КРАСНАЯ

ОТ ТРУДЯЩИХСЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
великому вождю народов товарищу СТАЛИНУ

а 2 ноября 1945 в; патница, № 259 (6247),

Тактическая подготовка
офицеров

а Иосиф Виссарионович!

канун 28-й годовщины Великой Ок-
Фябрьской социалистической революций
\ы, рабочие и работницы, колхозники п
Волхозницы, интеллигенция Вологодской
области, обращаем к Вам, родному отцу
и любимому вождю, организатору великих
побед нашего советского государства сло-
Ba горячей любви и благодарности, Or
всей души желаем Вам, Иоеиф Виссарио-
нович, доброго здоровья и долгих лет жиз-
ни на радость народов нашей страны.

Советские народ одержал великую робе-
ду в войне против немецких и японских
империалистов. К этой исторической побе-
дс привели нас большевистская партия,
Советское правительство, привели Вы,
наш мудрый полководец, вождь и учитель.
Ваше имя — на устах и в ‹ердпах мил-
лионов советских людей. Ваше имя с лю-
бовью и уважением произносят народы
Европы и Азии, освобожденные Красной
Армией от фашистеких поработителей,

Обращаясь к Вам в радостные дни мир-
ного труда, мы счастливы сообщить, что
в замечательных победах, одержанных на-
шей страной, есть вклад и трудящихся
Вологодсккй области. Вместе с Врасной
Армией и всем советскям народом трудя-
щиеся нашей области самоотверженно 60-
ролись за свободу и независимость, честь
и достоинство советской Родины.

Мы гордимёя тем, что в числе самых
отважных сынов нашей Родины — Героев
Советского Союза имеется девяносто во-
логжан. Среди них славные летчики Ев-
тений Преображенский, Игорь Каберов,
Михаил Жуков, герои днепровских битв
Василий Иванов, Николай Петухов, Борие
Фарунцев, славные танкисты, артиллери-
CTI, пехотинцы, моряки; участники боев
за Москву, Ленинград, Сталинтрал, ines,
Кенигсберг, Варшаву, Берлин.

Многие тысячи звологжан награждены
орденами и медалями Советского Союза.

Достойными своих земляков-фронтовиков
были и труженики тыла. Самоотверженно
работали они на фабриках и заводах, на
транспорте, в колхозах, МТС и на лесоза-
тотовках.

С честью несли фронтовую вахту же-
лезнодорожники Северной магистрали и
речники Сухонского и Шекенинского да-
сейнов. Они бесперебойно доставляли 60е-
припаеы и продовольствие фронту, уголь
еси сырье — промышленности. Лучшему
маптинисту-новатору Вологодского пал0воз-
ного лено Василию Болонину в дни Отече-
ственной войны присвоено почетное зва-
ние Героя Социалистического Труда. Мно-
тие железнодорожники и речники удо-
стоены празительственных наград.

Миллионы кубометров леса для оборон-
вой и бумажной промышленности; топлива,
и шпал для железнодорожного транспорта,
крепежа для шахт Подмосковья и Донбас-
са, строительного материала для восста-
новления разрушенных вратом сёл и горо-
дов, сотни тысяч кубометров дров для Ле-
нинграда и Москвы заготовити работнике
лесной промышленности, = являющейся
важнейшей отраслью народного хозяйства
области. Один только лесоруб-орденоносец
Василий Ратников затотовил в годы вой-
НЫ 0010 семи тысяч кубометров леса.
Самоотверженно работали лесорубы стаха-
новцы-—Трещутин, Петров, Шепелев, Пя-
товская и многие другие.

Своевременно выполняли задания пар-
тии и правительства наши промышлен-
ные предприятия и артели промкоопера-
пии. За годы войны они выпустили на
сотни миллионов рублей различного во-
оружения для. Врасоной Армии и изгото-
вили для фронтовиков сотни тысяч тело-
греек, шаровар, полушубков, валенок.

