3 онтября 1945 г., среда №233 (6221),

2 КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Подготовка роты
к суточному наряду

Пак подсказывает опыт, предваритель-

ую подготовку несения службы суточ:
ных нарядом нало начинать за 2 —

дня до вступления роты в наряд. 3а ur
0e-
обмундирования,
обуви. Если обнаружены какие-либо неис-
правности, тотчас принимают меры к их

устранению. Одновременно проводятся 3a-
Лучше всего — накоротке,
показать, как надлежит выполнять то или

ерок проверяется состояние оружия,
припасов, снаряжения,

нятия по изучению соответствующих  па-
руководитель

показ, а от

раграфов уставов, причем
широко применяет личный
подчиненных требует, чтобы они уверенно,
четко выполняли предусмотренные
вом действия и приемы.

Затем следует непосредственная  подго-

товка, которая начинается задолго до ве-
черней поверки. Старшина роты  произво-
дит пофамильно письменный расчет суточ-
ного наряда. Хорошо зная весь состав под-
разделения, он назначает на более ответ-
ственные посты и службы самых разви-
тых и расторопных военнослужащих. За-
вершив эту работу, он докладывает коман-
лиру роты о назначении наряда, предетав-
ляет ему для утверждения письменный
расчет. который потом и об’являет Ha Be-
черней поверке. Таким образом, каждый
воениослужащий заранее знает о том, что
ему предстопт заступить в наряд. Он обя-
зан еше раз проверить оружие, прочитать
параграфы устава, соответствующие его
службе, позаботиться о своем внешнем
виде. :

Далее производится окончательная _под-
тотовка тех, кто назначен в суточный на-
рял, и проверяется, насколько они знают
свои обязанности. Как же наилучшим спо-
собом использовать два ‘часа, отводимые
для этой работы? Wo нашему мнению,
следует поступать так. Старшина выстраи-
вает суточный наряд в установленной для
него форме одежды, тщательно его вырав-
нивает, а затем докладывает командиру
роты 0 готовности наряда Е службе.
Командир роты прежде всего проверяет
расчет суточного наряда, перечисляя по-
CTH и службы, но не называя фамилий.
Тот же, кто услышал название своего по-
ста, своей смены, тотчас отвечает. Напри-
мер:

Пост № 1, первая смена?
Рядовой Сальников.
Дежурный по роте?
Сержант Карпов.

Каждый, назвав свое звание и фамилию,
делает шаг вперед, тем самым представ-
ляясь командиру роты. Последний, убедив-
шись, что расчет назначен правильно и
что все люди налицо, на выдержку про-
веряет состояние оружия, снаряжения, o6-
мундирования. Ои проверяет также записи
в постовые ведомости и задает лицам су-
точного наряда несколько контрольных
вопросов. После этого командир роты раз-
дает табель постам, инструкции дневаль-
ным, посыльным и т. д. и приказывает
приступить к изучению документов.

Изучение происходит тут же, в строю.
Лучше всего, когда состав каждой смены
или службы вполголоса читает свои обя-
занности под руководством наиболее раз-
витого и грамотного военнослужащего. При
правильной постановке дела это займет 20
—30 минут. Распускать построенный
расчет для изучения своих обязанностей
не следует, так как внимание всех тогда

уета-

людей, ‘потребуется время.

часовых. Эти недочеты,. надо

иное действие. =

торым дает какое-либо
ние, 3 сам занимается

ственными службами и постами.

ных ‘и дежурных, а один

но на отработку практических
требуетея около часа. Оставитееся

не должно быть, если предварительная

ряда проводилась тщательно, е толком.
`ПШоеле этого подразделение

раз осматривает, всё ли в порядке, про-
веряет, хорошо ли усвоены обязанности, и,
в свою очередь, докладывает
роты.

лад, лично проверяет выстроенный наряд,
затем приказывает ему двигаться на раз-
вод и сам его провожает.

