Успехи наших войск на Киевском направлении

Части Центрального фронта овладели городом Нежин

9 сентября войска Центрального фрон-
та овладели крупным железнодорожным
узлом и городом Бахмач. С тех пор не
прошло и недели, как наши части одер-
жали новую замечательную. победу на
путях к Киеву, завершив еще один крун-
ный маневр. 3% шесть дней напги части
прошли, если считать по прямой, около
60 километров и сегодня заняли крупный
железнодорожный узел и город Нежин.
Это новый серьезный удар, ванесенный
противнику наступающими частями” Крас-
ной Армии.

Нежин расположен на железнодорожной
магистрали Москва — Киев. Отсюда идет
также железная дорога на Чернигов и Го-
мель. Через Нежин крупной железнодо-
рожной магистралью связываегся также
север нашей страны с югом. Расположен-
ный в болотистом районе и васчитыва-
ющий несколько шоссейных и грунтовых
лопог, Нежин занимал в немецкой обороне
видное место. Противник придавал ему
большое значение и превратил его в проч-
ный опорный пункт. Оборонительные со-
оружения базировались здесь Ha четырех
железных дорогах и на, водных рубежах.
Трудно проходимые болота тоже были ис-
пользованы немцами для усиления своей
обороны. Веё это показывает, что против-
ник, выбитый нашими войсками из Не-
жина, линтился сейчас одного из крупных
опорных пунктов своей обороны на путя
к Киеву.

Путь, пройденный войсками Централь-
ного фронта эт Бахмача до Пежина, —
это путь больших по масштабу и ожесто-
ченных боев с противником. Наступающие
освобождают территорию Украины от не-
мецко-фатистских захватчиков в тяжелой
и упорной борьбе. Нашим войскам всё
время приходилось иметь дело с многочис-
ленными силами противника почти на всех
участках Нежинского направления. В
коптратаках, которые следовали одна за
другой, участвовало обычно большое коли-
чество немецкой пехоты, танков, артилле-
рии. Преодолевая сопротивление неприяте-
ля, наступающие не считались ни 6 ка-
кими трудностями. Они продолжали тес-
нить немцев и сумели разгромить значя-
тельные их силы.

Успех войск Центрального фронта обу-
словлен прежде всего тем, что наступаю-
щим удалось раздробить немецкую оборо-
ну на несколько отдельных участков. Во
всем этом районе у немцев сейчас Her
сплошной линии обороны. Неприятельская
оборона разрублена несколькими нашими
клиньями. Поэтому сейчас немцы прила-
тают все усилия к тому, чтобы удержать
за собой железные и шоссейные дороги,
водные рубежи. Особенно упорное сопро-
тивление немцы оказывают в отдельных
крупных населенных пунктах,  превра-
щенных ими в узлы сопротивления.

Нынешняя обстановка на этом участке
фронта сложилась в результате того, что
наши войска умело применяют
маневрирования. В ряде районов насту-
пающие, вмело атакуя вражеские пози-
ции, прорываляеь в глубь немецкой 0бэ-
роны, перерезали коммуникации ее круп-
ных опорных пунктов. Такие удары обы-
чно заканчивались тем, что опорные
пункты противника оказывались  изоли-

На Черниговщине

Небольшой, весь утонувший в подсол-
нечниках, хутор Тулушка находится на
самом краю Черниговской области. Здесь
после боя у железнодорожного раз’езда
передовой отряд М№ стрелковой дивизии
перешел границу Сумской области и сту-
пил на порог Черяиговщины.

Утром на широкую, заросшую бурья-
ном улицу вошел советекий батальон.
Закопченные украинским солнцем и густо
осыпанные дорожной пылью, бойцы шли,
устало оглядываясь на длинный журавель
колодца. Их мучила жажда, им хотелось
присесть тут же па улице, сбросить ты-
сячепудовые сапоги, вытянуть ноги, на-
литые тяжестью долгих переходов, и смач-
но, не торопясь, затянуться махоркей, пе-
ремешанной с сухим душистым донником.
Но командир батальона отрывисто скоман-
довал, и бойцы, рассредоточившись, п00е-
жали к яру, откуда слышался захлебыва-
ющийся лай немецкого пулемета.

