Подвижные
артиллерийские лагери

Йрактическая сторона артиллерийского] полнять свой обязанности в соетаве строе-
Дела до прешяого тода отрабатывалась в  вого расчета.
фашех училише в основном в процесее ла-  Мы следим за тем, чтобы в процессе
терной учебы. Курсанты на определенный лагерной учебы каждый KypcanT прошел
fiopMOy выезжали в етационарные лагери с   <тажировку но всем должностным катего-
оборудованными полигонами и здесь ©0- риям и специальностям строевого расчета.

вершенствовали и приобретали новые зна-
ния по огневой и тактической подготовке.
Не такая учеба иизет много недостатков
и уже не отвечает тем новым требовани-
ям, которые пред’являютея к офицеру ‹о-
вроменной артиллерии..

Курсант на полигоне заставал готовые,
в большинстве случаев уже оборудованные
отневые позиции. Известно было и при-
мерное. расположение целей. В оценке ме-
стности, выборе и оборудовании огневых
позиций курсант почти не участвовал.
Тактических навыков такое обучение да-
вало курсанту недостаточно. Учить 6у-
душих офиперов тактике  маневрирова-
ния, умению сопровождать пехоту огнем
и колесами в условиях стационарного ла-
геря было очень трудно.

В текущем учебном году мы решили от-
казаться от стационарных артиллерийских
лагерей и заменить их подвижными. Нель-
зя сказать, чтобы это начинание прошло
у нас гладко. Никакого опыта в этом у
нас не было, и находились скептики из
среды преподавательского и строевоге со-
става, которые утверждали, что ничего
путного не выйдет. Какие, дескать, могут
быть подвижные лагери © орудиями боль-
шой мощности.

Но мы всё же решили преодолеть эти
трудности, составили учебные планы, под-
готовили материальную часть, средства тя-
ги, наглядные пособия. Учебу в лагерях
мыеслилось проводить по-батарейно. Уже
выезд первой батареи развеял в прах пред-
сказания скептиков и обогатил нае опы-
лом работы по-новому. Результаты оказа-
лиеь разительными. За десять дней пре-
бывания в лагере курсанты усвоили
столько материала, сколько бы они не ус-
вопли в обычных условиях и зы месяц.
Самое же главное — они усвоили этот
материал не теоретически, а в процессе
его применения на практике.

В течение летнего периода в подвиж-
ных лагерях у нас побывали все подраз-
деления, в том числе и подразделения ин-
струментальной разведки.

Остановимся на методике обучения в
подвижиом латере.

Ведь тогда, котла он будет офицером, ему
придется обучать личным показом и огне-
BUKOB, H разведчиков, и связистов. Для
этого в каждом взводе заведен точный
учет, когда и на какой должности рабо-
тал тот или другой курсант. С этой же
целью в ходе учебы курсанты взвода уп-
равления меняютея местами е курсантами
отневых взводов, и наоборот.

Когда по учебному плану требовалось
отработать боевые графические докумен-
ты, делался перерыв в оперативном вр9-
мени, и все курсанты вне зависимости
от занимаемой на данном занятии должно-
сти составляли эти документы.

Три дня из цесяти отводились на днев-
ки. В эти дни курсанты приводили в по-
рядок свою технику, готовились по сие-
циально составленному расписанию к по-
следующим занятиям, занимались стрелко-
во-артиллерийской тренировкой, для чего
преподаватели артиллерии подготавливали
примитивные, но вполне достаточные для
отработки отдельных упражнений полиго-
ны (типа комнатных).

Трудно переоценить значение  подвиж-
ных лагерей. Отзывы о них Как курсан-
тов, так и преподавателей очень хоро-
шие. В этом году нам впервые удалось
практически и в полном 0б’еме добиться
усвоения курсантами таких вопросов, как
оборудование огневых позиций для ору-
дий большой мощности, выезд орудия под
прикрытием дымовой завесы для стрельбы
прямой наводкой. На фоне сложной так-
тической обстановки были отработаны те-
мы по прорыву укрепленного района, дей-
ствия орудия в бою за населенный пункт
ит. д. Кроме того, курсанты практически
освоили порядок движения тяжелой бата-
реи, занятие огневых позиций, смену бое-
вого порядка, организацию разведки. Важ-
дый выезд в лагери заканчивался боевыми
стрельбами.

