ЦЕ

14 октября 1945 г., воскресенье. № 243 (6231).

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

На улицах столицы советской Укранны — города Киева.

В годы Великой Отечественной войны
партия большевиков систематически по-
сылада в войска лучшие свои пропатан-
диетские силы.

Срели коммунистов, добровольно ушед-
ших на фронт, было немало преподавате-
лей высших учебных заведений, профес-
соров, кандидатов наук. Эти люди,
облалающие солидной теоретической под-
готовкой и пропагандистеким опытом, на-
шли широкое применение своим ©10еоб-
ностям на поприше штатных лекторов
политуправлений фронтов и  политотде-
лов армий.

Вместе с бойцами и офицерами армей-
ские леклоры пришли славный боевой
путь. Они вели в массах многообразную и
напряженную работу. Благородный трух
десятков и ‹отен этих пламенных пропа-
танлистов трудно переоценить. 0б’ем и
значение ‹то поистине трандиозны. Вот,
например, данные только по одному фрон-
ту за первую половину 1945 года. Док-
лалов и лекций на темы, вытекающие из
приказов и выступлений товарища
Сталина, здесь было прочитано 152, по
текущему моменту — 150, по истории
ВЕП(5) — 50, по философни — 16, об
опыте Отечественной войны — 27, 0
проблемах воинского воспитания — 10,n0
военной ‘истории —= 4, о героической ра-
боте советского тыла — 14 и о сопре-
дельных странах — 10.

За тот же период лекторы  политотде-
ла олной из армий сумели прочесть 98
лекций по раз’ленению сталинских доку-
ментов, 121 — по истории ВЁП(б), ЗИ
— по философии, 144 — по текуше-
му моменту и 76 — о доблестном труде
наших металлургов, нефтяников, оружей-
ников, рабочих текстильной и пищевой
промышленности, колхозников, советекой
интеллигенции.

Наряду с этим штатные лекторы по-
литуправлений фронтов и политотделов
армий всё время вели большую организа-
ционную и методическую работу в систе-
ме политзанятий с красноармейцами, в
дивизионных школах партийного актива,
в политшколах для молодых коммунистов.
Многие из них активно участвовали в
печатной пропаганде, пользуяеь для это-
TO страницами наших красноармейских
газет. Часто лекторы держали пламенную
речь на митингах, учили показом агита-
тора полка, советовали кохандиру, как
лучше работать над книгой.

Ва время войны каждый фронт и каж-
Jad армия имели свонх любимых лекто-
ров. Скажем, на 1-м Украинском фронте
особой популярностью пользовались TT.
Аликин, Кочетков, Максимов, на 2-м Бе-

лорусском — тов. Быков, на Ленинград-
ском — тов. Добржинский, на 1-м Даль-
невосточнох — тов. Федоров. С попутной
машиной, верхом на лошади или просто

пешком добирались лекторы на самые отда-
ленные участки, занятые нашими войска-
MH, < тем, чтобы дать квалифицированный
ответ на все вопросы, волновавшие бой-
цов, сержантов и офиперов. Многие лек-
торы принимали непосредственное участие
в боевых действиях в составе. подразделе-
ний, и не один из них пал смертью храб-
рых в борьбе за ‘честь, свободу и неза-
висимостЕ ©в9ей Родины.

Сейчас < переходом войск на мирное
положение перед армейскими лекторами
встают новые сложные задачи. Теперь
сни обязаня проявить еше большую мо-
бяльность в своей работе, еще лучше го-
товиться к каждому своему выступлению
перед офиперской или красноармейской
аулиторней,  <спстематически  ПЮполнять
багаж своих знаний. И приходится только
сожалеть, что эта простая истина усво-
ена еще далеко не везде и не всеми.

До сих пор, К сджалению, приходит-
ся встречать таких товарищей, которые
позволяют еебе стряпать лекпии на ©ко-
рую руку. Зачастую они предетают пе-
ред аудиторией, не имея даже написан-
ного текста лекции. Еще чаше’ текст
нуеетея, но начальником отдела или от-
деления пропаганды он не просмотрен, на

ЗАБОТА О ЗАЩИТНИКАХ РОДИНЫ :

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ, 13 октября. (По телеграфу от чаш.
kopp.). Колхозники сельскохозяйственной
артели имени Сталина Либкнехтовского
района проявляют большую заботу © за-
щитниках Родины и их семьях.

