Новые правила стрельбы
наземной артиллерии

Вышли из печати и разосланы вой-
хам «Правила стрельбы наземной ар-
филлерии 1945 г.», введенные в дейст-
fue приказом командующего артиллерией
Ёрасной Армии Главного маршала артил-
дерии Н. Н. Воронова. Очередная задача
офицеров артиллерии — глубоко изучить
и научиться применять на практике этот
Ражнейший документ, регламентирующий
основной элемент боевой деятельности ар-
тиллерни — ее стрельбу.

Прежле всего надо отметить, что из
новых Правил стрельбы вовсе исключен
Тяд приемов, хотя и вполне правильных
теоретически, но не нашедших по разным
причизам применения в ходе Отечествен-
Бой войны и, следовательно, не имеющих
сколько-нибудь существенного практичес-
кого значения. Вот их перечень: графи-
ческий метод пристрелки по знакам наб-
людений;  орчентирование по высокому
разрыву; правила определения суммарного
отклонения начальной <корости от таб-
личной посредством пристрелки репера, &
также отклонения начальной скорости на
партию зарядов по формуляру этой пар-
тии; пристрелка шрапнелью на клевках
(приложение 10 к ПС-42} и, каконец,
дополнительная поправка дальности /\ Дб
гри пристрелке с секундомером,

Исключение перечисленных приемов,
Её вылержавших проверки суровым ODbI-
тои Отечественной войны, ничуть не
умалит огневую мощь нашей артиллерия
и стрелковое искусство артиллеристов, &
только облегчит молодым офицерам усвое-
вие Правил стрельбы 1945 г.

Наряду с этим не помещены в новые
Правила описания некоторых приемов ра-
боты и способов стрельбы, более подробЕо
изложенные в других наставяениях.
ним относятся: подготовка счислителя и
приемы пользования им во время при-
стрелки по измеренным отклонениям, так
Kak эта работа детально описана. в инст-
руЕции, прилагаемой к каждому экземп-
ляру счислителя; целеуказание и при-
стрелка е помощью самолета и с помощью
зэростата, ибо они детально описаны в
соответствующих наставлениях, & также
и разведка долговременных сооружений
противника, выбор огневых позиций и
наблюдательных пунктов для их разру-
шения, так как эти вопросы излагаются
в наставлении по службе разведки и
связи в батарее и хивизионе.

Указанные приемы работы и способы
стрельбы, разумеется, ке упразлняются.
Они не описаны в Правилах н6в для TOTO,
чтобы предать их забвению, а лишь с
пелью избежать их повторения B He-
скольких наставлениях, что делало каж-
ое из этих наставлений излишне гро-
MOSIKHM.

Остановимся на некоторых вопросах,
которые несколько по-разному трактуются
в старых и новых Правилах стрельбы.

Е их числу надо прежде всего отнести
вопрос 06 использовании OCHOBHOTO на-
правления при подготовке данных для
стрельбы и для переносов огня, & также
при целеуказании. Правила стрельбы
1945 года требуют, чтобы командир диЕ-
зизиона назначил батареям основное на-
правление еще до занятия ими огневых
позиций и наблюдательных пунктов, ука-
зав ето общим дирскционным углом ©
округлением до 1—00. Это направление

Жены офицеров — передовики производства

На предприятиях и в колхозах нашей
страны работают тысячи жен офицеров
Красной Армии. Многие из них показыва-
ют образцы стахановского труда. В городе
Кунгуре Молотавской области, на мантино-
строительном заводе работает свыше двад-
цати жен офицеров. Многие из них стали

квалифицированными работницами. Так, же-

должно быть придано основным орудиям
батарей и приборам на наблюдательных
пунктах по проверенных  буесолям (с
учетои их поправок) или по вехам,
уеталювленным в основном направлении
при топографической привязке боевого
порядка, или по основным угломерам и
отечетам. Для обеспечения точности уп-
равляемого массированного огня ориенти-
рование орудий и приборов проверяется в
дальнейшем при наличии полной топогра-
фической основы © помощью перископи-
ческой артиллерийской буссоли или од-
новременным общим отмечанием по не-
бесному CBeTHJY.

