Тактическое занятие танкового
вкипажа с боевой стрельбой

Учение с боевой стрельбой сочетает в взвод возвращается на ‘выжидательную
себе два осповных вида боевой подготов-  позицию.

ки — тактическую и огневую, а также
затрагивает вопросы других разделов обу-

Второй этап — занятие позиции для
засады и изготовка к бою (35 — 40

чения. В этом заключается сложность ор-  минут). По указанию руководителя, один
танизации и трудноеть проведения такого  из экипажей взвода принимает танк и по
рода занятий. Нередко в частях они ‹$в0-  команде (сигналу) выводит его ва подго-

BATA к выполнению

упражнения 10  товленную
стрельбе, причем упускаетея или, в луЧ-  меры маскировки.

соблюдая
экипажи

НоЗИиЦиюЮ, строго
Остальные

шем случае, сильно сокращается тлавный  выполняют то же самое, передвигаясь на

элемент занятия — тактический.

свои позиции «пеший по  танковому».

Тактическое учение танкового экипа-  После занятия позиции для засады и ее

жа с боевой стрельбой проводится в кон-  маскировки командир

танка  организу-

пе периода обучения экипажа, после че- ет наблюдение. за противником в указан-

то начинается подготовка в составе взво-
да. Боевой стрельбе, как правило, долж-
но предшествовать тактическое занятие
«пеший по танковому», проводимое 19
этой же теме. Предварительно командир
батальона проводит © одним из экипажей
показательное занятие для командиров
взводов и рот. ь

Успех тактического учения < боевой
стрельбой зависит в первую очередь от
подготовки к нему руководителя и его по-
мощников, а также OT  материаль-
ного обеспечения (оборудование полигона,
связь, сигнализация, средства имитации
и проч.). Подготовку в занятию следует
начинать по крайней мере за неделю 10
его проведения. Руководитель (командир
взвода) должен прежде всего твердо изу-
чить необходимые положения Боевого ye-
тава бронетанковых и механизированных
войск Красной Армии, курса огневой под-
готовки, ознажомиться © материалами из
опыта Отечественной войны.

За 3—5 дней ло занятий руководитель
со своими помощниками (их должно быть
два) производит  рекогноецировку учебно-
го поля в районе полигона и вчерне на-
брасывает план занятия. Затем он пред-
ставляет заявку на необходимое дооборудо-
вавие полигона в соответетвии © темой,
дает указания во взводе о подготовке ма-
тернальной части, вооружения, переносной
радиостанции ит. д. 0с0бое внимание
следует уделить подготовке оружия, в ча-
стности выверке нулевых линий и про-
верхе боя пулеметов.

После рекогноспировки руководитель
составляет план занятия, в. котором
тщательно рассчитывает время, чтобы

полно охватить вопросы темы и обучить
зсе экипажи взвода. При этом необходи-
№0 придерживаться важното методического
правила — заниматься © каждым экипа-
жем в отдельности; именно с экипажем,
а не ‹ каждым человеком экипажа. Пос-
леднее нужно предоставить командиру
танка, обращаясь во всех случаях
к нему, как это и бывает в боевой дей-
ствительности. Не навязывая командиру
танка своих решений, необходимо всемер-
но развивать инициативу и самостоятель-
вость в ето действиях.

Рассмотрим примерную организацию и
методику тактического занятия ¢ боевой
стрельбой по теме «Танк в засаде», счи-
тая, что на это занятие планом отведена
$ учебных часа и один моточас,

Ё началу занятия танк выводится на
выжизательную позицию (200—300 м.
OT избранного места для засады), куда к
этому же времени прибывает взвод.

Первый этап занятия: рекогносцировка
и оборудование позиции для засады (20
— 25 минут). Руководитель (командир
взвода) выводит взвод в район позиций
для их рекогносцировки, гле отдает устный
приказ, в котором указывает каждому
экипажу место основной и запасной по-
зиций и ч10 необходимо сделать для их
подготовки. Экипажи приступают к 059-
рулованию CBOHX позиций. Руководитель
и его помощники проверяют работу эки-
пажей, делают свои замечания, исправля-
ют ошибки. Как только позиции для за-
сады будут подготовлены, первый этап за-
нятия можно считать законченным, и

ном секторе, проверяет действие радио-
связи с командиром взвода и состав-
ляет огневую карточку. В этой работе
по указанию командира танка участвуют
все члены экипажа. Например: механик-
водитель ведет наблюдение в заданЕом
секторе; заряжающий измеряет расстояния
до ориентиров (на глаз, при помощи при-
боров, по возможности промером); коман-
дир орудия определяет ‘исходные уста-
новки для стрельбы. Ири первых же с©ве-
дениях о появлении противника экипаж
принимает положение боевой’ готовности
№ 1.

