Обобщение опыта войны

Сейчас в войсках маршала Совет-
ского Союза К. В. Рокоссовского проходят
дивизионные конференции по обобщению
опыта войны. Они призваны помочь коман-
дирам методически правильно подойти к
разбору наиболее характерных тактиче-
ских приемов ведения боя и сделать прак-
тические выволы для дальнейшего совер-
шенствования подготовки своих подразде-
лений. В этом отношении весьма поучи-
тельна конференция, проведенная в гвар-
дейской дивизии, которой командует гвар-
дии тенерал-майор Гребенник.

Дивизия начала свой славный боевой
путь от Волги, со Сталинградекой битвы.
Р самые тяжелые дни войны гвардейцы
ожесточенно сражались с немецко-фапгист-
скими захватчиками в цехах сталинград-
ского тракторного гиганта и завода «Бар-
рикады». За доблесть и мужество, за ге-
роизм и умелые действия личного соста-
ва дивизия тогда была награждена пер-
вых орденом Красного Знамени. Затем она
участвовала в сражении на Орловско-Кур-
ской дуге. В январе 1944 года за боевые
успехи дивизия была награждена орденом
Суворова 2 степени. В июне того же го-
да, когда развернулось летнее наступле-
ние советских войск, гвардейцы одними
из первых штурмовали Барановичи, и
снова их подвиги были отмечены прави-
тельственной наградой. Дивизия получила
второй орлен Красного Знамени. За боевую
доблесть, проявленную в боях на терри-
тории Германии, она награждена орденом
Кутузова 1 степени и орденом Богдана
Хмельницкого 1 степени.

Во время зимнего наступления 1945 г.
твардейская дивизия вела бои на’ Нарев-
ском плацдарме, прорывала вражескую
оборону, штурмовала Грауденц и Гданьск.
Она в числе первых форсировала Вислу,
Олер и вышла в побережью Балтийского
моря в районе города Росток. Более
1800 км. прошли © боями части этой ди-
визии! Они освоболили до 1500 населен-
ных пунктов и десятки городов, форсиро-
вали более 40 водных преград, в том чис-
ле крупные реки —— Десна, Днепр, Буг,
Нарев, Висла, Одер. Восемналцать раз от-
мечалась дивизия в приказах Верховного
Главнокоманлующего.

Ратные подвиги дивизии иножились 1по-
тому, что ее личвый состав во время вой-
вы умело и быстро изучал, осваивал
опыт только что проведенных боев. Перел
кажлым новым сражением в частях шла
пирокая подготовка, причем тщательно
изучались боевые действия минувших опе-
раций. Каждый новый тактический при-
eM, примененный тем или иным подлразде-
лениех, подвергался критическому анали-
зу и только после этого становился до-
стоянием всех частей.

Основное требование — использовать
опыт войны для дальнейшего совершен-
ствования подготовки войск — гвардейцы
выполняют со всей строгостью. В частях
офиперы получают обширный материал из
босвой практики, который им нужен для
отработки очередных разделов учебных
программ. Сейчас здесь начинается 00у-
чение подразделений. Проиеходящая кон-
ференция и должна, в частности, помочь
детальному изучению боевых действий рот
х батальонов. Это принесет большую
пользу на тактических занятиях.

В своем докладе «Тактика пехоты в на-
ступательных боях» гвардии генерал-май-
op Гребенник, анализируя  ковкретвые
примеры из практики войны, вскрыл ха-
равтерные особенности действий стрелко-
вого батальона.  Выступившие затем
командиры полков также основное внима-
тие уделили батальону. Наконец, конфе-
ренпия заслушала специальный доклад
командира, батальона твардии майора Ore-
кина «0 боевых порядках мелких подраз-
делений и организации управления боем».