Волхозники и колхозницы; специали-
сты сельского хозяйства, работники МТС
ий совхозов области, несмотря на трудно-
сти, вызванные военной обстановкой, так-

же честно выполнили Ваши ‘указания.
Труженики советской деревни всегда пом-
нили 0 том, что хлеб и продовольствие
нужны фронту, как боеприпасы и воору-
жение. За годы войны сельское хозяйство
области не пришлю в упадок, а еще боль-
пе окренло. Волхозники досрочно вышюл-
няли свои обязательства перед тосударст-
BOM.
Серьезных успехов добились и работни-
ки общественного животноводства. За пос-
ледние четыре года количество крупного
рогатого скота в колхозах увеличилось на
43 тысячи голов, овец на 155 тысяч го-
лов, на 22 процента поднялась молочная
продуктивность коров, значительно  в0з-
росла сдача государству продуктов живот-
новодетва, По инициативе переловых кол-
хозов, в Фонд здоровья защитников Родины?
поступило сверх плана` 1.128.000 пудов
молока. Оказана значительная помощь 06-
вобожденным от врага районам. 69 тысяч
голов рабочего и продуктивного скота бы-
10 передано этим районам на восстанов-
ление животноводческих ферм.

В дни войны выросло много новых ма-
стеров социалистического животноводства,
показавших высокую производительность
колхозного труда, таких, как доярка Ев-
докия Рогулина, телятница Антонина Ma-
лышева, овцевод Александра Феофанова,
конюх Владимир Воробицын и другие.
Имя знатной колхозницы области, махте-
ра свиноводства—Алексзнлры ДЛлюсковой,
давшей три мировых рекорда по выраши-
ванию и откорму свиней, широко известно
нашей стране. Только ^за годы войны
славная патриотка вырастила на своей
ферме около 2 тысяч голов  первоклаз-
сеных племенных свиней,

Вместе с рабочими и крестьянами са-
моотверженно работала и наша советекая
интеллигенция.

Доетойными своих отцов и сыновей,
мужей и братьев, залцищавших Родину,
оказалиеь наши женщины и молодежь,
вынесшие на своих плечах основную тя-
жесть труда на предприятиях, в колхозах,
совхозах, МТС; на лесозатотовках.

С окончанием войны перед нашей Ро-
Диной встали новые задачи. Необходимо в
кратчайший срок залечить раны, нанесен-
ные стране войной, и поднять еще выше
мощь социалистического государства.

В нашей области в честь Победы © но-
вой силой разгорелось социалистическое
соревнование за ‚дальнейшее увеличение
выпуска промышленной продукции, улуч-
шение работы транспорта и развитие
сельского хозяйства. Сегодня мы рады
сообщить Вам, дорогой Иосиф Виссарионо-
вич, о первых уепехах своей работы в
мирных условиях.

Несмотря на неблагоприятные условия
погоды, в текущем году колхозы и COBXO-
зы области организованно провели уборку
урожая и 15 октября, на 45 дней рань-
ше правительственного срока, выполнили
государственный план хлебозаготовок.

Сейчас по инициативе колхозников пе-
редовых колхозов в области развернулось
патриотическое движение за ‹верхплано-
вую сдачу зерна государству. 6.

Слержали poe слово и’ коллективы
передовых предприятий промышленности
и транспорта. Из месяца в месяц перевы-
полняют производственные планы: Соколь-
ский бумажно-целлюлозный комбинат им.
Куйбышева, завод «Северный коммунар»,
Велико-Устютский судоремонтный завод
«Вузино», Череповецкий завод «Красная
звезда», Сухонский завод молочных кон-
сервов, Вологодский судоремонтный завод,
Харовский тесозавод, и многие другие.

Область успешно провела сплав древе-
сины и организованно вступила в осенне-
зимний сезон лесозатотовок.

Но у нас немало еще и нерешенных за-
дач. Мы понимаем, что ‚для дальнейшего

Письмо обсудили на собраниях и подписали 431

Вологодской области.

развития народного хозяйства необходимо
еще более самоотверженно трудиться.

На ближайшие месяцы мы, трудящиеся
Вологодской области, берем на себя сле-
дующие обязательства:

1. Сдать к 7 ноября <. г. в фонд бы-
стрейшьего восстановления народного хозяй-
ства страны 500.000 пудов хлеба сверх
плана,

2. Выполнить досрочно план поставок
государетву леноволокна,  льнотреты и
животнозодческой продукции.

3. Своевременно0 и высококачественно
провести осенне-зимний ремонт тракторов
и сельхозмашин.

4. Полностью засыпать в колхозах К
1 декабря доброкачественные семена по
всем культурам.

