a!
Z

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 12 сентября 1943 г., воскресенье, № 216 (5587).

В Мариуполе

(От специального корреспондента «Красной звезды») :

Опыт воздушных боев
в Лонбассе

(От специального корреспондента «Красной звезды») 2

Упорная борьба с контратакующим
противником

é Вчера наши части, действуя совместно  той убежать из-под немецкого конвоя и
(От специального: корреспондента «Красной звезды») с морским десантом, выбили немцев из   вернуться в родной город.

города Мариуполя и овладели им. А сего- Возвращаются и те жители Мариуполя, штабах соединений. Последние не только

Трудно переоценить значение боев, ко-  сточной окранне торода контратакующий

торые происходили за последние. дни и  неприятель был остановлен и вынужден

продолжаются сейчас в районе
Харькова. На
участке фронта немцы. сконцентрировали
здесь много танковых дивизий,
образом отборных, полностью укомплекто-

главным   маневрировать, перебрасывая

западиее   перейти к обороне. Его попытки отбросить
сравнительно небольшом! наши части на других участках также по-

терпели неудачу. Немцы стали усиленно
свои диви-
зии с одного места на другое, но и это He

ванных, а также крупные силы артилле“ дало им никакого успеха.

рии и авиации. Сюда же в последнее вре-
мя подбрасывались резервы е других фрои-

Между тем, наши части ни ина один
день не прекращали своего наступления.

тов, а из глубины подтягивались живая  Отбивая вражеские контратаки на одних

сила и техника для пополнения действую-
ших частей. Всё это, _ конечно,
чайно. Достаточно взглянуть на карту,
чтобы понять, насколько важен для врага
каждый оборонительный рубеж в
районе.

За истекшие дни здесь наблюдались су-

не слу-

этом

участках, они методически продвигались
на других, ломая здесь сопротивление нем-
цев и выходя на фланг активно действую-
щих частей противника. Такая тактика
позволяла наптим командирам держать ини-
циативу в своих руках и диктовать нем-
цам условия боя. Вскоре противник вы-

дня ночью еще можно было слышать от-
дельные выстрелы в разных концах горо-
ла. Это наши подразделения продолжали ревнях и хуторах. Сейчае они идут в го-
очищать Мариуполь от гитлеровцев. На-
ступая, части Красной Армии нанесли нают устраиваться,
немецкому гарнизону города такой удар,
что он был захвачен врасилохои хотя по-
том еще долго сопротивлялся, пытаясь вы-
играть время для отхода, всё же всем тит-
Многие вра- 2
gaceBline pi} Наших частей город горел в нескольких

леровцам уйти не удалось.
жеские солдаты и офицеры,
каменных зданиях,

в подвалах и горэд-
ских сооружениях, были перебиты, но от-
дельным из них улалось скрыться. Они, т
видимо, надеялись спастись и старательно разрушения. На центральной улице
прятались в развалинах ими же разру- f
шенных домов, в подвалах опустевших   здания взорваны илн, уничтожены. Здесь
жилищ. Сегодня город полностью очищен Уцелело лишь небольшое количество до-

Успеху наступления советских войск в
“Донбассе во многом способствовали точные
  удары с воздуха, умело направленные на

которые на протяжении всей немецкой
оккупации скрывались в близлежащих де-

род и, хотя здесь веё разрушено, начи-
вновь обзаводиться
хозяйством. Сегодня всё население было
занято тем, что тушило пожары, стара-
лось спасти мариупольские предприятия,
общественные: здания и’ рабочие жилища,
подожженные гитлеровцами. Е приходу

ков, артиллерии надежно  обеспечивались

вертывались в основной
полоее противника, немны делали
чтобы сорвать атаки наших войск.

всё,

местах. Сейчас
ются.

