.„тического и оперативного маневра.

° рот. оставаясь в руках противника, навис

` леровцы стали
опеломляющим для противника был этот   было приказано,

Гварлейские минометы

выхолят

По блестящему асфальту шоссе мчатся
две машины, под чехлами которых угады-
ваются ставшие привычнымн за войну
очертания гвардейских минометов. Ни
один встречный не остается равнодуш-
ным, видя грозные орудия, которым ру-
коплескала на параде Победы Красная
площадь. Даже милиционер, всегда сохра-
няющий на посту неприступио-строгий
вил, пропустил их с ласковой улыбкой...

Это выехал на полевые занятия учеб-
ный взвод училища. Ведет взвод на заня-
тия преподаватель тактики капитан Глаз-
ков. Это совсем еще молодой, ставший
офицером во время войны, человек. © ве-
селыми глазами. В памяти ето свежи вос-
поминания боев на Калининском фронте,
незабываемой Сталинградской битвы...
Капитан помнит, как везде дрожал враг,
заслыша угрожающее рычание  «Катю-
ши».

Матины сворачивают © зеркала Шоссе
на проселок. У рощицы капитан оста-
навливает колонну и, выстроив куреан-
тов, знакомит их © учебными целями
предстоящих занятий. Командиром взвода
назначаетея сержант Сидоров. Ои должен
теперь самостоятельно командовать взво-
дом, руководствуясь указаниями капитана.
Капитан об’ясняет обетановку:  «против-
ник», отходя после неудачных для него
боев, завял промежуточный рубеж на за-
падном берегу реки, и взводу приказано
поддерживать огнем наше наступающее
подразделение.

— Здесь вас встретит разведчик, кото-
фый послан командиром батареи, и поведет
‘зас на огневую позицию. Роль разведчи-
ха выполняю я, — говорит капитан. —
Действуйте.

Сержант Сидоров размещает расчеты и
садится с капитаном в кабину первой
машины. Колонна движется дальше. Неда-
леко 0т огневой позиции капитан
останавливает машины и снова вы-
страивает курсантов. Машины ставятся
так, чтобы их нельзя было заметить с
воздуха, и маскируются ветзами. Сейчас
па огневую позицию в настоящем бою по-
шли бы только командир взвода и коман-
диры боевых машин, но так как работу
их нужно показать каждому курсанту, то
отправляются все. У машин остаются
только шоферы. Капитан вывел взвод на
опушку густого кустарника.

— Здесь, — говорит он, —— огневой
раз’езд выбрал места для боевых машин,
отметив их колышками. Танкоопасное
направление — © этой стороны, буссоль

<трельбы-—47-00. Готовность к открытию
отня — через 30 минут. Действуйте.
Сержант Сидоров с курсантами, испол-
пяющими должности командиров  уста-
новок, приступают к работе. Осталь-
ные курсанты внимательно следят за ни-
ми. Когда командиры машин провесили
с помощью колышков основное направле-
ние, оказалось, что фронт взвода, заранее
разбитый капитаном, не соответствует

‘буссоли стрельбы. Сержант Сидбрюв во-

просительно смотрит на нею..
— Думайте, думайте, — улыбается кз-

„питан, —— BH здесь хозяин...

«Командир взвода» заново намечает ме-
ста для машин. Здесь он допускает ошиб-

ву. Одна машина оказывается на голом

поле, хотя взвод можно было поставить в

‚кустах, что сделало бы маскировку более

надежной и менее трудоемкой. Капитан
отмечает в книжечке эту ошибку. Далее
выбираются места для ближнего наблю-
дательного пункта, места для ведения ог-
ня в случае прорыва вражеских танков и
позиции истребительной группы, воору-

Зам» =.

rm

«

отонь; развернув машины здесь же,

Se ae a ee ee Е НИ

в поле...

женной бутылками ¢ горючей смесью и
гранатами.

Противотанковую позицию сержант Си-
доров выбрал далеко, метрах в 500—600,
хотя все подходы можно простреливать и
не с’езжая с места. Капитан Замечает и
это. Вея подготовительная работа закон-
чена, командиры вызывают свои машины.
Водители останавливают их точно над ко-
лышками. По заранее определенному Уг-
ломеру наводчики готовятся дать залп в
основном направлении. Точно в назначен-
ное время взвод готов к открытию огня.

