ПОКАЗНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ

САМОХОДНОЙ

АРТИЛЛЕРИИ

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Подготовка кадров для такого молодого
оружия, как самоходная артиллерия, дело
новое. Она требует от офицеров частей и
преподавательского состава училищ He
только серьезных знаний, но и специаль-
ных методических навыков. Решение этой
задачи во многом зависит от организации
инструкторско-методических занятий и по-
казных учений, на которых офицеры
совершенствуют св0е преподавательское

вгастерство. Расскажем 06 одном Ta-
ком учении, проведенном  на-днях В
Н-ском Краснознаменном училище  само-

ходной артиллерии имени М. В. Фрунзе.

Учение проводилось с боерюй  стрель-
Goll H посвящалось теме «Действия ca-
моходной установки в составе батареи
при сопровождении танков». Руководить
им было поручено старшему преподавате-
лю тактики капитану Носову, имеющему
ботатую боевую праклику.

Korja план учений был составлен и
утвержден начальником училища, ками-
тан Носов приступил к подготовке экипа”
жей. Учитывая, что успех самоходной
установки в бою зависит от ее маневрен-
востя и точности огня и что добиться
этих качеств можно лишь путем повсе-
дневной тренировки личного состава, ка-
питан Носов занялся тренировкой экипа“
жей. (00б0е внимание обращалось на вы-
работку инициативы, мгновенной сообра-
зительности и умения в сай сложной
обстановке безукоризненно выполнять свой
обязанности. Тренировка происходила на
сильно пересеченной местности, на KOH-
кретном тактическом фоне.

В районе предстоящего учения были
построены предусмотренные планом инже-
нерные сооружения: вырыты рвы, окопы,
траншеи, сделаны макеты противотанковых
орудий и других огневых точек. Инженер-
ное оборудование производилось © Таким
расчетом, чтобы затруднить действия apT-
самоходов и максимально приблизить их
к действительности.

Наступил день учений. Самоходные ус-
тановки и танковый батальон сосредото-
чились в лесу, заняла отневые позиции
полевая артиллерия. Капитан Носов доло-
жил вышедшим в ‘юле преподавателям
обстановку. «Противник» прочно  закре-
пился на заранее подготовленном рубеже,
в течение продолжительного времени c0-
вершенствовал многотраншейную оборону,
насыщенную множеством орудийных и пу-
леметных дзотов. Перед передним краем
местность холмистая, что затрудняет на-
блюление, но в то же время созлает само-
ходным установкам хорошие условия для
маневрирования.

Задача самоходной артиллерии: исполь-
эуя свою подвижность и огневую мощь,
уничтожить противотанковые орудия «про”
тивника», подавить ето дзоты, ожившие
после артподготовки, затем, сопровождая
танковый батальон, выйти с ним на пере-
крестов двух шоссейных дорог, тем самым
обеспечив пехоте овладение сильно укреп-
ленным пунктом.

Учение началось ¢€ рекогносцировки
местности. Руководитель знал из опыта,
что особую трудность в начале прорыва
переднего края представляет борьба с
уцелевшими и ожившими огневыми сред-
ствами. Поэтому он сосредоточил внима-
ние командиров установок на детальном
изучении огневых позиций, подступов Е
ним и целей для стрельбы. Каждому
командиру было указано не менее четы-
Тех целей и столько же огневых пози-
ций. При такой постановке задачи арт-
самоходы должны были стрелять по каж-
дой цели с новой позиции. Этим достига-
лась максимальная маневренность на
первом же огневом рубеже.

Следует заметить, что с самого нача-

ла не допускалось никаких условностей.
На звыжидательных позициях каждый
командир выставил У машин боевое охра-
нение, впереди заняли свои места наблю-
датели. Курсанты передвигались по кана-
вам, между кустами, & на ровном о ме-
сте — по-пластунски.