Другие экипажи взвода подобную рабо-
.ту выполняют в районах своих  пози-
ний, действуя «пеший по танковому». На
этом заканчивается второй этап занятия.

Нужно отбросить  установившуюся В
частях вредную практику, когда каждый
экипаж занимает одну и ту же, заранее
подготовленную и оборудованную позицию.
Пусть позиции будут не на большом
удалении одна от другой (насколько поз-
воляют условия полигона), но важно. то,
что каждый экипаж самостоятельно 0бо-
рудует себе место для засады и го-
товит данные для стрельбы,

Третий этап-—действие танка из засады
(10—15 мивут). Вак только экипаж при-
мет положение боевой готовности, руково-
дитель приказывает показать цели и OA-
новременно по радио дает вводную коман-
диру танка о появлении противника. Не-
обходимо показывать сразу несколько це-
лей, чтобы командир танка мог оценить
обстановку и выбрать для обстрела В
первую очередь важную цель. Экипаж
по команде командира танка открывает
огонь. Если экипаж приступил к обст-
релу второстепенной цели и упускает Ha-
иболее важную, командир взвода по радио
(ракетой) дает целеуказание, исправляя
тем самым  допущенную ошибку. Шо
окончании обстрела целей руководитель
приказывает разрядить оружие и дает
вводную командиру танка о выходе на
запасную позицию. Другие экипажи взво-
ла наблюдают за стрельбой со своих по-
зиций. 4

Четвертый этап — выход тачка wa
запасную позицию и изготовка к 00%
(25—30 минут). Здесь экипаж проделыва-
ет всё то, что и во втором этапе, вилоть
до принятия положения боевой готовности
№ 1 на запасной позинии. В это время
на полигоне идет осмотр мишеней. На
этом обучение первого экипажа заканчи-
вается. `

Так как два других экипажа, пока 0бу-
чалея первый, произвели рекогносцировку
и оборудование освовной и запасной по-
зиций, подготовили исходные установки
для стрельбы и составили огневые кар-
точки, то на боевой машине с ними 2a-
нятие пойдет значительно быстрее.

Разбор занятия следует производить
здесь же, на наблюдательном пункте ру-
ководителя, или на одной из основных
позиций для засады. При этом надобно
указать положительные стороны и недо-
статки в действиях обучаемых. Общая
оценка действий экипажа складывается
из оценок тактической и огневой, согла-
но курса огневой подготовки.

Гвардии подполновник Ф. ЛЕВИН,

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Бойцы подразделения старшего лейтенанта
Саблина тренируются в преодолении водной преграды.

АВИАЦИЯ В АРКТИКЕ

Летняя воздушная навигация в Арк-
тике закончилась. В Москву вернулись
известные полярные летчики тт. Черевич-
ный, Врузе, Козлов, Котов и другие.

С июня по сентябрь полярные летчики
производили ледовую разведку,  доетав-
ляли почту, грузы и пассажиров в раз-
личные пункты Арктики и Крайнего Ce-
вера, проводили караваны судов по Ce-
верному морскому пути.

Работы полярной авиации в 1944—
45 гг. получили особый размах и значи-
тельно превыюили довоенный 0б’ем. Бла-
годаря полярной авиации, оснащенной
скоростными комфортабельными  самоле-
тами с большим радиусом действий, Арк-
тика значительно «приблизилась» Е
Большой земле. Например, путь от Моск-
вы до бухты Тикси самолет преодолевает
за двое суток. Нет такого даже еамого
отдаленного пункта Крайнего Севера, куда
бы не летали полярные летчики.

