Роль штаба дивизии
в планировании боевой
полготовки частей

Известно, что о основными органами,
Планирующими и организующими боевую
фодготовку в войсках, являются пегаб ди-
визии и штабы полков. При этом штаб
дивизии, не ограничиваясь юдной только
разработкой. планов боевой подготовки,
повседневно оказывает практическую по-
мощь в планировании и организации ее в
частях. bes такой действенной и непре-
рывной помощи трудно добиться единства
в планировании и методах обучения лично-
го состава частей.

этом отношении поучителен опыт
mtata N дивизии. Главным документом,
регламентирующим боевую подготовку в
этой дивизии, как и в других, служит
приказ командира. В приказе отмечаются
недостатки прошедшей ступени обучения
и даются основные положения всего по-
следующего учебного процесса. Согласно
этому приказу и составляетея план бое-
вой подготовки. В нем указываются те-
мы, количество часов на каждую из них,
минимальное и максимальное число заня-
тий, цели и залачи обучения по каждой
теме для офицерского, сержантекого и ря-
дового состава. Кроме того, составляется
тематический план оперативно-тактичес-
кой подготовки офицерского состава и
табов. Это— важнейший документ, пла-
нирующий изучение боевого опыта.

Основываясь на всех этих документах,
штаб дивизии и организует свою помощь
штабам полков. В чем же конкретно она
выражается? 0етановимея для примера на
изучении опыта войны, Тематическим
планом оперативно-тактической подготов-
хи запланированы лекции для частей. Чи-
тают их, как правило, командиры полков
и их заместители или начальники штабов.

Практикуется и такой способ внедрения
боевого опыта в войсках. В часы, отве-
денные для подготовки офицерекого сос-
таза к учебе следующего дня, офицеры
штаба дивизии дают советы командирам
подразделений, какие наиболее поучитель-
ные примеры из боевого опыта следует
разобрать на тактических занятиях при
изучении той или иной темы.

План оперативно-тактической подготов-
ки дает развернутые темы командно-штаб-
ных учений, тактической подготовки тех
или иных групп офицерского состава, &
также штабных тренировок. Этот план,
наряду © разработанными методическими
указаниями на каждое занятие, BRIW-
чает и список рекомендательной литера-
туры.

Нужно отметить, что помощь штабам,
контроль за их работой также нуждаются
в строгом планировании. Это — неот’ем-
лемая часть плана боевой подготовки ди-
визии. В плане контроля и помощи, поми-
мо прочего, указывается, кто из офицеров
штаба, когда и где проводит показные
занятия < войсками или офицерским coc-
тазом. Показные занятия, как правило,
проводятся © детальным разбором наибо-
лее поучительных боевых эпизодов.

К приказу командира дивизии прилага-
ются календарный план боевой и полити-
ческой подготовки, расписание занятия ©
группами командира и начальника штаба
дивизии, & также план распределения

средств для совместных тактических уче-
ний. Несомненно, что такой план, если
он четко отработан, ставит конкретные
задачи обучения всего личного состава
каждого полка, нацеливает на основные
вопросы подготовки войск в данный пери-
од. Штаб полка, получив такой план, име-
ет всё необходимое для детального плани-
рования боевой подготовки. От штаба ди-
визии требуется проследить, чтобы этот
план не был механически переписан в
полках, батальонах и  ротах. Каждый
штаб или командир подразделения должен
творчески подойти к составлению плана
и расписания. Командир подразделения
лучше знает степень подготовленности
своих подчиненных, чем офицер штаба ди-
визии или даже полка. Основная задаза
офицеров штаба дивизии заключаетея в
том, чтобы помочь штабам полков и ко-
мандирам подразделений сделать их пла-
ны целеуетремленными, творческими. Все
недоработанные или не твердо усвоен-
ные вопросы прошедшей ступени обуче-
ния не должны быть забыты.