Во всем этом деле надо избегать всякой
подмены подчиненных, не допускать ме-
лочной опеки. Суточный наряд положено
строить дежурному по роте. Следовательно,
старшине не надо и вмешиваться. Зато
старшине полагается проверять, насколько

свои обязанности. Пусть он это и выпол-
няет сам, без вмешательства cO стороны
командира роты. Конечно, если старший
заметил какое-либо упущение, он должен
его устранить. Но и тут надо не подме-
нять младшего, не подрывать его автори-
тета в присутствии подчиненных, а. найти
способ тактично выправить недочет.

Под охраной суточного наряда находят-
ся склады, парки е самым разнообразным
военным имуществом. В ряде случаев это
имущество представляет собой огромную
ценность. Следовательно, надо настойчиво
раз’яснять каждому военнослужащему, за-
ступающему в наряд, что он должен с
величайшей блительностью выполнять
свои обязанности, и решительно добивать-
ся, чтобы это требование соблюдалось не-
укоснительно, со всей строгостью.

Такова, вкратце, организация и методи-
ческая последовательность подготовки су-
точного наряда роты. Если подготовка про-
ведена тщательно, влумчиво, можно быть
уверенным, что наряд сумеет безупречно
справиться © возложенными на него от-
ветственными задачами.

Подполновнин П. СЕЛИВАНОВ,

КРАСНОАРМЕЙСКИЕ СПАРТАКИАДЫ

Н-СКАЯ АРМИЯ, 2 октября. (По теле-  метровый марш в горной местности, Инте-

графу от наш. корр.). Недавно состоялась
спартакиада в Н-ском соединении. Сотни
физкультурников различных частей приня-
ли участие в соревнованиях по всем видам
спорта.

На открытии спартакнады присутство-
вал председатель Союзной Контрольной
Комиссии в Венгрии маршал Советского
Союза К. Е. Ворошилов.

Участники соревнований показали новые
достижения по многим видам сПорта. Гвар-
дии красноармеец Морозов пробежал 100
метров за 12 секунд. В преодолении штур-
мовой полосы хорошие результаты пока-
зали бойцы лейтенанта Диброва. Несколь-
ко взводов отлично совершили 95-кило-

ресными были соревнования по футболу,
волейболу, баскетболу: и другим спортив-
ным играм.

Такие же спартакиады прошли и в дру-
тих соединениях. Особенно хороших -pe-
зультатов добились ‹спортемены-танкисты
маршала бронетанковых войск Рыбалко.
Хорошо была проведена спартакиада у
летчиков, добившихся новых рекордов по
ряду видов спорта.

10 октября состоится спартакиада войск
маршала Советского Союза тов. Конева. В
ней примут участие воины-спортсмены, по-
казавшие лучшие результаты на спарта-
киадах соединений.

будет понижено, да и на то, чтобы собрать

Возможно, что прошлый суточный наряд
допустил ьакие-либо недочеты — напри-
мер, не еовсем четка» производилась смена
5 полагать,
были учтены при подготовке данного су-
точного наряда, однако теперь командиру
роты следует еше раз о них напомнить.
практически

В помощь себе командир роты привле-
кает командиров взводов и старшину, ко-
конкретное зада-
наиболее ответ-
Так,
скажем, старшина может практически, ме-
тодом показа, проинструктировать дневаль-
из командиров
взводов займется е дежурными контроле-
рами по пропускным постам и т. д. Обыч-
вопросов

время
предназначается для устранения каких-
либо обнаруженных неисправностей. Но их
И

непосредственная подготовка суточного Ha-

следует на
обед и отдых. В назначенный чае новый
дежурный по роте выстраивает суточный
наряд и докладывает старитине о готовно-
сти следовать на развод. Старшина еще

командиру
Если последний сам не заступает
дежурным по части, то он, выслушав док-

хорошо лица, назначенные в наряд, знают

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 2 ок-
тября. (По телеграфу от наш. корр.).
Курсанты и офицеры Киевского военного
училища связи имени М. И. Калинина
деятельно готовятся к зимней учебе. Не-
мецко-фашистские варвары разрушили учеб-
ные классы, испортили техническое обору-
дование, сожгли мебель, а самое здание
превратили в грязную казарму.

