точнее, за-
дача наступающего сводится к тому, что-
бы быстро сломить на намеченном участке
сопротивление противника и добиться ре-
шающего успеха раньше, чем он успеет
подтянуть стода свою ударную подвижную
труппу (резерв).

Метод выполнения задачи известен. Это,
во-первых, мощные удары 0 наиболее
чувствительным местам вражеской оборо-
ны. Удары могут быть не глубокими. в за-
висимости от наличия сил и ередств, но
они должны быть стремительными и точ-
ными, чтобы бой на передпем крае не при-
нял затяжного характера. Когда огневая
система противника нарушена и он сбит
со своих позиций, то изолированные
контратаки его наземных частей будут
намного ослаблены,

Другим, не менее существенным; мо-
ментом предупреждения контратак являет-
ся распыление ударных сил противника.
Оно достигается сочетанием активных дей-
ствий. на широком фронте с решительны-
ми ударами на ряде его участков. Недав-
ние бои за Харьков подтвердили эффек-
тивность такой тактики. Активно действуя
на всем фронте, перенося центр тяжести
с одного участка на другой, искусно соче-
тая главный удар со вспомогательными,
наши войска сковали маневр довольно
сильной танковой группы противника, за-
ставив ее распылить свои усилия по фрон-
ту. Это в значительной мере способствова-
ло успеху наступления и создало  блато-
приятные условия для отражения  контр-
зтак. Подоблая тактика гибкого маневра
по фронту и сосредоточения усилий на ре-
шающих направлениях действенна на лю-
бом этапе наступательного боя. Ее следует
предпочесть равномерному, а значит и
недостаточно сильному, давлению на про-
тивника по всему фронту, которое развя-
зывает маневр неприятельских подвижных
резервов.

Итак, сковывание маневра подвижных
трупп противника, разделение нх усилий,
— вот что является важнейшей предпо-
сылкой успешного отражения контратак.
Если нельзя. вообще заставить противника
отказаться от контфатак, то свести на-
нет их эффективность всегда. можно. Для
этого нужно, чтобы наступающий крепко
держал в руках инициативу и всё время
диктовал свою волю противнику, не по-
зволяя ему в какой-либо мере активизи-
роваться. Маневру подвижных резервов
противника надо прежде всего противопо-
ставить маневр своих танковых частей,
тесно взаимодействующих © пехотой, ар-
тиллерией и авиацией. a

Как показывает опыт, уже одно нали-
чие налтих танков на том или ином участ-

8 сентября 1943 г., среда, № 212 (5583).

И контратаками

Бак она была достигнута?

—
Во-первых, наступающие подразхеления,
Подполковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ проведя в быстром темпе атаку, своевре-
> менно закрепились Ha достигнутом рубе-