5. Вынолнить к 1 января 1946 года
государственный план по росту поголовья
лошадей, крупного рогатого скота и овец;
организованно провести зимовку скота и
увеличить в период зимовки’ молочную
продуктивность коров на 10—15% в
сравнении с - соответствующим периодом
прошлого года. -

6. К 20 декабря выполнить годовой
план по предприятиям союзно-республи-
канской промышленности.

7. Выполнить план осенне-зимних. ле-
созаготовок в установленные сроки каж-
дым леспрюмхозом и мехлесопунЕтом,

8. Ускорить оборот вагонов на Севет-
ной ж. д. на 3%. Выполнять ежемесяч-
ный государственный план погрузки кре-
nema на 110%.

9. По Сухонскому и  Шекснинскому
речным бассейнах на 15 дней раньше
срока и высококачественно выполнить
план ремонта флота, портово-пристанекого
хозяйства, механизмов погрузочно-разгру-
зочных работ. Закончить строительство
судоремонтного. завода Шекснинского. па-
роходства—к началу зимнего судоремон-
ta 1946 г.

10. Улучшить работу культурно-прос-
ветительных учреждений области.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Близится время, когда под Вашим муд-
рым руководством наша страна уверенно
вступит в четвертую пятилетку. Выпол-
нение ее потребует не мало сил и энер-
гии. Но мы готовы к этому, так как зна-
ем, что только самоотверженный труд даст
возможность быстрее залечить раны, на-
несенные стране войной, поднять еще вы-
ше могущество нашего государства, и сде-
лать жизнь советских людей краше и 0-
rave,

Празднуя великие победы советского
народа, мы свято чтим имена тех, KTO
своим героизмом и жизнью завоевал ату
победу. Мы даем обещание — честно вы-
полнить свой долг перед защитниками
Родины, окружим повседневной заботой
инвалидов Отечественной войны, демоби-
лизованных воинов Красной Армии и их
семьи. :

Наша страна накануне великого исто-
рическотго события — проведения выбо-
ров в Верховный Совет СССР. Мы глу-
боко уверены, что эти выборы явятся но-

гвым выражением невиданного единства ©9-

ветского народа, ярчайшим проявлением
нашей любви к славной партии больше-
виков, Советскому правительству, в Вам.
дорогой товарищ Сталин.

Великое спасибо Вам, родной Иосиф
Виссарионович, за спасение Родины, 3a
заботу о советских людях!

Да здравствует наша могучая соцнали-
стическая держава!

Да здравствует героическая Красная

Армия, отстоявшая честь, свободу и неза- НИмума. Бывший минометчик Кондрашов,

висимость нашей Отчизны!

Да здравствует мудрая партия больше-
BuKOB!

Да здравствует ваш родной и любимый
товарищ Сталин!
„016 трудящихся

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации С. И. РУДЕНКО
И ВЫ ae es eat ил

В ходе Отечественной войны нам не
раз’ пришлось быть участниками ряда
больших наступательных операций, на-
правленных на прорыв вражеской 0оборо-
ны. Наши наступающие войска, несмотря
на все усилия врага, ломали его сопро-
тивление с неослабной энергией, не теряя
темпа, переходили на активное преследова-
ние противника. Наращивая удары, они
быстро добивались полного разгрома нп
уничтожения вражеских сил. В этой связи
мне хочется здесь коснуться одного весь-

“Ma важного вопроса боевого использова-
ния авиации именно в тот период, когда
враг, потерявший свои сильно укреплен-
ные оборонительные позиции, пытается
осуществить организованный отход и на-
ступлевие наших войск входит в фазу
неослабного преследования противника.

Halo сказать; что некоторые из авиа-
цнонных командиров не всегда придава-
лн этому периоду сражения должное BHa-
чение. Рау противник пошел  вепять,
нам делать теперь 9собенно нечего, —
считали они, — это ведь совсем He TO,
что авиационное наступление. Там каж-
дый вылет заранее проработан и сплани“
рован, там цели нужно искать, & здесь
враг веюду, куда ни кинь глазом... В
числу таких офицеров, ючитающих авиа-
ционное преследование делом простым и
легким, видимо, относился и тот коман-
дир части, с которым мне пришлось как-
то встретиться в одной из наступательных
операций нашего фронта. Прорыв вражес-
_Бой обороны уже был осуществлен. Про-
Тивник начал отходить на запад. Имен-
но в этот момент я заехал на один из
аэродромов. Злесь происходили боевые
. полеты. Группы «Ильюшиных» одна за
другой возвращались с заданий и, снаря-
лившиеь горючим и боеприпасами, снова
уходили в возлух. Но всем признакам
штурмовики вели интенсивную боевую
Деятельность.