Немцы причинили Мариуполю большие
Pec-
и жилые

пожары уже ликвидиру- совершали огромное количество самолето-

вылетов на узких участках фронта.
истребители производили по 6—7 вылете
в день. К воздушным контратакам немцы
привлекли, кроме своих частей, еще под-
разделения, укомплектованные румынеки-
ми пилотами. Они также вводили в бой

публик многие общественные

` обороняющегося противника, его контрата-
 кующие группы и коммуникация. В то же
(время боевые порядки нашей пехотьь тан-

истребительной авиацией. Когда бои раз-
оборонительной

Они
поднимали в воздух сотни машин, которые

Ux

регистрировали количество вылетов или
неренацеливали отдельные группы само-
летов, но также отыскивали новые формы

полдержки наземных войск. ;

Во время бя за высоту нз подетупах
KB одному городу наша пехота’ и танки
долго не могли выбить противника из его
укреплений. Нужно было скрытно совер-
шить обходный маневр. Но немцы, засев-
шие на высоте, глубоко просматривали
местность. Тогда по совету авиациоиного
предетавителя перед штурмовиками была
поставлена задача — обеспечить скрыт
ность маневра дымовой завесой. Несколько
групп самолетов «Ильюшин-2» продолжа-
10 громить немцев, засевших на высоте, а
специальные отряды штурмовиков под воз
дительством капитанов Бикбулатова и Кри“

дорожные” попытки немцев вееми  д0-нужден был распылить свои войска: Ха- о о ant >

ступными средствами остановить продви- рактерным для такого распыления сил  0Т ГИТЛеровцев. Вот металлургические заводы. Перед  ТРУППЫ, вооруженные бронированными са-вошлыка окаймили высоту дымами. Под
жение наших войск. Уплотнив свой фронт   явилось, например, использование одной  Мариуполь в тот момент, когда наши одним из мих вывеска с налписью: «За-  Молетами-штурмовиками «ХШ-129» и прикрытием завесы наши. части обошли
за счет прибывших резервов и закончив   отборной немецкой дивизии. Противнику   войска вошли в него, представлял собой воды Круппа». Этот новый «хозяин» боМбардировщиками последнего — ТИПА немцев с фланга и внезапным ударом вы-
сосредоточение ударной группировки, с0`  пришлось разбросать подразделения  этой вымерший, безжизненный город. Некогда захватил Металлургические предприятия «ХЕ-177». били их из опорного пункта. :

стоявшей из нескольких танковых  диви-
зий, противник предпринял. Фяд  контр-
атак в направлении на север и северо-
восток вдоль восточного берега реки Псел.
Немцы ставили перед собой
оттеснить наши части,  действуюние в
междуречьи Псел— Ворскла, и создать
фланговую угрозу для остальных насту-
пающих чаетей, выдвинувшихея западнее
Псела.

Вражеские контратаки носили ожесто-
ченный характер. Был день, когда на по-
зиции наших частей обрушивалось до 250
танков, действовавших группами по 15
—30 машин. Танковые контратаки под-

задачу —

дивизии по разным участкам, чтобы уп-
лотнить боевые порядки остальных частей.

Каждый день ожесточенных боев В
районе западнее Харькова приносил нем-
цам новые потери. Переброска некоторых
дивизий с других фронтов для усиления
труппировки в данном районе тяжело ото-
звалась на общем положении противника.
В конце концов немцы вынуждены были
сначала ослабить свои контратаки, а по-
том и вовсе прекратить их. Наши части
опять перешли’ в наступление на тех уча-

стках, где немцы предпринимали активные
действия, и заставили врага отетупить.
Окончательно был взят тород Зеньков и

шумный, оживленный, радостный, он ка-
зался теперь таким, словно здесь прошла
чума. В первые часы не было видно ни-
кого. Лишь потом, когда немногие жите-
ли, оставшиеся в городе и пригородных
поселках, узнали, что немцы изгнаны из
Мариуполя и он занят частями Красной
Армин, улицы города начали оживать,

Населения в Мариуполе осталось cefi-
час мало. В последние дни перед наним
наступлением на город немецкий KoMeH-
дант Мариуполя расклеил приказ, в ко-
тором потребовал, чтобы всё население в
обязательном порядке эвакуировалось из
города и направилось на запад. В первый

Однако никакие усилия не дали нем-
цам преимущества. С первых часов насту“
пления и по еей день наши летчики, не-
смотря на всю сложность
становки, являютея полными
неба—над полем сражения и в немецких
тылах. Каждый их боевой день полон яр-
кими и поучительными эпизодами борьбы.

