Se ee ee ee reer ene

К

ЗВЕЗДА

Я онтября 1946 г., воскресенье. № 237 (6225).

3   РАСНАЯ

Выступление д-ра Петру Гроза на конгрессе
«Фронтул плугарилор»

БУХАРЕСТ, 4 октября, (ТАСС). Газеты
опубликовали сегодня речь премьер-мини-
етра д-ра П. Гроза, произнесенную им
80 сентября в Тимишоаре ва конгрессе
«Фронтул  плугарилор».  Напомнив, что
«Фронтул_ плугарилор» всегда вел упор-
Ную борьбу за освобождение крестьян от
экономического и политического рабства
«исторических партий» (так именуют себя
политические группы, об’единяющие сто-
ронников Маниу и Братиану), Гроза ука-
зал, что, установив тесные связи < ком-
партией и другими демократическими орга-
низациями, «Фронтул плугарилор» еще до
войны создал в Румынии первый Народный
фронт, на знаменах которого было нани-
сано: «Мир, любовь среди людей, согласие
между народами, честный труд, право каж-
дого человека жить своим трудом, борьба
с эксплоатацией труда». За много лет до
войны на знамени «Фронтул плугарилор»
было написано: «Братство, союз с Совет-
ским Союзом, союз ‹о всеми демократи-
цескими народами‘ против Гитлера и Myc-
сэлини;, против фашизма». Гроза далее
указал, что эту борьбу за реализацию
сзоих лозунгов «Фронтул плугарилор» вел
в союзе с рабочими и демократической
унтеллигенцией. «Эти демократические CH-
лы вели напряженную борьбу за акт 23
гзгуста. «Исторические партии» медлили
солидаризироваться с «Фронтул плугари-
лор», компартией, с социал-демократиче-
ской партией, < союзом патриотов и дру-
гими политическими организациями, боров-
щимися за заключение мира. «Исторические
партии» ожндали исхода битвы в Молда-
зии в надежде, что гитлеровский фронт не
будет сломлен. Только после разгрома
этого фронта они решили пойти © народом
я просить союзников во главе с Совет-
ским Союзом о перемирии. «Исторические
партии» продолжали саботаж и после 23
августа. Почему Маниу и Братиану не <о-
гласились сформировать — правительство
23 августа, приняв на себя ответствен-
ность? Почему народ не мог управляться
иначе. как назначенными сверху генерала-
ми? Tak было составлено правительство
Санатеску». Гроза указал, что вскоре после
этого он рекомендовал Маниу взять на
себя формирование правительства. Manny
отказался, сославшись на преклонные годы.
Такое же предложение Гроза сделал Ма-
ниу после отставки второго правительства
Санатеску. Маниу под тем же предлогом
отклонил это предложение. В результате
давления. «исторических партий» Нацио-
нально-демократическому Фронту _ приш-
лось согласиться с кандидатурой Радеску
на пост премьер-министра. «Руководители
«исторических партий» отказались принять
правительственную ответственность, ибо в
тяжелые времена управлять. нелегко».

Касаясь создания правительства 6 мар-
та, Гроза сказал: «Это правительство CO3-
дано в результате вашей воли и отважной
борьбы. Я нахожусь на своем посту по
вашей воле и буду оставаться на нем, по-
ка вы не потребуете моего ухода». (Воз-
гласы: «Никогда»). Гроза указал, что еще
в правительстве Санатеску он требовал
быстрого осуществления аграрной реформы.
Этому воспрепятствовали группы Маниу и
Братиану. Радеску в своем сопротивлении
агоарной реформе угрожал гражданской
войной.

ПЕРЕД ВЫБОРАМИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 5 октября. (ТАСС). Органи-
зации Народного фронта Югославии всё
шире развертывают предвыборную кампа-
нию. В настоящее время ими уже выдви-
нут свой союзный список кандидатов в
Союзную Скупщину и земальские списки в
Скупщину Национальностей.

Как уже сообщалось, вписок кандида-
тов Народного фронта в Союзную Скуп-
щину возглавляет кандидатура маршала
Тито, который будет баллотироваться в
7-м районе Белграда. Однако, по желанию
земальских организаций Народного фронта,
кандидатура маршала Тито выдвинута
также в Любляне, Загребе, Скопле,
Цетинье и Дрваре. В столицах федераль-
ных единиц, где выдвинута кандидатура
Тито, его заместителями в списки канди-
датов выдвинуты премьеры федеральных
единиц Нешкович (Сербия), Кидрич (Сло-
вения), Бакарич (Хорватия) и’ др.