— Как идут дела? — спросил я под-
полковника, командира части.

— Бьем, товарищ тенерал, — ответи
мне поднолковник,

Продолжение. Начало — в №№ 257 и  жим, что в

258 «Красной звезды».

1@а0 полями сражений

+

(ЗАМЕТКИ АВИАЦИОННОГО
’ КОМАНДИРА)
>

— Ну, & как же все-таки бьете? —
переспросил я.

— Где увидим, там и бъем. Покою не
даем им.

Легкость суждения командира штурмо-
виков 0 выполняемой ими боевой задаче
меня несколько озадачила. Проверив под-
готовку к очередному вылету, я понял,
что штурмовики фактически не знали на-
правления отхода главных сил противни-
ка. Они наносили удары только по тем
войсковым группам врага, которые по су-
ти дела случайно выявлялись летчиками
в полосе полета. А в то время, когда эти
штурмовики били там, «где видели», т.е.
по сути дела воздействовали только Ha
мелкие группы противника, одна из наи“
более плотных его колонн, двигаясь нес-
ROIBKO B стороне, уже была близка к то-
му, чтобы безнаказанно и относительно
организованно оторваться от преследую-
щих ев наших танковых частей. Штур-
мовики были тотчас  перенацелены и
подполковник, уяснив свою ошибку, бы“
стро организовал серию ударов по той
цели, которая в сложившейся обстановке
являлась главной, основной.

Авиационное ‘преследование требует
высокого оперативного искусства  коман-
диров частей и соединений всех, видов
авиации. Складывающаяся в это время
наземная обстановка соебует от летчиков
H авиационных командиров весьма вдум-
чивых решений, умения выбрать время и
место для удара, быстроты и стремитель-
ности реакции на действия противника.

Говоря о быстроте реакции на дейст”
вия противника, отмечу, что при органи-
зации авиационного преследования быет-
рота принятия решения и быстрота дей“
ствий-—это не одно и то же. В ряде cay
чаев от авиационного командира тут

т  Требуются известное терпение, разумный

выбор момента для нанесения решающе-

‚ го, смертельного удара противнику. Под-

твержу эту мысль примером. Предполо-
результате согласованного

: удара нашей пехоты, артиллерии и авиз-

ции основная оборонительная полоса про’
тивника прорвана. Вражеское командова-
ние, видя  бесплодность своих . усилий
удержаться на прежних позициях, расно-
рядилось 0б отходе на другой рубеж. По-
лучив от воздушной и наземной разведки
данные 9 том, что противник начал мас-
совый отход, авиационный командир. дол-
жен быстро принять решение.,В основу
его, конечно, должно войти стремление к
тому, чтобы в сжатые сроки уничтожить
максимальное количество живой силы п
техники противника. В одном случае,
чтобы решительно выполнить эту задачу,
авиационный командир, установив на“
правление отхода главных сил врага, мо-

жет сразу поднять в воздух все имеющи- доточенными колоннами, не испытывая на

еся в его распоряжении самолеты и на-
нести ими стремительный,  массирован-
ный удар. Целесообразность такого ва-
рианта решения порой может быть OI
сказана сложившимиея условиями обста-
новки. Если, например, местность позво:
ляет противнику «рассосать» свои силы,
налтравить их Е новому рубежу по мното-
численным дорогам частями, то желание
командира немедленно нанести врагу
Удар © воздуха несомненно оправдывается.
Но всегда ли необходима и обязатель-
на такая  стремительность? Допустим,
авиационная разведка обнаружила отхо-
дящие колонны противника в несколько
иной обстановке. Взвешивая положение,
командир видит на пути движения про“
тивника водный рубеж ¢ ограниченным
числом переправ. Тогда у него может
созреть иной и, пожалуй, более разум:
ный план. Несмотря на соблазн удара по
разрозненных колоннам, он
чтобы части противника поближе подтя-
нулись к водному рубежу. Естественно,
что ограниченное количество переправ
затруднат врагу дальнейшее движение,
замедлит темп отхода его частей. Настает
самый подходящий момент для  улара, и
командир тотчас же высылает к перепра-
вам снайперские экипажи,
разрушают их, а затем основные
авиации наносят мощные удары
скопившемуся на берегу противнику.
Еще раз подчеркивая, что действия
авиации в преследовании по своему харак-
теру и значению требуют от командира
известного предвидения, следует сказать,

