Ч Пт ев, Е Г

Be

Cte Ya ee ee

e
ye

У
Ш
ye
et
т
в
(i
et
и

в

9 онтября 1945 г., вторник. № 238

(6225).

КРАСН

АЯ ЗВЕЗДА.

Гаким ли должен быть
Дом офипера?

(От специальноге корреспондента «Красной звезды»)

Утром к начальнику  новочеркасского
гарнизонного Дома офицера капитану
Золоцевскому зашел художник-оформитель.

— Разрешите узнать, товарищ началь-
ник, какую афишу будем делать сегод-
Ha?

— 0Обождите, подумать надо.

Художник наведывался еще раза два,
30 так и не получил никакого задания.

А вечером яркий свет горел только в
одном из зал Дома офицера — танцо-
вальном. 10—12 ‘пар кружились там в
«внхре вальса». Другие же залы и ком-
ваты пустовали. В них стояла обычная
лля новочеркасского Дома офицера тиши-
на и скука.

‘Около двух месяцев назад Золоцевский
собственноручно енял старую вывеску —
«Дом Красной Армии» и прикрепил 7
входа BO рверенное ему учреждение
новую — «Дом офицера». Но дальше
этого дело не пошло. Содержание рабо-
ты осталось прежним.

Не будем голословны. Начнем е того,
как Дом офицера справляется со своей
основной задачей: как помогает армей-
ской интеллигенции в дальнейшем повы-
шении ее политического, военного и
культурного уровня.

В лекторин Дома офицера за послел-
нее время читалось немало лекций Ba
разные темы, Это, конечно, хорошо. Ho
илохо то, что работники Дома ошибочно
решили, будто всея их роль отныне зак-
лючается лишь в организации лекпион-
ной пропаганды. Консультации по и<-
тернии партии, историческому и диалекти-
HecKOMY материализму злесгь носят харак-
тер эпизодических явлений. Качество их
не всегда высокое. В тому же сфиперов
не извешают, когда и по какому вопросу
можно получить конеультацию. Соверлиен-
но не используются и другие форуы по-
мощи самостоятельно изучающим револю-
пнонную теорию-— товарищеские собесело-
вагил, теопетические конференции ит. п.

В чаетях гаряизова десятки команди-
рюв и политработников по своей ининиа-
THBe изучают географию, политэкономию.
русский язык. Дом офицера должен был
помочь им и в этом. Но ничего полобно-
го не произошло. Злесь всё еще Ее 060-
рузюван кабинет самообразования, не по-
лобтаны  ковсультанты по общеобразева-
тельной подготовке, нет лекторов но во-
еввым и естественно-научным дисцинли-
Ham.

— Нелоучли, — оправдывается
Золацевекий.

Нет, олним «недоучетом» этого не 06’-
ясвишь. Тов. Золоцевекому нехватает.
тлавнымх разом, понимания  затач, по-
ставленных перед Домом офицера, недо-
стает инициативы. Только поэтому и не
Используются богатейшие возможноетн,
котовыми он располагает. Мы имеем Р
винту наличие в Новочеркасске больших
каучных и культурзых енл. Новочеркасск
по празу можно назвать Городом вузов,

ТОВ.

школ и техникумов. Но этн силы, к co-
жалению, не используются. Если бы ра-
ботники Дома офицера не были лишены
чувства элементарной  ответственноети,
они, безусловно сумели бы организовать и
хорошие консультации,
ные и ряд других полезных мероприя-
тий,

Несколько слов о библиотеке. Сама по
себе она неплохая. В ней насчитывается
до 15 тысяч книг. Однако услугами ес
пользуются лишь немногие. Почему? По-
тому что библиотека работает по старому
принципу — «выдал— записал»,  «при-
нял— списал». Библиотека не uponaraa-
дирует новую книгу, не изучает запросов
читателей, не руководит их чтением.
Офицер не услышит совета, какую книгу
следует прочитать. Больше того, злест
полгода не менялись рекомендательные
списки литературы, хотя книжный фон?
за это время значительно пополнился.