Во всех федеральных единицах, за
исключением Сербии, Народным фронтом
выдвинуто по одному списку кандидатов

В лагере

Гроза указал, что венгерское население
Северной Трансильвании вместе с румын-
ским народом праздновало день присоеди-
нения к Румынии. «Живя в мире с венг-
рами Трансильвании, мы завоевали друж-
бу трудового народа Венгрии. Мы знаем,
что в социальных верхушках румынского и
венгерского общества имеются люди, под-
стрекающие нас к новой войне. Однако,
мы поставим их на место, мы, румыны, —
своих подстрекателей, а венгры — своих».

Коснувшись положения в Банате, Гроза
сказал, что фашистские элементы «румын-
ские — в Югославии и сербские — в Ба-
нате» пытались создать атмосферу враж-
ды. Упомянув с большим уважением о на-
родах Югославии и их руководителе,
«который вписал блестящие страницы в
мировую историю борьбы за свободу», Гро-
за. сказал: «Границы Баната останутся не-
изменными. Однако мы имеем священную
обязанность прививать народу любозь.к
нашим соседям — сербам, которых мы
считаем равноправными гражданами нашей
общей родины». Выразив признательность
присутствующим на конгрессе гостям из
Югославии, Гроза сказал: «Вместе с мар-
шалом Тито, вместе с трудовым болгар-
ским и венгерским народами, братьями по-
ляками и могучим соседом — Советским
Союзом и при сочувствии народов Англии
и США мы сделаем войну невозможной.
Мы будем продолжать борьбу < врагами
демократии —< «историческими партиями»,
которые распространяют клевету, действуя
за кулисами, не показываясь Ha сцену,
ибо, если они возвратятся, они принесут с
собой новую войну. Эта борьба против
темноты нелегка. Она требует времени».

Касаясь выполнения соглашения о пере-
мирии, Гроза сказал: «И здесь наше пра-
вительство получило тяжелое наследство,
ибо предыдущие правительства саботиро-
вали соглашения о перемирии и не выпол-
няли обязательств. Они создали тяжелое
трагическое положение. Однако Советский
Союз и на этот раз проявил великодушие.
Тем не’ менее, «исторические партии» ca-
ботируют это соглашение». «б марта, ког-
да было созлако правительство, мы пере-
живали минуты, когда соглашение о пере-
мирии могло быть отменено, что было бы
равносильно катастрофе страны». Гроза
указал, что еще в правительстве Санатес-
ку и Радеску он требовал принятия зако-
нов, возлагающих выполнение соглашения
о перемирии не только на рабочих и
крестьян, но и на банкиров, промышленни-
ков и торговцев. обогатившихся на спеку-
ляциях за период войны. «Вследствие са-
ботажа, — сказал Гроза, — выполнение
соглашения о перемирии являлось тяжелой
проблемой. Мы приняли экономические за-
коны, мы должны бороться со спекуля-
цией. Имеются трудности, вызываемые
тем, что в государственном аппарате. име-
ются саботажники, не выполняющие реше-
ний высших органов. Нужно время, чтобы
эти законы дали свои плоды».

О переговорах в Москве Гроза сказал:
«Мы поехали туда потому, что в дни
нашего правления мы доказали Совет-
скому Союзу свою. честность, доказа-
ли, что желаем вечной дружбы © ним.
Нас принимали’ е распростертыми 0б’-
ятиями. Нам сказали: «Вы честно вы-
полнили всё, что — подписали». Мы
рассказали © засухе и других наших
трудностях. Мы встречались < пред-

в Скупщину Национальностей. В каждом
из этих списков, как и в общеюгослав-
ском списке кандидатов в Союзную Скуп-
щину, имеются представители всех партий,
входящих -в Народный фронт. В Сербии
организации Народного фронта решили
выдвинуть два списка кандидатов в Скуп-
щину Национальностей. Один список воз-
главляется кандидатурой председателя
Народной Скупщины Сербии о профессора
Синиши Станковича. Другой список  воз-
главляет кандидатура министра’ по ‘делам
Сербии лидера республиканской партии
Я. Продановича. В обоих списках имеются
представители компартии, республиканской
партии,  народно-крестьянской партии и
входящих в Народный фронт демократов
и радикалов. з

В Словении, Македонии и Воеводине в
каждом избирательном районе выдвинуто
по одной кандидатуре. В Боснии, Хорва-
тии и особенно в Сербии в районах вы-
двинуто по нескольку кандидатур. В ряде
районов Боснии наряду с кандидатами На-

военных

преступников

(От специального. корреспондента «Красной звезды»)

Вылался совсем холодный, осенний
день. Моросил дождь. Английский офицер
пересчитал пассажиров и, убедившись, что
в машине сидят все 14 иностранных кор-
респондентов, дал команду трогаться.