Веё это резко повыюило подготовку
курсантов. Нельзя считать случайностью.
тот факт, что, несмотря Ha %резвы-
чайно повышенные требования,  подав-
ляющее большинство курсантов в кон-
це лагерной учебы получило. отличные

КРАСНАЯ

ses

СОВЕТСКИЕ ОККУПАЦИОННЫЕ ВОЙСКА В ГЕРМАНИИ. Старший лейтенант Н. Старостин проводит политзанятия

ЗВЕЗДА

с рядовым и сержантским составом Н-ского танкового подразделения.

Огневая полготовка офицера-танкиста

Обучение офицеров-танкиетов  огневому
делу в нашей части строится на приици-
пе «больше показа и практики». Огневая
подготовка проводится в парке (на мате-
риальной части), на танкодроме, полигоне
и в классах. Для каждого занятия четко
указывается целевая установка.

Соответственно целевой установке за-
нятия обеспечиваются необходимой мате-
риальной частью, чертежами и макетами.
Натлядноеть, как  известнг, в обучении
играет. огромную роль. Например, на изу-
чение работы затвора и полуавтоматики
путем рассказа надо было затратить He
менее двух часов. Показать же веё это
на материальной части не представлялось
возможным, так как во время

числа офицеров назначается экипаж, ко-
`башне. Командиру дается вводная, и его
доклада «выстрел»
дит в действие спепиальный реостат эк-
рана. Из ствола пушки танка на экране
зажигающимися лампочками
дает разрыв в зависимости от постановки
прицела и точки наводки — «попадание»,

дит результаты и, если допущена ошибка,

выетрела

Фото нашего корреспондента старшего лейтенанта А. Дмитриева.

Поеле об’яснения правил стрельбы. из

торый занимает свои места в учебной

танк указывается Ha экране. Подается

команда стрелку и заряжающему. После
руководитель  приво-

вырывается «пламя», и «снаряд», описав
траекторию,
«недолет» или «перелет». Обучаемый ви-

то вносит соответствующие поправки.
Важнейшим этапом в подготовке офи-

ca
взводов в свою очередь ставят задачи эки-
пажам, поддерживают тесную связь с ру-
ководителем.

43 онтября 1945 г., суббота. № 242 (6230).

ОКОНЧЕНО РАЗМИНИРОВАНИЕ
ТЕРРИТОРИИ ОДЕССКОГО.
ВОЕННОГО ОКРУГА

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 12054
тября. (По телеграфу от наш. корр.). В те>
чение полутора лет подразделения минеров
и команды Осоавиахима обезвреживали и
подрывали противопехотные и противотан-
ковые мины, установленные ‘немецко-ру-
мынскими оккупантами. Только в этом го-
ду разминировано 97 тысяч. квадратных a
лометров, снято и обезврежено. около ;
миллисноз мин и свыше 1! миллионов не-

зорвавшихея мин, снарядов и гранат.
einen! округа провели большую работу
по размикированию территории Молдавии,
Здесь по рекам Днестр и Прут проходил
вражеские оборонительные рубежи. Берега
рек были буквально начинены взрывчаты-
ми веществами.

При  разминировании ‘территорий округа
особенно мкого сделали бойцы инженерно-
го батальона майора Тучинского и минер-
ные отряды инженер-майора Савелова и
капитана. Козина. Они’ участвовали в раз-
минированни побережья Черного моря, рай-
она порта, одесских катакомб, днепров-
ских плевней.

В общей сложности батальон майора Ту-
чинского обезвредил свыше 200 тысяч мин,
Лучшие саперы батальона — старшии сер-
жант Шелюдько, сержант Соборов, млад-
шие сержанты Павловский и Паршин, еф-
рейторы Митин, Тарасов и Петров, крас-
ноармейцы Денизоз, Иваков и другие сняли
по две-три тысячи мин кажлый. Многие
из вих награждены. двумя-тремя прави-
тельственными наградами.

