А >

uch

43°
hw
уг
0°
se
qa

qf!
op
Aes
300°
pis
и
al

coi

‚цы до сих пор знают 0б Указе только

19 сктября 1845 г., спела. № 2$

st a ЕЕ г...

6227), __

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

Русские войска в Берлине (октябрь

Фрагмент картины художника А. Коцебу.

Равнодушное отношение к нуждам
и запросам демобилизуемых

Ё заместителю командира полка по
политической части майору Вузьмину за-
шли краснозрмейцы Бурый и Леонов.

— Говорят, что новая демобилизация
будет проводиться, — сказал один из
них, обращаясь к майору. — Нельзя ли
нам самим прочесть, убедиться...

Кузьмин достал газету и зачитал Указ
Президиума Верховного Совета СССР о
демобилизации второй очереди личного
состава Врасной Армии.

— Вот спасибо, товарищ майор, — го-
рячо благодарили бойцы. — Теперь нам
всё ясно, будем собираться домой...

Ни во время этого разговора, ни после
него Кузьмин не поинтересовался, почему
бойцы сами не читали Указа, опублико-
занного неделю назад. А сделай майор
это, ему стали бы известны очень непри-
ятные факты. Прежде всего он бы узнал,
что его собственные донесения © том, что
«весь личный ‹0остав глубоко ознакомлен
с Указом Президиума Верховного Совета
СССР», не соответствуют действительнос-

В день опубликования Указа в ротах
были проведены политинформации, & ве-
чером состоялись беседы. Никто, однако,
He вспомнил при этом, что значительная
часть бойцов находится за пределами пол-
ха — Ha подсобном хозяйстве, в коман-
дировках и т. п. В результате не один
десяток красноармейцев оказался в та-
ком же положении, как и Бурый © Jeo-
Новым.

Политработники полка забыли © своем
долге раз’яснить всем воинам без исклю-
чения Указ Президиума Верховного Сове-
тъ СССР. Из-за этого многие красноармей-

понаслышке, до сих пор не получили от-
вета на волнующие их вопросы.
Стрелок Савинов должен скоро уехать

В ПОЛИТОРГАНАХ

И ПАРТИЙНЫХ

_ (От корреспондентов «Красной звезды»)

политзанятий получили
хорошую брошюру, изданную политупра
влением Центральной группы войск. В
этой брошюре собрано большое количество
материалов в помощь изучающим тему
«Русский народ — выдающаяся нация и
руководящая сила Советского Союза». В
ней приведены высказывания Ленина и
Сталина, цитаты из выступлений великих
русских полководцев, писателей. В конце
брошюры дается подробное методическое
указание по данной теме.

Помимо этого сборника политуправление
издало еще ряд брошюр, книг, альбомов.
Особенно хорошо излана книга, в которон
собраны приказы Верховного Главнокоман-
дующего войскам 1-го Украинского фронта.
Большую ценность представляет также
альбом, отображающий боевые действия
1-го Украинского фронта на последнем ре-
шающем этапе войны (от Сандомирского
плацларма до Берлвна).
<>

При политуправлении Уральского воен-
ного округа состоялся пятидневный семи-
нар начальников политотделов соединений
и военных училищ, посвященный учению
Ленина и Сталина о советском государ-
стве. После вводной лекции майора Дмит-
риева начальники политорганов в течение
дзух дней занимались самостоятельной от-
работкой этой темы. Затем состоялось кол-

Руководители

лективное обсуждение: Оно отличалось
очень высокой активностью.
>

В Н-ском стрелковом полку (Приволж-
ский военный округ) создана лекторская
группа, в которую вошли опытные пропа-
тандисты — командиры и политработники.

На виноградниках Одессы

ОДЕССА, 9 октября. (По телеграфу от
изш, норр.). Еше в городской черте Одес-
сы начинаются квадраты созревших и
зреющих виноградников. Здесь самые раз-
личные сорта: темпорозовый Мускат,
слалкая шесла, мелкий винный алигатэ,
каберна и другие.

