(Окончание, Начало на 1 стр.).

гитлеровцев и захватили 23 танка, 31
орудие, 62 вагона с военными грузами в
несколько цистерн с горючим. Наступле-
ние советских войск было настолько стре-
мительным, что на отдельных участках
немцы даже не успели поставить минные
поля, Наши бойцы захватили у дорог ино-
го штабелей мин.

Южнее Брянска наши войска вели бои
за переправы и форсировали реку Десна.
Захватив плацдарм на западном берегу ре-
ки, наши войска заняли несколько насе-
ленных пунктов и ведут бой за город
Новгород-Северский. Бойцы Н-ской части,
свладев одним опорным пунктом против-
ника, истребили две роты гитлеровцев.
Наши подразделения вылавливают и берут
в плен мелкие труппы немецких солдат,
рассеянных в лесах.

ee & /

На Прилукском направлении наши вой-
ска продолжали наступление. Противник
спешно подбрасывает свежие резервы” и
контратаками пытается задержать продви-
жение советских частей. Бойцы Н-ского
соедишения отбили несколько вражеских
контратак, & затем решительным ударом
опрокинули немцев и заняли ряд- насе-
лениых пунктов. На поле боя осталось до
600 вражеских трупов и 5 сторевших
танков. На другом участке наши подвиж-
ные отряды неотступно преследуют про-
тивника, ме давая ему возможности за-
крепиться. Танкисты Н-ской бригады вы-
шли в тыл отступающей немецкой колои-
не и разгромили батальон гитлеровцев,
Захвачены трофеи и пленные.

жи*

Юго-запалнее Харькова наши войска

МОСКВА ОТ ИМЕНИ РОДИНЫ САЛЮТУЕТ ДОБЛЕСТНЫМ ВОЙСКАМ,

ОСВОБОДИВШИМ ГОРОДА МАРИУПОЛЬ,

По приказу Верховного Главнокоман-
хующего Маршала Советского Союза това-
рища Сталина вчера, 10 сентября, столица
нашей Родины Москва от имени Родины
салютовала доблестным войскам, 0свобо-
дившим города Мариуполь, Волноваха,
Чанлино и Барвенково.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАГРУДНОГО ЗНАКА
„ОТЛИЧНЫЙ ТРАКТОРИСТ“

В целях поощрения 0собо отличившихся
лиц рядового и сержантского состава
тракторной службы Красной Армии Пре-
зидиум Верховного Совета Союза  Совет-
ских Социалистических Республик поста-
новляет: :

1. Утвердить для рядового и сержант-
ского состава тракторной службы Ерасной
Армии образец нагрудного знака «Отлич-
ный тракторист».

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Савета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 10 сентября 1943 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРУДНОМ ЗНАКЕ
«ОТЛИЧНЫЙ ТРАКТОРИСТ»

1. Нагрудный знак «Отличный тракто-
рист» является наградой для особо отлия-
чившихся трактористов всех родов войск
Красной Армии.

2. Нагрудным знаком «Отличный тракто-
рист» награждаются военнослужащие рядо-
вого и сержантского состава Красной Ар-
мии, систематически показывающие высо-
кие образцы:

отличного безаварийного вождения THe
тора при выполнении задания;

отличной работы по восстановлению
трактора и поддержанию его в постоян-
ной готовности к выполнению задания;

бережного содержания и сбережения в

Описание нагрудного знака

«Отличный

Нагрудный знак изображает собой фи-
гурный щит, наложенный на позолоченный

$

дубовый венок, ветки которого, п

лентой, выступают по бокам щита,

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ СССР

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СССР и Председатель
Президиума Верховного Совета Эстонской
ССР тов. И. Я. Варес вручил вчера ордена
и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоении зва-
ния Героя Советского Союза вручаются
капитану С. Т. Бычкову, гвардии старшему
лейтенанту А. И. Горголюку, майорам
А. И. Кольцову и А. М. Числову, гвардии
капитанам И. П. Лавейкину, И. Ф. Мотузу
и Н. П. Пушкину.

Орден Кутузова 1 степени был вручен
гвардии генерал-лейтенанту И. В. Галанину
и орден Кутузова П степени — гвардии
генерал-майору танковых войск М; Ф. Па-
нову, награжденным за умелое и мужест-
венное руководство боевыми операциями и
за достигнутые в результате этих опера-
ций успехи в боях с немецко-фашистскими
захватчиками.

