Сталинград сегодня

Самолет приближался к Волге. Еще мя-
нута, и блеснет светлая полоска рекн, ли бы их было даже вдвое и втрое. боль-

покажется город.

Дорога от аэродрома к городу идет ми-
мо зеленых бахчей. Пахнет полынью. С путно шла очистка домов, улиц, дорог и
низовья Волги дует сухой каспийский ве-

тер. Светлое и

и знойный сталилградекий девь.
яростной зелени арбузной листвы

черной каской на голове,

приветно-лучезарное   месяцев в городе обезврежен
солнце уже поднялось, предвещая лолгай  63 тысячи противотанковых и противопе-
Среди! хотных мин, Однако извлечены еще да-
С вдруг   леко не все мины.

встает перед глазами немепкий. солдат, на-

стоящий Фриц в серо-зеленом мундире С  кретаря обкома совсем неподалеку разда-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Положение: в Италии
БОИ МЕЖДУ НЕМЦАМИ И агентства Рейтер из Алжира, более 100
ИТАЛЬЯНЦАМИ В СЕВЕРНОЙ итальянских кораблей прибыли на Мальту

и в другие порты союзников. В их число
ИТАЛИИ входит 5 линкоров, 6 крейсеров, 2 легких

— Волга хороша, — застенчиво улы-
бается девушка, — только из-за этого сто-

неприятная работа, но мы убрали бы, ec-

: lice! ) „ крейсер,
Ще... Угроза эпидемии, которой мы не на   ило приехать. ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Как peter!    rage Mcdelalan atta oe
шутку побаивались, ликвидирована. По- Девушка не говорит о трудностях рабо-  передает агентство Рейтер из Палермо, ве- зоневе 2 имо 06 корветов,

ты и жизни, Да, в этои городе жить не-
легко. Но жить и строить его, быть па-
следником славы его защитников — веля-
кое счастье, особенно для тех, кто на-
чиизет свою трудовую жизнь, Молодые
строители знают, как трудно было защит- .
никам Сталинграда. «Выдержим и мы», —
товорят юные наследники сталинградских
ветеранов.

чером 14 сентября в Турине и северо-за-
паднее Милана продолжались бои между
‚германскими и итальянскими войсками,

СТОЛКНОВЕНИЯ НЕМЦЕВ
С ИТАЛЬЯНЦАМИ В ЮГОСЛАВИИ

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Агент-
‘ство Рейтер сообщает из Цюриха, что в
Белграде, когда немцы стали разоружать
‘ тальянские части, произошли ожесточен-

госпитальное судно и различные корабли
меньших размеров. Ряд итальянских тор-
говых судов находится на пути в порты
союзников.

окрестностей города от мин. За несколько
1 миллион

HOKC O ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО

ФЛОТА СОЮЗНИКАМИ
ВАШИНГТОН, 15 сентября. (ТАСС). В

Словно в подтверждение этих слов CE-

ются несколько сильных взрывов, и клубы

48 сентября 1943 г., четверг. № 219 (5590).

Генерал Фуллер о нынешней
военной ситуации

«ЛУЧШИЙ ПУТЬ ДЛЯ НАС
ЛОПРЕЖНЕМУ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ»Ь

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Газета
«Санди пикториэл» опубликовала статью
генерал-майора ° Фуллера,  озаглавленную
«Лучший путь для нас попрежнему через
Ла-Манш». В своей статье Фуллер, отве-
чая на поставленный им же самим вопрос:
«Является ли капитуляция Италии вто-
рым фронтом?», пишет: «Нет, это мораль-
ное потрясение, но ни в коем случае не
второй фронт, потому что второй фронт
должен дополнять фронт в России и не-
посредственно помочь ему, вынуждая нем-
цев оттянуть большие силы -из России,

— Что это? черного дыма обволакивают склоны отлогой
oe Та то пугало, — смеется шофер- горы за городом. Это саперы-осоавиахимов-
Увраинец, цы, подготовленные на специальных кур-

Мундир немецкого разбойника и каска, сах, подрывают мины. Полгода прошло с
зказывается, пригодились сталингралекому   той’ поры, как фронт ушел далеко от Ста-
линграда, но каждый день эти взрывы на-
кто здесь живет, минув-

огороднику для того, чтобы пугать на бах-
чах ворон.

Осень сорок третьего года. Полгода про-
по с того дня, как победио закончилась
сталинградская битва. Мы едем к городу ¢
южной ‘стороны от -Бекетовки по шоссе
Сталинграл-—Сарепта. Навстречу мчатся
десятки машин всевозможных немецких
марок — тяжелые транспортеры на гусе-
ницах, штабные автобусы «Адаер», ‘mu-
карные «Оппели», «Унион», ‹ «Мереедег-

Бенцы». Кажется, весь Сталинград ездит   ЛАРок героическому wi ace
на трофейных машинах такой-то части». Бойцы тыловых частей

- — Подарок Сталингралу от. 6-Й немеп- фронта отстраивали и первые здания.
кой армии, — опять посменваетея наш Е
пофер. мели имена героев уличных боев...

