ny
3.
in
т
Е.
tit:
TH
Ng
ВУ
M8,
OTH,
week
arty

any

1)

J

A THB.
00h
одЯ-

Bhi-
по

ранваются, ложатся на боевой курс.

НИ

A

вхо
рае:
аа
‚ (5:
spall

ay

Upp.

мае

‚В

if
Hew
api,

tl

iro

1H,
tnt
, Ti

iy
ry

Th

at

mt

ath

15 сентября 1943 г., среда. № 218 (5589).

а КРАСНАЯ ЗВЕЗДА Ss

Бомбометание с пикирования

Вомбардировочная авиация знает два’

станции со iz
шоб нанесения. бомбового удара — с жжены один эшелон и склад,

уничтожено еще до сорока вагонов, во
тризонтального полета и с пикирования.   иногих местах разрушено полотно желез-
Бихбометание с пикирования отличается   пой дороги.

(лее точным поражением целей, особен-
ко таких, как мосты, плотины, врытые в [ни
зулю командные  ПУпЕТЫ, различные   п
оборонительные сооружения. Кроме того,
мот способ бомбометания более экономен
по сравнению с первым. В ряде случаев
и требует в два-три раза меньше са-
уолетов для выполнения той же залачи.

Но дело не только в этом. Нередко o6-

Воздействие на боевые порядки против-
ка и его оборонительные сооружения—
есколько более сложная задача для пи-
кирующих бомбардировщиков. Одио дело—
нанести удар по железнодорожной  стан-
ции, т. е. по об’екту, хорошо заметному
с воздуха. Другое дело — бомбить такие
цели, как, например, тщательно замаски-

рованные артиллерийские позиции про-
ановка заставляет  бомбардировочную. тивника. От командира группы ки 2
*

нацию ианосить удары по боевым п0- мана и всех экипажей требуется отличное

рядкам противника и его сооружениям на   знание района, умение находить мелкие,

первой линии обороны, расположенной хорошо укрытые цели

пень близко от наших передовых подраз-’ Недавно у ‘мас был случа, когда две
*

делений. ie aes aoe ae ПОД-  девятки самолетов «Петляков-2» получи-
тодит именно ирующим бомбардиров-  ли задание сбросить бомбы на две вы-