Мы посетили два больших хозяйства.
Tepe из них — «Червовый хутор»
приналлежнт OxecckoMy  сельскохозяйст-
венному институту. Руководит им быв-
eli фронтовик — офицер А. Я. Бели-
ченко. Он работал здесь № 40 войны.
Ему улалось сколотить крепкий коллек-
тив. Хозяйство процветает. Виноград ра-
стет ровными рядами,  привязанпый К
проволоке. Женщины  <обирают зрелые
грозлья  шеелы, - розового  муската и
«ламских пальчиков».

— Таких мускатов. как у нас, побли-
зости не найдете — © гордостью заяв-
ляет Беличенко.

Собранный: визограл вывозится в Одес-
су п поступает главным образом в \а-

домой. На фронте он был награжден. Ho
случилось неладное
традное удостоверение. Как ему быть? Ca-
винов обращался к разным людям, однако
ответа не нашел...

менты © том, что он был трижды ранен.
Иванов ходил в медицинскую комиссию,

ниях? — удивились они. — Ваш год и

1760 года).

— он потерял на-

Сержант Иванов, герой полка, никак не
может добиться, чтобы ему дали доку-

Но там его встретили черствые люди.
Зачем вам свидетельство 0 ране-

без того демобилизуется...

Много вопросов возникает у бойцов в
связи с демобилизацией. Но далеко не вее-
Tia OHH получают необходимые раз’яс-
нения. Вся массовая работа вокруг Ука-
за Президиума Верховного Совета СССР
переложена в полку на плечи ротных п
взводных агитаторов. Командиры и полит-
работники участия в ней не принимают.
Это тем более странно, что в период пер-
вой демобилизации здесь можно было на-
блюдать совершенно иную картину. Бесе-
ды и доклады проводили все офицеры,
начиная OT командира полка и кончая
командиром взвода. Проводы демобилизо-
ванных вылились тогда в настоящий
праздник. В подразделениях и поныне
часто вспоминают о тех днях.

Недавно в полку вручались награды
демобплизованным воннам. Это безусловно
следовало бы провести в торжественной
обстановке. Но и здесь всё было превра-
шено в ппостое техническое дело.

Надо ли говорить, ‘что формализм п
равнодушие нетерпимы; когда речь дет
о демобилизации из армии заслуженных,
отличившихся в боях воинов.

Майор Т. СТАРИЧНОВ.
ВОРОНЕЖСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(По телеграфу).

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Они уже выступили с несколькими докла-
дами и лекциями. Парторг батальона тов.
Лукьянов сделал для бойцов два доклада
«Великий русский народ» и «Борьба сла-
зянских народов за свою независимость».
Инженер полка прочитал лекции о творче-
стве Горького и Маяковского. Офицер
штаба старший лейтенант Шелобанов `вы-
ступает с докладами по вопросам тактики
и военной истории.

Лекторскую группу возглавляет агитатор
полка капитан Киркель.

>

В Н-ском танковом училище (Западно-
Сибирский военный округ) на методическом
совещании преподавателей социально-эко-.
номического цикла проведено обсуждение
статьи тов. Александрова «О некоторых
задачах общественных наук в современных
условиях», опубликованной в журнале
«Большевик». Преподаватели
мнениями по поднятым в статье вопросам

и высказали ряд очень ценных соображе-:

ний о перестройке своей собственной ра-
боты.

Учитывая исключительный интерес, ко-
торый вызвала эта статья, политотдел учи-
лища организовал также обсуждение ее
на совещании старшего офицерского соста-
ва. Здесь присутствовало до 50 офицеров.
Активное участие в обсуждении статьи
приняли: начальник училища полковник
Роганин, начальник. тактического цикла
майор Барсуков, начальник учебного отде-
ла инженер-майор Павловский и многие
другие. Почти все из выступавших отме-
чали, что офицеры любой специальности
могут быть настоящими воспитателями <о-
ветских воинов только в том случае, если
они неустанно овладевают марксистско-
ленинской теорией.

газины и столовые Военторга и в дру-
гие военные организации.

Немного дальше, на берегу Сухого Ли-
мана, раскинулись белые каменные стро-
ения Института виноградарства и ви-
ноделея. Научный сотрудник института
Василий Демьянович Корнейчук показал
нам свои богатейшие виноградники, где
выращивается до 200 сортов винограда.