За образцовое выполнение боевых зада“
ний командования на фронте борьбы с не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и ме-
дали получает группа генералов и лиц
офицерского, сержантского и рядового <о-
става Красной Армии. От имени награж-

ленных выступили подполковник II, И.

артиллерийского управления Красной Ар-
мии,

`дированной полоской с симметрично рас-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

вели наступательные бои Й заняли pal

опорных пунктов. Бойцы Н-екого соеди- нап р a вл ении

нения отбили несколько ожесточенных ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 сентября.
контратак танков и иотопехоты против-   (По телеграфу от наш. норр). Советские
ника. На поле боя осталось свыше 300 войска, действующие на Прилукском Ha-
вражеских трупов, 12 разбитых немецких правлении, успешно продвигаются вперед,
танков. и 60 автомашин. преодолевая сопротивление противника, За
ао день наши части продвинулиеь на 10 —

15 километров и заняли свыше 80 наве-
Партизанский отряд, действующий в ленных пунктов, в том числе районный
Могилевской области, ночью напал #3 центр Липовая Долина. Противник пытает-
крупный гарнизои противника. B omecro- CH задержать продвижение наших частей
ченном бою партизаны убили и ранили контратаками свежих резервов. В ряде

свыше 200 немецких солдат и офицеров.  М@ст идет параллельное преследование.
В числе убитых — командир мемецкого Двигаясь по боковым дорогам, наступаю-

а : a щие упреждают иротивника и не`дают
полка. Бзяты‘ пленные. оахвачены доку- ему возможности зацепиться за выгодны
менты штаба полка, 18 пулеметов, мно-

рубежи. : г
го винтовок и автоматов. Партизаны это- Примечательный бой произошел у реки
го же отряда разгромили автоколонну про- Сула в районе прилегающих к ней лесов.
тивника. Разбито 10 автомашин с боепри- Здесь двигалась большая колонна немец-
пасами и продовольствием. ких войск, прикрываясь довольно  силь-

ны ным арьергардом, Дорога вблизи ® леса .
была буквально запружена вражеской пе-
хотой, артиллерией, обозами.

Между тем, наша № механизированная
часть, не вступая в бой с неприятельским
арьергардом, сумела выйти на боковую до-
рогу и очутилась на фланге главных сил
отетупающей немецкой части. Сойдя с
машин, наши бойцы стремительно “ата-
ковали ничего не подозревающего против-
ника, сбили ero боковое охранение и
ворвались в походные порядки колонны.

Высокий темп продвижения наших ча-
стей и их маневренность ековывают дей-
ствия противника, заставляют его вести
бой в невыгодных условиях. Из-за этого
очень велики потери немцев. Вражеские
части, которые до начала нашего наступ-
ления были укомплектованы полностью, в
течение нескольких дней потеряли две
трети своего состава. :

Быстрое наступление наших частей спо
собствует тому, что немцы не успевают
разрушать ‘многие населенные пункты.
Жители этих сёл, прятавигиеся от врага в
лесах и в полях, возвращаются теперь по
домам. Дороги переполнены. женщинами,
которые везут на тачках си несут на
плечах свой скарб. Они проходят мимо
полей, где стоит неубранный хлеб, мимо
одиноких скирд и говорят о работе, к ко-
торой Halo приступать сейчас же. Немцы
изгнаны во-время, они не успели снять

богатый урожай.
Майор П. ОЛЕНДЕР.

Пленный командир 168 полка 82 He-
мецкой пехотной дивизии подполковник
Вильгельм Матцмор рассказал: «Мой полк
разгромлен и разбит. За несколько дней
он потерял убитыми и ранеными 900 че-
ловек. Свыше 400 солдат и офицеров по-
пали в плен. В августе я был в Берлине.
Здесь я встретил полковника, моего друга
и сослуживца. Ом служил во Франции и
Недавно вместе с группой офицеров был
отозван и получил назначение на Восточ-
ный фронт. Полковник заявил, что пол-
вый провал летней кампании из Востоке
и успешное наступление русской армия
вызвали растерянность и замешательство
среди немецких офицеров. Некоторые офи-
церы берлинского гарнизона, с которыми
мне пришлось беседовать, считают, что
Германия зашла в Тупик».