После того, как командиры установок
отдали боевые распоряжения своим эки-
пажам и всё было подготовлено к нача-
лу атаки, в воздух  взвилась красная
ракета. Гул полевой артиллерии  смолк.
Вслед за танками самоходные орудия вы-
шли на первый огневой рубеж и откры-
ли стрельбу по ожившим огневым точкам,

Как только танки начали преодолевать
противотанковый ров, по ним неожидан-
но открыла огонь не замеченная раньше
пушка. Хорошо укрытая и растюложен-
ная на фланте наступающих танков, она,
естественно, представляла большую опас-
ность. Новая цель усложнила обстановку,
однако, не надолюо. Хоропю натренирован-
ный курсант Макаров быстро повернул
свою самоходную установку нз 45 граду-
сов, прикрываясь складками местности,
незаметно выдвинулся вперед и одним
метким выстрелом уничтожил орудие.

Преодолев ров и другие препятствия,
танки устремились в глубину обороны.
Вдруг на правом фланге прорезала воздух
зеленая ракета. Вглядываясь в задымлен-
ную даль, командир артеамохода курсант
Лапин заметил в кустах вспышки выет-
релов. Это были оставшиеся в тылу тан-
кового батальона тщалельно  замаскиро-
ванные две противотанковые пушки. Ла-
пин оценил местность и, обойдя скрывав-
ший пушки холм справа, неожиданно
появился вблизи от них. Увлекшись це-
лями, он не заметил, как сбоку открыла
стрельбу новая огневая точка. Тут енова
пришел на помощь расторопный курсант
Макаров. Он не упускал из виду артез-
моход Лапина и, заметив грозившую ему
опасность, в большого расстояния двумя
снарядами разбил скрытое под толстым на-
катом противотанковое орудие.

Обстановка усложнялась. Всё чаще
стали появляться неожиданные препятет-
вия и пели. В тот момент, когда самоход-
ная артиллерия перемещалась на второй
отневой рубеж, слева, из-за разрушенной
деревни, по танкам и артеамоходам стали
бить «фаустники». В бой с ними всту-
пили автоматчики, которые сопровожда-
ли самоходные установки. Используя хол-
мистую местность, автоматчики  еблизи-

лись с «противником» и разделались ©
НИМ.
x

- Учение прошло организованно и поучи-

тельно. На разборе были детально обсу-
Жждены все действия экипажей. Руководи-
тель и преподаватели отметили два су-
щественных недостатка. Во-первых, <амо-
ходные установки неоправданно долго 3a-
держались на первом огневом рубеже, в
результате чего далеко оторвались от тан-
BOB. Во-вторых; механики-водители  не-
полно использовали холмистую местность
для маскировки. Были случаи, когда арт-
самоход весь выскакивал наз возвышен-
ность, вместо того чтобы для стрельбы
ПОхНЯТЬ Из-за холма только одну башню.
Все ценные предложения офицеров были
приняты и запианы в методическую раз-
работку.

Это учение наглядно показало, какую
неоценимую роль играет в системе боевой
подготовки хоропю организованное показ-
ное занятие. В процессе его экипажи от
рабатывают в комплексе тактику, огневое
дело, топографию и другие дисциплины,
`Тренируются взаимодействовать между 0-
бой и с другими родами оружия.

Майор А. РЫБИН.

СТРЕЛКОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ПОЛКУ

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 15
октября. (По телеграфу от наш. корр.). В
Н-ском полку состоялась стрелковая кон-
ференция, на которой присутствовали все
офицеры полка и делегаты от рядового и
сержантского состава.

После доклада на тему «Правильное

обучение бойца приемам и методам стрель-
участники конференции обменялись

бы»

Хорошо обучить подчиненного строевым
приемам может только тот начальник, ко-
торый сам безупречно знает устав и вы-
полняет все его требования. Но и этого
мало. Встречаются случаи, когда офицер
или сержант, обладающий отличной под-
тотовкой, бывают не в состоянии передать
свои знания и навыки подчиненным. А
всё потому, что у него недостает мето-
дического опыта.