Сейчас восстановительные работы при-
ближаются к концу. В\ просторных, чистых,
пахнущих еще свежей краской помещениях
курсантского общежития стоят новые кой-
ки, проведен электросвет, застеклены OK-
на. Заканчивается оборудование столовой
и кухни.

Большой труд вложен в оборудование
технических классов. Четыре радиокласса
созданы заново. В них установлены радио-
станции, приемники и подсобные техниче-
ские средства. Руками курсантов изгото-
влены 80 различных макетов, наглядно
отображающих деятельность радистов в
различных условиях боевой обстановки.

В подготовке и размещении учебно-тех-
нической базы командование училища учи-
тывает прежде всего опыт Великой Отече-
ственной войны, стремясь создать для кур-
сантов условия, приближенные к боезой
обстановке. Наиболее удачно в этом отно-
шении оборудована учебно-телеграфная
станция, состоящая из нескольких само-
стоятельных узлов. Она расположена в
стороне от училища, в специально вы-

На автомобильной выставке Красной
рмии открыт новый отдел, посвященный
техническому обслуживанию автомобилей,
Только правильное, технически трамот-
ное и культурное обслуживание может
обеспечить безупречную и продолжитель-
ную работу автомобильного парка.
Экспонаты отдела — инструменты, 06о0-
рудование макеты и технические опи-
сания правил обслуживания наглядно
убеждают. в этом посетителей выставки.

Осмотр зала начинается со схемы пар-
кового обслуживания в автомобильной
Части. При в’езде в расположение пар-
ка автомобиль проходит технический
контрольный пункт. Здесь происходит
первый осмотр машины перед отпразкой
на мойку и уборку. В руках осмотрщи-
ка стетоскоп для прослушивания дви-
гателя, люфтомер руля и манометр для
измерения давления в шинах. Эти инст-
рументы очень удобны для пользования,
Затем машина следует дальше по строго
разработанному маршруту.

Вот макет деревянной эстакады для
уборки и мойки автомобилей. Эстакада
разбирается и легко переносится с места
на место. Интересна моечная машина ©
центробежным насосом.

Богато представлено
пункта технического обслуживания. В
комплект шоферского инструмента вхо-
дит удобный гидравлический домкрат
(трехтонный), который может быть при-

оборудование

Корректировка артиллерийского.

ЗАБАЙИКАЛЬСКИЙ ФРОНТ. Бойцы батареи лейтенанта Н. Соловьева, отли-
чившиеся в боях с японцами, на занятиях по огневой службе.
Фото нашего спец. корреспондента капитана Ф. Левшина.

Училище готовится к зимней учебе

строенных блиндажах. Создание блинда-
жей` производилось самими курсантами в
процессе учебно-тренировочных занятий по
устройству полевой связи. Все узлы стан-
ции электрифицированы.

Заканчивается оборудование классов те-
лефонной связи. Техник-лейтенант Шив co
своими курсантами монтирует последние
действующие экспонаты. В классах имеют-
ся все коммутаторы, которые применялись
на полях сражений.

В училише пришло много молодых кур-
сантов. Все они хотят скорее ознако-
миться с техникой связи, находящейся на
вооружении Красной Армии, и приступить
к глубокому ее изучению. Учитывая за-
просы молодежи, преподаватели и старшие
курсанты готовят к началу учебного года
большую выставку, на которой будут со-
браны все образцы радиостанций, приемни-
ков, телефонных коммутаторов и телеграф-
ного оборудования.

В оставшиеся до начала учебы дни на-
чальник училища поставил перед личным
составом дополнительную задачу —= изго-
товить для классов необходимое количе-
ство табуреток, скамеек, оборудовать и
оформить ленинские комнаты. Так, благо-
даря заботам и старанию офицеров и кур-
сантов из полуразрушенного немцами зда-
ния возрождается снабженное образцами
новейшей современяой техники’ Киевское
училище связи.

НОВЫЙ ОТДЕЛ НА АВТОМОБИЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ
КРАСНОЙ АРМИИ

менен также для работ по
погнутых деталей и узлов.