Начальник штаба дивизни и офицеры
оперативного отделекия выезжают в ча-
CTH WM практическими советами помогают
штабам частей в составлении планов. Это
— необходимое условие успеха, но только
в том случае, если помошь не превращает-
ся в опеку. Прибывииий из штаба диви-
зии офицер ни в коем случае не должен
сам составлять план боевой подготовки
полка или писать ротное расписание.
Другое дело — помочь в подборе и рас-
пределении учебных вопросов по заняти-
ям на тактические темы, рекомендовать
те или иные доклады и лекции дополни-
тельно к планируемым в масштабе диви-
зии. Важно научить, как спланировать и

‘провести инструктивно-методическое заня-

ate с сержантеким составом. Офицер
штаба дивизии даст полезный  со-
вет в подборе литературы для каж-

OH темы, предложит более приемлемый
метод отработки тактических вопросов,
поможет правильно распределить средства
усиления для совместных тактических
учений и т. д. Таковой и должна быть
деловая помошь офицера штаба дивизии.
Он должен векрывать недостатки в уче-
бе, давать конкретные указания, как их
устранить, чтобы не повторять в будущем.

Само собой разумеется, что прежде чем
приступить непосредственно к планирова-
нию боевой подготовки, офицеры штаба
дивизии должны детально изучить приказ
и все планирующие документы, поступа-
ющие из вышестоящего штаба. Необхо-
димо с предельной ясностью представить
‹ебе, чего хочет добиться от войск <тар-
ший начальник в определенный период
обучения. Затем важно внимательно прос-
мотреть отчеты по боевой и политичес-
кой подготовке чаетей за прошедший пе-
риод обучения. Только такие планы, в ко-
торых учтены все мелочи  пЮдтотовкн
войск. материальное обеспечение и ком-
плекторанность частей, могут быть дейст-
венными. К этому и стремятся все офи-
церы штаб» № дивизии.

Подполковник Н. КОВАЛЕННО.

Конференция изобретателей и рационализаторов

СВЕРДЛОВСК, 31 октября. (По телефо-
ну). В Окружном Доме офицеров откры-
лась конференция изобретателей и рацио-
нализаторов военно-воздушных сил Ураль-
ского военного округа.

За годы войны преподаватели, инструк-
тора, инженеры и техники авиационных ча-
стей и школ внесли свыше 21 тысячи пред-
ложений, давших около 40 миллионоз руб-
лей экономии. За активную изобретатель-
скую работу 9 рационализаторов награжде-

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации С. И. РУДЕНКО

ны орденами Союза ССР, 210 — ценными
подарками, 263 — денежными премиями и
295 получили благодарность Военного Со-
вета округа.

Для участников конференции оргаяизова-
ва выставка. Выставка показывает творче-

ский рост рационализаторов в совершен: (ТАСС). Возвратившиеся в район из немец-
ствовании боевой техники, методике обуче- кого рабства советские граждане окруже-
ния, изысканни лучших

Битва та Курской дуге, разыгравшаяся
в июле 1943 года, вошла в историю
Отечественной войны. как одна из бле-
стящих побед Красной Армии.

Мне хочется несколько подробнее оста-
новиться на некоторых эпизодах этого
сражения не только потому, что в нем
принимало участие и то авнасоединение,
которым я командовал. В этой большой
операции, на мой взгляд, довольно зы-
пукао сказались и возросшее уменче на-
ших летчиков, и то оперативно-тактиче-
ское искусство непользования своих вил,
которое в дальнейшем поставило пепел
нашями авиапионными командирами но-
вые, ешь более широкие задачи взаимо-
действия © наземными войсками.

Надо сказать, что одним из элементов,
предопределивших успех веей операпин
Ha Курской дуте, явилась хорошо органи-
зованная служба разведки. Не последнюю
роль в этом деле сыграли и воздушные
разведчики. Еще весною 1943 года очи
обнаружили крупное сосредоточение не-
приятельских войск против Курской ду-
ги. В линии фронта враг подтягивал тан-
ки, самоходную артиллерию, заполнял
аэродромы большим количеством самолетов.
Несмотря ва то. что враг производил со-
срелоточение своих частей скрытно, глав-
ным образом ночами, тшательный анализ
п контроль всех разведывательных дан-
ных подсказывал нам о наличии на этом
участке фронта больших масе танков и
самоходной артиллерии.