Очень плохо справляется Дом офицера

и с ортанизапией досуга армейской ин-

теллигенции. Там не создано таких усло-
вий, при которых офицеры могли бы хо-
рошо отдохнуть и развлечься. Всё тут
подчинено коммерческой тенденции.  По-
играл час на биллиарле — плати 15 руб-
лей. Захотел посмотреть спектакль —
выклатлывай 30 рублей. Каждому ясно,
что Лом офицера не обязан давать толь-
ко бесплатные спектакли и конперты. Не
нужно же знать какую-то меру.

Й хотя цены на билеты в Новочеркас-
ске ‘установлены более чем солидные.
тем не менее в Доме офицера не найдешь
заементарных удобств для отдыха. Вы
приходите на концерт. Вам захотелось
пить. Вы каправляетесь в буфет. Пере-
ступив порог, оказываетесь в мрачной
комнате без- столов и стульев, напоми-
пающей грязную пивнушку... В ожила-
вии спектакля (а они, как правило, ва-
чинаются © опозданием на час и более)
вы плете в фойе посмотреть на таниую-
ших. Присесть негде, мебели нет. В ком-
нате отлыха старшего офицерского соета-
ва имеется всего две партии шахмат я
шашек. Ваенных игр: совеем нет. Лаже
домино не нашло себе места в этой ком-
нате. В читальне и  парткабинете не
вайлешь чернил и ручек, и если бы чело-
век пожелал что-либо записать, ему при-
шлось бы пойти домой за письменных
прибором.

(0 чем весе это говорит? В первую оче-
рель о нерасторопности работников Дома
офицера. Работай они по-настоящему, —
были бы в фойе кресла, в читальне —
чернила и ручки. Но в Новочеркасске не
привыкли заботиться 06 офиперах и дей-
ствуют по простому правилу: «Нравится
Дом офицера — приходи и устранвай
свой досуг, как можешь, а не нравитея—
епди дома»...

Майор С. BENGYCCB,

ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.

ПСМОЩШЬ ГОСУДАРСТВА ДЕМОБИЛИЗОВАННЫМ

В города и села Московской области
продолжают возвращаться демобилизован-
ные воины. На родине их ожидает работа
по специальности, благоустроенное жилье,
окрепшее хозяйство, забота и помощь го-
сударства.

Околэ 1 тысяч демобилизованных уже
получили работу на фабриках и заводах
области, более 12 тысяч человек пошли
работать в сельское хозяйство.

К приезду воинов отремонтировано не-
сколько тысяч квартир, 660 демобилизован-
вых получнли новые квартиры. Государ-
ство охазывает большую помощь демобн-

лизованным в строительстве домов. Жи-
тели области, вернувшиеся, из армии, по-
лучили на новое строительство около
2 с половиной миллионов рублей госу-
дарственной ссуды. у

Для демобилизованных колхозы, совхо-
зы и районные организации уже выдали
более 1.300 голов различного скота.
Райснные отделы по государственному
обеспечению семей военнослужащих выда-
ли многодетным семьям 300 тысяч рублей
в качестве единовременной помощи, орга-
низовали подвоз 10 тысяч кубометров то-
плива.

УНИВЕРСИТЕТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ, 8 октября. (По телеграфу от наш.

корр.). В этом году, как и в прошлые го-
ды, в Ленинградском Доме офицера име-
ни С. М. Кирова открывается университет
выходного дня. В университете пять фа-
истории

культетов: ВКП(б), истории

СССР, философии, истории военного искус-
ства, истории литературы.

К чтению лекций привлечены ученые
Ленинградского Государственного универ-
ситета и других высших учебных заведе-
ний Ленинграда, а также профессора и
преподаватели военных академий.

РЕ ЕР АИ НЕ ОМА

и литературные

Студия имени Грекова деятельно готовится к предстоящей выставке. Около
сорока военных живописцев, графиков и скульпторов покажут свои произведения,

посвященные героической Красной Армни. На снимке:

в одной из мастерских

студии. Слева каправо — художники старший лейтенант Ф. Сачко, младший лей-

тенант В. Богаткин и лейтенант И. Евстигнеев.

Фото О. Кнорринга.