Командиры батальонов и рот гвардии
капитаны Рогачев, Ерошенко, старшие
лейтенанты Азаров, Барсуков и Карпенко
поделились своим личным опытом орга-
низации и руководства боем, рассказали,
какие бзевые порядки они применяли,
исходя из особенностей обстановки. Эти
офицеры детально разобрали и способы
применения простейших средств связи
(ракет, звуковых сигналов и т. д.). Таким

ВЕ ЕЕ ВВ Е

Е ЕЕ ee se Cen

+>

(На конференции в гвардейской
Дивизии)

+>

oopasoM, опыт. боевых действий стрел-
кового батальона был обобщен в доста-
точной мере.

После этого конференция перешла к
вопросам организации боевой подготовки
батальонов. Практика войны показала,
что в большинстве случаев наступатель-
ные действия мелких пехотных подраз-
делений начинались <  накапливания
на рубеже атаки. Период сближения сво-
дилея к скрытному совершению марша в
ночное время. Следовательно, по мнению
участников конференции, и обучение 6a-
тальонов должно быть соответетвенно пе-
рестроено. Как известно, самым трудным
и напряженным этапом наступательного
боя является прорыв обороны и бой в
тлубине. Тут большое значение имеют
BBICOKHG темп и непрерывность атаки.
Это достигается в том случае, когда 5а-
тальон хорошо натренирован для осуще-
ствления такой атаки. Надо, чтобы бойцы
умели стрелять не только на ходу, но и
Ha бегу, а при необходимости открыва-
ли залповый огонь.

В подразделении офицера Онопруенкю
бросок на штурм траншей обязательно: <о-
провеждалея так называемым гранатным
залпом, что всегда приводило к исключи-
тельному успеху. Опыт других подразде-
лений также подтверждает: если бойцы
обучены бросать гранаты одновременно
всем отделением, взводом или даже ротой,
мощь удара атакующей пехеты резко воз-
растает, а врат, засевший в траншее,
полностью уничтожается. При индивиду-
альном же метании гранат не все бойцы
пользовались ими. В результате, подходя
вплотную к траншее, они встречали со-
противление,

На конференции обсуждался также во-
прое, как обучать стрелковые батальоны
взаимодействию < артиллерией. Выступав-
шие подчеркивали, что большую пользу
приносят совместные тактические учения
пехотинцев, артиллеристов и минометчи-
ков. Здесь командиры рт и батальонов
тренируются правильно ставить в ходе
атаки огневые задачи артиллеристам, ми-
нометчикам и тем самым активно влиять
на ход боя.

Конечно, каждое занятие должно учи-
тывать опыт войны. Надо, чтобы коман-
диры батальонов имели в боевых поряд-
ках стрелковых рот пушки и минометы,
которые двигаются совместно © атакую-
щими. Наблюдатели минометных и артил-
лерийских батарей идут с пехотной раз-
ведкой и, следовательно, видят цели.
Командиры батарей находятся вместе с
командиром роты. Необходимо, чтобы
командир батальона мог использовать не-
воторое количество минометов и пушек для
маневра огнем. С их помощью он подав-
ляет в последующих траншеях огневые
точки врага, ожившие после артиллерий-
с ой обработки. Отсюда напрашивается
вывод: командиру дивизиона надлежит
двигаться вместе с командиром батальо-
на. Лишь при такой организации дела
можно достичь нарастающего удара пехо-
ты в атаке. Разумеется, минометчики и
артиллеристы, приданные стрелковым под-
разделениям, в ходе атаки должны посто-
янно видеть пели, отыекивать их и свое-
временно накрывать своим огнем. Всё это
и необходимо отрабатывать на  совмест-
ных тактических учениях.

Учзетники конференции говорили так-
же о методах обучения перебежкам и пе-
реползанию. До войны бойца учили делать
короткие перебежки, затем мгновенно па-
тать и моментально отползать в сторону.
При современной плотности огня подобный
прием себя He оправдывает. Если б0еп
упая в одном месте, то при отползании
в <торону он может очутиться там, где
падает много пуль. Поэтому боец должен
перебегать от воронки до воронки, зара-
нее выбирая себе удобное укрытие.