дикам. соты, на обрат ‘
Для выполнения всех этих заданий на-   дились о об оной пик
а авиация имеет самолет типа «Петля- лерии и минометов. Хорошее знание мест-
;08-2». Это отличная конструкция kak] ности помогло командиру группы безошиг
по своим зародинамическим качествам, так   бочно ориентироваться среди иногих по-
по огромному запасу прочности. Толь-   левых дорог и похожих высот, по мало-
хо надо сказать, что не все еще наши заметным признакам точно обнаружить
пчики умеют в полной мере использо-  цель. Своими бомбовыми залпами эти две
path выдающиеся качества самолета «Пе-  девятки, взаимодействуя с артиллерией
=> +
пяков-2». Некоторые считают, например,   помогли подавить огневые средства немцев.
че он хорош только`для бомбометамия с   Воспользовавшись этим, наша пехота рва-
торизонтального полета. Боевой опыт на-  нулась вперед, и вскоре обе высоты бы-
рих бомбардировщиков показывает иное. ли заняты.
} процессе глубокого освоения машины  В другой раз группа самолетов нано-
ши пилоты приобрели навыки, позво- сила удар по опорному пункту, где было
ющие им выжимать из этой конструк-  замечено большое скопление живой силы,
qm sce, что она может дать. Танков и автомашин противника. Задача
Пу систематической тренировки эки-   осложиялась тем, что наши передовые
жи научились надежно владеть маши- стрелковые — подразделения находились
вй, бились точности прицеливания и  лишь в нескольких сотнях метров от
узткости попаданий. Теперь у нас пики-  этого опорного пункта. Помошь авиации
узание звеном представляет собой обыч- и здесь оказалась действенной.
ый, повседневно примемяемый  прием.  Надо подчеркнуть, что в такой обста-
(заивая машиму, летчики убедились, что   новке особенно большое значение имеет
а жет взять значительно больше бомб,   надежная договоренность с наземными вой-
чи практиковалось обычио. Первым   сками, взаииное понимание. Поле боя
и примения это новшество  командир  бывает затянуто дымом, облаками пыли.
а мзадший лейтемант Макеев. Он  Сверху трудно разобрать, где проходит
пешичих бомбовую нагрузку за счет н6-  линия боевого соприкосновения. Совер-
риорой экономии в горючем. Следуя его   шенно необходимо, чтобы наземные вой-
примеру, наши экипажи берут ныне та- ска быстро и отчетливо обозмачали свое
ий же бомбовый груз при полной заправ-   положение. Это значительно облегчает
и прючим и полном комплекте других  боевую работу пикирующих экипажей, де-
{иприпасов. Это, естественно, повышает   лает ее эффективиее.
уфктивность ударов по врагу. Бомбометание с пикирования пред’явля-
Вт один из примеров боевой работы  ет особые требования к экипажам самоле-
них пикирующих бомбардировщиков. По   тов. Наибольшая ответственность лежит на
пнных разведки стало известно, что на   ведущем каждого звена. Он должеп вый-
ной железнодорожной станции противник  ти абсолютно точно на цель, чтобы избе-
оязвохит погрузку танков в эшелоны.   жать доворота в момент  пикирования.
уше бомбардировщиков, ведомой тов.  Ему нужно своевременно ввести машину в
алых, было поручено манести удар по пике, поймать цель на прицел, добить-
уму об’екту. В условленном месте к бом- ся постоянного угла пикпрования и, по
врировщикам присоединился эскорт ист-  команде штурмана, на расчетной высоте
убитежей. Вечерело, и густая  дымка сбросить бомбы. Очень важно после ма-
црлывала вихимость. Но цель была за-  несения удара как можно скорее собрать
ме хорошо изучена, `об’екты ударов  группу. Чем быстрее и слаженмее будет
аспредетены по’звеньям. выполнен этот маневр, тем больше гаран-
Похйдя к цели, группа перестроилаеь ТиЙй избежать потерь.
 пльватерный строй звеньев. Первое} В действиях экипажей
weno вошло в пикирование и ебросило   бомбардировщиков бывают,
Ямбовый груз. За ним последовали хдру-  личные опгибки. Например,
пе, Здесь повторилось то же явление, с статочно опытный летчик хотя и ‘пра-
тым наши экипажи встречаются каж- вильно вводит машину в пике, хорошо
jul pas. Зенитные ‚средства.. противника   ловит цель, по слишком поспешно. .сбра-
ут ожесточенный . огонь в то время,  сывает бомбы. Они отрываются ‘на боль-
има самолеты подходят-..к ‘цели, . пере-  шей высоте, чем следует, и поражение
В   цели. получается неточным. Может слу-
Wl короткие иинуты_ порою можно на- читься и так, что летчик возьмет слиш-
чать в воздухе до двухсот и больше] ком малый угол пикирования, — тогда
изывов. Но лишь только первое звено   бомбы лягут с перелетом. Не исключены
винает пикировать, вражеские земитчи-   недочеты ‘и другого характера. Например.
1 мновенно замолкают. Повидимому, рев   первое звено отлично поразило пель. За-
илолетов, свист бомб и струй пулемет- метив это, следующие звенья считают
в огня заставляют их забираться в иной раз, что задание выполнено, и уже
УДытия, ве заботятся с должной тшательностью о
Зоо за звеном пикировало на цель.  точности своего удара. В итоге эффектив-
Tap оказался исключительно мощным.   ность бомбометания / и его  массирован-
Читажи при выводе самолетов из пике  Ность снижаются. ‘
вто, что весь райом станции окутан  Боевая практика показала, что при
лоу, Лешифровка фотоснимков подтвер-  бомбометании с пикирования должны не-
пи: тяжелые бомбы разорвались среди сколько видоизменяться тактические при-
сишения  железмодорожных эшелонов.  емы истребительных групп прикрытия.
Вы отмечено 26 прямых  попадамий.   Мало прикрывать пикирующие бомбарди-
Фит налет был выполиен без потерь. ровщики в то время, когда они идут Е
Дм удара по другой железнодорожной   пели или же легли на боевой курс. Боль-
изнции бомбардировочную группу повел   шого ig dae требует еще момент, когла
[ий Советского Союза тов. Валентик.  Самолеты выходят из пике: именно тут
к наряду С крупными И средними они могут подвергнуться атакам to сто-
шны зажигательные. Способ  бомбоме- Полковник Г. ЧУЧЕВ,
‘ния применили тот же; с пикирования, ‘командир 270-й бомбардировочной
зеньями. Эффект также получился вну- авиационной дивизии.
пительный. Фотосниики, сделанные через
15 иннут после налета, показали, что из ЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ЗЕ ЕРЕСИ ee ЕВЕ В Е