ВОЛНОВАХА, ЧАПЛИНО И БАРВЕНКОВО

Ровно в 20 часов грянул первый залп
из 124 орудий. В течение 4 минут один
за другим были произведены 12 залпов.
Во время валюта высоко в небо взлетали
сотни ярких размоцветных ракет.

Салют Москвы транслировался по радио,
Его слушала вся страна. (ТАСС).

На Смоленском
направлении

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 сентября.
(По телефону сот наш. корр.). Наши вой-
ска, действующие на Смоленском направ-
лении, продолжают вести бои с противни-
ком за улучшение своих позиций. Особен-
но сильное огневое сопротивление немцы
оказывают в тех местах, где ‘им удалось
занять позиции на рубежах небольших
лесных речек и укрепить. их. Ноза-
ди боевых порядков пехоты немпы
  ют здесь много артиллерии. ПНристреляв
каждый метр местности, они стараются
парализовать отнем
наших частей. Наши части обычно срыва-
ют эти замыслы немцев мощным сосредо-
точением своего артиллерийского — огня,
чередующегося с ударами штурмовой авиа-
ции. Поэтому артиллерийекие дуэли —
боевой обстановке трактора и личного   частое явление на данном участке фронта.
оружия; Используя свою артиллерию в обороне,
Е a eins 4 we вооруже    неприятель нередко, прибегает к такому

AkGAOM GLO: « picROnOSAEEN 7 приему. Отдельные орудия, тщательно за-
смазочных материалов; маскированные, вводятся в бой ° для

изобретательства и рационализации, спо- стрельзы прямой наводкой ЛИШЬ тогда.
собствующих укреплению боеспособности   Когда наша пехота вклинивается в боевые
тракторного парка Красной Армии. порядки противника. Учитывая это, ата-

3. О награждении знаком «Отличный  кующая пехота всегда имеет в передовых
тракторист» об’является в приказе по ча- подразделениях артиллериста-корректиров-
сти в: фронту и и щика, связанного
ROMY артиллерийскому управлению КРас-  позициями батарей. В одном бою’ наши
ной Армии) с занесением награды в ‘Крас-   утинцы неожиданно попали под огонь
ноармеискую книжку награжденного.

врага. Поблизости был обнаружен наблю-
тательный пункт немцев. Ответным огнем
советской артиллерии этот  наблюдатель-
ный пункт был разгромлен и пять его
немецких наблюдателей были убиты. Пока
немцы перестраивали наблюдение, наша
пехота успелаьзахватить важный рубеж.
положенными на ней точками. В верхней  Разгрому немецких опорных пунктов
части щита полоска переходит в витое предшествует тщательная разведка огне-
украшение. ` [вой системы противника. Нередко прово-

В верхней части знака на щите яало- ДИТся детальная подготовка к бою. Путь
жена покрытая рубиново-красной эмалью N части преградил крупный очаг соиро-
круглая пластинка, в середине которой тивления немцев. Разведчики сумели рас-
позолоченное изображение серпа и молота. шифровать систему вражеской обороны.
По краю пластинка имеет белый эмале- Накануне штурма командир части разыг-
вый поясок © надписью, сделанной золо-   Рал с офицерским составом весь ход пред-
тыми буквами, «Отличный тракторист». стоящего боя и четко поставил задачу

Белый эмалевый поясок по краям имеет  КАЖДому подразделению. На утро _ корот-
позолоченные ободки, а в нижней части КОЙ, НО мощной атакой, в которой 0со-
пятиконечную звездочку. В нижней части бенно отличился батальон старшего лей-
щита помещается позолоченное изображе-  Тенанта Чудинова, противник был выбит
вие` трактора. из важного опорного пункта. В этом бою

Знак металлический, размер знака по  НЕМЦЫ потеряли более роты только уби-
вертикали 46 MM, mo ширине 37 мм. ми,

На оборотной стороне знак имеет нарез- `В последних боях наибольшего успёха
вой. штифт с гайкой для прикрепления достигли части, действующие южнее люс-

знака к одежде. =

4 a

S %,

2. Утвердить положение о нагруднем
знаке «Отличный тракторист».