— По скоплению пехоты, снарядом...,

взрыватель осколочный... огонь!

Командиры машин ждут, чтобы все ус-
пели отбежать в стороны, и садятся за
пульты. Сейчас машины не были заря-
жены и остались безмолвны, и только за
стеклом кабины видно возбужденное лицо
курсанта Кирюхина, крутящего рукоятку
запала...

— Сошли все, — докладывает через
полминуты «командир взвода».

Ошибку, которую совершил «командир
взвода», выбрав противотанковую пози-
цию нд большом удалении от основной,
руководитель выправляет вводной. «Тан-
ки противника» на большой скорости
движутся по кустам вдали, и путь их
лежит через выбранную сержантом про-
тилотанковую позицию. Ясно, что време-
ни терять нельзя, и расчеты открываюг
на
месте. Решение правильно. «Танковая атз-
ка» отбита.

...Наши части прорвали оборону про-
THBHUKA Ha западном берегу рехи и Ye-
пешно продвигаются вперед. Взводу да-
ется задача занять новую огневую пози-
цию. Колонна вновь двинулась по полевой
дороге, через оврати и пашни,

— 0, це дорогу капитан выбрал — як
на фронте, —- говорит  водитель-увра-
инеп, когда машина, тяжело фыркая,
вэбирается на крутой откос. Говорит он
это §€3 досады, обычной для шофера на
плохой дороге, & даже © удовольствием...
Когда машины остановились нз новой or-
невой позиции, капитан Глазков дает
новую вводную: командир батареи прика-
зал немедленно открыть огонь для обеспе-
чения фланга. поддерживаемого полка,
где противник предпринял контратаку.
Машины быстро разворачиваются.

;..Время подходит к концу. Капитан
выстраивает курсантов и производит раз-
бор проведенного учения. Работу «коман-
дира взвода» капитан разбирает особенно
подробно, раз’яесняя уже выявленные в
ходе занятия опгибки.

— Вопросов нет? По местам!

«Катюши» возвращаютея домой, гордо
неся под запыленными чехлами свои
грозные механизмы. Вурсанты довольны
этим занятием, которое наглядно показа-
ло им сложность и ответственность рабо-
ты командира огневого взвода в бою. Руко-
водителю занятия можно лишь поставить
в вину 10, что он не давал курсантам
все время точную картину общей обета-
новки боя, ограничиваясь лишь необ-
ходимыми по ходу занятия  вволными,
Это иногда расхолаживало курсантов и
снижало ощущение напряженности, кото-
20е должно сопутствовать настоящей бое-
вой обстановке.

, 3. ИЛЬЕНКОВ.

анковые рейды в тыл врага

(Из опыта Отечественной войны)

Танки облалают высокой  подвижно-
стью, обеспечивающей им быктроту так-
Это
качество позволяло эффективно иеспользо-
вать их для стремительных обходов, ох-
ватов и преследования противника в ус-
ловиях самой разнообразной местности.
Вместе с тем танки совершали глубокие
рейды по тылам врага, дезорганизуя уп-
равление, работу коммуникаций, сея па-
нику в его стане. Опытом организации
таких рейдов — этого весьма сложного
ви1& боевой деятельности танков — нам
и хотелось бы здесь поделиться.

В Силезни под городом Леобщюти нем-
пы основательно укрепились. Они заняли
тосподствующие высоты, заранее  прист-
феляли мествость, рассчитывая остановить
тут наше наступление. Весь район Леоб-
шютца был поеврашен в опорный пункт,
прикрывавший дальние подступы в про-
мышленному Моравска-Остравекому райо-
ну.

Танкисты нашей части, наступая юм-
восточнее Леобщютпа, отбивали яростные
контратаки, поддержанные танками и ар-
тиллерией. К исходу первого дня боев го-

на фланге наступающих подразделений.
Pemeno было помочь соседу покончить с
этим опорным пунктом. Гвардейпы-танки-
сты офипера Гребенникова получили 3a-
дачу ночью прорваться в тыл противни-
Еа, соединиться с частью, наступающей
на юг западнее Леобитютца, и тем самым
етоазать немецкий гарнизон.

Командир подразделения вместе с дру-
гими офиперами заблаговременно изучил
то карте район предстоящих действий,
определил возможные очаги сопротивле-
ния. Засветло были избраны скрытые
подетупы к вражеской обороне, намечено
направление атаки (по ориентирам).