пикирующих
конечно, раз-
иногда нело-

На-днях член Чрезвычайной Государственной Комиссни по установлению и

расследованию злодеяний

_ Олег Кошевой

Беседа с Еленой Николаевной Кошевой

Мать Героя Советского Союза комиссара
подпольной комсомольской организации
«Молодая гвардия» Олега Кошевого —
Елена Николаевна Кошевая в беседе с
корреспондентом «Красной звезды» поде-
лилась своими воспоминаниями о боевой
цеятельности комсомольской организации,
которой руководил ее сын.

— Мы с Олегом были большими друзья-
ми. Он никогда ничего от меня не скрывал.
Я помогала ему и его товарищам состав-
лять тексты листовок, переписывать И
распространять их. Я, как и ребята, брала
прекламации с собой, подбраснывала их под
двери домов или по вечерам Наклеивала
на заборы и телеграфные столбы.

Когда создалась и оформилась похполь-
ная организация, я ничего 06 этом не
знала. Это было первое, что скрыл от ме-
ня мой сын. Выяснилось всё случайно.

Однажды поздно вечером пришел один
из друзей Олега и принес от него запи-
ску: «Мама, — писал Олег, — я He
приду ночевать, не беспокойся». Я. давно
когадывалась о возникновении организа-
ции. От материнского глаза ведь много не
скроешь. Но я ни о чем пе расспраши-
вала Олега.

Когда он пришел на следующее утро,
я прямо спросила у него: «Скажи, по
чьим заданиям вы работаете и кто вами
руководит?». Олег ответил ине: «Задания,
мама, нам дает советская власть, а мы
выполняем». Вечером Олег мне всё pac-
сказал.

С тех пор я помогала детям, чем могла.
Вотда они слушали последние известия
по ралие или штаб разрабатывал очеред-
ную операцию, я охраняла их безопас-
ность. Эти часы я проводила во дворе.

Когда мальчики приносили оружие, я пря-
‘были: математика, химия, геогра
история. я

тала его. Автоматы и виитовьи заворачи-
 вала в чистые тряпочки и зарывала В

немецко-фашистских
Николаевич Толстой посетил город Харьков.
представителей интеллигенции г. Харькова.

захватчиков писатель Алексей
На снимке: А. Н. Толстой среди

угольном ящике в сарае. Приходилось
скрывать в нашем домике и пленных, ко-
торых освобождали комсомольцы. Beero
не упомнишь.

Я дошкольный работник и знаю пути к
детскому сердцу. Ребята меня уважали и
любили еще тогда, когда мы мирно жили
в нашем городке. Они и раньше советова-
лись CO мной о разных ребячьих делах,
советовались и когда жизнь заставила их
стать сразу взрослыми и выполнять опас-
ную и благородиую работу,

Я во `иногом могла им помочь, потому
что больше прожила и была опычнее.
Помню, собирались как-то наши мальчики
в засаду на дорогу, чтобы напасть на
немецкие машины. Оружие они’ решили
спрятать под полами одежды. Я посове-
товала им поступить иначе. Вскоре, по-
грузив автоматы и гранаты на саночки,
они прикрыли всё это мешками, привяза-
ли сверху топор и отправились в путь. Й
каждый, глядя на них, подумал бы, что
ребята поехали в лес`по дрова.

Вепоминая о детских годах сына, Елема
Николаевна говорит:

‚.—- Четырех лет от роду Олег уже был
грамотеи. Он сам. писал письма бабушке
и тете. Больше всего он любил книги. Он
читал русских и украинских ° класеиков.

Любил Шекспира, Гейне, Байоона, увле-

кался приключенческими книгами.

“Много времени Олег посвящал спорту.

С восьми лет он уже хорошо плавал. Он

‘замечательно катался на коньках и лы-
ках, играл в футбол, любвл ловить рыбу.
У него была своя лодка. Увлекалея Олег

поэзией. Он сам писал стихи, и мне они,
как матери, кажутея очень неплохими.