Для семей воинов колхоз отремонтиро-
вал пять домов, четыре дома восстановил
заново, выдал 15 коров, 70 центнеров про-
довольствия и 10.000 рублей деньгами. Де-
мобилизованным и инвалидам Отечествен-
ной войны дополнительно отпущено из
колхоза 12 корэв, 25 овец, 20 поросят.

Заботой и лаской окружены дети-сиро

рмейские лекторы

>
Генерал-майор М. МИРОНОВ
>

совещании лекторской группы не обсуж-
далея. Некоторые руководящие работники
политорганов за последнее время ослабили
внимание к лекцпионной пропаганде. Боль-
ше того, иные из них сами культивиру-
ют кустарщину в пропаганде.

Ё& числу последних < полным правом
можно отнести начальника политотдела
N-ckoro соединения полковника Пономаре-
ва. Собрав однажды всех своих штатных
лекторов, он приказал им за сутки пюд-
готовить по три доклада: «0 военно-по-

за», «0 международном положении» и
«06 опыте наступательных боев».
такой спешке в подготовке лекторов нель-

качестве их работы.

В еще худшем положении держит ево-
их лекторов полковник Шкурба. Он бук-

лекции. Увидев как-то лектора, только
тающего книгу, тов. Шкурба с
нием заявил:

— Опять над книжками корпит! А ну,
заготовить ему новое командировочное
предписание. Пускай немедленно же едет
в. часть. Довольно отеиживаться...

К числу серьезных недостатков надо
отнести и то, что порой лекторов затру-
жают всякими побочными делами, не
имеющими никакого отношения к пропа-
ганде. Например, в политотделе, где на-
чальником тов. Беляев, большую часть

литлонесений.
Веем этим безобразиям надо положить
конец. Начальники политорганов должны

ды из решения Центрального  Коми-
тета ВЁП(б) 0 состоянии и мерах улуч”

ской области (см. журнал

ствуясь этим решением, они обязаны не-
медленно же принять все меры к тому,
чтобы повысить уровень

придать ей более широкий размах,
Начинать нужно, конечно, с создания
элементарных удобств для работы лекто-

кайинета, снабжение их необходимой ли”

мых ч9бязанностей начальника политуп-

целиком посвящал
подтотовке не менее 8—10 дней в месяц.

Необходимо далее устранить  однобо-
кость в тематике лекций. Нельзя ограни-
чиваться лекциями только о. международ
HOM положекии. Запросы наших  офице-
ров, сержантов и краеноармейцев весьма
разносторонни. Их интересует  иетория
партии, военная история, философия, ис-
тория нашей Родины, разбор важнейших
операций Великой Отечественной войны,
литература, искхество, достижения науки.
Слолна удовлетворить все эти требования
силами только штатных лекторов MBI,
конечно, не сумеем. Большевистская про-
паганда всегда строилась таким образом,
что в ней помимо пропагандистов-профес-
сноналов постоянно участвовали десятки и
сотни других теоретически подготовленных
людей. В годы Отечественной войны на-
ши политорганы имели в составе своих
лекторских групп очень много нештатных
лекторов из числа командиров частей и
соединений, из числа руководящих пар-
тийно-политических работников. На них
мы должны всё время опираться и теперь.
В мирных условиях у нас имеются все
возможности еше больше расширить круг
нештатных лекторов, и эти возможности
Halo использовать.

ты. Они определены в детский дом, кото-
рый содержится на средства колхоза.

Общее собрание колхозников  обрати-
лось с призывом ко всему колхозному кре-
стьянству Ставрополья. В обращении гово-
рится:

«Радуясь нашей великой победе, закре-
пляя ее своим трудом, мы не забывали
и никогда не забудем о тех, кто в годы
Великой Отечественной войны Советского
Союза с оружием в рухах боролся за сча
стье нашей Родины

Мы в своем колхозе стараемся сделать
для этих людей всё, что в наших силах:

литическом положении Советского Con-
При

зя, разумеется, и помышлять о высоком

вально не выносит, когда кто-нибуль из
них садится за подготовку к очередной

что вернувшегося из командировки и чи-
возмуще-

времени лекторы расходуют на всякого
рода обследования и ©бор фактов для по-

сделать для себя соответствующие выво-

шения лекционной работы в Куйбышев-
«Пропаган-
дист» № 17, сентябрь 1945 г.). Руковол-

пропаганды 3
войсках, углубить ее идейное содержание,

ров. Оборудование для них спепиального
тературой, — всё это входит в круг пря-

равления и его заместителя по агитации
и пропаганде. Они же должны лично про-
следить и за тем, чтобы каждый лектор
своей теоретической

=:

Фото Р. Угриновича (ТАСС).