Штаб нашего авиасоединения соответ-
ственно обстановке разработал план 0б0-
ронительной операции. На наиболее угро-
Жаемые направления были подтянуты ча-
сти штурмовиков и пикирующих бомбар-
дировщиков. Чтобы скрыть от противни-
ка сосредоточение авиации,  перебазиро-
вание производилось главным образом на
исходе дня или рано утром, небольшими
партиями. Все самолеты были хорошо 3a-
маскированы. Ёроме того, большюе количе-
ство самолетов было рассредоточено и на
отдаленных от линия фронта аэродромах.
В основном использование всех имею-
щихся в нашем распоряжении сил для

Продолжение. Начало-—в № 257 «Крас
ной звезды».

ми сражений

+
(ЗАМЕТКИ АВИАЦИОННОГО
КОМАНДИРА)

о

помощи наземным войскам в отражении
атак противника мыслилось в двух ва-
риантах. Первый сводилея к тому, что с
началом наступления врага мы должны
были поднять в воздух штурмовиков. Их
действия должны были быть непрерыв-
ными, Предполагалось, что штурмовики в
течение двух-трех часов будут группами
м0 8—10 самолетов «висеть» над про-
тивником и уничтожать его живую силу
и технику.-

Второй вариант предусматривал opra-
низацию единовременного сосредоточения
усилий всех видов авиации на поле боя.
По некоторым данным можно было пред-
положить, что на сей раз враг еразу
бросит в бой большое количество танков
и самоходной артиллерии и его боевые
порядки будут весьма плотными. В таком
случае организация авиационного воздей-
ствия мыеслилась в виде одновременного
под’ема в воздух всей штурмовой и бом-
бардировочной авиации. и нанесение ею
в течение 15—20 минут массированного
удара по боевым пораядкам противника.
роме того, учитывая сосредоточение знз-
чительного количества вражеских истре-
бителей, мы заранее спланировали дей-
ствия и своих истребителей. Они состоя-
ли в очистке неба от вражеских само-
летов крупными воздушными патрулями.

то же время для борьбы е бомбарди-
ровщиками противника были выделены
специальные подразделения.

Враг продолжал сосредоточение своих
частей. Почти в каждом полете воздуш-
ные разведчики устанавливали подход
свежих танковых сил противника. Прав-
да, летчики довольно редко видели самые
танки, но многочисленные гусеничные
следы, обрывающиеся у лесных посадок,
убедительно свидетельствовали © наличии
замаекированных танков и самоходных
пушек. Помнится, в те дни многие из
«командиров частей осаждали меня прось-
бами о пазрешении произвести удар по
TOMY или другому месту сосредоточения

‘готовкой, усваивают отдельные элементы тактики.

методов ремонта  ны болыной заботой и вниманием.
репатриированных

вражеских сил. Действительно, это было

Суворовские военные училища призваны готовить молодежь для службы в
Красной Армии в офицерских званиях. Здесь юные суворовцы изучают русский
язык, арифметику, алгебру, геометрию, физику, естествознание, географию, исто-
рию, овладевают знанием иностранных языков, они занимаются физической под-
Воинский порядок, установ-
ленный в Суворовских училищах, благотворно отражается на учебе и поведении
воспитанников. Мальчики дисциплинированы, по-строевому подтянуты и аккуратны.

В живописном уголке Черноморского побережья, покрытого богатой субтро-
пической растительностью, в трехэтажном здании расположились роты Кутаис-
ского Суворовского училища. На снимках: вверху слева — суворовцы на уроке
географии; справа — начальник Кутаисского Суворовского училища генерал-
майор С. Гурьев беседует с воспитанниками. Посредине — на спортивной пло-
щадке. Внизу слева — купанье в море; справа — юные суворовцы В. Павлов и
В. Горн готовятся к уроку музыки.