В вечеру бой отдалилея. Пулеметы уго-
монились. Повеселевшие хуторянки в пер-
вый раз за два долгих года вздохнули
свободно. Хутор уже спал, когда к нему
вновь подкралась беда. Откуда-то. издале-
ка, должно быть, из соснового леса,
немцы начали артиллерийский обстрел же-
лезной дороги. Снаряды с воем зарывались
в подсолнечниках, вспахивали на ‘огородах
картофельные борозды, а потом стали ло-
житься на крыши побеленных хат. Хутор
запьлал,

Мы заночевали в трех километрах от
этого хутора, ва окраине села Поповка.
Ливень загнал нас в_хату. Хозяин, суро-
вый на взгляд старик, но видно добрый
и уже привыкший к почным  визитам,
принес соломы и приказал жинке, су-
хонькой старушке, готовить вечерю.

— Молока, извиняйте, нету. hoposy
староста угнал со двора. Вы, говорит,
влвоем со старухой и так проживете, все
равно помирать скоро. КВабанчика тоже
немны прирезали.

За столом вокруг дымящегося чугуна
с картошкой старик поведал нам одну из
иногих, до боли знакомых, тысячу раз
сльннанных историй. Их рассказьввает вся
побывавшая под мемцами Украина.

— Жили мы богато, беды не чуяли,
a беда пришла вместе с немцами да по-
лицаями. Было хозяйство, —‘и нема т3-
перь его. Была семья, — и той нема,
всё разорено, всего лишились. Сын доб-
рый подрастал, и того немцы подетрели-
ли в лесу: к партизанам, говорят, ходил.
Дочку меньшую угнали бог знает. куда.
Где-то она теперь бедует! Другая, спасибо,
тут недалеко на хуторе с ребятишками.

Старик умолк и прислушался. Сквозь
ум дождя явственно слышалось мягкое
чавканье разрывов.

—= Чуете, палит.

>

(От специального корреспондента
«Красной звезды»)

-<>

рованными, теряли связь и взаимодейет-
вие. Пока эти пункты связаны между со-
бой, они безусловно являются болыной
силой. Но как только они оказывались
изолированными, то уже ме могли долго
держаться.

Например, гарнизон железнодорожной
станции Круты долго оказывал сопротив-
ление. Ето поддерживали опорные пунк-
ты, расположенные на флангах. Но котда
нашим частям удалось отрезать эти флан-
товые опорные пункты противника, гар-
низон железнодорожной станций сразу же
ослабил свое сопротивление. А после то-
то, как наши части предприняли флапго-
вую атаку, противник, неся большие по-
тери, вынужден был отступить. Потеря
немцами станции Круты сказалась бла-
топриятно для напих войск на общей об-
становке в данном районе. Потерпев по-
ражение на станции, противник вместе с
тем потерял дорогу, идущую на северо-
запад, которая была у него .хорошо ук-
реплена.

Умелая тактика маневрирования помог-
ла также нашим войскам окружить и пол:
ностью разгромить остатки частей четы-
рех немецких пехотных дивизий южнее
города Бахмач. В результате этой блестя-
щей операции, о подробностях которой мы
сообщали вчера, в немецкой обороне обрз-
зовалась большая брешь. В нев сразу же
хлынули наши войска. Они стали быстро
приближаться к Нежину. В этому времени
нежинская группировка немцев оказалась
в довольно трудном положении. Напги час-
ти, действующие от города Борзна, -взяти
с боем села Берестовец и Больтая Коте-
левка, угрожая флангу немецкой группы,
обороняющей Нежин. Под угрозой с флан-
гов и под нажимом наступающих с фрон-
та стали пятиться назад немепкие под-
разделения на лороге Бахмач — Нежин.