Тяжелая воемная машина уверенно на-
бирала скорость.

В разговорах время пролетело быстро.
Уже в полдень мы оказались в нескольких
стах километрах от Люнебурга и еще из-
дали заметили высокий опутанный колю-
чей проволокой лагерный забор.

У главного входа в лагерь нашу груп-
пу встретил капитан английской армии.
Как потом оказалось, это дежурный ко-
мендант.

—B нашем лагере, который носит №1,
—аявил капитан, — заключены военные
преступники. Английские власти содержат
здесь высший, старший и средний офи-
церский состав немецкой армии, эсэсов-
цев, руководящих работников фашистской
партии и всех других гитлеровских чи-
новников, общение которых © немецким
населением считается опасным. Bee 3a-
ключенные годержатся в нашем лагере на
равных основаниях.

Капитан предупредил, что производить
фотос’емки и вести разговоры с заклю-
ченными запрещается.

Лагерь военных преступников англича-
не расположили в корпусах бывшего ко-
жевенного завода. Высокий забор из ко-
лючей проволоки отделяет территорию ла-
геря от внешнего мира. На равном pac-
стоянии друг от друга построены сторо-
жевые вышки, на которых стоят пулеме-
ты и дежурные английские солдаты. Че-
рез каждые сто метров, кроме того, влоль
забора — часовые. За забором два ряда
колючей проволоки и снова часовые.

Обогнув длинное служебное помешение,
мы подошли к лагерному госпиталю. Нря-

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

MO 3a колючей проволокой группами и в
одиночку прогуливались заключенные. Не-
трудно было по походке и одежде уз-
нать немецких солдат и офицеров. Сталь-
ного цвета плащи и наптивки на петли-
цах выдавали эсэсовцев. Гуляли какие-то
толстые, с холеными, чисто выбритыми
лицами мужчины в гражданеком платье.
Согнувшиесь, еле поспевал за своим со-
седлом пожилой е очками на горбатом но-
су немец. Два старичк: в защитных пла-
max сидели па камне и вслух читали
библию.

Наши иностранные коллеги пристально
разглядывали окружающих. Датчане узна-
ли какого-то гитлеровского ‘адмирала, но
фамилию его они так и не вепомнили:

— Здесь лагерный госпиталь, — ска-
зал капитан, и мы вошли в небольшой
деревянный барак. В коридоре, вытянув-
шись по команде «емирно», стояли сави-
тары и врачи. Госпиталь целиком обелу-
живается немцами. В кухне делилея по
мискам обед, и повара, заметив Hac, до-
вольно ловко шелкнули каблуками. У них
сытые, жирные лица. Один — самый вы-
сокий, узнав в нас русских, шепнул:

— Русланд. Старая Русса.

Он ткнул пальцем в свою грудь и вновь
вытянулся. Е

В палатах лежало несколько больных, и
над изголовьем одного на табличке мы
прочитали неразборчивую русскую фами-
лию. Повидимому, он был при немцах
где-нибудь городеким толовой или поли-
цейским и удрал от Ерасной Армии чуть
ли не на край света. Е

Из госпиталя английский капитан по-
вел нас в главный корпус. Справа и сле-
ва снова гуляли заключенные. В руках
многих из них корреспонденты заметили
газеты, и капитану был задан вопрос:

Г $04458.

ставителями советского правительства
и разговаривали <  Генералиссимусом
Сталиным (возгласы: «Да  здразствует
Сталин! Да здравствует правительство
Гроза!»)». Перечислив результаты,  20-
стигнутые в Москве, Гроза сказал: «Мы
сможем победить голод. Мы устранили
это несчастье для нашего народа,
да я предложил заплатить золотом,
Сталин сказал: «Сохраните это волото
для вашей валюты. Вы возвратите нам
зерном». Я спрашиваю вас, где в мире
когда-либо было проявлено подобное
великодушие.

В области внутренней’ политики мы
решили заняться хозяйством, восстанов-
лением порядка в нашей стране и покон-
чить с реакцией, скрывающейся в. «ис-

торических партиях». Ho, ликвинируя
ее, мы действуем разумно в соответст-
вии < законностью. Мы  ликвидируем

лагери, но примем все меры против тех,
кто подрывает наш демократический по-
рядок, и против саботажников»,

Гроза указал, что правительство при-
няло все меры для прекращения спеку-
ляции советским хлопком и  приззал
участников конгресса помочь правитель-
ству в его борьбе со спекулянтами.

