“

1 ноября 1945 г., четверг, № 258 (6246).

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

По восстановлению крупных шахт и пр-

В Одессе недавно открылся санаторий для воинов Красной Армии. На снимке:

отдыхающие офицеры в парке санатория.
Фото капитана М. Рыжака,

Возрождение Донбасса.

Донбассе, или, как его справедливо на-
зывают, «всесоюзная кочегарка», прев-
ратился за годы сталинских пятилеток в
один из самых мощных, высоко техни-
чески оснашенных угольных бассейнов
мира. Добыча угля в Донбассе в пред-
военном 1940 тоду составила 56,8 проц.
всей добычи по Советекому Союзу.

о Основные трудоемкие процессы по до-
быче утля и шахтному строительству,
выполнявшиеся в дореволюционное время
почти исключительно вручную, были ме-
ханизированы. Перед Великой  Отечеет-
венной войной механизация выемки угля
здесь достигала 93,5 прюц., механизация

доставки — 94 проц. и откатки по глав-
HLM  откаточным путям — 73 проц.

Угольная промышленность Донбасса
раеполатала своим мощным железнодорож-
ным хозяйством и автотранспортом. На
шахтах было занято около 450 тысяч
человек. Жилой фонд Наркомугля в Дон-
басее достигал почти 4 миллионов KB.
метров площади.

Донецкий бассейв давно разжигал зах-
затнические аппетигы фантистеких граби-
телей. Временно. оккупировав  Донбасе,
титлеровцы надеялись быстро развернуть
экеплоатацию сего природных богатетв и
пустить в ход промышленные предприя-
тия. По приказу Гитлера в Донбассе был
организован германский горно-металлурги-
ческий синдикат, который должен Ona
восстановить угольную промьшиленность.

Однако надежды Ффашнетеких захват-
чиков провалились. Гитлеровцы ‘натол-
Екнулись на упорное сопротивление до-
нецких горняков — патриотов 6оциалис-
тической Родины, которые всячески сабо-
тировали приказы и распоряжения немед-
ких властей. Не помогли кровавые реп-
рессии и казни. Е концу своего хозяй-
ничанья в Донбассе немцы © трудом” до-
бывали всего лишь около 10 тысяч тонн
угля в сутки. Вместо того, чтобы ис-
пользовать донецкий уголь для нужд ©во-
ей армии и промышленности, гитлеровцы
вынуждены были завозить в Донбасс
уголь из Германии.

Отступая из Донбасса, гитлеровцы под-
вергли его беспощадному о разрушению.
Угольные предприятия были взорваны,
промышленные сооружения сожжены, а

шахты CO всем находящимея в них obo-
рудованием затоплены. Фашистские варва-

ры разрушили энергетическое хозяйство
Донбасса, взорвали под’емные машины,
вентиляторы, компрессоры и другое шах-
тное оборудование. Значительную часть
оборудования гитлеровцы вывезли в Гер-
манию.

После освобождения Донбасса быстрей-
шее его возрождение стало первоочередной
задачей государственного значения. 06’ем
работ, которые необходимо было провес-
ти, был поистине гранлиозен. Некоторое
представление об исключительных  труд-
HOCTAX, вытекавших из 0б’ема работ и
многообразия технических задач, дает сле-
дующий пример. Восстановление уголь-
ных бассейнов Франции — Северного и
Па-де-Кале; разрушенных немцами во вре-
мя первой мировой войны 1914—18 IT.,
длилось более пяти лет, а общая стоимость
работ оценивалась в 4,5 миллиарда фран-
ков. 0б’ем восстановительных работ был
весьма велик, но он в несколько раз
меныме об’ема работ в Донбассе. Доета-
точно сказать, что из шахт угольных
бассейнов Северного и Па-де-Кале при их
восстановлении было откачено 110 мил-
лионов куб. метров воды, а из шахт Дон-
басса необходимо было откачать около
500 миллионов куб. метров.