ТРЕХМЕСЯЧНЫЙ СБОР
СТАРШИН

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ OK-
РУГ, 12 октября. (По телефону от наш.
корр.). В соединениях Ленинградского во-
‘енного округа проводится сбор старшин,
Цель сбора — подготовить для стрелко-
вых рот и артиллерийских батарей старшин,
способных помогать командирам рот в ©р-
ганизации учебы. На сборы пославы луч-
ue младшие командиры, участники Вели-
кой Отечественной войны, отмеченные не-
<колькими правительственными наградами и

и сосредоточения огня. Командиры

Обучение по отневой подготовке мы

комплексируем с тактикой и вождением.   имеющие образование не ниже семилетки,
Такие занятия требуют хорошей подготов-
ки и организованности. Необходимо зара-
нее выбрать местность,
бы требованиям тактической учебы, BOA- щаетея изучению различных вопросов BO-
дения
мишенную обстановку. В некоторых под- низация и устройство тыла батальона и
разделениях пробовали проводить стрельбу   полка, обязанности должностных лиц, нор-
по мишеням, расставленным на маршруте мы различного довольствия и снабжения в
движения мангин, экипажи которых зани-
мались вождением. Однако такие занятия
не давали должного зффекта, так как они

В программе сборов значительное место
отведено боевой и политической подготов-
будущих старшин, изучению уставов
которая отвечала   Красной Армии. 96 учебных часов посвя-

и боевой стрельбы, подготовить   енной администрации. Сюда входят: орга-

Красной Армии, организация питания лич-
ного состава роты, порядок хранения и
учета ротного имущества, делопроизвод-
ство и т. д.

и хорошие оценки по огневой и так-
тической подготовке. Следует отметить
большую и плодотворную работу по орга-
низации и руководству подвижными лаге-
рями молодых растущих ‚ преподавателей
Училища капитанов Родионова, Добрыни-
на и Алексеенко. Они строили каждое за-
нятие на основе опыта Великой  Отече-
ственной войны, боролись с условностями,
ры, и они должны в полной мере знать   стремились дать курсантам максимум зна-
и уметь выполнять из практике обязан- ний по боевому применению артиллерии в
ности личного состава всех специально-  Различных условиях.
стей, входящих в звено взвод-— батарея.   Нельзя не отметить еще одно полезное,
Для этого преподаватели сочетали груп- на наш взгляд, мероприятие, проведенное
повой метод занятий с работой курсантов  в этом году в училище, тесно связанное
в составе строевого расчета. с организацией подвижных латерей. По
Отрабатывается, скажем, тема «Взвод   программе на пехотную и инженерную под-
управления батареи большой _ монтноети   тотовку курсантов-артиллериетов отводят-
при прорыве укрепленного района». Пре- ся считанные часы. Мы рентили об’единить
подаватель выводит взвод (учебную тгоуп- эти темы и провести тактические учения,
пу) в район наблюдательных пунктов,  на которых бы каждый курсант действо-
также выбранный ранее самими курсанта- вал за стрелкового командира. В резуль-
ми, заставляет их ориентироваться на ме-   тате курсанты практически изучили про-
стности, а затем в роли командира ба- траммные темы, и каждый из них полу-
тареи ставит задачу взводу. После этого  чил возможность глазами пехотного ко-
отдельные курсанты отдают распоряжения   мандира посмотреть на роль

Использовать полностью опыт тактиче-
ских занятий, проводимых в артиллерий-
ских частях, мы не могли. Оно и понят-
но. Там каждый номер строевого расчета,
как и каждый командир, выполняет свои,
установленные уставом обязанности, кроме
случаев тренировок по взаимозаменяемо-
сти. Для училища этот метод вообще не
приемлем. Курванты — будущие офице-

цера-танкиста является обучение его ун-
равленню отнем. Особого внимания заелу-
живают такие вопросы, как разведка поля
боя, распределение огневых задач и пос-
ледовательность подавления целей. На за-
нятиях в классе (миниатюр-полигоне) и в

ствол при откате. и накате двигается бы-
етро. Положение изменилось, когда рацио-
нализатор офицер Романов устроил Е
учебной пушке простейшее  приспособле-
ние. При помощи специального рычага ©
рукояткой, валика и троса, прикреплен-

лишены тактического содержания.