По мнению многих офицеров, учебную
программу следует построить так, чтобы
сперва отрабатывались темы по атаке

обороны, осноранной на системе траншей,

БЛИЖЕ К БОЕВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(Обсуждение статьи капитана В. Демидова „Насущные
вопросы огневой подготовки ` пехоты“ )*

Прежде чем говорить о содержании но-
вого курса стрельб, целесообразно, ду-
мается нам, высказать месколько замеча-
ний общего порядка об организации огне-
вой подготовки пехоты. Огневой выучке
бойца должна предшествовать отличная
выучка комазлного состава всех степеней.
Иными словами, командир обязан сперва
сам отстрелять упражневие < хорошими
или отличными показателями и лишь
затем отрабатывать его в своем подразде-
лении. Такую же последовательность надо
соблюдаль при изучении материальной
части, правил сбережения оружия, изме-
рения расстояний и всех других вопросов,
которые входят в комплекс данного уп-
ражнения.

Осуществляется это путем  самостоя-
тельной работы. Затем в дни, указанные
приказом ио части, происходит сдача за-
четов. Младшие командиры. сдают их в
масштабе роте или батальона, офинеры—
в масштабе полка. Полятно, к такому ме-
роприятию нужно подойти серьезно. вдум-
чиво. Потребуется предоставить команд-
пому составу некоторое количество свобод-
ного времени, иметь необходимые учебные
пособия и приборы, позаботиться о надле-
жащем оборудовании стрельбища. Что же
касаетея обычной  команхирской учебы
(теория стрелкового дела, управление ог-
нем подразделений и т. д.), то она
идет в чаети своим чередом.

Второе замечание отпосится к содержа-
нию занятий по огневой подготовке. В
этоу отношении командиры подразделений
тут руководствуются основным принцином:
постепенно переходить от простого к слож-
ному. Но этого мало, Каждое занятие, по
нашему мнению, должно содержать эле-
менты, которые позволяют повторять наи-
более трулные и важные вопросы преды-

*) См. «Красную звезду» №№ 201.
203, 211, 214, 218, 222, 227, 230, 234 и 239.

лущего урока, особенно требующие вы-
работки автоматизма. В то же время же-
лательно; чтобы оно подводило обучаемых
к следующему упражнению, Такой метод
построения занятий является наиболее це-
лесообразным.

Наконец, следует сказать несколько слов
ий о характере упражнений, необходимых
при прохождении огневой подготовки. Оче-
видно, что все упражнения  распределя-
ются на две группы. В первую входят,
так сказать, «чисто стрелковые» упраж-
нения, призванные привить бойцу ‘перво-
начальные навыки в обращении в оружи-
ем при стрельбе боевым патроном. Вторую
группу составляют упражнения, которые
можно назвать боевыми Они тренируют
бойца в меткой стрельбе в условиях, наи-
более приближенных к боевым. Тут не
следует слишком разбрасыватьея,  увле-
каться многими целями. В боевой обста-
новке возникает бесчисленное множество
вариантов стрельбы, — охватить их не-
возможно даже в самом обширном курее
стрельб.

Задача состоит в Том, чтобы научить
бойца еноровисто, уверенно обращаться ©
оружием в тех случаях, которые наиболее
часто встречаются на войне. Требуется
развить в нем сметливость, находчивость.
Тогда боец, обученный стрельбе в обыч-
ных условиях, сумеет правильно приме-
нить оружие и в любых особых условиях
(в горах, в лесу, © деревьев, в населен-
ном пункте—из подвалов, е крыш и т. д.).

Очень важно проводить огневую подго-
товку в обстановке, приближенной к бое-
вой действительности. Прежде всего это
следует прелуемотреть в курсе стрельб.
Например, полезно будет не указывать
точно расстояния до целей, а давать их
в каждом упражнении липть ориентировоч-
но. Скажем, не «200 метров», а «от 200
 10 300 метров». Конкретнее устанавлива-
`ет расстояние руководитель стрельбы, при-