Когда наши части прорвали сильно ук-
епленную линию обороны на Миусском
плато, немцы бросили им навстречу боль-
шую танковую грувиу. Неприятель пы-
талея взять в клещи образовавнтийея глу-
бокий клин и срезать его у основания.
Требовалось немедленно разгромить эту

Мариуполя после того, как немцы окку-
пировали город. Крупп считал себя здесь
полным с властителем и ввел свои поряд-
Ки, создал ужасные условия эксплоата-
ции рабочих, но наладить пройзводетво
ему так и пе удалось. Рабочих было
здесь немного, так как с приходом
немцев они почти все ушли с предприя-
тий, скрывались и не показывались за .
всё время немецкой оккупации.

Многие предприятия Мариуполя взор-
ваны немцами и разрушены. Сейчас еше
горят некоторые цехи. На заводе имени
Ильича уничтожено несколько крупных
цехов. Почти ничего не осталось от боль-

воздушной об-
хозяевами

После того, как основная оборонители
ная полоса немцев была прорвана на вм
глубину, взаимодействие нашей авиации е
наземными войсками стало носить хвоякий
хараклер. Неносредственную поддержку яа-
ступающей пехоты и танков взяли на ге“
бя штурмовики, а пикирующие бомбарди-
ровщики переключились на удары по вра*
жеским коммуникациям, срывая немцам
переброску резервов, вывоз боевой техни
ки и имущества в тыл. Экипажи самоле“
тов «Петляков-2» бомбили точно. Xaparé
терен такой пример. Пикирующие бомбар-

полковника Чучева, получившей благодар-

ерживали ртиллерией vel. ; ы :

ед а: та р: РЕ a к ВЕ же день многие жители Мариуполя, бро-  1нинства рабочих поселков возле металлур-   вражескую группировку, угрожавшую еры- ность Верховного Главнокомандующего 33
р _ 3 ейчас упорные бои идут на Полтавши-  сив силища, ск с бе- {г И . Местам rH :

о vaste, busy упор I щи”  сив свои жилища, скрылись, чтобы избе-   гических заводов Мариуполя Места и они   вом нашего наступления. Буквально В бои по овладению Татанрогом, совершиля

тяжелые — «тигры» и «пантеры».
Немцы рассчитывали, что ‘наши части
не успеют достаточно хорошо укрепиться
на занятой ими территории и что поэто-
му их удастся сравнительно легко опроки-
нуть. Неприятель полагался наз свои тан-
ки и при этом ведооценил мощь и манев-
ренноеть советской артиллерии. Первые же
контратаки немцев натолкнулись на же-
стокий отпор нашей артиллерии, которая
стала успешно перемалывать неприятель-
скую технику. Показания пленных немцев
отчетливо рисуют, какие тяжелые потери
понесли их контратакующие части. Поеле
нескольких дней безуспешных действий
танковые полки врага становились рота-
ии, его пехотные дивизии сокращали ко-
личество своих полков с трех’ ло двух.
Количество батальонов тоже сокращалось
до двух в полку. Это произошло е целым
рядом немецких полков и дивизий.
Наиболее упорные бои завязались в рай

не и в западной части Сумской области.
Немцы имеют здесь еще довольно сильную
группировку. Они прилагают вее усилия,
чтобы задержать продвижение наших ча-
стей на рубежах небольших речек, ока-
зывая ожесточенное сопротивление. Но
уже ясно, что попытки врага ‘остановить
контратаками наше продвижение вперед
потерпели неудачу.