Хозяйство института ежедневно отправ-
ляет в город до 6 тонн винограда.

Олин из опытнейших виноделов инети-
тута Василий Кириллович Еременко толь-
ко недавно по демобилизации вернулся
нз арыпи. На груди его — орден и две
медали.

— В армни я был минометчиком, —
рассказывает он, — а теперь вновь вер-
нулея сюла.

Возвращаясь в город, мы обгоняли де-
CATKE автомашин и подвод с виноградом,
отправляехым в Одессу.

Капитан В. КУРБАТОВ.

Советские войска в Берлине. Штурм рейхстага (апрель
1945 года).
Фото нашего корреспондента капитана А. Капустянского.

обменялись

Бойцы отмечают вторую
годовщину разгрома немцев
на Кавказе

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 9

октября. (По телеграфу от наш. корр.). В

частях Тбилисского. военного округа широ-

ко отмечается вторая годовщина разгрома
чемецко-фашистских захватчиков на Кав-

казе. В подразделениях проходят доклады
и беседы, читки материалов, рассказываю-
щих об этих исторических днях. В части

офицера Мамонтова организована выстав-

ка, повествующая о славных подвигах со-
ветских бойцов и офицеров в боях за
Казказ.

В трижды орденоносной Таманской ди-
BU3HH состоялся большой вечер, на кото-
ром перед молодыми бойцами выступили с
воспоминаниями участники боев за Кавказ.
Эта дивизня начала свой боевой путь в
предгорьях Кавказа и закончила его в
Берлине.

Ко дню второй годовщины разгрома нем-
цев на Кавказе в дивизии вышел сборник
и книга «Унан Аветесян», посвященная ге-
рою дивизии, повторившему при обороне
Кавказа бессмертный подвиг Александра
Матросоза.

Журнал боевого опыта
дивизиона

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 9 ок-

тября. (По телеграфу от наш. корр.).
Н-ский Краснознаменный артиллерийский
дивизион особой мощности за время Вели-
кой Отечественной войны прошел большой
боевой путь. От его ударов рушились вра-
жеские укрепления под Перекопом и на
подступах к Севастополю. Бессмертной
славой покрыли себя артиллеристы в боях
под Бреслау.
о По инициативе офицеров Киселева, Ба-
ранцева и Корченко боевой опыт дивизио-
на по прорыву укрепленных районов де-
тально описан в специальном журнале и
дополнен схемами. На первых страницах
журнала дано подробное описание дейст-
вий батарей в лучших орудийных расчетов.
Здесь нашли отражение основные моменты
боя — марш, выбор и оборудование огне-
вых позиций, разведка, маскировка и веле-
ние огня.

В журнале подведен итог боевой дея-
тельности дивизиона. Метким огнем своих
орудий он уничтожил 20 дотов, 60 дзотов,
25 блинлажей. Кроме этого дивизион раз-
рушил 69 опорных пунктов и поджег де-
сятки складов с/ боеприпасами.

Рукописный журнал является хорошим
пособием для офицеров, изучающих опыт
Великой Отечественной войны.

ОФИЦЕР САМОЙЛОВ
ГОТОВИТСЯ К ЗАЩИТЕ

ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

СИМФЕРОПОЛЬ, 9 октября. (По те-
леграфу). В первые дни войны ученик
академика Ю. В. Готье аспирант Mo-
сковского историко-архивного института
тов. Самойлов добровольно пошел в
Красную Армию и в рядах Первой Мо-
CKOBCKOH мото-стрелковой дивизии уча-
ствозал в боях против немецких захват-
чиков.

После ранения он стал преподавате-

лем в Симферопольском пехотном учи-
лище. Одновременно Самойлов готозил-
ся к защите кандидатской — диссерта-

ции. Год вазад ученый совет Ленинград-
ского государственного университета по-
сле успешной зашиты диссертации ут-
вердил тов. Самойлова в степени кан-
дидата исторических наук.