На южной окраине города, у полотна теперь здесь популярны имена лучших
железной дороги, огромное кладбище раз-  Строителей. Герой сегодняшнего
битых вражеских  самолетов—немёикие, трада — Надя Тюленева. Это пятнадца-
румынские, итальянские истребители, тя’   ТИлетняя девушка, комсомолка, из Виров-
желые бомбардировщики, разведчики, тран-   СКой области, лучшая каменщица. За сме-

поминают всем,
шие. дни сталинградекой страды.

семнадцать мостов, отремонтировали

й грунтовых дорог. Ha млогих мостах

Первыми строителями города были те,
кто защищал его и кто заканчивал раз-
гром немцев на Волге. Они восстановили
де-
сятки километров асфальтовых, каменных

проезжий может прочитать надписи: «По-
Сталингралу от бойцов
Вак раньше, в дни обороны, здезь .гре-
так

Сталин-

ну она уклалывает 7 000 кирпичей, вдвое

спортные машины-—зеленые, желтые, Ce
рые, оранжевые фюзеляжи,
хвосты, смятые моторы, перебитые крылья.

Представьте себе московскую выставку 00-

разцов трофейного вооружения, только B

сорок— пятьдесят раз’ большую. За не- рова и Люба Чегинцова из Башкирия.

сколько месяцев сталинградды стащили на
это кладбище свыше двух тысяч враже-
ских самолетов, ебитых в городе и его ок-
рестностях. Это кладбище выглядит весь-
ма внушительно. Иичный ‘представитель
Рузвельта Джозеф Дэвис, посетивший Ста-
линград весной, полчаса ходил по этому

кладбищу, восхищенно повторяя: ‘<Хо-
рото!»
Дальше, тоже Y линий железной до-

роги, другое кладбище — немецких тан-
ков, бронемашия и орудий. Сотни танков
уже восстановлены и, послушные нашим
водителям, ходят в атаки на юге, на 3a-
паде.

Вот и город. С первого взгляда
жется мертвым. На 73 километра в дли-
ну и 3—4 километра в. ширину — от
степи ло берега Волги, расстилаются не-
оглядные пуетыри пожарищ. Сожженные
дома широко раскрыли черные впадины
окон. Дома не зрячи, как люди, которым
палач выколол глаза. Бесчисленные руи-
ны стоят, тесно сдвинувшись, обломки
одного злания смешались @  обломкамя
другого. Будто вытолчен город в гигаят-
ской ступе, либо пронеслась над ним бу-
ря неслыханной силы, всё разметавшая и
повалившая наземь,

Но город живет. Нрисмотришься внима-
тельнее, и замечаешь его кипучую жизиь.
Тянется вверх буйная зелень молодых де-
ревьев, скрашивая изуродованное. Выра-
растают леса строек на пепелищах. Сре-
ди развалин трудно найти в Сталинграде
целый, как злесь говорят, счастливый
дом, а межлу тем в городе уже насчиты-
вается 215 тысяч жителей и по расчетам
к концу года в нем будет ме менее 300
тысяч жителей.

Сталинградцы шутят: «Раньше был го-
род и нехватало квартир, сейчас города
нет и все разместились».

Но где же живут люди?’ В подвалах
разрушенных и сгоревших домов; в Ope-
зентовых и полотняных палатках, в на-
скоро построенных бараках, в подбитых
немецких автобусах — их з1есь оста-
лось не мало, в зеилянках, в блиндажах.
Пассажиры волжеких пароходов смогут
увидеть на правом берегу от Тракторного
до нефтегородка сотни землянок и блин-
дажей — это бывший «поселок» штабов
хивизий 62-й армии. Ниже по Волге на
берегу был «поселок» ‘армии генерала
Шумилова, оборонявшей южную часть
Сталинграда. Теперь во всех этих  добро-
тно слеланных фронтовых жилищах по-
‘селились строители, горожане, оставитиеся
без крова.

Многие учреждения помещаются в пол-
валах домов. Даже такое почтенное уч-
реждение, как Главное управление ‘по
восстановлению Сталинграда, работает в
подвале разрушенного дома ма _Рабоче-
Ерестьянской улице. Летний кинотеатр
расположилея в подвале сгоревшего зда-
ния Облисполкома.

Жить здесь нелегко, но сталинградцами
владеет сознание их долга перед Родиной.
На знакомых, чуточку постаревших липах
сталинградских друзей я вижу одно: за-
боту о возрождении города. — Это —
цель нашей жизни, —— говорят они.