Враг истрепал свои силы и, не добив-
шиеь существенных результатов, отказы-
вается теперь от наиболее активных форм
обороны. Например, 7 сентября он уже не
‘предпринимал массированных контратак и
только в одном месте попыталея контрата-
ковать наити наступающие подразделения,
введя в бой 15 танков и батальон пехо-
ты. Наши подразделения быстро разверну-
лись, выкатили орудия вперед и открыли
огонь прямой наводкой. Потеряв шесть
танков и до роты своих солдат, немцы от-
ступили. Тотчас здесь было организовано

‘оне Зенькова. Этот город не раз перехо- Преследование противника, который был
дил из рук в руки. Немцы стягивали сю-  ВЫбит из нескольких населенных пунк-

да наиболее надежные части, чтобы сов- ТОВ. В:
сем оттеснить наши войска из района: Майор П. ОЛЕНДЕР.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Зенькова, но это им ив удалось. На. во-

_БОЙ ОДИННАДЦАТИ «ИЛЬЮШИН-2»
С 50 «ЮНКЕРСАМИ»

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 11 сентября. (По те-
леграфу от наш. корр.). Во второй полови-
не дня две группы наших штурмовиков
под общей командой старшего лейтенаита
Кондакова в составе одиннадцати машин
под прикрытием четырех «Яковлевых-1»
шли на боевое задание.

Идя на высоте около тысячи метров,
Кондаков заметил большое количество бом-
бардировщиков неприятеля. 50 самолетов
типа «Ю-87», прикрытые четырьмя «Мее-
сершмиттами-109», намеревались сбросить
бомбовый груз на наши войска.

Старший лейтенант, оценив обстановку,
решил разогнать противника и сорвать
бомбометание. Он подал команду — «ата-
ковать!».

Вопрос о темпах продвижения танков
на поле боя является одним из самых су-
щественных и интересных в танковой
тактике. Имея в своем распоряжении тако?
подвижное средство, как танки, каждый
общевойсковой командир стремится ве их
помощью повысить темп наступления,

вражеских самолетов и сразу ето нару-
шили.

Неприятель был ошеломлен внезапным
ударом. Бомбардировщики стали беспоря-
дочно пикировать, чтобы перейти на бре-
ющий полет и удрать. Экипажи штурмо-
виков самостоятельно намечали об’екты
своих атак и преследовали врага. В этом
бою старший лейтенант Кондаков, млад-
шие лейтенанты Башкиров и Ветров, лей-
тенант Шеварев, сержант Данченко и Ко-
занков сбили по одному самолету «Ю-87».

Таким образом одиннадцать ‘советских
штурмовиков помешали противнику прэ-
извести бомбометание, сбили шесть само-
летов «Ю-87» и повредили один «Мег-
сершмитт»:;

полка знал, что впереди действует отряд-
ная разведка, но он ее здесь не нашел.
Как потом выяснилось, разведка и отряд
обеспечения движения не были высланы.
В общей спешке об этом забыли.

Оставив танки в укрытии севернее вы-
соты 212,8, командир нолка решил раз-

жать немецкой каторги. Но часть населе-
ния гитлеровцам всё-таки. удалось  на-
сильно угнать из города на запад. Прав-
да, значительное число из них сейчас
тоже возвращается обратно. Вернувшиеся.
рассказывают, что мариупольцы пользуют-
ся’ каждой удобной минутой, чтобы ‘yopo-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 сентября.
(По. телеграфу от наш. корр.). Артилле-
рийский тяжелый пушечный дивизион, ко-
торым командует гвардии майор Чернепов,
прославился своими боевыми делами. Он
участвовал в боях под Москвой, Сталин-
градом, в районе Ленинграда. За время
БоЙйны дивизион уничтожил свыше 10 ба-
тальонов немецкой пехоты, несколько де-
сятков танков, подавил огонь тридцати
вражеских батарей. За боевые успехи ди-
визиону присвоено гвардейское звание.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ. Танки соединения генерал-лейтенанта Черняхов-

ского ведут бой за населенный пункт.

Снимок нашего спец. фотокорр. О. Кнорринга.

аступления танков

соты 221,3. В результате противник дрог-
нул и начал отход. Тактический успех
был достигнут, но ценою излишних по-
терь. Было выведено из строя несколько
наших машин, что ограничило возможно-
сти танковой части развивать  наступле-
ние.

ВРУЧЕНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО ЗНАМЕНИ ТЯЖЕЛОМУ
ПУШЕЧНОМУ ДИВИЗИОНУ

считанные минуты с аэродромов подия-
лись первые зшелоны штурмовиков двух
частей. В течение многих часов самолеты
«Ильюшин-2», а затем и бомбардировщи-
KH громили немецкие танки, За день здесь
было подбито более 150 танков.

Наступила ночь. Под покровом темноты
немцы могли предпринять контратаки. Во
избежание этого весь клин наших войск
был как бы окаймлен легкими ночными
бомбардировщиками, которые освещали №-
стность и следили за малейшим движени-
ем противника, тут же обрушивая на него
бомбы. Скопление немецких танков еще
несколько раз было подвергнуто ударам с
воздуха. На рассвете снова поднялись в

сплошь выжжены. м
В городе разрушены театр, библиотека,

многие другие общественные здания.
Сейчас тород постепенно возвращается

к жизни. С каждым часом в. нем прибы-

вает население,
Капитан Н, САВЕЛЬЕВ.

Невдалеке от огневых позиций- выстрои-
лись  гвардейцы-артиллеристы. — Генерал-
лейтенант артиллерии Г. Ф. Одиицов
поздравляет личный состав ‘дивизиона с
высоким гвардейским званием. Он передает
знамя в руки командира дивизиона. Зву-
чат слова нерушимой клятвы гвардейцев.

После вручения знамени артиллеристы
проходят торжественным маршем. Впереди
развевается гвардейское знамя, завоеванное

отошли назад.
В № авиасоединении оригинально

разрешен вопрое взаимодействия

ночных бомбардировщиков

был
легких

воздух штурмовики. Понеся солидные по-
тери, немцы не решились на контратаки И немедленно забрасывали их бомбами.

несколько налетов на важные железнолто-
рожные магистрали противника. В резуль
тате там на трое суток превратилось вся
кое движение. i

Некоторые группы пикирующих boxe
бардировщиков выполняли другую весьма
важную задачу — блокировали  неприя-
‚‘Тельские аэродромы. Пользуясь тем, что
основные силы вражеских истребителей
были выбиты в воздушных боях, мел-
кие группы самолетов ‘«Петляков-2» М
‚авиачасти почти непрерывно висели нах
  особо важными немецкими аэродромами,
‘держа их под угрозой бомбометания. : ки-
пажи пикировщиков зорко следили за всем,
что делается на вражеском аэродроме, и
при малейшей попытке немцев к взлету
В
другом случае блокировка выражалась в
‘Частом появлении наших самолетов may
‚ немецкими аэродромами. Все эти действия

дировщики 270-й авизционной дивизии.

тдивизионом в жестоких боях с врагом.

в подвижными   привели к тому, что враг вскоре был вы
танковой части нужден перевести свои бомбардировочвые
  Части на глубинные аэродромы.

Воздушные бои, ежедневно пройсходив“
тие над территорией Донбасса, примеча-

группами войск. Одной
потребовалось за ночь изменить направле-
ние и, сосредоточившись в намеченном
районе, нанести врагу, внезапный удар.

Луть пролегал по совершенно незнакомой
местности. Чтобы сосредоточение  произо-
шло без задержки, на помощь танкистам
были привлечены экипажи ночных бом-
бардировщиков. Летая впереди по оси дви-
жения танков, они всё время ставили све-
товые маяки. Танкисты оривнтировались
HO этим маякам и совершенно точно вы-
ходили в заданный район. В то же время
основные силы бомбардировочной части
окаймляли движение танков с флангов,
воздействуя бомбами на огневые точки
врага, пытавшиеся вести заградительный
отонь по нашей танковой группе.