Сейчас старший лейтенант Самойлов
начал работу над докторской диссерта-
цией на тему «Очерки по истории по-
литического сыска в  феодально-абсо-
лютистской России ХУШ века».

РАЗМИНИРОВАНИЕ
ОКРЕСТНОСТЕЙ

СЕВАСТОПОЛЯ

СЕВАСТОПОЛЬ, 9 октября. (По теле-
графу). До сих пор ке прекращаются ра-
боты по разминированию окрестностей Се-
вастополя от снарядов, гранат и других
сюрпризов, заложенных немецко-фашист-
скими оккупантами. Гористая местность,
многочисленные фортификационные соору-
жения, оставшиеся со времен боев, услож-
няют и без того тяжелую и опасную ра-
боту минеров-подрывников.

Бойцы и офицеры части, где командиром
офицер Зайцев, успешно справляются ‹©о
своей работой. 90 тысяч мин, свыше 65 ты-
сяч снарядов снято ими только за летние
месяцы этого года. В первых рядах отлич-
ников минеров — младшие лейтенанты Бе-
лоусов, Коротков, сержанты Шаповалов.
Полетаев, Серов, рядовые Красильников,
Фомин, Анурбеков, Курбанов и другие.

ДОМ-МУЗЕЙ Т. Г. ШЕВЧЕНКО

наш, корр.); После долгого перерыва в
Одессе вновь открылся дом-музей Тараса
Шевченко. Во время румынской оккупации
музей был разворован, но научным работ-
никам всё же удалось сохранить наиболее
ценные экспонаты. Среди них книга М. А.
Полевого «История графа Суворова». В ней
27 иллюстраций рабссы Шевченко. Впервые
в музее выставлен знаменитый «автопорт-
рет» поэта и портрет А. Лазаревской, сы-
новья которой были близкими друзьями
Тараса Григорьевича.

Собраны также многочисленные издания
произведений великого украинского поэта.

Когда 10 октября 1760 года русские
войска, уже завоевавшие Восточную
Пруссию, вошли в Берлин, — он принял
их не только с полнейшей покорностью,
но и с самыми униженными знаками ис-
тинно Рабского подобостраетия. В этом
отношении столица в точности следовала
тогда примеру остальной ‹страны. He
только русские, но и иностранцы вади-
виться не могли в те времена легкости
и, Так сказать, полной «естественности»
и безмятежному спокойствию, с которыми
соверлеилась перемена, едва только воен-
ное счастье перешло на сторону русекой
армии. Обитатели аккуратных домиков
зыходили кавстречу победителям, низко
вланяясь, прося пожаловать  откушать
хлеба с маслом и выпить кофе, местные
власти стремились наперерыв предупре-
дить все желания и требования русских
генералов. Берлинские журналиеты (эт0—
точный факт), долгими годами обливав-
шие Россию и русский народ грязью,
всерьез поверили высказанной шутя кем-
то из русских властей угрозе, будто их
всех накажут за их прегрешения розга-
ми. Мурналисты не только без малейше-
го промедления собрались в полном ком-
плекте для этой операции в назначенное
место, но обнаружили неистовый восторг
i беспредельные чувства преданности и
блатодарности вк русским властям, когда
оказалось, что ничето © ними дурното не
сделают и когда их отпустили по домам
поеле лишь строгого словесного внушения
на будущее время.

Вогда русские власти приказали затем
всему населению завоевалной Восточной
Пруесии принести  верноподданническую
присягу Елизавете Петровне, те это было
моментально исполнено. В числе прися-
тгавших был знаменитый философ Кант—
профессор Кенигсбертского университета.
Присягали прямо-таки вперегонку.  Бер-
лин, первое покорение которого русскими
войсками мы сегодня вспоминаем, всегда,
в течение всей своей истории, вел себя
перед лицом  победоносного противника
совершенно одинаково.