Каждая лекторская группа лолжна быть
полнокровной и иметь несколько секний
(по истории ВЕП(5), философии, эконо-
чике, международному положению и т. л.
ит. п.). В секциях распределяются темы,
после чего каждому лектору надо давать
определенный ерэк для подготовки ниеъ-
менного текста своей лекции или докла-
да, а когда текст готов — собирать всю
лекторскую группу для коллективного его
обсуждения. Затем в обязательном порядке
текст каждой лекции обязан лично про-
смотреть и утвердить начальник отдела
пли отделения атитации и пропаганды. Без

перед массовой аудиторией.

Кроме того, у нае должны сиестемати-
чески практиковаться семинары для лек-
торов. Назначение этих семинаров состоит
не только в расширении общего крум-
зора наших пропатандистеких кадров, но
и в обогащении их передовых опытом
организации и методики лекционной про-
паганды. Семннарекие занятия Централь-
ный Комитет партии требует строить та-
ким образом, чтобы на них была действи-
тельно творческая обстановка, велись TO-
варищеские дискуссии, живое  обсужде-
ние теоретических вопросов.

Руководству лекторами и их собетвен-
ной практической деятельности необходи-
Мо придать строго организованный харак-
тер. Кустарничество должно вытравляться
из пропаганды самыми решительными ме-
рами. Улучшение лекционной работы
юлжно итти по всем линиям. В частно-
сти, нало строже потребовать от лекторов
дифференцированного подхода к аудито-
рии, умения учитывать ее особенности и
применяться к ним. Здесь уместно на“
помнить ответ В. И. Ленина на востор-
женное замечание Клары Цеткин по по-
BOAY одной из его речей:

«Когда я выступал «в качестве ора-
тора», я всё время думал о рабочих и
крестьянах, как 0 своих слушателях. Я
хотел, чтобы они меня поняли. Где бы ни
говорил коммунист, он должен думать 5
массах, он должен говорить для них».

Это ленинское указание обязан твердо
усвоить каждый наш лектор. Их лекции
для офицеров холжны, безусловно, иметь
существенное отличие от лекций
для красноармейцев (понятно, не за

ния перед партийным активом, перед пре”
подавателями и слушателями дивизионных
школ, перед руководителями политичес-
ких занятий тоже, конечно, должны отли-
Warhead одно от другого и по форме по-
дачи материала и по языку. Шаблон в
лекционной работе совершенно недопу“

шевистекой  пропатанды поверхностной,
безответственной трескотней. За всякую
неподготовленную, плохо построенную
или бессодержательную лекцию, наряду ¢
лектором, будет строго взыскиваться и 6
начальника политоргана.

Качество лекпии определяется ее дей-
ственностью. Задача лектора не только
рассказать аудитории о тех или иных со-
бытиях, развить те или иные положения,
но и правильно поставить перед своими
слушателями конкретные задачи, обратить
их внимание Ha главное, мобилизовать
их на борьбу с недочетами и тем самым
способствовать дальнейшему укреплению
боеспособности части или соединения.
Армейский лектор — это воинствующий
большевик. Советский воин видит в нем
представителя партии, наделенного высо-
кой, благородной миссией — быть идей-
ным наставником сотен и тысяч бойцов,
сержантов и офицеров, быть пропаганди-
етом марксизма-ленинизма, бороться за
претворение в жизнь указамий и требова-
пий Верховного Главнокомандующего Ге
нералиссимуса Сталина.

В дни мира, как и в дни войны, долг
армейских лекторов—изо дня в день всё
теснее и теснее сплачизать войска, под-
держивать в них боевой дух и готовность
в любую минуту грудью своей защитить
государственные интересы Родины.

Следуйте нашему примеру! Шедро по-
русски, по-советски помогайте демобилизо-
ванным из Красной Армии, инвалидам Оте-
чественной войны, семьям военнослужащих
и детям-сиротам, организуйте месячник по
сбору ‘для этой цели продуктов и денег!
Сталинской заботой окружим наших герои-
ческих защитников и их семьи!»