Для каждого, кто побывал здесь в дни
осады, кто видел Сталинград зимой после
разгрома немцев, казалось невероятным
восстановление города из руин и пепла.
Многие говорили, что лучше построить но-
вый город на новом месте, нежели восста-
новить его. Но Сталинград возрождается.
Город великого сражения, год назад быв-
ший центром фронтов, стал теперь городом
великой стройки.

На берегу залитой солнцем Волги
слышатся неумолчные голоса, стук то-
поров, звон пил, шуршание и грохот
камнедробилок и бетономешалок. Нет на
территории этого истерзанного немцами
города уголка, где бы ни поднималась
жизнь. Уже дымят трубы многих предпри-
ятий. Каждый день здесь считают BOC-
становленные дома, отстроенные цехи,
смонтированные агрегаты. Считают и гор-
дятся этим так же, как в свое время ста-
линградская армия гордилась успешно про-
веленной атакой.

Прежде чем приступить в восстановле-
нию города, сталинградцы проделали по-
истине великую работу.

— За три месяпа, — рассказывает се-
кретарь обкома партии тов. Чуянов, —
жители и воинские части убрали и зарыля
128 тысяч трупов немцев и свыше il

он ка-

тысяч трупов лошадей. Конечно, это очень! — спралтиваю одну из них.

СР 113250,

отрубленные   болыше своей нормы. Герои сегодняютнего

Сталинграда — молодой каменщик Иван
Селезнев, бригалиры Светлана Либе, Лена
Максименко из Казахстана, Шура Кома-

учительница Мария Палагина...

Не перечислить имен героев восстанов-
ления Сталинграла, но срели них нало
выделить Черкасову Александру Макси-
мовну — жену  фронтовика,
детского ‹ сада, скромную, худенькую жен-
щину, мать двух детей, участницу оборо-
ны Сталинграда, о санитарку,  спасшую

7] жизнь многим раненым.

Чем прославилась Черкасова? Она соз-
дала бригаду женщин, которые, окончив
работу в учреждениях, ‘ежедневно прихо-
дят на строительство знаменитого Шавлов-
ского дома на Пензенской улице. Этот дом
обороняла’ горсточка бойцов во главе с»
старшим сержантом Павловым. Навернъ
всем защитникам Сталинграда будет при-
ятно узнать, что дом Павлова, исклевап-
ный снарядами, пролырявленный граната-
ми и минами, уже отстроен.

По почину Черкасовой возникли сотой
трудовых добровольческих бригад. Они пэ-
явились на многочисленных стройках го-
рода. Многие колхозы посылают в Сталин-
град добровольческие строительные. брига-
ды с подволами. Люди не жалеют воскре-
CHEIX дней. Вот сегодня воскресенье, но
тысячи горожан в брезентовых“ куртках,
комбинезонах с лопатами, ‘кирками и J0-
мами идут на стройку больниц, школ, жи-
лых домов. На стройку школы пришли
пионеры, их никто не ожидал, но оня
говорят: «Мы хотим восстанавливать свою
школу». Ребята нашли посильное дело,
вяжут решетки из штукатурной  драни.

Город поднимается неудержимо, этаж за
этажом, цех за цехом. Уже на много ки-
лометров протянулись новые линии элек-
тронроводов, задымили трубы заводов,
пущены в ход предприятия, обелуживаю-
щие нужды горожан, — бани, прачечные.
хлебозавод, ‘пошивочные и обувные маз-
терские, швейная, обувная, кондитерские
фабрики. Уже введены в строй свыше ты-
сячи домов общей. плошадью эколь 150
тысяч квадратных метров. С великим тру-
дом найдены и ремонтируются помещения
для механического и медицинского инети-
тутов, для 25 школ.

Пароходы и поезда везут к Сталинграду
пензенское стекло, архантельский лее,
уральские станки, сборные дома из Моло-
товской области, книги, инструменты,
одежду и обувь, цемент и гвозди, сотни
тысяч подарков — всё, что необходимо
для восстановления героического города.

...Центр города. Отстраивается здание,
где свыше двадцати лет помещалея Го-
родской Совет, растут этажи других раз-
рушенных домов. Палатки строителей pac-
кинуты в парках. Городской сад завален
осколками снарядов, бомб и стабилизатэ-
рами мин так густо, что кое-где не вид-
но земли! Вот срубленная снарядом сго-
ревшая акация, возле нее клен, ствол его
истерзан осколками, верхушка срублепа
и ветви обожжены. Листья почернели, де-
рево засыхает. Видно, смерть ему. Но
снизу поднимается уже буйная молодая
зелень.