Коснувшись в заключение  политиче-
ских задач «Фронтул плугарилор», Гроза
сказал: «Крестьянство составляет боль-
пинство страны, однако оно не’ может
вести борьбу в одиночестве. Крестьян-
ство победит сейчас в союзе с рабочими
городов и интеллигенцией, Побеждает не
число, а сила, и эту силу дал крестья-
нам их союз с рабочим классом и демо-
кратической интеллигенцией».

Касаясь численности организаций, под-
держизающих правительство, Гроза ска-
зал: «Фронтул плугарилор» имеет cero-
дня 1,5 млн. членов, Всеобщая конфеде-
рация труда — 1.300 тыс. человек, ком-
партия и социал-демократическая  пар-
тия — 0,5 млн. борцов, венгерский на-
родный <союз—500 тыс., Союз  патрио-
тов—100 тыс. (в большинстве своем ин-
теллигенция). К этому нужно прибавить
национал-царанистскую партию, возглав-
ляемую  Александреску, национал-либе-
ральную партию — Татареску, которые об’-
единили вокруг себя все здоровые и
прогрессивные элементы этих партий».

Гроза опроверг слухи o6 отстэзке Та-
тареску. В заключение Гроза обратился
к конгрессу со следующими словами
«Боритесь без устали, чтобы в нашей
стране воцарился мир, спразелливость,
осуществлялись права трудящихся,  что-
бы назсегда исчезли ненависть между
народами и право одних жить за счет
трудового народа. Мы хотим создать
Румынию независимую, стоящую на соб-
ственных ногах, и такая Румыния будет
создана. Я вернулся из Москвы успо-
коенный в моей душе румына, ибо там
ни от нас, ни от какой-либо другой стпа-
ны не хотят ничего, кроме того, чтобы
мы были независимыми хозяевами своих
государств, чтобы никто не посягал на
независимость нашей страны. Если в на-

шей душе теплится любовь к нашей
свободной, независимой, демократической
стране, мы будем жить в чей  значи-

тельно счастливее, чем если бы мы про-
должали итти по ошибочному пути про-
шлого, приведшему к трагической войне».

родного фронта своих отдельных кандида:
тов выдвинула земледельческая партия. В
Хорватии также имеются отдельные канди-
даты хорватской республиканской кре:
стьянской партии. В Сербии, за исключе:
нием Белградского 7-го района, где выдви-
нут министр финансов Сретен Жуйович, в
каждом районе имеется от 2 до 6 кандида:
тур Народного фронта. Недавно избранный
организационный комитет демократической
партии, входящей в Народный фронт, наме-
тил кандидатуры в Союзную Скупшину. -

В ряде районов, в частности в Белграде,
уже состоялись массовые собрания избира-
телей, на которых выступали кандидаты
Народного фронта.

Избирательную пропаганду исполком На-
родного фронта начал опубликованием воз-
звания и избирательных лозунгов Народ-
ного фронта. С отдельными обращениями
в духе основных лозунгов Народного фрон-
та выступили следующие ‘партии Народ-
ного фронта: республиканская демократи-
ческая и народная крестьянская.

— Заключенным даются газеты?

— Им разрешено читать местную не-
мецкую газету, — ответил дежурный ко-
мендант.

У главного корпуеа к капитану легким
и умелым шагом подошел немецкий майор
и отрапортовал, что во вверенном ему кор-
пусе всё в порядке. Вапитан пояснил, что
майор является старшим по корпусу и
что он отвечает за порядок в нем и за
дисциплину заключенных. На safiope
тщательно отглаженный китель, такие же
брюки и до блеска начишенные сапоги.
Он носит старые знаки различия и даже
ленточку за зимний поход в Россию в
1941 году.

Пройдя коридор, мы повернули влево и
вошли на кухню. Повара резали мясо,
хлеб, на столе стоял ящик с искусетвен-
ным медом и два ящика португальских
сардин. Американекий корреспондент поин-
тересовалея суточным рационом заключен-
ных. Главный повар с разрешения капи-
тана сказал:

— В сутки каждый заключенный по-
лучает 450 граммов хлеба, половину короб-
ки сардин, немпого мяса, кофе, овощи.
Всего 1800 калорий. Пища раздается три
раза в день. Заключенные физическим
трудом не занимаются.

Для сравнения мы вспомнили, что нем-
цы в лагере Бельзен давали заключен-
ным 800 калорий в неделю, а англичане
сейчас дают гражданскому немецкому на-
селению 1450 калорий, а польскому насе-
лению, ожидающему отправки на родину,
1100 калорий в день.