За последние годы на Крайнем Севере
(Колыма, Тикси, Таймыр) цолучили раз-
витие новые отрасли промышленности,
выросли горно-геологические предприятия.
Полярная авиация регулярно поставляет
туда оборудование, инструменты, рабочих.

На полярных воздушных магистралях
всегда большое оживление. В туманы,
при низкой облачности, при обледенения,
в условиях полярных сумерек и ночи ле-
тают полярные летчики Hal ледяными

ПЕРЕПИСКА С ЗЕМЛЯКАМИ ГЕРОЯ

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 9 ок- ного воина, Недавно командование посла-

тября. (По телеграфу от наш. корр.). В
Н-ском соединении служил командир ба-
тальона Герой Советского Союза майор
Эсед Салихов. Его батальон неоднократно
отличался ‘в боях < немецко-фашистскими
захватчиками. За доблесть и мужество, про-
явленные в боях, Эсед Салихов был награ-
жден орленами Красного Знамени и Алек-
сандра Невского: В январе 1944 года бой-
цы под командованием майора Салихова
провели дерзкую операцию в тылу врага,
перерезали железную дорогу Новосоколь-
ники—Дно и до подхода наших частей от-
оажали многочисленные атаки противника.

этом бою Эсед Салихов пал смертью
храбрых. Указом Президиума Верховного
Совета СССР ему было посмертно присво-
ено звание Героя Советского Союза.

В соединении свято чтут память отваж-

Разведка в бою за крупный город

Опыт ведения разведки, приобретениый
советскими войсками в Берлинском сраже-
нии, предетавляет несомненный интерес.
В нем определились более или менее точ-
но формы и методы, которыми нужно
пользоваться разведчикам, действуя на
улицах крупного города.

Подготозка разведчикев. Перед наступ-
лением на Берлин, за несколько недель
до решающего сражения, были проведены
подготовительные мероприятия, направ-
ленные к повышению способности развед-
чиков спра“иться со своими задачами в
новых условиях, в обстановке уличного
боя. Штатные подразделения разведчиков
укомплектовываютея до полного состава.
В стрелковых взводах и ротах создаются
разведывательные партии, численностью
каждая по 4—6 человек. Во главе их
ставятся опытные разведчики. Проводятся
конференции по обмену боевым опытом.
На них разбираются вопросы ведения раз-
ведки в уличных боях. Участники конфе-
ренций вспоминают свой опыт, приобре-
тенный в Сталинградеком сражении, при
штурме Орла, Гомеля и других крупных
городов. Кроме того, при штабе соединения
был создан резерв офицеров-наблюдателей.
Повышенное внимание, уделенное развед-
чикам, — увеличение их количества,
предварительная боевая подготовка, —
положительно сказалось на их боевой ра-
боте, когда № соединение вело уличные
бон. Разведчики успенено решали возни-
кающие перед ними задачи, применяя
самые разносторонние метолы добывания
нужных сведений о противнике.

Наблюдение, Эта форма разведки оказа-
лась основной. Особенно много ценных
сведений при наступлении в Берлине до-
бывели офицерские наблюдательные пунк-
ты. Они организовывалиеь всюду и веет-
да в непосредственной близости от против-
ника. Быстрое продвижение наступающих
по городу требовало частой смены наблю-
дательных пунктов. Разведчики вскоре
нашли выход из этого положения. Они
стали выставлять   наблюдателей еще бли-
же к врагу. Наблюдательные пункты рас-
полагались в 20—30 м. от противника.
Сеть наблюдателей была в 2—3 раза уве-
личена. Широкое развитие в боях за Бер-
лин получили и так называемые кочую-
щие наблюдательные пункты, Которые

высылались на несколько часов с опреде-
ленной задачей.

На одной из улиц в течение трех ча-
сов немецкая самоходка не давала ни на
шаг продвинуться вперед одной нашей ро-
те. Наблюлатели никак не могли yeTaHo-
вить, где расположено вражеское самоход-
ное орудие. Тогда офицер разведки полка
выелал подвижный наблюдательный пункт
в составе 4 человек. Разведчики пересек-
ли ближайшую улицу и залезли на чер-
дак 4-этажного дома, половину которого
занимали советские пехотинцы. Проломав
черепицу в крыше, наблюдатели заметили
самюходку врага: она стояла в соседнем
полуразрушенном доме. Наблюдатели пере-
дали добытые сведения артиллеристам, и
батарея открыла огонь, ведя его < закры-
той позиции. Снаряды стали падать около
дома. Противник вывел орудие из укры-
тия. Разведчики воспользовались этим и
противотанковыми гранатами сожгли са-
моходку врага. Рота возобновила наступ-
ление и за 30 минут очистила целый
квартал.