На центральной пристани, изрытой око-
пами, траншеями, у свежевыкрашенного
дебаркадера стоит пассажирский пароход.
Вверх и вниз по Волге снуют баркасы,
маленькие катера тащат огромные баржи.
Фарватер реки очищен от немецких мин.
Волжская военная флотилия и Эпром не-
мало потрудились прежде, чем пароходы
могли свободно итти вверх и вмиз. Ветер
рябит воду. Серебряные блестки . воды
вепыхивают на солнце. Волга, вечно жи-
вая Волга, дышит прохладой. Над берегом
в пионерском садике вновь поднялся на
ноги поваленный бомбой бронзовый ста-
линградец Хользунов в кожанке и шлеме.
Широкоплечий, высокий, он стоит устрз-
мив вдаль зоркие, ястребиные глаза.

На стройку Сталинграда приехали ты-
CHIH комсомольцев-лобровольцев, прислан-
ных сюда с путевкой Центрального Коми-
тета комсомола. Это новые жители Ста-
линграда. Одни приехали на время, дру-
тие останутся здесь навсегда. Больше .по-
ловины добровольцев — девушки. ‘

Прораб хвалит молодых башкир, горь-
ковчан, алмаатинцев. Такие вот юмоши й
девушки в свое время строили Сталин-
традский Тракторный и своей трудовой от-
ватой изумляли весь мир.

На строительстве школы работают де-
сятки девушек. =

— Ну, как нравится вам Сталинград?

работнипу

маясь из руин и обломков. Каждый из них

- Проедешь сожженные кварталы «Бал-
кан», мост через крутой овраг, и начи-
нается северная часть города —— район
трех богатыреких заводов, стоявших три
месяца на направлении главного удара
немцев.

‚ят обгоревшие, смятые желтые баки, че-
рез огромный пустырь, где раньше был
поселок Лазурь, мимо «тещиной останов-
ки», в шутку названной так красноок-
тябрьскими рабочиии («пока здесь до-
ждешься трамвая, успеешь к Tele na
блины сходить»),
глубокий овраг, ка склонах которого етоят
десятки красных пирамид с надгробвыми
надписями. Справа горы шлака, за вими
завол с обрубленными и простреленными
трубами, похожими па жерла подбитых пу-
‘шек, истолченные в порошок развалины
домов, где парни-строители пилят лес, а
девушки засыпают воронку от бомбы —
чудовищную, самую большую в городе во-
ронку, которая вызвала удивление вилав-
ших виды сталингралцев. На пепелищах
там и сям жители строят деревянные до-
мики, на тачках везут с берега бревна,
собирают обломки досок.

Если в центре города остались еще
коробки домов, то здесь, от «Балкан» до
Тракторного, всё повалено насмерть, пр›-
стрелено и даже не видно ‘деревьев. Ilec-
чаные, глинистые овраги, горловиной вы-
холящие к Волге, были убежищами жите-
лей во время осады. Когда-то в Сталин-
граде мы «воевали» с этими оврагами
и вовсе не думали, что они будут спасать
нас в тяжелые дни обороны.

По узкой тропке мы поднимаемся на
Мамаев Курган — место ‘самых крово-
пролитных боев, курган смерти и славы
Отсюда виден весь Сталинград, зеленые
острова на Волге против города, где на-
ходилиеь огневые позиции нашей артил-
лерии, заволжекие леса и сады, Ахтуба,

а за ней пустынная етепь. Мамаев Кур-

ган — святое место Сталинграда. С вер-
тины до ‘края курган засытан ‘осколками.
Положите ладонь на любом клочке три-
жды перепаханяой бомбами и пропитан-
ной кровью земли: под ладонью шесть-
семь осколков. Злесь не действует компас
— полная аномалия.

Воинам, погибшим здесь, сталинградцы
строят три больших памятника. Несколь-
ко девушек облиповызают обелиски. Бри-
гадир Иван Петрович, фронтовик, раненый
под Миллерово, говорит:

— Таким героям, что погибли. здесь,
Halo бы постронть золотые памятники,

Здесь, на Мамаевом Кургане, я ветретил
трех астрахавских девушек. Они долго
стояли у братской могилы. Одна из них,
комсомолка Козвева, тихо сказала подру-
гам:

— Теперь я понимаю, в каком мы дол-
гу перед Сталинградом...

У в’езда на территорию завода «Врас-
ный Октябрь» молодая девушка в крас+
ной косынке, с винтовкой в руке, про-
веряет пропуска. Страшен’ и величестве-
нен вид завода. Раздавлены бомбами кор-
пуса цехов, смяты мощные железные кон-
етрукции, в одном из цехов лежит сби-
тый немецкий бомбардировщик, в другом—
две пушки — их пока нельзя вытащить
из-под завалов. В цеху, без потолка, ра-
ботают токари, слышно гуденье моторов,
стук молотков.

Директор завода работает в одном из
уцелевших домиков в маленькой комнат-
ке, где только что вставлены рамы и еще
нет стекол. `В поселке не сохранилось
ни. одного жилого ‘дома; но вс6 же здесь
живут несколько тысяч человек. Уже йо-
строено 11 четырехквартирных домов,
столько же будет построено в ближайшее
время. Краснооктябрьцы переписываются
с бойцами и-офицерами дивизий Батюка,
Гурьева и Соколова, которые обороняли
завод. Воины жадно ‘интересуются всем,
что делается в городе и спрашивают:
«Неужели есть жители в поселке? ».