Эта сторона дела заслуживает самого
серьезного внимания. Надо помнить, что в
строевой подготовке решают личный локаз
и четко организованное одиночное обуче-
ние. Руководитель обязан точно по уста-
ву выполнить прием и затем добиться Ta-
кой же точности от подчиненных. Вроме
` того, необходимо достичь совершенно оди-
накового выполнения каждого приема в лю-
бом подразделении. Помочь реализации этих
требований призваны инструктореко-мето-
дические занятия, проводимые старшими
начальниками, располатающими большим
методическим опытом. Они лично показы-
вают подчиненным тот или иной прием и
вместе © тем дают Указания, как лучше
организовать занятие ¢ подразделением,
что будет являться главным для изуче-
ния, какой следует применить метод. В
свою очередь, и подчиненные обязаны го-
товитьея к инетруктореко-методическому
занятию — предварительно твердо усвоить
соответетвующие параграфы устава и т. д.

Старший начальник, инструктируя под-
чиненных, несомненно, обратит внимание
на такие важные детали, как техника
подачи команд, регулирование дыхания,
правильное Ударение и пр. Известно, на-
пример, ч вяло поданная команда вле-
чет за собой такое же вялое исполнение,
хотя бы бойцы и были хорошо подготов-
лены.

Каждую команду надо подавать, нахо-
дясь в положении «емирно», соразмеряя
свой Голос © величиной подразделения и

своим опытом. С большим вниманием бы-
ли выслушаны выступления лейтенанта
Вардиашвили, старших сержантов Барба-
кадзе, Санталадзе и сержанта Калинадзе.

В заключение на стрельбище были про-
ведены показательные стрельбы, в кото-
рых приняли участие офицеры-методисты и
лучшие стрелки. :

делая паузы между предварительной и
исполнительной командами. Паузы имеют
большое значение. Слишком короткая мо-
жет привести к тому, что не все подчи-
ненные успеют осмыслить команду и о0д-
новременно вынолнить прием. Если же
пауза чересчур длинна, исполнение не
будет четким. Опытный начальник знает
силу своего голоса, учитывает, < какой
стороны следует подавать команду в 8a-
BHCHMOCTH от направления ветра. Это по-
зволяет ему отпускать подразделение
именно на такое расстояние, на котором
подчиненные ясно и отчетливо слышат
поданную команду. Такой начальник дей-
ствительно руководит строем, & не бега-

ет за’ ним.

Важдое инструктороко-методическое за-
нятие должно проводиться не «вообще», a
для достижения определенной учебной це-
ли. На нем даются указания по наиболее
слабо усвоенным разделам обучения или
по тем вопросам, которые предстоит отра-
ботать.

Занятия по. строевой подготовке лучше
всето планировать в масштабе роты. Это
позволяет командиру роты руководить
строевым обучением, контролировать, Kak
идет дело в подразделениях, а также ис-
пользовать пример наиболее успевающего
взвода для показа другим. Конечно, B op-
танизации и проведении занятий шаблона
быть не может. В частности, можно при-
менить и ‹ледующую ’ схему.

Командир роты перед строем своего под-
разделения вызывает к себе командиров
взводов и кратко, в течение двух-трех
  минут, напоминает им, на что следует об-
ратить 060б0е внимание в ходе занятия.
Затем взводы расходятся на назначенные
им места, и командиры взводов, также
перед етроем, дают краткие указания
командирам отделений. В это время и ро-

та и взводы стоят по команде «емирно».
Вообще нужно стремиться к тему, чтобы

Бе.

; 2 #
Герой Советского Союза младший сержант п. Дмитрик, бывалый воин, опыт-
ный командир пулеметного расчета, передает свои знания и боевой опыт моло-

дым пулеметчикам-курсантам,

На зимних квартирах танкистов

Свернув с широкого асфальтированного   ты. Ерасжтея вешалка. Ha ярлычках

тюссе, автоколонна останавливается Ha
опушке рощи. На борту каждого грузови-
ка изображена твафдейская эмблема. Это
малины танкистов-гвардейцев. На многих
фронтовых дорогах побывали машины. OT
доноких степей до берегов Эльбы прошли
они, прежде чем попасть сюда, на мир-
ные зимние квартиры.

