КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

15 сентября 1943 г., среда. № 218 (5589).

Речь Хэлла

политике США

НЬЮ-ЙОРК, 13 сентября. (ТАСС). Го-
сударственный секретарь США Хэлл вы-
ступил по радио с речью, в которой, го-
воря о перспективах войны, заявил:

«Хотя полная. победа теперь несомненна,
достижение ее всё еше представляет со-
бой огромную задачу. Наши второстепен-
ные враги быстро теряют мужество и силу.
Италия уже капитулировала, но наши
главные враги — Гермавия и Япония —
хотя и потрясены, всё еще обладают боль-
шими ресурсами и огромной силой. Они
продолжают контролировать огромные ча-
сти Европы и Азии. Чтобы полностью раз-
громить их, Об’единенные нацин” должны
гриложить на’ фронте и ‘внутри`евоих стран
еше большие усилия, чем до сих пор. За
последние месяцы открытые дискуссии и
споры, проводившиеся на высоком уровне,
обнаружили: глубокий интерес нашего наз
рода к вопросам внешних отношений на-
шей страны. Эти вопросы следует расема-
тривать в их полной перспективе».

«Внешняя политика любой страны, —
продолжал Хэлл, — должна выражать ко-
ренные национальные интересы этой стра-
ны. Ни одна страна не сможет сохранить
теру в себя без этого. При определении
вашей внешней политики мы должны,
прежде всего, ясно видеть наши подлин-
ные национальные интересы. Мы должны
также учитывать, что, другие страны, © ко-
торыми мы имеем дело, при осуществле-
HHH внешних отношений имеют свои Ha-
циональные интересы, которыми, конечно,
определяется их политика. Совершенно
очевидно, что даже между дружественны-
ми странамн имеются’ разногласия по по*
воду соответствующих целей, намерений и
способов их достижения. Однако имеются
также огромные области общих интересов.
Путем сотрудничества в этих областях
страны не только могут более эффектив-
но добиваться осуществления своих общих’
целей и намерений, но и могут также изы-
скать большие возможности для разреше-
ния мирными средствами и к’ взаимной вы»
годе таких разногласий, какие возможно
существуют между ними. В’`настоящее вре-
мя главной целью нашей внешней поли-
тики и внешней политики каждой из
остальных. Об’единенных наций является
быстрейший разгром наших врагов. Здесь
мы имеем обширную сферу общих интере-
cop H широкую базу совместных действий
для обеспечения этих интересов».

Отметив операции наземных, воздушных
я морских сил Соединенных Штатов на
Средиземном море, на Тихом океане и в
Азии, успехи СИТА в области производства
и поставок, а Также указав на тесное со-
трудничество США с Англией, Канадой,
Австралией, Новой. Зеландией, Южной
Африкой и Китаем, Хэлл продолжал:

«Советскому Союзу, героические армии и
гражданское население которого заслужи-
ли своими великолепными подвигами, му-
жеством и жертвами вечную славу; мы ра-,
лы оказывать всю возможную помощь.
Наше желание и наша определенная поли-
тика заключаются в том, чтобы совместная
работа и сотрудничество наших двух стран
постоянно укреплялись во время войны и
после нее. С возрождающимися военными
силами. Франции мы развивали и продол-
жаем во всё возрастающей степени разви-
вать совместные. усилия. Мы: ждем того
дня, когда возрожденная Франция снова
займет принадлежащее ей по праву место
в семье свободных наций. С правитель-
<твами, которые: изгнаны державами оси из
своих подвергшихся вторжению и жесто-
кому угнетению, но непобежденных стран,
мы поддерживаем самые дружественные
отношения. Эти отношения отражают наще
глубокое и активное сочувствие страда-
ниям их народов и нашу решимость до-
биться того, чтобы победа Об’единенных
нений вернула свободу этим странам».

Хэлл заявил, что «дипломатическая про-
зорливость и терпеливая, энергичная дея-
тельность органов нашей внешней полити-
ги сыграли необходимую роль в подго-
товке способов, при помощи которых ог-
ромная стратегическая зона Северной
Африки была без тяжелых потерь вклю-
цена в сферу Об’единенных наций, а фран-
цузский флот не попал в руки немцев».