Вея наша группа поднялась на второй
этаж. Немецкий майор подал команду
«смирно». Всё население второго этажа
выстроилось по-военному у своих коек.
Здесь всё напоминает военную казарму.
Номера на койках, в тумбочках личные
вещи заключенных. Много чемоданов,
книги, газеты. Мы шли мимо майора, ми-
мо обер-лейтенантов и ефрейторов, мимо
летчиков и танкистов, мимо пехотинцев и
артиллеристов. Мы видели кругом упитан-
ные и дов. льные лица.

Kor-.

ee Ebe

Американская печать о первой сессия Совета
министров иностранных дел

НЬЮ-ИОРК, 5 октября. (ТАСС). 1 октя-
бря президент Трумэн принял трех извест-
ных журналистов и в том числе вашинг-
тонского корреспондента «Крисчен кайенс
монитор»  Друммонда. В статье, помещен-
ной в газете «Крисчен ‹айенс монитор»,
этот последний утверждает, что можно с
полным основанием заявить, что Трумэн не
впадает в уныние в связи < провалом Лон-
донской конференции и считает, что соз-
давшийся в настоящее время тупик носит
временный характер и что позднее можно
будет возобновить переговоры © хорошими
перспективами на успех.

По словам корреспондента, Трумэн не
преуменышает безуспешности — попыток,
предпринятых на лондонском совещании,
но считает, основываясь на своем опыте,
приобретенном в Мотсдаме, что необходи-
мость добиться соглашения представляет
собой более действенную силу, чем затруд-
нения, которые привели к нынешним раз-
ногласиям. Американское правительство из-
бегает проявлять нетерпение и впадать в
панику и готово продолжать трудиться над
выполнением тяжелой задачи вести пере-
говоры, проявляя добрую волю. Кроме то-
го, Соединенные Штаты получили урок,
показывающий, что необходимо проводить
точную предварительную подготовку перед
каждым совещанием пяти держав и доби-
ваться точного соглашения в отношении
повестки дня, а также обеспечивать пол-
ный обмен информацией, дающей возмож-
ность каждому правительству точно озна-
комиться < позицией других правительств
до встречи.

НЬЮ-ЙОРК, 5 октября. (ТАСС). Не-
смотря на тревожные сообщения печати из
Лондона о результатах сессии Совета ми-
нистров иностранных дел и на попытки
возложить на Советский Союз вину за не-
удачу переговоров, значительная часть по-
лученных американских комментариев при-
знает, что позиция Советского Союза ло-
гична. В передовой статье газеты «Нью-
Йорк пост» говорится, что непостижимо,
почему США настаивали на участии фран-
цузов и китайцев в обсуждении вопросов
о зонах, «в которых они, повидимому, не-
посредственно никак не заинтересованы».
Касаясь предложений о созыве конферен-
ции руководителей трех союзных держав,
газета высказывает предположение, что
подобная конференция не может достичь
настоящего успеха, «пока США придержи-
ваются своей настоящей политики и под-
держивают отношения с дискредитирован-
ными антисоветскими личностями», и на-
зывает при этом имена югославского коро-
ля Петра и Георга Греческого.

Балтиморская газета «Сан» в редакцион-
ной статье предостерегает от излишнего

ВЫСТУПЛЕНИЕ

БИРНСА ПО РАДИО

НЬЮ-ЙОРК, 6 октября. (ТАСС). Госу-
дарственный секретарь США г. Бирнс вы-
ступил < получасовой речью по радио.
Речь целиком посвящена обоснованию и
об’яснению позиции, занятой делегацией
США на только что закончившейся пер-
вой сессии Совета министров иностранных
дел. Широко развив защиту позиции, кото-
рую в ходе сессии Совета министров ино-
странных дел занимала американская деле-
гация, Бирнс в этом своем выступлении
настойчиво представлял советскую позицию
как неправильную. Бирнс закончил свою
‚речь призывом к американцам «не ослаб-
лять усилий для достижения справедливо-
го, длительного мира для нас самих и для
всех народов».

Выступление Коффи

ВАШИНГТОН, 6 октября (ТАСС). Вы-
ступая с ‘речью в палате представителей,
член конгресса демократ Коффи заявил,
что он настаивает на преследовании участ-
ников международных картелей в качестве
военных преступников. Коффи сказал, что
Гитлер не пришел бы к власти без помо-

щи участников картелей. По словам. Коф-

фи происки участников картелей являются
причиной путаницы и нелепостей, произо-
шедших при допущении Аргентины в со-
став Об’единенных наций. Участники кар-
телей несут также ответственность за не-
которые тревожные события в американ-
ской оккупационной зоне в Германии.

Коффи настаивал на привлечении к от-
ветственности «И. Г. Фарбениндустри» за
то, что этот. концерн «в течение многих
лет участвовал в гигантском заговоре для
вмешательства в деятельность правитель-
ства Соединенных Штатов»,

— Сейчас пойдем в женский барак, —
предупредил капитан.