Огромное значение для крепления
голозки блока имеет одинаковая затяж-
ка болтов. Динамометрический ключ, —
остроумный и простой инструмент, со-
вершенно точно определяет нужное уси-
лие для затяжки.

ой интерею представляют
контрольно-измерительные приборы. При
помощи компрессометра и вакуумметра
измеряется давление в цилиндрах и `об-
наруживаются дефекты в системе газо-
распределения без разборки двигателя.

Широко представлены смазочные при-
боры. Оборудованные гибкими  наконеч-
никами, они под большим давлением по-
дают смазку любой детали и узлу.

Очень удобен пескоструйный ‘аппарат
для чистки автомобильных свечей. В
несколько мгновений аппарат очищает
засоренную свечу, затем проверяет ee
годность.

В новом отделе демонстрируется много
мелких инструментов, значительно облег-
чающих правильное техническое обслу-
живание автомобилей. Среди них — очень

выправке

новые

простое приспособление для сгиба мед-
ных трубок, разнообразные инструменты
кузовщика, набор маленьких весов для

измерения давления пружин, щшилпы для
зачистки изоляции и многие другие,
Новый отдел выставки послужит цен-
ным практическим пособием для автомоби-
листов Красной Армии.

число ведомых соответственно увеличива-
ется. При этом строй корректировщиков co-

Инженерные войска
в преследовании

(ПО ОПЫТУ БОЕВ ЗА РИГУ)

Преследование обычно сопряжено с пре-
одолением промежуточных рубежей, кото-

рые противник стремится занять отходя- 3 эшелона. it
щими войсками или же подброшенными из   войсковые саперы: поле

Все работы по разграждению ° саперы
выполняли эшелонированно.  Создавалось
Первый эшелон составляли
овые и дивизион-

глубины резервами. Поэтому в организа-  ные. Они двигались впереди боевых по-
ции преследования решающим является   рядков пехоты, разведывая систему и ха-

момент преодоления промежуточного

ру-  рактер препятствий и заграждений, проде-

бежа, что связано с инженерным обеспе-  лывая и обозначая проходы.

1чением боя.

Ири прорыве долговременной

на немецком рубеже «Пантера» М стрел-   энелоном наступающих войск,

Второй эшелон — армейские саперы
обороны   майора Мороза. Они шли за первым
проверяя

ковому корпусу была придана инженерно-   разминирование, произведенное войсковы-

саперная часть под командованием май-  ци

саперами, и одновременно производя

ора Мороза. Поеле того, как оборона про-   дальнейшее разминирование основных кор-
тивника была прорванз на всю тактиче- пусных маршрутов и рокад п0л0с0ю до
  скую глубину, командир корпуса органи- 50 м. (10 25 м. в обе стороны от оси

зовал преследование.
Корпусной инженер поставил
нерную разведку с подвижных наблюда-

тельных пунктов
тыл врага; обеспечивать

майору   она ограждали и обозначали
  Морозу задачу: вести непрерывную инже-   МИННЫе поля.

дороги). Кроме этого саперы второго эше-
неснятые

Третий эшелоий — отряды разгражде-

и делать вылазки В ния и минирования — состоял из фрон-
наступающих   товых инженерных частей. Они произво-

путями движения, разминировать маршру- хили дальнейшее разграждение фронтовых
ты, прикрывать заграждениями фланги й  маршрутов полосою до 100 м. (но 50 м.

стыки частей, закреплять местность.

Соответственно боевому приказу, с

в обе стороны от оси дороги).
Во всех случаях через каждые 200 м.

самого начала преследования была органи- ставились указки, поясняющие, на сколько

зована инженерная  разведка-

силами   метров от оси дороги и кем произведено
взвода сапер-разведчиков лейтенанта ko- разминирование данного

маршрута. По

валева. Для того, чтобы разведчики Не  непроверенным маршрутам движение за-
отставали от передовых часзей, они были крывалось.

