чжать там евою прерванную учебу? Все

&.

ноября 1945 г. пятница. № 259 (6247),

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Страна залечивает раны

У воина Красной Арухни, прошедшего ©
боями от Москвы или Сталинграда до са-
мото Берлина, навсегда остались в памя-
ти скорбные рунны советских городов и
сёл, разрушенёых врагами. Будучи уже в
столице Германии, он не раз оглядывался
мысленно назад, не раз ‘перед ним вста-
вали одни и те же вопросы:

— Какова судьба этих городов: и 661?
Фак поднимаются они из пепла? Как воз-

рождается жизнь на вчерашних дорогах  .

ВОЙНЫ?

Стремление Красноармейской печати
дать ответ на такого рода вопросы всегда
считалось очень похвальным. Читая в
тазете очерк или статью, корреспонден-
цию пли даже короткую информационную
заметку © TOM, Kak  восстанавливает-
ся наше народное = хозяйство, воин
Ерасной Армии проникается еще  боль-
шей верой в силу советекого строя и го-
товностью на новые подвиги во славу
своей Родины. Такие. материалы имеют
огромное *звосмитательное значение для
всего личного состава армии. Но особен-
ню велика их роль в отношении воинов,
подлежащих демобилизации.

_ Для человека; который закончил служ-
бу, вопрос о том, как выглядят ныне те
‘советские город» и сбла, по которым
прошла война, имеет не только воспита-
тельное” значение, но порой еще и чисто
практический смысл: Если он жил там до
зойны, его, естественно, влечет туда 0б-
ратно. Ho что его ждет там? Найдется
ли жилье? Будет ли соответствующая его
призванию фабота? Сумеет ли он продол-

эти и многие другие вопросы в хействи-
тельности весьма существенны,

В пример многим здесь можно поста-
вить газету  «Врасноармейская правда»
(редактор Я. Фоменко). Она систематичес-
ки публикует на своих страницах очень
интересные очерки под общей рубрикой
«В горохах, которые ты освободил».

Вот номер от 12 октября. В нем рас-
сказывается об одном из наиболее постра-
давших городов Советской Белоруссии —
Бобруйске. Прошел всего год © небольшим
после освобождения его от немепких зах-
ватчиков, но как уже много успели сде-
лать за это время.

«В городе восстановлены и работают
32 промышленных предприятия. Среди
них — лесокомбинат, мебельная фабрика
имени Халтурина, судоремонтный завод,
швейная фабрика им. Дзержинского, ма-
шиностроительный завод имени Сталина,
фабрика «Красный пищевик».

Восстановлены и работают 13 промыс-
ловых артелей.

Отстраивается хлебокомбинат.

В городе создано 18 начальных и
средних школ. В них обучается 9.500
детей. Идут занятия в педагогическом
училище, в музыкальной и фельдшерско-
акушерской школах, в лесотехникуме и
автотехникуме...

Открылись кинотеатры «Товарищ» и
«Пролетарий», библиотека им. Пушкина,
Дом офицеров, краеведческий музей. К
октябрьским дням откроется городской
драматический театр.

Восстановлено 39 тысяч квадратных
метров жилой площади. Не менее
500 домов построили сами жители, полу-
чив от государства ссуды».

Столь же интересна статья и © Барз-
новичах, напечатанная в номере 217. Ав-
тор ее гвардии капитан А. Шульпин пи-
шет:

«Немцы зарварски разрушили город,
взорвали и сожгли лучшие его здания...
Когда наши войска вступили сюда, он
был весь в пламени и пепле... На цент-
ральной улице не осталось ни одного
целого дома».

Но вот год спустя гвардии капитан
Шульпин — опять в Барановичах, и пе-

ред ним открывается уже совершенно
иная картина:
«Мы идем по центральной улице.

Бросается в глаза чистота, хотя многие
дома еще в строительных лесах. Плот-

ники с утра до вечера стучат топорами.
Подносчики снуют с носилками, на кото-
рых высятся аккуратно сложенные кир-
NH...