TSE

а затем изучалась техника сближения и
наступления. Целесообразноеть предложен-
ной перестановки диктуется опытом Оте-
чественной войны. Сплошь и рядом ‹овет-
ские войска прорывали вражеские 0боро-
нительные рубежи из положения  неное-
редственного соприкосновения с против-
ником. Как только тактическая глубина
обороны была преодолена, наступающие
делали бросок вперед или совершали
марш-маневр для сближения и  завязы-
вания боя на новом, заранее подготовлен-
ном рубеже обороны. При подходе к та-
кому рубежу наши подразделения попада-
ли под артиллерийский или минометный
огонь, вступали в бой с прикрытием и
уничтожали его, накапливались на рубе-
же атаки, нередко под воздействием  пе-
хотного огня противника. Вот эту особен-
ность современных наступательных 60eB
ий подчеркивали участники конференции.
Обучение преследованию начинается тогда,
когда полностью отработаны темы насту-
пательного боя.

С большим вниманием были заслушаны
доклады 0б артиллерийском и инженер-
ном обеспечении прорыва, вражеской obo-
роны. Выступавшие подробно ознакомили
присутствующих < организацией  артил-
лерийской обработки обороны противника
и с обеспечением форсирования широких
водных преград.

Как правило, на всех дливизионных кон-
ференциях оборудованы выставки 6б06в0-
го оружия и техники, применявнихея в
прошедших боях. Особенно примечательна
выставка гвардейской дивизии, которой
командует гвардии генерал-майор Гребен-
ник. Вот, например, 82-м. миномет. Pac-
чет этого миномета, во главе с гвардии
сержантом Дубровкиным, прошел и боями
около 3000 км. и сделал 19000 выетре-
лов. Противотанковое ружье гвардии 6ер-
жанта Денисова применялось во многих
сражениях, начиная co Сталинградской
битвы. Его расчет уничтожил пять бро-
нетранспортеров, танк и несколько пушек.
Огнем зенитной пушки гвардии сержанта
Фролова сбито пять немецких самолетов.
В течение трех лет гвардии сержант
Пацкевич стрелял по немецко-фашистеким
захватчикам из одного и того же станко-
вого пулемета. Этот пулемет здесь, на
выставке, на нем следы вражеских пуль
й осколков.

Тут же представлено несколько автома-
шин, на которых войскам доставлялись
боеприпасы и питание. Так, мапьина во-
дителя Нечепоренко за время войны про-
шла 138500 км. и перевезла 8920 тонн
груза, из них около 7000 тонн боепри-
пасов. Весьма богат отдел связи и инже-
нерной службы. Здесь можно видеть всё,
начиная от свистков, ракетниц и кончая
радиостанциями. Саперы показали все ви-
ды мин, встречавшиеся им на фронте, а
также типы переправочных средетв, ко-
торыми они пользовались при форсирова-
EHH водных преград. - Е

Следует также отметить, что на одной
из дивизионных конференций был обсуж=
ден доклад о том, как надо организовать
обобщение боевого опыта в подразделениях
и частях. Выявилиеь интересные формы
этой работы на местах. Так, в М части,
которой командует подполковник Иванов,
вачат ©бор боевых примеров. Каждый 65-
el, сержант и офицер описывает наибо-
лее характерные эпизоды и представляет
‹воему команхиру. Здесь же проводятея
офицерские собрания с читкой. рефератов
по той или WHO поучительной  опера-
ЦИИ.

Дивизионные конференции,  посвящен-
ные обобщению боевого опыта, не везде
проходят гладко и четко. Кое-где они
загромождены множеством вопросов, — в
результате поставленная цель не  дости-
гается. Есть случаи, когда разбор опера-
ции или боя делается без критического
подхода. Устраняя подобные недочеты, на-
до предусмотреть и то, чтобы в дивизиях
не ограничивались проведением этих KOH-
ференций, а считали бы их лишь началом
систематической, повседневной работы по
обобщению опыта войны, по внедрению
его в практику боевой подготовки.

Подполновник В. ЯНОВЛЕВ. .
(По телеграфу от чаш. спец. корр.).