С; первых же дней освобождения Донбас-
©& советское правительство развернуло
трандиозную работу по его  восстановле-
нию. Вначале добыча угля была органи-
Зована на мелких шахтах и на некоторых
шахтах Наркомугля, которые оказалоеь
возможных в короткое время ввести в
экеплоатацию. Одновременно велась работа

мышленных предприятий. я

Восстановительные работы и в чает-
ности откачка воды из затопленных шахт
были невозможны 063 восстановления
электростанций. Рабочие и инженерно-
технический персонал проявили подлин-
вый героизи, работая в труднейших ус-
ловиях, и в короткое время ввели в строй
первые турбины электростанций. Это <ра-
BY дало мощный толчок восстановлению
Донбасса. Уже в 1943 году восстанови-
тельные работы велись в 120 шахтах, в
1944 мду — в 220 шахтах, а в на-
стоящее время восстанавливаетея подавля-

ющее большинство всех шахт,

ченко была

высокой производительности труда.

и спова является самым мощным уголь-

величественный гигант,

КРАСНОЕ ЗНАМЯ
ВОЗВРАЩЕНО КОЛХОЗУ,

POCTOB-na-JIOHY, 31. октября. (По

‚ телеграфу от наш. корр.). В колхозе «Вер-
щих восстановлению и еще Не ВВеДенных   ный путь» Сальского: района большое тор:

в экоплоатацию. жество. Прибывшая сюда делегация из

Донбассовцы, работающие с невиданным   Н-ской ‘части привезла принадлежащее
энтузиазмом, проявили много изобретатель-  колхозу Коасное знамя. С
ности, инициативы. Tax, например, по История этого знамени такова. В 1942
предложению рутченковского шахтера С06-  ГОДУ немецко-фашистские захватчики вме-

. сте < награбленным у крестьян добром
ор иОзА Но нЕ И увезли в Германию и колхозное знамя. Три
при помощи скипов, в которых  ПроиЗВо- года колхозники нё знали о его судьбе.

дится выдача угля. По методу Собченко   Советские` воины нашли знамя в городе
была осушена одна из крупнейших шахт   Бреслау.
Донбасса — шахта № 17-17-бис Рутчен-  Передача Красного знамени прошла в
ковугля и другие. К жизни возвращалиеь  торжественной обстановке на собрании кол-
машины и агрегаты, которые, на первый   ХОЗНиков. Принимая знамя из рук старшего
а jlommastora, wpeacexarens   xen
плавку. Pabowne M MHKeHepH MONTHPOBAI  Tones ropsuyio GaaromapHocts Golluam. —
и возводили копры методами, ранее Н6-  Сейчас знамя находится в колхозной
известными, ускоряя темпы их -восстанов-  конторе. На нем надпись: «За нашу совет-
ления на много месяцев. скую Родину. Отвоевано у немецких зах-
онбасе pes HHS пе OBOTO стаха- ватчиков в тяжелых боях за Отечество.
tne ИН Ey stake. в радоет- Город Бреслау, 7 мая 1945 года. Возвра-
: = щено колхозу. Н-ская воинская часть».
ные дми своего возрождения, высоко дер- :
жит знамя социалистического  соревнова-
ния. Веей стране широко известны имена
забойшиков Михаила Афонина, Афанасия
Кедя, Луки Голоколосова; врубовых маши-
нистов Машенко и Татаренко
многих ‘других, показывающих

подлежа-

Полевые занятия CBASHCTOB

ЮЖНАЯ ГРУППА ВОЙСК, 31 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). Пять дней
и многих,   продолжались тактические учения  связи-

образцы  стов Н-ской’ части. Они проходили в
горно-лесистой местности при неблагопри--
ятной погоде; все дни шли сильные

y By дожди. Несмотря на сложную . обстановку,
нес блестящие результаты. Уже сейчас По   связисты действовали четко и слаженно,

количеству добываемото угля Донбасс вы-  Для бесперебойного обеспечения <вязью
шел на первое место в Советском Союзе] наступающих подразделений были созданы
два подвижных узла связи. :