При выборе мест для наблюдателей от-
давалось предпочтение высоким и прочным
зданиям с достаточным обзором. Развед-
чики располагались в развалинах домов,
на чердаках зланий, залезали на завод-
ские трубы. Наблюдатели, которые взби-
рались на заводские трубы, снабжались
телефонной связью. Провод тянулея непо-
средственно к командиру батальона, диви-
зиона или к командиру полка. Приспособ-
ление заводских труб в качестве мест для
наблюдения получило большое распрост-
ранение в последние дни боев в районе
Берлина, когда наши части подошли к
центру города, где высокие дома мешали
наблюдению с чердаков зданий. Заводские
трубы были выше всех соседних зданий,
с них можно было просматривать глуби-
ну вражеского расположения. :

Следует сказать 0с0бо о наблюдении,
организуемом штабом стрелковой дивизии.
В зависимости от обстановки, от характе-
pa городеких построек штаб дивизии ор-
ганизовывал 2—3 наблюдательных пунк-
та. На основном находился командир coe-
дннения. Этот паблюдательный пункт 0обо-
рудовалея более капитально, нежели oc-
тальные. Вспомогательный (офицерский)

наблюдательный пункт устанавливался
тоже на главном направлении или там,
тде усложнялась обстановка. Его обелу-
живали опыткые офицеры, заранее подго-
товленные к несению службы.

Роль вспомогательных наблюдательных
пунктов можно показать на таком приме-
ре. Две стрелковые роты батальона офи-
цера Литвиненко, успешно продвигаясь,
ушли далеко вперед. Третья рота никак
не могла выбить эсэсовцев, засевших в
прочном угловом доме. За этим домом бы-
ло организовано наблюдение, с шести, то-
чек. Четыре раза третья рота атаковыва-
ла дом, поддержанная мощными огневыми
налетамч артиллерии. Были  засечены
прямые попадания по немецким огневым
точкам. Но как только артиллерия пре-
кращала огонь, ‘а рота подходила к дому,
огневые средетва врага оживали, атака
срывалась.

Начальник штаба № дивизии, видя бой
3-й роты лично, приказал мне организо-
вать офицерское наблюдение. Он пореко-
мендовал выделить группу офицеров-раз-
ведчиков и сменять ‘их на наблюдательном
пункте через каждые 20 минут. Не скрою,
что сперва я не вполне понял причины,
вызывающие столь частую смену офице-
ров, но сделал так, как было приказано.
Четыре офицера, выделенные ‘в качестве
наблюдателей, сменялись точно через каж-
дые 20 минут.

‚В 16 часов 30 минут заступил на де-
журство лейтенант Медведев. Как только
наша артиллерия открыла огонь по зда-
нию, занятому врагом, лейтенант заметил
в стереотрубу, что немцы со второго эта-
жа стали перебегать по лестнице и спу-
скаться в подвал. Наблюдатель стал при-
стальнее смотреть за винтовой лестницей,
видя ее через пробоину в стене от ена-
ряда. Как только артиллерия прекратила
омонь, немцы начали выскакивать Из
подвалов и занимать свои места. Секрет
был разгадан. 0 результатах наблюдения
было немедленно сообщено командиру ба-
тальона. Комбат приказал выкатить три
орудия на прямую наводку и весь огонь
WX сосретоточил по лестнице,  преградив
немцам путь в подвал. Огневые точки
врага были подавлены. Третья рота чере?
10 минут овладела домом, не понеся ви
единой потери. В подвале, проход кото-

10 сктября 1945 г., среда. № 239 (6227).

Подготовка минометчиков

(Обсуждение статьи капитана В. Демидова
„Насущные вопросы огневой подготовки пехоты“}.

