и оо

Нужны ли комсомольские
политшколы?

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Воин-комсомолец должен итти в.аван-
тарде армейской молодежи, быть ©
вожаком. Это означает для нею — ето-
ять выше остальной молодежи и в 008-
ой подготовке и в идейном отношении.
Комсомолец должен хорошо разбираться
в политических событиях, понимать зако-
вы их развития, видеть перспективы.
Без этого oH He сможет по-настоящему
выполнить своей авангардной роли.

Известно, что комсомольцы в евоем
большинстве — рядовые и сержакты. А
тлавной формой политического воспитания
хля этой категории военнослужащих яв-
ляются политзанятия. Естественно  10з-
тому, что комсомольская организация
должна прежде всего заботиться 6 BBICO-
кой успеваемости комеомольцев на 1по-
литических занятиях, следить 34 тем,
чтобы среди членов ВЛЕСМ не было от-
стающих, чтобы они служили примером
влумчивого и серьезного отношения К
занятиям, проявляли на них высокую ак-
тивность и любознательность.

Если комсомолец обладает элементар-
ными навыками самостоятельной работы
Hal книгой и хочет в дополнение к по-
литзанятиям изучать «Краткий курс ис-
тории ВКН(б)» ‘или книгу товарища
Сталина «0 Великой Отечественной вой-
не Советского Союза», долг организа-
ции притти этоху комсомольцу на 10
мощь, оказать содействие в получении
необходимой литературы, посоветовать, где
и У ком можно получить консультацию,
какую лекцию или доклад послушать.
Конечно, всё это требует от руководящих
комсомольских работников серьезного зна-
вия люлей и постоянного внимания к
каждому члену ВЛКСМ.

Во многих же частях и соединениях
комсомольские руководители избрали путь
более легкий. Речь идет о создании спе-
пиальных комсомольских политшкол.
частях Прибалтийского военного окрута
эта форма политической учебы  комсо-
мольцев приняла за последнее время чрез-
вычайно широкое раепространение. Так,
в гвардейской дивизии, где помощником
начальника политотдела по комсомолу
тварлии капитан Курочкин, насчитывает-
ся свыше двадцати комсомольских полит-
тикол. Есть подразделения, в которых
имеется по две комсомольских политшко-
зы. К числу таких относится, в частности,
дивизион, гле комсоргом гвардии младиий
лейтенант Максимов. Здесь политииколами
«охвалены» поголовно все комсомольцы.

Почти та же картина наблюдается в
полку, где  комсоргом гвардии старший
лейтенаят Каменских. Правда, первона-
зально там беседовали с каждым комсо-
мольцем с пелью выяснения степени его
подготовленности и записывали в школы
лишь тех, кто ‹ам не может еще рабо-
тать над книгой. 80 членам организации
было «предоставлено право» изучать те
орию марксизма-ленинизма самостоятель-
но. Олнако литературой их не обеспечн-
ли; консультаций для них никто He ор-
танизовал. А когда `они стали настойчиво
требовать этого; комсомольское бюро по-
стутило весьма просто: им было пореко-
мендовано... посещать политшколы!

В дивизии очень гордятся «выкоким
процентом охвата» комсомольцев школа-
ми. Зато комеорги далеко не всегда зна-
ют, кт и как из членов ВЛЕСМ успе-
вает на политзанятиях. Вопрос этот ви
разу еще не обсуждался ни на собрани-
ях первичных организаций, ни даже на
заседаниях полковых бюро. Качество же
учебы в комсомольских  политшколах
чрезвычайно низкое. (Обилие школ не
позволяет обеспечить их достаточно ква-
лифицированными руководителями. Cra
жеи, в полку, где комсоргом гвардии
старший лейтенант Каменских, одной из
школ руководит гвардии калитан Михай-
лов. Он не имеет пропагандистского. опы-
-та, У него самого явно недостает теоре-
тической подготовки, и вместо живого 95-

Е ЕЯ

В чаются. Никаких книг для чтения в про-

7 октября 1945 г., воскресенье. № 237 (6225).