Особые успехи на учениях показал под-

a ; вижной узел связи старшего техника-лей-
- Е сентябрю текущего года в Донбассе   тенанта `Пяшинина. Совершив трудный

было восстановлено более 550 тысяч мет- марш по пути, пересеченному крутыми
ров основных горных выработок, 1,6 мил-  холмами и балками, связисты ‘прибыли в
лиона куб. метров основных технических   район учений и сразу же начали развер-
зданий и сооружений, смонтировано 320 тывать палатки. Начальник узла дал зада+
пох’емных машин, 200 металлических  Ние механику старшему сержанту Дмитрие-
копров, 146 компрессоров, 320 главных   ВУ развернуть ее и принять
нтиляторов. За этот же период восста-  КОНЦЫ от аппаратных «Морзе» и «СТ-35»,
BE 4 : от генераторной и ЦТС, а также включить
новлено более 2,25 миллиона КВ. Метров  линии наступающих ` войск,
площади жилых домов и культурно-быто-/ Тактические занятия связистов прошли
вых учреждений. Грандиозные восстанови-   успешно. Знания, полученные в классе,
тельные работы, проведенные ма Южных! связисты закрепили и дополнили практи-
мапгиностроительных заводах Наркомугля,   ческими занятиями в поле.
позволили уже сейчас организовать на

Самостверженный труд шахтеров., при-

ным районом нашей страны.

них производство почти всех видов горно- х
шахтного оборудования. Артиллерийские
Важнейшее значение для возрождения миниатюр-полигоны

Донбасса имело восстановление ряда круп-  ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 31 ox-
ных электростанций Юга, питающих <воей тября. (По телеграфу от наш. корр.). В
энергией шахты и промышленные пред- Краснознаменном артиллерийском полку,
приятия. Ветупили в строй такие мощные  которым командует гвардии полковник
электростанции, как Зуевская, Штеров- Пересыпкин, построен артиллерийский ми-
ская, Шахтинская, Севлонгрэе и другие. ниатюр-полигон. Миниатюр-полигон разме-

_  ром 4Ж4 метра рассчитан на тренировку в
а ЦЕНЫ НеВИЛаН-   стрельбе на 11—22 километра. Он пред-

= ставляет собой участок среднепересеченной
Быетрое наращивание мощностей элек- местности, < рощами, населенными пункта-

тростанций Донбасса дает  возможность ми и водной преградой. Выстрелы обозна-
угольщикам с каждым месяцем  увеличи- чаются с помощью подвижных реек.
вать добычу угля и расширять фронт  Рейки разбиты на деления, которые нане-
восстановительных работ, успешно  прео-  сны coe goat esi Стреляющий
долевая трудности, стоящие па их пути.   КоРРОКТЕРУЕТ noe по наопюжению знаков
3 A _    pasppisos. Показателем разрыва служит
Одной из них всё еще остается откачка  грузик, падающий с рейки в точке, соот-
воды из затопленных шахт. Она требует ветствующей координатам, подсчитанным
MOMHOTO насосного хозяйства и большого   стреляющим. 5
количества электроэнергии. На миниатюр-полигоне ene seen
Весьма ответетвенной и сложной зада-  ваться в ведении одиночной и группово
чей в деле восстановления Донбасса Ик : So ee
Е Об AX NOVAS он бр о же
рушенных немпами. Шо специальному ae ET Seas мии
решению правительства производство
крупных под’емных машии было

возло- :
жено на Наркомтяжмаш, который уже в! КОНЦЕРТ КРАСНОАРМЕЙСКОЙ
1944 году выпустил их больше,

чем в, САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕНЕ
довоенное время.