Среди ребят Олег был лучигим таннором

`Июбимыми его ппелметами в школе

ВЫСТАВКА В ЛЕСУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 сентября.
(По телеграфу от наш. корр.).
разместилась выставка экспонатов, пока-
зывающих, как надо ремонтировать боевые
мащины. Осмотр экспонатов сопровождает-
ся обстоятельным научным об яснением и
технической консультацией. Здесь же спе-
циалисты читают популярные лекции по
отдельным техническим вопросам: «Органи-
зация войскового ремонта», «Наварка` ше-
стерен», «Ремонт брони», «Ремонт ‘элек-
Трооборудования» и другие.

В лесу

Передвижная выставка популяризирует
новые методы ремонта и снабжает под-
разделения справочниками и наставлевия-
уи по ремонту боевых машин.

Слециалисты, обслуживающие выставку,
выезжают в части, где знакомятся с по-
становкой ремонтного дела. Они выявляют
лучшие образцы ремонта, пополняют ими
экспонаты выставки.

Передвижная выставка (руководитель
инженер-майор Хомяков) вызвала больнюй
интерес ремонтников. С нею ознакомилось
много танкистов-фронтовиков.

РЕДКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Пуля извлечена из головного мозга

Недавно в № полевой госпиталь доста-
вили старшего сержанта Глухоедова, ра-
ненного в голову. Винтовочная пуля про-
била череп и застряла глубоко в мозгу
Раненый находился в тяжелом состоянии.

Предстояла сложная хирургическая опе-
рация. Но прежде чем осуществить ее,
врачи ‘решили попытаться извлечь пулю
электромагнитом, сконструированным вра-
чом госпиталя майором медицинской служ-
бы Головиным. Этим электромагнитом он
У раненых удалял осколки из глаз.

СЕ ЕВЕ ЕЕ СЕВ

Ло конца довести перестройку
комсомольской работы

Кое-где бюро батальонных первичных Op-
танизаций Ha всех своих заседаниях по-
прежнему рассматривают только заявления
о приеме в комсомол да дают рекоменда“
ции комсомольцам в партию.

Не везде бюро первичных комсомольских
организаций стали органами подлинно

За сравнительно короткий срок суще-
‘вания первичные комсомольские ерга-
нации в батальонах пеликом доказали
0ю жизненность. Создание таких opra-
визаций заметно сказалось на улучшении
вй комсомольской работы, повысило
бевую активность членов ВЛЕСМ, подия-
№ 1х роль в политическом воспитании
расноариейцев. Лучшим тому  подтвер-
зением может служить усилившаяся сей-
36 тяга в комсомол передовой части на-
Шей армейской мололежи. Достаточно ска-
ть, что только за десять`дней боев ком-
чольские организации Центрального
Фронта приняли в свои ряды более 3 тысяч
вых товарчщей. Что же касается боевых
lel комсомольцев, то © них ме менее у0®-
тельно говорят пифры награждений. За
ати же десять дней командование того же
Центрального фронта наградило орденами
и иезалями Союза ССР около 4 тысяч
комсомольцев и 13 членов ВЛЕСМ пред-
Мавило к присвоению звавмия Героя Co-
ветекого Союза,

днако было бы неправильно делать от-
Юла вывод, что перестройка комсомоль-
ской работы в соответствии © нов
требованиями у мас уже закончилась.   что
Завершенным можно считать лишь первый   вляют гла
ee alan — организационный. А что ка-
‘автся содержания, то здесь еще дело да-
1еко не довелено до компа.

Некоторые бюро первичных комсомоль“
ских организаций занимаются пока толь-
№ учетом личного состава, наводят Wops-
док в комсомольском хозяйстве, а 10 са как прави
мого главного — до руководства KUMCOD-

4 состояний
тами рот, до воспитательной pay Let cca geese
как г отли еще руки. ч г
себя eee ry старые  привычкя.- систематическое слушание отчетов ру ?

своими руками, слабо привлекают к рабо-
те заместителей, членов бюро, недостаточ-
HO опираются на актив. А ведь жизнь да-
BHO уже показала, что одим комсорг про-
сто не в состоянии сделать того, что лег-
ко может быть сделано силами миогочи-
сленного комсомольского актива.