В ПОЛИТОРГАНАХ И ПАРТИЙНЫХ
ОРГАНИЗАНПИЯХ

(От корреспондентов

При политотделе  инженерно-саперной
Неманской ордена Кутузова бригады ‹оз-
дан агитколлектиз. В его составе—коман-
дир бригады, офицеры штаба — майор
Мартынович, капитан Тимофеев, капитан
Лозянко, ‘а’ также наиболее подготовлен-
вые командиры и политработники подраз-
делений. За последнее время ими прочи-
таны лэкции на следующие темы: «Идео-
логические основы большевистской  пар-
тии», «Ленин и Сталин — организаторы и
вожди большевистской партии», «О диалек-
тическом и историческом  матернализме»,
«Моральный облик ‘советского офицера».
Проведены также две лекции на военные
темы: «Инженерные сооружения немцев
под Кенигсбергом» и «Средства связи ин-
женерных войск в бою».

ee

Группа политработников Н-ской армии
(Прибалтийский военный округ), возглав-
ляемая гзарлии подполковником Чернухи-
ным, составила большой -борник материа-
лов, обобщающих опыт партийно-полити-
ческой работы в Отечественной войне.
Сборник состоит из 500 страниц текста,
напечатанного на машинке. Всего в нем
около 70 статей. Они <‹брошированы в
семь книжек — по основным разделам
работы политоргана и партийных организа.
ций. Каждому разделу предпослано не-
большое вступление. Статьи рассказызают
об опыте работы партийной организации
роты, партбюро батальона, инструкторов
политотдела, зар x комсоргов.

*

RBBB TE

Tlonatynpapnenne Центральной группы
войск провело месячный сбор начальников
дивизионных школ партийного актива. На
сборе изучался послеоктябрьский период
историй партии. Был прочитан также курс
лекпий по книге тозариша Сталина «О
Великой Отечественной войне Советского
Союза» и несколько докладов о партийно-
политической работе в Красной Армии.

Праздничные подарки
семьям офицеров
ОДЕССКИМ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 8 ок-
тября. (По телеграфу от наш. корр.). К
празднику XXVIII годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции
для офицеров Одесского военного округа

H их семей приготовлены подарки. Среди:

них пальто, обувь, костюмы, белье и др.

Отделение Военторга готовит для семей
офицеров большую партию обуви, которая
будет выдаваться по ордерам. Одна из
пошивочных мастерских выделила 14 опыт-
ных мастеров для пошивки детских пальто
и костюмов.

В магазины Военторга завезены большие
партии вннограда. В предпраздничные
дни всем офицерам будут выданы яблоки
и другие фрукты. i

На запорожском направлении

Долг платежом

красен

Большой каменный дом правления кол-
хоза «Аврора» разделен узким  коридо-
ром на две половины. Перегородки внут-
ри дома сложены в один кирпич, двери
тонкие, из шалевки, и, когда стоишь в
этом коридоре, отчетливо слышишь веб,
0 чем говорят в комнатах,

Справа доноситея сердитый голое He-
то предеедателя, нето парторга колхоза.
Кто-то из них двоих отчитывает, повиди-
мому, бригадира:

— H um у тебя за беспорядок Ha
току?! А? Когда, наконец,  наладишь
очистку зерна? Когда прекратятся жало-
бы на твою бригаду, ма задержки с
погрузкой, < вывозкой хлеба?..

Слева кто-то другой, в несколько ином,
более спокойном тоне, — трудно лишь
понять, с кем именно, — тоже разгова-
ривает о хлебе:

— много зерна Ha токах? Так. А
сколько хлеба вывезли 3a день? Малова-
то, третья вас обгоняет. Смотрите; не
подкачайт., вы уже на целых два
процента отстали от графика...

Как же понять, как тасценить эти,
почти олинажовые по своему  содержа-
нию, разговоры о хлебе по ту и другую
сторону коридора? Человек приезжий и
HH BO что еше He посвященный не
преминет, конечно, сразу же отдать
должное правлению колхоза «Аврора»,
так настойчиво, энергично  борющемуся
за выполнение плана хлебосдачи. И он
немало удивится, приоткрыв дверь в ком-
нату слева. На окне он увидит полевой
армейский телефон, У стола — склонив-
шегося над тетралью старшего лейтеван-
ТЗ, у другого стола — занятого письмом
солдата в пилотке, с полевыми погонамв
на гиинастерке и металлическими знач-
ками на них, определяющими его при-
надлежность к автомобильной воинской
части.

Резкий телефонный звонок отвлекает
старшего лейтенанта от раскрытой перед
ним тетради. Он надевает наушники и
берет в руку микрофон:

— Штаб батальона слушает!