суждения темы слушатели здесь просто
дремлют на занятиях. В другом батальоне
вообще eT постоянного руководителя
комсомольской политшколы. ‘Отно занятие
провел здесь парторг, друтое — комс-
орг, третье — кто-то еще из политра-
OOTHHKOB.

Определенной программы комеомоль-
ские политшколы тоже не имеют. В ка-
честве ее используется тематика, разос-
ланная ГлавПУРАКА для бесед и докла-
дов на комсомольских собраниях; А кому
He ясно, что тематика для докладов и
учебная программа — вещи совершенно
различные?

К тому же первые пять тем из чиста
рекомендованных для докладов. изучаются
ныне в системе политических занятий.
В результате происходит дублирование.
Скажем, совсем недавно в батальоне, где
KOMCOPIOM тварлни старшина Кузнецов, на
политических занятиях $0 всеми бойцами
отрабатывалась Tema «Великая победа
Ераеной Армии ин советского народа нал
немецкими захвалчиками». А ровно сут
ки спустя собралась комсомольская по-
литшкола, и там тоже «взялись за изу-
чение» той же темы. Причем характерно,
что с докладом в политшколе выступал
один из руководителей политзанятий, а
тезисами для этого доклада послужил
конспект, которым он пользовался нака-
нуне. И так бывает довольно часто.

Одной из задач комсомольских полит-
школ принято считать постепенное воору-
жение комсомольцев навыками <амостоя-
тельной работы над книгой и привитие
им вкуса к чтению политической  ли-
тературы. Однако в действительности ни-
чего подобного эти школы не дают. Тет-
радей или бумати слушатели их не име-
ют, и потому делать записи они не приу-

чежутках от одного занятия до другого
им не дают и даже не рекомендуют. Где
же тут решение поставленной задачи?

Организуя политшколь, комсомольские
руководители в частях и соединениях ссы-
лаются обычно на решения ХПГ пленума
ЦВ ВЛКСМ. Действительно, пленум реко-
мендовал комсомольским организациям
создание политшкол. Но ведь в этих ре-
шениях имеются B BHAY комеомольские
организации предприятий, учреждений,
колхозов. Известно, что там молодежь не
проходит никакой иной политической уче-
бы. В армии же комсомольцы, как и все
воины, обязаны посешать политические
занятия.

Нам могут возразить, что одно друго-
му не мешает: можно сократить количе-
ство комсомольских политикол, составить
для них специальную программу, улуч-
пгить подбор руководителей, но в целом,
мол, эта форма приемлема. С такой
точкой зрения тоже нельзя согласиться.
Прохождение специальной программы (с
включением в нее, скажем, вопросов. ис-
тории комсомола) потребует и соответет-
вующей литературы, а ее нет. Если же
речь лдет об изучении «Краткого курса
истории ВАИ(6)» и книги товарища
не Советекого Союза», то эти труды ком-
сомольские активисты могут изучать в
политшколах : RA молодых КОММУНИСТОВ
или в ливизионной партийной пколе, a
комсомольцы-офицеры =— в системе ко-
мандирских занятий.

Создание специальных комсомольских
политшкол в войсках кажется нам делом
совершенно лишиим. Главное  Политиче-
ское Управление Красной Армии никогда
не рекомендовало их. При всех условиях
они остаются нежизненной формой, меха-
нически перенесенной в армейскую 0$-
CTAHOBRY.

Капитан А. ШИПОВ.
ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.

НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Страна „утренней свежести“

Распластавшиеь над морем, самолет
приближался к берегам Кореи. Бак-то не-
заметно уплыли и растаяли в неясной,
холеблющейся дали глубокие, резко очер-
ченные бухты Амурекого залива. Давно
остался позади знаменитый «Золотой Рог»
< его многочисленными советскими кораб-
лямМи.