Приведя оценку операциям. союзников в
бассейне Средиземного моря и отметив
роль Китая в нынешней мировой войне,
Хэлл продолжал:

«На протяжении всей нашей националь-
ной истории основы нашей политики в от-
пошениях с иностранными нациями покои-
лРсь на определенных убеждениях, кото-
рые широко и глубоко укоренились в умах
нашего народа. Главнейшие из них сле-
дующие: 1) все народы, которые с «долж-
ным уважением к общественному мнению
человечества» проявили свою способность

-
о внешней

взять на себя и нести ответственность,
связанную со свободой, вправе пользовать-
ся ею; 2) Каждая суверенная нация, боль-
шая или малая, по праву и закону равна
всякой другой нации; 3) Все. болыние и
малые нации, уважающие права других,
имеют право на свободу от внешнего вме-
шательства в их внутренние дела; 4) Го-
товность разрешать Международные споры
мерными средствами, признание междуна-
родного права и соблюдение его принци-
пюв являются основами порядка в отноше-
ниях между нациями, а Также основами
непрерывного стремления человечества к
прочному миру; 5) Равенство экономиче-
ских возможностей и отсутствие дискрими-
нации во взаимоотношениях необховимы
для сохранения и развития здоровых Me-
ждународных отношений; 6) Сотрудниче-
ство между нациями в духе добрососед-
ских отношений, основанное на принципах
свободы, равенства, справедливости, нрав-
ственности и права, является самым
эффективным способом сохранения и раз-
вития политического, экономического, со-
пиального и культурного благосостояния
вашей нации и всех наций. Эти убеждения
относятся к числу важнейших основ на-
шей национальной веры. Они могут быть
применены повсеместно в качестве правила
пационального и международного позеде-
ния».

Хэлл заявил, что американская ‘нация
«намерена выполнить свою роль совместно
с другими, стремящимися к миру нациями:
с тем, чтобы помочь истерзанному войной
миру залечить раны. Я уверен также в
том, что наша нация и каждая из наций,
участвующих сейчас в величайшем совме-
стном предприятии в истории — в завое-
вании победы в этой войне, — намерена
выполнить свою роль, а после победы Об’-
единенных наций участвовать в удовлетво-
рении огромных нужд послевоенного пе-
риода».

Далее, касаясБ послевоенных междуна-
родных отношений, Хэлл сказал:

«Совершенно ясно, что система органн-
зованного международного сотрудничества,
направленного к сохранению мира, должна
быть основана на готовности сотрудничаю-
ших наций прибегнуть в случае необходи-
мости к силе для сохранения мира. Долж-
на существовать уверенность в наличии со-
ответствующих средств и в том, что они
будут использованы для этой цели. Готов-
ность прибегнуть в случае необходимости
к применению силы для сохранения мира
является обязательным условием, если мы
хотим. найти какие-либо эффективные за-
менители войны». т

«Политические’ разногласия, угрожающие
всеобщему миру, — заявил Хэлл, — дол-
жны рассматриваться ‘органами, которые
воспользуются такими средствами, как пе-
реговоры, примирение и посредничество.
Споры юридического порядка, угрожающие
всеобщему миру, должны расематриваться
международным судом, решения которого
будут основываться на применении принци-
пов закона. Однако для обеспечения мира
должны также существовать средства ог-
раничения агрессоров и наций, стремящих-
ся прибегнуть к силе для осуществления
собственных замыслов. Мирно настроенные
нации должны в ‘интересах общего мира и
безопасности быть готовы взять на себя
ответственность за STO ‘дело в соответ-
ствии со своими возможностями». ;

Хэлл продолжал: «Форма и функции ме-
ждународных организаций будущего, сте-
пень, в которой существующие органы ме-
ждународной юстиции могут или не могут
быть изменены, масштабы и характер
средств обеспечения эффективности меж-
дународной акции для сохранения мира,
характер международных экономических
институтов и мероприятия, которые могут
оказаться желательными и возможными, —
всё это вопросы, которые входят -в круг
проблём, которым‘ уделяется внимание и
которые должны быть решены путем со-
глашения между правительствами и, ко-
нечно, одобрены их соответствующими на-
родами. Наше правительство и другие пра-
вительства внимательно изучают эти во-
просы. Они постепенно служат предметом
консультации между правительствами. Они’
изучаются и обсуждаются народом нашей
страны и народами других стран. В конеч-
ном счете всеоб’емлющие проблемы мира и
человеческого благополучия решаются во-
лей народов всего мира», ;

В заключительной части речи Хэлл оста-
новился на деятельности возглавляемого
им государственного департамента и на не-
обходимости согласованной работы испол-

нительных и законодательных органов
США. :

В наступлении

Полковнии, громадный человек с могу-
чей грудью, стремительно шагает, пере-
прыгивая через свежие воронки и приги-
баясь. Бинокль болтается на его загорелой,
богатырской шее. Мы едва поспеваем. Но
он не обрашает на это внимания. Наобо-
рот. Он прибавляет шагу. Изредка, огля:
дываясь на нас, он бодро покрикивает:
_— Болыше жизни! Веселее! Медленно
ходить будем дома, по бульвару. А здесь
война. На войне надо ходить быстро. На-

‚клоняйтесь. Не жалейте спины. ^

Ординарец с автоматом на груди шепчет
мне, почтительно и ‘преданно показывая
глазами на своего полковника:
°— У нас полковник орел. Настоящий
пехотинен. На коне — завсегда шагом, а
пешком — завсегда рысью. Еле нпоспе-
ваешь.