Йз отрывочных ответов ет. лейтенан-
Та многое становится понятным. В левой
половине правленческого дома раскварти-
рован штаб батальона энекого автополка.
И будни батальона, как и будни входя-
щих в зону его расположения колхозов,
заполнены в эти дни большой, заслоняю-
щей собой ` всё остальное заботой о хле-
бе. Батальон капитана Кислова и Bech
автополк полковника Рысикова выпол-
НЯЮТ б0евое задание высшего командова-
ния. Они помогают колхозам вывозить
зерно, быстрее сдавать хлеб государству:
Малтины энокого автополка, тяжело гру-
женные зерном нового урожая, я впервые
увидел в погожий сентябрьский день на
одном из крупнейших ссыпных пунктов
Югозаготзерно. Огромные = семитонные
«Студетраллеры», полымая за coool гу-
стые тучи едкой дорожной пыли, е гро-
хотом в’езжали во двор пункта, ловко, ©
хода становились на весы и через пару-
другую минут уже глушили свои моторы
у хлебных бунтов, становясь на разгруз-
ку. Очередной водитель докладывал Wa-
блюдавшему 38  разгрузкой офицеру,
откуда, каким рейсом он прибыл, и, He
дожидаясь, пока рабочие начнут  <гру-
жать зерно. тут же принимался за под-
качивание баллонов, просмотр и регули-
ровку мотора.

Эта четкая, боевая работа воинских
автомашин Ha вывозке зерна в районах
Южного Притнепровья невольно воскреси-
ла в моей памети фронтовой заголовок
осенних дней 1943 года: «На гапорож-
еком направлении»... Вернее было бы ска-
зать иначе: Ha осипенковеком,  мелито-
польском, акимовском, OPEXOBCKOM, полог-
ском, гуляйнольском и многих других
направлениях. Но язык газетного  заго-
ловк» требует предольной” лаконичности.
Й к тому же все эти побочные направ-
ления в конечном счете сливаются В
единое — запорожекое. Хлеб — один из

важнейших, головных фронтов нашего
народного хозяйства. Энский автополь ве-
дет в эти дни наступление на одном из
ето решающих участков.

Полковник Рыкиков никогда не пред-
полагал, что с таким сравнительно не-
большим подразделением, как вворенный
ему полк, можно, и притом успешно,
вести наступление сразу в стольких на-
правлениях и на таком громадном’ плап-
дарме. В недавних боях < немецкими
захватчиками танковый полк (а Павел
Федорович Рысиков служил тогда в тан-
ковых войсках) обычно занимал участок
фронта в каких-нибудь три-четыре квад-
ратных километра, не больше. Теперь эн-
ский автополе занимает плацдарм, изме-
ряемый тысячами квадратных  километ-
ров. Его «позиции» пересекают теперь
вдоль и поперек не только вею Запорож-
скую область, но и значительную часть
Днепропетровщины.

Так в обстановке мирного времени ги-
гантеки вырастают возможноети  прило-
жения могучих сил Красной Архии. Плечо
к плечу со всей страной она ведет сейчас
активные действия на френтах восстанов-
ления разоренного врагом народного х9-
зяйства, и здесь, так же как на фронтах
Великой Отечественной войны, Высоко
несет вперед свои овеянные героической
славой знамена Победы,

Богато и счастливо жили до войны
колхозы Южного Приднепровья. Тысячи
тракторов бороздили просторы  придне-
провских полей. Отлично  возделывались,
щедро плодоносили степные черноземы, и
случалось, даже комбайнам трудно было
осилить тучные колхозные хлеба. Мно-
готыеячным стадам уже тесно станови-
лось на пастбищах колхозов. Сытые, доб-
ротные кони стояли в артельных  ко-
нюшнях. И в каждом степном — колхозе
работали свои грузовые автомашины, бы-
вало, по две-три и больше. Редкий райов
Приднепровья не имел у себя  каких-
нибудь ста-полутораста колхозных грузо-
BIROB.

Война разом оборвала, нарушила эту

eee

«Красной звезды»)

На основе учета лучшего опыта проведены
беседы о методике преполавания в диви-
зионных партийных школах.