Комплекеные занятия мы строим  еле-
дующим образом. Учебная группа прибы-
вает на автомашине в район занятий. Ру-
ководитель тактики знакомит здесь офи-
церов с обстановкой и тактическо-огневой

и расположенных от танка на определен-

артиллерии

за командира взвода управления, коман- в бою, повысить навыки в организации
диров отделений разведки и связи. Когда   непрерывного взаимодействия на поле боя.
преподаватель убедится, что курсанты хо-
ропо усвоили материал, группа отвотится
B исходное положение, и курсанты, полу-
чив представление об обязанностях всего   ТИЛЛЕРИЙСКОЕ
Пичного состава взвода, продолжают вы- М. В. ФРУНЗЕ.

Шли жаркие бои за побережье Азов-
ского моря. Наша штурмовая авиационная
часть действовала на южном фланге насту-
пающих войск, и поэтому нам часто при-
холилось летать над морем. Сначала летчи-
кам сухопутной армейской авиации было
как-то непривычно летать над широкими
‘водными просторами: новизна обстановки,
отсутствие надежных ориентиров, которых
так много нз земле,— всё это порождало
стремление держаться п0 ВОЗМОЖНОСТИ
хальше от моря, летать над сушей.

Олнако уже тогда кое-кто из командиров
групп применял кратковременный уход в
море после атаки какого-нибудь пункта.
на побережье, сильно прикрытого зенит-
ным отием. Уход в Море в этом елучае
был выгоден тем, что «Ильюшины» сра-
BY же становились недосягаемыми для не-
мецких зенитчиков.

Ё моменту решительного штурма Татан-
рота этот ©10с0б получил уже настолько
тирокое распространение, что почти все
группы штурмовиков, действовавшие по
татанрогскому порту, пользовались этой
схемой: на большой выеоте они <о сто-
роны суши подходили в цели, ебрасыва-
ти бомбы и уходили в море. Совершив
нат волой широкий полукруг, они уже за
линией фронта выходили на побережье и
возвращались на& аэродромы,

Получив боевую задачу на штурмовку
пирсов и транепортных ередетв противни-
ка, я повел было свою шестерку «Илью-
шиных-2» прежним маршрутом, как ле-
тали все остальные группы. Мы шли с
набором высоты, и вскоре нам открылась
панорама таганрогекого порта. Над ним
на высоте в 1500—1800 метров уже
«висела» другая группа штурмовиков.
Черным роем носились вокруг фашист-
‘ские истребители. Кюгда они прекращали
атаки, небо пестрело от  многочислен-
ных зенитных разрывов. Видно было, что
немцы хорошо пристрелялись.

Вся эта картина заставила меня pe-
шительно пересмотреть намеченный план
штурмовки. Скомандовав ведомым разво-
рот, я <о снижением повел группу в сто-
рону, к морю. Кроме того, мы перестрои-
Расчет был такой:

левый. спутать всю

систему противовоздушной обороны порта,‘ сплотить

Полнознин Н. СОКОЛОВ.

ОДЕССКОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА АР-
УЧИЛИШЕ ИМЕНИ

eS

Командир группы штурмовиков

поставить немцев в невыгодные, непри-
вычные условия защиты. Они пристреля-
лись к высоте 1500—1800 метров, a мы
подхоцили намного ниже. Они привыкли
встречать первую атаку с суши, а мы
собирались ударить со стороны моря. Нем-
цы могли предполагать, что после атаки
в правом пеленге следует левый разворот,
и соответетвенно подготовить свои зенит-
ные расчеты. Наша же группа, атакуя
неожиданно’ из левого пелента, разворачи-
валась вправо. Подход к цели co етм-
роны моря избавлял нае от воздействия
зенитной артиллерии внешнего пояса Та-
танротской группировки противника,

Дальнейшее показало, что новое такти-
ческое решение боевой задачи было абсо-
лютно верным. Появление наших ‹амоле-
тов над портом застало противника Bpac-
плох. Зенитная артиллерия не только не
ветретила нас на подходе. но даже вооб-
ще не открывала огня, пока мы не за-
кончили штурмовку. Бомбами и пушечно-
пулеметным огнем мы затопили одно не-
мецкое судно, другое зажтли и уничтожи-
ли на пирах много солдат и офицеров.
Уход от нели я произвел морем, описав
над ним замкнутую петлю. Таким образом
наиболее опасная часть нашего марирута
к порту и обратно прошла ках бы в ней-
тральной зоне, над морем, где нам не
угрожал огонь зенитной артиллерии. Вра-
жеские же истребители были настолько
заняты патрулированием на больших вы-
сотах, что нае попроету не заметили. Вее
самолеты вернулись на свой аэродром, не
имея ни одной пробоины.

Этому примеру я уделил столько ме-
ста сознательно. Он вполне отвечает глав-
HOH цели моей статьи — рассказу 00 ис-
кусстве воздушного вождения, о значения
командира труппы штурмовиков в bon.
Справедливо, конечно, мнение о том, что
командир должен быть летчиком большой
силы воли и храбрости, что техника пи-
лотирования, умение бомбить и стрелять
должны быть освоены им мастерски.

Но достаточно ли этого для того, ‹что-
бы хоропю водить группу, эскадрилью,
полк? Разумеется, этого мало. Помимо
указанных выше качеств,  соверпеенно
обязательных, командир должен иметь вы-

[ coro развитое тактическое чутье, в сювер-
лись из общепринятого правого пеленга в] шенстве

владеть искусством маневра.
ИМСТЬ непреклонную волю, способную
вокруг него всю труппу.

ного к люльке, ствол медленно  откаты-
вается и накатываетел. Благодаря этому
действие полуавтоматики и затвора мож-
но изучить в течение считанных минут.

При обучении офицеров правилам
стрельбы мы применяем методику, расечи-
танную и на зрительную память. В клас-
се устроен экран, на котором нарисован
танк противника и проделаны вырезы для
электроламп; окрашенных в красный цвет

ных дальностях стрельбы. В процессе. за-
нятий руководитель при помощи электро-
ламп показывает величину поправки ‘или
точку наводки на той или иной дально-
сти. Офицеры решают задачи, практиче-
ски наводя оружие в цель. Нри правиль-
HOM решении задачи на экране  показы-
вается точка наводки, при которой цель
поражается. Если в решении допущена
оптибка, то при помощи запаеных ламп
обозначается место разрыва снаряда в ето-
роне от цели.

При изучении правил стрельбы се ме-
ста по неподвижной цели мы применили
также экран с нарисованным танком и
целью. Длина экрана — около 5 метров.

Командир в боевом полете — первый не
только по положению в строю. Он — ro-
лова всему делу, от него главным образом
зависит уснех всей группы. Недаром у
вас сложилась поговорка, по которой
командир—иголка, а ведомые—тянущаяся
за ней нить, во всем ей послушная. По-
нятно. что острие этой иглы должно быть
отточено подлинным мастерством воздуш-
ного вождения.

Между тем в практике подбор и выдви-
жение командиров групп в частях не
всегда происходили празяльно. Иногда ру-
ководящим принципом служил только
один: боевой налет летчика. Если, ска-
жем, пилот совершил несколько десятков
вылетов ведомым, дралея бесстрашно, то
его считали уже вполне подготовленным
для роли командира и вверяли ему судь-
бу группы, судьбу боевого задания.