У ординарца забинтована голова. ШЩека
нудовищно раздута. Но это не флюс.
Сквозь марлю проступает большое пятно
крови. Час тому назад его ранило оскол-
ком бризантной гранаты, которая разорва-
лась между ним и полковником. Но он
не пошел в лазарет. Он остался в 6010
рядом со своим командиром.

С запада заходит болышая гроза.

Еще солнце горит бело и ярко, но уже

- к нему подбирается громадная, густочер-
ная туча. Туча уже закрыла полнеба.
Иногда в ней судорожно передергивается
бледная молния. Но грома не’ слышно. Все
звуки вокруг поглощены раскатами артил-
лерийских выстрелов. Земля ощутительно
содрогается от ударов. Ходуном ходит воз-
дух. Удар следует за ударом так быстро,
что иногда два или три удара наскаки-
вают друг ва друга, сливаются. Сзади, со
всех стооон. беглым огнем бьют наши ба-
тареи. Немцы огрызаются. Впереди, на
западе, над верхушками леса, над кустар-

ником то и дело подымаются грохочущие,

крутящиеся, скалистые облака взрывов. На

АДРЕС РЕДАКЦИИ:   Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор’ К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 764 Бюро жа

ЕЕ Ито рае er Е еее Нет БЕ ИЕ Е ЕЕК mea Eyre fee SCA ЕВЕ О А ОЕ а ее ВАР ЕЕ ЕВ НОЕ Е НР

1 Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССЁ «Врасная зтезла», Москва, Малая Дмитровка, 16. ~

F 114248...

грозовом фоне, черном,
они кажутся пепельными.

Мелко, часто, с сухим, острым блеском
дрожит на ветру скудная листва кустар-
ника. .

В этом исковерканном, обожженном, об-
ломанном чернолесьи, так ужасно загажен-
ном войной, еще свежи следы недавнего
боя. Здесь всё говорит о разгроме немец-
кой дивизии,

На земле — рубчатые следы наших тан-
ков. Они вломились в оборону противни-
ка и «проутюжили» ее. Лес вокруг поло-
ман. Воронка от разорвавшегося снаряда.
На краю воронки лежит, раскинувшись,
труп немецкого солдата. У него горит и
дымится сапог. Присматриваюсь. Ага! Всё
ясно. Он собрался бросить из кустов. в
русский танк свою стеклянную ампулу с
зажигательной жидкостью. Но был убит.
Ампула треснула. Густая, тяжелая, про-
зрачная жидкость потекла на ногу мерт-
вого немца и загорелась. _

Красный телефонный шнур, вися на ку-
стах, преграждает нам путь.

— Это немецкий провод, говорит
полковник, — но вы его всё же не рвите.
Сейчас он уже не немецкий, а советский.
Мы им пользуемся для связи. Сколько мы
захватили ихнего шнура? А

как антрацит,

— Сорок километров, — ‘докладывает
ординарец. т a5
— В хозяйстве пригодится, — говорит

весело полковник.

Он поднимает могучей рукой шнур, и
мы, наклонив головы, быстро проходим под
HEM.

Немецкая ` траншея. Здесь по колено в
тухлой, зеленой воде еще сегодня утром
сндели немцы. Сейчас они здесь лежат. Не-
подвижны. Грязные. Серые. Похожие на
арестантов.. Вокруг разбросана солома, бу-
тылки, консервные банки, письма, немец-
кие газеты, патроны, фляжки, окровавлен-

порабощению,

76-й КОНГРЕСС БРИТАНСКИХ
ТРЕД-ЮНИОНОВ В САУТПОРТЕ

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ КОНГРЕССА.

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). На
75-м Конгрессе британских тред-юнионов
выступил 7 сентября с речью английский
министр труда и национальной повинности
Бевин, который посвятил свою речь воен-
ному положению Англии, вопросам промы-
игленности и послевоенным проблемам.

8 сентября Конгресс обсудил речь Бе-

изводства и образования молодежи. В
одной из резолюций, принятых Конгрессом,
содержится требование немедленной отме-
ны тех пунктов закона о конфликтах в
промышленности, изданного в” 1927 году,
которые запрещают тред-юнионам служа-
IMHX правительственных учреждений при-
соединяться к Конгрессу тред-юнионов.

В резолюции по’ вопросу об осуществле-
нии плана ‘социального страхования, пред-
ложенного Бевериджем. выражается сожа-
ление по поводу нерешительной позиции
правительства в осуществлении этого пла-
на и содержится требование немедленно
приступить к выработке законов, дающих
возможность реализовать принципы плана
Бевериджа. `

`Конгрессо принял также резолюцию,
уполномачивающую  тенеральный — совет
тред-юнионов подготовить и опубликовать.
план` послевоенной реконструкции: англий-
ской промышленности, предлагаемый и от-
стаиваемый тред-юнионами.