ВЕНА, 31 октября. (По телеграфу от
Благодаря трудовому героизму  совет-

é наш. корр.). В зале дворца Франца-Мосифа
ских людей уголь возрожденного Донбасса   состоялся концерт красноармейской  худо-

уже во время Отечественной войны <мот жественной самодеятельности Центральной
быть использован для нужд фронта. группы войск. На концерте присутствовали
В Советском Союзе началея  периоз ЕЕ п не о
„ай   це ского га ;
мирного- строительства. Перед советской а зрителей — маршал Советского
страной стоят новые грандиозные Задачи   Сока Конев, главнокомандующий воору-
восстановления и развития народного Х0-  женными силами Америки в. Австрии гене-
зяйства, которые будут предусмотрены рал армии Марк В. Кларк, главнокоман-
пятилетним планом на 1946—1950 гг. В дующий английскими вооруженными силами
результате выполнения этого плана будет в Австрии генерал-лейтенант cap Ричард
значительно превзойден довоенный уровень   Л. Маккрири, главнокомандующий воору-
развития народного хозяйства. Руководи- женными силами Франции в Австрии кор-
мый своим гениальных вождем товарищем   пусный генерал Эмиль М. Бэтуар.
(Сталиным и большевистской партией, ©о- и исполнением гимна’ Со-
ветский народ быстро залечит глубокие   Зетского юза. Затем старший сержант

Роя зной   Ковалев исполнил русские народные песни
раны, нанесенные нашей Стране В0ИНОЙ, родина» и «Тройка». Представители союз-

и еще болыше укрепит ее военное И ЭК0- зых армий громкими аплодисментами бла-
номическое могущество. годарили исполнителей английской солдат-
Из руин, в которые гитлеровскяе зах-!ской Е Е и американской
я Е о м и « 3
во всем своем великолепии  восстанет  оркестр под управлением капитана Тищен-
гордость совет-   ко исполнили кантату о Сталине.
Маршал Советского Союза И. С. Конев
об’явил благодарность всем участникам
концерта красноармейской художественной
самодеятельности ,

ской страны — социалистический  Дон-

басс.
ve 4. ЩЕДРИН.

В жизни каждого воина есть такие
бои, которые навсегда останутея в памя-
TH и будут служить мерилом его BOHH-
ского умения, опыта и храбрости. И в
дни мира, обучая молодых солдат, коман-
дир не один раз вепомпит условия того
боя, который наложил отпечаток на его

ДУШУ...

Подполковник Владимир Семенович 0го-
родников прошел сквозь всю войну и
сквозь три страны и привел евой танко-
вый полк к последнему рубежу вражес-
кой обороны,

Высокий человек в кожаном пальто,

потертом от частого соприкосновения со

сталью танка, — удивительно даже, как
такой большой, широкоплечий,  массив-
чый человек умещается в командирекой
башне! — Владимир Семенович Огород-
ников на первый взгляд кажется суровым
и даже угрюмым. Но ‘солдаты его пол-
ка знают, как часто твердое, словно вы-
сеченное из темного камня, лицо поднол-
зовника — озаряется доброжелательной
улыбкой, надо только быть исправным и
точным бойцом, во-время и умело вынол-
‘нить задание. И чогда окажетея, что
командир’ добродушен и весел, что он
умеет пошутить и ценит ‘острое, к месту
сказанное слово. ‘

А если молодому офицеру покажется
трудно . выполнимым учебное задание,
подНолковник умеет в нужный момент
вспомнить пример из своей боевой прак-
тики, после которого офицеру станет не-
ловко говорить © своих  затруднениях.
Отородников провел тридцать две танко-
вых атаки на Западном, Брянском и
Прибалтийском фронтах и заслужил во-
семь наград. Он начал войну лейтенан-
том, закончил ее подполковником, коман-
диром танкового полка. Ero командир-
екий танк не раз бывал подбиг и горел,
но Огородников поступал так же, как 1о-
ступали в прошлых войнах русские офи-
церы, когда под ними убивали коня. Oro-
родников садился в другой танк и про-
должал бой, ранения и контузии He 3a-

ставляли его покинуть поле сражения до

тех пор, пока он еще мог видеть это тю-
ле, пока он еще мог командовать своими

ЛЮДЬМИ. И это упорство не один раз. по-

могало ему выигрывать бой, которые ка-
зались безнадежными, бить врага в усло-
BHAX, когда враг уже готоз был праздно-
вать победу.