Танки вышли в исходное положение
лешиной и из кустарников, окаймляю-
щих ее, атаковали немцев. Немепкая ар-
тиллерия успела сделать лишь несколько
неприцельных выстрелов, ориентируясь,
видимо, на шум моторов. Гвардейцы-тан-
кисты ий поддерживающие их самоходчи-
ки на максимальных скоростях прорвались
вперед и с хола врезались в неприятель-
скую пехотную колонну. Испуганные гит-,
разбегаться. ` Насколька

хедная установка, сопровождавшая враже-
скую пехоту, не сделала ни одного выет-
рела и была уничтожена нашими танки-
стами: .

Разделавшиеь © колонной, танки 663
промедления двинулись по заранее наме-
ченному пути. Важдый команлир машины
вел усиленное наблюдение за местностью,
обращая 0с0бюе внимание на перекрест-
ки дорог, дефиле, мосты, отдельные етро-
ения. Внимательно всматриваясь в <клад-
ки местности, гвардии старший  лейте-
нант Деревянко, ныне Герой Советского
Союза, обнаружил группу «фаустников».
В первую минуту немцы не разобрали, чьи
танки движутся к ним. Этим и восполь-
зовались гварлейць. Они ракетами оеве-
тили «фаустников» и расстреляли их из
пулемета. :

Через некоторое время немцы опомни-
лись и решили  прегралить путь танкам
артиллерийским огнем. В подобных  слу-
чаях для ‘успеха рейда немалую роль иг-
рает заранее избранный дополнительный
мартрут. Как только артиллерийский
огонь противника стал угрожать маши-
нам, гвардейцы Гребенникова повернули
круто на север и пошли ма соединение е
частью, действующей западнее города.
Враг снова потерял их. Зато танкисты,
быстро совершив небольшой обходный ма-
невр, е фланга этаковали немецкие огне-
вые позиции и огнем и гусеницами унич-
тожили несколько батарей.

Не задерживаясь, танки нова пошли
вперел. На пути они разбили немецкий
0603, перерезали важную шоссейную и
железную дороги и соединились @е сосед-
ней частью. Задача была успешно вы-
полнена,. :

Этот успех достигнут благодаря TMa-
тельной подготовке Е рейду, благодаря
тому, что были изучены и намечены
скрытые подступы к вражеской обороне,
обеспечившие внезапность атаки.  Боль-
moe значение имели детальное изучение
местности, занятой противником, заблаго-
временный выбор основных и запасных
мЕрпрутов. Успех рейда решили в конеч-
ном счете стремительность действий, уме-
ние ориентироваться в постоянно меняю-
шейся обстановке и быстро принимать
необходимые решения,

Позже на этом же участке фронта
гвардейпам-танкиетаю офицера Рязанцева
соверптить ночной рейл

улар, можно судить и по тому, что само-  по тылам врага с тем, чтобы подорвать

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА 11. онтября 1945 г., четверг. № 240 (6228).

На тактических занятиях в Н-ской части. Орудие сопровождения поддерживает наступающую пехоту в «бою» за населенный пункт.

Конференция по обобщению боевого опыта
авиационных частей

СЕВЕРНАЯ ГРУПИА ВОЙСК. (По теле-
графу от наш. корр.). Состоялась конфе-
ренция по обобщению опыта боевых дей-
ствий авиации в наступательных опера-
циях 2-го Белорусского фронта. В рабо-
те конференции приняли участие более
EBYXCOT генералов и офицеров авиации
фронта, прошеднеих славный боевой путь
от предгорий Кавказа до Эльбы, предета-
вители штаба бывшего 2-го Белорусского:
фронта, штаба * ВВС Красной Армии и во-
енных академий.

Цели и задачи конференции определил
в своем выступлении  генерал-полковник
авиации тов. Вершинин. Он обратил вня-
мание участников конференции на боль-
шие изменения, происшедшие за время
войны в боевом применении авиации, в ее
тактике. Родились новые формы управле-
ния боем, изменились методы боевого и
материального обеспечения военно-воздуш-
ных сил. Конференция была призвана по-
ложить начало глубокому научному ос-
воению огромного боевого опыта. накоп-
ленного авиацией бывшего 2-го Белорус-
ского фронта.

После открытия конференции учаетни-
ки осмотрели выставку, отражающую
боевые действия авиации. Материалы вы-
ставки размещены по отделам. Особенный
интерес вызвали отделы авиационной
разведки, штурманской службы ‘и боевой
подготовки летного состава.