Иногда назначение оказывалось удач-
ным —— и молодой офицер сравнительно
быстро осваивалея © новыми трудными
обязанностями. Но случалось и так, что
летчик не справлялея со своими новыми
обязанностями, оказывалея недостаточно
к ним полготовленным. Так произошло у
Hac со старшим лейтенантом Поздеевым.
Только что назначенный командиром
труппы, он повел самолеты к одной же-
лезнодорюжной станции. Стояла сплошная
низкая облачность, и высота полета бы-
ла, следовательно, невелика.  Нетвердо
зная район, Поздеев решил облегчить ‹ебе
ориентировку. Он повел группу над важ-
нейшей рокадной дорогой противника,
нрикрытой сильными зенитными «редет-
вами. Перед целью самолет Поздеева был
сбит прямым попаданием снаряда. Так-
тическая незрелость летчика, который,
летая ведомым, привык держаться 3a
командиром, пагубно сказалась, как толь-
ко ему пришлось самому вести группу.
Ясно было, что старший лейтенант По-
здеев имел еще недостаточную подготовку,
чтобы водить группу в 00й.

Это пример хотя и характерной, но
всё же грубой оплошности командира.
сколько менее заметных, но столь же ги-
бельных ошибок караулят каждый mar
командира группы! Готовяь к боевому
вылету, находясь на пути к цели, ата-
куя цель, ведя бой © истребителями вра-
га. производя противозенитный маневр, на-
конен, возвращаясь назад, — в каждый
момент он должен учитываль MHO-

командиры экипажей получают
задачи и приступают к практическому их

роли командира взвода, ставит экинажам
огневые задачи, намеренно усложняя 0б-
становку и добиваясь четких и правиль-
ных действий

танкового ` подразделения,
поле или в классе, в основном слагается

Вы СЕ

поле с материальной частью учебная
группа ‘разбивается на экипажи. После
‘изучения тюля 60я и выявления целей
огневые

выполнению. Руководитель, действуя в

обучаемых в различных
условиях 604.

`Методика’занятий по управлению огнем
проводимых В

из следующих элементов. Руководитель
об’ясняет вначале средства и епособы уп-
равления. Затем группа разбивается на
экипажи и подразделения, которые, полу-
чив задачи, производят огневую разведку
поля боя, выявляют цели, готовят данные
для стрельбы. Командиры взводов распре-
деляют отневые задачи по экипажам,
устанавливают сигналы  целеуказаний.

Когда танки двинутся вперед, руково-
дитель занятий дает командирам взводов
по радио вводные (появление новых целей
и очагов сопротивления). требует перено-

жество различных факторов, влияющих
Ha спокюбы и методы решения боевой за-
дачи. Беспрестанный анализ наземной и
воздушной обстановки, действий своих ве-
домых и истребительного прикрытия, безо-
шибочная оценка метеорологических усло-
вий, твердое знание линии боевого сопри-
косновения и района боевых действий —
всё это опытный командир группы ни на
минуту не упускает из поля зрения. Вот
почему. я считаю, что одно из главных
его качеств, которые всячески надо
развивать,— это быстрота реакции, уме-
ние видеть” всё и в считанные секунды
принять безопиибочное решение. Образно
выражаясь, командир по сравнению с рядо-
вым летчиком должен обладать тройной
зоркоютью и сметливостью. Больше TO-
го,— целый комплекс различных действий
его должен вырабатываться почти ав-
томатически: настолько прочным должни
быть у него знание наиболее типичных
условий, которые могут сложиться в по-
тете.

Один из офицеров нашей части повел
свою группу в цели, вплотную прижи-
маясь к нижней кромке облаков, и группа
понесла потери от зенитного огня против-
ника. Для более умелого командира такой
случай был бы просто невозможен, так
как более опытный летчик знает, что
кромка облаков обычно заранее приетре-
ливается зениткой, Решение повести труп-
пу несколько ниже облаков должно было
бы в этом случае сложиться автоматиче-
ски. непроизвольню — настолько оно ec-
тественно для бывалого авиационного ко-
мандира.