При глазомерной подготовке исходных
данных командиры батарей измеряют угол
между основным направлением и целью и
вводят в него поправку на смещение;
при сокращенной подготовке они заранее
прочерчивают основное направление на
карте через точки стояния основяого ору-
дия и наблюдательного пункта & В
цальнейшем, по получении огневой зада-
чи, наносят на карту цель и определяют
доворот батареи от основного направле-
НИЯ.

При этом Правила стрельбы учитыва-
ют, что использование данных, получен-
вых пристрелкой по реперу или цели,
обеспечивает наибольшую точность пере-
носа огня на новые цели и в ряде ста-
тей подчерклвают это обстоятельство.
Так, в указаниях о сокращенной подго-
товке данных на первое место поставлено
придание основному орудию направления
Ha цель путем определения угла перено-
са от пристрелянного репера или цели
(ст. 46); дальше в статье 47 подчерк-
нута мысль, что перенос огня от при-
стрелянного репера дает наименьшую
ошибку в направлении. При подготовке
управляемого отня дивизиона по карте
(когда нет полной топографической осно-
вы) Правила стрельбы требуют, чтобы
дивизион был сострелян по общему репе-
ру, & для случаев, когда топографическая
основа чтсутствует, рекомендуют строить
планшет по разрывам, причем одна из
батарей создает два фиктивных репера.
стальные пристреливают по одному 1е-
перу.

В новых Правилах «восстановлены в
правах» простейшие способы глазомерной
подготовки, которые не были включены в
Правила стрельбы 1942 г.: подготовка
по угломерному кругу буссоли, по углу
цель—командир-—орудие, по углу цель—
орудие— точка наводки. Наряду в самы-
ми сложными и совершенными приемами
подготовки исходных установок эти про-
стейшие способы также нашли широкое
применение на полях сражений Отечеет-
венной войны. Значит, у артиллеристов
нет никаких оснований забывать 0 них.

Основной вид пристрелки — по знакам
наблюдений — не претерпел каких-либо
существенных изменений. Уточнен, лишь
порядок ведения огня орудием при OTHIC-
кании узкой вилки и поверке ее преде-
лов: два-три снаряда беглого огня. Это
позволяет быстрее накопить пять наблю-
дений, необходимых для проверки накры-
вающей группы, или быстрее получить
нужное количество наблюдений для 0бес-
печения предела узкой вилки в тех слу-
чаях, когда из-за, наличия значительного

на офицера Новикова поступила на завод
простой работнищей. Сейчас она формовщи-
ца, награждена медалью «За трудовое от-
личие». Жена офицера Ватталь выросла до
конструктора технического отдела.

На Кунгурском кожкомбилате занято 25

жен офицеров. Жена офицера Горбунова
прошла путь от работницы до начальника
цеха.

КРАСНАЯ 7 онтября

ЗВЕЗДА

смещения не каждый разрыв дает наблю-
дение по дальности. #

Вместо двух opMyA Iara yriovepa —

одной для прицелов <  дистанциовной  .
шкалой и друтой для прицелов со шкалой

тысячных — новые Правила стрельбы’
дают одну формулу, годную во всех <лу-
чаях и более простую, чем прежние, &
именЕо: шаг угломера для скачка на
100 метров равен поправке на <меще-
ние, деленной на одну сотую дальности
стрельбы (на число сотен метров этой
дальности). Разумеется, при скачке иной
величины шаг угломера должен быть про-
горционально изменен.

Правила пристрелки с большим смеще-
кием отличаются от прежних только тем,
что вспомогательный чертеж для опреде-:
ления масштаба дальности и шага угло-
мера. рекомендуется делать на отдельном
листке, а не на карте, чтобы не затряз-
нять ее. Это позволяет, кстати сказать,
делать чертеж в более крупном масшта-
Se, а следовательно — получить более
точный результат.

В новых Правилах введены термины:
«мортирная стрельба» — для обозначения
навесной ‹трельбы при углах возвыше-
ния более 45 градусов — и «бризантная
граната». Так называется осколочно-фу-
тасная граната, снаряженная дистанцион-
вым взрывателем. Уточнены и подробнее,
чем прежде, разработаны правила мор-
тирной и дистанционной стрельбы, &
также стрельбы «на себя». Подчеркнуто
значение переносоз огня по угловому пла-
ну и приведены правила на этот случай.