Мы стоим на Электрическом утесе,
обернувшись в внутреннему фейду Порт-
Артура. Горбатая зеленая линия Титрово-
го Хвоета замыкает узкую горловину

бухты. Крутые зеленые массивы  подни-
_маютея‘ из яркосиней пелены, похожие
на допотопных зверей, которые вылезли
из Желтого моря погреться Ha южном
солнце,

Поначалу Порт-Артур не кажется

трозной морской крепостью. Живописный
городок, напоминающий не то Ялту, не
то Сухуми: узкие, сбегающие с сопок
улочки, белые и ‘красные домики, пыль,
лы, собаки, пестрый базар, корзины с
фруктами, широкий пляж цвета яичного
желтка, белая лента прибоя и дремлю-
щие влалеке тупоносые китайские джонки
© парусами в виде шторы. Шелест ака-
ций, соленый бриз, тлхие, подзолоченные
солнцем воды.

Вот внешний рейд, где стояла русская
ackatpa B памятную ночь 8 февраля
1904 года. Там стоял «Ретвизан», здесь
стоял «Петропавловск»... Стараешься уви-
деть эту картину, зажмурив глаза, ста-
раешься представить себе грохот орудий
п мелькавье светлых прожекторных стол-
бов. Вот место, где совершилось одно из

предательских нападений Из-за угла...
Потоиление «Кошина» на рейде Чем-
yasio в 1894 г. открыло японо-китай-
скую войну, нападение на «Варяга» и на
Артур в 1904 г. открыло  русско-япон-
скую войну, неожиданная высадка BO
Владивостоке в 1918 г. открыла  интер-
веннию, нападение на  Пира-Харбор в
1941 г. открыло войну на Тихом океане.
Никогда ни одна <трана не нападала
на Японию. Мы посылали туда  миролю-
бивые миссии Врузенштерна,

божденных войсками, в которых распро-
страняется «Красноармейская правда». —
это только одно из очень многих средств,
какими пользуется газета для ознакомле-
ния своих читателей с гигантскими рабо-
тами по восстановлению нашего народного
хозяйства. Она умеет использовать с этой
целью все виды газетного оружия. В том

из которой читатель узнает, что

в газете информационные подборки «Бело-
руссия сегодня». Взять хотя бы подборку,
напечатанную в № 221. В ней 9 неболь-
ших заметок на самые разнообразные те-
мы, но все они в той или иной мере
знакомят читателя © успехами республики

народного хозяйства.

восстановление жизни на советской земле,

мейца Наума Яковлевича
редакция не ‘упускает случая, чтобы и в
такой корреспонденции дать

1 сентября точно в назначенный час
открылись, двери всех начальных школ...
Отремонтированы и готовы принять сту-
дентов все техникумы..,

На перекрестке афиша:
кинотеатре «Комсомолец» демонстри-
руется фильм «Берлин». Мы были в
этом театре, сожженном немцами дотла.
Теперь он отстроен -заново.

В городе восстановлен лесопильный
завод, пущена фабрика химических изде-
лий. Работают все до одной кустарные
мастерские.

Строители быстрыми темпами возводят
взорванное немцами железнодорожное
депо. Оно будет готово уже к зиме.

Весной этого года на окраине города
посажены сотни деревьев. Новый парк
занимает 10 гектаров».

«Сегодня в

Но очерки 06 отдельных городах, ‘0сво-

же № 217 напечатана передовая статья,

«с помощью старшего брата — вели-
кого русского народа — по всей  Бело-
руссии уже возрождены 9.584 колхоза,
восстановлены и дают продукцию свыше
3.500 промышленных ‘предприятий»,

Заслуживают внимания и появившиеся

по восстановлению разрушенного врагом

«Барановическая область первой в
Белоруссии закончила теребление льна.
Весь лен с площади в 12.087 гектаров
полностью обмолочен и разостлан...

В Оршанском районе начал работу
крупнейший в республике Копысский
изразновый завод, продукция которого
широко использовалась до войны на
строительстве Московского метрополи-

Колхозники Полесья снова возделы-
BaloT CBOH виноградники. В передовом
колхозе имени Тельмана созревает  пер-
вый послевоенный богатый урожай. вино-
града... :

В Витебске электрифицируются mpen-
приятия, учреждения и жилые дома».