Минуя какие-то загородки и заборы, мы
очутились около низкого деревянного по-
мещения. В окнах сейчас же показалось
много женских лип. Нам открыли двери.
Позади подалась команда, и немки с лов-
костью военных застыли у евоих коек.
Здесь были старые, пожилые и совсем мо-
лодые немки без тени скуки и страдания
на лицах.

На дворе нас встретил английский
полковник — главный комендант лагеря
военных преступников № 1.

— Как ведут себя заключенные? —
спросили мы у него.

— Безукоризненно, — ответил полков-
НИК.

—щ А какова их дальнейшая судьба?

— Я бы их, пожалуй, расстрелял
всех, — сказал полковник, потом помол-
чал и добавил:

— Но я их только охраняю. Судьбой
их распоряжается английская юстиция...

Когда мы потом садились в Manny, из
главного корпуса донеслась мелодия ка-
кой-то немецкой песени, очень похожая на
военный марш.

В Люнебурге за наше отсутствие про-
изошло довольно интересное событие. Анг-
личане обнаружили за городом несколько
могил, в которых немцы зарыли в свое
время расстрелянных граждан союзных
стран. В день нашей поездки в лагерь
были назначены похороны этих жертв.
Похороны привлекли миого народу, в том
числе до тысячи польских граждан. Гро-
бы с убитыми опускали в могилу немцы.
Й вот вдруг в польсгой толпе раздается
толос:

‚_ — Да ведь это Курт Кох, комендант яз
Лодзи. :

Поляки заволновалиеь и стали полету-
пать к немцу. Их успокоили. А Курта
Koxa — помощника коменданта немецкого
концлагеря под Лодзью—английский офи-
цер взял под стражу.

Подполновнин П. ТРОЯНОВСКИЙ.

ЛЮНЕБУРГ, 6 октября: (По телеграфу).

j ПРИЕМ В. М. МОЛОТОВЫМ
‚ БОЛГАРСКОГО ПОСЛАННИКА
г-на Д. МИХАЛЧЕВА

6 октября Народный Комиссар Иност-
ранных Дел СССР В. М. Молотов принял
Чрезвычайного Посланника и Полномочно-
го Министра Болгарии в СССР г-на
Д. Михалчева, в связи в предстоящим
вручением им своих верительных грамот
Председателю Президиума Верховного Со-
вета СССР.

пессимизма в связи с результатом лондон-
ских переговоров. По ее словам, непра
вильно считать, что результаты перегово-
ров уничтожают всякую надежду на до-
стижение соглашения. «США должны, —
пишет газета, — пересмотреть возникший
спорный вопрос и добиться формулировки,
которая так или иначе разрешит проблему.
Мы обладаем достаточным оптимизмом,
чтобы считать, что Россия также займется
изучением создавшейся ситуации. Русские,
как и мы, хотят международного мира».

Как и газета «Нью-Морк пост», радио-
обозреватель Стил заявил 3 октября, что
загадочно, почему США и Англия воспро-
тивились предложению Молотова о разре-
шении балканских проблем тремя держава-
ми. Отметив, что Китай, повидимому, не
заинтересован в этом спорном вопросе,
Стил обвиняет французов и в OCHOBHOM
Бидо, который, по его словам, «различны-
ми маневрами стремится к тому, чтобы:
США ‘и Англия заняли позицию, которая,
несомненно, не служит интересам ни одной
из этих стран, но неизбежно приводит их
к оппозиции Советскому Союзу. Это мож-
но сравнить < тем, как если бы хвост вер-
тел собакой, а не собака хвостом, Самый
факт, что Франции удался этот маневр,
представляет собой достаточную причину
для того, чтобы отстранить ее от приня-
тия любых решений по вопросам, к кото-
рым она не имеет непосредственного отно-
шения».

Касаясь предложений Советского Союза
об управлении Японией представителями
4 держав, Стил заявляет, что «часто аме-
риканцы забывают, что войска Красной
Армии освободили больше ранее оккупиро-
ванных японцами территорий в Китае, чем
американцы оккупируют в самой Японии».

Радиообозреватель Серджио указала,
что США предпринимают. меры для того,
чтобы помешать фашистскому правитель-
ству Аргентины внести раскол в Западном
полушарии, и заявила, что если США бу-
дут критиковать политику Советского Сою-
за на Балканах, то этим докажут свою
непоследовательность.

Газета «Нью-Йорк таймс», заявляя, что
в принципе разногласия между 5 основны-
ми державами невелики, пишет, что госу-
дарственные деятели должны суметь пре-
одолеть практические затруднения, возник-
шие в Лондоне.