ке фронта приковывает в нему подвижные
резервы немцев. Но ‘ясно, что одним этим
довольствоваться нельзя. Вместо того, что-
бы держать свои танковые силы на одном
направлении, в. целях сковывания против-
няка, гораздо выгоднее использовать их
для активных действий в другом месте.
Встречаются возражения против частей
рокнровки танками по фронту, поскольку
это сопряжено с излишним расходом  мото-
ресурсов. Может быть: это отчасти и вер-
но. Но практика показывает, что широкий
марш танками по фронту ‘почти  веегда
жизненно необхолим. Во многих случаях
только так и можно обеспечить вепрерыв-
ную активность. наступления, не допу-
стить его затухания. Самое сильное при
развитии наступления — это перегруппи-
ревка войск, необходимая для усиления
нажима на том направлении, важность ко-
торого выделилась уже в ходе боев. Пря
наличии танков этот вопрос ° решается
сравнительно ‘легко: находясь‘ сегодня на
одном участке, завтра они могут появить-
ся в другом меете; за много хесятков ки-
лометров отсюла. Важно добиваться тако-
го положения, чтобы активность HacTy-
пающих танков была выше, нежели тан-
ков противника, подпирающих оборону.
Это имеет прямое отношение к борьбе с
контратаками противника, поскольку при-
кованность наших танков К одному участ-
ку, где наступление не получило своеге
развития, даст возможность противнику
использовать подвижные группы для контр-
атак на других участках фронта. Опыт
боев за Харьков показал, что, гибкий ка- о
невр наших танков по фронту срывал по-   Пающей стороны. Не допустить их можно
добные замыслы немцев. Противник He лишь активными действиями, т, в. ковать
успевал заделывать бреши, пробиваемые в  Резервы противника в одном месте и па-
его обороне нашими танками, которые вза-  иести удары по ослабленным участкам ето
пмолействовали с общевойсковыми частя-  Фронта, В практике можно наблюдать та.
ми. Это и помешало лемпам осуществить   ие случаи, когда, отразив немецкие
контрудар силами крупной танковой груп-   Контратаки, та или ппая часть медлит,
пировки: им ничего не оставалось делать,   УПУекая благоприятный момент для разви»
как расчленить. свою. ударпую группу и Тия наступления. Нельзя, конечно, дви.
использовать ее для частных контратак.   Гаться вперех, не приведя себя в порядок,
Правда, эти контратаки тоже носили оже-  0 это нужно делать быстро. Контратака
сточенный характер, но все они были   Является, так сказать, последним ROBBEIPEN
отражены нашими войсками, сумевшими абороны, потерявшей свою устойчивость,
добиться решающих тактических успехов. Я если она отражепа, — значит против
Противнику уже не приходилось думать о  НИЕ до предела ослаблен ва данном участ.
восстановлении положения. Все усилия его   К и здесь обнаружилось уязвимое звено
уходили на то, чтобы избежать полного   его обороны, по которому нужно ххарать,
окружения своих частей, находящихся в  Неметленио возобновить паступление посае
городе. . отражения неприятельских контратак —
В настоящее время оборона противника   ЗНачит иметь верный успех. Пассивность
юго-западиее Харькова. не так прочна В этих случаях попросту вредна,
в инженерном отношении, какой она была   Непремениое условие успешного отрахже.
в районе самого города. Но огневая  ее  ния контратак — хорошо налаженная раз
Насыщенность велика, как и активность   ведка. Опыт показывает, что контратаки
подвижных резервов,  предпринимающих   поотивника имели успех, когха онн был
ожесточенные контратаки. Опишем корот-   неожиданными по времени и направлению,
ко одну из таких контратак, которая, на-   Меры предупреждения этого известны: ро.
блюлалась на-днях. первых, постоянная готовноеть веех отне-
Решительным, хорошо подготовленным   вых средств наступающих к борьбе е не.
ударом № соединепие прорвало оборону   приятельскими танками; во-вторых, би.
противника и вклинилось иа  месколько  тельное наблюдение за действиями пре
километров в его расположение. Выйдя на тивлика, особенно его подвижных частей,
намеченный рубеж, наши танки с. при-  Гле.и с: какого. паппавления -: ажизать
данной мотопехотой закрепились там. контратаки, всегда можно определить-ту-
это было кстати, поскольку на второй день   тем изучения местности и всесторонней
к вечеру немцы подбросили к этому уча-  оценки обстановки. Hest 4 опа
стку свой подвижный резерв. Контратаку чаях ппедпринимают фронтальные коят-
они начали сильной бомбарлировкой с 803- атаки. Они почти всегла колтратакуют в
духа. Несколько групи «Ю-87», общей фланги, ААС ПЕоЖТ охаваттиав
численностью до 40 машин, сбросили бом-   ся вперех наши части. Меры протиротей.
бы. на боевые порядки наших подразделе- ствия этой тактике аа ЗН
ний. Почти одновременно появились 30 мие флангов (оснований клиньев) сплъян-
немецких танков. Они двигались тремя   ии противотанковыми средствами. выпав
группами в сопровождении автоматчиков,   нивание фронта в сторону BHIBNHVEMNT
Судя по их направлению, можно было до- ся впепел. паступающих ‘частей. п: потваз-
гадаться, что немцы хотят нанести Флан-   телений. Во всяком случае нельзя лепу-
тговый удар нашим вклинившимся подраз- скать, чтобы длительное время существо

делениям и отрезать их. вали уступы и вый
вали уст) `тупы, `неойеспеченные
Танки неприятеля были встречены ог- от влаяговых уларов противника.