чем старается давать его не в круглых
цифрах.
Несомненно, назрела потребность и усо-
вершенствовать мишенную обстановку. Во-
первых, она должна соответствовать так-
тической обстановке. Затем надо Желе $6-
ганизовать так, чтобы боец видел на поле
тщательно замаскированные мишени, от-
стоящие одна от другой по меньшей мере
на 3,5—4 метра. Пусть он ведет огонь

по «противнику», который движется,
появляется, исчезает. Если. мишенная
обстановка оборудована правильно, -—

то какая-либо мишень не будет появ-
ляться множество раз на одном и TOM же
месте, ибо так на войне не бывает; Надо
полатать, что и количество целей окажется
большим, чем необходимо для данного ун-
ражнения. Это развивает у стрелка умение
ориентироваться в обстановке, наблюдать
за полем боя, определять расстояние, оце-
нивать значимость различных целей.

Заслуживает внимания еще одно важ-
ное обстоятельство: каждое упражнение
боевых стрельб нужно проводить Ha но-
вой местности. Придется, следовательно,
распределять участки стрельбища ма каж-
дое занятие.

По нашему мнению, в новом курсе над-
лежит также предусмотреть мероприятия,
которые помогли бы изжить ложное пони-
мание экономии патронов. Известны фак-
ты, когда для экономии боеприпасов ста
раются не отвечать Wa огневое ваздейст-
вие противника немедленно, а выжихают
более выгодных условий стрельбы: лучшей
видимости, уменьшения расстояний до це-
ли. Такая практика в корне противоречит
основным задачам огневой подготовки.
Опыт войны настойчиво требует разви-
вать у бойца навыки самостоятельного ве-
дения огня, стремленте всегда, в любой
обетановке добиться огневого превозходет-
ва над противником. Именно поэтому рее
комендуется в ряде случаев вести огонь
даже ме по цели, а по местам, где оза мо-
жет находиться. Наконец, излишняя забо-

та 0б экономии патронов сковывает зктив-

ность стрелка, делает его пассивных. Нет
надобности доказывать, насколько эт» ока-
жется вредным в бою. г

14 онтября 1845 г

№ 243 (6231).

‚ восноесенье

.
- == Se ae

одолевает водный рубеж.

ОФИЦЕРЫ НА ОГНЕВОМ
: РУБЕЖЕ

8 :
Боевая учеба советских оккупационных войск в Германии. На снимке: взвод младшего лейтенанта А. Куриленко пре-

Фото нашего корреспондента старшего лейтенанта А. Дмитриева.

_Казармы к зиме не готовы

ОСОБЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 13 ок- 5 fen
тября. (По телеграфу от наш. корр). Офи- Нынешним летом перед хозяйственника-  это дело, от их инициативы, изворотли:

церы мотострелкового Полоцкого Красно- МИ ВОИНСКИХ частей и строительными ор-  вости, от правильной организации работ,
знаменного ордёнов Суворова и Кутузова   ГаНИзациями Ленинградского военного о*- Два полка, которым предстояло произ-
полка настойчиво повышают свои знания. руга стояла серьезная. задача:  ПодгоТо-   вести примерно одинаковые работы, одно-
В полку проходит сейчас сбор’ командиров! вить зимние квартиры для воинов-ленин- временно приступили в ремонту. И вот в
Ci tanbonen, их GaMacKiteHes Wes отрено НИ. части, где помощником командира по ма-
и TT о eee ЕЕ Ленинграде уже наступил пе-  териальному обеспечению гвардии Karte

Завершая изучение тем по огневой под- МЮ осенних дождей. Не за горами зима.  тан Корниенко, работая по <трогому
rOTOBKe,. офицеры вышли на стрельбище. В распоряжении ремонтников и восетано-  плану, точно уложились в намеченные
Старший лейтенант Ковалев и стар- Вителей остались считанные дни, чтобы  ероки. А в полку, где помощником коман<
ший лейтенакт Мезенцев, на линию огня,—  успеть до наступления морозов закончить  дира по материальному обеспечению гвар-
приказывает руководитель. : подготовку казарм в зиме. дин майор Овчаренко, работам не видно

На огневой рубеж для стрельбы из вин-   , идет ремонт зимних квартир? Мы   КОНЦа. Чем об’ясняется такое положение?