Но один бой из тридцати двух танко-
вых ‘атак, проведенных им, чаще всего
вспоминает подполковник. Были в этом
‘бою и ошибки, избегать их учит 0т0-
родников своих подчиненных, и было ве-
ликое Фчастье победы, которое  незабы-
ваемо. Это был бой под Жиздрой 14 мар-

та 1943 года.

Начиналаеь распутица. Лед на роке
Жиздре покрылся наледью, вода выступи-
ла из-под снега. Судьба будущего наступ-
ления решалась короткими часами ноч-
ных заморозков, во время которых танки
еще могли, хотя и ‹ трудом, пробираться
по болотам, прикрывавшим позиции про-
тивника.

Тенеральное наступление на’ этом уча-
стке фронта могло начаться только ле-
TOM, когда обмелеют реки и подсохнут
заболоченные леса. Но между нашими и
немецкими позициями лежала река, и
форсировать ее надо было сейчас, по
льду. Надо было создать на том берегу
реки плацдарм для будущего наступления
И сделать это немедленно, пользуясь п0с-
ледними весенними заморозками...

Ha том берегу реки оборону лержали
немецкие гренадеры. В тлубине обороны
противника находилась  госполствующая
высота, с которой немцы просматривали
не только весь берег реки, но и рокадные
дороги в далеком русском тылу. За вы-
сотой, как показывала длительная развед-
ка, ютояли немецкие танки, готовые от-
бить атаку советских войск, если бы та-
кая началажь.

Но зима кончалась, лед на Жизлре
стал совсем слабым, и немцам казалось,
что теперь они на дожгие месяцы в безо-
пасности от наших танковых атак. Даже
наблюдение со стороны немпев стало ела-
бее, и этим решило воспользоваться наше
команлование.

Ночью Огородников, тогда он был май-
ором, изготовил и уложил на непрочный
лед бревенчатые настилы вплоть до отме-
ли на противоположном берегу, что на-
ходилась под самым носом у немецких
гренадер. Батальон Владимира Семенови-
ча Отородникова вышел на исходные по-
зиции еще затемно. В батальоне были
шесть ВВ, три огнеметных и девять ма-
лых танков. По данным разведки, у веу-
цев на этом участке было около двадиа-
ти тяжелых танков. Поэтому совместно
с батальоном  Огоролникова на левом
фланге должен был наступать  друтой
танковый батальон, чтобы отвлечь Ha
себя часть машин противника.

Для комамдирского танка Оторохников
выбрал край правого фланга, как наибо-
лее опасный в случае контратаки немцев.
Одному из своих тяжелых танков Отород-
ников приказал прикрывать свою маши-
ну справа.

В задачу Огородникова входил захват
господствующей высоты. Пехота, сопро-
вождавшая танки, должна была 3aKpe-
питься на плацдарме и удержать его до
ввода новых сил. Батальон соседа, 01т-
влекая внимание противника на себя, од-
новременно расширяло плацдарм в случае
успеха атаки.

Наступал медленный мартовекий  рас-
свет; котда кажется, что он исходит из

ли понять,

Николай АСАНОВ
>

земли; поднимается OT снега, окрашивая
мир в синий, затем в багровый, розовый
и, наконец, в чистый голубой цвет. Вся-
кому, кто бывал в <редней России, па-
мятна эта непорочная чистота весеннего
утра ереди снега, леса и тронутых тая-
нием полей. Только черные воронки от
снарядов п 69м0 пятнали пейзаж, выде-
ляясь на CHETY, словно их и не касалась
переменчивая красота рассвета.

Ледяные припаи на проталинах и по
краям воронок хрустели под тяжелыми
сапогами танкистов, в последний раз ог-
лядывавших и проверявитих свои маши-
ны. Владимир Семенович Огородников дол-
го стоял в открытой башне, большой,
серьезный и внимательный, как  веегда
перед боем. Он велушивалея в насторо-
женную тишину, улавливая первые толо-
са зимних птиц, клестов, енниц и сне-
тирей, которые словно и не замечали лю-
дей и машин, заполнивших лес.