Бои не умолкали ни днем, ни ночью.
Наличие танков, мотопехоты, а также мо-
торизованной артиллерии давало возмож-
ность нашему командованию быстро ма-
неврировать своими силами и навязы-
вать немцам бои в невыгодных для них
условиях. Был случай, когда ваши танки
загнали немецкий ‘пехотный батальон в
болота, и подоспевшие советские автомат-
чики частью истребили его, a частью
взяли в плен. Был случай, когда наша
подвижная группа под командованием ка-
питана Мотыгива прорвалась на 20 кило-
метров в тыл’ противника и захватила там
важные мосты, дезорганизовала немецкую
связь, прервала движение автомашин на
двух большаках.

Успех наших войск под Нежином обус-
ловлен также тем, что они широко при-
меняли ночные наступательные действия.

тактику   Правда, ночные бои были связаны здесь с

большими трудностями, особенно в послед-
ние дни, когда прошли дожди и дороги

на болотистой местности окончательно ие-

портились. Однако наступающие всё же
применяли ночные атаки и наносили про-
тивнику весьма чувствительный урон.

Дело в том, что немцы не любят лочных

> -
(Ст специального. корреспондента
«Красной звезды») :

>

Во дворе негромко звякнула калитка.
Хозяйка освободила место на лавке, ря-
дом со спящим бойцом, осторожно подви-
нув его виитовку.

— Мабуть, еще солдаты, целую ночь
идут и идут.

Старик вышел из хаты, но скоро вер-
нулся, пропуская вперед женщину с дву-
мя детьми. Женщива уронила на пол
небольшой узелок. Из него выпали худые
сапоги и перепачканные в грязи ребячья
рубахи,

— Вот это всё. Хату спалили. Пришла
до вас, тату.

Старик молча отвернулся, мать зары-
дала.

Or плачущей молодой женщины мы
узнали 0бо0 всем, что случилось в хуторе
Тулушка. Хутор наполовину перестал су-
ществовать. : f

В рассвету дождь утих. По размыто-
му проселку мы выехали на широкий
батуринский шлях. Занятый нашими вой-
сками Батурин был когда-то одним из
самых красивых уголков Черниговщины.
Древняя резиденция гетмамов Украины,
город, где властвовал Мазепа и жил Кочу-
бей, Батурин раскинулся на высоком бе-
регу Сейма, меж роскошных лугов и ва-
дов. Издали город и сейчас красив, но
мы уже знали его ‘Чечальную судьбу. 0
ней рассказала нам по дороге учительни-
ца из села со смешным названием Паль-
Чики.

Учительница шла из Конотопа пешком
за сорок километров, под дождем, по до-
роге, обстреливаемой немецкими самолета-
ми. Она ходила туда за книжками для
ребят. Когда немцев выгнали. из Пальчи-
ков, учительница очистила школу от на-
воза, вымыла классы, созвала ребят и
об’явила начало учебного года. Но тут
выяснилось, что немцы отобрали учебни-
ки и пустили их на растопку печей. Учи-
тельница утешила ребят:

— Ничего, я достану учебники.

В Батурине книг He оказалось. Зато
учительница познакомилась здесь с ие-
мецкими бомбами. Три десятка немецких
самолетов несколько часов подряд разру-
шали одну улицу. за друтой. Дело в том,
что немцам пришлось слишком поспешно
оставить город, и они ие успели его по1-
жечь. Теперь они мстили городу за вы-
нужденное бегство.

Учительница с трудом выбралась из
горящего Батурина. В Конотопе жители
отыскали для нее четыре  потрепанных
учебника с оторванными страницами. Бе-
режно прижимая книжки к груди, девуш-
ка сняла с головы платок и прикрыла им

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

боев и всячески стараются избегать их.
Они принимают бой ночью лишь в тех
случаях, когда оказываются под угрозой
окружения или фланговых ударов. В та-
/ких боях они неизменно терпят пораже-
ние за поражением.