СИЛЫ
по

‚ сколько правильно

выжидает,   авиационный командир обязан

Последние почти ненужным. Как бы ни была под-

В запасных соединениях и частях BO
время Великой Отечественной войны на-
ряду © боевой учебой рядового и сержант-
ского состава не прекращалась и опера-
тивно-тактическая подготовка офицеров.
Наиболее положительные, проверенные Ha
практике методы этой подготовки полез-
но учесть и настоящее время. С этой
пелью мы и хотим осветить опыт оперз-
тивно-тактической подготовки старшего
офицерского соетава Н-ского запасного
совдинения, готовившего кадры для фронта.

В данном соединении на каждый Me-
сяц определялась та или иная тема, кото-
рую офицеры должны были изучить. Co-
ответственно указывались статьи уставов
и наставлений, материалы газет и жур-
налов, имевшие отношение к намеченной
теме. Шланирование тем происходило <
учетом обстановки, складывавшейся на
фронтах. Например, если наши войска на
‘важных направлениях подходили к круп-
ным рекам, планировалось изучение та-
кой темы, как «Наступление © форсиро-
ванием водной преграды». Во время опе-
раций в Карпатах отрабатывались вопро-
сы, связанные с действиями в горных
условиях, ит. д.

Как правило, изучению темы  пред-
шествовали доклады и лекции по опы-
ту Отечественной войны. Доклады по-
ручалиеь одиому-двум Участникам 3a-
нятий. Следует отметить, что занятия CO
старшими офицерами проходили в начале
каждого. месяца. Это давало возможность
каждому участнику данной группы евое-
временно проводить занятия © офицера-
ми своего подразделения по теме, кото-
рую он уже изучил. Так создавалась до-
вольно Четкая система оперативно-тажти-
ческой подготовки всех категорий офи-
церского состава.

Для того, чтобы развить творческую
мыель и общий кругозор офицеров, уча-
стникам группы поручалось составлять за-
дания и тактическую обстановку по той
или иной теме. Наиболее удачная paspa-
ботка являлась основным материалом для
занятия. Руководич им сам автор разра-
ботки.

Наконеп применялся и метод заочной
подготовки. Офицерам давалось задание с
указанием срока, в который надо ето вы-
полнить. Известно, что заочная  подго-
товка дает хорошие результаты лишь B
том случае, если офицер достаточно на-
етойчиво и самостоятельно работает над
уставом, книгой и картой. К сожалению,
не все к этому серьезно относятся. Так,
иной офицер не сам наносит обстановку
ва карту, а поручает это какому-либо из
наиболее подготовленных своих товари-
щей. Случалось, что отдельные офицеры

СОВЕТСКИЕ ОККУПАЦИОННЫЕ
ВОЙСКА В ГЕРМАНИИ. На артил-
лерийском полигоне. Орудийный рас-

. чет гвардии старшины Яструбницкого
ведет огонь по танку «противника».

Фото нашего корреспондента
А Дмитриева. ~

Бывшие воины.
на автозаводе

имени Молотова

ГОРЬКИЙ, 1 ноября. (ТАСС). Демобк-
лизованные воины заняли свои прежние
места В цехах автозавода имени Молотова.

За годы Отечественной войны многое на
заводе изменилось. Станки и оборудование
стали более совершенными, много нового
внесено в технологию, иными стали и нор-
мы выработки. Всё это на первых порах
породило у бывших воннов некоторые
трудности.

На помощь пришли общественные орга-
низации и передовые рабочие. Каждого де-
мобнлизованного прикрепили к опытному
стахановцу. Организовали краткосрочные
курсы, создали консультации по производ-
ственным процессам. Это позволило быв-
шим фронтовикам быстро овладеть новой
техникой, повысить квалификацию и стать
стахановцами.