На заседании Конгресса выступила с
речью член делегации советских профсою-
зов тов. Жукова, которая обрисовала роль
женщин СССР в ведении войны. Совет-
ская женшина, — сказала тов. Жукова, —
готова защищать свою страну до послед-
кей капли крови. Она предпочитает смерть
которое несет женщинам
гитлеровекий «новый порядок»: Тов. Жу-
кова закончила свое’ выступление призы-
вом к английским женщинам работать еще
энергичнее,

Выступивший на Конгрессе представитель
Американской федерации трупа Неглер не
нашел ничего лучшего, как допустить в
своей речи новые выпады по адресу совет-
‹ких профсоюзов. _

9 сентября генеральный секретарь Кон-
гресса тред-юнионов Ситрин выступил на
Конгрессе с речью о работах третьей сес-
сии Англо-советского профсоюзного коми-
тета, происходившей в Москве в вюне-
июле этого года. Касаясь вопроса о том,
почему английская делегация в Англо-со-
ветском профсоюзном комитете He приняла
предложения советской делегации в отно-
шении второго фронта, (Ситрин пытался
всячески оправдать позицию английской
Лелегации. (Как известно, предложение анг-
лийской делегации по этому вопросу огра-
ничивалось выражением довольно неопре-
деленных надежд и пожеланий, в отличие
от предложения советской делегации, на-
стаивавшего на необходимости создания
второго фронта в текушем году и на опреде-
ленных обязательствах  англо-советского
профсоюзного комитета в этом ‘отношении).
Для подкрепления своей позиции Ситрин
сделал такое заявление: в конце своей: ре-
чи он сообщил Конгресеу, что американ:
ский флот находится в Генуе и что, якобы,
между. городами Булонью`и Дюнкерком, на
французском побережье Ла-Манша; пройс’
ходят крупные комбинированные операции
(морские бои и десанты). Заслушав эту ин-
формацию, выдающую производивншеся в
это время союзными вооруженными силами
маневры за боевые действия, делегации ряда
профсоюзов решили, что требование” вто:
рого фронта уже не является актуальным:
В связи с этим поправка профсоюза пожар:
ников, настаивавшая на срочном: открытии
второго фронта, была снята. Ситрин добил:
ся таким путем желательной ему резолю:
ции в вопросе о втором фронте. Но в своем
последующем выступлении 10 сентября Си:
трин сказал, что он сделал свое первона-
чальное заявление потому, что он сам по:
лучил неправильную информацию из ряда
источников. . ;

Новым председателем Генсовета Конгрес-
са тред-юнионов на предстоящий год из-
бран генеральный секретарь федерации гор-
няков Эдвардс, р

РАЗРУШЕНИЯ В.ЭССЕНЕ,
ДУИСБУРГЕ И ДЮССЕЛЬДОРФЕ

СТОКГОЛЬМ, 14 сентября. (ТАСС). Как
передает газета «Дагене нюхетер», швед-.
ская гражданка, только что вернувшаяся
из Германии, рассказывает следующее:
«Вдоль линии Обергаузен—Дуисбург—Эс-
сен-—Дюссельдорф видно очень мало уце-
левших домов. На площади перед вокза-
лом в Дюссельдорфе остались одни разва-
лины. Я спроснла прохожего, как ` пройти
на улицу, расположенную недалеко от вок-
зала, и получила ответ, что после бом-
бардировки он сам уже не может ориен-
тироваться в своем родном городе».

К Е О т ЕЕ ЕЕ

ные тряпки, треснувшие каски. А вот, не-
много подальше, немецкий
блиндаж. Сейчас здесь оперативный пункт
командира нашего наступающего полка.

На столе разложена карта, и командир
артиллерийского полка, только что вернув-
шись с рекогносцировки, снешно наносит
на карту обнаруженные немецкие огневые
точки. Завтра на рассвете их будут доби-
вать. Е

А вот две последние немецкие новинки

летнего сезона. «Скрипуха» и «кобылий
череп».

«Скрипуха» — это большая реактивная
`мина весом в 84 килограмма. Здесь, ва
этом участке, их захватили несколько

штук. Немцы отступали так поспешно, что
даже не успели выпустить по нас «скри-
пухи». Они так в остались на огневых
познциях. Подходим к одной из этих мин.

Мина заключена в решетчатый деревянный.
ящик, похожий на тару от авиабомбы. Ящик `

с миной стоит, косо прислоненный к стене
специально отрытого окопчика. Никаких
прицельных приспособлений нет. Мину на-
водят приблизительно, «на-глазок». Перед
выстрелом ее даже не вынимают из ящика,
Включают ток, и она летит, как граната,
на’ два с половиной километра. Шуму от
нее много, а толку не ‘очень. Во время
полета она издает отвратительный звук,
похожий на скрипение заржавленного флю-
гера. Наши бойцы и прозвали. ее за это
«скрипухой». Удирая, немцы всё же успе-

ли снять со своих «скрипух» электриче-  .