посажены на автомашины и снабжены
средствами, повышающими проходимость
всех видов транспорта (колейные  сбор-
ные мостики, маты, ваги, цепи). Следуя
впереди походных колонн, саперы выяв-
ляли наличие минно-взрывных загражде-
ний противника на маршрутах,  состоя-
ние и проходимость дорог и мостов, уста-
навлирая указатели их грузопод’емноети,
Обнаружив заграждения и разрушения,
требующие работ большого об’ема. сапе-
ры находили обходы и ‘сб’езды, а на вод-
ных преградах — броды.

Все данные инженерной разведки лей-
тенант Ковалев немедленно нередавал по
радио майору Морозу. Последний, будучи
тесно связан с соседним общевойсковым
штабом, передавал ему добытые сведения.
Одновременно по рации OH доносил в
штаб  инженерно-саперного — соединения
данные о положении частей противника,
выходе его на новый промежуточный ру-
беж, характере заграждений, фортификаци-
онных сооружений, огневой системе, a
также о выполненных санерами работах
по разграждению путей и их восстанов-
лению. р

Когда на одном направлении передовые
части корпуса вышли к водной преграде,
взвод лейтенанта Ковалева уже своевре-
менно ее разведал, узнал ширину, глуби-
ну, крутость берегов, подходы и харак-
тер дна. Ё этому же времени прибыли пе-
реправочные табельные средства,  выбро-.
шенные заранее вслед за инженерной -раз-
ведкой. Это дало возможность приланным
корпусу понтонерам подполковника  Во-
робъева сразу же по захвате плацдарма
приступить к наводке переправы для
легких грузов.

Одновременно саперы майора Мороза
вблизи наведенной понтонной переправы
начали строить низковохный  балочный
мост под грузы до 60 т. Наплавной мост
был, конечно, наведен быстрее, что дава-
10 возможность , переправлять полковую и
дивизионную артиллерию непосредственно
за пехотой, не ожидая окончания по-
стройки балочного моста. Через 5 часов
после наведения наплавного моста закон-
чилась постройка и моста под тяжелые
грузы. Движение было переключено на
этот мост, наплавной же был разобран п
на автомашинах переброшен к следующему
водному рубежу.

Противник, отетупая, минировал и пор-
тил дороги, разрушал мосты и ставил
различные заграждения, особенно на па-
раллельных дорогах, чтобы  обезонасить
свои фланги. Наиболее плотно немцы при-
крывали минами промежуточные и тыло-
вые оборонит

Много сил и времени уделялось ремонту
и усилению дорожного полотна и MOCTLB
ва дорогах. От этого зависел успех пре-
следования, особенно. на тех участках,
где путь наступления прохолил по ле-
систо-болотистой местности. Немцы разру-
шили наиболее трулнотроходимые участки
дорог. 0б’езды исключались. Bee мосты,
трубы и дорожное полотно на перекреет-
ках, в выемках и на высоких насыпях
взрывались. На одном из корпусных мар-
прутов протяженностью де 70 км. немцы
взорвали 48 мостов и труб, устроив евы-
ше 15 больших и малых воронок и про-
извеля разные другие разрушения. В ходе
ремонта саперы обращали внимание толь-
ко Ha 10, чтобы пропустить войска и
90евую технику, дабы не ослаб общий
темп продвижения частей.

Боевая практика показала, что в усло-
виях лесистой и лесисто-болотистой ме-
CTHOCTH наилучшими являются вновь по-
строенные дороги с деревянными  покры-
тнями при использовании подручного ле-
соматериала. Это — сплошные жердевые
выстилки (гати) <  колейным покрытием
из досок или притесанного накатника.

При усилении и постройке мостов при-
меняли скоростные методы работ. Наряду
со строительством новых мостов были
случаи заблаговременного захвата мостов
у противника. Осуществляли это сапери-
разведчики, действовавшие небольшими
групнами. Они находились е передовыми
отрядами пехоты. Е

За время ‘отражения контратак и лля за-
крепления захваченных рубежей * удачно
применялись подвижные отряды заграж-
дения. В состав каждого отряда входила
одна саперная рота (на стрелковую диви-
зию), имевшая общее количество мин:
800 противотанковых и 300  противопе-
хотных. Маневрируя отрядами загражде-
ний, командир корпуса выдвигал их туда,
где возникала опасность, скажем, 43
обеспечение фланга, прикрытие промежут-
ка или закрепление местности.