Снимки ваших корреспондентов С. Лоскутова и А. Боровского.

ПОМОШЬ РЕПАТРИИРОВАННЫМ

БЕЛЕВ (Тульская область), 31 октября.   куда переселилось свыше трех тысяч чело-
век. Кроме того, репатриированные получи:
ли десятки тысяч рублей единовременного
пособия, хлеб, картофель, овощи, около
Для 800 коров и телят, свыше двух тысяч го-
построено 500 домов,   лов птицы.

Офицеры связи да и я сам, наблюдая за
полем боя, могли видеть,

крупные колонны «тигров»,

шающуюся башню. Это, казалось бы, дол-

весьма незначительное противодействие.

как на всех
участках главного удара врага появились
«пантер» и
«фердинандов». Стало ясным, что нам, в
целях действительной помощи. наземным
войскам; следовало немедленно перейти к

1 наября 1945 г., четзерг. № 258 (6246),

ЮНЫЕ СУВОРОВЦЫ

Способы це

леуказания

в самоходной установке

Самоходные артиллерийские  установеы
отличаются конструктивно от танков глав-

вым образом тем, что они имеют невра-
жно во многом. отличать и методы целе-
указания. Однако, как показал опыт, иеко-
торыв способы целеуказания в танках, из-
ложелные в новом Наставлении. по огнево-
му делу («Правила стрельбы из танкового
оружия»), могут быть вполне применимы
и для самохолных установок всех типов,
понятно, с учетом некоторых особенкос-
тей. Такими способами являются:

— пелеуказание от ориентира (местно-
го предмета);

— целеуказание от направления дви-
жения самоходной установки; ь

— пелеуказание по лимбам наблюла-
сльпых приборов (только для тяжелых
H средних установок).

Разберем кажлый из этих методов целе-
указания.

Иелеуказаниз от опизнтира (местного
предмета). В этом случае нужно в раноне
нахождения цели указать резко выделяю-
шийся местный предмет или ранее наме-
ченный ориентир, угол между. местным
предметом и целью в тысячных, ° пазва-
ние цели и расстояние до нее в метрах.
Например: «Прямо отдельное сухое дерево.
вправо 60, в желтом окопе противотанко-
тая пушга, 800», или: «Ориентир 2, влево
80, в кустах самоходное орудие противни-
ка, 1200».

Этог способ целеуказания наиболее прост
я $у10бен для применения на MeCTHO-
сти, богатой ориентирами. При этом ‹ле-
дует учитывать, что самоходные установ-
ки имеют ограниченный горизонтальный
обстрел (втысячных примерно около 200),
и значит при больших углах между на-
правлевием движения й целью, & также
между ориентиром и пелью командир ору-
тия не сможет навести пушку без пред-
сарительного поворота самоходной  уста-
новки. Поэтому важно, чтобы  механик-
водитель, получив название местного пред-
мета и пели, не дожидаясь команды, пэ-
вернул артсамоход и грубо направил ето
спачала на указанный ориентир, & затем
5 па пель. Только при выполнении этого
требования команлир орудия сумеет быст-
ро навести пушку и открыть огонь. Если
механик-водитель повернул установку
недостаточно, а угол горизонтального 96-
стрела не позволяет навести орудие B
цель, командир орудия подает команду:
  механик — вправо (влево)». Получив
lee, водитель поворачивает машину до тех
Hop, пока не последует команда «етой».

Целзуназание от направления` движения
самоходной установки. Здесь положение
пели опрелеляется в делениях  угломера.
Передающий пелеуказание должен указать
направление на цель в делениях угломера,
название цели и расстояние до нее в мет-
рах. Например: «35.00, противотанковая
пушка в кустах, 900». (см. схему) или:
«25.00, танк противника, 1400».