Подолгу: задерживались генералы и офи-

церы у стендов, посвященных политиче-
скому обеспечению наступательных дейст-

вий. Здевь отражена огромная работа, про-{

деданная  политорганами и парторганиза-
циями за время Отечественной войны. В
большом, хорошо оформленном альбоме соб-

ИНСПЕКТОРСКИЙ СМОТР БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ, 10. октября. (По телефону от наш.
корр.). В частях Ленинградского‘ военного
округа начался инспекторский смотр бое-
вой подготовки.

Воины Н-ского гвардейского соединения
держали экзамен по огневой подготовке.
На стрельбище прибыл — заместитель
командующего войсками Ленинградского
военного округа генерал-лейтенант Верев-
кин-Рахальский. Больших успехов добился
батальон майора Зимаковского. Командир
роты гвардии капитан Витязев стрелял ва
«отлично». Такие же показатели и у боль:

устойчивость немепкой обороны и облег-
чить наступление наших войск.

Разведка отыскала слабое место в 065-
роне противника. Затем была проведена
рекогноецировка местности, выбраны
ориентиры для ночных действий. Как и
Гребенников, Рязанцев ознакомил каждого
командира танка и механика-водителя с
характером местности, на которой пред-
стояло действовать.

Чтобы скрытно выйти в исходное поло-
жение для атаки, предстояло незаметно
сняться © одного ‘участка фронта и пе-
рейти на друтой. С этой целью небольшой
группе машин была поставлена задача
курсировать от укрытия к укрытию, вре-
мя от времени производить редкие вы-
стрелы и своим шумом замаскировать от-
ход танков, отправляющихся в рейд. Ма-
невр вполне удался, Немцы не только не
заметили отхода наптих танков, но и He
обнаружили их сосредоточения в исходном
положении.

Атаку переднего края тварлейцы про-
извели на максимальных скоростях. Толь-
ко тогда, когда танки ворвались на пози-
ции противника, он ответил слабым ру-
жейно-пулеметным отнем. Не вступая В
бой, танкисты без потерь миновали перед-
ний край обороны. Они  проскочили де-
ревню, занятую немпами, и подошли к
лощине. В этой лощине поблизости от
дороги гвардии калитан Скок заметил
две самоходные пушки. Внезапность и ка
этот раз дезориентировала немцев- OHH
приняли наши танки за свои, и экипажи
самоходок вместо TOTO, чтобы открыть
огонь, выбежали навстречу нашим маши-
нам. Двумя точно выпущенными снаряда-
ми гвардии капитан, поджег обе вражеские
самоходные установки.

На подступах ко второму населенному
пункту командиру пришлось быстро из-
менить BOG первоначальное ` решение.
Здесь были обнаружены вражеские танки
и самоходные орудия. Нало было ожидать,
что немцы предпримут контратаки. Коман-
дир приказал занять круговую оборону,
Й это было правильное решение.

Через несколько минут гитлеровцы на-
чали контратаку, 3а ней последовали и
другие. В этом ночном 010 гвардейцы
подбили и сожгли 16 вражеских танков,
& бронетранспортеров, уничтожили много
живой силы. Прикрывая отход, танки
оторвались от противника, а затем стре-
мительно атаковали его оборону с тыла,
прорвали ее и на рассвете вышли в рас-
положение своей части. В результале
рейда управление противника было нару-
шено. Его оборона перед фронтом нашего

Фото капитана М. Рыжака.

Боевая полготовка
инженерных частей

0б’ем подготовки сапера и инженер-  ны на тыловых рубежах, саперы идут в
ных подразделений весьма широк. Пг рост. Вблизи от противника они действуют
тактике, стрелковому делу и общевоенной   ползком или согнувшись. Сплошь и рядом
лишь немногим   они выполняют такие задания в темноте,

рано около ста портретов ветеранов и вос-
питанников авиации фронта — Tepoes Co-
ветского Союза. В их числе портреты
трижды Героя Советского Союза Александ-
ра Покрышкина, дважды Героя капитана

р братьев   ВЫУЧЕе ови проходят 2
И прославленных летчиков ОратьеВ   меньше, чем пехотинцы. Что же касается  ночью. Наконец, особые приемы  приме-
и специальных знаний и навыков, то ин-  няются при скоростной установке мин