с формальным подходом к вовлёчению в ак-
тивную союзную работу широких Mace
комсомольцев. Некоторые  комсорги
еше распределяют союзные поручения чи-
сто
учета уровня развития,
опыта исполнителей этих поручений.

не. Существенным недостатком

всё сволитея к обсуждению Ha
ганизапий. Причем характерно, что
основу этих отчетов берутся обычно
какие-то отдельные,

дапный момент вопросы.

всей комсомольской работы».

коллективного руководства. Иные комсорги
попрежнему пытаются всё делать только

Нередко также приходится встречаться

всё

механически по списку, без всякого
способностей и

Не всё благополучно и в полковом: зве-
в работе
ыми  комсомольских бюро полков является TO,
они слишком односторонне осущест-
вную свою задачу— воспитание
комсомольского. актива. Сплошь да рядом

засе-
даниях отчетов комсоргов первичных т
Be
наиболее важные в
Нет! Romcopra,
ло, заставляют отчитываться «о

актива, как
-[ке комсомольских поручени

ор-
танизаций ва заседаниях полкового бюро,
принципиальных возражений, конечно, не
вызывает. Отчеты комсоргов практиковать

водителей первичных комсомольских

не только можно, & и должно. Но,
первых, будет гораздо полезнее  обетоя-

то ли о росте рядов ВЛЕСМ), чем вести
речь 060 всем понемногу и ни о чем по
существу. А, во-вторых, никогда не’ сле-

тов на заседаниях, систематического со-
зыва семинаров и совещаний комсоргов по
обмену опытом полковое бюро обязано еще

непосредственно в подразделениях. Надо
больше уделять внимания обучению моло-
дых комсомольских вожаков практике

Нало стараться исправлять на ходу Бсе их
ошибки, все недостатки. & недостатков и

ошибок в комсомольской работе у нас
еще много.

вичных организаций является, пожалуй, то

В HX служебную деятельность.

BO-

тельно разобрать при этом один какой-то
вопрос (то ли о роли комсомольцев в бою,

дует забывать, что помимо слушания отче-

вести воспитательную работу с активом и

союзной работы методом личного показа.

- Весьма серьезным медостатком в прак-
тической деятельности батальонных пер-

что их руководители скатываются порой
на путь алминистрирования. Вместо того,
чтобы заняться политическим воспитанием
армейской молодежи, они иногда берут на
себя несвойственные им функции контроля
вад командирами, пытаются вмешиваться

Есть иного случаев, когда комсорг п6-
ручает комсомольцам из ряловых бойцов
проверить в каком-то взводе ИЛИ отделе-
вии уход 3a оружием или состояние про-
тивогазов. Больше того, кое-где в поряд-
й рядовые бой-

Врачи приступили к электромагнитной
операции: в рану ввели пальцевидный на-
конечник электромагнита. Присутствующие
в операционной услышали звук удара ме-
талла о металл. Это наконечник электро-
магнита с большой силой притянул к себе
пулю и извлек ее.

Операция закончилась благополучно. Са-

мочувствие раненого улучшается.
Лейтенант медицинской службы
0. НИКОЛЬСКАЯ.

КН ЗЕЯ ees

цы проверяют даже несение караульной
службы.

Конечно, комсорг не может строить свою

работу в отрыве от боевых задач полраздз-

ления, сводить ее лишь Е чтению газет
или брошюр. Любой комсорг всегда должен
знать, как каждый из членов его органи-
зации несет службу, в каком состоянии
у него оружие и снаряжение. И не толь-
ко знать, но и соответствующим образом
влиять на нерадивых. Олнако делать это
Halo ме через голову командира, & после

обстоятельного совета © ним, в соответет-

вии с его указаниями.

А как часто еше эта склонность к ад-
министрированию дает себя чувствовать
из заседаниях бюро! Недавно, например,
бюро одной из первичных комсомольских
организаций заслушало сержантов Радчен-
ко и Бухарева о том, как... они помогают
комсомольцам своих подразделений изучать
новые вилы оружия. Уже самая постапов-
ка таких докладов на бюро является Ipy-
бо опгибочной. Бюро вираве просить любо-
го командира сделать информацию о том,
как комсомольны его подразделения овла-
девают оружием, но оно абсолютно He
вправе требовать от командира отчета в

том, как он помогает комсомольцам в этом.