В ходе Отечественной войны 82-мм тывать, применяя учебно-практическую
минометы нашли широкое применение.   мину. Но для этого, прежде всего, необ-
Массированным и метким огнем они пора-  ходимю иметь тавую мину. До войны она
жали противника 38 укрытием: в транше- была. Во время войны в запасных и
ях, воронках, складках. местности. Высо- `учебных соединениях ее пробовали’ изго-
кая подвижность позволяла им двигаться   товлять. своими средствами. Брали корнус
на протяжении веего боя в боевых поряд-  боевой мины и в трубку ‚ стабилизатора
ках стрелковых батальонов и рот. Обла-  вводили втулку под холостой BUHTOBOUHBIM
дая такими ценными качествами, миноме-   патрон. : :
ты приобрели болыную популярность, за- Надо признать, что подобная  учебно-
воевали уважение и любовь бойцов и офи-  практическая мина должного эффекта не
церов всех родов войск, осббенно среди  давала. Пороховой заряд холостого винто-
пехоты. вочного патрона был ‘мал, имел плохую
Миномет — младший брат артийлерии запыжевку, а заминное пространство ока-
и незаменимый друг пехоты. Минометчик   ЗЫВалось слишком большим. B итоге плэт-
как бы сочетает в себе качества пехотин-  НОСТЬ заряжания была недостаточной, по-

fla K артиллериста. Он должен отлично  Роховой заряд сгорал не полностью и HO-
знать винтовку, гранату, автомат и уме- Одновременно. Это приводило к тому, что

10 применять их в бою. Он обязан пре-  При наилучшей установке прицела 10-70
восходно владеть штыком и лопатой, что-  лальность стрельбы в силу рассеивания
бы в тяжелую минуту защитить свою 0Т неохновременного и неполного сгорания
жизнь и «ane» свооо миномета — ЗаРяда колебалась от 10 до 50 м, В та-
грозного оружия навесного ‹огня. Но в то  КИх условиях нельзя было, понятно, ра-
„  же время минометчик и артиллериет. Сле-   ботать < прицелом и вести пристрелку
довательно, он в совершенстве знает свое ЗИ Cee дальности (на миниа-
орудие — миномет, умеет избрать огне- м : ь
a. позицию, оборудовать и замаскиро-  Ценность  учебно-практической мины
вать ве, точно и быстро выполнять коман- Состоит именно в том, что она позволяет
ды на открытие, ведение и переное огня. отрабатывать на миниатюр-стрельбище все
Он изучил глазомерную подготовку исход-  Вопросы огневой и стрелково-минеметной
ных данных и элементарные правила Подготовки. Следовательно, при примене-
пристрелки, чтобы при необходимости ус-  НИИ такой мины дальность стрельбы дол-
пешно заменить командира расчета. жна лежать по меньшей мере в пределах
В основе обучения минометчиков лежит °” 50 № 300 м при возможности наблю-

учебная программа боевой подготовки.  ДТЬ «Разрывы» — падения мин. Этого
Очень важно, чтобы тематика программ   Лобиться легко. Например, можно coxpa-

была более полна, чтобы учебные вопросы   НИТЬ ОДИН ИНЫЕ заряд, лучше вее-
каждой темы были изложены последова- ГО ОТ МИН 5°-ММ минометов, е ey г
тельно и поурчно с учетом опыта боевых are i ie а а o ng
действий. Но одних даже отлично состав- ти у и re да: s ne я
ленных программ мало. Надо иметь хоро- ум С МИНЫ, 32)
ший курс стрельб, который бы напеливал РЕ т; д geet ай
на высококачественное усвоение програм-  и п oe а В eee
MHBIX вопросов, служил бы надежным об’-   АТЫВ Е a ya
ективным критерием при оценке боевой  УЧебно-практичесвая мина для обучения
выучки войск минометчиков крайне нужна. Она помоглУ
Hite eek ? а eft а бы надлежащим образом отрабатывать все
na ae Done, : 82-мм ба, Rae te et ge nee st

чительной экономии боевых мин.
тальонного миномета (военного времени)»  Тачество боевой Подготовки BO MHOTOM
требует существенной переработки. Он зависит также от умения офицерского и
дает лишь по одному упражнению УЧеб-  сержантского состава методически пра-
ных стрельб на подразделение (отделение,  вильно организовать и провести занятие.
взвод, рота). Такого количества в наетоя-