Даже в так называемых оперативных
корреспонденциях «Красноармейская прав-
да» умеет подчеркнуть, как быстро идет

холгое время бывшей под пятой немец-
ких оккупантов. С этой точки зрения на-
пболее характерна корреспонденция «Воз-
вращение»; налечатанная в газете ва
№ 203. Речь идет здесь 0 проводах из
родного полка демобилизованного красноат-
Марченко. Но

своему чи-
талелю интересные сведения 0 восстанов-
лении нашего народного хозяйства,

«По пути, — пищет «Красноармейская
правда», — солдат ‘увидит литовский
город Каунас, освобожденный при его
участии летом прошлого гола. У солдата
будет много причин радоваться. Каунас
живет ныне полнокровной жизнью —
дымят трубы восстановленных заводов,
переполнены клубы и театры. Дальше —
Вильнюс и Минск. Здесь он тоже сра-
жался. Если время позволит, Наум Яков-
левич непременно пойдет посмотреть
минские предприятия — электростанцию,
завод имени Ворошилова, вагоноремонт-
ный завод. В прошлом году <ердце
солдата болело, что всё это немцами
выведено ‘из строя. Сегодня в Минске
работают заводы и фабрики, восстанав-
ливаются разрушенные дома, строятся
новые жилища...».

То, что делает «Красноармейская прав-
да», могут и обязаны делать все наши
газеты. Ее хороший опыт следует шире
распространить во всей красноармейской
печати.

Порт-Артур

Путятина; американцы послали дружест-
венного Перри, англичанин Джон Адамс
строил японцам корабли, голландекие вра-
чи учили их медицине, франпузскче юри-
CTH создавали У них законодательство.

Япония ответила на это разбойничьими
ударами в <пину. Прикрываяеь «ослож-
нениями» в Европе, она осуществляла свой
план завоевания «Индии, Архипелага,
Малой Азии, Центральной Азии и даже
Европы».

В Порт-Артуре невозможно удержаться
от воспоминаний. Вот утес, откуда наши
тяжелые орудия били по горе Сяогушань.
Белый камень капониров до ©их пор ис-
черчен осколками. Казематы, капониры,
бруетверы сохранились полностью. Пушки
отсюда вывезены, но их можно увидеть
еще на Орлином Гнезде. Автоматчики и
танкиеты етоят, сняв пилотки, перед тя-
желыми, ржавыми туловищами орудий и
рассматривают клейма Обуховокого завода.

Странно волнуют эти ржавые, русские,
знакомые надписи среди японских Me-
мориальных досок и памятников, которы-
ми усеян Порт-Артур. Странно волнуют
дома знакомой, старомодной стройки девя-
тисотых годов — гидрометеослужба, дво-
рец наместника, госпиталь. Кругом тес-
нятся японские домишки < фасадами, o6-
ложенными коническими цилиндрами сна-
рядов, вмазанными в цемент: снаряды
японской артиллерии 1904 года.

Bor дом < пробоиной: она обведена ра-
уой. По стенке сбегает сверху вниз япон-
екая надпись: «Попадание < броненосца
«Касуга»... август, 1904 г.» Торчит из
стены большой осколоЕ «из гаубицы 11
пехотной дивизии, сентябрь, 1904 r.>...

Японцы превратили Порт-Артур в му-
зей, наполненный воинственным бахваль-
ством. Слово «русский» нигде не упоми-
нается. Вместо него стоит «теки» —

Головнина,   «вражеский», ‚

с председателями исполкомов городских Советов депутатов
трудящихся Сталинграда, Одессы,

ся Сталинграда готовятся к встрече 28-й
годовщины Великой Октябрьской Социа-
листической революции. Всю свою энер-

хитектурно-планировочные и землемерные   РЫ

строителей занесены на тородекую доску

ревнование охватило все предприятия го-

гиганта — СОталинградекого
завода имени Ф. 9. Дзержинского. Герои-

«Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его» — таков лозунг граждан города
ных работ. Строители возвращают городу-герою былую красоту.  На снимке: участники обороны Ленинграда П. Дом-

нышес, С. Уваро

изводственной нормы. Фото

и Р. Каус, выполняющие на восстановительных работах в предоктябрьские дни до 300 процентов про-

Ленина. Ширится фронт восстановитель-

нашего корреспондента А. Секретарева.