Для указания направления на цель
надо мысленио предетавить себе угломеу
так, чтобы линия «30-00» была напра-
влена по продольной оси самоходной уста-
новки делением «30-00» вперед, «0» —
назад, «15-00» — вправо и «45-00» —
влево. Такое расположение делений пред-
ставляет собой перевернутый угломерный
круг`нанорамы. Для того чтобы обучаемые
быстро усвоили порядок делений этого ус-
ловного «башенного угломера», удобно из-

готовить специальный макет. Он
должен быть небольшим по размерам
ий представлять собой угломерный

круг (фанерный или железный) с нане-
сенными делениями (как указано на схе-
ме), на котором наглухо закреплен макет

самоходной установки. В отличие от пано-
рамы, где указатель неподвижен, на этом
макете указатель должен

щаться, показывая
ление На заданную цель
шез деление «балненного угломера».

свободно вра-
своим концом направ-
и соответётвую-

=

ЕК полеукаванию подобным cnocobow

экипажам артсамоходов придется прибегать
на местности, бедной ориентирами, & так-
же, когда цель отклонена от направления
движения на угол, значительно превыша-
ющий угол горизонтального поворота ору“

qua.

Иногда по условиям местности BH одним

из описанных способов указать и найти
цель будет невозможно.
прибегнуть к комбинированию первого и
второго метода, то-есть применять их 0д-
новременно для целеуказания и отыскания
цели. В этом случае передающий целеука-
зание называет:
ориентир (местный предмет) от направле-
ния движения самоходной установки в де-.
лениях угломера, положение цели отвоси-,
тельно ‘ориентира в тысячных, вазвание
цели и. расстояние до нее в метрах.
wep: «25-00, три куста, вправо 40, ПТО.
в окопе, 700» (см. схему) или: «34-00,

Тогда придется

направление на

грубое

Вапря-

железнодорожная будка, влево 80, самоход-
ное орудие противника, 1400».

Целеуназание по лимбам  наблюдатель-

ных приборов. Тут надо назвать команди-

ру орудия ту пифру деления лимба, про-
тив которой встал указатель при визиро-
вании прибора на цель, наименование це-
ли и расстояние до нее в метрах. В при-
меру: «Лимб вправо 10, противотанковая
пушка, 800» или: «лимб влево 5, отдель-
ное дерево, вправо (влево) 50, 4307,
1000».

Командир орудия, получив целеуказание
и направив лимб на цель, подает механи-
ку-водителю команду: «механик, вправо
(влево)» и во время поворота самоходной
установки удерживает свой наблюдатель-
ный прибор на линии пели до занятия им
нулевого положения. Как только лимб
примет нулевое положение, ‘командир ору-
дия подает команду «етой», после чего
при помощи поворотного и похемного ме-
ханизмов наводит пушку И открывает
огонь. Этот способ целеуказания, как было
указано выше, применим только в средних
ий тяжелых самоходных установках, имею-
щих наблюдательные приборы с круговых
вращением.

Боевая практика показывает, что эки-
пажи, хорошо обученные пелеуказанию,
всегда действовали решительно и быстро
решали поставленные огневые задачи, за-
трачивая минимальное время на указание
и отыскание цели.

Майор С. ПЧЕЛИНЦЕВ.

ИЕ ERS UE RS ЕЦ

ражали врага вне поля зрения наших
наземных войск, т. е. тогда, когда враг
еще не выводил свои танки и самоходную
артиллерию на поле боя.

Говоря 06 организации массированных
ударов с воздуха, хотя они и предприни-
мались пока нами в целях обороны, мне

очень заманчиво, причем успех такого 2 $   хочется кратко остановиться здесь на не-
удара был очевиден. Когда я обратился ем бои о   Которых технических подробностях пт
с подобным предложением к командующе- рдпровщиков. выполнения, ибо в ряде случаев в своем
му фронтом маршалу Рокоссовскому, он  Ta предварительная подготовка, кото-  принципе эти приемы действительны и пря

ответил примерно так:

дите за противником.
его не следует...