П. Ф. Бородин до войны работал фор-
мовщиком в литейном цехе серого чугуна.
Возвратившись с фронта, он опять стал на
свое место. Мастера цеха помогли Бороди-
ну овладеть новыми приемами формовки.
Вскоре его поставили бригадиром. Сейчас
он уже мастер отделения.-

В цех холодных штампов инструменталь-
но-штампового отдела пришел. демобилизо-
ванный Герой Советского Союза В. С.
Жуков. Не имея производственной профес-
сии, он из’явил желание стать инструмен-
тальщиком. Его приняли в качестве уче-
ника слесаря. С первого же. дня к Жукову
прикрепили опытного бригадира Брызгало-
ва. За полтора месяца Жуков стал’ непло-
хим слесарем. Теперь он успешно выпол-
няет задание. Детали, изготовляемые им,
идут Ha новую грузовую автомашину
ГАЗ-51. Без отрыва’ от производства тов.
Жуков с помошью прикрепленного к нему
техника Дроздова приобретает теоретиче-
ские знания в области инструментально-

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
1 ноября. (По телеграфу от наш. корр.).
Рота старшего лейтенанта Ермолаева
прибыла на полигон глубокой ночью. Тан-
кистам предстояло провести одиночные
боевые стрельбы’ из’ пулемета,  Упражне-
ние это ‘нелегкое, Надо за 40 секунд по-
разить «вражеский» пулемет, ведущий
огонь. Однако экипажи. пришли подготов-
ленными и чувствовали себя уверенно.
Этому помогли продолжительные ночные
тренировки, практиковавшиеся в подраз-
делении. Бойцы научились быстро отыски-
вать цели в темноте, определять до них

штампового дела. расстояния.
В прессовом и других цехах завода для Во время тренировки командир роты
повышения квалификации демобилизован-  особое внимание обращал на маскировку

ных организовали курсы технического ми-  танков при стрельбе. Важно научить эки-
пажи не только хорошо стрелять в тем-
ноте, но и появляться внезапно для про-
наладчиком. Его боевые товарищи Гришин,   тизника. Некоторые экипажи не понима-
Онуфриев, Савков, Поташкин и другие за  ли, зачем ночью  маскироваться. Тогда
короткий срок приобрели квалификацию   Ермолаев практиковал такой метод. В
слесарей, токарей, кузнецов, формовщиков.   машине, к примеру, светится щель. Ермо-
Они встречают праздник Великого Октября   лаев останавливает танк, выводит экипаж
трудовыми успехами — перевыполнением  наружу, отводит его метров на 30 и
сменных заданий.

закончив курсы, теперь успешно работает

спрашивает:

что Иной паз задачу решает не столько
количество введенных в бой самолетов,
выбранные условия
обстановки, в которой наноситея удар с
воздуха. В этой связи вспоминается один
из боевых эпизодов, имевших место в со-
седнем авиасоединении. Немцы, сбитые
нашими войсками с сильно укрепленного
оборонительного рубежа, начали быстро
отходить. Их танки и автоколонны по мно-
гочисленным дорогам устремились на юг,
Вомандир штурмового авиасоединения, не-
прерывно получая сведения от своей хорошо
организованной разведки о характере и
направлении движения противника, пока
что его не трогал, но держал свои само-
леты в готовности. Вое-кто из летчиков
начал бэспокоитьея: «Ночему мы не бьем
противника?» — нервничали они.

Но у командира соединения был свой
замысел. Почти двое суток немцы перед-
вигалиеь по нескольким дорогам, рассре-

ты находятся в боевой готовности, это сде-
лать не так уж трудно. Однако поднять
быстро самолеты в воздух. — это еще
только полдела. Успех выполнения кахж-
ого Задания зависит от тото, насколько
подразделения и даже отдельные экипажи
будут точно сориентированы о цели, име-
ют ли они ясное представление 0 харак-
тере своих действий. Веё это весьма тес-
но связано се подтотовкой к боевому вы-
лету. Между тем следует заметить, что
при «скоростной» операции авиационный
командир весьма ограничен во времени.
Если при обычном вылете, заранее пре-
дусмотренном планом боевых  дейетвий,
командир имеет возможность обстоятельно
обдумать свое решение, не спеша отдать
боевой приказ, организовать взаимодейст-
вие между частями различных видов авиа-
ции, подготовить и проверить исполните-
лей, то ведь при внезапном появлении
цели и необходимости немедленного удара
по ней характер предварительной работы

вовсе не пользовались рекомендованной пб
теме литературой. Не всегда четко отно-
сились к заочному обучению и сами ру-
коволители. Например, некоторые из них
подолгу не давали заключений относн-
тельно тех или иных заданий, выполняв-
шихся заочно, что снижало интерес к
этому методу занятий в целом.