В противоположность умеренному тону
этих комментариев газета «Вашингтон пост»
стремится взвалить на Советский Союз
вину за провал переговоров в Лондоне.

Газета «Дейли ньюс» (Нью-Йорк) в
своих комментариях по поводу переговоров
продолжает кампанию разжигания антисо-
ветских настроений,

ПИСЬМО ПРИТТА

В ГАЗЕТУ «ТАЙМС»

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Член
английского парламента Притт в письме
в редакцию «Таймс» пишет:

«Я счастлив, что в вашей редакционной

ПРИЕМ В. М. МОЛОТОВЫМ
ПОСЛАННИКА ФИНЛЯНДИИ
г-на К. СУНДСТРЕМА

го Министра Финляндии г-на В. Сундетре-
ма, явившегося с первым визитом,

О прибытии генерала
Деревянко в Москву

5 октября прибыл в Москву по вызову
Правительства представитель вооруженных
сил СССР в Японии  генерал-лейтенант
Деревянко. (ТАСС).

рае цих

СУД НАД ПАЛАЧАМИ
ИЗ. ГИТЛЕРОВСКОГО
КОНЦЛАГЕРЯ В БЕЛЬЗЕНЕ

ЛЮНЕБУРГ, 6 октября. (ТАСС). На
утреннем заседании суда над гитлеровски-
ми палачами из лаКеря в Бельзене 5 октя-
бря продолжалось оглашение письменных
показаний отсутствующих свидетелей. Ко-
гда эти показания были исчерпаны, проку-
рор предложил заслушать письменные по-
казания некоторых подсудимых, в част-
ности лагерного врача д-ра Клейна, Гесс-
лера и Ирмы Грезе, данные ими англий-
ским властям после освобождения Бель-
зенского лагеря. Предложение прокурора
встретило резкое возражение защитника
майора Грэнфилда. После короткого сове-
щания суд принял предложение прокурора
и во второй половине дня судебного засе-
дания заслушал письменное показание
Клейна, Гесслера и Ирмы Грезе.

Обращают на себя внимание показания
руководительницы  эсэсовского женского
персонала ‘лагеря Грезе, в которых она
признается, что лично избивала заключен-
ных плетью и палкой. Далее Грезе указы-
вает, что такова была система обращения
с заключенными во всех концентрацион-
ных лагерях Германии.

С большей или меньшей откровенностью
высказались в письменных ›‚ показаниях.
Гесслер и д-р Клейн, признавшие себя ви-
новными в том, что OHH участвовали в
массовом уничтожении людей, которое про-
водилось в Освенциме и Бельзене путем
отравления газом и другими способами,
Подсудимые заявили, что истребление лю-

статье от. 3 октября вы четко признали   дей осуществлялось ими по’ указаниям
тот важный тезис, что при наличии круп-   Гиммлера.

ной международной проблемы решающее Две надзирательницы СС — Елена Коп-
право голоса должно в конечном итоге   пе и Герта Блат — заявили, что Ирма

принадлежать тем, кто обладает мощью и
ресурсами, необходимыми для того, чтобы
нести ответственность за восстановление
мира: и поддержание мирового порядка. Я
полагаю, что это — важнейший из всех
принципов, о которых мы должны помнить
для того, чтобы избежать срывов между-
народного сотрудничества на данной стадии
процесса восстановления. Конечно, важно,
чтобы мощь и ответственность государств,
принимающих эти гигантские решения, ис-
пользовались в самых лучших целях,

Учитывая много открытых и завуалиро-
ванных высказываний, направленных в на- МИНИСТРОМ ЯПОНИИ
стоящее время против Советского Союза,
нам следовало бы вспомнить, что, пожа-  ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Как пе-
луй, значительное большинство мирового   Редает  токийский корреспондент агентства
общественного мнения сознает, что это го-   Рейтер, барон Сидехара назначен премьер-
сударство будет всегда использовать свою   Министром Японии. Сидехара, которому
мощь и ответственность в интересах обес-  Сейчас 73 года, занимал пост министра
печения постоянного мира и повышения   Иностранных дел с 1924 по 1927 год ис
уровня жизни всех народов. Интересы ма-   1929 по 1931 г.
лых держав, так же как и больших, тре-   Сидехара сделал заявление O том, что
буют, чтобы главные решения принимались   он оставит Иосида на посту министра ино.
тремя великими державами, чтобы, короче   странных дел и что полный состав нового
говоря, взял верх принятый Берлинской   кабинета будет об’явлен через несколько
конференцией принцип, в соответствии с  дней.
которым решают «непосредственно заинте-