_В ГОРОДАХ-ГЕРОЛХ НАНАНУМЕ ВЕЛИКОГО ПРАЗДНИКА.

Вчера корреспондент «Красной звезды» связался по телефону
герои готовятся к пр

Севастополя, По просьбе
СТАЛИНГРАД

У телефона - председатель
исполкома Сталинградского горсовета
Д. М. ПИГАЛЕВ

С исключительным под’емом трудящие-

Родины, погибигих в борьбе © вратом. В
дни великого праздника делетации трудя-
щихся возложат венки на могилы: воинов,
отдавших свою жизнь за спасение Cra-
линграда.

ОДЕССА

У телефона — председатель
исполкома Одесского горсовета
А. Н. КАРПОВ

В праздничный наряд одеваетея краса-
вица-Одесса. На улицах и площадях идет
предпраздничная уборка, очищаются скве-

и тротуары:

По улицам Одессы курсируют троллей-
бусы. До войны их не было в городе. От-
крытие троллейбусного движения намеча-
лось на воскресенье 22 июня 1941 тода.
Но война сорвала работы по благоустрой-
ству города. :

За время оккупации  немецко-фашист-
‘ские захватчики причинили серьезные
разрушения городу. С окончанием ° войны
рода. В первых рядах соревнующихсея —   трудящиеся Одессы < энтузиазмом взялись
стахановцы крупнейшего индустриального  3& возрождение города. По кирпичику р4-
тракторното   бочие восстановили разрушенные корпуса
судостроительного завода имени Марти.
ческие труженики своими руками восста-! Уже восстановлены основные цехи завода
новили завод и наладили выпуск мапгин. и начато строительство и ремонт судов.
Сотни тракторов © маркой «СТЗ» уже Ветупили в строй действующих  заво-
направлены в колхозы и <овхозы страны. ды имени Январекого восстания, Октябрь-
Сейчаю стахановцы завода подтотовляют  ской революции, Красной Гвардии и дру-
выпуск З-тысячного трактора. гие.

Над выполнением производетвенных пла-- На предприятиях широко развернулось
нов самоотверженно трудятся рабочие и предоктябрьское социалистическое  <орев-
служащие других предприятий Сталин-  нование. В подарок к празднику `фабочие
града. Выполняя свой патриотический долг И служащие завода имени Бирова выпус-
на фабриках и заводах, сталинтрадцы не  кают первый после войны универсальный
забывают о бытовом и материальном уст- фрезерный станок. Вскоре будет пущен
ройстве семей доблестных защитников Ро-   восстановленный одесский тазовый завод.
Дины, освободивших страну or Hemenxo- - Возрождаются и культурные  учрежде-
фашистской нечисти. Только что закон-  ния города. После войны в Одессе от-
чился месячник помощи семьям воинов   крыто 17 вузов, в числе которых старей-
Красной Армии. В общегородской фонд от шие учебные заведения —— государствен-
сталингралцев поступило более 650 тысяч) ный университет, медицинекий, политех-
рублей. На собранные деньги будут куп- нический институты, институт инженеров
лены теплые вещи и подарки для семей   водного транспорта и другие. В городе ра-
фронтовиков, инвалилов Отечественной ботают 11 техникумов и свыше 70 cpex-
войны и детей-еирот. Сталинградцы свято! них школ. Восстановлен одесский опер-

тию и силу они отдают строительству и
возрождению родного города.

Во всех районах торода — в центре и
на, окраинах идет большая созидательная
работа. Убираются груды камня и щебня,
поднимаются леса новостроек, ведутся ap-

работы. Тысячи  рабочих-строителей и
жителей города заняты восстановлением
Сталинграда. Имена лучигих стахановцев-

почета. На ней отмечены фамилии штука-
тура’ Шатковаз” каменщиков Иконникова,
Семигриба, кровельщика Чертова и дру-
гих. Шредоктябрьское социалистическое `6о-

nos. Всё кругом потемнело. В бетонные

щели хлынул горький пороховой газ, п

туча земли долго оседала по обгоревиим
о кустам на обрыве, Никто из бывших в
› Каземате не уцелел. Бетон был смят, ка-
мень расколот.