Правила поражения живой силы уточ-
нены в соответствии © опытом войны. Во-
первых, четко сказано, что нормы расхо-
да боеприпасов, приводившиеся в ст. 211
ПС-42 (ст. 190 ПС-45), имеют в виду
уничтожение живой силы, укрытой в
наблюдаемых окопах, так как’ применяв-
шийся ранее не совсем точный термин
«поражение» (6ез указания — подавле-
ние или уничтожение) вызывал нередко
недоуменные вопросы и даже приводил
кое-кого к неверным выводам. Приведены
правила подавления живой силы в наблю-

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Бойцы подразделения гвардии капитана

ЭШЕЛОНЫ
ДЕМОБИЛИЗУЕМЫХ ВТОРОЙ
ОЧЕРЕДИ ОТБЫЛИ
НА РОДИНУ

ПЕНТРАЛЬНАЯ ГРУППА ВОЙСК, 6 ок-
тября. (По телеграфу). Первые эшелоны с
демобилизуемыми второй очереди отправи-
лись на восток. В проводах воинов-победи-
телей принимают участие члены Военных
Советов, начальники политорганов.

Демобилизуемые полностью получили ве-
щевое, продуктовое и денежное доволь-
ствие. Перед отправкой им были вручены
благодарственные грамоты Военного Co-
вета.

Сборные пункты по приему демобили-
зованных художественно оформлены. В
агитпунктах’ для воинов-победителей уст-

Завершающим этапом отневой подготов-
ки являются боевые стрельбы.
бойцы различных родов оружия ‹огласо-
ванно выполняют приемы по уничтоже-
нию обороняющегося
«противника». Известно, что успех 60e-
вой стрельбы подразделения и части за-
висит от выучки каждого бойца в отдель-

принималь

решения в соответствии

вами без них, указание и плотность огня
28 время налетов и огневого наблюдения

с тактикой. Упражнения надлежит по-
строить так, чтобы при их отработке

бойцам и сержантам перед от’ездом вруча-
ются подарки: аккордеоны, фотоаппараты,

На них ких тем относятся, например,
бойца
ваблюдатель
или наступающего   «Действия бойца в засаде,
ведке» и т. д. Практические стрельбы в
составе подразделений выполняются т10же
под углом зрения
ности. Он должен уметь самостоятельно   выше тактических тем, но здесь мы име-
и претворять в жизнь свой ем дело ‘© расчетом, отделением, взводом.
с действиями   Одной темой является, скажем, «Наступ-
своего расчета, подразделения и части В  ление стрелкового отделения»,

на кажльюе 100 метров длины окопа.

В соответствии в опытом войны под-
черкнуто, что поражение живой силы в
окопах (траншеях) можно производить He
только путем чередования огневых нале-
тов и уетодического огня, но и непрерыв-
ным методическим огнем в течение всей
артиллерийской подготовки, с одинаковым

пли постепенно нарастающим темпом
(ст. 191). Подчеркнута выгодность раз-
рушения проволочных заграждений

стрельбой отдельных орудий прямой на-
волкой. Внесен ряд уточнений в прави-
ла стрельбы дивизионом, подготовки ис-
ходных данных, . пристрелки с номощью
батареи звуковой разведки и правила
применения пристрелочных орудий. Впро-
чем, эти вопросы заслуживают того, что-
$ы стать темой отдельной статьи или
даже нескольких статей,

Полковник Н. НИКИФОРОВ.

Летом жены командиров хорошю потру-
дились в колхозах. В Федоровском районе
Кустанайской области жена офицера Шер-
бак заработала в 1945 году 170 трудодней.
В Убаганском районе жена командира Си-
дорец выработала 150 трудодней. В Уриц-
ком районе жена офицера Кодянова выра-
ботала свыше 180 трудодней.

Подготовка войск к прорыву.