ские запальники. Но наши бойцы быстро
приспособились и тут же, не теряя золо-
того времени, стали палить по отступаю-
щим немцам их же «скрипухами».

рит полковник. — Золотые руки. Он всё
может. Если понадобится, то и блоху под-
кует. Как левша у Лескова.

А вот и так называемый «кобылий че-
реп» Это стальной колпак около двух
метров в длину и высоту. В нем поме-
щается скорострельный пулемет с боевым
комплектом ‚патронов. Этот колпак зака-

вина, а также ряд вопросов военного прот

ство Рейтер передает из

лись

ские

которые.

офицерский”

Положение в Италии

ПОХИЩЕНИЕ ГИТЛЕРОВЦАМИ
МУССОЛИНИ

ЖЕНЕВА, 14 сентября. (ТАСС). В Бер-
лине официально об’явлено о TOM, ATO
всоруженные неменкие парашютисты Фов-
‘местно с эсэсовцами освободили Муссо-
лини из ‘места заключения, куда он был
помещен. по распоряжению правительства
Бадольо.

В сообщении ‘утверждается, будто Мус-
солини был увезен германскими `парашю-
тистами накануне предполагавшейся прави-
тельством Бадольо выдачи его командова-
нию войск союзников.

ЛОНДОН, 14 ‘сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, в Лондоне
опровергают сообщение о том, будто Мус-
солини. в момент его похищения немцами
находился на острове Сицилия. В Лондоне
официально заявлено, что Муссолини ни-
когда не находился в руках ‘союзников,
a TOM числе и в тот момент, когда он
был увезен немцами. В Лондоне ничего
неизвестно о местопребывании Муссолини.

ВОЙСКА СОЮЗНИКОВ ЗАНЯЛИ БАРИ.

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Агент-
Алжира, что
всйска союзников заняли Бари. * 5

ство Рейтер передает, ссылаясь на с0об-

щение алжирского радио, что в Риме про-
ксходят ожесточенные бои.

БОИ МЕЖДУ НЕМЕЦКИМИ И
ИТАЛЬЯНСКИМИ ВОЙСКАМИ
НА РОДОСЕ

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство АФИ из Измира, нача-
сильные бои между немцами и
итальянцами, “находящимися на острове Ро-
дос. Численность немецких войск на До-
леканезских островах достигает 8 тысяч
человек, а итальянских — 40 тыс. чело-
век.

РАСПОРЯЖЕНИЕ НЕМЦЕВ
_О СДАЧЕ ИТАЛЬЯНЦАМИ ОРУЖИЯ

редает агентство Рейтер, находящаяся под

Ход военных действий в Италии

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Как
передает специальный корреспондент эгент-
ства Рейтер из Северной Африки, 11 сен-

тября английская 8-я армия продвинулась
на 48 километров и 13. сентября находи-

лась в. 120 км. от своего места высадки
у `Реджо-ди-Калабриа. Немцы поспешно
отступают на север. Английские и канад-
войска продолжают встречать на
своем пути много минных полей.

Линия фронта английской 8-й армии на-
чинается от Сант-Эвфемии, расположенной
на западном побережье, проходит через
Катандзаро и заканчивается на восточном
побережье.

В районе Неаполя военные действия
развиваются благоприятно для союзников,
создали прочное предмостное
укрепление и постоянно получают подкре-
пления и материалы.

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Алжир-

‚ское радио сообщает, что в районе холмов

севернее и южнее Неаполя ведутся бои
между немпами и итальянцами. Передают
также, что в районе Турина между немца-
ми и итальянцами происходит сильное сра-
жение. Войска союзников в районе Салерно
усилили давление на противника и про-
двинулись внутрь’ неприятельской террито-
рии. Части союзников находятся в сопри-
косновении с противником вдоль всего пю-

бережья Салернского залива. Продолжает-
ся ожесточенное сражение вдоль главной

дороги, которая идет из Салерно к Нёа-
полю и другим крупным городам. Сопро-
тивление итальянцев немецким войскам

повсюду становится всё сильнее. Итальян-

цы еще удерживают Варезе.

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). По со-
общению специального корреспондента
агентства Рейтер из Каира, на Ближнем
Востоке приземлились дза итальянских
трехмоторных самолета, экипажи которых
вырвались из рук немцев. Один из этих
самолетов прилетел в Египет, а другой на
сстров Кипр. —

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Каир-
ское радио передает, что английские вой-
ска заняли важный узел коммуникаций
Альтамура, к северо-западу от Тэранто.