Следует отметить, что и <10с0б состав»
ления заданий и разработок всеми участ
никами группы по определенной теме так»
же имел недостатки. Самый существенный
заключалея в том, что составители зада-
ний и разработок нередко придерживались
определенного шаблона. Это, ‘естественно,
давало <ебя знать на занятиях, в ход
KOTOPHX обстановка требовала принятия
решений, выходивших за пределы разра-
ботки.

По опыту данного запасного соединения
нам кажется возможным сделать следую-
щие выводы. Желательно, чтобы темати-
ка тактических занятий планировалась нз
квартал или еще лучше — на полугодие,

Тема занятия, метод его, рекомендуемая
литература должны доводиться до офицера
за 15—20 дней до начала занятия. Одно-
временно одному-двум офицерам поручает.
сея подготовиться к докладу по теме.

Доклад целесообразно прочесть накану-
не дня тактического занятия. Достаточно
отвести для доклада 45—50 минут. Столь-
ко же времени понадобится на обмен мне-
НИЯМИ.

Опыт показал, что на самое занятие
требуется примерно 8 часов. Первый чае
отводится наз ознакомление © темой, целью
и учебными вопросами занятия. В этот
час производится и проверка того, как ус-
воены уставные положения по данной те»
ме. В последние 30 минут занятий руко-
водитель делает разбор и ставит офицеров
в известность относительно следующей те-
мы.

В нашем запасном соединении метод 38-
нятий определялся, помимо других причин,
еще и условиями окружающей местности,
Например, вопросы foa B горах мы име
ли возможность изучать непосредственно
на местности. Зато некоторые другие во-
просы отрабатывались только на картах;
Следовательно, дело руководителя, исходя
из учета ряда факторов, определить Mer
тод занятия. Главное -— добиться высо-
кой поучительности последнего.

Мы считаем необходимым вести лично
учебное дело на каждого офицера. Эт
позволяет систематически накапливать
все материалы, отработанные офицерами,
что в свою очередь способствует индиви-
дуальному подходу к подготовке каждого

из них.
Полковкик КИРИНОВ,

НОЧНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ТАНКОВ

— Смотрите сюда. Что видите?

— Видим огонь.

— Это ваш танк. На линию огня я вас
не допускаю.

Высокая требовательность
дала положительные результаты.
ледней тренировке все экипажи
вали умело и скрытно.

Первым выполняет упражнение
машины старшего сержанта Новоселова,
Это фронтовик, опытный воин. Вот танк
тронулся с места. Через несколько секунд
Новоселов заметил блеснувший впереди
огонек. Это стрелял станковый пулемет
«противника». Старший сержант навел
свой пулемет в этом направлении и, как
только снова блеснул свет, дал первую
короткую очередь. Когда все патроны,
положенные для данного упражнения,
были расстреляны, танк Новоселова
вернулся к исходному положению. Упраж:
нение было выполнено им на «отлично».

Вторым на огневой рубеж вышел Tank
сержанта Синцова. Оценка ero стрельбы
тоже отличная. Так же успешно выпол.
нили упражнение башенные
Кожин, Назаренко, Маслов и другие,

командира
На пос
действо.

экипаж

нам предстояло немедленно поднять в 303-
дух большое количество ‹амолетов п
направить их на цель.

Чтобы сократить время ло под’ема 3
воздух первых групп самолетов, тотчае по

совского-я приказат вызвать к телеграй-
ному аппарату командиров частей, а 4a

время как ваши связисты выполняли э10
приказание, я ознакомился @ целью в
принял решение. Устный боевой приказ
был очень коротким п формулировался
так: «Немедленно по готовности произве-
ети удар по окруженной группировке про-
тивника, Цель находится там-то...»