Четкое взаимодействие наземных войск
с авиацией, да еще в условиях темноты,
‘могло быть осуществлено только благодаря
‘отлично налаженной прямой связи коман-
дира танковой группы с авиационными
начальниками. Такая связь всё время
поддерживалась через авиационных офице-

лерии, которая имелась в хостаточном ко-
личестве, но не была во-время подтяну-
та. Почему? Да потому, что командир от-
ряда, заботясь о быстроте продвижения,
забыл о другом — 06 организации боя.
Мы останавливаемся на этом потому,
что такие случаи, к сожалению, еще
имеют месте. Иной командир только то-
ропит танкистов — «давай, давай впе-
ред», забывая 0 самых элементарных
принципах организации боя и о том, что

неминуемо превращается в топтание Ha
месте. Лучшие операции, проведенные на-
шими войсками в разное время и в раз-
ных местах, как раз характерны тща-
тельностью подготовки и стремительностью
действий.

Вернёмся к вопросу 0 темпе танковой
атаки. Приведем другой пример из боевых
действий той же танковой части. На этот
раз командиру полка Миллерову удалось
провести атаку в довольно высоком ` тем-
пе. Опишем кратко обстановку и

‚‘тельны явным превосходством наших иет-
 ребителей. Летчики-гвардейцы, известные
‚своими победами, дважды Герои Советеко-
то Союза Покрышкин и Глинка, летчики
Герои Советского Союза Алелюхин,. Кара-
сев и другие сбиважи в день по три-
четыре немецких самолета. Многие из них
уничтожили в боях за Донбасс около де-
сятка вражеских самолетов, как. например,
гвардии старший лейтенант Тарасов.

Овладев городом Сталино, наши назем-
ные войска увидели обломки многих вра-
жеских самолетов, сбитых над городом и
упавших в его черту. Это были слелы
последних схваток с немецкими пилотами
в Донбассе. Теперь Донбасс освобожден.
Наша авиация, продолжая тесно взаимо-
действовать € наступающими танками и
пехотой; неотвязно преследует немцев, от-
ходящих на запад.

Подполковник Н. ДЕНИСОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
ВЕ Е А Ss ee

Ty Go него оставалось около километра).
Майор Миллеров не стал дальше лезть
напролом. Он отвел танки в укрытие  (8
рощу) и подождал подхода своей пехоты.
Затем пехота и танки, теперь уже в тес-
HOM взаимодействии, повели наступление
на населенный пункт и через некоторов
время выбили оттуда противника. Задача
была выполнена.

Вспомним первый пример. Там етреми-
тельность движения танков в атаку ие

= : обеегпе- 7 ITeTOBE =
придать ему стремительный характер. Это ведать противника боем, что и было оеу- Этот бой характерен в смысле обеепе-  время, затраченное на подготовку боя, ‘ a меет-   спасла их от потерь. А на этот раз уда- =
не законно и соответствует  требова- чения темпа продвижения танков. Нельзя   всегда окупится сторицей. Повторяем: ка-  ность, на которой была проведена атака. лось
вполне закон у ществлено силами одной танковой роты. пы - В : . He только достигнуть высокого темпа
нной тактики. Сейчас HUKTS сказать, чтобы туз» всё обстояло благопо- кие-нибудь полчаса требовались для ТОРО, сторону противника шло шоссе, пра- наст 6
ниям современной та . “ЕТУ Как только эта рота прошла высоту, она : в и } упления, но также добитьея успеха
на но замораживать подвиж- лучно. Против стремления командира от-  чтобы наладить взаимодействие танков с Ве его — железнодорожная линия. Вдоль без у I
a : fi ee ee COR сохранить высокий темп движения   пехотой и артиллерией. А это помогло бы  ЭТой линии и должны были,  соглаено Урна. CuATHO, почему так получи“
ность танков, сковывать их маневр. На- вый и перекрестный огонь) и, кроме то-   РЯД 1 ee ртиллер ‘ eras en ne ae tae age лось. В первом случае отсутствовал элз-
оборот, всюду можно слышать требование,   го, подверглась сильной бомбардировке е = a6 iorasany - но ранеи, arolhl ites Te his aes мент внезапности, и к тому же из-за из-
чтобы танки возможно быстрее продвига воздуха. Отдельные танки достигли выео- удар прот У, м 2 I еННО-   лишней торопливости командира отряда
лись вперед. Возражать против этого иё ты 221,3, но вскоре рота вынуждена также создать усло- МУ ПУНКТУ. Перед  изселенным пунктом   танкисты не могли маневрировать, хотя I
ой вия для стремитель-  имеются небольшие рощицы. Еще ближе, г ; iy