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Штаб

НОРВЕЖСКИЕ КОРАБЛ

ТОРГОВОЕ СУДНО

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Hop-
режекое правительство опубликовало ссоб-
щение о том, что 11  сентября легкие ко-
рабли норвежского военно-морского флота
вступили в районе Кристиансунда в бой

пывается в землю, обкладывается дерном.
Его очень трудно обнаружить. Он герме-
тически закрывается Для вентиляции
имеется специальная машина, которая при-
водится в действие педалями, похожими
на велосипедные. В «кобыльем черене» си-
дят два немца. Один качает воздух, дру-
гой стреляет из пулемета. Имеется два пе-
рископа, два откидных сидения, полочки
для продуктов и для боеприпасов. Все
ручки, педали, кнопки этой машины нике-
лированные. Внутри «кобылий  черен» вы-
кращен добротной белой эмалевой краской;
снаружи — темносерой. На первый взгляд
может. показаться, что. этот самый. «кобы:
лий череп»—неприступная крепость, и .всё
же — вот он, перед нами, выковыренный
из земли, бессильный, с оторванной дверью

‚Н„ согнутым перископом.

„== Сколько мы захватили за сегодняш-
нее утро этих самых хваленых «кобыльих
черепов»?

— Одиннадцать штук, товарищ полков-
ник, — докладывает ординарец.

А вот громадные черные дискообразные
противотанковые мины, сложенные длин-
ными штабелями. Немцы собирались зами-
нировать дороги. Но не успели. Натиск
наших доблестных пехотинцев был слиш-
ком стремителен, Немцы удрали, а мины
остались.

— Ничего, пригодятся, — коротко гово-
рит полковник, хозяйственно потирая
руки. з

Впереди раздается противный, тошно-
творный скрип, и вслед за ним воздух по-
трясает крякающий взрыв.

.— Вот она, «скрипуха»з—во всей своей

красоте.
— Русский солдат! — с уважением гово-

Беспрерывно. впереди, в кустарнике раз-
даются маленькие взрывчики, как будто
кто-то бьет электрические лампочки. Это
разрывные пули.

Туча закрыла небо. Всё вдруг померкло.
С шумом водопада обрушился на передний
край ливень. к

Автоматчики ведут пленных немцев. Их
только что взяли. Мокрые, грязные, похо-

ВОЙНА НА ТИХОМ

‚ ОКЕАНЕ

об’единенного командования. вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тяхого океана сообщает, что. на Новой Гви-
нее войска союзников заняли важную япон-
скую базу Саламауа. Указывается также,
что вооруженные силы союзников сжима-
ют клеши вокруг Лае. Авиация союзников
произвёла- интенсивный налет на Лае.

НЬЮ-ЙОРК, 14 сентября. (ТАСС). Мор.
ское министерство США сообщает, что
американская авиация. произвела - налет. на
японскую военно-морскую базу Парамусир
(Курильские острова}. Бомбардировке под-
верглись японские суда и наземные соору»
жения. Сбито 10 японских самолетов. Аме.
риканская авнация потеряла 10 самолетов,

Остров Парамусир расположен в север»
ной части цепи Курильских островов.

„ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Штаб
английского командования в Индии сооб-
щшает, что 12 сентября английская авнация
атаковала японские железнодорожные и
речные коммуникации в* Бирме.

контролем немцев римская радиостанция
передала вечером 13 сентября обрашение
германских оккупационных властей, кото-
рые угрожают смертной. казнью. всем
итальянцам, не сдавшим оружия до 15 сен-
тября. Е

# \
НА МАЛЬТЕ НАХОДИТСЯ
27 ИТАЛЬЯНСКИХ ВОЕННЫХ.
КОРАБЛЕЙ

ЛОНДОН; 14 сентября. (ТАСС). Как со-
сбщает снециальный корреспондент агент-
ства Рейтер, ‘находящийся на Мальте, на.
якоре у острова стоят 27 итальянских во-
енных кораблей. 4. подводных лодки и тор-
говое судчо водоизмещением в 5 тыс. Тон
прибыли 13 сентября. На Мальте нахо-
дятся все итальянские. линкоры за. исклю-
чением «Конте ди Кавур», который ремон-
тируется, и «Имперо», строительство ко-
торого еще не закончено. Много эсминцев,
подводных лодок и более мелких кораблей
сё еще находится где-то в Средиземном
море и. направляется, вероятно, в другие
порты.

ПРЕБЫВАНИЕ. СОВЕТСКОЙ
ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
ae В АНГЛИИ

ЛОНЛОН, 14 сентября. (ТАСС). Совет.
‚ ская профсоюзная делегация на’ 75-м кон:
грессе британских  тред-юнионов посетила
город Виган в графстве Ланкашир. Деле:
гаты были встречены на железнодорожной
станции мэром города и большой толпой
горожан.

АРЕСТ ИТАЛЬЯНСКИХ ДИПЛОМАТОВ
В РУМЫНИИ.