Сокрушительные удары русской армии
оказались особенно болезненными для не-
вероятно раздутой репутации прусского
короля Фридриха П, ках стратега, кото-
рая блатодаря упорной и умышленной
фальсификации истории благополучно до-
держалась до гитлеровских времен, хотя
в глазах современников Кунерсдорфекого
разгрома она была поколеблена весьма
значительно. i

Когда в 1757 году начинались воен-
ные действия русских против Пруссии,
16 и Фридрих П и его окружение были
полны самого непоколебимого, самого
ваглого презрения Е нозому противнику,
идущему с востока. Когда же в ‘январе
1762 года, по капризу хронически по-
лупьянбго немца Петра ПШ, несчастным
для России случаем попавшего на не-
сколько месяцев на русский престол, эта
война внезапно оборвалась среди самых
блестящих успехов напгих войск, — TO
Фрихрих, как он открыто и многократно
признавался впоследствии, считал, что
именно только этим совсем непонятным
чудом; абсолютно для него неожиданно,
он лично избавился от самоубийства, а
Пруссия — от прочного присоединевия
5 владениям России.

Что же случилось в эти тоды, самые
страшные для Фридриха четыре с поло-
виной года фактического русского учас-
тия в Семилетней войне? Да, произопли
именно те события, которые и внушили
участнику этой войны Суворову твердое
убеждение, что «русские прусских веегта
бивали». Не в том даже было дело, что
руеская армия разгромила при Кунерс-
дорфе лучшие войска Фридриха до такой
неслыханной степени, что король еле
уенел унести ноги. развивая предельную
скорость бега. И не то было самым су-
шественным, что Вунерсдорф повторился
ще несколько раз. Фридрих с отчаяньем
видел, что его поражения почти всякий
раз знаменуют медленное, но неуклонное
приближение стралиной финальной кала-
строфы прусского государства. Становя-
лось яено, что в русской армии есть ка-
кой-то особый, прочный элемент несокру-
шимой силы. С австрийцами справился.
с французами справился, — с русекими
не справился, и приготовился уже к доб-
ровольной смерти! Этого ‚Фридрих уже
уикогда не забывал до конца своих дней.

Как развивались события? 30 августа
1757 rola — первое сражение прусса-
ков с русскими при Гросс-Егерсдорфе:
русские отбрасывают прусскую армию
с большими потерями для пруссаков. Но
Фридрих еше не смущается. Русские

ший сержант Татушенко бесешумно под-
нялся со своей узкой койки и, не наде-
вая сапог, на цыпочках прошел в комнату
офипера. Ординаред зажег маленькую ке-
росиновую лампу и. поставив ее на стул
так, чтобы свет не падал в лицо спяще-
му, раскрыл чемодан и принялея переби-
рать вещи майора. Он вынул парадный
мундир с четырьмя орденами и двумя ме-
далями, е минуту полюбовалея их блес-
ком, а затем достал co дна старую, ви-
давшую виды гимнастерку и, отыскав
на рукаве небольшую прореху, принялся
зашивать ее.

— Ты что там, Лазарь Корнеевич, —
послышалея сонный голос Рогозного. —
Ну, чего принялся ни свет, ни заря?

отозвалея ординарец. — Еще до под’ема
далеко.

Но Рогозный уже привстал на посте-
ти и, отлернув занавеску, распахнул ок-
но. Над спящим лагерем вставал хмурый
россвёт. С отдаленных балканских вершин
дул ‘холодный осенний ветер. Офицер по-
дошел к орлинарцу.

— Вот вздумал тоже портняжничать, —
сказал Рогозный, разглядывая старую
гимнабтерку. — Право, овчинка выделки
не стаит, Лазарь Корнеевич.

— Вак не стоит? — проворчал стар-
ший сержант. — Ведь гимнастерка-то до-
рогая, вы ее, помнится, еще у Дона в
первый раз надели.
`Да, у Дона. — задумчиво сказал
Рогозный. к

И на мгновение встает перед глазами

— Спите, спите, товарищ майор, —

>

(К 185-летию первого
вступления русской армии
в Берлин)
<

медлят, авось, думает он, всё поправит-
ся. Но вот наступает январь 1758 ro-
да — и русские принуждают Венигеберг
капитулировать. Новые и новые столкно-
вения разрешалотся битвой между Цюл-
хихау и Пальцигом 23 июля 1759 т.,
кончившейся тем, что пруссаки бежали
врассыпную. Проходит еще несколько
дней, и разражаетея над Фридрихом уж
настоящая катастрофа: под Кунерсдорфом
русские буквально стирают в порошок
его главные силы. Десятки тысяч прусса-
ков либо перебиты, либо разбежалиеь во
все стороны, — У короля осталось мень-
ше трех тысяч человек.