Кажлый участвик сбора получил. не-
большую библиотечку. В ней подобраны
самые необходимые брошюры, журналы,
сборники статей, методические разработ-
ku.

ж+*

Прозеркой, прозеленной Политуправле-
нием Льзовского военного округа, уста-
новлено, что в ряде парторганизаций на-
рушается принцип индизидуального отборе
в партию. В кандидаты порой принимают
людей, недостаточно проверенных; в от-
дельных частях не соблюдаются ‘требова-
ния Устаза ВКП(б). Выявлены - также
случаи ослабления работы по росту  пар-
тии. Так, в соединении, гле начальником
политотдела майор Казакевич, в августе
партийные организации не рассмотрели ни
одного заявления о приеме в ВКП{5). В
связи с этим Политуправление округа да-
ло указание обсудить на заседаниях бю-
ро первичных  парторганизаций состояние
работы по вовлечению в партию лучших,
проверенных бойцов и офицеров.

# # +

Закончился 13-дневный семинар агита-
торов частей и соединений Минского во-
енного округа. Агитаторы обсудили лдо-
клад заместителя начальника  Полит-
управления округа «О задачах агитаци-
онно-пропагандистской работы в новых ус-
ловиях».

Для учостников семинара был проведек
ряд лекций по теории марксизма-лениниз-
Ma, военно-историческим темам и по во-
просам воинского воспитания. Лекции чи-
тали генералы и офицеры ‘штаба и По-
литуправления округа, а также партийные
работники и преподаватели высших учеб-
‚ных заведений Белоруссии. В конце семи-
нара перед агитаторами выступил коман-
дующий войсками округа.

Санаторий для инвалилов
Отечественной войны
ОДЕССА, 8 октября. (По телеграфу от
наш. корр.). В живописной дачной местно-
сти открылся новый санаторий для инва-
лилов Отечественной войны, нуждающихся

в физио-терапевтическом лечении. Помеще-
ния санатория хорошо оборулованы. Лечеб-

ные процелуры больные принимают в ка-
бинетах Лермонтовского курорта — одного
из лучших в Одессе,

Сейчас закончила месячный курс лече-
ния перзгя партия демобилизованных фрон-
товиков из Харьковской, Киевской, Львов-
ской и других областей Украины. До кон-
ца года новый санаторий обслужит еще
250 инвалидов Отечественной войны.

жизнь. Ушло на фронт большинство де-

ревенских мужчин. В действующую ap-
хию отправили колхозы своих лучших
лошадей и свои автомашины. Многое
принесли на алтарь Отечества. Но и пос-
ле того еше оставалось у  приднепров-
ских колхозов немало рабочего и про-
дуктивного скота, сельскохозяйственных
машин и орудий, всякого другого добра.
В черные дни немецкой оккупации они
всего этого лишились. Гитлеровские раз-
бойники обобрали, ограбили, разорили
волхозы, И трудно, ох, как трудно при-
ходитея им теперь, в отобенноети bez
тягла. Нечем уж товорнть о внутрихо-
зяйственных перевозках. Как своевремен-
но вывезти вБолхозу на государственную
ссыпку тысячи товн зерна за двалпать-
триднать километров на нескольких уце-
левших в хозяйстве заезженных лоша-
дях да на десятке-хругом коров колхоз-
ников? Вот поистине мухреная задача!

Но долг платежом красен. Красная Ар-
мия неё забыла, что в свое время колхозы
охотно пришли ей на помощь, что кол-
хозные автомашины исправно несли в ее
боевых порядках воинскую службу, регу-
лярно доставляя фронту снаряты и ми-
ны, вооружение и продовольствие. Те-
перь, когда колхозам трудно Фобственны-
ии силами управиться с вывозкой хлеба,
им так ж: охотно помогает Красная Ар-
уия. Отношения, основанные на дружбе
и взаимопомощи, — одна из  примеча-
тельнейших особенностей нашего  совет-
кого строя.

Было бы, однако, упрощением видеть в

работе энекого автополка на вывозке
колхозного хлеба только транспортную
помошь колхозам, хотя и как таковая

она неоценима. Эта работа тапт в себе
и нечто большее. Она благотворно ска-
зываетея на многих сторонах колхозной
жизни и не в малой степени служит ле-
JY политического и  организационно-
хозяйственного Укрепления  возрождаю-
щихея колхозов Приднепроввя.