Большой интерес представляет в этом
отношении бой за три высоты на подету-
пах к Нежину. Тут немцы заранее’ под-
готовили сильную оборону, которая при-
крывала железнодорожный узел. Высоты
господствуют над окружающей их мест-
ностью. Перед нашим наступлением. про-
тивник перебросил сюда одну чаеть, при-
шедшую с другого участка фронта. Эта
часть была свежей и в боях не участво-
вала уже давно. Учитывая прочноеть не-
мецкой обороны в районе трех высот,
командование № соединения видело, что
днем наступать на них весьма трудно ч
это наступление может повлечь за собой
значительные потери. Было решено ата-
ковать высоты ночью. <

С вечера наши стрелковые части, оста-
вив заслоны с фронта, обошли высоты е
запада. В то же время советские танки,
обойдя высоты, незаметно для противника
вышли на дорогу, связывающую их с
Нежином. К утру были предприняты ре-
шительные атаки, и противник, бросая
оружие, начал поспешно оставлять высо-
ты. Наши части ‘не прекращали своих
атак, преследуя немцев почти до самого
города. Попытка противника удержаться
на трех высотах обошлась ему весьма
дорого. Достаточно указать, что лишь В
одном месте целый батальон пехоты про-
тивника был отрезан от своих, окружен и.
полностью истреблен. В другом месте та
же участь постигла две роты вражеских
автоматчиков. 0603 с боеприпасами и про-
довольствием был захвачен нашей частью.

На ближних подступах к Нежину на-
ступающие встретились © подразделениями
новой немецкой дивизии, которой до этого
здесь не было. Пленные солдаты и офи-
церы показали, что этой дивизии врика-
зано любой ценой удержать Нежин. Но
положение и этих свежих сил было уже
довольно трудное. На еверо-западе наши
части перерезали дорогу Нежин-— Чернигов
и загнали немцев в болота, а восточнее
города была занята Кунашевка в 5 кило-
метрах восточнее Нежина.

Вчера вечером немцы сделали
ную попытку разжать кольцо наших
войск, сжимавшееся вокруг города. В
контратаку на Кунашевку было брошено
два полка пехоты с танками. Наши части,
подходящие с запада, тоже были контр-
атакованы крупными силами противника.
Все эти контратаки они отбили с немалым
уроном для немцев. Вечером же советская
авиация совершила мощный налет на по-
зиции врага. Уже в темноте она повто-
рила свой удар. Ночью наши войска
ворвались в город и завязали бои на
улицах. Центром немецкого сопротивления
в Нежине была городская площадь. В
ней наши бойцы подошли с разных сто-
рон и взяли ee штурмом. 15 сентября
Нежин был очищен от вражеских солдат
и офицеров,

Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. :

(По телеграфу).

отчаян-

свою драгоценную ношу от дождя, вновь
нахлынувшего на нашу полуторку.
Мы в’езжаем в Батурин, едем по раз-

битым улицам, мимо догорающих домов,

мимо полуразрушенного немцами домика
Кочубея, мимо тенистого, теперь изрыто-

го бомбами и посеченного осколками ко-

чубеевекого сада. Крутой снуек приводит
пас к Сейму, туда, где чернеет длинный
в полкилометра остов сожжениото немца-
ми моста. Выше по берегу виднеется He-
сколько плотов. На них переправлялись
через Сейм полки № гвардейской дивизии.

Два года под немнами дорого обошлись
населению Батурина. В один день немец-
кие власти расетреляли в городе свыше
тридцати мирных жителей. Городскую ак-
тивистку Евдокию Мирошниченко Ётле-
ровские звери ‘растерзали заживо. Они
выкрутили ей руки, вырвали волосы, обе-
зобразили лицо. Женщина вырвалась из
рук палачей и в отчаянии бросилась к
колодцу. Немцы поймали ее и довершили
пытку до конца. Мужа Мирошниченко
немцы убили, детей сожгли. i

«Бургомистр» Батурина царский после-
дыш Иващенко бил женщин по щекам,
приводя их в послушание. Сейчас Ива-
щенко сидит в сарае под надзором. On
не успел убежать со своими хозяевами и
теперь уныло точит слезы перед следова-
телем, прикидывается либералом. Проходя’
мимо сарая, женщины плюют в сторону
понурой фигуры немецкого наместника:

— Попалась, собака!

Батуринские партизаны составили длин-
ный список немецких преступлений. В
селе Матиевка немпы замучили несколько’
семей, в селе Красное они повесили же-
ну председателя колхоза. Здесь же был
повешен неизвестный батуринцам парти-
зан. Он. умер гордой смертью, оттолкнув
палачей и сам накинув на себя веревку:

— Не хочу, чтобы ваши поганые руки
меня касались...