приходится. Нужно лишь, чтобы ато тре-
бование сочеталось с трезвой оценкой об-
становки и всех условий, в которых тан-
кам приходится действовать. Маневр тан-
ков должен быть хорошо рассчитан и все-
сторонне обеспечен. Обратимся к конкрет-
ным примерам из боевой практики одной
танковой части и на основании их сде-

была отойти назад. В результате раз-
ведки удалось не только выяснить ха-
рактер обороны противника, но и точно
засечь его боевые средетва (см. схему). В
районе высоты 221,3 в разных местах
располагались 13 орудий и 7 самоходных
установок противника, которые держали
под обстрелом высоту 212,8 и всё поле

упираясь в железную дорогу и проходя
Через шоссе, тянется, продолговатая высо-
та. Скрыв за ней свои танки, тов. Мил-
леров установил наблюдением, что по оси
Шоссе мемцы имеют несколько  противо-
танковых пушек. Кроме того, призпаки
наличия неприятеля были заметны на

ного и глубокого про-
движения к намечен-
ной цели. Только
спешкой можно 06’-
яенить и тот_ факт,
что танки были бро-
шены как раз в том

этого требовала обстановка. Bo втором слу-
чаев никто не помешал командиру-танки-
сту как следует подготовить атаку и вы-
брать для нее удобное направление. Это
отняло немного времени, но результаты
были блестящими. —

Конечно, когда танки подошли к bono

ту, может быть об Г

5 ваправлении тде  опушке рощи перед населенным пунктом 2 следовало бы поиекать

аем некоторые выводы по данному во - х ‘права было обна- , , р

о ee a Е 3 Е ры а. а плотность  противо- который надлежало атаковать. обходиого пути. Но в общем командир
: - танкового огня 0боро-  Командир полка убедился, что хвиже-   (ОавиЛЬьНо учел обстановку: воздействие

Отряду, состоявшему из танков, артил-
лерии и мотопехоты, пол командованием
офицера Миронова была поставлена задача
— развивать успех наступления наних
войск, сбивших противника с основного
рубежа обороны. Согласно этой задаче от-
ряд должен был нанести удар на глубину
20—25 километров и выйти к одному на-

Сломать такой барьер танковой атакой
с фронта без поддержки артиллерии было
трудно. Требовались какие-нибудь полчаса,
чтобы подтянуть к высоте 212,8 артил-
лерию и пехоту и нанести организованный
удар противнику. Менее сильной была ие-
приятельская оборона справа. Обогнув вы-

ны была наиболь-
шей. Излишняя торо-
пливость сковала сво-
боду маневра танков,
я они пошли нанро-
лом, сквозь стену гу-
бительного огня, что

ние танков вдоль железной дороги за-
труднено: крутая насыпь, узкие и глубо-
кие выемки. Он решил пустить тапки
вдоль шоссе, где местность была наиболее
удобна для их движения. Справа по же-
лезиохорожной линии должна была итти
пехота, сохраняя с танками огневую связь.

элемента внезапности уже закончилось, и
поэтому дальше надо было настувать по
иному, методически, в тесном взаимодей-
ствии с пехотой, что ни было умело осу-
ществлено. При этом общий темп `наету”
пления отнюдь не был потерян. Овладев
населенным пунктом, танковая часть стре-
мительно продвигалась вперед. На одних

соту 212,8, наши танки могли по лощи- -  Воздействие немецких
7 ав пути отхода ‚5, и привело к поте ПЕ противотанковых
а а рассрете отрял ие более или менее безболезненно выйти ve пушек, что располагались вдоль шоссе,  УЧАСТКах она шла довольно быстро, на
а. заданному маршруту. Впереди  К ВЫсоте 221,3 и оказаться таким обра- Конечно, на войне   Командир полка рассчитывал парализовать   ДРУГИХ останавливалась, чтобы осмотреть-
ты , ся :
шел в походной колонне танковый полк, 30M Почти в тьму артиллерийских позиций возможны случаи,   ВНезапностью и быстротой атаки. iad к атаке, на ряде py-

которым командует майор Миллеров. Полку
сообщили, что на направлении его движе-
ния будут действовать органы охранения
и разведки отряда. Что касается сведений
о противнике, то они были весьма скуд-
пыми. Штаб отряда сказал танкистам
лишь следующее: наши части, сбив про-
тивника с такого-то рубежа, теснят его
на юго-запад.