Неприветливо встретили гвардейцев зим“
ние квартиры. На обширном пустынном
поле высились мрачные коробки полураз-
рушенных зданий. Некогда красивый
военный городок немцы превратили в руи-
ны. Изрешеченные пулями и осколками
снарядов стены, обугливитиеся стволы де-
ревьев и одинокие могилы налюминают о
боевом прошлом этих мест,

С утра до поздней ночи самоотвержен-
но трудятся сейчас здесь танкисты. Шос-
ле четырех лет войны они готовят себе
жилище. Ремонтируются учебные  шоме-
щения и общежития, возрождается воен”
ный городок.

Среди танкистов обнаружились плотни-
ки, столяры,  зводопроводчики,  электро-
монтеры, арматурщики. Деловито, 0-x0
зяйски взяликь они за работу.

— Kona Mb узнали, что нам  9тво-
дится третий этаж этото здания, никто яе
представлял себе, как здежь жить,
рассказывает гвардии капитан Слесарен-
ко. — Врыша была разбита, окна без
стекол, радиаторы отопления и водопро“
водные трубы повреждены...

Но вот мы теперь поднимаемся на тре-
тий этаж. Стены и потолки выбелены.
Новые рамы в окнах поблескивают стек”
лами. Аккуратно расставлены кровати,
тумбочки, столы, шкафы и пирамиды для
оружия. Заканчиваются последние рабо-

ЭКИПАЖ ГЕРОЕВ-ТАНКИСТОВ -  ДЕМОБИЛИЗОВАННЫЕ ВОИНЫ

ЕДЕТ НА ПОБЫВКУ

ЮЖНАЯ ГРУППА ВОЙСК, 15 октяб-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). Четыре
года провоевал на своем танке экипаж
гвардии лейтенанта Ивана Депутатова. Тан-
кисты сражались у стен Сталинграда, oc-
вобождали украинскую землю, совершили
поход через Балканские горы, били нем-
цев в Югославии, в Венгрии. Конец войны
застал их на чехословацкой земле. Родина
высоко оценила подвиг танкистов. Коман-
диру экипажа Депутатову, командиру ору-
дия Толстову и механику-водителю Логи-
нову было присвоено звание Героя Совет-
ского Союза.

Как в тяжелые годы войны, так и те-
нерь, в период мирной жизни, находясь за
границей, танкисты лелеяли мечту о род-
ных краях, о встрече с семьями, Велика
была их радость; когда они узнали, что
могут получить домашний отпуск. И вот
сегодня гером-танкисты поехали домой на
побывку. Гвардии лейтенант Депутатов
едет в Донбасс. Командир орудия Тол-
стов — в Тамбов. Самый дальний путь у
Героя Советского Союза Логинова, кото-
рый едет в Алтайский край. :

с М

ЕЕ Е ЕЕ

\етодика строевой подготовки

команда «вольно» занимала самую незна-
чительную часть урока строевой  подго-
товки. Если подчиненный долго находит-
ся в положений «смирно», это входит у
него в привычку, делает его подтянутым.
Но, конечно, уставные требования надо
соблюдать со всей строгостью. Так, Ha-
пример, после команды «смирно» нельзя
допускать даже малейшего шевеления в
строю.

Но вот командир отделения ушел со
своими подчиненными на место занятия.
Прежде всего он должен проверить, акку-
ратно ли заправлены бойцы, хоропю ли
пригнаны снаряжение и обмундирование.
Для этого командир отделения приказыва-
ет второй шеренге поправить` заправку
первой. Затем повертывает первую ше-
ренгу кругом — теперь бойды взаимно
осматривают и проверяют друг друга.
Следующая команда, и вторая шеренга по-
вертывается кругом. Вотда проверка за-
кончена, командир повертывает всё отде-
ление кругом, подает команду «смирно!»
и приступает к занятию. Такой контроль
за внешним видом бейца должен, по на-
шему мнению, проводиться перед каждым
уроком и притом не формально, а со
всей требовательноетью.

Сперва командир отделения вкратце по-
втеряет пройденное. После этого. начинает-
ся изучение нового приема или действия.
Тут обучающий прежде всего показывает
прием в целом. Потом повторяет его раз-
дельно, со счетом велух. Снова, повторяет,
но уже со счетом про себя.