К сожалению, нередко в этом деле нет
щее время недостаточно, чтобы хорошо

Ц четкой целеустремленности, — особенно
обучить минометчика. Вроме того, предус-  на тактических занятиях в минометных
мотренные курсом упражнения  совер-

подразделениях. Такие занятия руководи-
шенно не учитывали смены огневых 1о-  тели порою сводят лишь к огневой елуж-
зиций. Это — существенный из’ян. Мы бе, не давая динамики «боя», не вкла-
знаем, что минометы движутся непобред- ывая определенную тактическую идею.
ственно в боевых порядках стрелковых .
подразделений. Следовательно, быстрая  В Ряже случаев впадают и в другую
смена отневых позиций и незамедлитель- крайность: вс тактическое занятие заклю-
ное открытие меткого массированного ог-  чается в беспрерывной смене огневых по-
ня являются важным фактором выполне- зиций без’ учета действий своих стрелко-
Вия бой, задачи, вых подразделений и действий «против-
soe Be cha eee soa ника», который часто и не обозначен. На
м } служат -
ринита Чи очен оыуеи на этих позициях минометы к бою не приво-
метного расчета, его сколоченности. Вот! АЯТ, ошибок в работе расчетов не исправ-
почему в новом курее стрельб надо дать   TAT. Понятно, что занятие по тактике
такие Упражнения, которые предусматри- тут сводится к бегу по учебному полю.
вают смену боевого порядка н обязательно  Эт об’ясняется тем, что некоторые
требуют учета времени на выполнение офицеры минометных подразделений не
задачи. Это время устанавливается На 06- имеют достаточных методических навыков
нове практики и опыта, & #6 ТОЛЬКО Въ проведении занятий, особенно по такти-
результате суб’ективных соображений ру-  хе. Отсюда вполне понятны их указания
ководителя, как значится в НЫНешнем   на недостаток литературы и методических
вурсе стрельб. пособий. Ведь для минометчиков нет ни
Авторы ряда статей совершенно пра- одного методического пособия, которое н\
Вильно утверждают, что для отличной вы-  примерах показало бы, как лучше opra-
учки бойца или расчета надо увеличить   низовать и провести занятие по той илн
норму расхода боеприпасов. Однако чрез- иной теме. Речь идет, конечно, не о
мерно расходовать боевые мины, особенно! шаблоне, которому надо слепо следовать,
в первый период обучения, нецелесообраз- а © поучительных образцах, весьма полез-
но. эдесь достаточно провести показную  ных для офицера минометного подразделе-
стрельбу боевыми минами. Вее другие про-  ния. Потребность в таком методическом
граммные вопросы огневой подготовки ми-  пособии весьма велика. Мне кажется, что
нометного расчета можно Успешно отраба- и в самом курсе стрельб следует дать ряд
методических указаний по вопросам огне-
См. «Красную звезду» №№ 201, 203, 211,  ВОЙ подготовки минометчиков.
214, 218, 222, 297, 930 и 934. Капитан Н. ДАНИЛЕНКО.

rence

Фото капитана М. Рыжака.

просторами Арктики и Крайнего Севера.

3a 9 месяцев этого года самолеты по-
лярной авиации перевезли почти полто-
ры тысячи тонн груза и почты и 14 ты-
сяч пассажиров. Только з& время летней
воздушной навигации пилоты-полярники
налетали свыше полумиллиона  километ-
ров.

Прошло то время, когда люди, рабо-
тающие в Арктике, чувствовали себя
оторванными от Большой земли.  «Зи-
мовщики» — это устарелый термин. Сей-
час можно в любое время года и в ко-
роткий срок перебросить людей в ‹амые
отдаленные пункты Арктики и Крайнего
Севера. В этом году сто работников по-
лярных станций и баз провели <вой от-
пуск в санаториях и домах отдыха и
вернулись снова на Север. В пионерском
лагере под Архангельском побывали этим
летом 25 детей полярников. Они были
вывезены на самолетах © 0. Диксона вме-
сте с руководителями латеря.