Село Городище, огромное, зеленое, как
все села Черниговщины, тоже пылает лю-
той ненавистью к немцам. В памяти го-
родищеских селян жива еще страшная
картина немецкой расправы. Co всего’

района немцы согнали сюда семьи, запо-:

дозремные в поддержке партизан. Тут бы-
ли старики, жемщины, дети. Веего — 82
человека. Их закрыли в темный сарай,
Сначала там выстроили мужчин и дали
по ним две очереди из автоматов. Потом
выстроили женщин и тоже выпустили две
очереди. Потом стреляли просто в кучу
барахтающихся в крови человеческих тел.
Наконец, облили сарай бензином и подо-
ЖГЛИ.

Недавно в селе Городище сверштился акт
правосудия. Наши войска окружили здесь
свыше батальона немпев. Большая часть
их была уничтожена в Gan.

Майор К. БУНОВСКИЙ.
ЧЕРНИГОВЩИНА. (По телеграфу).

‚позиций. Преследуя
‘части на плечах у него ворвались в насе-

На Запброжском
‚.и, Мелитопольском

направлениях

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 сентября.
(Пе телеграфу от наш. норр.). Каждый
день наши части, наступающие на Зано-
рожеком и Мелитопольском направлениях,
значительно продвигаются на запад. За
истекшие сутки они прошли от 10 до
15 километров и освободили от немцев
свыше 60 населенных пунктов, в том
числе город Гуляй Поле, районный центр
Покровское, районный центр и станцию
Куйбышево. Противник оказывает упорное
сопротивление, но наступающие энергич-
ными атаками вынуждают его к отходу.

Бои происходят здесь в густо населен-
ной полосе местности; изрезанной Фмного-
численными реками и балками. Противник
старается использовать такие теки в ка-
честве промежуточных рубежей обороны.
В других случаях немцы пользуются вол-
ными преградами для устройства отбечных
позиций.

Наступающие войска быстро ломают со-
противление немцев, поспешно переходя-
щих к обороне, и продвигаются дальше.
В ряде ‚случаев наши части, особенно
подвижные, обтекают узлы сопротивления
врага е флангов, обходят его промежуточ-
ные рубежи и тем самым снова заетав-
ляют отступать. То же самое происходит
и в более широких масштабах. Как толь-
RO на одном каком-либо участкв. наши
войска значительно выдвинутея вперех и
нависнут над флангом противника, немцы,
опасаясь окружения, отходят.

Как ни пытается неприятель в крити-
ческие моменты отводить свои войска с
наименьшими потерями, это ему не удает-
ся. Он несет серьезный урон на проме-
жуточных рубежах, а нередко и в дви-
жении, когда наши части, преследуя
немцев, вавязывают бой их главным си-
лам. Здесь дело обычно решается быстрым
броском, ‘умелым ианевром. Так произо-
шло, например, в бою за одну железнодо-
рожную станцию. Встретив сильное с0-
противление неприятеля, командир N
стрелкового полка предпринял обход не-
мецких позиций и намее удар во фланг.
Для немцев этот скрытно выполненный
маневр оказался неожиданным. В резуль-
тате наши подразделения нанесли He-
приятелю болышие потери и с овладели

станцией.
Майор Б. ГЛЕБОВ.

Юго-западнее

Харькова -

(По телеграфу от наш. корр.). Юго-запад-
nee Харькова’ противник, распелагающий
в этом районе крупными силами пехоты
и танков, попрежнему оказывает упорное
сопротивление. Однако наши части, раз-
вивая успех наступления, наносят немцам
большой урон и отбрасывают ях на юго-
запад. ты :

В течение последних суток ожесточен-
ные бои шли в районе Новой Водолаги.
Подготовив накануне оборону на рубеже
железной и шоссейной дорог, неприятель
сегодня с утра предпринял здесь несколь-
ко контратак. Все эти контратаки были
отбиты. Одной нашей части удалось от-
бросить немцев с шоссейной дороги и по-
дойти вплотную к Новой Водолаге. Но тут