Когда изучается новый прием, сперва
надо добиться, чтобы его выполняли ©о-
вершенно точно. Дальнейший этап, — вы-
работка быстроты. действиях подчинен-
ных, вероятно, булут ошибки. Каждую из
них надлежит исправлять не рассказом,
а показом, причем тут же, не откладывая
Ha долгий срок. МНначе боец повториг
ошибку несколько раз, она войдет у не-

: 15 снтября 1945 г., BTOpHKK № 244 (6232).

Опровержение ТАСС

же на Берлинской Конференции была Ie
стигнута договоренность о том, что Конвен=
ция о проливах, заключенная В Монтре,
должна быть пересмотрена, кав HO в
чающая условиям настоящего времени,

что данный вопрос будет темой непосред-
ственных переговоров между каждым из

с авитель-
авторитетных источников это сообщение трех правительств и турецким пр
является не точным. В действительности   ством.

В АЕ ПНА ООН НА

Зенитчики в боях
за города-крепости

(По опыту борьбы за Бреслау и Глогау)

Ерупные группировки ee Bolick, их ан «хитрость» врага была быстро
коуженные в Бреслау и Глогау, отчаянно   разгадана.
ею абы командова-  Потом гитлеровцы стали eet
ние приказало гарнизонам этих  городов  планеры Ha буксире «Юнкерсов» ae
продолжать борьбу до последнего солдата. «Хейнкелей». При подходе к зоне OFH
Лишенные наземных путей подвоза, гар-  зенитных средств планеры отцеплялись
снабжаться боеприпаса-  для посадки в городе, а «Юнкерсы» и
мии снаряжением по воздуху, используя «Хейнкели» вели борьбу < прожекторами
для этой цели ‹амолеты, главным обра! и зенитчиками. Малокалиберная артилле-
зом, транспортной авиации. Задача нз-  рия и прожектористы отлично справля-
ших зенитных частей состояла в том,  лись и с планерами.
чтобы не дать прорваться & этим городам! Ночной бой против авиации в действи-
ни одному немецкому самолету. „  ях под Бреслау был скоротечен. Время
— В районе Бреслау участок, который  пребывания самолетов в лучах ‘прожекто-
ен ато рю sada дивизкону малокалибер- By исчислялось в 10—15 и ‹амое боль-
a - ной артиллерии капитана Сивакова, был шее — 30 секунд. От зенитчиков требо-
Ся Я saith : a СТеК-   своеобразным «коридором». По нему 16’   валось свести до минимума время подго-
ee Srna . у тали в город транспортные самолеты врЗ-   товки первого залпа. На наших батареях
Всё это сделано руками танкистов. га. Они шли, как правило, на низких вы-  производилась непрерывная наводка по
Вхолим в ленинокую комнату. Свет”  сотах. Батареи дивизиона скрытно заня-  шуму мотора. Наводчики постоянно дер-
10е, просторное помещение. На стенах —  ли огневые позиции. и в первые же три  жали орудия в направлении на цель, ©п-
портреты выдающихся полководцев Брас-  ночи сбили восемь самолетов. ределяя и устанавливая на шкалах даль-
ной Армии, тексты военной присяги и  Немецкие летчики изменили  тактику.  ность до самолета, его скорость и курс
гимна Советского (Союза, лозунги и шла-

питных полета. Когда вражеский самолет попадал
каты. Готовится витрина боевого пути ч3- Roxoras ло райони а не в лучи прожекторов, наводчикам остава-
сти. набирали большую высоту и, ot лось уточнить наводку, & четвертому но-
В офицерском общежитии также оветло  МОТОРЫ, планировали на город, ©0расыва- меру — уточнить курс. Такой 010соб
и уютно. У многих офицеров стоят эта-  ЛИ груз и улетали в противоположном  подготовки первого выстрела дал хорошие
жерки с книтами и радиоприемники. направлении. результаты. За короткий срок наши зе-
Подготовка в зиме и воестановитель-  Зенитчики поставили в зоне пролета   НИТнЫе. подразделения сбили 26 фашист“
ные работы в этой части идут быстрыми   вражеских самолетов батареи среднего ка-  бКИх самолетов.
темпами. Завершается ремонт клуба и 68-  либра. Они доставали «Юнкерсы» и «Хей-  При ликвидации группировки, окружен-
ни, оборудовано овощехранилище, затотов-  нкели» на большой высоте. Стремясь 05-  ной в районе Глогау, наши  зенитчики
лено топливо. мануть бдительность прожектористов и ар-  вели активные действия по борьбе ис на-
Более трудная задача на зимних квар`  тиллеристов, немцы посылали в район  земным врагом. Когда советские войска
тирах возникла перед танкистами гвардии