В заключение нужно отметить важ-
ность непрерывного’ оперативного планиро-
вания действий сапер и правильной 0т-
ганизации управления инженерными вой-
сками. Планирование базируетея на точ-
ных, своевременных данных инженерной
разведки. Эти данные передают m0 ради
другими видами связи. Наличие радносвязи
значительно упрощает и передачу боевых
распоряжений, которые широко применя-
ются в управлении инженерными BolicKa-
ми, обеспечивающими преследование.

Майор С. РУБЧИНСКИЙ.

циях стрельбы так построить свой маневр,   лующий ва ‘артподготовкой и прорывом
чтобы к моменту разрыва снарядов ока-  вражеской обороны. Ири этом своеобразно

„

Корректировка артиллерийского огня с
воздуха за годы Отечественной войны п-
лучила всеобщее признание. Летчики-
хорректировщики стали лучшими помощ-
никами артиллеристов. Большой фоевой
_опыт,  ваконленный  корректировочными
авиационными подразделениями, сейчас
самым тщательным образом изучается в
частях. Тем более важно, кажется нам,
рассказать о таком мало известном виде
управления огнем артиллерии средствами
авиации, как корректировка с одноместно-
го скоростного истребителя.

Обычно такую задачу выполняют эки-
пажн двухместных самолетов (чаше всего
типа «Ильюнин-2»), причем корректиров-
ЕУ артиллерийского огня в данном случае
осуществляет штурман. Методы его работы
3 воздухе разработаны достаточно полно,
И мы 0 них в этой статье говорить не dy-
дем. Другое дело применение для этой пе-
ин самолетов-истребителей. Здесь встре-
зчается ряд особенностей, которые к тому
же долгое время расематривались Kak
препятствие для успешного выполнения
задачи. Скажем, часто указывалось, что
четчику охноместного ‹амолета практиче-
Би невозможно совместить длительное на-
блюдение за целью и разрывами снарядов ©
пилотированием, что земля будет погло-
щать всё ето внимание, а это неизбежно
приведет ® потере осмотрительности в в03-
хухе, сделает корректировщика беспомощ-
ным при атаках вражескаях истребителей.

Решив широко применить полеты ие-
требителей для управления артогнем, лет-
зики авначаети Героя Советского Союза
гвардии подполковника Сыченке полностью
отдавали се0е отчет в том, насколько серь-
езны стоящие перед ними трудности. Но
вместе с тем, уже после первых пробных
полетов видны были и многие крупные
преимущества нового метола.

Что это за пренмущества?

.

Выполняя полностью все задачи, постав-
ленные артиллеристами, мы прежде всего
экономим много горючего и моторесуреов.
Это видно хотя бы из того, что обычно
полет одного двухместного езмолета-кор-
ректировщика прикрывает четверка иет-
ребителей. Мы же одной хорошо слетан-
ной парой самолетов выполняем задачу,
которая требует пяти самолетовылетов.

Значителен и тактический выигрыш.

Истребителям намного легче вести воз-
душный бой самостоятельно, нежели при
сопровождении, где их действия связаны в
маневре, скорости и высоте. Большие воз-
можности обнаружилиеь и для противозе-
HUTHOTO маневра. Здесь также полностью
можно было использовать отличные ско-
ропод’емные качества наших истребителей.

Вообще корректировка артогня © истре-
бителя, если можно так выразиться, акти-
визировала выполнение задачи, позволяла
продолжать корректировку даже в таких
условиях, когда раныше она срывалаеь.
Происходило это потому, что истребитель-
ное прикрытие противника не догадыва-
лось 06 истинном нашем назначении, при-
нимало нас за обыкновенный патруль ‘и
часто просто уклонялось от встречи.
Вместе с тем мы выполняли и другую
важную задачу — прикрывали поле боя
на своем участке и при появлении бом-
бардировщиков противника репнгительно их
атаковывали. И еще одно  немало-
важное преимущество сказалось на бое-
вой работе  истребителей-корректиров-
щиков. Из фронтового опыта  извеет-
HO, какому  яростному обстрелу всеми
видами зенитного зружия  подвергаютея
самолеты, нацелизающие етрельбу артилле-
рийских батарей и дивизионов. Истребите-
ли же, корректирующие в зоне, значитель-
но меньше  полвергаются воздействию
зенитного огня, что безусловно облегча-
ет наблюдение за целью. ~