Среди пассажиров самолетов. держаших
куре на Север, — учителя, врачи, лекто-
ры, советские и партийные . работники,
специалисты всех квалификаций, геологи,
транспортники, агрономы. Самолеты регу-
лярно доставляют в Арктику периодичес-
кую литературу и кинофильмы, которые
полярники смотрят через 10 дней пюсле
того, как они появляются на московских
экранах. Благодаря авиации советская
Арктика живет полнокровной и кипучей
ЖИЗНЬЮ.

Вс. НЮРУПА.

ло в Дагестанский обком ВКП(б) письмо,
в котором рассказало’ о боевых подвигах
Салихова. Секретарь обкома по пропаган-
де тов..Аликбетов прислал ответ, в нем го-
ворится:

«Дорогие товарищи! Народ советского
Дагестана гордится подвигами своего слав-
ного сына и вечно будет хранить память
о нем. Имя майора Салихова в числе трид-
цати трех Героев Советского Союза, уро-
женцев Дагестана, навсегда вписано в слав-
ную историю нашего народа. Дагестанский
обком решил издать книгу о ратных под-
вигах офицера Эсед Салихова. Его портре-
ты и материалы, в которых рассказывается
о боевых делах героя, будут выставлены
в республиканском музее и в средней шко-
ле, где Салихов учился».

рого был завален кирпичом, бойцы. зах- чиков в об’екту нападения, захват плен- ты в окна или пробоины от снарядов. На-
ватили 45 немецких солдат. ного — всё делалось бесшумно, без вы-  падения проводились во всякое время, но
Метод наблюдения с частой сменой раз-   стрела. Еели же требовалось применить  чаще всего на рассвете. Успех достигал-
ведчиков в данном случае был наиболее оружие, бойцы действовали финскими но- ся стпемительностью и, главным образом,
правилен. Наблюдатель, который  ведет жами, пускали в дело пистолеты и проти-  неожиданностью нападения. Если не дос-
слежку за противником, в течение двух   вотанковые гранаты. Ночной поиск, когда тигалась внезапность, разведчики терпели
часов настолько присматривается к об’ек- он был хорошо подготовлен, когда были! неудачу. Это и понятно. Они добивались
ту, что всех изменений не улавливает.   подобраны опытные разведчики, заканчи-  победы не числом, а быстротой действий
Частая смена наблюдателей обостряла вни-  валея удачно, — особенно при захвате  и отменной ловкостью. -
мание к об’екту и позволяла им замечать   немецких часовых . наблюдателей, кото-  Для разведки внезапным нападением
самые незначительные, казалось бы, из- рые располагались на перекрестках улиц.   выделялись группы из 10—12, самое
менения в поведении противника, которые,   Засады. Эта форма разведки во время   большее из 15 человек. Разведчики рас-
однако, зачастую являлись исключительно   боев на улицах Берлина чаще всего при-   пределялись по своим обязанностям при-
важными. Именно от зоркости разведчи-  менялась стрелковыми подразделениями.   мерно так: нападающая грмша в числе
вов нередко зависел уепех или неуспех   Противник отходил. Пользуясь подземны-   6—8 человек, состоявшая из наиболее еме-
атаки. После этого случая мы чаще стали  ми сообщениями (канализационные тонне-  лых и отважных бойцов, и групна по
практиковать такую систему наблюдения, ! ли, метро), немцы засылали в тыл на-  захвату пленных (3—4 человека). Сюда

которая Повсюду давала неплохие резуль-  ступающих советских частей — или про- же включали 1-—2 человека для сбора
таты.   сто оставляли перед отступлением —^ ди-   немецких документов. На вооружении
Ночной поиск. Организация ночного  версионные группы. Они вылезали из   обеих групп были гранаты, финекие но-

поиска, когда бои проходят среди еплош-
ных построек, гораздо сложнее, нежели на
открытой местности. Пути подхода к изб-
ранному для поиска 0б’екту ограничены.
Все действия развертываются на близких
дистанциях. Противник проявляет повы-