Прошло уже около двух часов с тех
пор, как самолет миновал устье реки
Тумынь. Где-то справа от нае остался
вечно сверкающий снежной белизной пик
Байкдусан. Это вершина Главного горно-
то хребта Кореи — Дайбакеана. Гряда
тор тянется вдоль всего побережья Ко-
pen. Более трех четвертей всей поверх-
ности Корен составляют горы. Поселения
расположены здесь лишь в долинах рек
п на морском побережье. Живет на Во-
рейском полуострове всего 25 миллионов
человек, хотя по территории Корея He
уступает Англии.

Корея — страна «утренней евежести».
Именно так называют склонные к поэти-
ческим образам корейцы свою страну.
По-корейеки это звучит «Чесэн». Однако
Корею назызают еше и иначе. Одни —

страна «утренней тишины», другие —
страна «утреннего спокойствия». Это,

конечно, вольные переводы одного и того
же названия. Но японцы предпочитали
последний перевод: Их больше веето ус-
транвало спокойствие в Корее.

0 спокойствии этой страны дол и
бесплолно мечтали японские колонизато-
ры в Корее. Ради него принимались все
меры, начиная от карательных экопели-
ций и кончая заигрыванием © населе-
нием. Олнако. достигнуть желаемого ст®-
койствия японцам так и не удалось. Во
всяком случае, в последние годы япон-
ская печать, отказавшись уже от вся-
ких поэтических образов, начала реши-
тельно вытеснять старые, бытующие В
корейском народе и напоминающие 0

для страны, & для корейца — «хавтод-
зин» (житель полуострова).

Однако нельзя понять всем, что про-
исходит в Корее теперь, после прихода
сюда советских войск, если не заглянуть
хотя бы краем глаза в недавнее прош-
ое этой страны.

Богатства Кореи излавна привлекали к
себе алчные взоры японских империалис-
тов. Потерпев неудачу в первых попытках
вторжения Ha Корейский полуостров,
Япония решительно возобновила их в кон-
це 80-х годов прошлого столетия и окон-
чательно отторгла Корею от Китая, o6’-
явив ее «независимой».

Ровно за год до этого корейские Kpe-
стьяне, уже успевшие познать цену япон-
ской «дружбы», восстали против непро-
шенных тостей. Повстанцы назвали себя
тонхаками, по имени призвавшей их к
оружию религиозной секты Тонхак. Раз-
разилось восстание.

Спустя еще пятнадцать лет Япония,
одержавшая незадолго перед этим серьез-
ную победу на Дальнем Востоке в войне
против царской Росени, решила прекра-
тить игру в «независимость» open a
совершенно ‘уже беззастенчиво прибрала
ее к рукам как свою колонию. Ворея ста-
ла именоваться «Тйосэн Сотокуфу» (ко-
рейское тенерал-губернаторетво).

В 1919 году корейцы снова восстали
против своих  порабогителей. Японцы
жестоко раеправлялиеь С новстанцами.
Они взяли за торло всю Корею. Jena
писал о тех годах: «Недавно мы получи-
ли корейскую газету, расеказывающу:,
что делают японцы. Здесь соединение всех
методов царизма, всех новейших уеовер-
пенствований техники, © чисто азчатекой
системюй пыток, < неслыханным зверст-

былой  самостоятельности названия [o-  BOM”. .
рен. Bee наименования заменяло одно Вирочем, тогда же японцы убедились,
японское слово «ханто» (полуостров) — [что одной паетью порею не соиведешь к

ЕЕ © НР

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

__ БОЕВЫЕ ЗНАМЕНА

PYG C

Недавно советской военной мис-
сии в Белграде были переданы
старых боевых знамен русской ap-
мии, долгие годы хранившихся В
югославском городе Белая Церковь.
С каждой из этих ценнейших pe-
ликвий связано воспоминание о рат-

ных подвигах воинов, ходивших В

победоносное сражение под води-
тельством выдающихся полководцев
нашей Родины.