Кипучая созидательная работа идет на
Тракторном, на «Баррикадах». Три стар-
ших брата в большой семье сталинград-
ских заводов напрягаютея в труде, подни-

до войны составлял гордость индустриаль-
ного Сталинграда. В тяжелые дни осады им

суждемо было стать центральными бастио-

нами города. Здесь всё — и пробитые
трубы, и баррикады у заводских ворот, и.
обугленные цеха, и Дзержинский на пло-
щади, в простреленной косоворотке, про-
стоявший с защитниками Сталинграда всю
осаду — всё говорит о неодолимой силе

рабочего Сталинграда. Сталинградцы пом-^

HAT и не забывают тех, кто от-
стоял их родной город. На фронт, в ди-
визии Сталингражекой  армии идут тысячи
писем, Здесь помнят нё только генералов
—= участников Сталинградской битвы, иэ
рядовых  бойцов-героев, помнят броне-.
бойщика Болото сапера Брысина, вновь
отличившегося пох Орлом, снайпера Зай-
цева, многих других. Гибель славного гв-
нерала Гуртьева, павшего в бою пох Op-
лом, каждый сталинтрадец воспринял, как
утрату близкого и родного, своего сталим-
традекого человека,

Пусть вет прежнего Сталинграла. На,
земле, навечио овеянной славой великой
битвы, рождается и встает из руии и
пепла новый город Сталима. Вслед за чу-
дом оборовы и чудом  маступления тво-
рится чудо восстановления города: Жи-
вотворящая сила народа возродит Сталии-
град. Он выраетет, как сказочный бога-
тырь, этот бессмертный город нашей зем-
ли — город-витязь, любимец народа, же-
лезной грудью своей защитивший родину

в тяжелую годину.
В. КОРОТЕЕВ.

° Дорога идет мимо нефтегородка, где сто- [ГР

через широченный и

© мелюсь сказать,

ные. схватки. Итальянские части в Загребе
‘были разоружены немцами, как только

Италии. Две тысячи итальянских солдат
бежало в Черногорию еще до того, как
немцы и павеличевцы оккупировали побе-
крежье Далмации.

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Каир-
ский корреспондент агентства Рейтер сооб-
щает, что в югославских кругах Каира по-
‘лучены сведения об ожесточенном столк-
вовении немцев с‘ итальянцами. у югослав-
ского порта Котор, на побережье Адриати-
ческово моря. Немцам не удалось разору-

жить часть итальянских войск, которые
отошли в Черногорию. *— :

НЬЮ-ЙОРК, 15 сентября. (ТАСС)
Стамбульский корреспондент агентства

Юнайтед Пресс сообщает, что итальянские
тражданские лица в Загребе арестовыва-
ются, ‘а их собственность конфаскуется.
Итальянские офицеры и динломаты в Бел-
граде также арестованы.

СВЫШЕ 100 ИТАЛЬЯНСКИХ СУДОВ.
СДАЛИСЬ СОЮЗНИКАМ

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС) По со-

общению специального корреспондента

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Штаб
союзных войск в Северной Африке coo6-
щает, что, несмотря на сильное сопротив-
‘ление противника и действия его авиации,
в районе Неаполя продолжают вызажи-
ваться войска союзников и выгружаться
вооружение и военные материалы. Войска
доставляются английскими и американски-
ми военными кораблями, находящимися
под командованием вице-адмирала амеря-
канского военно-морского флота Генри
Хэвитта. Крупные силы крейсеров 4
эсминцев продолжают подвергать обстрелу
вражеские позиции..

Военно-морские силы союзников продол-
жают оказывать поддержку войскам союз-
виков в районе Таранто и английской 8-й
армии, продвигающейея на побережье Ка-
лабрии. 12 сентября после полудня де-
сантные части союзников заняли остров
Капри. Оборона острова поручена итальян-
ским военным и морским властям, сотруд-
ничавшим с войсками союзников.

В районе операций 5-й армии, между Са-
лерно и Агрополи, продолжаются ожесто-
ченные бои. Обе стороны предпринимают
решительные контратаки. В некоторых ме-
стах войска союзников были вынуждены
оставить свои позиции. Однако они закре-
пились на новых ‘позициях и продолжают
получать быстро прибывающие подкрепле-
ния. Военно-морской флот и авиация союз-

было получено сообщение о капитуляции.