лось сообщение о том, что будто бы на
  Берлинской Конференции руководители
  трех держав договорились по отдельности
  обратиться к турецкому правительству по
  поводу пересмотра, Конвенции в Монтре ¢
целью интернационализации Дарданелл.
По полученным ТАСС’ом сведениям из

На-днях в американской печати появи-

Фото красноармейца Д. Боярского. низоны пытались

наших средетв противовоздушной обороны! начали штурм города, зенитчики находи-
полковника Душак. Они  расположи-  самолеты «Ю-88» и «Хейнкель-111» на

лись на таком месте, где не было ни од-
ного пригодного для жилья помещения.
Beé припьлось строить заново. На поляне
выкорчевали пни и расчистили место
для строительной площадки. Организова-
ли заготовку и доставыу леса, кирпича,
толя, пустили в ход лесопилеу. Главный
инженер и прораб гвардии майор Алещен-
ко оперативно руководит строительством.
Жаждое подразделение строит себе поме-
щение. Заканчивается строительство 06-
щежития бойцов гвардии капитанов Куз-
непова и ВКунакова.

Танкисты по-гвардейски готовятся

зиме.
Майор М. НОВИГАТСКИЙ.

к

лись в боевых порядках пехоты. Зенит”

большой высоте и форсированном газе. Эти  ный пулеметный батальон капитана Гвоз-

самолеты, по замыслу немцев, должны бы-
ли привлекать внимание наших зенитчи-
ков в То время, когда транспортники вра-
га < приглушенными моторами шли на
низких высотах к городу. Этой тактике
немецких летчиков также был положен
конец решительной борьбой малокалибер-
ной артиллерии и крупнокалиберных пу-
леметов.

Вочующий взвод лейтенанта Широкова,
действуя по оси полета самолетов, неиз-
менно встречал их огнем. Сержант Копы-
то и младшие сержанты Кабанова и
Шпилмко сбивали «Юнкерсов», стреляя
ночью по силуэтам и по шуму моторов. В
тех случаях, когда силуэт нельзя было
поймать, два орудия батареи освещали

дева за время штурма Глогау  истребил

более 200 гитлеровцев, уничтожил 25 ог-

невых точек, подавил огонь 9 дзотов и
выбил немцев из 25 каменных домов.

При атаке дамбы, где немцы дрались
особенно’ ожесточенно, пулеметчики @Аи-
вутского и Баркова фланкирующим и ко-
соприцельным огнем прочесали вражеские
траншеи и дали возможность пехоте поч-
ти без потерь занять их. Зенитчики уме-
ло маневрировали огнем и колесами. Взвод
лейтенанта Вурганова, поддерживая на-
ступавшую пехоту тремя ‘пулеметами,
сменил 18 огневых позиций, создав у
противника впечатление, что иротив него
действует батальон тяжелых пулеметов.
Командующий осажденной крепостью Opo-

цель короткими очередями, & остальные  сил против взвода самоходную пушку, две
наводчики вели прицельный огонь. Таким зенитных батареи И фаустпатронщиков.
способом наши зенитчики ночью зачастую   Ноони не емогли найти бойцов Курганова,
сбивали низко летящие «Юнкерсы», за-  Когда гитлеровцы попытались контратако-

В РОДНЫХ СТАНИЦАХ

КУБАНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 15 ок-
тября. (По телеграфу от наш. корр.). Ha
заботу советского народа демобилизован-
ные, вернувшиеся к мирному труду, отве-
чают. высоким трудовым ‘энтузиазмом. Ес-
ли в прошлом году некоторые районы вы-
полняли хлебопоставки до марта 1945 года,
то в нынешнем году они уже сдали зерна
государству в полтора раза больше, чем в
прошлом году, и успешно завершают хле-
босдачу.