становке был весьма показателен.
авиационных командиров он был своего
рода предметным
оперативно-тактическое мышление всегда

И

лено на то, как те или другие действия
авиации отразятся Ha общем замыеле об-
щевойсковото командира и сколь они не-
обходимы наземным войскам.
данном конкретном елучае нам следовало
временно воздержаться от удара по скоп-
лению танков? Речь, конечно, прежде все-
го шла © том, чтобы до поры до време-
ни ни в коем случае не показать врагу,
что его замысел раскрыт. Вместо удара по
танковой группировке врага,
нию маршала Рокоссовского, наше авиз-
соединение произвело несколько
на конечно-выгрузочные станции против-
ника.

шло еще несколько суток. Но вот однаж-
ды утром раздался телефонный звонок,
Взяв в руки трубку, я услышал спокой-
ный голос маршала Рокоссовского,

найте действовать во вею силу, — ска-
зал маршал,

решение использовать свои части по пер-
вому варианту. В воздух тотчас же под-
нялись «Ильюшины-Э».
стей, заранее
тиям, начали действовать в намеченных
районах. Однако уже через чае пришлось
принимать другое решение. Дело в том.
что противник вслед за своими перело-
выми отрядами ввел в бой большие тан-
ковые массы. Танки врага двигались при-
мерно в том же направлении,
ожидали. Но их боевые
настолько плотными; что небольшие груп-
пы наших штурмовиков

рую мы произвели еще до начала опера
HHH, позволила нам

— Пусть веб идет так, как есть. Сле-
этим действиям,

Пока беспокоить

Ответ маршала при создавшейся 0б-

Для  головные силы противника только

уроком © Том, что их
ступать сведения 0 результатах

в первую очередь должно быть направ-   удара.

3aTh,
Почему в
ние новых противотанковых 6055.

цип их действия был таков, что
ражение танка
oT прямого попадания,
кого падения бомбы около
самоходной пушки. Таким образом
по указа-

налетов] ции являлись противотанковыми,

внес замешательство в танковую
противника,
свои боевые порядки.

Так, в кажущемся спокойствии про-

нам приходилось

= Противник пошел. Леты шесть-семь раз для

Теперь начи-

Быетро выяснив обстановку, я принял

Командиры ча-
подготовленные к собы-

нялись сведениями о противнике,

где мы и

случаев давало нам возможность упреж-
порядки были

дать противника, расстраивать
ero aTak ele 10 pare

оказывали им  Порой штурмюовиви . бомбардировщики по-

быетро перейти к

Мы произвели свой первый  массиро-
ванный удар как раз в тот момент, когда
что
двинулись вперед. Не более как через
полчаса на командный пункт стали по-
этого
Телеграф то и дело приноеил co-
общения: «горит 12 танков», «горит 18
танков», «горит 20 танков». Надо ска-
что успеху этого налета в значи-
тельной степени ‹пособствовало чримене-
Прин-

по-
происходило не только
но и от близ-
‘танка или
по
своему характеру и применяемым ередет-
вам поражения эти действия нашей авиа-

Первый же наш массированный налет
атаку
вынудил его перестраивать
Однако велел за
этим со стороны врага последовало еще
несколько новых зтак. В течение дня
поднимать наши само-
производства
ударов большими массами. Какова была ea-
хая организация этих массированных уда-
ров? Напряженность действий вынуждала
нас экономно расходовать свои силы и в
первую очередь направлять их на наиболее
угрожаемые участки. Для того, чтобы каж-
дый налет был более эффективным, была
организована непрерывная воздушная раз-
ведка, Ее вели не только специальные эки-
пажи, но и штурмовики п бомбардиров-
щики. Данные воздушной разведки допол-
mocry-
павшими от наземных войск, Это в ряде

замысел
Rak они начинались.