Вее годы партия воспитывала колхоз:
ное крестьянство в духе мулрого еталин:
ского наставления 0 том, что «перва;
заповедь — выполнение плана хлебозаго-
товок». Это принесло свои замечательные
плоды, В годину позных испытаний во-

Судебный процесс
в Люнебурге

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Уже полмесяца прололжаетея люнебург-
ский процесе. Английский военный суд
просил всех свидетелей обвинения и
сейчае слушает письменные показания
свидетелей, которые по тем или иным
причинам не могли дать их лично.

Поляк Гриновицкий рассказал суду 0
том, как подсудимый Вейнгартер ло смер-
тн избил его родного брата Генриха Гри-
Новицкого. У свидетеля на глазах слезы.
Взрослый человек вдруг заплакал в про-
еторном и светлом зале процесса перед
десятками незнакомых ему людей. У Гри-
Новицкого дрожат руки, дрожит голое,
нервно дергаютея губы.

После прихода в лагерь англичан Гри-
Новицкий болел тифом. Болезнь, видимо,
повлияла на его память, и часть его по-
казаний суду не сходится с показаниями,
которые дал Гриновицкий перед тифом.
Этот факт дает повод защите бешено ата-
ковать свидетеля.

— Я утверждаю, что ваши показания
чистая фантазия, — заявляет один за-
ЩИТНИК.

— Может быть, случаи, о которых вы
говорили, вы видели в бреду в тоепита-
1е? — спрашивает друтой защитник.

Обвиняемые  утоваетворенно улыбают-
ся, а убийца Вейнгартер смеется.

Триновицкий глухим голосом, опустив
голову, отвечает:

— Нет, это не сон и не фантазия. Я
говорю только то, что было.

Свидетель Роман Симболинский пока-

зывает суду правую руку, простреленную
Врамером из ревользера.
Перед приходом английских войск,
— говорит он, — я и несколько моих
товарищей пошли за супом в кухню. Не-
далехо от кухни мы увидели рассынан-
ную картошку и стали есть. Ели и кла-
ли в карманы. Вдруг я услышал выстре-
лы. Обернулея, рядом стоял Крамер с
револьвером. Упали два моих товарища.
Я бросился к ним и в это время в меня
выстрелил Крамер. Пуля попала в правую
руку.

Зал затихает, когла в него
свидетель немец Фриц Ле0.

— Родился я в Дрездене, — отвечает
свидетель на вопрос прокурора. — К
партиям не принадлежал. По профессии
врач. Арестован был в 1939 году ие
тех пор находилея в разных лагерях.
Последние годы работал по сибциаль-
ности. Сейчае живу и работаю в Берлине
в американеком секторе.

Пожилой, уже седеющий с бледным
лицом свидетель долго говорит 969 всем,
910 он видел в неменких  конплагерях.
Говорит 0 газовых камерах, © кремато-
риях, о гололе в лагерях, болезнях, 0
массовых расетрелах заключенных. Ox
часто упоминает Гитаера, Гиммлера. Розен-
берга. Его показания производят на Cyl
большое впечатление.

Другой врач, румынский moans
Сигизмунд Бендель, работал доктором в цы-
ганеком отделении лагеря в Освенциме
В этом отделении немпы содержали олин-
надцать тысяч заключенных. № июлю
1944 года 3.400 пыган были убиты нем-
цами.

— Ето руководил этим отделением ла-
геря? — спрашивает прокурор.

— Комендантом был Крамер,

ВХОДИТ

& глав-

ным врачом Клейн, — отвечает свидз-
тель.

Далее он рассказывает, что однажды
партия в 500 заключенных отказалась
итти ‘в газовую камеру. К месту проис-
шествия прибыл комендант Крамер < от-
рядом эсэсовцев. Заключенные после это-
го не двинулись © места. Тогда Крамер
приказал эсэсовцам открыть по непослуш-
ным цыганам огонь, Этим и загнали лю*
дей в камеры. 100 человек были
убиты в газовой камере № Ти 400 че-
ловек в газовой камере № 3.

— Приказ на открытие огня по з2-

включенным отдал Крамер? — спраши-
вает шюкурор.

— Крамер, — подтверждает свидетель
Бендер.