подземелий, занимали уже очищенные со- жи и автоматы. С началом действия ар-
ветскими войсками здания и обстрелива-  тиллерия прямой ` наводкой открывала
ли тылы наших частей. Поэтому коман-   шквальный огонь по об’екту атаки и 0б-
диры рот и, батальонов выделяли развед-  стреливала соседние здания. В течение
чиков, организовывали засады. Засады   нескольких секунд выпускалось до десят-
располагались поблизости всех только что  ка снарядов. Это делалось для того, что-

шенную бдительность, он постоянно на-
стороже. Нет обзора, чтобы избрать выгод-
ное место для поиска. Мало времени на
его подготовку и организацию. Идут не-
прерывные бои, которые редко прекраща-
ются и ночью. Наконец, вся обстановка
уличного боя — развалины зданий, пре-
граждающие путь, дым пожаров, сплош-
ные баррикады на улицах — всё это ме-
maeT разведчикам,  скрадывает их поле
действий, затрудняет ведение поиска.

Тем не менее разведчики успешно вы-
полняли <вою Задачу и в трудных уело-
виях уличного боя. Они находили об’ек-
ты для поиска; чаще всего это были не-
мецкие часовые, наблюдательные пункты,
вражеское охранение, расположенное на
отлете от соседей, в отдельно стоящих
зданиях. Поисковые партии выводились
на место предстоящих действий, знакоми-
лись с районом, получали задачу. В лаль-
нейптем разведчики сами вели тут наблю-
тение, изучали пути движения, следили за
противником.

Путями движения партия служили про-
ломы в зданиях, дворы, защищенные кир-
пичными заборами, широкие канализаци-
онные трубы. По улицам не двигались.
Обувь предусмотрительно обматывали ве-
тошью или натягивали поверх кожаных
сапог плотные чулки. Выдвижение развед-

занятых станций метро, у выходов из под-  бы ослепить противника,

валов, у широких проходов канализаци-
онных труб. Выделенные в засады развед-
чики вели наблюдение за выходами
подземелий и уничтожали

нялись саперами. Последние  подрывали
все опасные проходы. Таким образом про-
тивник лишалея подземных путей.

Разведна боем. Ее возможности в улич-  СРедетва уничтожить врага.
Обычно   НИИ

ных боях весьма ограничены.
практиковались короткие налеты неболь-
ших групп разведчиков на отдельные об’-
екты, занятые противником. Это делалось
с целью захвата пленных. В некоторых

случаях приходилось высылать разведчи-   Разведчики,

ков, чтобы отбить у врага здание. Обыч-

Е закрыть ему
наблюдение. Затем разведчики бросали в
направление об’екта 4—5 фауст-патронов

из и быстрым броском врывались в здание.
вражеские   После захвата пленного группа оставалась
группы, которые пытались выбраться на на своем месте до
поверхность. При дальнейшем продвижении   подразделений или же под
рот и батальонов вперед разведчики еме-   отходила.

полхола стрелковых

жигала дом и

Короткие атави небольших групп раз-
ведчиков иногда практиковались и с целью
поджога домов, если не было другого
Цоджог зда-
проводили батальонные и ротные
разведсики, получавшие в таком случае
усиление в виде 1—2 огнеметчиков и
2—3 сапер.

В заключение нужно отметить, что

несмотря на трудности в 07-
ганизации и ведении разведки в Берлине,

но оно удерживалось хо подхода стрелко-  С задачей справились неплохо. Они. своб-

вых подразделений.

Быстрота действий, которая нужна при   САМИ обманывали. его. Своей

зременно вскрывали намерения врага. часто
смелость,

нападении небольшой группы на об’ект,   Хабростью, дерзостью во всех действиях

занятый противником,

тельной подготовкой разведчиков.

достигалась тща-  Зазведчики добывали свеления, необходи
Они   “ble комалтирам частей и соединений, до-

проходили специальную тренировку: учи-   BAIN их своевременно. Тем самым очи

лись преодолевать уличные

баррикады.   ОМогали советейнм войскам быстрее рез-

вскакивать в окна, быстро подниматься п ЗИТЬ РЭэга, ускорить овладение немецкой

спускаться по лестницам, применять ав-
томаты и гранаты, борясь с врагом внутри
помещения, метко бросать ручные грана-

столинсй

горотом Берлин.

Махор ВЕЛЕНЕЦ, начальник раз-
ведки М стрелновой дивизии,