`  немцы пустили в контратаку несколько
‘танков, а в воздухе появились вражеские

бомбардировщики. Но навстречу бомбарди-

ровщикам вышли наши истребители, и
`неприятельский налет сорвался. Не уда-

лась и танковая контратака. Бронебойщи-

KH подбили два танка, а остальные Ma-
были повернуть 06-

шины вывуждены
ратно. : i

Вскоре наступающие решительно атако-
вали позиции противника, прикрывавшие
Новую Водолагу, и сбили немцев с этих

противника, наши

ленный пункт и после боя овладели Нэ-
вой Водолагой.

Части № соединения продвинулись так-
же между железными дорогами Харьков
— Красноград и Харьков — Лозовая. Нем-
цы в течение нескольких дней обороня-
лись на одном рубеже, но еще вчера №
части удалось прорвать неприятельскую
оборону. Успех прорыва был обеспечен
здесь нашими артиллеристами. Сосрехото-
чив сильный огонь на узком участке, ар-
тиллеристы сумели подавить огневую си-
стему противника и тем самым расчисти-
ли путь пехоте.

N часть атаковала- неприятельские по-
зиции и в течение нескольких часов су-
мела вклиниться в оборону немцев. Затем
в прорыв были введены другие части, и
теперь уже он значительно расширен.
Противник был вынужден оставить не-
сколько селений. Развивая ‘успех наёту-
пления, наши части овладели крупными
населенными пунктами Охочае, Мелихов-

ка, Парасковея и др.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На-днях. М артиллерийскому полк
вручения знамени полк проходит торжественным маршем,

15 сентября 1943 г;, четверг. № 219 (5590).

Бои за Харьков характеризовалиеь умо-
лым взаимодействием всех родов Bolick,
осуществлявших операцию по овлалению

Из опыта наступательных боев наших войск
о АБ ee ee ee

Танковые удары.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Наступающие танки и пехота продолжа-
ли теснить немцев. При этом соблюдался
принцин сосредоточения танков Ha ре-

городом. Наша пехота, артиллерия, танки,   шающем направлении. Наше командова-
авиация, — каждый из этих основных ние, гибко маневрируя танками по фрон-

родов войск действовал © железной на-
стойчивостью, решительно преодолевая
сопротивление противника, сосредоточив-
шего на подступах к городу и в самом
городе крупные силы.

Оборонительные постройки, воздвигну-
тые немцами вокруг Харькова, не нред-

ставляли собою ничего нового. Это была ные оборонительные позиции.

типичная немецкая оборона с ее инженер-
выми сооружениями, препятствиями, CHC-

ту, наращивало силу’ удара на участке
наметившегося успеха. Противник, 05-

наружив угрозу охваТа Харькова с запада,
приложил все усилия, чтобы . остановить

здесь продвижение наших чаетёй. Особея-
но сильное сопротивление немпы оказали
на рубеже реки Уды, где они имели проч-
Танки N
соединения метр за метром взламывали
оборону противника, отбивая его контр:

темой огня. Укрепления, непосредственно   атаки. После суточного боя они овладели

‚примыкающие к окраинам города и рас-

рядом населенных пунктов

и перерезали

положенные на окраинах, носят явные  важные коммуникации, идущие из Харь-

следы поспешности, с которой они возво-
дились. Как видно, немцы» не ожидали,
что нашим войскам удастся быстро пре-
одолеть внешиие пояса обороны и 6on
приблизятея внлотнузо к Харькову. Вог-
да обозначилась угроза прорыва, немцы
согнали поголовно всё население и на-
чали спешно приспосабливать к упорной
обороне городские окраины. Прочных фун-
даментальных укреплений противник co-
орудить здесь не успел, но и то, что он

кова на запад. Новидимому, это и оказа-

ле решающее влияние на судьбу Харь-
Кова. ; :

Уже одно краткое описание хода собы:

тий во всей полноте показывает, насколь- ›
KO важно массированное применение тан-

ков для флангового охвата крупного на-

селенного пункта. Глубина такого охвата

каждый раз определяется конкретной 0б-
становкой. В данном случае маневр тан-
ков был не очень глубоким, т. е. не но-

сумел сделать, являлось серьезным пре- еил широкого оперативного размаха. Глав-

пятетвием для наших танков и нехоты.