Позавчера прокурор огласил сулу пись-
менное показание Крамера, написанное
ии в первые дни пребывания под аре-
стом. Это очень люболытный документ.

Крамер в своем показания отрицал все
обвинения, которые могли быть пред’яв-
лены ему, этому верному псу Гитлера.
Этот лютый, кровожадный и холодный
палач прикидывается ангелом.

Впрочем, некоторые обстоятельства дают
право Врамеру надеяться на облегчение
его участи. Недавно в зал еула явилась
супруга Врамера. Корреспонденту англий-
Бой газеты «Лейли мейл» она заявила:

— Я услышала по люксембургскому
падио призыв мужа «С0С» и поспешила
приехать. Он всегда был очень добр ко
мне и нашим троим детям. Он был очень
нежен. Я надеюсь, что высокий суд убе-
длится в добром сердце н добрых чувствах
моего мужа.

Фрау Крамер проявляет больную
активность. Она уже посетила все дома,
в которых живут свидетели. Олной сви-
детельнипе прелложила бриллиант за то,
чтобы та не рассказывала суду о какем-
TO неприятном случае, котовый положи
тень на доброго и нежного Крамера. Го-
ворят, что фрау Крамер очень богата.
Beth ee ‘муж обобрал не одну тысячу
заключенных в Освенциме и Бельзэке.

Зашитник Крамера майор английской
армии Винвул летал на спепиальном са-
молете в Нюрнберг и там имел долгую
беседу с небезызвестным фашистским па-
лачем Розенбергом. По восвташении ВиЕ--
вул заявил корреспондентам, что эн
узнал от Розенберга много такого. что
может облегчить участь ето подзащитного.

Крамер знает обо всем этом. Он знает,
что кто-то NO тадио пытается помочь
ему, что некоторые газеты охотно. пре-
доставляют свои страницы под интервью
с его женой и печатают другие мате-
риалы, ставяшие под сомнение прел’яв-
ленное ему обвинение. Он влдит всё воз-
растающую активность своей зашиты.

Это и окрыляет его. Позтому Крамер
улыбается, виля перел собой бывитях его
заключенных. Он ведет себя не как 0б-
виняемый, обреченный ва смерть, а` кк
почтенный, видный гость на ппопессе. OF
Еэ етесняетея того, что у него Aa Fee
виснт номер первого преступника ва этох
суле. Он думает, что английский cyl
снимет © него этот позорный намээ.

Будущее покажет. что решит еут.

П. ТРВЯНОВСННЙ.

ЛЮНЕБУРГ. (По телеграфу).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОПРОС ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
В ВЕНГРИИ

БУДАПЕШТ, 8 октября. (ТАСС). Газета
«Сабад неп» сообщает о первом предвари-
тельном допросе группы крупных военных
преступников Венгрии во главе с бывшим
«премьером» Салаши. Допрос проводил на-
чальник политической полиции генерал-
лейтенант Петер Габор.

Первым был допрошен Салаши. Он при-
знался, что в течение 11 лет стремился к
захвату власти. На вопрос, сколько време-
ни он думал удержать власть в своих ру-
ках, Салаши ¢ замешательством ответил,
что до сих пор не может понять, почему
всё рухнуло. Салаши рассказал, что 5 де-
кабря он встретился с Гитлером в послед-

`ний раз и что Гитлер еще тогда говорил

енного времени партия сказала колхозни-
кам: «Хлеб — это победа!», и героиче-
ский подвиг колхозного крестьянства, ©
честью выполнившего свой долг в Вели-
кой Отечественной войне, удивил Bech
мир. Этот лозунг остался в силе и после
войны, разве что добавилось к нему еще
два слова: «Хлеб— это победа’ на фронте
восстановления!» И первостененную важ-
ность хлебозаготовок, величайшую  эна-
чимость их успеха для быстрейшего
восстановления народного хозяйства 06во-
божденных районов еще и еше раз под-
черкивает сегодня в сознании колхозни-
ков тот факт, что на вывозку колхозного
хлеба брошены армейские машины.

Волхоз им. Куйбышева имел до войны
крепкое и хорошо слаженное хозяйство.
Основные работы па колхозных землях
выполняли тракторы и комбайвы MTC.
Конский парк колхоза насчитывал сто
сорок лошадей, а это позволяло куйбы-
шевцам в ранние, сжатые сроки осу-
ществлять все агротехнические меропри-
ATHA и получать завидные урожаи. Три
собственные автомашины легко справля-
лись с вывозкой хлеба ранней осенью.
Свои обязательства перед государством
колхоз всегла выполнял досрочно и ельм
в районе передовым.