Некоторым знаменам около пюлу-
тораста лет. Время наложило на
них <вою печать: первоначальные
цвета выгорели, ткани полиняли,
припгти в ветхоеть. Вот 8 знамен
Роченсальмекого полка. Полк был
сформирован 2 января 1798 года.
17 января того же года полку по
числу рот было пожаловано 15 зна-
мен. Роченсальмский полк в 1811
тоду был преобразован в Модоль-
ский _ пехотный, разделенный В
  1863 rozy на Подольский и Repus-

Еникальский полки.

Четыре знамени относятся в 1801
—1816 гг. Во времена Александра
Первого все павловские зизмена

были заменены знаменами нового
образца. После окончания наполео-
повских войн новые знамена в 0т-
личие от прошлых имели изображе-
ние орла < опущенными крыльями

и с московским гербом на груди.

Огромный исторический интерес
представляет знамя Севастопольско-
го ополчения 1854 года, — квад-
ратной форхы, шелковое, коричине-
вого цвета с золотым отолчен-
ским крестом в середине. Полотни-

me этой замечательной реликвии
надорвано OT дара, нанесенного
штыком или копьем, и сильно рас-
палось прядями по продольному на-
ружному краю. Под этим знаменем
сражались наши славные предки—
участники первой героической 060-
роны Севастополя.

Несколько ополченских знамен
относятся к недавнему времени. Та-
ковы, например, полностью coxpa-
нившееся знамя 233-й Донской дру-
жины 1914 года — двойное, шел-
ковое, темнозеленого пвета, < 30л0-
тым ополченским крестом пюсере-
дине, — знамя Атихабалской опол-
ченской караульной дружины,
знамя 354-й Лифляндской дружины.

Bee 46 боевых знамен, представ-

БФ sce ee ны =

ляющих большую историческую
ценность, направлены в Москву.
—

На снимке: советские офицеры
за подготовкой знамен к отправке
в Москву.

Фото О. Кнорринга.

Fn

Розыгрыш „Кубка СССР“ по футболу

4 Осталось четыре команды

Вчера в Москзе в четвертьфинальном
матче на «Кубок СССР» встретились
динамовцы Москвы и Ленинграда. Обе
команды вышли на поле в ослабленном
составе, без нескольких основных игро-
ков.

Как и следозало ожидать, преимуще-
ство было целиком на стороне москви-
чей. В первом тайме они забили в ворота
гостей три мяча. После перерыва приба-
вился еще один гол. Общий счет 4:0 в
пользу московского «Динамо».

Таким образом, в розыгрыше «Кубка

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПО ТЕАТРУ И ДРАМАТУРГИИ

Вчера, 6 октября, состоялось первое за-
седание созданного на-днях при Комитете
по делам искусств художественного сове-
та по театру и драматургии. В него вошли
крупные мастера театрального искусства и
писатели-драматурги.

Совет рассмотрел организационные вопро-
сы и обсудил новую работу театра им.
Вахтангова‘ — постановку пьесы В. Со-

полному послушанию, что нужно вместе
е кнутом показать корейцам и нечто по-
хожее на пряник. И вот новый генерал-
губернатор полуострова Сейто открыл
Tak называемую «эру культурного управ-
ления». 0 подлинной сути этой «эры»
можно сулить хотя бы по таким цифрам.
В 1922 тоду, то-есть в год Умиротворе-
ния Кореи, японский тенерал-губернатор
израсходовал на полицию и тюрьмы в
Корее 35 миллионов иен, а на просве-
щение корейцев ровно в 35 раз меньше.