были на узел связи, командиры частей
уже были у аппаратов. Учитывая, 970 а
подготовку и взлет  бомбардировщи-

ков уходит времени несколько больше,
себе воздействия с воздуха. Далее их путь   авиационного командира резко меняется,   нежели Ha взлет а 1
проходил по гористой местности, распола-   Здесь он обязан в считанные минуты истребителей, первым боевой приказ по-

тавшей всего только одной дорогой. На
эту дорогу и должны были выйти все вра-
жеские части. Как только они слились в
единый ноток и вошли в горный прохол,
командир авиасоединения дад сигнал к
действиям. В одном из узких дефиле, где
для врага была исключена возможность ма-
неврирования, штурмовики и нанесли удар
по колонне противника.

Одним из преимуществ, которыми обла-
Дает авиация, является ое способность Е
быстроте и мощности действий. Это цен-
нейшее качество должно быть всегда на
виду и должно быть умело использовано не
только общевойсковыми, но и самими авиа-
ционными командирами. — Подвижность
авиации позволяет ей в острые моменты
обстановки производить стремительные,
скоротечные  операчии. В этих случаях
наладить
особенно. четкую организацию действий
своих подразделений и ча”тей. Боевые вы-
леты должны происходить © предельной
точностью. Проигранное время, упущен-
ный момент сводят на-нет весь эффект
действий самой крупной группы самоле-
тов, делают ве появление над полем боя

действуя по заранее продуманной упро-
щенной системе управления, принять ре-
шение, отдать боевой приказ и организо-
вать полет так, чтобы нал целью не было
скученности и боевые эшелоны ‹амолетов
не мешали друг другу.

Действовать быстро практически 03-
начает: отдать приказ кратко и яено, вы-
брать наиболее простой вариант действий.
Это особенно важно в тех случаях, ког-
да авиации предстоит ударить по внезап-
HO появившимея крупным целям, скопле-
ниям войек противнтка и так называемым
«котлам». Во всех этих случаях веякое
промедление позволяет противнику принять
соответствующие контомеры и избежать
поражения с воздуха. И наоборот, быетро-
та, стремительность в действиях обеспечи-
вают авиации полный успех. В боевой
практике нашего авиасоединения было не-
мало «скоростных» операций. Остановлюсь
на одном из типичных случаев действий
такого роду — на разгроме окруженной
групнировки немцев под Бобруйском.

Образовавшийся здесь «котел» за-
ставлял © многом призадуматься. Не-
мецкая груп.ировка связывала значитель-
ное количество наших войск. Обстановка
не исключала того, что окруженные не-
мецкие корпуса, насыщенные большим ко:
пичеством техники, с наступлением ночи
попытаются вырватьсл из окружения п
таким образом увернуться от разгрома.
Всё это ставило перед нами задачу дейст-
вовзть быстро и решительно. День был на

вижна авиация, но если потеряно время,
TO ничто уже не поможет делу — ни
скорость, ни мощь вооружения вамолетов.

Что значит действовать быстро? Конеч-
Н0, Можно весьма быстро, по тревоге, под-
нять большую группу самолетов и. тотчас
=е направить их на цель. Богда сауоле-

лучил командир бомбардировщиков. Однако
дальнейшая личная передача приказа 10
нескольким аппаратам грозила отнять Jy
нас много времени. Мы решили coxpa
тить это время одновременной перелачей
текста приказа группой штабных офице-
ров. Таким образом с момента получения
распоряжения маршала ло доведения моег
решения частям прошло не более 15 м1:
RYT.

4 В связи со срочным потемом в воз
оольшого количества бомбардировщиков 1
штурмовиков перед нами остро встала
проолема о сопровождении их истребите-
лями. Надо сказать, что вели бы мы в
сложившейся обстановке стали в это вре
мя расписывать истребителей к опреле-
ленным штурмовым и бомбардировочных
частям, вылет мог надолго задержаться,
Поэтому было решено отойти от обычного
метода сопровождения. Мы выслали ва

таким образох организовали

общее прл-
крытие.

Через несколько MHHYT первые группы
самолетов уже были на пути к цели. №
немецкие корпуса был обрушен мощ:
НЫЙ удар советских штурмовиков
п бомбартировщиков. Еше до наступления
ночи наши летчики полностью разгроми-
ли вражескую группировку и наши назем-
ные воиска получили еще большую 68060
ду действий.

(Продолжение следует),

стрелки —

исходе, дорога была каждая минута, 8 _

получении распоряжения маршала Poroc

CTAM готовиться к боевому вылету. ВП

Когда мы с начальником штаба при

поле боя сильные наряды истребителей я

бел

ee

—>

’

i
i