Танковый полк двигался в походной
колонне форсированным: маршем, имея впе-
реди, в двух километрах, походную заста-
ву в количестве четырех танков.  Вогла
походная застава вышла на высоту 212,8,
она подверглась фланговому обстрелу cae-
ва и отошла обратно за высоту. Командир

неприятеля,

Ё сожалению, командир отряда, прибыв
к высоте 212,8, не счел нужным терять
время на организацию взаимодействия. Не
дожидаясь подхода артиллерии и гвардей-
ских минометов (успела подойти лишь од-
на батарея), он бросил все танки в атаку
влоль дороги, то-есть как раз по тому
полю, которое находилось под сильным
обстрелом. Развернувшиеь в линию, тан-
ковые роты двинулись вперед. Только они
высунулись из-за гребня высоты,  про-
тивиик встретил их ожесточенным огнем,
(тремясь проскочить обстреливаемое про-
странство, танки развили максимальную
скорость и довольно быстро достийли вы-

вперед возражать не приходится. Таково
было требование- обстановки. Но торопли-
вость при вводе танков в бой, когда они
натолкнулись на сильный  противотаико-
вый рубеж, заслуживает осуждения. Мало
потребовать, чтобы танки безостановочно
шли вперед. Нужно еще обеспечить их
движение. Ошибка командира отряда co-.
стояла, во-первых, в том, что он не обе-
спечил разведку в полосе наступления,
из-за чего столкновение е противником
явилось неожиданным. Когда же четко
обозначилиеь характер неприятельской обо-
роны, степень силы ев огня, командир
проявил излишнюю поспешность. On 6po-
сил танки в атаку без поддержки артил-

Действительно, скрытно подготовленмая
и быстро проведенная атака дала свои ре-
зультаты. Устремивитись ма полной скоро-
сти вдоль Шоссе, танки сразу же смяли
противотанковые пушки немцев, расчеты
которых разбежались. Не теряя темпа
движения, танки вышли к роще и уни-
чтожили там много немцев. Те в это время
обедали и не успели занять свои места
У многочисленных орудий. Обогнув рощу
справа, танки двинулись к населенному
пункту. Но тут они наткнулись на боло-
тистый участок. Движение застопорилось.
Это более верный способ обеспечить вы- Это дало возможность противнику приве-
сокий темп наступления, нежели огульное   сти в действие свою артиллерию и взять
движение вперед, Еогда быстрый разгон  под обстрел подступы к населенному пунк-

когда приходится итти вперед, как гово-
PHTCA, не считаясь ни с чем. Ho всё
же в девяноста случаях из ста мож-
но найти время и средства, чтобы осу-
ществить мероприятия, обеспечивающие
высокий темп продвижения без излиш-
них издержек. Лучший иетод  эконо-
мии времени таков: щедрость во времени
при подготовке операции и скупость при
ве осуществлении. Сначала всесторонне
подготовь маневр, а затем выполняй его
быстро, не теряя ни минуты, напорист»
добиваясь достижения намеченной цели.

приходилось задерживаться подоль“
шв для организации взаимодействия с пе-
хотой и артиллерией, чтобы затем вмеете
с ними вести методическое наступление
на сильно укрепившегося противника.

Словом, во всех® случаях командир дей-
ствовал в строгом соответствии со сложив-
шейся обстановкой, не Melia, п и не
проявляя излишней торопливости. Именно
организованностью, а не спешкой. проду“
‘манностью каждого шага как рез и  J0-
стигается высокий теяп наступления тан-
ков, в каких бы условиях ни приходи-
л0еь им действовать.

Подполковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.