-  наступательных операциях. Вак правило,
штаб нашего соединения старался забла-
говременно предупреждать части © том,
где им предстоит действовать, и информи-
ровал их © характере целей. Это давало
возможность летчикам заранее произвести
подготовку Ев вылету. Затем, по мере то-
го, как обстановка окончательно выяеня-
лась, мы указывали время нанесения уда-
ра. Несмотря на то, что порой количество
самолетов, одновременно находившихея в
воздухе, было большим, все они дей-
ствовали, нисколько не мешая pyr
другу. Это достигалось в частности тем,
что каждой части время нанесения удара
назначалось с «вилкой» ло десяти минут.
Кроме того, отступив от ранее установив-
шейся традипии, наши летчики не лела-
ли обычной «петли» для сбора больших
походных колонн: подразделения, исполь-
зуя «вилку» времени, шли к цели ca-
мостоятельно.

_ В связи в этими нововведениями было
своеобразно организовано и сопровожде-
ние штурмовиков и бомбардировщиков
истребителями. Последним сообщалось
лишь колнчество групп штурмовиков п
бомбардировщиков. Соответственно этому
командиры истребительных частей рас-
пределяли свои силы. В каждой группе
штурмовиков, проходящей через аэродром
истребителей, поднимался очередной воз-
душный патруль. 0 деталях совместного
полета командиры групн  уелавлизались
по радио в воздухе.

Но это было только частью той боль-
шой боевой деятельности, которая выпала
на долю наших истребителей во всем сра-
жении на Курской луге. Дело в том, что
сразу же после начала массированных
действий наших бомбардировщиков и
штурмовиков противник резко повысил
свою активность в возлухе. Нам приш-
1065 тотчас же усилить части, °выделен-
ные для свободного воздушного боя. В
воздухе разгорелись ожесточенные схват-
КИ.

Вспыхнувшие бои быстрое принлли ха-

рактер напряженной борьбы за гоесподете
во в воздухе. В этих новых условиях не
которыми из командиров наших истреби-
тельных частей были допущены кое-какие
ошибки. Поскольку враг поднял в воздух
большюе количество своих истребителей, эти
командиры все свои усилия направили н8
воздушные б0и с «Мессершийттами» и
«Фокке-Вульфами». Увлокаясь этими б0я-
ми, летчики невольно упускали из виду, 9то
их главной, основной пелью в сложившихся
условиях должна была быть уларная сила
зоздушного противника — его бомбардиро-
вочная авиация. В дальнейшем ходе cpa-
жения эта ошибка была  выправле-
па. Усилив группы истребителей, depose
MAXCH с вражескими бомбарлировщиками,
мы в значительной степени сковали дей“
ствия противника.

_ Трудности организации воздушных
9068 в ряде случаев заключались ив
том, что на некоторых участках в 069ро-
нительный период сражения мы не пуели
достаточного количества радиолокаторных
средств. Однако боевой эффект деятельно-
CTH наших истребителей был всё же зпа-
чительным. Известно, что за иесяп 6068
на Курской дуге было сбито «коло 2 500
немецких самолетов. Большая часть их
была уничтожена именно в оборонитель-
ный период сражения. Во всяком случае,
итоговые цифры возлушных побед, олер
жанных истребителями  патшего соединез
ния, говорят именно 0б этом.

Ко второй. наступательной фазе боев
нам улалось увеличить количество радио
средств обнаружения и наведения. 910
значительно човыейло бирвую эффектив“
ность не только  истредателей. во и
штурмовяков и бомбардировшиков. Засекая
еще на подходе к полю боя группы са-
мюлетов противника, мы* смогли полни
мать своих MTYpMORNKOR A бомбартиров»
щиков именно в те моменты. когда 00
тивника не было в возлухе. Таким обра-
з0и мы выбирали паиболее выгодные мо-
менты для удара.

Сохранение сил 10 решающего момента
битвы и применение более an менее
правильных способов использования р83*
личных видов авиации позволили наше-
му авпасоелинению без особого напряже-
ния перейти к поллержке наступательных
действий наших войск. В этот пернох,
несмотря на известные потери, мы оказа“
лись способными наносить противнику
глубокие удары,

\ (Продолжение следует).

ae ль