современн

Прорыв глубоко эшелонированной мощ-
ной обороны является в условиях совре-
менной войны основным видом операции.
Именно такие задачи, требующие от 60й-
цов, офицеров и генералов большого уме-
ния, высокого творческого мастерства и
предельного напряжения сил, и приходи-
лось чаше веего выполнять наступавигим
частям и соединениям Красной Армии.
Организация и техника осуществления
прорыва современной обороны, несомнен-
но, — один из главных разделов боевой
подготовки войск. Некоторые вопросы
этой подготовки требуют особенно  при-
стального внимания. ь

Современная оборона прежде всего от-
личается глубоким эшелонированием. На-
ши войска нередко встречали на своем
пути сплошные, хороше развитые полосы
мошных долговременных сооружений В
оперативной глубине вражеской обороны
Ha значительном удалении от переднего
края. Отеюда следует, что при обучении
войск нельзя ограничиваться отработкой
прорыва тактической зоны обороны mp0-
тивника. Необходимо со всей тщательно-
стью отрабатывать и те вопросы, которые
возникают при прорыве оперативной зоны.
`Как известно, прорыв сплошных оборони-
тельных поле в оперативной глубине
своеобразен и сложен. Чтобы войска по-
лучили в этом деле наилучшую подготов-
ку, они должны широко использовать б0е-
вой опыт, накопленный ими зо время
войны.

Отдельные ваши офицеры в процессе
учебы недостаточно учитывают ту роль,
которую играют характер веприятельеких
укреплений и местность пря ерганизации
и осуществлении прорыгз обороны. Наб-
тюлая за ходом некоторых учений, иногда
трудно понять, чего хочет командир, обу-
чая свою часть: то ли он учит наступ-
лению в лесистой местности, то ли —
действиям на цироких степных просторах.
Между тем практика войны настойчиво
требует от командира, чтобы он, отраба-
тывая вопросы  наступательном os,
строго учитывал особенности
на которой действует его подразделение.

Перед многими частями и соединениями

ой обо

Генерал-майор П. ТИХОМИРОВ
a,

стоит задача в совершенстве овладеть ор-
ганизацией и ведением наступательного
бя в лесисто-болотистой и  лесисто-
болотисто-камениетой местности. Основные
трудности, е которыми сталкивались вой-
ска Ленинтрадекого фронта в период Оте-
чественной войны, заключались в необы-
чайной сложности управления б0м и
применении огневых средств. Дальность
наблюдения, даже 6 самых выгодных
пунктов, обычно не превышала одного-
полутора километров, что резко снижало
эффективность нашего артиллерийско-ми-
нометного огня.

Обучение войск наступлению в этих
трудных и сложных условиях следует
начинать © выбора и оборудования для
каждой WacTH соответствующего учебного
поля, представляющего характерный уча-
сток лесисто-болотистой или лесисто-боло-
тисто-камениетой местности. В этих усло-
виях центральным вопросом учения яв-
ляется умелая организация артиллерий-
ско-минометного огня. Руководитель уче-
ний должен ставить обучаемых команди-
ров подразделений в такие условия, что-
бы они непрерывно искали лучшие ©1п0-
©6бы применения артиллерийских и ми-
кометных батарей. Это заставит . всех
командиров, опираясь на боевой опыт;
учитывать особенности применения ар-
тиллерии и минометов в условиях. наступ-
ления в лесистой местности.

Отечественная войка внесла серьезные
поправки в старые нормы насыщения
войск огневыми средствами. Теперь oc-
кавным и решающим является огонь ар-
тиллерни — главной ударной силы Крас-
ной Армии. Следовательно, при организа-
ции наступательного боя задача состоит в
том. чтобы завоевать  огневое господство
над артиллерийской и минометной систе-
мой противника. Это непреложное требо-

местности,   вание должно учитываться при отработке

всех тем наступательного боя. Если даже
проводится учение в масштабе подразде-

роны

ления, не имеющего своих средств

для
эффективной борьбы с артиллерией и ми-
нометами противника, всё равно пехотно-
му командиру надо практически показать,
как организует завоевание огневого гос-

подства ег вышестоящий начальник.
Практические навыки борьбы с артилле-
рией и минометами противника обязаны
приобрести все командиры,

RK концу Отечественной войны в пехот-
вых дивизиях противника, занимавших
оборону, появилось большое количество
самоходных орудий и танков. Это обетоя-
тельство совершенно изменило характер
вражеской обороны. Например, в Курлян-
дии немпы впервые в большом маешта-

бе применили свои танки и  самоход-
ные установки в качестве подвижно-
го  броневого пояса. Группы боевых