3. Предоставить право награждения на-
грудным знаком командирам полков и
соединений, командующим артиллерией ар-
мий и фронтов, начальникам артиллерии
военных округов и начальнику Главного

горючих ‘и

тракторист»

Поверхность щита покрыта рубиново-
красной эмалью, а края’ изображены окси-

нику серьезный удар. Немцы, желая вос-
стаковить положение, ввели в бой танки.

тожили четыре танка, а ‘остальные 0бра-

тили в бегство.
Майор fl. СЛЕСАРЕВ.

Липин, гвардия капитан А. А. Акопов н
подполковник П. Р. Саенко. Горячо побла-
годарив за высокие награды, они заверили
правительство и партию, что награды эти
они с честью оправдают на полях сраже-
ний,

Генерал-лейтенанты артиллерии И. И.
Волкотрубенко и В. И. Хохлов, генерал-
майор инженерно-артиллерийской службы
И. С. Бурмистров и другие получают на-
грады за боевые достижения и выдающие-
ся заслуги в деле обеспечения действую-
щей армии боеприпасами и прёдметами
артиллерийского вооружения.

За выполнение заданий правительства по
снабжению нефтепродуктами Красной Ар-
мии, промышленности и сельского хозяй-
ства ордена и медали получает группа ра-
ботников Главнефтеснаба при СНК СССР.
Среди них начальник . Главнефтеснаба
Я. С. Широков, его заместители П. Г. Же-
нихов, Н. М. Михайлов, А. П. Стельма-
хович, генерал-майор технической службы
М. И. Кормилицин, инженерно-технические

и административные работники Нефте-
снаба. ‘ ok
Тов. И. Я. Варес сердечно поздравил   :

получивших награды товарищей и обратил-
ся к ним с краткой речью. (ТАСС),

‚ник приступил

име-  .

активные действия  ,
‚били -

телефоном с огневыми  :

сейной магистрали. Они нанесли. нротив-

Наши артиллеристы и бронебойщики умич-

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ

Части Красной Армия, наступающие на
зюте нашей страны, сегодня одержали но-
вую больыпую победу. Стремительными
ударами они отбросили неменко-фашиет-
ских оккупантов далеко на занад и овла-
дели большим количеством населенных
пунктов. Части Ерасной Армии освободи-
ли крупный центр металлургической про-
мышленности — город и порт Мариуполь,
город и железнодброжный узел Волноваху,
город и железнодорожный узел Чапдино.

Чтобы полно оценить эту победу на-
ших войск, достаточно взглянуть на кар-
ту. Город Чаплино расположен примерне
в 80 километрах от Донбасса, город Вол-
новаха — на полпути от Сталино до Ма-
риуполя, Мариуполь — на Азовеком по-
бережье. Вев эти три города отделены
большим расстоянием, город Чаплило BH-
двинут далеко на запад. Это означает,
что вашим войскам удалось за ‘ноеледние
дни пройти с боями много километров и
освободить от немецко-фатистских OKKY-
пантов значительную территорию советеко-
го Юга.

Эти успехи достигнуты в результате
хороше задуманного ‘и блестяще осущя-
ствленного маневра наших конных и ме-
ханизированных войск. Именно благодаря
этому маневру наступающим удалось про-
рвать на ряде участков весьма прочную
оборону противника, сломить сопротивле-
ние немцев на основных направлениях,
заставить их поспешно отступать и отбро-
сить их далеко на запад.

В, последние дни шли упорные бои на
рубеже ‘реки Кальмиус. Эта река проте-
кает от самого Донбасса yo Мариуполя и
впадает в Таганрогский залив. Немцы
придавали большое значение своей обороне
на Кальмиусе. Кальмиус они считали вто-
рой крупной оборонительной линией после
Миуса. Это был их промежуточный ру-
беж между Миусом и Днепром. Вот лоче-
ит ещё несколько месяцев назад против-
к укреплению берегов
Кальмиуса. Западный берег реки был
сплошь покрыт сильными оборонитель-
ными сооружениями.