Бюро Ставропольского крайкома ВКП(б)
одобрило инициативу колхозников сель-
хозартели им. Сталина в обязало горкомы,
райкомы ВКП(б) и исполкомы Советов де-
путзтов грулящихея шнроко обсудить об
рещение членов колхоза имени Сталина,

Иван Григорьевич Коробов вернулся
Тагила в родную Макеевку, первое, что

ресший буйной травой заводекой

‚Маленькая акация, которая росла вблизи
доменного цеха, хилое криволапое дерев-

вдруг подросла и  зацвела.

этого лектор не имеет права выступать

‘тельная осень была в том году... Воздух,

‘бодрой осени. И только над самой Ма-

черные клубы дыма, да земля содрога-

пуса, когда-то полные кипучей
Сильное, прекрасное лицо
изуродовано, его могучее тело

пах лежал огромный бездыханный завод,

счет снижения качества). Их выступле-

етим, как недопустима и подмена боль-

В ДОНБАССЕ

Битва за сталь

Когда печей

ИЗ

обермастер ломенных

сразу бросилось ему в глаза, — это за-
двор.

цо, полузасохшее от жаза печей — до
войны ее из жалости не срубили, — за
эти годы вынужденной остановки завода
Чертополох
подступил к мертвым домнам и мартенам,
ржавые остовы цехов опутаны были ди-
киУи травами. Всюду, куда ни глянешь,
было мертво и лико. За годы немепкой
оккупации Макеевка и ее завод были от”
брошены на десятки лет назад. Красавец-
завод — жемчужина южной металлургии,

скинувшийся на множество  тектаров,
з4вол,, дававший до войны миллионы тонн
чугуна и стали, точно живое существо,
хдлодел, медленно угасал, покрывалея
ржавчиной, засыпался песками.  Домен-
ные печи стояли мертвые, раздувшиеся от
ха одной массы чугуна, огромной глыбой
вевшегося в броневые стенки домен. В

в сталевары намеренно оставили

в сентябре 1941 года последнюю плавку,
нзмертво закупорив все выходы из печей
могучей массой медленно  остывающей

стали.

ioe горно-металлургическое об-
ество «Восток», созданное немецким ка-
паталом для эксплоатации величайших бо-
тётетв Донбасса, накннулось на советский
завод. Инженеры, экономисты, проекти“
вщики с чисто немецкой точностью
брали на учет богатства Донбасса, рабо-
ли над проектами оживления крупней-
его на юте макеовекого завода имени
прова. Но все их усилия были тщетны:
м не удалось оживить доменные и мар-
еновские печи. И в яростной злобе нем-
ы обрушили свой гнев на эти молчали-
ые заводские цехи когда-то прекраено-
то завода...

Я помню Макеевку в первый день ее
освобождения Красной Армией. Удиви“

небо, молодые леса, дороги, по которым
двигалась наступающая Х-ская гвардей-
ская дивизия, получившая позже наиме-
нование Макеевской, — всё было окра-
шено в нежные золотые тона светлой,

кеевкой застыли в недвижимом воздухе

лась от взрывов. Это подрывные команды
немецкой армии делали свое ` черное
дело: по планам инженеров из концерна
«Восток», фашисты расправлялиеь © за-
водом, спешили Уничтожить 69. С ва-
Кой-то дьявольской методичноетью немцы
подрывали каждую колонну, они заложи-
ли динамит в основание трубы атлофаб-
рики, рассчитывая, что силой взрыва 6у-
дет завалена и фабрика, они вырывали
куски железа у опорных колонн и ферм
мартеновских цехов и доменных печей,
превращая весь завод в железное месиво.

В те дни в район Макеевки прилетел
на самолете главный инженер завода Ти”
щенко. Груетной была его первая встреча
с ролным заводом. С шемящим чувством
тоски и горечи обходил он разбитые кор-
жизни.
завода было
было в
‘рваных ранах. В страшных язвах и py6-

‘лишенный света и воды, кровоточащий и
еще дымящийся. Но даже и такой, по?
калеченный, изуродованный, он был до-
рог сердцам рабочих и инженеров, взяв-
шихся восстановить его из руин и разва-
  лин.

Битва за сталь — одна из величай-
ших битв периода восстановления Дон-
баба. Слушая рассказ главного инжене-
ipa 0 TOM, как был залуман и  выношен
‘проект восстановления завода, я перенес-
ра мыслью к недавним дням войны.
там, на фронте, в планах битв и здесь, в
  Донбассе, в планах восстановления чер”
‘HOU металлургии бьется одна страстная
‘решимость победить, Идея, замысел и ре-
‘пение в проекте восстановления Завода-
THraHTa потажают масштабами, прониза-
ны высокой творческой мыслью, больше”
вистеким размахом и деловитостью.