Если упорной тренировкой, учебой мож-
но развить в себе тонкое понимание так-
тической обстамовки,  изобретательность,
умение творчески решить боевую задачу,
то тем более возможно освоение элемен-
тарных правил воздушного вождения, с0с-
тавляющих основу воинекого искусства,
ведущего группы штурмовиков. На фрон-
те в огне сражений лучшие командиры
трупп нашего соединения вышли из той
категории летчиков, которые вдумчиво и
‘трезво оценивали как успехи свои, таки
неудачи,

У многих ‘из них, например, выработа-
лась хорошая привычка записывать наи-
более поучительные случаи, обсуждать в
торячих спорах, как проходил тот или
иной вылет на штурмовку, жадно искать
‚и находить новые, лучшие тактические
приемы, боевые порядки, способы проти-
вюзенитного маневра группой ит. д. В
своем полку мы даже кратко &формулир-

задачей. Затем группа следует по азимуту
пешим порядком на выжидательные пози-
ции, где расположены танки. Здесь про-
исходит распределение офицеров по экипа-
жам, причем имеется в виду, кому из них
HYRHO приобрести практику вождения,
стрельбы и т. п. Затем проводится при-
емка машин, вооружения, осмотр, заправ-
ка и подготовка их K 6010, после чего
танви выдвитаютея на исходные позиции.

За это время экипаж получает практику

вождения, тренируется в работе  поворот-
ными и под’емными механизмами пушки.

На исходных позициях, как и на вы-
жидательных, проводится вся положенная

работа. Основное требование — выпол-
нять всё, что потребуется в бою, соблю-
дать маскировку, окапываться, вести

наблюдение и охранение, соблюдать устав-
ные команды и т. п, ;

В повышении знаний и методических
навыков офицеров-танкиетов по огневому
делу большую пользу приносят инетрук-
торско-методические занятия, которые У
нас проводятся регулярно.

Педполковник И. ГОГОЛЕВ.

ЕЕ ВИТ

вали своеобразный «кодексе командира
группы» — плод многих исканий, ©гус-
ток боевого опыта, который, как ка-
залось нам, помогал командиру избегать
характерных ошибок, фикеировал внима-
ние на главных его обязанностях. В на-
шем «кодексе» содержались выпуклые и
образные напутствия. Представление 5
нем дают хотя бы такие выдержки:

«Хочешь хорошо водить группу — ле-
тай чаще, иначе потеряешь чуветво но-

вого и станешь жертвой своей же отета-
лости».

«Смелость и дерзость, сочетающиеся с
точно и грамотно выполненным маневром,
это больше, чем все твои три гашетки
(две у тебя и одна у стрелка)» ит. д.

В сочетании © постоянными и серьез-
ными разборами полетов, конференциями
летного состава по обмену боевым опытом
ий командирской учебой «колекс» прино-
сил нам определенную пользу, подталки-
вал творческую мыель, давал направле-
ние для тренировки. Даже сейчас, вету-
пив в мирную пору учебы, я, например,
охотно ‘вспоминаю эти фронтовые записи,
когда тренирую новых летчиков. И, надо
сказать, что молодые летчики вниматель-
но присматриваются к тем путям, кото-

рыми мы шли к мастерству вождения
авиационных подразделений во время
‘войны. *

В начале этой статьи говорилось о том,
что выдвижение новых командиров групп
только по одному принципу — налету,
без серьезного учета универсальности их
подготовки, нередко приводило к ошибкам.
Но на фронте, когда авиачасти несли по-
тери в опытных летчиках, такая практи-
ка была в известной мере вынужденной и
потому оправданной. Ивое дело теперь.
Каждый штурмовой авиаполк имеет пол-
ную возможность специально, в системе
боевой учебы постоянно заниматься под-
готовкой командиров групп из числа наи-
более способных и умелых летчиков, ко-
торые стали бы подлинными мастерами
своего дела. Главное внимание при этом,
кажется мне, надо обратить на тактиче-
скую сторону их обучения, на воспитание
в них качеств инициативы, находчивости.
решительности. Значительный фронтовой
опыт летчиков, много раз водивших на
штурмовку группы «Ильюшиных» во вре-
мя воины, следует положить в основу та-
кой учебы. т

Герой Советского Союза
майор А. КРАВЦОВ..