В это время в небо поднялась раке-
та, осветив лица танкистов мертвенно
зеленым светом, на несколько секунд вы-
делив яркими тенями и переливами све-
та каждую машину, дерево, все воронки
ий слелы на ‹негу. Огородников захлопнул
тяжелую крышку люка и приказал по
радио двигаться на полной скорости через
реку.

С этого мгновения он больше не видел
ни красоты мира, ни той величественной
в своей простоте природы, которая окру-
жала его, теперь он видел только при-
меты боя. Лес стал средством маскировки,
голая вершина высоты за фекой, трону-
тая яркорозовым лучом восходящего сол-
нца, — целью атаки, синий лед реки
— преградой, которую нужно преодолеть
как можно скорее. ;

Атака началась так внезапно и проте-
в окопах по берегу реки ничего не уепе-

как уже тяжелые машины
утюжили эти окопы, давили батареи,

превращали в железные лепешки трубы

минометов. Те, кто успел выскочить из
окопов и поднять руки, теперь брели че-
рез реку на нашу сторону, копровождае-
уые мокрыми автоматчиками. Под тя-
жестью танков лед на реке осел, и пехо-
тинцы перебирались уже по колено’ и
по пояс в воде. Теперь пю этой ледяной
воде брели уцелевшие немцы, с ужасом
оглядываясь на <вой берег, куда внезапно
ворвались танки, словно вынырнув из-
под синего речного льда.

‹ Огородников приказал батальону обойти
высоту < двух сторон, разделив свои
силы пополам. Сам он устремился епра-
Ba, торопясь выиграть время и проско-
чить открытый берег. Приподняв крышку
люка, он прислушался к звукам боя сле-
ва. (Сосед как будто наступал, облегчая
задачу Огородникова. и майор надеялся,
что по крайней мере половину из двад-
цати тяжелых танков сосед отвлек на
себя.

Солнце, выходившее За спинами танки-
сетов, осветило поломанный снарядами и
танками лес и кустарник. Глыбы MOoK-
poro енега падали с деревьев, залепляя
смотровые щели и затрудняя наблюдение.
Огородников стоял в открытом люке, гля-
дя, как часть танков скрывалась за вы-
сотой слева. Позали командирского танка
шли огнеметные танки и маленькие
Т-60, укрываясь за тяжелыми КВ. Вы-
сота осталаюь в CTOPOH. И в эт МИГ
Отородников. увидел совсем близко, в He-
скольких стах метрах, восемнадцать тан-
КОВ ПтТивника... =

Обычно танковый бой протекает молни-
еносно. Огородников  пользовалея среди
танкистов славой непревзойденного артил-
лериста. Это помогало ему во многих 60-
ях. Не задумываясь над тем, как труден
будет этот неравный бой,  Огородников
почти автоматически прицелилея и сделал
первый выстрел. Онарях из орудия KB
разнес башню немецкой тяжелой машины.
Танки Огородникова,  педшие рядом, —
всего три! — подбили еше две машины
противника. Сам Огородников  покалечил
еще один немецкий ‘танк, четвертый. Но
когда он, снова откинув крышку люка,
отлядел свои машины, он увидел, что один
его огнеметный танк горит, второй заст-
рял в низине пох высотой, а маленькие
танки Т-60 рассыпались во все стороны.
Они ничем не могли помочь тяжелым тан-
кам.

Поле боя представляло небольшую paB-
нину, изрытую логами, недостаточно глу-
бокими для того, чтобы служить при-
крытием для крупных тамков. Высота
была обойдена, и теперь там окапывались
пехотинцы, переделывая немецкие окопы
и обращая их на запад. Перед “глазами
этих пехотинцев происходила смертельная
дуэль, в которой на шесть КВ обруши-
лось двадцать тяжелых немецких танков.