ЛОНДОН, 14 сёнтября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтёр, ссылаясь на сообщение, по-
ступившее из Анкары, передает, что члены
итальянской миссии в Бухаресте пытались’
покинуть Румынию, но были арестованы
агентами гестапо в Джурджу.

ВОЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ШВЕЙЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА .

‚ство Рейтер сообщает, что швейцарское
правительство тотчас же после заключения
перемирия между Италией и союзниками
мобилизовало пограничные войска. Швей-
царское правительство решило призвать на
действительную службу личный состав
ряда армейских частей и гарнизонов, в
том числе крепостных гарнизонов Сен-Мо-
рис, Сен-Готар и Саргавс. Войска заняли
Альпийские проходы и все подступы к
EHM,

`К ОБЯВЛЕНИЮ ИРАНОМ

ВОЙНЫ ГЕРМАНИИ

ТЕГЕРАН, 12 сентября. (ТАСС). В день
об явления Ираном войны Германии все те.
геранские газеты вышли с передовыми ста.
тьями, приветствовавшими решение правн-
тельства.

Газета «Кушеш» пишет, что «Германия
уже с давних пор вмешивалась во внут.
ренние дела Ирана. Все знают, что еще до
1941 года Германия засылала в Иран мно-
жество. своих 1нпионов и диверсантов, целью
которых было превратить Иран в зэену
войны и организовать диверсии в тылу со-
ветских армий. Иранский народ не может
питать симпатии к словам и делам фашиь
стской Германии, которая бесетыдно нару-
шает свои обязательства, попирает между-
народные законы и’ порабощает нейтраль:
ные страны». «Нет сомнения,—пишет газе:
та, — что сердца иранцев полны симпа-
тий к союзникам. Пусть скорее. придет на-
ша победа, т. е. победа стран, борющихся
за справедливость и свободу». Е

«Мы считаем, пишет газета «Дже-
ванан», — что об’явление войны является
одним из самых блестящих достижений
Ирана. Со вчерашнего дня Иран примквул
к лагерю свободы и справедливости»,

войск союзников в Северной Африке сооб-
питает, что части английской 8-й армии за-
няли город Козенцу. Английские войска
Сеспрепятственно продолжают свое продви-
женке, задерживаемое лишь разрушения-
ми. Продолжаются тяжелые бои на фронте
американской 5-й армии. Немцы отчаянно
контратакуют и в некоторых. пунктах за-
няли территорию, ранее захваченную. вой-
сками союзников. К северу и. западу от
Таранто войска союзников ведут активные
действия.

В ночь на 13 сентября средние и легкие
бомбардировщики атаковали узлы дорог,
железные дороги и транспортные средства
противника в районе Потенца. и -Аулетта.
Вчера. тяжелые, средние и легкие бомбар-
дировщики совершили налет. на железно-
дорожные узлы и узлы дорог-в-Торре ‘лель
Греко и Помпея в Неаполитанском заливе
и такие же об’екты в районе к юго-во-
стоку от Салерно. Истребительные. вамо-
леты союзников сбили над районом боев
10 вражеских самолетов. Прошлой. ночью
ночные бомбардировщикв ‚сбросили бомбы
на дороги близ. Помпеи. В этих операциях
уничтожено 13 самолетов противника. Три
самолета союзников не вернулись на свои
базы. “ Но Е:

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Как со-
сбщает специальный корреспондент агент-
ства Рейтер, находящийся при штабе 5-й
американской армии, в районе. бухты Са-
лерно уничтожено более 40. германских
танков. Город. Салерно явился ареной
сильных боев и несколько раз переходил
из рук в руки. Днем и ночью в районе
Салерно не прекращаются сильные воздуш-
ные бои. . : к

По. сообщению _ специального корреспон-
дента ‘агентства Рейтер, находящегося при
штабе союзников в. Северной Африке, близ
Салерно немцы стремятся удержать откры-
гым проход для германских войсх, огсту-
пающих под натиском английской 8-й ар-
мии, которая прилагает. все усилия, чтобы
ссединиться с американцами) как можно
скорее. Части 8-й армии продвигаются co
скоростью одной мили в час и покрыля
сколо 70 миль за три дня. 5-я армия на-

ходится сейчас в 100 милях севернее. 8-й
грмин. :

ФРАНЦУЗСКИЕ ЛЕТЧИКИ БЕГУТ
ИЗ ФРАНЦИИ В СЕВЕРНУЮ АФРИКУ

= >

ство Рейтер передает из штаба войск со:
юзников в Северной Африке, что туда
почти ежедневно прибывают бегущие из
Франции французские летчики, которые
из’являют желание участвовать в’ борьбе
за освобождение Франции от оккупантов.