Борьба продолжалась. Повстанцы, раз-
битые в открытой борьбе, уходили в го-
ры, создавали отряды, которые & началу
войны Японии в Китае и к моменту зах-
зата японцами Маньчжурии выросли В
северных районах Кореи в крупные доб-
ровольческие соединения. Потомки тонха-
ков становились заправскими партизана-
ми,

В одном из горных селений неподалеку
от маньчжурокюй траницы мы встретили
группу бородатых, вооруженных  длин-
ными «берланками» корейцев. 910 и
были современные тонхаки из тех нем-
ногочисленных еще сильных отрядов, ко-
торые уцелели от японских карательных
зкопедиций 1940—43 годов. Партизаны
возвращались домой, к своим семьям, где
они не были уже несколько лет.

Командир отряда немолодой, низкорос-
лый кадэнмин оказалея словоохотливым,
как все корейцы. Кадэнмин в переводе
«человек пелинных полей» — так на-
зывали в Корее разорившихея крестьян,
которых голод PHad на север в горы.
Злесь они выбирали глухие еще не за-
селенные места, рубили и выжигали лес,
распахивали клочок целины и строили
возле него что-то среднее между шала-
шом и домом. Беда этих людей состояла
в там, что их и здесь нередко настигали
колонизаторы-я онцы. Северная Корея
была как раз районом НОВЫХ японеких
поселений. i

Там настигли японцы и нынешнего
командира партизанского отряда. 0б’явив,
что он незаконно занял расчищенную
ии землю, они выгнали его вместе с дру-
гими поселенцами. Второй раз японцы
согнали кадэнмина < насиженного мест.
В горах он сошелся с такими me бездом-

ВЕ

СССР» по футболу осталось зсего четы-
ре команды. Это — «Трактор». (Сталин-
трад), чемпион страны московское «Ди-
намо», ЦДКА и нынешний владелец
кубка — ленинградский «Зенит».
‘Финальная игра, которая определит,
кому будет принадлежать «Кубок
СССР» в 1945 году, состоится в Москве

14 октября. В ней встретятся команды-
победительницы двух полуфинальных
матчей; ПДКА—<«Зенит» и «Трактор»—
«Динамо»,

ловьева — «Великий государь» — об Ива-
не Грозном. В обсуждении наряду с чле-
нами совета приняли участие историки-про-
фессора А. Панкратова и К. Базилевич.
Был сделан ряд критических замечаний.
Пьеса и спектакль в целом получили по-
ложительную оценку.

В ближайшее время театр покажет
премьеру московскому зрителю. (ТАСС).

Е ee

ными людьми. Они раздобыли  кое-какое
оружие и стали называть себя по-рус-
ски — партизанами.

Отряд собрался большой, в несколько
сот человек. Он нападал на японские по-
CTH, угонял обозы, портил японские доро-
ги и мосты, выживал из гор японские ко-
лонии. Потом, когда стало невмоготу от
карателей, соединился с другими отряда-
ми и перешел с ними в Маньчжурию,
где успепено бок о бок с маньчжурокими
партизанами дралея с японекими войска-
ми. Бои продолжались до самого 1942
тода, когда окончательно одолели янонпы,
и пришлось отрядам опять хорониться в
горах, рассыпавшись мелкими группами.
Здесь их и нашли еще не оложившими
оружия передовые русские части.

В киссте командира отряда хранился
потайной знак партизана. Такие же зна-
ки хранились в кисетах остальных пар-
тизан. Если бы эти знаки обнаружили
японцы, владельцев их ожидала немину-
емая смерть.

Была такая сила в корейском народе,
подспулная, затаенная, невилимая со сто-
“роны, но живая и неукротимая. Сна
подрывала японское госполство изнутри,
разрушала его тлетворное влияние, 00’-
единяла вокруг себя всё, способное на
борьбу. Источник этой борьбы находится
тут, в Корее, в самой толще народа, на
угольных шахтах в рудниках, на план-
тациях, среди рисовых полей, в горах, где
бродили кадэнмины, и в вонючих труно-
бах, где ютилась городская нищета. Мы
встречали потом тысячи молодых и ста-
рых носителей таких же знаков, как у
кадэнмина. Они покинули подполье и вы-
шли к открытой творческой деятельности.