Выставку посетили маршал Советского
Союза Рокоссовский,  генерал-полковник

группами и отрядами заграждения. Всё
это надо досконально изучить. Но и тут

женерные подразделения обязательно осва-
ивают несколько разнохарактерных отрас-

авиации Вершинин,  генерал-лейтенант   лей. Лишь при этом условии они могут   не следует вводить тактическую обстанов-
= спешно выполнять возникающие перед ку. Лишь после того, как бойцы приоб-

: в  У
ahh Ria лейтенант aananer. Bopo ними многочисленные задачи. рели прочные; хорошо усвоенные навы-

Обучение ведется практическим  ме-  Би, необходимо провести тактическое
толом. Сапер должен не только знать занятие. Оно поможет еще больше закре-
различные тапы инженерных сооружений, пить полученные навыки и булет enocoi-
но и уметь их строить. Это связано с  СТВовать развитию у бойцов и команди-
необходимостью производить вепомогатель-   20в подразделении инициативы, реши-
ные работы (например, земляные), кото-  тельности, находчивости. Тактические за
рые не представляют 0060й учебной пен-  Нятия инженерных частеи завернгают от-
ности, но занимают немало времени. Ilo- работку определенных разделов инженер-
HATHO также, что саперы приобретут до-  Ной и войсковой подготовки.

статочно прочные навыки лишь в TOM При такой постановке дела, значитель-
<лучае, если они несколько раз построят  но облегчается материальное обеспечение
те или иные сооружения, предусмотрен-   специальной подготовки, сокращается
ные программами. Отсюда — большой   расход времени на волюмогательные  ра-
расход етроительных материалов и ИНЖе-   боты. Техническое обучение,  отделеннов
нерного имущества. ча первом этапе от тактики, может про-

Следовательно, офицерский состав ин-  водиться на заранее оборудованных пло
женерных частей, проводя занятия 10  щадках и в инженерных городках. Пос-
специальной подготовке, должен не толь-   ледние отнюдь не должны представлять
ко полностью отработать все темы в уста-  собою собрание макетов, моделей и образ-
новленные сроки, но и достичь этого   цов, изготовленных в натуральную или
при минимальной затрате материальных   уменьшенную величину. Городки — это
средств. Залача, как видим, довольно   мастерские. Оборудование их состоит из
сложная. Для того, чтобы ее успешно! разборных сооружений, отрытых котлова-
выполнить, необходимо, думается нам,   нов и рвов, различных  вепомогательных
прежде всего резко разграничить  обуче-   приспособлений. Здесь из имеющихся 3a-
ние одиночного бойца-специалиста от под-   готовок саперы могут строить те или
готовки и сколачивания  подразделений.  иные сооружения.

В инженерных частях есть такие ра- Известно, например, что фортификаци-
боты, которые один человек слелать не в онные работы являются наиболее труло-
состоянии. К их числу относятся, ска- емкими; Самое сложное дело — разбивка
жем, снаряжение и оснастка лодки или! земляных работ, заготовка элементов со-
понтона, установка проволочных заграж-   оружений и сборка последних. Но. заго-
дений и др. Обучение этим работам   товку элементов могут производить не все
производится обычно в составе отделения   саперы, & лишь  специалисты-плотники,
или расчета. В подобных случаях готовят  Они выполнят эту работу в порядке сво-
сразу отделение, дают ему скоростные   их плановых занятий, а затем передадут
нормы, а 0б одиночной подготовке неред- ее инженерному городку. Разбивку и
ко забывают. Что же получается? Отде-   трассировку сооружения можно сделать на
ление выполняет задание в указанный   любой местности. После этого надлежит
рок, но качество фаботы оказывается   перейти к готовому котловану и в нем
низкими. Причина ясна: бойцы не усвои-   собрать требуемые сооружения. В пропес-
ли приемов работы, не приобрели  необхо-
димых навыков. Это отрицательно влияет  детали работ, последовательность их вы-

На первом же заседании конференции
были заслушаны доклады  предетавите-
лей наземных родов войск. Участники
конференции выслушали требования обще-
войсковых командиров к авиации, 056-
стоятельно разобрали наилучшие примеры
взаимодействия авиационных и наземных
частей.