Демобилизованные привычно берутся за
плуг, за вилы, за кузнечный молот. Но
Красная Армия научила их и многому дру-
гому. Земляки охотно поручают бывшим
воинам руководящие посты. Демобилизо-
ванный Горецкий до войны работал, браке-
ром леса, теперь назначен лесничим. Юр-

ченко был бригадиром. По возвращении с молет. Пока наши прожектора занимались
связавшись
прорывались в го-

a ЕЕ ЕЕ ee ee ee ee ee ee ПИ

фронта его на первом же фобрании едино-
гласно избрали председателем колхоза.

го в привычку, а такую привычку из-

трачивая сравнительно небольшое коли-
чество боеприпасов.

Большое беспокойство немецким лет-
чикам приносили наши прожектористы.
Самолеты неизменно попадали в’ лучи
прожекторов и подвергались эффективно-
му огню зенитных батарей. Немцы выде”
лили специальные экипажи для уничто-
жения прожекторов. Но и этот прием
врага провалился. Наши прожектористы
часто меняли свои позиции, четко несли
свою вахту.

Немцы придумывали всё новые и новые
приемы борьбы против наших зенитчиков
и прожектористов. Они установили на
одной из площадей Бреслау самолет, мо-
тор которого в ночное время работал с
разным режимом. Создавалось впечатле-
ние, что над городом по кругу ходит са-

поисками, другие самолеты,
по радио е Бреслау,

это время с бойцами продолжают зани-

жить гораздо труднее. Некоторые руково- маться инструкторы. Наконец, командир

‚‹дители слишком перегружают урок. Это,
разумеется, вредит делу. Нельзя перехо-
дить к очередному приему, пока не отра-
ботан в достаточной степени предыдущий.
Если же включить в занятие изучение
нескольких приемов, ни один из них не
удастся отработать как следует,

Существенное значение имеет, на наш
взгляд, выбор и подготовка места занятий
для каждого отделения. Иной раз для обу-
чения строевому шагу делают круг. Та-
Кой. ©10с0б представляется нам неправиль“
‚ным, так как в кругу отделение совершает
криволинейные движения. Шаг тут отра-
ботать трудно, a повороты, например, и
вовсе невозможно. Целесообразнее поэтому
разбить местность, где происходит строе-
вая подготовка, на квадраты — по чис-
лу отделений. Там, где бойцы осваивают
строевой шахт, следует по углам квадрата
поставить инструкторов. Они будут 06у-
чать поворотам и исправлять неверные
движения во время ходьбы, тем самым
помогая командиру отделения. Kerarn,
этот квадрат при первоначальном обуче-
нии строевому шагу полезно разбить на
отрезки в 75—80 см., что соответствует
ширине шага. Таким же способом можно
подготовить и остальные квадраты — в
зависимости от приема или действия, ко-
торые тут предстоит отрабатывать.

Подобная система, нам кажется,
несомненные преимущества. Самое глав-
ное — все находятся в поле зрения
командира роты, на строго определенном
месте. Командир внимательно наблюдает
за ходом обучения с одной точки или пе-
реходит от одного взвода к другому, под-
мечая неправильное выполнение
и методические
что у него накопился
Тогда командир роты

дает

ряд

приемоз  чить в часы
промахи. Предположим,   слабых
замечаний.   свести их в отдельную
вызывает к себе будет тренироваться

отделения либо личным показом реализу-
ет указания командира взвода, либо со-
бирает инструкторов. И здесь отделение
обязательно продолжает заниматься под
руководством назначенного командиром
отделения более опытного бойца. Перерыва
в занятии не должно быть.

Всё это, при хорошей организации де-
ла, осуществляется очень быстро и не
влечет потери учебного времени. Вместе <
тем командир отделения почувствует се-
бя Увереннее, будет работать смелее,
энергичнее. Он знает, что его не «отчи-
тают» при подчиненных, a в случае
надобноети  отзовут в сторону и дадут
короткие, деловые указания — в качест-
ве руководства, а не «нотации».