а, ОН о Фото и пы
я : ий ватывающей дуги, противник, естестревий,
ный отонь артиллерии, расположенной FA будет стремиться выпрямить дугу пажа.
закрытых познциях, & также гвардейских чая па конечиости ета Sian
Tee weak Taint Е ae Здесь контратаки противника неизбежны,
ши боевые порядки. Но вскоре связав.   Часто бывает- так, что заходящие Quant
  усиливаются путем сосредоточения тах
ке НЫ Oe ae ay cae своих танков. Это безусловно правяльно,
‘ так как обеспечивает ударную способлость
части. палразид ва. контратакУЮЩегО ПРО-закодящих флангов, Но. кроме 1670 ты
тивника мощь огня артилл - Я oe :
a Пери, И МИНоМе- необходимо иметь достаточное количество

же. раньше чем противник сумел nota.
путь свой подвижные резервы, Во-вторых,
боевые  поряхкя наступающих были на-
сыщены артиллерией сопровождения, са-
моходными орудиями,  противотанковыми
средствами. Существенную” роль сыграл
также массированный огонь артиллерии,
особенно гвардейских минометов, который
помог парализовать маневр живой сиды
неприятеля, нарушить ее взаимолействие е
танками. Наши тавки, отражая контрата-
ку, вели огонь © места, из укрытий и
прибегали к маневру лишь в тех случаях,
когда нужно было переменить. позицию в
интересах ведения огня.

При отражении контратак имеют еще
большее. значение четкие действия сосет.
них частей. Их нужно во-время известить
о начавшейся контратаке противника про-
тив соседа, и они обязаны оказать ему
поздержку огнем своей артиллерии и ми-
нометов. Вели контратакующему противня»
ку удалось вклиниться в наши. боевые no-
рялки (обычно это бывает на узкям уча-
стке), то соседние чаети лолжны перейти
к активным действиях, стремясь ударах
с флангов зажать вклинивиегося протиз-
ника в клещи. Вогха вражеские контрата-
ки на том или WHOM участке стачевятся
слишком настойчивыми, нужво  перейтн

ленно нанести удар в другом месте. Это
заст больше эффекта, чем пассивное ожя-
дание, пока противник прекратят сво
контратаки.

Затяжные бои на олном рубеже Bury.
ны противнику и невытодны для насту»

здесь к временной обороне, но зато немел-

тов. С передовых позиций сообщили, что
снаряды ложатся хорошо, и ‘наш огонь
нарастал. Он не прекратился и © насту-
плением вумерек. Помимо этого, командир
выдвинул вперед свой противотанковый
резерв. :

Бой продолжалея несколько часов.
Вонтратака немцев была отражена. Огнем
наших танков, артиллерии и гвардейских
MHBOMeTOB было уничтожено 10 враже-
ских танков, 3 самохолных орудия, 6 про-
тивотанковых пушек, 16 автомашия, 10
пулеметов.

Уже это короткое ‘описание боя пока-
зывает, насколько важна устойчивость
боевых порядков наступающего против
контратак неприятельских танков.

RR

артиллерийских срелств, обеспечивающих
устойчивость флангов против  талкавых
контратак. Борьба с пими не должна Me
ликом ложиться ра наши танковые части,
которые могут израсходовать на это все
свои силы.

. Beerza желательно добиваться = Taner
положения, чтобы отразить  коптратаку
неприятельских танков и пехоты молью
артиллерийского, манометного м автомат:
ческого огня. Тогда полный разгром про’
тивника будет завершен активным wale’
ром своих танков н живой силы, 910 603-
тает условия для успеха дальнейшего Ей-
ступления.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ. АРМИЯ.

SRO SOR

ЮЖНЕЕ БРЯНСКА, Жители возвращаются в освобожденные Красной Армней shins casa

Снимок капитава Т, Мельника.

\