Во что же -в-таки превтатили пред-
приимчивые salon Корейский  полу-
остров за годы своего хозяйничания?

Что представляла <0бой Корея к момен-
ту прихода в нее русских войск? Ко-
рейекий учитель Ким Пон-ги, ¢ которым
мы встретились, нарисовал лицо страны
всего тремя словами: Кигэ, Хоби. Чхетик.
Перевести это можно так: Корея в ГОДЫ
господства в ней японцев — это помесь
уашины с мотыюй и плетью.

Подполковник К. БУКОВСКИЙ
КОРЕЯ.

‘реагирует наша

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Олнаждя

ы после

концерта...

Концерт красноармейской  художест-
венной самодеятельности прошел < боль-
шим под’емом. Зрители шумно аплоди-
ровали и хору, и танцорам, и декламато-
рам, н ловкому жонглеру, мастерски ору-
довавшему чуть ли не дюжиной горящих
факелов. Все были довольны и искрен-
не поздравляли с успехом начальника
Дома офицера.

Члены просмотровой комиссии после
концерта собрались в кабинете начальника
Дома, чтобы определить, какие номера
включить в программу заключительного
концерта, который предстояло ставить в
штабе фронта.

Открыл совещание председатель комис-
сии, пожилой полковник — заместитель
начальника политотдела. Не скрывая рало-
сти человека, хорошо исполнившего свой
долг, он сказал:

— Ну, товарищи, кажется, труды наши
не пропали даром. Концерт в основном
прошел удачно. Конечно, программа не-
сколько перегружена и для концерта во

фронте ее надо сократить. Какие булут

суждения и предложения?

Каждый из членов комиссии высказал
свое мнение и пожелания. При этом отзы-
вы большинства были одинаковы, и пред-
седателю ничего не оставалось, как от-
метить «птичками» на полях программы
отобранные номера.

Совещание подходило к концу, когда
попросил слова художественный рукозо-
дитель капитан Сорницкий. Следует ска-
зать, что отличительной чертой капитана
была необычайная предупредительность и
учтивость в обращении ¢ людьми. Он
никогда никому не возражал, охотно со-
глащался со всеми доводами. если они
даже противоречили друг другу. Поэто-
му членов комиссии, хорошо знавших
характер капитана, весьма удивила речь
тов. Сорницкого.

— Простите меня, товарищ  полков-
ник, прижав левую руку к сердну, го-
ворил он. обращаясь к прелселателю,—
в условиях творческого обсуждения во-
просов искусства это не должно рассма-
триваться, как нарушение субординации,
но я не согласен с включением з про-
грамму концерта некоторых номеров.

Сорницкай развернул помятую и ис-
пешренную какими-то знаками програм-
му и положил ее перед полковником.

— Я предлагаю снять все номера,
против которых, вы видите, проставлена
мною буква «М» но обязательно
включить в концерт те номера, против
которых поставлена буква «А» и в 050-
бенности буквы «А» и «С».

— Помилуйте, товарищ Сорницкий, вы
предлагаете исключить «Васю-василька»,
выступление клоунов и даже жонглера!
Это же лучшие номера программы?!

Тут заговорили хором все члены ко-
миссии, требуя об’яснения от капитана.

— Да и что это за буквы?—заинтере-
совался полковник.

— В них-то всё и дело, — ответил
Сорницкий,—и вы несомненно согласитесь
с моим заключением. Дело в том, това-
рищи, что на протяжении всего концер-
та я следил не за программой, которую
уже прекрасно изучил, а за тем, Kak
публика. И, признаюжбь,
что главным об’ектом моих наблюдений

ee

Мне пришлось присутствовать
пленуме хирургической секции Ученого
медицинского совета,  происходившем
при начальнике Главного  военно-са-
витарного управления Брасной Армии.
Пленуи был открыт докладом Ha-
чальника Главного  военно-санитарного
управления генерал-полковника медицин-
ской службы Смирнова — «Итоги хирур-
гической работы за время Великой Оте-
чественной войны». Ряд вопросов, затро-
нутых докладчиком, представляет, по
моему мнению, весьмз важное значение
для нас — «огневиков», конструкторов
новых образцов оружия, инженеров, раз-
рабатывающих типы защитных сооруже-
ний, а также и для боевой подготовки
войск.