товки выходят два начальника штаба. Еше Т   i. > 0 fs
р é OIbKO одним: майор Овчаренко не смог
и от здес айоне   побывали на меете, где должна раеполо-
р. а в правильно организовать труд, не смог ис-

Кенигсберга, вели ожесточенные бои с нем-  житьеся на зимние квартиры Н-ская
цами, а aaa эта земля стала учебным   часть. Сразу же Lek sen oe a пол-   Пользовать возможности, которые у Herd
полем. ное отсутствие какой-либо организации   ЧМеТИеЬ. : :

— Лежа, по головной мишени, заряжай,— работ. Ответственный за ремонт старший Нерадивые хозяйственники оправдывают
командует руководитель. лейтенант Сливин не мог обеспечить не- <80Ю беспомощность отсутствием строп-

занятий проверяет мишени.
ка «отлично».

церов
винтовки отлично, остальные хорошо.

Звучат выстрелы. Отбой. Руководитель

— (Старший лейтечант Ковалев — оцеч-

выполнили первое упражнение

Отрабатывается четвертое упражнение из

обходимой производительности труда. Мед-
ленные темпы работ об’ясняютсея прежде
всего тем, что в части, приступая к ре-
Из одиннадцати стрелявших восемь офи-   монту, не произвели правильной расста-
из   новки сил. Долгое время тов. Сливин ис-
кал плотников.

— Всё дело в них, — говорил он—

тельных матерпалов.
ки не имеют под собой никакой
Они являются результатом вредных ижди-
венческих настроений.
ляется разумная инициатива,
ственники прислушиваются к
пов,

Охнако эти отговер-
ПОЧВЫ,
Там, где прояв-
где хозяй-
голосу бой-
там дело идет успешно. Во многих

винтовки Стреляющему нужно в ограни-
ченное время четырьмя патронами поразить   Только плотники задерживают.

прявляющуюся мишень, которая находится! ` Но, кзк оказалось, искать плотников не

частях, например, ошущалея острый не-
достаток в гвоздях. Бойцы по своей ини-
циативе начали делать их из проволоки.

i : е ными  = а 5
ии 6 в и he : я се. бЫ20 необходимости. Красноармейпы Во- Не было железа для крыш. Соорудили
бя заместитель командира батальона по пю-   ОШИлин и Касько, которых тов. Саивин простейшие драночные тапки м окроют
литчасти майор Юрпалов, лейтенант Сла-  Поставил почему-то на вывоз мусора, до  крыши дранкой. Не было кирпича —

стин и другие. Все четыре пули опи по- ВоЙны много лет работали плотниками.   нашли его в разрушенных домах ит. д.

слали в мишень. Это только олин факт, характеризующий   Ленинградские военно-строительные ор-
После стрельбы из винтовки офицеры пе-   ремонтные работы в Н-ской части. Тут НИЗА 6 ет т

реходят к ручным и станковым пулеметам считают ремонт делом третьестепенной м?

Здесь решаются более сложные задачи. важности. Неудивительно поэтому, что   Восстановителей города Ленина. Но опыт

м. ны ежедневно на работы выходит только 20  последних используется мало. Строитель-
вотанковой пушки, расположенной на 700 проц. положенного числа бойцов,   ной организации, где инженером подпол-
метров, и затем перенести огонь на 15 ro-. a, используются не по назначе-   roname  CuapHos, поручено, — например;
р произвести ремовтные работы здания, 8

ловных мишеней на расстоянии 250 метоов.
Офицеры успешно выполнили и sty Goe-  Части и соединения  Ленингралекого .
вую стрельбу. А Пк нЕ си котором помелается Краспознаменное пе
вую зиму в условиях мирной обстановки.   Не УЧИЛИ. Олнако ход работ здесь
оставляет желать много лучшего, а ка-

Многие из них разместились там, где не- В in
давно кипели жестокие fom © врагом. В Meet Bet

ПОДАРОК КОЛХОЗНИКОВ
ГЕНЕРАЛУ-ЗЕМЛЯКУ

ОДЕССА, 13 октября. (ТАСС). В селе   Естественно, жилищный фонд в этих рай-
онах, & особенно военные городки, сильно
разрушен и нуждается в капитальном pe-

Капустянка жил Евстафий Петрович Гре-
чаный — один из организаторов колхоза
им. Крупской. Сейчас тов. Гречаный гене-
рал-майор. Колхозники решили построить
своему земляку-генералу дом. Они избрали
живописное место, заготовили материал и
дружно принялись за работу.