Так погиб Кондратенко, один из луч-
ших командиров артурской обороны. Солда-
ты восточно-сибирцы сложили 0 нем пес-
ню, которая еще долго звучала над гря-
7-й Вос- дой сопок, изрытых укреплениями: «Руко-
водя беестралино грозным, смертным боем,
Фреди геройских войск он был всегда ге-
роем!..»

Снова стараюсь представить себе эту

«Из этих пушек враг нае обстреливал
— выведено на Орлином Гнезде. «Здесь врат
особенно упорно сопротивлялея» — на-
писано на бывшем Куропаткиноком лю-
нете.

Здесь сопротивлялись бойцы
точно-Сибирекой стрелковой бригады ге-
нерала Кондратенко. В <трашные для Ap-
тура лето и осень 1904 года здесь, в

этом лабирияте KPYTHIX тор» ПороСШИх 1-1 Мы тор пе сейчас только ветер
стой травой и низкорослым кустарником, ии

гудит в проводах высоковольтной пере-
шли отчаянные боп двух русских диви-  У РР р

< ачи, — как она выглядела тогда, 41 го
знй, растянувшихся на31 километр фрон- Ave, х Ths д

. тому назад. Виж аншеи, эскарпы,
та, против больной японской армии гене- . у A т ы en
банкеты, ретраншементы. Дымки стелятся
рала Ноги.

A по крутым склонам. Неумолчно бьет
Поднимаюсь по крутой, извилистой тро- осалная артиллерия. Внизу густые цепи
пинке в гору. Кусты становятся веё выше

и гуще, зелень почти смыкается над го-  ЗТакующей вражеской пехоты, поблески-
ловой. Вругом глубокая тишина, неуго- Ванье плоских штыков, яростный. вопль
монно трещат цикады. Неожиданно попа-  «банзай!» и мельканье белых японских
даю на широкую площадку, на Которой   надзатыльников, колеблемых ветром.
живо сохранились следы огромного взрыза. E

Они много потеряли в этой осаде. В

Рваный ‘бетон и камень зметан-
К первые же месяцы У них выбыло из строя

ная желтая земля, тяжелые осыши, ка-  уе 2
менные стены какой-то подземной HOpHT,  “ яч человек против наших тре
тысяч. Вокруг обоих Орлиных Гнезд —

из ованные осколками. Торчат обломки  .
УР р Большого и Малого, вокруг высот Мор-

балок, вывернуты плиты из лестницы. ВОИ А те В

Это форт № 2. где 15 декабря 1904 т.   допроводного редута и Куртганной батареи
происходила раздача иаград солдатах 28-го   лежало такое количество трупов, что наши
стрелкового полка. Генерал  Кондратен- бойцы затыкали ноздри паклей,  обмочен-
ко вместе с полковым командиром подпол- ной в скипидаре. Но японцы продолжали
ковником Науменко и командиром форта   лезть на эти сопки, многочисленные, как
инженер-подполковником Рашевскнм нахо-  муравьи. Они вели «тихие» и «летучие»
дилея в бетонном укрытии, когда япон-  сапы, вели подземную войну, продвигаясь
ская артиллерия усилила огонь по Боль-   вперед с большим трудом, метр за метром.
шому Орлиному Гнезду и соседним фор-  Им нужен был Порт-Артур. им нужен
там. Раздалея пронзительный визг двух- был Дальний, им нужен был ключ к

соткилограммювого японском  енаряда из  экепанеии на, материке, ворота в Маньчжу-
одиннадцатилюймовой осадной гаубицы.  рию, плацдарм для подчинения Восточной
Этот звук опытные артурцы прозвали  Азин, Сибири, Китая. Они форсировали

«трамваем». Снаряд ударил, раздался гро Волчьи горы под Артуром, а пели 06
хот, от которого, казалось, воздух отделил- Урале: «И над`самой вершиной Урала по-
сЯ от земли м фазорвался на тысячи кус*! ставим знамя Восходящего Солнца...» ,

редакции председатели горисполкомов рассказали, как города-

азднику 28-й годовщины Великой Октябрь-

ской Социалистической революции,

хранят память о доблестных защитниках  ный театр. На-днях состоялось его TOp-

жественное открытие. Впервые после вой-
ны на сцене театра шла опера Глинки
«Иван Сусанин».