Гитлеровские злодеи разворовали, опу-
стоншли артельние хозяйство. После осво-
бождения из немецко-фашиетской неволи
артель осталась при трех искалеченных
клячах, и, как пи напрягались куйбы-
шевцы, как ни <тарались, колхоз не
смог уже вернуть себе прежнего места
ий из передового стал отетающим. Двад-
цать километров, отделяющие колхоз OT
государственной ссынки, выросли для не-
го в непреодолимое расетояние. За nep-
вые двалиать. пять дней  хлебозаготовок
ныненгыего года. куйбышевцы смотли вы-
везти Ha ссыппункт всего-навсего две
тонны зерна. В последующие двадцать
лней, используя своих личных коров.
они вывезли в несколько раз больше, но
уже не на ссынпункт, а Ha открытую Р
гамом колхозе глобогку. Шри сем тем
KOIX03 за полтора месяца улебослачи вы-
полвил лишь сеумвалцать нтопеятов CBO-
его’ плана и значился в районе на однох
из самых последних мест.

> победе Германии. «До 17 апреля, — за-
вил Салаши, — я верил в победу. У меня
He было оснований сомнезаться в ней».

Имреди Бела свои показания начал с за=
явления, чго он не имеет никакого отно-
шения к Салаши, а немцы, по его мнению,
проводили «неверную политику». Имреди
подчеркнул, что он до конца верил в побе-
ду немцев.

Эндре Ласло рассказал, что он был дру-
гом регента и сторонником Салаши. Соб-
ственную роль Эндре Ласло пытался ума-
лить. Он признал, что ставил своей целью
создание в Венгрии разветвленной сети
секретной службы, когорая следила за ле-
выми элементами.

Шел уже третий месяп от начала
уборки нового урожая, на токах скена-
лось много намолоченного зерна, а вы-
дать колхозникам первый хлебный аване
колхоз вв еще не имел возможности.
Пятнадпать процентов от еданного госу-
дарству зерна, — то, что можно вы-
дать, — составляли так мало, что рас-
пределять это зерно по трудодням даже
нельзя было. Выдлачей такого кичтож-
ного аванса можно было лишь тискрели-
тировать колхоз, а задержка с авансиро-
ванием начинала уже пагубно отражать-
ся на состояния трудовой  лиспиплины.

В это трудное время и’ заярРилея в
колхоз им. Куйбышева «Стулебоккер» эн-
ского автополка. Он проработал у куы-
шезвцев всего пять дней, но произвел
в колхозе настоящую революцию. Вывез
Ha с<сыппункт не только вс скопиршееся
на токах зерно, а счистил дотла и кол-
лозную глубинку. Колхоз сразу же да-
леко шагнул в хлебослаче вперед, доетит
за эти пять лней восьмидесяти восьми
процентов выполнения годового плана,
вышел из отстающих в переловые и по-
лучил возможность  авансировать  СРАИХ
колхозников изрялдным количеством хлеба.

Чудесные превращения в колхозе им,
Куйбытева — факт отнюдь не искаючи-
тельный в своем роде и. пожалуй, даже
не выходящий за рамки обычного. Ра-
бота воинских автомашин на  вывозке
хлеба внесла такие же разительные пе-
ремены в жизнь и положение десятков и
сотен приднепровских колхозов. На сеып-
ной пункт, к которому прикреплена для
хлебослачи артель им. Куйбышева,  ло-
ставаяют зерно колхозы трех  тяготею-
щих к нему районов. В полсчетах пунЕта
иметютея любопытные итоги. Три четвез-
ти всего хлеба, поступившегс в нынеп!-
нем году на пункт, доставлено автомати-
нами энского автополка. И в текушем
году пункт уже принял на лве трети
больше зерна, чем за тот же период
протлоголних заготовок.

Так в тесном взаимодействии с авто-
мобилистами Красной Армии украннекие

колхозники куют о победу на хлебном
фронте.

Дм. РУДЬ
УКРАИНА, сентябрь 1945 года.