Ход военных действий в Италии

беседе с представителями печати морской  Для русских наше вторжение в Италию в

министр США Нокс заявил, что союзники   Настоящее ee ee oes
вполне могут использовать итальянский   ЧЕННОЙ отвлекан р у

На вопрос: «Должны ли Мы ждать, пока
вся Италия будет оккупирована, для того,
чтобы начать следующие лесантные опера-
ции?» Фуллер дает следующий ответ: «Я
чтобы мы должны были жлать,
крупные комбиниро-
Ла-Манг?е были так

военно-морской флот, несмотря на разли-
чие в боеприпасах и запасных частях. Сре-
диземное море, сказал Ноке, фактически
очищено от германских надводных кораб-

‘ 4 ве думаю

J 10 подводные лодки всё еще могут } ,

о Е Ла ь У    учитывая, что наши
: : ванные маневры в

АКТИВНОСТЬ ПАРТИЗАН НИТ
`В ВЕРХНЕЙ САВОЙЕ Касаясь вопроса о целесообразности не-
: медленного вторжения ка Балканы, Фул-
ЛОНДОН, 15. сентября. (ТАСС). По лер заявляет: «Оно может быть’ осуще-
спубликованным в лондонских газетах све-  ствлено, но к чему это поведет? По чему
дениям, полученным © французской грани:  это ударит? Взгляните также на желез-
цы, французские партизанские отряды,   ные дороги. В чем смысл этого, когда ст
сперирующие в Савойе, прервали железно- ‚Парижа нас отделяет только. канал»:
дорожное сообщение между Францией и
Италией. Железнодорожная линия на рас-
стоянии 30 км. от Шамбери полностью
разрушена на протяжении больше кило-
метра. Нарушение железнодорожной связи
между Францией и Италией срывает от-
правку германских войск, несших полицей-
скую службу во. Франции, следующих в
качестве подкрепления немецким частям,
действующим в: Италии,

СМЯТЕНИЕ СРЕДИ
ГИТЛЕРОВСКИХ ХОЛОПОВ
В РУМЫНИИ

СТАМБУЛ, 15 сентября. (ТАСС). Ус-
пешное наступление Крабной Армии вызы-
гает среди’ гитлеровских лакеев в Румы-
нин смятение, © чем. свидетельствуют
5 статьи румынских газет, Газета «Порунка
`   времий» со страхом констатирует, что
«яростное советское наступление при та-
ком изобилии орудий, танков. и самолетов
показывает, насколько велика вооруженная
сила русских». Газета заявляет, что «одна
только мысль о возможности провала на-
шей обороны на Востоке вызывает вепе-
едаваемый ужас и смятение».

ников оказывают мощную поддержку на-
земным войскам.

Английская 8-я армия, продолжая про-
рвигаться на север, достигла пункта Бель-
ведере-Мариттимо. В районе’ Таранто ‘опе-

рации союзников развиваются в‘ соответ- Поражения германских войск на совет-
ствии с планом. ско-германском фронте вызывают резкое

В ночь на 14 сентября и в течение всего   УСИление оппозиционных по отношению к
вчерашнего дня тяжелые, средние и легкие   ЕЛике Антонеску настроений в Румынии,
Сомбердировщики, а также истребители- Не случайно румынские газеты продол-
бомбардировщики и истребители, входящие   Жают яростно нападать на «распросграни-
в состав военно-воздушных сил Северо-  тЕлей злостных слухов. и тайных агевтов,
Западной Африки, вели’ весьма концентри:   С®Ющих пораженческие настроения». Газе.
розанные и интенсивные операции, совер-  1 «Акциуня» настойчиво советует румы-
шая налеты на шоссейные и железные до-   НАм молчать. «Молчание, — пишет она, —
роги, позиции, транспорт и скопления   ЯВЛЯется сейчас лучшей формой поведе-
войск противника в различных местах в вРя». Газета «Вяца» мечет громы н мол:
районе Салерно. ‹  вви против «враждебных элемевтов, затем:

ЛОНДОН, 15 сентября. (ТАСС). Штаб  Кяющих мозги румын враждебной пропа-
союзных сил в (Северной Африке сооб-   Гандой».
шает, что главнокомандующий вооружен- Дело не ограничивается одними угроза-
ными силами союзников в Северной Афри:   МИ. Румынские власти осуществляют же.
ке генерал Эйзенхауэр использует большюе  СТоКие репрессии против всех «недоволь-
зисло кораблей и самолетов для посылки   НЫХ». Упомянутая газета «Вяца» с00б-
подкреплений на предмостное укоепление   Щает, что полиция производит массовые
союзников в районе Салерно, чтобы сдер-   ЗРесты среди посетителей кафе и рестора-
жать немецкие контратакн. ь НОВ. Только за один день в Бухаресте

ОТТАВА, 15 сентября. (ТАСС). По со- было арестовано в кафе 116 человек. По
общению канадского мавистерства напио-   СЭобщению газеты «Тимпул», несколькими
нальной обороны, потери канадских частей   ДНЯМИ раньше полиция арестовала во вре-
на Сицилии с начала операций по 10 сен-  МЯ облавы 108 человек. Эта же газета пи-
тября составили 2.38? человек, в том чи:   WET. что`по всей стране распростравяется
сле 476 убитыми, множество издаваемых подпольно листовок,