Проект восстановления завода  преду-
ематривал широкий фронт работ,  посте-
пенный ввод отдельных мощностей. И в
TO же время нужно было, строя и в06-
‘танавливая, быстро давать металл. Цер-
wit Gof, который пришлось выдержать
такеевеким рабочим, — это бой за элек-
1роэнергию. Завод был погружен в0 тьму.
Колодые рабочие вручную приводили 3
1вижение станок, чтобы выточить болты
} детали для стафенького двигателя, Halt
1енного среди железного лома. Как обра-
ювались макеевцы, когда осенью о сорок
третьего гола, чуть ли не на второй день
тюсле освобождения завода, зажглаеь пер-
ная маленькая электрическая лампочка.

а только лампочка! А бывало в часы
‹пик» завод потреблял пятьдесят тысяч

ловатт электрической энергии. Но пер-
я электрическая лампочка была, хоть
  маленькой, но существенной победой.
ерез три дня приспособили старый дви”
тель и довели количество электроэнер-
тии ло 40 киловатт, потом из ABYX B30p-

Отпразднуем праздник победы—
 Желанный исполнился срок,

Вернулись мы юны, хоть седы,
С фронтов на родимый порог.

Вернулись в родимые хаты,
Где в праздник накрыты столы
И выпьем из Чаш непочатых...
Как дни золотые светлы!

Мы все одинаксвой складки,
И смерть нам была не страшна,

ванных турбин «склеили» одну турбину

ли в мечтах евой завод не только таким,
каким он`был до войны, — они смотрели

прекрасным, чем раньше, его доменные и

блюминг—в68 должно отвечать новым до-

завода, то, что главный инженер завода

завод, то, что Коробов и другие доменщи-

обогатило их.

лечения. Возникла проблема: как восста-

ства в борьбе. Новаторство в решении за-

та в стиле работы

и дали тысячу киловалт...
Люди, начавшие битву за сталь, виде-

дальше и глубже. Завод будет еще более

мартеновские печи, прокатные станы,
стижениям мировой техники. H 10, что
инженер Жуков в годы войны работал на

мартенах Кузнецкого  металлургического
строил в Сибири новый металлургический

ки работали на печах Урала, творчески

..Сердце завода — центральная элек-
трическая станция была разрушена до 06-
нования. Для ускорения ввода станции ре-
шено было для каждой подорванной бал-
ки, для каждой колонны, для каждого
элемента конетрукции создать свой метод

новить и усилить внутреннюю структуру
поврежденных колонн. Инженеры-строите-
ли создали так называемый метод ин’ек-
ции: в сердцевину колонны нод больших
давлением нагнеталея жидкий цементный
раствор, который, устремляясь в0 все
поры, екреплял колонну.

Это была сложная трудоемкая работа,
требовавшая от людей выдержки и упор-

дач восстановления потребовало переворо-
инженеров-проекти-
ровшиков. Проекты и чертежи, которые в
обычной обстановке мирной довоенной
жизни изготовлялиеь долгими месяпами,
теперь рождалйсь и воплощались В
жизнь в короткий срок. При этом они от-
личались  безукоризненной точностью.
Малейший промах в проекте сразу же от`
зывалея на работе. Инженеры-проектиров-
щики стали жить на строительной пло-
щадке: они производили с’емку © натуры,
ставили диатноз поврежденным жолоннам,
вырабатывали метол лечения. Было и так
— проектировщик ставил последнюю точ-
KY на чертеже, и это по времени ‹ов-
палало с началом работы восстановите-
лей.