машин поспешно выбрасывалиеь Ha те
участки, где наступающим войскам уда-
Baloch вклиниться в немецкую оборону.
Танки и самоходные установки не огра-
ничивались действиями из засад. Они
концентрировались в опорных пунктах,
расположенных в ‘глубине обороны, п
стремились внезапными контратаками
уничтожать и опрокидывать наступающие
войска еще на подходе к этим пунктам,
не давая им возможности подготовиться к
атаке. Эти особенности обороны противни-
ка также должны учитываться в 06уче-
НИИ войск, :
Ясно, что те части, которые не отрабо-
тают всех деталей борьбы е подвижными
и неподвижными боевыми средетвами 069-
роны, по сути дела не могут вести со-
временный наступательных бой. Нужно
так оборудовать учебные поля и создавать
на общевойсковых учениях такую обёта-
новку, чтобы офицеры и бойцы получали
практические навыки борьбы с контрата-
кующими или зарытыми в землю боевыми
машинами.
В обучении войск прорыву современ-
ной обороны наиболее сложным и тру
ным делом являетея подготовка пехоты,
По сравнению © другими родами. войск
пехота требует к себе особенного внима-
ния. Исходя из этого, в подготовке стрел-

ры раз’ясняют демобилизованным закон ©

Прославленное оружие закрепляется

графу). На-днях в Н-ском стрелковом пол-

тории русского оружия выступил
Ловчиков. Комсомолец Воловик рассказал

часы, охотничьи ружья, отрезы на костю-
мы и т. д:
Политработники и коммунисты-агитато-

демобилизации. В подразделениях прово-
дятся беседы и доклады.

за отличниками боевой учебы
Н-СКАЯ АРМИЯ, 6 октября. (По теле-

ку прошло собрание, посвященное славе <о-
ветского оружия. С докладом о боевой ис-
капитан

© своей снайперской винтовке № К-35, из
которой он бил врага в уличных боях в

Хайлингенбале, в Берлине и других горо-

дах. Не один десяток немцев нашел себе
могилу от этой винтовки. Винтовка принес-
ла снайперу славу. Командование награди-
ло его орденом Славы третьей степени.

Тепло говорили о своем оружии коман-
дир 76-миллиметрового орудия сержант
Загнай, рядовой Семенчук и другие.

Комсомольские собрания ¢ докладами
«Слава. русского оружия» проводятся и в
других частях. Винтовки, пулеметы, авто-
маты и другое оружие, прославленное в
в боях, по приказу командиров закрепляет-
ся за лучшими бойцами — отличниками
боевой и политической подготовки,

надо сосредоточить на тактике, как веду-
щей дисциплине, не забывая при этом и
остальные виды подготовки.

Перед пехотой в области тактической
подготовки на первом месте должна CTO-
ять техника < стремительного и смелого
маневра в наступательном бою, но 6e3
отрыва от поддерживающих ее огневых
средств. Опыт прорыва долговременной,
тлубоко эшелонированной обороны пока-
зал, что успех в этой сложной операция
предопределяется способностью вок к
стремительным и безостановочным дейст-
BEAM Ha BCH глубину обороны при не-
прерывной отневой поддержке средств
усиления.

Отсюда вытекает, что пехоту надо
обучать непрерывному настунлению вме-
сте со всеми огневыми средствами на
глубиву в 6—8 километров, причем это
расстояние должно преодолеваться под-
разделениями за два — два с половиной
часа. При обучении такому темпу наступ-
ления ошибка некоторых частей = годы
войны заключалась в том, что пехота
нередко достигала стремительных темпов
продвижения 3& счет отставания  бюль-
шинетва огневых средств. Станковые пу-
леметы, минометы и артиллерия  непу-
средственного сопровождения пехоты порой
едва успевали передвигаться, а на веде-
ние огня у них просто не было времени.
Такая практика приводила к тому, что
в первые же часы боя наступление оста-
навливалось.