Огородников © холодным спокойствием,
которое даже самому‘ему было удивитель-
ным, осмотрел всё поле боя и приметил
самые неожиданные мелочи, вплоть до
того, как медленно проступала вода на
еледу танков, как золотились от солнпа
далекие леса за равниной... Между тем
прошло лишь несколько секунд, которые
Огородников отдал этому осмотру, прини-
мая решение. В этот короткий промежу-
ток времени он услышал по радио голое
своего командира полковника Скорнякова,
который сообщил, что атака соседа не
удалась. Плацдарм надо было удерживать
своими силами.

кала в таком быстром темпе, что немцы

Отгородников окликнуя по радио своих
танкистов. Он всегда считал  необходи-
мым быть в центре сражения, чтобы в0-
время поддержать настроение своих аю-
дей, чтобы помочь советом и оружием то-
варищу. И «ейчас он был не только ря-
дом © ними, но и впереди них и знал, что
его люди не отступят перед превосходя-
щими силами противника.

Повторим еще раз, что все эти page
мышления заняли только несколько  се-
кунд, может быть две-три. Затем Огород-
ников приказал  танкистам продолжать
атаку и итти на сближение, И шесть KB
ринулись вперед.

Это произвело такой психологический
эффект, какого И ожидал  Огородников.
Немцы оетановилиеь. И в следующие дез
сять минут семь немецких машин пыла-
ли в разных концах равнины, и черный
дым поднимался <толбами в безветреном
воздухе. Четыре вражеских танка пере-
стали стрелять. Только значительно позх-
нее Огородников узнал, что немецкие тан-
кисты из этих машин, испуганные при-
ближениемх грозных русских великанов,
бросили исправные танки п бежали, даже
He расетреляв боезапаса.

Но и наших КВ. осталось только три.
Они маневрировали по равнине,  остав-
ляя черные полосы своих следов на сне-
гу, и можно было ло этим следам про-
честь весь беспримерный их подвиг, оп-
ределить места коротких остановок для
выстрела, увидеть их пели, к которым
они подбирались на такое расстояние,
словно хотели нанести таранный удар.

Между тем немецкие автоматчики, обо-
дренные появлением своих танков, снова
пытались атаковать высоту. Уже пули
из автоматов защелкали по броне танков,
словно частый дождь. Тогда Огородников
приказал своим Т-60 ударить по пехотным
немецким заслонам, чтобы облегчить рабо-
ту наших солдат. Т-60 мгновенно иечез-
ли, скрывшиеь в лошинах и в кустарни-
ke, & вслед за этим < той стороны высо-
ты послышался треск их пулеметов и пу-
шек.

В этот момент командир танка, кото-
рому Огородников поручил защищать свою
машину, увлекся дуэлью © немецким тан-
ком, начавшим отходить за высоту, и по-
гналея за ним. Отородников, уверенный,
что правый борт его танка п весь фланг
находится под защитой и наблюдением,
сосредоточил всё внимание на 00е. Бы-
10 трудно вести бой оставшимиея в его
распоряжении двумя танками, атаковать,
маневрировать, следить за каждым дви-
жением противника. У немцев еще оста-
валось восемь машин.

Отородников выбрал для атаки коман-
дирский танк немцев. В тот миг, когда
он прицелился и отдавал команду о го-
товности, он почувствовал страшный удар
в правый борт танка. Очнувшиеь от во-
реткого беспамятства, Огородников увидел
огромную пробоину в борту, неба, землю,
кустарник и выходящие из кустарника
четыре новых немецких танка,  развер-
нувшиеся для атаки © фланга. Танка
охранения не. было. Следы на енегу по-
казывали, что немцы заманили этот танк
в ловушку, отвлекли от основнуй задачи
ий смогли атаковать внезапно.