ОТСТАВКА БОЛГАРСКОГО СОВЕТА

ЕС МИНИСТРОВ © ;

CO®HSA, 13 ceuta6pa. (TACC). Boarap-
ское телеграфное агентство сообщает, что
12 сентября совет министров подал в. от.
ставку. Регентский совет поручил совету

‘министров продолжать управление страной
до образования нового правительства.

БЕГСТВО. ГЕРМАНСКОГО КОНСУЛА
С ОСТРОВА САМСС

‚ЛОНДОН, 14 сентября. ` (ТАСС). Как
сообщает . агентство Рейтер, ‘германский
консул на греческом острове Самос — 6е-
жал.

ese
а tan tbe

Как определить ребенка
в суворовское училище

Заявления в суворовские военные учили.
ща можно будет подавать с 15 сентября до
:5 октября. Приниматься в этом году будут
дети от 8 до 13 лет включительно (воз
раст исчисляется на 31 декабря 1943 года)
в приготовительные: и в четыре основных
класса каждого училища. .

В младшие приготовительные классы бу
дут приниматься мальчики в возрасте от
8 до 9 лет, еще не начинавшие учиться
или учившиеся в первом классе; в стар“
шне приготовительные — от 9 до 10 лет,
окончившие первый класс или учившиеся
во втором классе; в”первые классы — от
10 до М лег, окончившие два класса; во
вторые классы — от 11 до 12 лет, окон
чивншие три класса; в третьи классы — OT
12 до 13 лет, окончившие четыре. класса #
в четвертые классы — мальчики 13 лет,
окончившие пять классов.

Жейающие определить в  суворовское
училище сына или воспитанника должны
подавать заявления на имя председателя
областной приемной комиссии. Адреса ко-
миссий будут опубликованы в областных
газетах. :

К заявлению должны быть приложены
следующие документы: 1. Свидетельство 0
рождении; 2. Справка из школы Нарком-
проса или другого учебного заведения 0
полученном. образовании (сколько классов
ни когда окончил) с оценками по каждому
предмету; 3. Справка от врачебной комис
син о состоянии здоровья ребенка, isi
ческом развитии н оспопрививании; 4. Вы
нкска из послужного списка или. справка
райисполкома о положении и роде занятий
родителей; 5. Справка об умерших, погиб-
ших или. получивших влвалидкость роди
телях — участниках Отечественной войны,
Б справке должно быть указано, где и ко-
гда. это произошло.

И ПОТОПИЛИ НЕМЕЦКОЕ

а

< германскими патрульными и конвойвыми
судами. Норвежские корабли потопили
одно немецкое торговое судно водоизмее
щением в 4 тыс. тонн. <

жие на арестантов, бредут они, низко опу-
стив головы в серых пилотках. И дождь
вокруг них блестит стальной решеткой.

— Стой! — говорит полковник. — Ка-
кого полка пленные?

— Триста тридцать второго. :

— Вам ничего не говорит этот номер
немецкого пехотного полка? — спрашивает
меня полковник.

Я напрягаю память. 332? Действительно,
что-то знакомое. И вдруг, точно, молния
озаряет. Ведь это немецкий полковник Рю:
дерер, командир 332-го пехотного полка, в

декабре 1941 года приказал‘ повесить Зою
Космодемьянскую. :

— Значит, против нас в ‘данный момент
воюет 332-й пехотный полк?

— Он самый. Вернее, его жалкие остат-
— А наши бойцы это’ знают?
— Да, — говорит _ полковник. — Они это

знают, ови мстят за свою Зою. Видите,
как они. дерутся? Как львы, И ничто не
может. остановить их наступательного.. по-
рыва: нн «скрипухи», ни «кобыльи черепа»,
никакая немецкая чертовщина. В резуль-
тате . последних Goes 332-й бандитский
полк настолько потрепан, что его, оче-

видно, скоро отведут на переформирова-
ние,

en бойцы. поклялись добить этот
полк

Гремит. гром, заглушаемый громом бата-
рей. Блеск молний смешивается с блеском:
разрывов. Беглым шагом, с автоматами на-:
перевес проходит мимо нас на передовую
рота автоматчиков.
маленьких собачек п
на тележке раненого.

Рядом с собачками идет девушка-сани-
тарка. Синеглазая, розовая, молоденькая
озабоченная, в маленькой палотке, t
которой падают русые воло
шие от ливия. :

ae Валентин КАТАЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ  “

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЙ,

eee

DOD oon DoOOooOORoooooooooo:
О. В четверг, 16 сентября, в 19 часов”
в помещении редакции газеты «Крас-
ная звезда» состоится организационное
заседание Военно-исторической секций:
Института Истории Академии Наук
СССР.

Приглашаются военные историки #
гражданские историки, занимающиеся -
военной историей. Я
ООС :

лоб подписной конторы — К-4-00-70 доб. 31. a

Запряжка из шести
ровозит с передовой

из-под
сы, потемнев-

же а

fe

п

ik
ia
ia

qi

Mi