Когда наши части, прорвав немецкую
оборону на Миусе, овладели Таганрогом,
а затем Буденновкой, противник, перебро-
сив сюда свежие части, закрепился для
обороны ma Кальмиусе и оказал здесь

‘упорное сопротивление. Наши войска в те-

чение нескольких дней изматывали про-
тивника, нашупывая наиболее уязвимые
места его обороны, и затем предприняли ре-
шгительные атаки, Ноеле упорного боя на-
ступающим удалось прорвать неприятель-
скую оборону. Сначала одна наша часть

‘форсировала Кальмиус и вышла из запад-

ный берег реки. Первые же атаки, пред-
принятые ею во фланг немцам, ослабили

вражескую оборону. на этом участке, что

дало возможность форсировать реку другим

вы-

После упорных боев наши части
ИЗ

немецка-фашистские войска
торода Барвенково и овладели им.

_ Два дня тому назад пленные гитлеров-
цы рассказывали о том, что немецкое
командование после поражений, понесен-
ных в Донбассе, начало спешио готовить
оборону в районе Барвенково. Здесь’ стро-
‘ились противотанковые и противопехотные
‘препятствия, проволочные заграждения.
Пленные рассказывали, что их командова-
‘ние намерено здесь упорно обороняться.
Лействительно, немцам удалось построить
в районе Барвенково несколько оборони-
‘тельных сооружений, но `выполнить свой
‘план они всё же не сумели.

Наши части, преодолев упорное сопро-
тивление противника, появились в районе
Барвенково значительно раньше, чем нем-
пы ‘мотли ожидать. Это об’ясияется сле-
‘дующим. Наступающие разгромили в Дон-
‚бассе ряд немецких гарнизонов и нанесли
противнику серьезный урон. Освободив от
немецко-фаптистских войск Донбассе, нашчя
части приложили все усилия, чтобы не
‘цать отступающим немцам привести себя
в порядок, закрепиться для оборовы на
‘промежуточных рубежах: Хотя на некото-
рых из этих рубежей шли упорные бои и
‘немцы предпринимали контратаки, все-
таки неприятелю не удалось остановить
наши наступающие части. :

Поучительны в этом отношении бои в
районе станции Черкасская. Опираясь ка
высоту и водный рубеж, немцы предпри-
няли здесь несколько ожесточенных контр-
зтак. В контратаках участвовало, кроме
пехоты, несколько групп танков. В раз-
тар. боя появилась вражеская авиация.
Немцы пытались бомбить наши боевые
порядки. Нов тот же миг они были ветре-
чены нашими истребителями, и бомбарди-
ровка не удалась противнику. Немцы вы-
нуждены были уйти обратно. Все даль-
нейшие попытки воздействия с воздуха
на наи боевые порядки тоже ни к чему
не привели. Отбив воздулные атаки не-
приятеля, наши истребители дали в03-
можноеть наземным войскам нанести со-
крушительный удар по немецкому гарни-

11 сентября 1943 г., суббота. Ne 215(5586),

нашим частям. Через несколько часов
прорыв был значительно расширен, и на
западном берегу стали вести бой с про-
тивником уже большие силы нартупаю-
щих. РЕНА

После того, как пемцы потерпели по-
ражение на Вальмиусе, наше командова-
ние поставило перед 130-й Таганрогской
стрелковой дивизией задачу — овладеть
городом Мариуполь. 9 сентября 130-я Та-
ганрогекая стрелковая дивизия совместно
в другими частями начала наступление на
город. Учитывая характер нечецкой оборо-
ны в районе Мариуполя, наши войска
осуществили охватывающий маневр с
севера. Этот маневр увенчалея  успе-
хом и дал возможность близко  подой-
ти к городу. Здесь вемцы предприняли
несколько ожесточенных контратак. 0с0-
бенно жаркие бои разгорелись в населен-
ных пунктах Троицкий и Сартана. Но как
противник ни пытался задержать наету-
пающих, сколько ‘он ни маневрировал ре-
зервами, ему не удалось отбить наши
атаки.

130-я Таганрогская
наши части успенено
Кальмиус и на этом участке
противника к городу. С утра до вечера
здесь шли ожесточенные бои. Путь  0т-
ступления немцев был усеян их трупами,
разбитыми артиллерийскими орудиями, ав-
томашинами. Только с наступлением тем-
ноты бой несколько затих. Наше командо-
вание в течение всего лишь нескольких
часов незаметно для противника произвело
перегруппировку сил и сосредоточило ча-
сти на направлении, еткуда было намече-
но нанести главный удар. Ровне в пол-
ночь советские дивизни снова перешли в
атаку.