Отородников был ранен, Выбитый уда-
POM снаряда триплекс оборвал мускулы
челюсти, ударился в снаряды и разрезал
гильзы, чудом не вызвав взрыва. Гадист
с разбитым черепох откинулея назал. Во=
дитель был жив, но от сильной конту-
зии временно потерял зрение и слух.
„Теперь Отородников был единственными
глазами изувеченной машины. Он увидел,
как повернулось против танка орудие
второго немецкого танка. Шри помощи
сигналов Огородников заставил водителя
вести машину, маневрировать, и в то же
время он руководил боем, оберегая свои
последние танки.

Вторым попаданием у танка Огороднико-
ва покалечило башню. Но Огородников
опять пришел в себя после контузии.
него больше не было орудия, но он еше
мог управлять последней атакой. Й он
приказал уцелевшим танкам уларить a
эти вышедигие во фланг танки.

`Эта атака оказалась последней. Четы-
ре немецких танка не выдержали натибка
двух подбитых, почти расстрелявитих б0е-
комплект КВ, и стали отходить. Но ушли
только два. А лва другие осталиеь на по-
ле боя, разрушенные взрывом собственных
снарядов от детонации после первых удач-
ных попаданий.

Высота была взята. Плацдарм завоеван.
И с этого маленького участка весною на-
чалось генеральное наступление.

Из шести ВВ уцелели дза. Но из пвад-
цати четырех немецких танков, принимав-
ших участие в этом бою, было  подбито
девять и четыре захвачено ‘`исправными.
Это была хорошая победа.

Но был в этом бою жестокий урок.
Ошибка одного младшего командира, оета-

вившего свое место в бою. могла привести
не только к гибели комантира батальона,
но и свести на-нет все плоды победы в
этом сражении. Урок был тяжел. И никог-
да больше в батальоне Огоролникова не
случалось таких ошибок.

Война окончена, Армия изучает боевой
ОПЫТ. Огородников воспитывает мололежь.
Й каждое сражение, которое он пережил,
ныне он как-бы переживает вновь, пото-
му что на этом великом опыте войны и
победы учатея другие.

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.

Трудовые подвиги рабочих и колхозников  Дона

РОСТОВ-на-ДОНУ, 31 октября. (По те-
леграфу от наш. корр.). Месяц назад на
предприятиях, в совхозах и колхозах Ро-
стовской области началось предоктябрь-
ское социалистическое соревнование. Рабо-
чие, инженерно-технические работники H
колхозники обязались ознаменовать’ 28-ю
годовщину Великой Октябрьской Социали-
стической революнии новыми победами на
трудовом фронте.

Сейчас подводятся итоги соревнования.
Блестящих успехов добились горняки шах
ты № 14 комбината «Ростовуголь». Октя-
брьский план добычи угля коллектив шах
ты выполнил досрочно на 5 дней. Замеча:-
тельно работал участок тов. Воронова,
давший сверх плана эшелон угля.

От шахтеров не отстали рабочие ордено-
носного кожевенного завода № 1 (гор. Та-
ганрог). Завод уже выполнил годовой план
выпуска жестких кожевенных товаров. Ра-
бочие обязались до конца года дать про
дукции еше на несколько сот тысяч руб-
лей.

Успешно идет сдача хлеба в ряде колхо-
зов Волошинского района. Колхоз имени
Подтелкова раньше срока расечиталея с
государством по хлебопоставкам. Он вывез
на элеваторы 21 тысячу пудов зерна  Сверх
плана в фонд Красной Армии сдают хлеб
колхозники сельхозартелей имени Ленина
и имени Сталина.

Санаторий для инвалидов
Отечественной войны
в Железноводске

ЖЕЛЕЗНОВОДСК, 31 октября. (ТАСС).
Здесь открылся восстановленный санато-
рий для инвалидов Отечественной войны.
Санаторий рассчитан на 100 мест. На его
восстановление в текущем году было из-
расходовано свыше 600 тысяч рублей. Ле-
чебное учреждение обеспечено высококва-
лифицированными кадрами и хозюшо пюд-
готовлено к зние.

В санаторий прибыла первая партия от
дыхающих.