В ярком и обстоятельном докладе были
сообщены подробные данные о том, какой
имели характер и как распределялись в
процентном отношении ранения, нанесев-
ные тлавными видами огнестрельного ору-
жия; о ранениях, причиненных холодным
оружием и действиями авиации. Участни-
ки пленума детально ознакомились ис
тем, как распрелелялись ранения по раз-
личным частям тела. Хотя данные, приве-
денные генерал-полковником медицинской
службы Смириовым, относятся только Е
четырем фронтам Красной Армии, по ним
уже ясно обозначилась определенная’ тен-
денция; которая, несомненно, будет повто-
ряться и в материалах остальных фрон-
TOB.

Как известно, в Отечественной войне
нашли широкое применение новые виды
оружия — миномет с осколочной миной
и автомат. Минометы взяли Ha свою долю
около 32 проц. всех ранений. Ранения от
пулевого оружия составляют в среднем
около 35 проц., причем с уверенностью
можно сказать, что наибольшие потери на-
несены огнем автомата, а также отнем
станковых пулеметов обороны. В течение
предшествующих войн постепенно умень-
шалея процент ранений холодным оружи-
ем. В Отечественной войне этот процент
вновь снизился. -

Работая над развитием и усовершенет-
вованием оружия и военного дела, нельзя
недооценивать значения веех этих етатис-
тических данных. После того, как циф-
ровой материал будет дополнен и оконча-
тельно обработан, он, несомненно, станет
предметом самого прилежного изучения.
Ттательный анализ его позволит сделать
немало ценных выводов. Именно для того,
чтобы этот иселедовательский труд при-
несе еще болыние результаты, я полатал
бы желательным дополнить отчетный ма-
тернал пекоторыми добавочными средения-
МИ.

Так, например, существенный интерес
прелетавляют ханные 0 том. насколько
глубоко проникают в тело пули, выцу-
шенные из автомата, особенно в зимнее

был наш всеми уважаемый генерал ==
товарищ командующий.

При этих словах лицо капитана как-
то сразу просветлело и озарилось HE.
ной улыбкой.

— Я неотрывно следил за выражением
лица товарища ‘тенерала, за его же-
стами, движениями. И в зависимости от
того, как товарищ генерал реагировал
на различные номера, я и делал ‹оответ-
ствующие пометки. Мане жаль ваз
разочаровывать, HO... — тут голх  ка-
питана зазвучал, как струна, — факты
упрямая вещь. Мои наблюдения безошч-
бочны! Буква «М» означает, что това-
рищ генерал зо время исполнения этогэ
номера морщился!

Последнее слово Сорницкий выкрикнул
тонким фальцетом, а затем вновь загово-
рил мягко;

— А вот буква «А» означает, что това-
рищ командующий аплодировал! Буквы же
«А» и «С» означают, что он и аплодировал
и смеялся! Вот о чем я хотел сказать
вам, товарищи, и почему внес это предло-
  жение.
  Капитан опустился в кресло. В кабинете
‘наступила тишина. Выступление Сорниц-
кого произвело тягостное впечатление, B
особенности на начальника Дома.

Тихим голосом он произнес:

— С этями пометками надо счижаться,

— Конечно, мнение командующего в
данном случае решает... — неопределенно
высказался руководитель хора.

А один_из начальников клубов © явным
восхищением заметил:

— Вот голова Сорницкий. Сразу видно
армейского масштаба работник. Я бы и не
додумался весь концерт на генерала смот-
реть.