деле. А поскольку вопрос, включенный в
повестку дня заседания, был сформулиро-
ван неправильно, то и обсуждение его по-
шло неё так, как надо, и решение после-
довало отибочное. За недостатки в боевой
учебе комсомольцев бюро в своем решении
всецело обрушилось линь на сержантов и
в самой категорической форме потребовало
от тт. Радченко и Бухарева «устранить
эти недостатки».

Такая, © позволения сказать, помощь
командирам ничего, кроме вреда, принести
не может.

Несколько. замечаний 0 комсомольских
собраниях. Здесь тоже иногда принимают-
ся решения, идущие вразрез с принципа-
ми единоначалия. Й происходит это опять-

который свирепствовал в Сумской, Харь-

фия и

Советские воины, освобождающие горо-
да и сёла Украины, на каждом mary
сталкиваются с кровавыми следами не-
мецких зверств нах мирным населением.
Сожженные деревни, разрушенные горо-
да, осиротевшие семьи, ограбленные хо-
зяйства, тысячи и тысячи убитых, заму-
ченных, угнанных на каторгу людей —
BOT плоды почти двухлетнего хозяйни-
чанья гитлеровцев На цветущей украив-
ской земле. В руки наших войск попа-
дают подлинные документы,  ‘свидетель-
ствующие о невыносимом режиме, уста-
новленном немецкими захватчиками в ок-
купированных местностях, сотни очевнд-
цев рассказывают о кошмарном терраре.

ковской и Нолтавекой областях.

В Больше-Писаревском районе Сумской
области были обнаружены документы,
свидетельствующие о методах насильного
угона населения в ‘Германию. В повестке
на имя Марии Петровны Влоковой старо-
ста. села Поляное этого района пишет:

«Предлагаю вам 29 июля с/г. к 5
часам утра подготовить на два дня про-
дуктов и отправиться в Германию на
работу. За отказ выполнить требование
немецких властей будете строго нака-
заны, вплоть до расстрела».

Этот же староста представляет немец-
кому сельхозкоменданту  обер-лейтенанту
Клаус список на 56 молодых людей под
заголовком: «Список выесланных в Гер-
мапию за июль м-ц 1943 г.». O6ep-
лейтенант наложил на список свою визу,
пометив: «Проверяйте, нет ли удравших
с пути следования. Клаус». :

Надсмотрщик фашистских рабовладель-
цев комендант Влауе в своем письме
старостам сёл Больше-Писаревского райо-
на требует под страхом расстрела подби-
рать ‘для отправки в Германию побольше
молодых, физически крепких людей.
Письмо заканчивается откровенным окри-
ком мерзавца:

«Не ждите согласия, вам дана власть,
подавляйте несогласие и сопротивление
силой, оружием. Время не терпит. Моя
родина * ждет от вас больше рабочей
‚ силы, Вы это помните»,

Под руководством  сельхозкоменданта
Клауса немцы начисто ограбили весь рай-
он. Только с марта по август нынешнего
года в районе забрано до 390 коров, мно-
го птицы, вывезен весь семенной фонд.

Все эти бесчинства немецких грабите-
лей сопровождаются насилиями и убий-
ствами. Всякое уклонение от «вербовки»
в Германию, от участия в оборонных и
дорожных работах, сбора продуктов нака-
зывается немедленным расстрелом.

Всему населению деревни Рясное Крас-
нопольского района немпы приказали
выйти на дорожные работы. Евдокия Па-
щенко, 35 лет, по состоянию здоровья не
могла выполнить приказа. Не прошло ий
двух часов, и Пащенко по приказу немен-
кого командования была расстреляна на
глазах односельчан, а подростки были пох-
вергнуты тяжелой экзекуции. В тот же

_ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 сентября
(По телеграфу от наш. керр.). В несколь-
ких километрах от передовых позиций на
большой поляне под належной охраной
зениток проходит парад. На трибуне —
командир соединения, представители пра-
вятельетва и ЦК латвийской компартии.
Сегодня исполнилось два года, как роди“
лась в боях Латышекая стрелковая диви-
ЗИЯ.

Свои высокие боевые качества дивизия
показала в боях под Москвой осенью
1941 года. Враг испытал силу латыш-
ских стрелков на других участках фропта.