Русские укрепляются в Пруссии, идут
Ha Берлин, но движутся очень медленно,
с задержками, король одерживает побе-
ды над австрийцами, он как будто опять
воскресает духом, — но не тут-то бы-
ло: русская армия в сентябре 1760 г.
подходит вплотную к Берлину. Напрасно
столичные власти в ужасе взывают к
Фридриху о помощи. Подмога, которую он
посылает, ничего ве могла бы поделать,
даже если бы и но опоздала. Русские
10 октября 1760 года вынуждают Бер-
лин к капитуляции, & четырнадцатиты-
сячное прекрасно вооруженное войско
пруссаков позорно, без попытки сопро-
тивления, бежит из Берлина в Шпандау,
оставляя столицу буквально на произвол
судьбы...

Этот день, который мы сегодня вспо-
мпнаем, He был еще концом войны, и
прошло еще около года с небольшим, пока
глубокое, беспросветное отчаяние не ох-
ватило Фридриха окончательно и пока
смерть от собственной руки He стала ему
мерещиться в качестве единственного вы-
хода. В октябре 1760 года именно то
сбетоятельство, что прусская столица бы-

ла взята, когда уже почти вся страна
находилась. в прочном обладании  рус-
ских, — делало впечатление от триум-

фального входа русской армии в Берлин
особенно удручающим для пруссаков.

Через сорок шесть лет после первого
прихода в Берлин русских — такое же,
как в 1760 году, рабекое повиновение
немедленно, без малейших переходов,
велед за самой наглой шовинистической
похвальбой своей «непобедимостью» про-
явили пруссаки по отношению Ев разгро-
мившему Германию Наполеону.

А когда в 1813 голу в Берлин яви-
лись русские, своей кровью ос вободившие
Германию от наполеоновского ига, то и
русеких тоже встретили се полной готов-
ностью к повиновению и, чтобы подоль-
ститься к фельдмаршалу Кутузову, бер-
линские обыватели сочинили и громко
распевали песенку, встречая русские вой-
ска:

«Hin, zwei, drei! Mit Franzosen ist’s

vorbei!

Die Deutschen haben sie fettgemacht!

Die Russen haben sie abgeschlagt!»

(«Раз. два, три! С французами покончено!
Немцы их откормили, а русекие их пе-
ребили»). Так пинично, забыв всякое са-
молюбие, издевались немпы над собетвен-
ным своим лакейством.

А ныне перед победителями открылась
вполне законченная картина: свирепость
грабителя — пока везет счастье, рабская
уголливость и трусливое  подобострастье
— когда счастье изменило. Домики чи-

стенькие, — Ho душонка грязненькая.
Характерная для немецкого буржуазного
обывателя привязанность  <ердечнейшая

к своему лобру, но равнодушие к чести
своей родины в час ee поражения! Пре-
ьрасно выкормленные свиньи и домаш-
ний скот. — но выросшие жестокими
дикарями дети, воспитанные Герингами и
Геббельсамя для успешного грабежа и
разбоя. И ведь в течение всей истории
немпаи приходилось убеждаться, что н
кокетливые усадьбы, и старательно воз-
деланные огороды, и жирные свиньи, и
вообще всё это благополучие — гроша
медного не стоит, если основано только
на удачливом грабеже в прошлом и жи-
вет надежлами на еще более счастливый
грабеж в будущем. Ведь сколько раз уже
всё это кажущееся богатство и могуще-
стро позорно проваливалось © легкостью
карточного домика. Ничто не помога-
10, — уроки истории не учитывались.
Больше двух столетий сознательно и
планомерно Берлин брал ‘на себя и 10-