С докладом на тему  «Оперативно-
тактические выводы по боевому использо-
ванию авиации в наступательных опера-
пиях 2-го Белорусского фронта» выступил
Терой Советского Союза  генерал-полков-
ник авиации Вершинин. Rpome того, на
конференции заслушаны доклады генерал-
майора авиации Алексеева, Героя Совет-
ского Союза генерал-майора авиации
Гетьмана и других, посвященные  вопро-
сам боевого применения авиации в Ha-
ступлении, организации материально-тех-
нического обеспечения и т. д.

В развернувшихея по докладам прени-
ях выступило много участников  конфе-
ренции —- генералов и офицеров.

Майор М. МАНУХИН.

шинства его бойцов. Гваодии сержант Але-
ксеев и гвардии ефрейтор Суханов показа-
ли на стрельбище выдающиеся успехи,
точно поразив все мишени.

Стрелков на линии огня сменили ручные
пулеметчики, которые также показали хо-
рошие успехи.

На другой лень началась проверка так-
тической подготовки одиночного бойца и

се сборки саперы изучают все приемы и `

стрелкового отделения. Затем на поле бы-
ло разыграно тактическое учение «Наступ-
ление стрелковой роты на вражеский опор-
ный пункт»,

соединения оказалась поколебленной, и
зто помогло быстро прорвать ее.

Для успешных действий танков в тылу
врата очень важно уметь предвидеть ©0-
бытия, быстро принять правильное реше-
ние, когда этого потребует обстановка.
Приведем такой пример. Танкистам офи-
цера Гребенникова в числе первых уда-
лось войти в столицу дружественной нам
Чехословакии — Прагу. Марш к Праге
через Судеты ‹овершалея ночью < неви-
данной стремительностью. На дороге гвар-
дейцы догнали большую колонну неприя-
теля- У немцев были танки, бронетран-
спортеры и много артиллерии. В темноте
трудно разобраться, и наши разведчики-
танкисты подскочили вплотную к враже-
ским боевым машинам,

— Почему стоите? — обратился один
офицер к группе солдат. И тут только
понял, что это немцы. Быстро сообразив,
в чем дело, он приказал немедленно окру-
жить колонну. Танкисты взяли на прицел
вражеские машины,

— Сложить оружие! — предложил с9-
ветский офицер немцам.

Гитлеровцы, освещенные со всех сторон
фарами, подняли руки вверх.

Пленив большую колонну, гвардейцы-
танкисты снова устремились к чехосло-
вацкой столице. Спускаясь е одной высо-
ты, Гребенников заметил другую немеп-
кую колонну. До тысячи солдат и офи-
церв с боевой техникой  двиталось
наперерез нашим наступающим войскам.
Чтобы не задерживаться, Гребенников ре-
шил обойти колонну противника  просе-
лочными дорогами. По лесным тропам и
проселкам танки прошло около 30 кило-
метров ‘и, наконец, неожиданно появились
У самой Праги. Они ворвались в город,
сломив сопротивление противника.

Примеры эти убедительно доказывают,
что успех танкового рейда зависит преж-
де всего от того, насколько его организа-
торы и Участники 9беспечили внезап-
ность действий. Внезапность достигается
скрытностью сближения или выхода в
исходное положение, & также стремитель-
ностью атаки, Необходимо заранее  изу-
чить (хотя бы по карте) характер мест-
ности, занятой противником, на кото-
рой предстеит действовать. Надо опреде-
лить 9чаги вероятного сопротивления и
наметить пути их обхода или меры борь-
бы < ними. В танковые рейды можно по-
сылать только наиболее подготовленных
командиров машин и механиков-водителей,
которые способны ориентироватья и на-
холить правильное решение в самой слож-
ной обстановке.

Гвардии напитан Ф. БУРЛОВ.

на всю последующую учебу.

Справедливо утверждают, что на войне
сапер действует в столь разнообразных
условиях, которые невозможно предусмот-
реть самой обширной учебной  програм-
мой. Но в любой обстановке основные
приемы инженерных работ одни и те же.
Вся суть лишь в способах применения
этих приемов, и в каждом конкретном
случае офицер примет решение, ‘исходя
из создавшейся обстановки.

Следовательно, в начальной стадии
обучения всё внимание офицера должно
быть обращено на подготовку отиночното

‚бойца. Такой метод будет правильным п

тогда, когда работу выполняет один че-

вание бревен), и в условиях, когда дей-
ствует группа сапер (укладка берегового
лежня, сборка фортификационного соеру-
жения и т. д.). Способы же применения
различных приемов усваиваются на п-
следующих этапах обучения — при под-
готовке подразделений и на тактических
занятиях.