В ту же ночь был высажен морской
десант в районе ‘западнее Мариуполя.
Десант был проведен мастерски. Против-
ник, несмотря на сильную охрану берега
и постоянное наблюдение за морем, про-
зевал наш десант. Славные еоветские мо-
ряки, как только высадились на сушу,
немедленно атаковали противника. Одним
ударом они выбили немцев: из порта, ов-
ладели им и, не давая врагу опомниться,
перешли в атаку на Мариуполь.

Теперь уже немецкий гарнизон города
оказалея пох ударом с нескольких сторон.
Враг очутился в мышеловке. Он пытался
было перебрасывать свои силы с одного
участка на другой. Но это не только не
спасало его, а наоборот, давазо нашим
частям возможность осуществлять удары
там, где оборона немцев становилась сла-
бее. .

Е утру наши части ворвались в Ма-
риуполь. Сразу же здесь завязались жар-
кие уличные бои. Немцы укрывались В
каменных зданиях. На чердаках устроили
огневые точки, в подвалах поставили
артиллёрийские орудия, минометы. Веюду
они оказывали ожесточенное сопротивле-

хивизия и другие
форсировали реку
отбросили

—

(От специального корреспондента
«Красной звезды»),

> :

зону, оборонявшему станцию Черкасская,
и этот гарнизон был быстро отброшен иа
запад. Овладев станцией Черкасская, на-
ши части неотетупно преследовали непри-
ятеля до станции Гусарово: Здесь с но-
вой силой вспыхнул  бой, мо оно хлился
недолго. Немцы не сумели остановить из-
ши части, после чего бои перенеслись в
район „Барвенково. Началась непосредст-
венная борьба за город.

Таким образом, путь до Барвенкова на-
ши части преодолели за довольно корот-
кий срок. Это безусловно является боль-
шим успехом наступающих, тем более, что
быстрый темн наступления давал возмож-
ность’ нашим частям наносить урон про-
тивнику, истреблять его живую силу, зах-
ватывать трофеи. На ряде участков про-
тивник не успевал вывезти военное иму-
щество и вооружение. Всё это попадало в
руки наступающих. В частности, в са-
мом городе Барвенково нашим частям уда-
лось захватить богатые трофеи, среди ко-
торых несколько эшелонов © военным
грузом. Эшелоны были полностью подго-
товлены для эвакуации в тыл, во тут
напги части нанесли стремительный удар
по немецкой обороне в районе города, и
противник не уснел их отправить.

Быстрое продвижение наших частей в
районе Барвенково было обусловлено хо-
рошим маневром подвижных войск. Тан-
ки совместно с моторизованной пехотой
за последние дни сумели в ряде мест пре-
одолеть сопротивление немцев и разгро-
мить несколько опорных пунктов. Под-
вижные части вклинивались в немецкую
оборону, изолировали опорные пункты, а
затем громили их поодиночке. На. ряде
участков были случаи, когда против иа-
ших подвижных войск противник бросал
тоже крупные силы танков и пехоты.
Тотда наступающие старались пе ввязы-
ваться в длительный бой е противником,

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО   На Прилукском! Успехи частей Красной Армии на юге

Освобождение от немецко-фашистской оккупации Мариуполя, Волновахи, Чаплино

ние. Приходилось один за другим уничточ
жать опорные пункты, чтобы расчистить
себе. путь в основным позициям против-
ника. у

Замечательные ‚образцы уличного боя
показала наша славная пехота. Например,
подразделение под командованием тов. Ko-
ролева -в течение двух часов очистило
несколько улин и тем самым создало
невыгодные условия для немецкого гарни-
зона, оборонявшего центр Мариуполя,
Когда многие опорные пункты немцев
были разбиты, наши подразделения про-
рвались в центр города. И здесь бои
носили стожь же ожесточенный характер.