кого сорок третьего года. Где-то за буг-
Гром готовится к атаке родной полк, а он,
помвачштаба капитан Рогозный, ползет
по обледенелым  кочкам к берегу Дона,
чтобы испробовать толщину льда, разве-
дать дорогу наступления. 3a рекой —
немцы. Их снаряды и мины то злесь, то
там рвут мерзлую землю. Но Рогозный
ползет вперед, а за ним, не отставая ни
Ha шаг, следует его новый ординарец,
спокойный, немного медлительный полтав-
чанин Лазарь Татушенко. Вот уже ступа-
ют они на зеленый донской лед, пробуют
сто крепость и спешат обратно. Во у са-
мого берега взрывная волна тяжелого сна-
ряда швыряет Рогозного на землю.
Ординарец склоняется над офипером,
поднимает на руки внезапно отяжелевшее
тело Рогозного и, напрягая все силы, та-
щит его по изрытому волной полю. В
полуразрушенной хате Татушенко уклады-
вает офицера на лавку, снимает с себя
нательную рубаху и туго бинтует рану.

— Спасибо, друг, — морщась от боли.
говорит Рогозный. — А теперь быстрее
в полк. Передашь командиру — путь

разведан, переходить по льду можно.

Так зародилась дружба офицера Рогоз-
ного © этим немногословным  30-летним
солдатом, который поднялея нынче до
рассвета, чтобы пересмотреть напоследок
гарлероб майора. Не сегодня-завтра уе-

дет Лазарь Татушенко к себе на Полтав-
щину, где не был вот уже шестой год.
Значит, нало на прощанье привести в по-
рядок хозяйство своего офицера, чтобы не
поминал ординарца лихом майор Иван

наменательная дата

следовательно проводил, не смущаясь са-
мыми тяжкими неудачами, свою рель
гегемопа в деле постепенного создания В
самом сердце европейского континент&
крепкого разбойничьего лагеря, который
так долго оказывалея совершенно несо-
крушимым. Это прекрасно выразил Mupa-
бо, сказав, что война — национальная
индустрия Пруссии. Замечательную ха-
рактеристику германской агрессии дал
Салтыков-Щедрин: “‘«Берлин ‘создан’ для
человекоубийства». Берлин поставил себе
целью овладеть Европой, овладеть Poc-
синей, овладеть двумя  континентами;
стать твердой ногой на двух океанах...

Это ничего, что на долгом историче-
ском пути случалиеь «некоторые неприят-
ности», что в октябре 1760 года в Бер-
лине побывали русские войска. что в
октябре 1806 года берлинекие городекие
советники, не дотянувшиеь до руки На-
полеона, почтительно и с чувством поце-
ловали Еобылу, на которой французский
император в’езжал в прусскую столицу.

Вке эти некстати лезущие в голову и
смущавшие германских разбойников в0с-
поминания были забыты. Торжество
1870—71 гг., седанекая победа, созда-
ние империи — загладили всё. «В Бер-
лине нашем, в Берлине седанской побе-
ды нам говорили и мы узнали, что мы
вообще соль земли, и мы этому повери-
ли!» Так говорится в ‹тихах берлинеко-
го поэта.

Й вот — новейшая империалистиче-
ская Германия устремилась к овладению
«двумя континентами и двумя  океана-
ми», и опять именно Берлин повел ее
вперед к этой новой цели.

И казалось бы, как хорошо, как ловко
и гладко, как легко и безболезненно на-
чалось это предприятие! Как быстро до-
стигнуты были гудериановекими танками
берега одного океана, Атлантического!
Правда, е другим океаном. Тихим, про-
изошла досадная и совсем непредвилен-
ная задержка, — но что же, можно и
повременить. А пока -— Берлин пожил
«полной жизнью», став центром разбой-
ничьег «нового порядка». Германский
империализм нашел в Берлине именно то,
что ортанизаторам агрессин было вужно:
полнейшую свободу от всяких моральных
начал.