В течение двух лет латышские стрел-

ки вывели из строя десятки ‘тысяч — Hee
мецких солдат, захватили 80 орутий.
300 пулеметов, большое — количество

‚различных трофеев. Год назад дивизия

(По телеграфу от наш. корр.). В полевых
пекарнях ряда соединений организована
выпечка хлеба по стандартному весу су-
точной, двухсуточной и трехсуточной нор-
мы. Такое мероприятие значительно облег-
зило работу хозяйственников,\ позволяет
быстро и точно по весу производить вы-
дачу хлеба. Выпечка стандартных батонов

Е but. oe ee Mn; ee

таки чаще всего в результате неопытиости
визовых комсомольских работников и сла-
бой помощи им сверху в подборе повесток
дня. Излюбленной темой на комсомольских
собраниях и в батальонах, и в ротах до
сих пор остается обсуждение всякого ро-
да «итогов» — итогов боев, итогов
  марша, итогов учебы и пр. Такая поста-
 новка вопроса сама собой толкает комсо-
`мольшев на вмешательство в функции
командиров.

Неправильно, когда повестки дня ком-
 сомольских собраний в ротах и батальонах
  308 время декретируются сверху. Но нель-
зя также считать правильным и то, что
` кое-где полковые бюро целиком полагают-
‘ся в этом деле на самотек, не вникают в
существо тех вопросов, которые ставятся
на обсуждение комсомольских собраний в
батальоне и роте, не оказывают комсор-
 гам батальонов и рот ни малейшей помо-
щи в определении содержания этих собра-
ний.

Сейчас, когда перед армейским комсо-
молом поставлена задача — решительно
поднять качество всей воспитательной ра-
боты, содержанию собраний надо yie-
лить максимум внимания. Они должны
стать действительной школой больштевист-
ского воспитания всех членов ВЛЕСМ.-А
‘это обязывает комсомольских руководите-
лей прежде всего проявить побольше за-
боты о правильном подборе повесток дня.
Нельзя выезжать на одних лишь’ «ито-
тах». Это неправильно не только в прин-
ципе, но и по существу. Наряду е Bo-
‚Просами практического характера (о дис-
циплине комсомольцев, о помощи коман-
тиру в обеспечении высокого политико-
морального состояния личного состава ро-
ты или батальона, 0 задачах членов
ВЛЕСМ в предстоящем бою) в повестки
лхня собраний бледует время от времени
включать и такие вопросы, как «3a
что мы ведем борьбу с немцами», «Что
защищает советская молодежь в нынешией
войне с фашистекими захватчиками», «Что

ъ
Кровавые следы немецких
полачей на Украине

день в этом селе группа солдат при мол-
чаливом одобрении своего офицера на
глазах жителей изнасиловала 16-летнюю
девушку Т.

Советская молодежь всеми силами со-
противляется немецким  рабовладельцам.
Многие уходят в леса, к партизанам.
Иногда доведенные до отчаяння люди,
которым не удается скрыться, лишают
себя жизни, причиняют себе тяжелые
увечья. В селе Куриловка три молодые
девушки, назначенные к отправке в
Германию, накануне от’езда покончили са-

‘моубийством. Немецкие изверги устраива-

ют массовые облавы, чтобы захватить со-
ветских людей враснлох. Жительнины го-
рода Грайвороя Мария Борисенко и Клав-
дия Кашуба рассказывают, что в июде в
праздничный день ‘немцы организовали
массовую облаву в городе, задержав не-
сколько сот юношей и девушек. С по-
мощью солдат и полиции все задержанные
были погружены в крытые автомашины и
отправлены на станцию. :

Кровавые злодеяния совершили немцы в
городе Тростянен и в Тростянецком рай-
оне Сумской области. В январе нынешнего
года, заподозрив жителей поселка Брат-
ский и деревни Сводовка в симпатии Е
партизанам, гитлеровцы сравняли с зем-
лей эти населенные пункты. В полдень
карательный отряд по приказу немецкого
командования окружил эти хве херевни и
поджег их. Веех, кто пыталея тушить по-
жар, расстреляли. Остальных выгнали
голыми и босыми за пределы района.