После почти  десятичасового боя наши
части овладели Мариунолем. Немецкий
гарнизон был частично истреблен. Уцелев-
шие гитлеровские подразделения © бель-
шими потерями были отброшены на запад
от города. Другие ваши части,  прорвав
оборону на реке Вальмиус, одним стрему-
тельным броском вышли в район Ролуо-
ваха, атаковали населенный -нункт север-
нее этого города и вражеские позиции ва

железнодорожной линии и станции, В ряде.

мест злесь также разгорелись жаркие (о.
Противник всеми силами старался  удер-
жаться на железнодорожной линии и в
городе. Но после того, как наступающим и
здесь удалось прорвать немецкую obopo-
ну, противник был выброшен из города и
наши части овладели Волновахой.
Советские войска, наступавшие запад-
нее Сталино, преодолев”упорное сопротив-
ление противника, прорвались глубоко в
неприятельский тыл и нанесли ему здесь
ряд чувствительных ударов. Выход в
тыл противника удался мастерски. Надо

учесть, что у немцев в данном райопе.

имелось большое количество  круплых
опорных пунктов. Несмотря на эт0, наши
части сумели осуществить свой замеча-
тельный рейд. Несколько вражеских опор-
ных пунктов было сразу же разгромлено.
Гарнизоны их частью истреблены, мастью
рассеяны. Те же опорные пункты, кото-
рые оказывали более сильное сопротивле-
ние, были обойдены нашими частями.
Как только наступающие выходили на
фланг или в тыл таких опорных пунктов
противника, немпы тотчас же начинали
отступать. Обычно в таких случаях 0т-
ступление противника сопровождалось ог-
ромными потерями для него.

На многих железнодорожных станциях
и в крупных населенных пунктах octa-
лись немецкие склады, эшелоны, тружен-
ные боеприпасами и военным имуществом.
Всё это немцы зачастую вынуждены были
бросать и поспешно отступать. Отбивая у
врага село за селом, станцию за стан-
цией, наши части вышли в район города
Чаплино и,” нанеся здесь противнику но-
вый сильный удар, овладели этим горо-
дом.

На всех участках советские войска пГо-
должают развивать успех наступления.
` Майор Б. ГЛЕБОВ,

<

Взятие нашими войсками города Барвенково

а обходили ‘его. Иногда приходилось дей-
ствовать иначе: сковывать неприятеля
незначительными силами в направлении
нашего’ наступления, & основные силы
пехоты, поддержанной танками, бросать в
обход вражеской грунпировки. Затем на-
носилея удар во фланг или с тыла.

Это умелое применение тактики манев-
рирования давало возможность нашим ча-
стям бить противника еще сильнее. Нем-
цы вынуждены были отступать не только
на тех участках, тде наши части наноси-
ли им удары, но и на соседних. Успех на
одном участке боя перерастал в общий
наш успех.

В район города Барвенково советекие
войска прорвались также благодаря уме-
10H тактике маневра. Наступающим уда-
лось пройти вперед по обеим сторонах
железной дороги Славянск-_Барвенково.
Вечером части № соединения атаковали
позиции противника, прикрывавшие 1о-
ред. Затем, отбив несколько немецких
контратак, наши части ворвались Ha
окраину Барвенкова с северо-востока ис
юго-востока. ` ;

Уже наступала ночь. Немцы, заранее
подготовив несколько опорных пунктов,
оказывали ожесточенное сопротивление.
Завязался уличный вочной бой. В тяже-
лых условиях темноты и контратак про-
тивника напи части отбивали у немцев
улицу за улицей. Здесь наступающие при-
меняли тактику мелких групп, состоящих
чаето всего лишь из нескольких бойцов.

Бой длилея вею ночь. За эти несколь-
ко часов наши подразделения причинили
противнику большой урон в живой силе.
Значительная часть города к утру уже
была освобождена. Тогда были предприня-
ты решительные атаки против немецких
опорных пунктов, расположенных на же-
лезнодорожных путях и 8 районе станции.
Неся огромные потери, противник вынух-
ден был всюду отступить. Овладев горо-
дом Барвенково, наши части продолжают
преследовать немцев.

Капитан H. TOHAPEB.

ФРОНТ. Подразделение гвардии лейтенанта Румянцева выбивает противника с занимаемых им позиций
Снимок старшего лейтенанта А. Сажина.