СЕВАСТОПОЛЬ

У телефона — председатель
исполкома Севастопольского горсовета,
В. П. ЕФРЕМОВ

Вместе со всей страной Севастополь пе-
реживает радостные дни подготовки к ве-
ликому празднику трудящихея СССР. Каж-
дый день ознаменовывается всё новыми и
новыми трудовыми победами севастополь-
пев. Усилия трудящихся города направле-
ны к тому, чтобы быстрее залечить раны
войны и вернуть былую мощь и красоту
Севастополю. Горол-порт возвращается к
своей нормальной жизни. Уже восстанов-
лены и очищены от развалин приморские
набережные. У причалов дымят катера и
пароходы.

Строители Севастополя‘ полностью в0<-
становили основные предприятия города,

двоеборья

разрушенные немецко-фалгистекими зах-
ватчиками. Возрожден крупнейший судо-
ремонтный завод имени С. Орлжоникид-
зе, городская электростанция, хлебозавох
и многие другие предприятия. Болыную
работу по восстановлению  тазрушенных
жилищ и общественных зданий разверну-
ли черкассовекие строительные бригады,

Предприятия Севастополя © честью вы-
полняют предоктябрьские  сопиалистичес-
кие обязательства. Хлебозавод уже в
  середине октября выполнил годовую
программу. Так же хорошо работают
предприятия местной промышленности —
артели «Прасная швея»,

Проводы
демобилизованных

казаков

ДОНСКОЙ ВОЕННЫЙ ОКРУТ, 1 ноября.
(Пс телеграфу от наш. корр.). Недавно в
Н-ском гвардейском казачьем  кавалерий-
ском дважды орденоносном соединении 0=
стоялись проводы демобилизованных каз
заков. С утра военный городок огласилея
звуками маршей и боевыми песнями. Ка-
зачьи эскадроны вышли на площадь, ук-
рашенную гирляндами цветов, флагами и
лозунгами. На площади состоялся митинг.

С напутственным словом выступил Ha-
чальник политотдела соединения гвардии
полковник Бражников. ,

— Боевые друзья, — сказал он. —
Красная Армия одержала историческую
победу. В завоевании этой победы боль-
шую роль сыграли и вы, донекие конни-

ки. Теперь вы возвращаетеев в родные
места к своим женам и детям. Помните

‚ наш наказ: выеоко несите честь и досто-

HHCTBO гвардейцев, трудитесь на фабриках
и заводах так же самоотверженно, как
вы сражались на фронте.

Секретарь готхома ВКП(б) тов. Сыво-

Г роткин от имени трудящихся горола поз-

дравил темобилизованных воинов © в03-
вращением к мирному труду и пожелал им
успехов в работе на благо Ролины.
Ответную речь произнес  демобилизоя
занный гвардии сержант Афанасьев, знат-
ный артиллерист соединения, отмеченный
НХ правительственными награда».
ми. ь
— Можете не сомневаться, товарищи,
— заявил он, — ваш наказ будет выпол
нен. В колхозах, на фабриках и заводах
каждый из нас будет добиваться того, что-
бы стахановским трудом еще выше  под-
нять могущество нашей любимой Родины
осле митинга всем демобилизованным

казакам были вручены памятки и персо-
нальные подарки.