Все покровы на этот раз были еняты,
все «узы разрешены». Что Бисмарк co
своим наглым лозунгом о «силе, идущей
впереди права!» Это — веего только
Фрейшиц, разыгранный перстами робких
учениц! Нет предела тому нравственному
растлению, тому полнейпему бесстыдетву,
воторым новейший гитлеровский Берлин
снабдил Германию перед тем, как повести
ее на разбой. Торжественно провозгла-
шенный в Берлине лозунг Геринга —
«Я ставлю ставку на негодяя» — стал
нормой поведения гитлеровцев. «В ‘боль-
ших пентрах умы легче освобождаются
от старых, тормозящих предрассудков!» —
сказали в Берлине накануне войны аме-
риканскому журналисту, осторожно и ле-
ликатно спросившему: неужели берлиЕ-
CKHM гимназистам  нравитея бывать В
тютеуных камерах при пытках заключен-
ных, куда их водят «для закалки нерв-
HOH системы».

Красная Армия покончила с этим ве-
ковым очагом злоууышлений и злодея-
ний, < этим гнусным капишем политиче-
ком и всяческого морального разложе-
ния, с этим главным штабом агрессии,
ге зрело. планировалоеь,  пелесообразно
организовывалось и уже начало успешно
осуществляться превращение пелых нагпо-
дов в бессловесный пот’яремный рабочий
скот. Сталинские герои растоптали фа-
шиетекую галану в ее основном гнезде.

Красная Армия одержала великую побе-
1у. Она хоропю знала и помпила. что
Берлин — это ве только горол. эта —
сиувол агрессии. это — душа гермавеко-
то иупериализма, и пока с ним не пэ-
кончено. — победа не может быть ни
полной. ни прочной. Тот, кто побелоноено
гнал немецких извергоя. беспешатно и
неустанно бнл пх от Волги до Шпрее,
этого никак He мог забыть — и ве 3a-
был. Советские войска вотрузили знамя
побелы над ВБеглином. Слава Красной
Армии и породившей ее советской стране!
Берлин. полнявший меч, — на этот раз
от меча и погиб...

Русский нарол, пооизвелший величай-
шую в мире революцию, а затем отетояв-
ший завоевания этой революпин в граж-
данской войне, несмотря на все тяжкие
жеотвы и лишения. — оказалея ныне
победителем над фапшетским зверем. Исто-
рическое правосулие соверттилось!

Анадсмин Е. ТАРЛЕ.

РАССТАЮТСЯ ЛРУЗЬЯ

Майор Рогозный еще спал, когда стар-  офицера туманное февральекое утро дале-

Епифанович Рогозный. Ведь сколько про-
шли вместе за три года...

Да, им обоим есть о чем вспоминать.
Вот плут они вдвоем по захламленным
улицам приднепровекого горела, ге Bed
еще полно громом и запахами боя. Вдруг
из одного дома гулко трещит пулеметная
очередь и пули © визгом врезаются в
штукатурку стены. Татушенко валится на
землю, увлекая за собой офицера.

— Дозвольте, товариш майор, — шеп-
чет орлинарец, ежиуая рукоятку гранаты:

Рогозный кивает головой. Татушенко
быстро ползет через улипу н екрываетея в
проломе стены. Слышпы глухне разрывы,
И Через несколько минут из дверей лома
появляютея три немца © пулеметом, а за
ними с автоматом Ha понцеле. улыбаю-
щийся, торжествующий Татутенко... Что
говорить. заслужил лихой орлинарен ofe
свон награды. честно заслужил.

Сигнал побудки звучит пад лагерем.

— НУ, я пошел. Лазарь Корнеевич, —
говорит Рогозный, одеваясь.

Возвращается Рогозный поздно вечером.
Он вручает Татушенко справку на полу-
чение медали и благодарности товарища
Сталина за боевые дела. Своей рукой вы-
писал майор документы другу. А семье
его давно приготовлен подарок, пятилет-
ней дочке особый. Тихо поет Татушенко
грустную украинскую песпю о раестава-
нии друзей. Несльпино вхолит Рогозный,
садится рядом, ласково кладет руки на
плечо старшего сержанта, и вот уже
еливаясь в один. выводят два голоса зна-
комый мотив. и звучат в тишине лагер-
ного домика от сердиа плушие глоРа.

Майор Н. ГОРИЛОВСНИЙ.