В небольшом” городке Тростянеп немпы
повесили 48 граждан. К месту казни не-
винных людей — на городской площади, в
городском саду и во дворе сахарного за-
вода — начальник гарнизона с помошью
вооруженных солдат согнал всё население.
Среди повешенных три брата — Петр,
Касьян и Стефан Мартыновские, П. А. За-
харченко, Захар Захарович Солодухин и
другие коренные жители города. 15 дней
не разрешали снимать трупы повешен-
ных. На базе райпотребсоюза немцы рас-
стреляли 81 человека. Большинство трупов
было закопано во дворе полиции, а часть
вывезена и сброшена в обрыв около
урочища Мамаш. Среди расстрелянных
хорошо известные местному населению
Е. М. Шинко, Е. Ф. Бондаренко, Ф. Е.
Полтовязин.

Но на этом не кончились страдания
жителей города. Уже отступая, в aB-
густе немцы расстреляли в урочище
Маково свыше 50 женшин. Наши бойпы
на месте расстрела обнаружили остатки
одежды, -— сами трупы были свалены в
ямы неподалеку и только слегка засыпа-
ны землей,

Выявлены непосредственные исполните-
ли кровавых зверств в городе Тростянец.
Нх проводили немецкие офицеры — обер-
лейтенант Булэ и обер-лейтенант Бе-
НИКС.

Полковник юстиции И ЛУПАЧЕВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ПРАЗДНИК ЛАТЫШСКИХ СТРЕЛКОВ

получила высоков звание гвардейской.

Более двух тысяч бойцов и офицеров
дивизии награждены орденами и медаля-
ми, Герой Советского Союза Я. Вилхелме
— сын этой славной дивизии.

В день юбилея латышекие стрелки че-
ствовали бойцев и офицеров, которые 0ео-
бенно отличились в последних боях. Среди
них гвардии лейтенант Межгайлис, гвар-
yan сержант Мурниске Экест, гвардии
лейтенант Энемелие Арвид и много дру-
гих.

Свой юбилей дивизия отметила торже-
ственными собраниями. Гварлейпы кля-
лись самоотверженно и храбро сражаться
с пемецко-фашистскими захватчиками.
подразделениях перед бойцами выступал
дивизионный ансамбль художественной
самодеятельности латьниских стрелков.

ХОРОШАЯ ИНИЦИАТИВА
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 сентября   создает удобства для бойца в пользовании

и хранении хлебного пайка.

В полевой автопекарне, где начальником
инженер-капитан Извозчиков, была произ-
ведена пробная выпечка хлеба в ставдарт=
ных формочках. Сейчас все полевые пекар-
ни выпекают хлеб стандартными буханка-
ми по весу, соответствующему суточной
норме.

таков комсомольский билет». Опыт пере-
довых организаций Северо-Западного фрон-
та показывает, что обсуждение подобных
вопросов на комсомольских собраниях име-
ет большое воспитательное значение.

Далеко не везде изжит в комсомольской
работе и такой порок, как беспарлонная
шумиха и трескотня 0б отдельных успе-
хах, о достижениях того или иного ком-
сомольпа, в результате чего порождаетея
самоуснокоенность, стушевываются круп-
ные недостатки в практической  теятель-
ности всей организации в целом. Иной
комсорг только тем и занимается, что
восхваляет какого-нибудь бойца Иванова
или бойца Петрова, сумевшего истребить
несколько десятков немцев. Но он не за-
мечает остальных членов своей организа-
ции, среди которых есть товариши. не
проявляющие боевой активности Он не
старается выяснить причины этого явле-
ния, не интересуется, почему тот или
иной комсомолеп не научился метко стре-
лять, нужно ли ему помочь или  доста-
точно будет строго потребовать от него
выполнения воинского долга.

Вместо того, чтобы заниматься лелом,
пеослабно наблюдать за боевой леятель-
ностью каждого комсомольца и всяческя
активизировать ее, комсорги занимаются
канцелярщиной — писанием всякого рода
отчетов, сложными статистическими вы-
числениями. С этим ‘нало покончить.

До конца ловести перестройку — это
значит прежде всего организоватВ работу
так, чтобы ни один член ВЛЕСМ не остал-
ся вне поля зрения бюро нервичной
организации, чтобы вся наша несоюзная
молодежь повседневно ощушала на’ себе
влияние комсомольской общественности,
чтобы все комсомольцы были не только
сами высокодиспиплинированными воина-
ми, но и умели бы воздействовать на ос-
тальных бойцов, умели увлекать их на
подвиги во имя Родины.

Полковник И, ВИДЮНОВ,