Учеба на сборах продлится три месяца.

ВОЕННЫЕ ГЕОДЕЗИСТЫ

НА ВЕРШИНАХ АЛТАЯ

ГОРОД Н., 12 октября. (По телеграфу).
Военные геодезисты части ‘инженер-под-
полковника Богоряд производят астрономо-
геодезические работы на территории во-
сточного Алтая. Результатом этих работ
явится создание карты, которая облегчит
деятельность поисковых экспедиций, зани-
мающихся исследованием Алтая.

Геодезисты форсируют горные реки, со-
вершают восхождения на малодоступные
вершины, преодолевают громадные расстоя-
ния: на. выючных лошадях. Снежные вьюги,
ледяные ветры, суровые климатические
условия требуют от участников геодезиче-
ских семок исключительной выносливости,
умения преодолевать любые трудности.
Закаленные в борьбе с ними, воины-геоде-
зисты стали первоклассными альпинистами.
Таковы, например, инженер-капитан Корот-
кий,  техник-лейтенант Радин, старшие
лейтенанты Паршихин и Самохин, лейте-
нант Теймурлы и другие.

Своим ‹амоотверженным трудом бойцы
и офицеры части инженер-подполковника
Богоряд вносят большой вклад в дела
научного исследования малоизвестных тер-
риторий нашей Родины.

Охотничьи бригады офицеров

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ
ОКРУГ, 12 октября. (По телеграфу от наш.
корр.). В Н-ской дивизии много офицеров—
любителей охоты. В выходные дни они охо-
тятся на дичь, которая обильно водится в
окрестностях. Капитан Радченко, младший
лейтенант Петров и другие после каждой
охоты возвращаются с богатой добычей —
утками, тетеревами, глухарями.

За последнее время в каждом полку ди-
визии созданы охотничьи бригады из офи-
церов. Бригады выезжают в таежные ме-
ста, где охотятся на тетеревов и диких
коз. Зимой охотники примут участие ‘в об-
лаве на медведей.

НА ВЫСОКОГОРНОЙ ТРАССЕ

ТУРКЕСТАНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
12. октября. (По телеграфу от наш. корр.).
Памирская автоколонна под  командова-
нием старшего лейтенанта Хатьянц выпол-
няет важное правительственное задание по
завозу продовольствия для населения Гор-
но-Бадахшанской автономной области на
трассе Ош—Хорог.

Выполнение задания связано с большими
трудностями, так как эта трасса является
одной из самых высокогорных дорог мира.
На трассе ‘много. крутых: спусков и под’е-
мов. Сейчас здесь выпал снег, стоит холол,
Несмотря Ha это, автоколонна хороню
справляется с возложенным на нее задани-
ем. Взвод лейтенанта Ткаченко и отделё-
ние старшины Шлекеева за 20 дней сде-
лали по три и более рейсов в Хорог.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

КОГДА ОТРЕМОНТИРУЮТ
‚ КВАРТИРУ?

В городе Иванове по Негорелой улице,
дом № 40, в квартире № 2 уже 4 года
проживает моя семья. Квартира давно не
ремонтировалась и по этой причине пришла
В состояние, не пригодное для жилья. В
июне этого года в коридоре обвалилея по-
толок, и только благодаря тому, что ни-
кого из членов моей семьи В это время
не было дома, всё обошлось благополучно.

Много раз просил я командование Ива-
новского военно-политического Училища,
которому принадлежит” дом, произвести ре-
монт в моей квартире, но просьбы остава-
лись без ответа.

В прошлом году квартирно-эксплоатаци“
онный отдел Московского военного округа
специальным приказом предложил Иванов-
ской квартирно-эксплоатационной части не-
медленно произвести ремонт моей кварти
ры. Приказ этот не выполнен и по сей
день.

Трудно дать об’яснение бездушному от
ношению командования Ивановского воен-
но-политического училища к семье совет:
ского офицера,

Подполковник ВОЛКОВ.