В ходе боевых действий нам удалось

огня с истребителя

успешно преодолеть все те затруднения,
которые обычно рассматривались, как по-
меха для корректировки с одноместного са-
молета. Мы исходили из того, что коррек-
тировка артогня не связана со сложным
вычислениями в воздухе. Для тото, чтобы
летчик мог отлично справляться © этой
задачей, достаточны следующие качества:
безукоризненное владение техникой пило-
тирования, умение отлично вести ‘не толь-
ко общую, но и детальную наземную ори-
ентировку, уметь быстро и хорошо входить
з двустороннюю радиосвязь, иметь трени-
рованный глазомер, чтобы определять от-
клонения снарядов от целей с различных
высот.

Всё это было подтверждено практикой.
После усиленной тренировки наши летчики
старший лейтенант Матосов, лейтенанты
Гордадае, Строцкий, Любимов и другие хо-
PONTO овладели всеми навыками, необходи-
мыми для успешной корректировки. Они
в первую очередь и стали ведущими пар
и групп истребителей, самостоятельно ре-
шавших задачи управления артиллерийс-
ким огнем < воздуха.

Принцип работы «ложилея такой. Вею
корректировку выполнял летчик ведущего
самолета, рация которого обычно настраи-
валась на двухстороннюю связь с рацией
того артиллерийского подразделения, в ин-
тересах которого велась корректировка.
В полете ведомые слышат все команды,
которыми обменивается ведущий с землей,
п полностью осведомлены о всем происхо-
дящем. После команды «выстрелы были»
они особенно усиливают бдительность, так
как, начиная © этого момента, ведупгий
следит только за землей и всё наблюдение
за воздухом ложится на  ведомых. При
слабой активности авиации противника
на задание посылается всего пара истре-
бителей: ведущий — ведомый. Если же
воздушная обстановка осложнена сильным
противодействием вражеских истребителей,

ответетвует обычным требованиям «Руко- заться именно в 3—4 километрах эт це-
водства по использованию истребительной   ли. Достигается это практикой, точным ©0-

авиации».

Самая корректировка протекала у нас
так. В планшет укладывались три карты:
полумиллионка для общей ориентировки,
двухкилометровка для детальной и 1:
50 000 для работы над целью и передачи
координат. Еели квадрат нахождения цети
был известен заранее, то карту уклалыва-
ти таким образом, чтобы этот квадрат на-
ходился приблизительно посредине и его
легко можно было бы отыскать по любому
характерному ориентиру. Это намного ус-
коряет разведку. Сличение карты с мест-
ностью и поиски на земле заданного квад-
рата производились полетом на некотором
удалении от цели, чтобы удобнее ее ви-
деть.

Маршрут при корректировке строился у
нас в зависимости от дистанции стрельбы
и метеорологических условий. За руково-
лящие принципы при этом брались такие:
не летать хвостом к солнцу, не летать на
высотах, опасных столкновением со ена-
рядами своей артиллерии. Практика пока-
зала. что этим целям лучше всего соот-
ветствует маршрут в форме треугольника,
основание которого параллельно линин
фронта, а катеты вытянуты в сторону це-
ли. Мы нашли, что команду «огонь» при
дистанции стрельбы до 12—15 километров
лучше всего подавать, находясь над етрз-
ляющей батареей. Это позволяет пренебре-
гать траекторией полета снарядов, произ-
вольно выбирать высоту полета. Кроме
того, подобный порядок выгоден тем, что
дает возможность улучшить оемотритель-
ность, поскольку переносить взгляд на зем-
лю корректировщик может не сразу же
вслед за командой «выютрелы были», а
спустя некоторое время, когда самолет
окажется в 3 — 4 километрах от цели.
Именно тогда, учитывая отставание еамо-
лета от полета ‹наряда, следует ожидать
разрывов. Вообще искусство корректиров-
щика-истредителя в значительной степени
и состоит в том, чтобы при всех направ-
дениях полета на цель, при всех дистан-

поставлением времени полета снаряда ло
цели и собственной скорости самолета. Для
удобства наблюдения выгодно держать
цель между капотом мотора и крылом,
приблизительно посредине консоли. Это %5-
легчает пилоту маневр, если разрывы не
появились еще до того, как цель оказалась
закрытой консолью.