Важным вопросом методики является
обучение сапера тем приемам работы, ко-
торые применяются в боевой обстановке.
В практике встречаются такие,  напри-
мер, факты. Идет занятие, на  которбм
бойцы должны детально отработать _ка-

положим, научиться устанавливать мины.
Внезапно они оказываются под” воздейст-
вием «противника», который освещает

минеров. Саперы не знают, надо ли им
продолжать отрабатывать установку мин
или следует прижаться к земле’ и отетре-
ливалься. Конечно, при такой
ции занятие пользы не принесет. Надо
сперва научить техническим приемам и
обучить тактике, а затем комплексировать
эти элементы.

Неправильное комплексирование при-
водит лишь к путанице. Поелположим
что боец работает гребцом на лодке или
на пароме. Разве применяемые им прие-
мы не будут одинаковы во всех случаях.
т, е. совершается ли переправа под огнем
противника или вне огневого воздейст-
вия? Сапер, собирающий паром или cHa-
ряжающий лодку, также прибегает к од-
ним и тем же приемам, незавиенме от
того, работает ли OH под огнем или в
тылу. Здесь дело в организации работы.
Это задача подчае весьма сложная, но
выполнение ее лежит на обязанности
офицера, = не рядовых бойцов. Такие за-
нятия, конечно, нужны, однако проводить
их следует лишь тогда, когда бойцы по-
лучили необходимую техническую и так-
тическую подготовку.

Конечно, на занятиях по специальной
инженерной подготовке надо учитывать
особенности, которые создаются  бпевой

обстановкой. Например, устанавливая ми-

ловек (например, установка мин, отёсы-

кие-либо технические приемы, — пред-

местность ракетами, ведет огонь, атакует

организа-

для успешного

полнения, узнают, какие тут бывают
оптибки (неправильные действия) и Kak

‚их избежать. Собранное сооружение за-

сыпать землей не надо — его разберут
и вновь используют на другом занятии,

Разумеется, бойцы должны увидеть и
окончательно оборудованное сооружение,
образцово построенное, тщательно 3a-
маскированное. Следовательно, его надо
иметь на территории городка, чтобы n0-
вести туда бойцов и предоставить их
возможность всё подробно осмотреть. Та-
ким порядком легко организовать занятия
по мостовому, дорожному, подрывному де-
лу и по другим предметам обучения. В
результате достигается большая экономия
материала и времени.

Учеба в инженерном городке призвана
привить саперу первоначальные навыки
и тренировать мелкие подразделения В
выполнении тех или иных работ. Даль“
нейшее совершенствование достигается В
ходе полевых занятий, проводимых на
разнообразной местности. Здесь обязатель-
HO отрабатываются основные темы епеци*
альной и тактической подготовки. Прак-
тика подтверждает, что выходы в поле на
2—4 часа в данном случае нецелесооб-
разны. Такой срок <лишком Mad, oH He
позволяет отработать опрелеленный закон-
ченный круг вопросов. Успешно выпол
НИТЬ ЭТУ задачу можно лишь на длитель-
ных учениях, которые продолжаются не-
прерывно несколько суток. Тогда бойцы
приобретают нужную сноровку, втягива-
ются в работу.

Полевые занятия и учения необходим
проводить в. качестве контрольных, завер*
шающих различные разделы = подго
товки: по инженерному оборудованию 0об9-
ронительных рубежей, мостовым, дорож-
ным и переправочным работам. Они про-
водятся также и по тактическим темам,
включающим вопросы разведки, инженер-
ного обеспечения оборонительного и на-
ступательном боя и т. д. Для Tor,
чтобы ‘уменьшить расход материальных
средств, на полевых занятиях можяе ис-
пользовать часть разборных сооружений,
имеющихея в инженерном городке. 0лна-
RO на месте учения обязательно выпо-
няются все земляные работы и основные
работы по заготовке материалов, элемен-
тов сооружений и по сборке последних,

Офицерский состав инженерных войск
обогащен боевым опытом. Он получил
также большую практику обучения nol
разделений и частей в боевых условвях.
Этот опыт должен быть использован

выполнения обширных
учебных задач.

Полковник М. ЮВЕНСКИЙ