И, как в годы сталинских пятилеток.
время в битве за сталь явилось решаю-
щим фактором. Плотно вошло в сознание
людей труда старое слово «темп», рож-
денное в эпоху строительства. Темп вклю-
чал в себя не только быструю и’ энергич-
ную работу, но и гибкость научно-техни“
ческой мысли, умение итти на риск. На
восьмой день после освобождения Макеев-
ки старый инженер Васильев начал боръ-
бу за оживление мартеновской печи. Ну
жно было заставить плавиться холодную,
инертную массу, которая комом засела в
мартеновской печи. Было высказано опз-
сение, да и сам Васильев побаивалея, что
если разжечь печь горячим ‹1060б0м, то
огнеупорная кладка, которая за эти годы
разложилась, вышустит горячий металл.
Инженер Васильев верил, что горячий ме-
талл образует монолитную корку, свяжет
огнеупорную кладку. Й он смело поел
на риск. Когда мартеновцы увидели жи-
вую струю быетро текущего металла, они,
— а< ними и весь завод — еще больше
поверили в CBOH силы, стали бодрее и
смелее.
< Тяжелой была борьба за восстановление
первой доменной печи. Обермастер Иван
Григорьевич Воробов содрогнулся, увидев
замученные, искалеченные доменные пе-
чи. Ему было особенно тяжело емотреть
на рупны,—ведь когла-то он строил эти
домны. На ето глазах еносились старые
дедовские печи с примитивной техникой и
на их месте строились новые мощные,
механизированные по последнему слову
техники.

Старый доменщик, OH Kan OBI BDO в
иеторию родного города, в историю южной
металлургии. Около пятидесяти лет тому
назад отец привел ето на доменную печь:
в те времена подростков обвязывали  ве-
ревкой и < калошниковой площадки епус-
кали по блоку в печь, чтобы они лопа-
тами разгребали руду. Многое видел и ис-
пытал в своей жизни мастер Воробов.

Иван Григорьевич был участником
исторического совещания металлургов в
Кремле в мирные тоды великих  строи-
тельных работ. Он был там вместе co
своим сыйом инженером Павлом Коробо-
вым, ныне Героем  Социалистического
Труда. Выступивший на совещании то-
варинг Сталин предельно четко и яено
обрисовал задачи в области советской
металлургии. И тогда же Серго Орджони-
килзе подвел птирокоплечето старика Ro-
робова и его сына кв товарищу Сталину.

— Bor династия Коробовых, — звуч-
ным веселым голосом сказал  Орджони-
килзе. — У них в семье все доменшики.

..Котда немцы подходили к Макеевке,
Коробов на полном ходу остановил рабо-
тавитие домны, забил и омертвил медлен-
но остывающим чугуном. Ни одного грам-
ма чугуна немцы не сумели выжать из
напгих доменных печей. Годы войны ста-
рый мастер провел па Урале. Когда этот
старейший родоначальник динаетии  до-
менщиков появилея в родной Макеевке,
рабочие, их жены и лети с любовью и
уважением встретили Ивана Григоръеви-
ча. Казалось, вместе со старым мастером
вернулась живая душа Макеевки.

Плотный, солидный старик с пышными
седеющими усами прежде всего обошел
завод, побывал на квартирах рабочих.
Избранник народа, депутат Верховного
Совета УССР, мастер Коробов  интереео-
валея всем — как жили при немцах, кто

Иван НЕХОДА

Сыны будут той же повадки ==
Порукой отцов седина...

Победными, светлыми днями

Не заново ль жить мы начнем?
Так радуйтесь, девушки, © нами,
Веселые песни споем!

Поднимем же полную чарку
За наших друзей, что в бою °
Товарищам, вместе с цыгаркой,
И жизнь отдавали ‘с20:0.

и чем они помогают восстановить

шли от печи к. печи,

как вел себя, как люти работают сейча@
и Дон-
басс.

Из стариков на доменной печи Коробов
встретил ‘мастера Векличева. Вдвоем они
обдумывая, чго
можно сделать, чтобы поднять домны из
руин. Опорные колонны нечей были HO-
дорваны, краны, подающие руду, изуроло-
ваны, броневые листы фурменной зовы

печей вепучились от взрыва. Нужно бы-

10 решить: заменять ли этн металличе-
ские листы новыми или есть другая воз-
можность залечить раны, Один из уоло-
дых инженеров предложил смелый проект
восстановления фурменной зоны: на каж-
дую рану накладывались стальные зап-
латы, приваривались и затягивалиеь сва-
рочными аппаратами. Сначала к «опухо-
аи» прикладывали горячий коже, согре-
вали и выпрямляли края «ран», наклады=
вали шов внутри горна, потом наварива-
ли шов снаружи. Вот так оживляли пер-
вую доменпую печь.