На всё село хата, — < гордостью
отзываются колхозники о своем подарке
генералу. Сейчас они готовятся к встрече
со своим знатным односельчанином.

` Никто, конзчно, не намеревается долу-
скать безрассудный, ничем не оправдан-
ный пережог патронов. Но гнаться за эко-
номией их во что бы то ни стало, пре-
небрегая, по сути, интересами учебы, —
значит наносить ущерб огневой подготовке
бойца или подразделения.

Некоторые участники дискуссии пред-
лагают в новом курсе предусмотреть
уменьшенные дальности для ведения огня
из стрелкового оружия. Это правильно. На
наш взгляд, в современном бою наиболее
характерными дистанциями будут следую-
шие: для автомата—до 200 м., винтовки—
до 300—400 м., ручного пулемета —
400—500 м., станкового пулемета — хо
600 м. Однако это не означает, что поз-
волительно вовсе отказаться от стрельбы
на средние дистанции. Нередко создаются
такие положения (особенно при бое в глу-
бине обороны противника), когда средства
усиления могут временно отетать от пехо-

ты, и последней приходитея использовать  ИЛЛюстрированной

силу своего огня до предела. Отеюла вы-
вод: практику в стрельбе на средние дис-
танции можно сократить, но отказаться
от нее совершенно никоим образом нельзя.
По-иному в новом курсе стрельб придет-
ся подойти и к оценке выполмения уп-
ражнений, особенно боевых. Тут, по
нашему мнению, надо оценивать не толь-
ко результаты самой стрельбы, но и весе
те действия бойца, которые ему следовало
отработать, проходя’ данное упражне-
ние. Следует установить такой порядок,
чтобы плохое соблюдение маскировки, не-
правильное оборудование огневой позиции
ит. д. влекли за собою неудовлетворитель-
ную оценку, хотя бы стрельба была вы-
полнена хорошо или даже отлично. Точнее:
такого бойца нельзя допускать к стрельбе.
Предположим, что один боец по стрель-
бе дал посредственные результаты, но за-
то действовал, отлично соблюдая все ое-
тальные требования тактики. Другой же
достиг отличных показателей по стрельбе,
но проявил лишь посредственную тактиче-
скую выучку. Который из них заслужива-
ет более высокой оценки? Нам думаетел
что первый выполнил упражнение лучше.
Гвардии полковник Н. ЕМЕЛЬЯЧЕНКО.

монте. Времени на ремонт было достаточ-
но, но тем не менее в некоторых частях
он недопустимо затягивается.

Слов нет, много трудностей стояло пе-
ред хозяйственниками частей и строи-
тельными организациями. Прежде вкего
ощущается острый недостаток в самых
необходимых строительных  матерпалах:
железе, краске, водопроводвых трубах,
стекле и пр. Но нередко успех ремонта
зависит от Умения тех, кому поручено

покрасить стены, как они уже: облупи-
Лись. Окна здесь покрасили раньше, чем
остеклили, поэтому пришлось окраску
произвести заново.

Зима приближается. У ленинградских
военных хозяйственников есть все воз-
можности в тому, чтобы во-время закон:
чить подготовку к зиме. Надо только и
роко использовать опыт передовых час-
тей и по их примеру обеепечить войнов
ленинградцев к зпие хорошими казарма-
ми, столовыми и клубами.

Майср Д. ХРЕННОВ,
ЛЕНИНГРАД.

(По телефону от‚наш. корр.).