Разумеется, никто не запрещает коман-
диру роты или взвода в ходе занятия
вызвать к <ебе наиболее отстающих бой-
цов и лично обучать их. Отнюдь не за-
прещается и проверить полностью какое-
либо отделение. Но всё это надо делать
умело, так, чтобы не подменять ниже-
стоящего начальника, не подрывать ето
авторитета в глазах подчиненных. Конеч-
но, все указания надо давать спокойно,
без грубости. Ровная, постоянная требо-
вательность офицера — лучшее средство
лобиться Успешного обучения своих под-
чиненных.

В конце занятия командир роты про-

веряет, как усвоено содержание урока,
дает оценки взводам, указывает, какие
недостатки обнаружены, как, когда, где

и < кем надо еще поработать по тому
или иному приему. Тут же он говорит,
какие параграфы устава надлежит изу-
самоподготовки. Наиболее
следует взять на особый учет,

группу, которая
под руководством

командиров взводов, отмечает обнаружен-  опытного командира. Кроме того, на oec-

ные недочеты, указывает, как их испра-  нове обнаруженных недочетов

командир

вить и когда перейти к новому приему.  роты намечает план и содержание очеред-

Вомандиры взводов’ в свою очередь вызы-   ного
Bi THA.

вают командиров отделений, причем

инструктореко-методическото  заня-

вать нашу пехоту, зенитчики их встрети-
ли убийственным огнем, ведя пулеметный
отонь через головы своих войск.

При штурме Глогау подразделение
пехоты должно было преодолеть 800 мет”
ров открытой  простреливаемой  местно-
сти. Этот маневр прикрывали 12  пуле-
метов роты старшего лейтенанта Живут-
ского. Они вели по траншеям и огневым
точкам немцев прицельный огонь. Цехот-
ное подразделение совершило маневр,
имея только одного легко раненого.

Наземные бои зенитчиков за Глогау на-
учили их многому. Зенитчики овладели
искусством отыскивать наземные цели и
поражать их. Наводчики стали стрелять ©
наземным прицелом. Эти бои дали боль-
шую практику офицерам-зенитчикам В
увязке совместных действий < пехотой,
саперами, артиллеристами и танкистами.

Гвардии майор А. ОРЛОВ.

Порою ссылаются на то, что времени,
отведенного на строевую подготовку, не
достаточно для четкой отработки каждого
приема. Подобные ссылки неосновательны.
В течение суток рота делает в среднем
10—15 различных построений и перед-
вижений. Разве этого мало для тренировки
отделений и взводов в строевом отнопю-
нии! То же самое следует сказать и ©
караульной службе. Ведь и здесь каждый
военнослужащий в течение суток несколь-
ко раз выполняет различные приемы
строевой подготовки. Больше того: имен-
но тут каждый прием должен выполнять-
ся особенно четко, скажем даже — тор-
жественно.

Строевую подготовку следует проводить
непрерывно, пользуясь для этого каждым
удобным случаем. Ограничиваться только
строевыми занятиями, указанными в рас-
писании, значит допустить серьезную
оплошность. Надо терпеливо, не спеша,
делая всё от души, изо дня в день со-
вершенствовать строевую подготовку под-
чиненных. Тогда дело пойдет хорошо, и
времени окажется более, чем достаточно.
Очень полезно при всякой возможности ©о-
вершать передвижения под походную пес-
ню. Песня подтягивает строй, шаг ста-
новитея более четким. Она приучает хо-
дить без подечета.

Выше говорилось о том, что на строе-
вых занятиях надо как можно меньше
держать людей в положении «вольно».
Если же такая команда подана, необходи-
мо следить, чтобы выполнение ее соответ
зовало требованиям устава. В некоторых
подразделениях после команды «вольно»
боипы начинают поворачизать головы,
переминаться < коги на ногу, кое-где да-
же разговаривают. А ведь по уставу мож-
но лишь стать свободно, не ослабляя при
этом внимания,

Bo всем строевом

обучении должны
чувствоваться жизнерадостность, задор,
молодцеватость, лихость. Тогда каждое
занятие будет давать хорошие ‘результа-
THI.

Подполноеник П. СЕЛИВАНОВ.