Другая ошибка заключалась в стрем-
лении некоторых командиров «молниенос-
но» добиться высоких темпов наступления
пехоты в минимально короткие сроки.
Из этого также ничего не получалось.
Бойцы быстро выдыхались, темп наступ-
ления падал и вскоре вовсе замирал. Эти
командиры, строя так обучение, забывали
простой закон физической подготовки. №
примеру, нельзя начинать тренировку
сразу с шести и более подтягиваний на
трапеции, ибо из этого кроме вреда ни-
чего не выйдет. Если же тренировка на-
чинается © одного подтягивания, то через
месяц боец без особых усилий вачинает
подтягиваться на трамеции шесть и BO-
семь раз. Этот принцип целиком приме-
ним и в тактической подготовке. Если
сразу начать обучение настуглению на
восемь километров за два часа, то от
такого обучения мало будет пользы,

К предельному достижению надо подхо-

ковых подразделений основное внимание дить постепенно. Вначале на преодоле-

боец приобрел все необходимые навыки,
которые от него потребуются на

А ДЕ А ЕЕ

стрельбе (в 60ю). Ha

стрельбах в составе подразделений эти   различных участках местности,
навыки будут совершенствоваться и 34- e
кажлый   лями занятий. Постепенно бойцы в до-

креплятьея, поскольку здесь
боец тренируется в умении сочетать свои
действия с действиями других.

Хорошо подготовленный боец умеет,
оставаясь незамеченным, неуязвимым,
поражать противника < расстояния даль-
ности стрельбы своего оружия. Он ис-
пользует малейшие складки местности и
местные предметы для того, чтобы под-
крадываться к противнику, скрытно. про-
двигаться, выбирать выгодные огневые
позиции и рубежи, вести огонъ, само-
окапываться. Тажой боец уверенно ори-
ентируетея, быстро отыскивает цели на
поле боя и определяет до них расстояние.
GH ведет меткий огонь как © места, с
различных положений, так и во время
движения шагом или бегом, и стреляет
навскидку по различным, ножиданно по-
являющимся целям. Наконец, он сноро-
висто преодолевает самые различные пре-
пятствия и заграждения, искусно ведет
рукопашный бой в окопах, траншеях, до-
мах.

По нашему мнению, при составлении
нового курса следует в основу каж-
Jol стрельбы положить отработку опре-

Я

ние глубины в восемь километров может
быть придется затратить 6 — 8 часов,
изучая всю технику этого дела и выра-
батывая У людей выносливость. Потом
уже день за днем следует сокращать oT-
веденнюе время постепенной и всё услож-
няющейся тренировкой. Таким образом
мы можем добиться отработки стремитель-
ного броска в атаку и непрерывного на-
ступления в глубине обороны до артилле-
рийских позиций противника, укладыва-
ясь при этом в предельные нормы вре-
мени.

При этом надо иметь в виду, чтобы
подразделения избегали прямолинейных
движений на поле %$оя. Каждая лобовая
атака должна сочетаться < обязательным
выходом во фланг и тыл атакуемого 94’
екта. Занятия нужно строить так, чтобы
каждый батальон, рота и взвод понимали
и умели осуществлять это требование ма-
невренной тактики,

Наряду < маневром боевыми порядками,
стрелковые подразделения должны в CO-
вершенетве овладеть также техникой ма-
невра огнем в наступательном goo. Oc-
Бовными задачами офицеров в этой обла-
сти являются приобретение ‘твердых навы-
ков массирования огня, завоевание огне-
вого господства на поле боя. Нужно нау-
чить нашего офицера, чтобы он всегда
обеспечивал непрерывное сопровождение
пехоты огнем своих и приданных средств
и умело вел борьбу © броневыми средст-
вами обороны.

Прорыв современной глубоко эшелони-
рованной обороны, как уже отмечалось
выше, — дело необычайно трудное. Имен-
HO к такому виду боевой деятельности и
надо готовить нашу пехоту, постепенно
усложняя отработку тактических тем. В
частях Ленинградекого военного округа
это усложнение идет за счет системати-
ческого проведения ночных занятий, по-
степенного увеличения приданных стрел-
ковым подразделениям средств до норм,

которые имели место в Отечественную
войну.
Наша пехота учитея самостоятельно

преодолевать все виды заграждений, на-
чиная © простых и кончая самыми слож-
ными, & также самостоятельно форсиро-
вать водные преграды в глубине обороны.
Большое внимание уделяется штурмювым
действиям пехоты против лотов и A30TOR.
Отдельные занятия посвящаются закреп:
лению траншой и опорных пунктов, за
хваченных в процессе наступления в гау-

1945 г,, воскресенье. № 237 (6225).

тактических занятиях.
Фото А. Секретарева.