Власти предупредили население о том, что

Х! пленум ЦИК Гоминдана

ЧУНЦИН, 14 сентября. (ТАСС). На за:
седании Х! пленума ЦИК Гоминдана было
принято решение об усилении контроля
зад ценами. В решении указывается, что
хотя После Х пленума ЦИК Гоминдана
не было достигнуто желаемых результа-
тов в деле осуществления контроля над
ценами, однако в этом году в связи с
тем, что собран хороший урожай и что
достигнута договоренность < США о по-
купке там золота на сумму 200 млн. аме-
риканских долларов, перспективы в 0б-
ласти контроля над ценами являются бла-
гоприятными.
’левум постановил ees изменения в
ряд статей закона об организационной
структуре Национального правительства

`Китая, принятого 30 декабря 1931 года. °

Согласно этим статьям в их изменен-
вом виде при Национальном правитель-
стве Китая должно иметься 5 палат: ис-
полнительная, законодательная, ‘юридиче-
ская, экзаменационная ‘и контрольная. Эти
палаты осуществляют политическую власть
каждая в своей области и могут издавать
приказы в соответствии с законом. Нацио-
нальное правительство должно иметь пре-
зидента и от 24 до 36 государственных
советников, подбираемых и назначаемых
ЦИКом Гоминдана. Президент Hauno-
нального правительства является главой
республики Китая и представляет ее в от-
кошениях с другими странами. Президент

является также главнокомандующим сухо-

`РЕЧЬ ЧАН КАЙ-ШИ ae

ЧУНЦИН, 12 сентября. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). Агентство Сентрал ньюс

передает текст речи Чан Кай-ши, произ-

1, сенной им на открытии ХГ пленума
ЦИК .Гоминдана.

«Единственная цель нашего сопротивле-
ния, продолжающегося, несмотря на жерт-
вы и лишения, в течение 6 лет, — ска-
‘зал Чан’ Кайши, — направлена к тому,
мтобы выиграть войну ‘и построить после
войны новый Китай, ‘основанный на трех
‘народных принципах. Теперь, когда окон-
чательная победа приближается, мы на
этом пленуме должны тщательно обсудить,
каким образом построить’ новый процве-
тающий и сильный Китай. Я могу заверить
вас, что в. результате. нашей доблестной
борьбы, продолжающейся 6 лет, наш на-
циональный кризис миновал н фундамент
‘нашего государства твердо установлен.
(Совершенно ясно, что нам придется при-
нести даже еще большие жертвы и при-
ложить еще большие усилия для завер-
нения возвышенной задачи сопротивления
‚и\ реконструкции. Тем не менее, теперь,
накануне победы, мы на этом пленуме в
наших обсуждениях ‘должны сконцевтри-
ровать внимание на проблемах националь-
ной реконструкции и выработать соответ
ствующую программу, которую можно бы-
ло бы проводить в жизнь немедленно по-
сле окончания войны. Если нам не удастся
этого сделать, то к моменту окончания
войны мы окажемся совершенно неподго-
товленными и не сможем осуществлять
послевоенной работы».

Касаясь. военного положения Китая,
Чан Кай-ши сказал: «Хотя в настоящее
время перспективы благоприятны, мы не
должны’ предаваться сверхоптимизму. Судя
ис военной обстановке, сложившейся 3a
госледнее время, и особенно по развитию
военных действий на ‘Тихом. океане, я
что ‘наша  окончатель-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70. поб 76. Бюро жалоб подписной конторы — К.4-00-70 доб 31
a Тилография дентральноге органа Народного xoumocapmera ofopoma COOP «Npscuaa apesga», Москва, Малая Дуитровка, 16,

лица; нашедшие такне листовки и сохра-
вивние их, будут подвергаться самым
беспощадным нахазаниям.

путными, военно-морскими и военно-воз-
душными силами страны. Он назначается
сроком на 3 года, после чего может быть
снова назначен. Предусматривается, однако,
что после введения постоянной конститу-
вии и избрания президента назначенный

ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ
ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В АНГЛИИ

ЛОНДОН, 15 сентября. ‹(ТАСС) Члены

президент будет освобожден oT своего  Советской делегации на 75-м конгрессе
FOCTa. Государственные советники назна- британских тред-юнионов посетили в со-
чгются также на 3 года. В случае, если гровождении представителей конгресса

президент по какой-либо причине не смо-
жет выполнять свои обязанности, то от
его” имени будет действовать председа:
тель исполнительной палаты. Все законы
в указы, издаваемые правительством, дол-
жны быть подписаны: президентом, а также

тред-юнионов ряд военных предприятий в
Районе Манчестера.

ПОТОПЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКИМ
САМОЛЕТОМ ГЕРМАНСКОЙ

eae соответствующей палаты. ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

[резидент ационального правительства

псдчиняется ЦИК’у Гоминдана, а предсе- . ВАШИНГТОН, 15 сентября. (ТАСС).

датели палат — президенту Национального Морское министерство сообщает, что аме-

правительства. риканский самолет потопил германскую
Как уже сообщалось, пленум ЦИК Го-   ПОдводную лодку у берегов Бразилии.

Спасено и взято в плен семь членов эки-
пажа, в том числе германский капитан Гу-
генбергер, который Гитлером был награж-
ден в 1941 году за потопление английско*
го авианосца «Арк Ройял».

миндана избрал президентом Нацвоваль-
вого правительства Китая генералиссимуса
Чан Кай-ши. Председателем исполнитель-
ной палаты вновь избран Чан Кай-ши,
вице. председателем Кун Сян-си;  предсе-
Дателем законодательной палаты-—Сунь Фо,
вице-председателем Е. Чжу-цзан; предсе-
дателем юридической палаты—Изюй Чжэн,
вице-председателем Дань Чжзн; председа-
телем контрольной палаты — Юй Ю-жэнь,
вице-председателем Лю Шан-цин; предсе-
гателем экзаменационной палаты — Дай
Ци-тао, вице-председателем Чжу Цзя-хуа.

СОСТАВ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
: В БОЛГАРИИ

СОФИЯ, 15 сентября. (ТАСС). По пору:
ченню регентского совета министр фичан
сов Божилов сформировал новый кабинетв
следующем составе: председатель совета
министров и министр финансов Добри Бо-
жилов, министр иностранных дел Савва
Киров, ‘военный министр Руси Русев, ми-
нистр внутренних дел Дочо Христов, ми-
нистр торговли Иван Вазов, министр же-
лезных дорог, почты и телеграфа Христо
Петров, министр земледелия Иван Бешков,
министр юстиции Константин Партов, ми-
нистр просвещения Борис Иоцов, министр
общественных работ Димитр Васильев.

ная победа наступит в лучшем случае в
течение года, самое позднее — через
год».

Указав, что задачей национальной рекон-
струкции является установление конститу-
ционного правительства, Чан Кай-шя от-
уетил, что после установления конститу-
ионного правительства Гоминдан будет
находиться Ha равных основаниях с дру-
гими обычными партиями и должен будет
пользоваться равными привилегиями и пра-
вами и выполнять равные обязательства, а
также пользоваться равным отношением со
стороны государства. Однако, сказал Чан
Кай-ши, несмотря на то, что Гоминдан
«будет находиться в равных с любой дру-
гой.партией условиях, он будет нести еще
большую ответственность».

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что действующие
на Новой Гвинее войска союзников пройз-
водят артиллерийский обстрел японской 62-
зы Лае. Разгромленные в (Саламауа япон-

Касаясь экономических проблем, “Чан ие войска небольшими группами sped
Кай-ши заверил, что, хотя экономические и т on они окружаются вой:
трудвости Китая растут, экономический союзников. Севернее Лае вооружен

ные силы союзников уничтожили два япон*
ских укрепленных пункта, расположенных
на расстоянии двух миль от аэродрома Ма-
лаханг. Парашютно-десантные частн с0юз-
ников, высадившиеся в долине Маркхэйм,
захватили две позиции западнее Лае.

Тяжелые бомбардировщики союзников
роизвели налет на район Уэйвейка.

английского командования в Индии с00б-
шает, что 13 сентября английская авиа-
ция произвела налет на японские войска
восточнее Маунгдау (Бирма). Английская
авиация атаковала также японские речные
суда. Утром 14 сентября английская эвиа-
ция продолжала атаки японских речных

кризис уже миновал. В нынешнем году
Китай имеет богатый урожай, поэтому не
следует опасаться недостатка продоволь-
ствия для армии и гражданского населе-
вия. Производство хлопка’ также возросло.
Национальный доход обеспечивает надле-
жащее снабжение армии обмундированием

в продовольствием до лета 1945 г. при F
условии, если будет проводиться эконо-
мия. Однако, заявил Чан Кай-ши. «мы не
голжны предаваться  сверхоптимизму в
экономическом или военном отношении
только: потому, что международное поло-
жение развивается благоприятным ‘для нас
образом `Наше будущее целиком зависит
ст-нашего собственного национального воз-

рождения при помощи наших собственных
усилий», ::

судов на реке Ирравади (Бирма). Во всех
этих операциях английская авиация потерь
не имела. .

.‚ Конец своей речи ‘Чан Кай-ши посвятил
вопросам подготовки к послевоенной ре-
конструкции и осуществлению индустри-
ального плана Сун Ят-сена. ^

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЯ,

успешны. Жаль, что это не было настоя-’^

Ma
ВИ]

10,

№

Bik