Выше говорилось о преимуществах, ко-
торые дает корректировщику-истребителю
скорость. Особенно ощущалось это нами в
многочисленных воздушных боях. Coxpa-
няя в полете скорости, близкие к макси-
мальным, мы в любой момент оказывались
готовыми к активному воздушному бою,
сбили немало немецких истребителей. Ox-
нако достигали мы этих скоростей не фор-
сажем, не насилием над мотором, а прос-
тым набором высоты при подходе к линии
фронта. Это в свою очередь позволяло нам
подходить к району цели со снижением.
Приобретенная таким образом скорость да-
вала возможность строить весь маневр по
вертикали: велед за снижением в сторону
противника следовал плавный набор вы-
соты в сторону своих войск и т. д. Хож-
дение на больших скоростях вытодно еще
и тем, что появившемуся в хвосте истре-
бителю противника потребуется большее
время на сближение, д следовательно, кор-
ректировщику легче своевременно обнару-
жить опасность и отразить атаку. Также
менее действительным становится и отонь
зенитных «редетв. Высокие скоростные и
маневренные качества советских истреби-
телей ‹оздают очень большой диапазон вы-
сот, с. которых корректировка вполне ус-
пешна. В нашей части насчитывается мно-
го случаев корректировки © высоты в
600—800 метров сквозь разрывы в 0б-
лачности. Вместе с тем нам. приходилось
порректиоовать и с четырех тысяч метров.
хобиваяеь тем не менее хоропих резуль-
татов.

Оправдал себя и опыт широкого приме-
нения  истребителей-корректировщиков с
газведывательными целями в период, сле-

выглядит организация связи. Летчик, на-
блюдая поле боя, открытым текетом пере-
дает 06% всем, что представляет интерес
для артиллеристов. Он указывает точное
расположение вражеских батарей, скоп-
лений танков, живой силы ит. п. Ero
передачи слушают все рации артиллерии,
перед фронтом которых ведетея эта воз-
душная разведка. Каждый артиллерий-
ский командир, получая координаты це-
лей, самостоятельно принимает решение
на открытие огня. Для обеспечения сРя-
зи и единообразия все координаты пере-
даются летчиком по сетке Гаусса-Крюгера,

Этот с10с0б применяется на большой
площади. Он позволяет эффективно исполь-
зовать огонь сразу нескольких артполраз-
делений, что. не исключает, однако, сте
циального нацеливания корректировщика
на важную для артиллеристов цель. В 10-
следнем случае необходимо совер
шенно конкретно указать летчику, к\
он пюдчиняется при выполненин 3212
чи. Пренебрежение этим прави
лом приводило иногда к своеобразно
MY «переманиванию»  корректировщика.
Например, у нас был случай, когла более
мощная рация артиллерийского соетинения
«Уран» отозвала на свой Участок фронта
самолет, который выполнял задачу в ин-
тересах соединения «Ларек». Такие казусы
должны быть, конечно, исключены еще в
самой системе подготовки в боевому вы-
лету.

Применение истребителей для корректи-
ровки огня артиллерии проверено теперь
ча опыте Отечественной войны. Значитель-
ное количество целей, подавленных и уни-
чтоженных  артиллеристами © помощью
летчиков гвардии подполковника Сыченко,
достаточное тому доказательство. Следует
заметить, что все задачи на. корректиров-
ку оыли выполнены с минимальными по-
терями, Это еще один BOI B пользу
Нозого метода, заслужназющего, на наш
взял, широкого внедрения,

Герсй Советского Союза
майор А. БАРШТ.

зы,

>