Бабаяна на

О ии
Тактические темы в огневой
подготовке

деленной тактической темы. ВК числу тё-

«Действия
в наступательном бою», «Боец-
в оборовительном 40ю»,
боевой раз-

отработки указанных

другой —

даемых окопах: от двух до четырех ог- раизаются концерты, демонстрируются КИ-  целом. Следовательно, начиная с практи-  «Действия отделения автоматчиков в на
кевых налетов продолжительностью 5—10   нофильмы. В о нию в ческих слиночных стрельб, необходимо   ступательном бою (в обороне)». Для ар-
хинут каждый, в промежутках между eee О a ae вы учить (тренировать) бойца самостоятель-   тиллеристов — «Действия орудийного
вими — огневое наблюдение с переры-  столы справок и консультации. Лучшим  Но решать огневые задачи в комплексе расчета в наступательном 6010 (060-

роне)»...

Когда каждый боен научился в совер-

шенстве владеть своим оружием, присту
боевой   пают к тренировке по тактической теме:
практических   Такая тренировка проводится на самых

которые
выбирают в соответствии с учебными це-

статочной мере овладевают требуемыми
от них навыками. Вак только это достиг-
нуто, отработка темы заканчивается Ha
стрельбище.

Здесь, на стрельбище, надо добивать-
ся безупречного выполнения каждого
приема или действия, Если 60ец, идя на-
пример, в атаку, медленно передвигается,
неправильно использует меетвость, мед-
ленно перезаряжает свое ‘оружие, следует
подать команду: «Отстёвить». Такого б0й-
ца надлежит направить для дополнитель-

ной тренировки в течение двух-трех
дней.

Для тшательной отработки тем необ-
ходимо отпускать значительно больше

холостых и боевых выстрелов, чем уста-
новлено ныне действующими нормами.

Сколько именно потребуется патронов на
каждую тему, — можно определить лишь
практическим путем. Ведь надо иметь
резерв боеприпасов на тех бойцов, кото
рые допустили ошибки и вынуждены 6у-
дут повторить стрельбу после дополни-
тельной тренировки.

Полновнин К. УДОВИЧЕНКО,

бине обороны,
противника.

Боевая действительность выдвинула
перед наступающими войсками новый в9-
прос — умение возобновлять прерванное
наступление со елучайно возникшего по.
ложения. Мы сталкивались с этой зада»
чей много раз в годы Отечественной вой
ны. Нередко пехотные и артиллерийские
командиры не умели начинать действия
на второй день прорыва и елепо повтозя-
ли методы артиллерийского воздействия
и способы атаки, которые практиковались
ими в первый день наступления. Они 34-
бывали, что теперь перед ними находит“
ся уже иной противник, в новой груп-
вировке и совершенно иная система ар
тиллерийско-минометного огня.

Теперь мы учли эти недостатки. Вопро-
сам возобновления наступления co слу
чайно возникшего в ходе боя положения
отводятся специальные учения, Главная
цель этих учений — развить у офицеров
практические навыки в организации вре
менной обороны в процесее наступления,
Здесь офицеры озладевают методами веде-
вия в ограниченное время дополнительной
разведки противника, переднего края его
оборонительной полосы и огневой еиюте-
мы. Они также совершенствуются в вы-
боре рубежа атаки и определении поряд-
ка выдвижения на этот рубеж стрелковых
подразделений, учатся ускоренному мето-
ду организации- наступления.

жными элементами усложнения так“
тических учений являются изучение тех-
ники ваетупления вторых и последующих
эшелонов и ведение разведки в xoTe Hat
ступления. При всей ограниченности ср
ков обучения этим темам слелует посвя-
щать специальные занятия. Отработку
всех тем тактической подготовки пехоты
нужно тесно увязывать © практических
изучением остальных ДИСЦИПЛИН.

В газетной статье невозможно дать ис“
черпывающий анализ всех вопросов пог’
готовки войск к прорыву современной
обороны и тем более нельзя привести г0°
товые рецепты осуществления этих задач,
Очень многое зависит от уровня подго
товки каждого подразделения и части,
от условий местности, на которой прет
стоит действовать. Необходимо, чтобы во-
просы обучения войск прорыву современ“
ной обороны стояли в пентре внимания
напких пттабов, офицеров и чтобы на всех
учениях широко и критически применял’
ся богатый опыт Отечественной войны,

и отражению контратак