Особо следует отметить большую на-
сыщенность вражеской обороны артилле-
рией. Можно сказать, „что такой плот-
ности артиллерийского огня, какая име-
лась у немпев вокруг Харькова,
пе наблюдалось. Создав сплошной огневой
пояс, немцы рассчитывали предупредить
опасность непосредственного вторжения в
город наших танков и пехоты и вместе с
тем обеспечить себе свободу маневра под-
вижными резервами. На флангах, далеко
в стороны от Харькова, противник имел
глубокую оборону, подпирая ее крупными
танковыми силами.

Таким образом, немцам в значительной
мере удалось придать своей обороне и
жесткость (мощная огневая система), и
активность (сильные танковые кулаки на
флангах). Чтобы сломить такую оборону,
наши войска должны были действовать
напористо и проявлять высокую маневрен-

то ни было ослабления нажима на против-
ника по всему фронту, и в то же время
требовалось гибко маневрировать, сосредо-
точивая усилия на решающих имаправле-
ниях и нанося удары мощным кулаком.
Этим кулаком и явились наши танки, а
уязвимыми местами вражеской обороны
стали ее фланги, особенно левый, где соз-
давалась угроза тыловым коммуникациям
немцев. Заслуживает быть отмеченным
тот факт, что наше командование до кон-
ца осталось верным идее флангового ох-
вата Харькова, использовав для этого
прежде всего танки.

Поеле того, как наши части подошли Е
окраинам Харькова и опоясали его полу-
кольцом, центр тяжести боя переместился
на фланги неприятельской обороны. Там
завязались ожесточенные танковые бои, в
которых участвовали сотни машин. Crpe-
мясь предупредить угрозу глубокого обхо-
да, немцы подтянули к своему левому
флангу сильную ‘танковую труппу (три
танковых дивизии), которая попыталась
нанести контрудар. В районе одного He-
большого, но важного в оперативном от-
ношении населенного пункта неприяте-
лю удалось несколько потеснить нашу
пехоту. Но тут вступили в действие тан-
ки № соединения. Бой продолжался сутки
и был весьма ожесточенным. Hamm тан-
кисты отразили вражеский удар и восста-
новили положение. Мало того:
танковая группировка немцев,
наченная для срыва действий наших
войск по захвату Харькова, оказалась ско-
ванной.

Это благоприятно сказалось на такти-
ческой обстановке непосредственно
Харькова, где наши части усилили на-
жим, настойчиво охватывая город в кле-
щи. Здесь тоже активно действовали на-
ши танки вместе со стрелковыми соеди-
нениями. № танковая часть; преодолевая
ожесточенное сопротивление немцев, про-
двинулась внеред и очистила от против-

ника лесной массив северо-западнее Харь-

кова. Наши танкисты отразили ряд тан-
ковых контратак противника и, отбросив
его, заяяли Пересечную, тем самым обес-

печив действия других частей вдоль за-

падных окраин города.

раньше  =

у  вать в очень тяжелых условиях,

ной целью являлся захват Харькова. В
достижению этой цели и были направле-

ны усилия наступающих войск, в том чие-
ле танковых частей, вводимых в бой со-

средоточенно.

Маневр ‘танков, осуществлявитих охват
Харькова, на первый взгляд, проводился в
несколько замедленном темпе. В данной
обстановке это было обусловлено характе-
ром местности и обороны противника:

большая ее глубина, насёищенность артил--

лерией, наличие у немцев значитёльного
числа танков. Когда нельзя разрубить
узел одним ‘ударом, его развязывают со
всей кропотливостью. Харьковская опера-
ция на ее решающем этапе какраз и 0т-
личалась методичностью, поскольку узел,
стянутый здесь противником, был весьма
прочен. К тому же маневр танков был
соразмерен с темпом наступления стрел-
ковых соединений, которые сохраняли не-
прерывный оперативный и тактический

ность. Нельзя было допускать какого бы   контакт с тамковыми частями.