‚ — Да-а. — протянул председатель, ко-
миссии. — Что-то мы, товарищи, просмо-
трели, не продумали этот вопрос. Придется

пересмотреть программу в свете этих
букв...

Полковник снова взял программу ©
пометками наблюдательного Сарницкого

и снова просмотрел ее.

— А что это у вас против первого
выступления клоунов поставлено сразу три
буквы и «С» и «А» и «М»?

Капитан вскочил с кресла, заглянул в
программу и, пожав плечами, ответил:

— Знаете, я и сам недоумевал, но факт
остается фактом: товарищ генерал дейст-
вительно сначала смеялся, затем аплоди-

ровал, а в конце номера, представьте,
морщился!

Председатель обвел вопрошающим взгля-
дом членов комиссии и вычеркнул сомни-
тельный номер из программы,

* £8

„.Между тем командующий, приехав на
квартиру, сразу прошел в спальню.

— Как понравился концерт, товарищ
генерал? — спросил его ад’ютант,

Генерал, с трудом снимая сапоги, отве-
тил:

— Хороший концерт, молодцы ребята, а

вот сапожник подкачал — опять правый
сапог тесный сшил, весь вечер мозоль
болела.

Гвардии майор В. ЩЕГОЛЕВ.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

К итогам пленума
хирургической секции

на  время, когда сражающиеся одеты в теплую

одежду (полушубок, шинель, валенки).
Весьма важно собрать материал © пуле-
вых ранениях после рикошетов, характере
таких ранений (кстати сказать, они от-
личаются по очертанию входного отвер-
CTHA) и их относительном количестве, о
количестве и характере ранений разрыв-
ными пулями. Заслуживают внимания и
сведения 9 том, каков характер ранений
штыком трехгранным и клинковым. е-
лательно’ также знать  прецент емер-
тельных ранений от различных видов
оружия. Конечно, все эти данные не так
легко собрать. Но исчерпывающих мате-
риалов и не требуется.

Чрезвычайное могущество современной
артиллерии и широкое применение бом-
бардировочной авиации вызвали большое
количество потерь особого рода: человек,
не получивший ранения, вдруг становился
совершенно неспособным к действию, на
некоторое время выбывал из строя. Такая
травма подлежит тщательному изеледова-
нию и изучению. Врачи соответствующей
специальности смогут, несомненно, уУста-
новить, насколько сильна подобная травма,
каковз ее продолжительность. Это имеет
большое значение для военного дела.

Перед участниками пленума раскрылась
отромная работа советских хирургов на
фронтах Отечественной войны. Строго про-
веренные данные свидетельствуют о том;
что в Красной Армии резко снизилась за-
болеваемость, значительно . уменьшилась
смертность от болезней и ран. Благодаря
блестящим успехам советской медицины,
в особенности хирургия, небывало боль-
шой процент воинов, получивших ране-
вия, возвращалея в строй.

Ко всему этому надо добавить чрезвы-
чайно чуткое, внимательное и заботливое
отношение наптих врачей к больным и ра-
немым. В любом медико-санитарном ба-
тальоне, в любом госпитале можно Найти
множество писем: бойпы и офицеры благо-
дарят за превосходно сделапную операцию,
за отличный уход, который помог быстро

восстановить силы. Разве мало известно

случаев, когда бойпу, офицеру не толь-
ко спасали жизнь после опасвейшего ра-
нения, но и давали ему возможность вер-
нутьея в строй.

Мне впервые пришлось быть на таком
большом собрании медицинских работни-
ков. Выступая на пленуме в прениях, я
не хотел пропустить этот случай и взял
на себя смелость выразить присутствую-
щим научным работникам, и в их лицб
всем советским врачам, мое глубокое чув-
ство уважения и признательности за их
тяжелый и благородный труд. Я уверен,
что к моим словам присоединились бы
все наши воивы — бойцы, офицеры, ге-
нералы, — получивиие помощь от умелой
п заботливой руки врача.

Генерал-лейтенан, Г. МОРОЗОВ.