В тяжелых лрудах рождался первый
Чугун на восстановленной доменной пе-
чи. По многим признакам обермастер Кэ-
робов видел или скорее чувствовал, что
печь как бы задыхалась, ебилась с роз-
ного хода. Ее лихоралило, она, казалось,
не в силах была переварить и довести ло
должной точки кипения всю огромную
раскаленную массу, гудевшую в ев мо-
гучех чреве. Волновалиеь стоявшие Её
площадке мастера, горновые, инженеры.
Это были страшные минуты и часы. Су-
меет ли печь, голубушка, как ee звал
Иван Григорьевич Коробов, перебороть
выпавшие на ее долю муки или заупря-
мится и загубит плавку... И когла уда-
лось увеличить дутье, поднять темпера-
туру нагрева и печь каким-то особен-
ным веселым звуком загулела, а в фур-
менное очко можно было увидеть, Kak
постепенно меняется цвет раскаленной
массы, люди облегченно вздохнули. Kpu-
зис миновал, ход печи выравнялся.

Всё это время рождения металла Иван
Григорьевич Коробов находился у домен“
ной печи. Его могучая фигура как бы
застыла в ожидании. Красное, опаленное
огнем тысяч плавок лицо старого демен-
щика, казалось, не чуветвовало жара,
излучаемого работающей печью. Этот жар
был для него привычным и ралостным.
Bor горновой Гривенко хлинным копьем
ударил в летку печи, вот медленно и ос-
торожно поплыла первая струя расплав-
ленного чугуна, вот ветыхнули огненные
звезды, и сильным потоком хлынул ме-
талл...

Доменщики отлили звезду из первого
чугуна. В центре звезды стдит фигура
горнового, опирающегоея на копье. На
медной пластинке ломеншики въытравиро-
вали день и час рожления макеевского
чугуна: 21 июля 1944 года, 14 часов
05 минут. Эта художественная отливка
находится сейчас в заводском партийном
комитете. Все нити стягиваютея сюда, в
штаб большевистекой организации. По
сравнению с полуторатысячной партийной
организацией, которая была на заводе до
войны, сейчас здесь еще немного комму-
нистов. Но эти люди являются той орга=
низующей силой, ‘которая влохновляет ра-
бочих на битву за сталь. Й среди этих
большевиков выделяется чистая благород-
ная фигура бывшего офицера-фронтовика
с изуродованной раненой рукой — кожет-
руктора Волобуева. Его имя можно ветре
тить На выставке, посвяшенной героиче=
ской обороне Денинграла. Он был коман-
тиром партизанского отряда, разрушал и
похрывал тылы немецкой армии.

Техник-конструктор, он стосковалея по

большой созидательной работе. ПШрокат-
ный цех, которым он руководит, держит
перехолящее энамя за образцы работы,

Волобуев обладает не только технически“
MH знаниями, но владеэт еще олним ору-
жием — умением заражать людей своей
творческой страстью.

Дыханием первой послевоенной пяти»
летки охвачен весь завод. В Донбассе
существует технический термин — фронт
работ. Фронт восстановительных работ ох-=
ватывает большое и малое, он в вечном
движения, в борьбе. Линия фронта про-
ходит веюду — от проектного бюро до
рудного двора. Сейчае всё внимание заро-
да, отдано строительству мощного блюмин-
га. С пуском этого блюминга связаны
большие планы расптирения  металлурги-
ческой базы Донбасса.

Rorja mo утрам в кабинете главного
инженера, сидящего за пультом управле-
ния, собираются на оперативное совеша-
ние начальники цехов, диспетчеры, ин-
женеры и обсуждают итоги работ за сут-
ки, Ннамечают планы на завтрашний
день, то для человека, вчера еше живше-
го войной, это страстное и деловое сове-
щание  командиров-восстановителей воз-
никает как один из боевых участков ве-
ликого фронта созидания. На широком
рабочем столе перед главным инженером
лежит оперативная карта, рисующая ход
этой яростной битвы за сталь. В окно
виден завод. Он весь перехвачен строи-
тельными лесами. Над ним, точно з0л0-
тая дымка, висит огромное облако руд-
ничной пыли. Вее звуки работающего за-
вода сливаются в единый могучий гул
побеждающей жизни.

Б. ГАЛИН,

ПРАЗДНИК НАРОДА

Мы выпьем за день не прожитый
По чарке родного вина,

За день — василек среди жита,
За день — как морская волна...

Так выше поднимем бокалы,
Народ наш за Сталина пьет,
Чтоб жизнь наша ярко сверкала,
Чтоб счастливо жил наш народ.

Перевела с украинского

а:

Мария  Замаховская.