Вслед за танками, закрепляя их успех,
следовали пехота и артиллерия. Против-
ник имел много артиллерийских средств,
что требовало мадежного обеспечения тан-
ковых атак. В этом деле видную роль. сыг-
рала наша самоходная артиллерия, не-
отступно сопровождавшая боевые порядка
танков. Она умичтожала противотанковые
узлы немецкой обороны, вела борьбу с
тяжелыми танками врага.

Существениую поддержку оказывала
танкам наша бомбардировочная авиация,
наносившая крепкие удары по узлам co-
противления - немцев, по HX танковых
группировкам. Опыт боев за Харьков с9
всей наглядностью подтвердил эффектив-
ность согласованных массированных уда-
рев танковых и авиационных соединений
на решающем направлении. Господство
нашей авиации над полем боя дает ваз-
можность танкам. безболезленно сосредо-
точиваться в избранных местах и разви-
вать маневр.

Наряду с массированным — использова-
вием танковых соединений отдельные
труппы танков действовали в тесном вза-
имодействии © пехотой, вместе с нею
штурмуя окраины города. Сильная про-
тивотанковая оборона немцев, насыщенная
большим количеством самоходных пушек в
прикрытая сплошными минными полями,
требовала от наших танкистов искусного

активная! маневра, умелого взаимодействия с пехо-
предназ-

той и поддерживающей артиллерией. С
этой задачей танкисты справились непло-
хо. Образцы умелого взаимодействия пока-
зали части, которыми командуют тт. По-
пов и Лившиц. Им приходилось действо-
но Bcé
же танкисты всегда точно выполняли бое-
вые задачи, снискав уважение поддержи-
ваемой пехоты. :

Ha любом участке фронта под Харь-
ковом можно было видеть советские танки,
вместе с другими родами войск велущие
упорную и тяжелую борьбу за город. Прав-
да, уличных боев танки не вели и в 2т0м
не было надобности. Они сделали св
дело вне города. Стрелковые части тур-
мом выбили противника из Харькова.

Педполковник П. КОЛОМЕЙНЕВ,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ПОДВИГ ГВАРДЕЙЦА ТОКАРЕВА

(По телеграфу). Подбросив свежие силы,
немцы пытались вернуть позиции, занятые
нашими бойцами. Разгорелся жаркий бой.
Подразделение офицера Карыпова муже-
ственно отбивало Натиск врага. Бойцы сра-
жались яростно и храбро. Особенно в этом
бою отличился гвардии красноармеец - То-
карев.

Подпустив танки на близкое расстоя-

У было вручено
Впереди командир полка

®
ние, Токарев открыл огонь и подбил не:
мецкий танк и самоходную пушку. Немцев,
выскочивших из подбитых машин и пытав-
шихся удрать, наестигали меткие пули от-
важного гвардейца. В разгар боя Токарев
заметил, ‘что немецкий автоматчик бросил-
ся на командира роты. Токарев немедленно
кинулся на. выручку и своим телом заго-
родил командира^ Пожертвовав собой, ге-
рой-гвардеец спас жизнь своего командира.

oe

гвардейское знамя. На снимке: после

гвардин подполковник Лобанов,

Снимок М. Пригожина,

a
yi

ye

ae

ok

т
ГЕ
Г.
вс

ИВМ

ю
iy) Ct
ях
ИМ
Те,
yw
ip, Ky
ВН
ВИ
iH Ky
Ve
i Ct
oe!
КН
ue
Tey
ИМ
pil
1 He
фо
i, He
pal
ВИ
i) Bd
BH
iil Kp
x0
Кр

3 Gr
фе
№ К
Xa]
№0}
К
Vn
pat
Л
ct
У. Ка
Hi
ин
te
ВК

ЩИ
Te
1:

W Kp
ai

IQ de
cee

8 Ka

Cero
М
и
№ Rl
TMH
Sy
Uy
М
И
Treo,
Leap
lyn
№ и
М or
Мак
‘Та:
а