Альбом участника обороны Порт-Артура

ТАШКЕНТ, 13 октября. (По телеграфу
от наш, корр.). В Ташкента живет и рабо-
тает в Управлении по разведке цветных ме-
таллоз Владимир Владимирович Савицкий,
защитник Порт-Артура в 1904 году. Ему
исполнилось 65 лет, но он бодр, полон <ил.
У него сохранилось два альбома с фото-
графиями. Снимки сделаны в сурезые ме-
сяцы осады Порт-Артура. На спокойной
глади моря застыли крейсеры «Аскольд» и
«Аврора». Блиндажи на Рыжей горе, форт
номер четыре, позиции одной из рот че-

#

тырнадцатого Восточно-Сибирского стрел:
кового полка, сопки, обагренные кровью
русских героев, — священные места для
сердца каждого русского человека:

В альбоме 44 портрета солдат и офице*
ров, отличившихся при обороне ‘крепости,
Среди них георгиевские кавалеры— стрелки
П. Косенков и Степанов, ефрейтор Ils
лов, старший унтер-офицер тов. Лонгина
и многие другие. Здесь же портрет зауряд-
прапорщика В. В. Савицкого, награжден
ного тремя гесргиевскими крестами,

«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ГАЗЕТА» № 5

Вышел из печати № 5 «Красноармейской
газеты». На обложке
гравированный портрет великого русско-
го полководца фельдмаршала Михаила
Илларноновича Кутузова. Ряд иллюстра-
ций воскрешает в памяти образ гениаль-
ного победителя Наполеона. На peapo-
дукции с картины А. Д. Кизшенко изо-
бражен Военный Совет в Филях, где
Кутузов принял решение сдать Москву,
чтобы сохранить русскую армию. Памят-
ник М. И. Кутузову у Казанского собоза
в Ленинграде. Кавалеры ордена Кутузо-
ва на Бородинском поле знакомятся с
местами, где происходило историческое
сражение.

Серия снимков посвящена победе наз
имперналистической Японией. На борту лин-
кора «Миссури», в момент подписания

акта о безоговорочной капитуляции Япо-
нии.  Подписывает акт  прелставитель
CCCP генерал-лейтенант К. Деревян-

ко. Советские маршалы и генералы зна-
комятся с историческими местами в
Порт-Артуре. Возложение венков на за-
мятник, воздвигнутый на военном клад-
бище в Порт-Артуре, где сорок лет на-
зад были похоронены 15.000 русских вои-
нов. В отдании почестей павшим героям
приняли участие маршалы Советского
Союза Василевский, Мерецков и Малинов
ский.

На одном из снимков мы видим сара-
товского колхозника Ферапонта Голова

того вместе с летчиком-истребителем Ере-
миным, который в годы войны бил He
мецких захватчиков на дзух самолетах,
построенных на средства советского пат*
риота.

Три фотоснимка отразили боевую учебу
танкистов соединения полковника Же:
ламского. На одном из них подразделение
гвардии лейтенанта Гузова ведет огонь
по танкам  Фпротизника»,  замаскироваз“
шимся на опушке леса. На пругом —
танки преодолевают  труднопроходимые
участки пути.

Страницы газеты запечатлелн
из жизни колхоза им. Ленина.
чолным ходом идет молотьба. H3 кол-
хозных амбаров на пункт «Заготзерно»
вывозится последняя партия хлеба в счет

Эпизоды
На. полях

поставок государству. В правлении кол-
хоза. подечитывают выработанные колхоз
никами трудодни.

Кроме перечисленных в газете напеча-
таны ‘фотоснимки, ‘отражающие работу
Люберецкого завода  сельскохозяйствен”
ных машин в дни войны и в дни мира,

На последней странице газеты помеше-
во несколько иллюстраций, фиксирующих
сцены из пьесы драматурга К. Тренеза
«Полководец Кутузов» в Цевтральном
театре Красной Армии.
В газете напечатаны очерк Мих. Браги’
на «Великий полковолен» и стнхо1в00е
ние` А. Софронова «Слава Росени» ‘

YT

к ий