сованные» стороны. Ведь мир и безопас-
ность малых наций могут быть обеспечены
только в TOM случае, если великие дер-
жавы, которым приходится нести основное
бремя, будут обладать функциями и ответ-  САН_ФРАНЦИСКО, 6 октября. (ТАСС).
ственностью принимать главные решения,   Радио Сан-Франциско передает, что гене-
от которых зависят такой мир и безопас- рал Макартур отдал приказ о начале су-
ность. Я верю, что, когда уляжется пыль,   дебного процесса над бывшим командую-
поднятая событиями последних недель, и щим японскими войсками ‘на Филиппинах
когда будет организована новая встреча,   генералом Ямасита. Суд над генералом
Совет министров иностранных дел будет   Ямасита начнется в Маниле 8 октября.
твердо стоять на этом принципе, Ямасита будет судить трибунал в составе

Разрешите мне добавить предостережение  5 офицеров. Зал суда будет открыт для
по адресу тех, кто возлагает на Совет-  Широкой публики.
ский Союз или на его представителя всю   Генерал Ямасита обвиняется в зверствах,
вину за нынешний частичный -провал.   учиненных над союзными военнопленными
Пусть они вспомнят, как часто на протя-   и гражданским населением Филиппин. Ему
жении последних 6 лет и более наша пе-  будет дана возможность защиты, но он не
чать и часть нашего общественного мне--  будет иметь права выбрать себе опреде-
ния поспешно осуждали какие-либо дейст-   ленных защитников,
вия или политику Советского Союза, за-
частую нанося этим большой вред перспек:
тивам мира, военным усилиям и делу Об’-
единенных наций. Однако через относи-
тельно короткий промежуток времени все- на острове Хоккайдо
гда становилось ясным, что это осужде-  ‘
ние ни на чем не основано и что И ОВ о (ТАСС). Как пе-
Советского правительства является по су-   РАЛАет агентство Рейтер, радио Дели co-
ществу правильной». общило, что американские оккупационные

войска высадились на острове Хоккай-
до — самом северном острове Японии.

Грезе несет ответственность за смерть 30
заключенных в день. Далее на суде были
зачитаны показания двух германских сол-
дат, бывших заключенных концлагеря
Бельзен. Они заявляют, что мужчины, ко-
торые по пути в Бельзен падали от исто-
щения, немедленно расстреливались эсэсов-
цами,

НАЗНАЧЕНИЕ БАРОНА
СИДЕХАРА ПРЕМЬЕР-

ПРЕДСТОЯЩИЙ СУД
НАД ГЕНЕРАЛОМ ЯМАСИТА

Высадка американских войск

ПРИЕМ БЕВИНА
АНГЛИЙСКИМ КОРОЛЕМ

ПАРИЖ, 6 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Франс
Пресс из Лондона, через несколько часов
после прибытия в Лондон из замка Баль-
мораль английский король Георг \1 при.   Чунцине открылся чрезвычайный <©’езд де“
HAJ министра иностранных дел Бевина, мократической лиги Китая. На с’езде при-
который сообщил королю о результатах сутствуют 50 делегатов. В президиум из-
конференции министров иностранных дел.  брано 7 человек: Чжан Лань, Чжан Бо-

СЕЗД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ЛИГИ КИТАЯ

ЧУНЦИН, 6 октября. (ТАСС). Газета
«Синхуажибао» сообщает, что 1 октября в

Е Цзюнь-жу, Ши Лян, Хуан
янь-бей, Цзен Чжи и Ло Лун-чжи.
ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА Во вступительной речи председатель

О РАТИФИКАЦИИ УСТАВА
ОБ’ЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Как со-
общает агентство Рейтер, глава
канской делегации в

лиги Чжан Лань, отметив рост и укреплё-
ние лиги за последний год, заявил: «Мы
чувствуем свою серьезную ответственность
за упорядочение внутренней структуры.

амери:   Мы настаиваем на демократическ :
ском един
чодготовительной   стве и : _

мирном строительстве, т. е, мы
es ie организации ‹ Об’единенных на- требуем настоящего демократического пра-
ци теттиниус заявил, что по получен-   вления. Это является общим требованием
ному ночью 5 октября из “Ma

Вашингтона   большинства граждан Китая. Мы отражаем
ратифицировали ieee ae. лигу требования и взгляды на-
да. чаши силы в дал } Hi
11 стран отложили ратификацию, а из   Гочисленны, и нас eee eee Gay
10 других стран получены указания на   щее».
то, что ратификационные грамоты посла-
ны в Вашингтон. Ратификация устава
30-ю странами означает, что `устав
входит в силу.

сообщению 30 стран
устав Об’единенных наций.