Закончились всесоюзные
соревнования
по рукопашному бою

Старший лейтенант Туманов —
абсолютный чемпион СССР

ЛЬВОВСКИМЙ ВОЕННЫЙ OKPYT, 1
ноября. (По телеграфу от наш. корр.).
Розыгрышем перзенства по второму виду

ья — преодолению полосы пре-
пятствий закончились всесоюзные сорез=
нования по рукопашному бою. Выявлены
лучшие спортсмены в преодолении 150-
метровой полосы препятствий. Заслужен-
ный успех выпал Ha долю рекордсмена
Р московского динамовца капитана
Цыбы. Его время—54,3 секунды—явилось
лучшим на соревнованиях. Вторым оказ
зался ленинградец Меркульев со време-
нем 57,1 секунды и третьим москвич
Гришков — 57,7 секунды.

В конце дня в соревнованиях на поби-
тие всесоюзного рекорда капитан Цыба
не только улучшил свой результат, но и
установил новый рекорд СССР по пре-
одолению полосы препятствий, показав
время 51,5 секунды. Однако неудачи, по-
стигшие Цыбу в соревнованиях по штыко-
вому бою, не дали ему возможности пре-
тендовать на первое место.

Первенство по обоим видам двоеборья

досталось победителю соревнований по
штыковому бою старшему лейтенанту
Константину Туманову (Ленинградский

дом офицероз), который стал абсолютным
чемпионом СССР по рукопашному бою.
Второе место занял мастер спорта Моча-
лин и третье’ — мастер спорта Каменез,

ОСЕННИЙ КРОСС
ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-

«Парижская  рУуг, 1 ноября. (По телеграфу от наш.

Коммуна» и другие. Тысячи пар теплого   корр.). В части, где командиром подпол-
белья и обуви получат K празднику се-  ковник Борзенко, проведен осенний кросс
вастопольць. Для 1.750 детей фронтови- на дистанцию 3.000 метров. В нем принял

вов готовятся праздничные подарки,

участие весь личный состав части. Марш-

В лень 28-й годовщины Октября сева- РУТ кросса пролегал через леса и болота.

стопольцы выйдут на приморские буль-
вары и будут наблюдать парад кораблей
Черноморского флота. После морского па-

Несмотря на это, бойцы, сержанты и офи-
церы показали неплохие результаты.
Первенство завоевало подразделение

старшего лейтенанта Перова, покрывшее

рада они вместе © краснофлотцами при-   дистанцию за 19,5 минуты. Второе место
мут участие в общегородской демонстра-  заняло подразделение капитана Логинова

ЦИИ.

Им не удалось дойти ни до Урала, ни
д Сибири. Порт-Артур лежит под  сен-
тябрьским солнцем 1945 года свободный,
смеющийся. Этот городок — подлинный
уузей тщетных усилий японской военщи-
ны завоевать своей стране звание великой
державы. Мы, ровесники этой осады, на
пятом десятке нашей жизни, ходим по
сопкам, которые дымились в дни налиего
младенчества. Мы пришли сюда за свя-
шенной землей с форта № 2, с Электри-
ческого утеса, ¢ Вумирненского  редута.
Кругом нас обломки японской  великодер-
жавности, заброшенные памятники, остат-
ки показного великоления. .

Вот русское кладбище. Скромный па-
мятник: «Здесь покоятся бренные остан-
ки доблестных русских воинов, павших
при защите ими крепости Порт-Артур».
Большой крест рельефно выделяется на
синем небе, на фоне дымных желто-зеле-
ных сопок. Читаю: «25 Восточно-Сибир-
ский, 26 Восточно-Сибирский...» 16 ты-
сяч погребенных. На коесте  высечено:
«Больше сея любви никто не имать, да
кло душу свою положит за други своя».

Выхожу на высоту Залитерную, откуда
виден весь город. Снова яркое солнце,
синяя гладь Западного бассейна, белые
террасы японских отелей. Японцы переи-
менорали Новый Город в Риодзюн, а Ста-
рый Город в Огондай. Последний был за-
ветной целью для всевозможных студен-
ческих и школьных экскурсий. Токийские
юноши в каскетках ходили здесь толпами,
начиняяеь шовинистической пропагандой,
— фотографируя памятники, флажки, про-
боины и воронки. Сюда возили иностран-
цев, китайскую молодежь из Шанхая и
Бейпина, американцев и ‚англичан. Все
должны были убедиться в том, что Ниц-
пон — великая держава. :

Торчит на Перепелиной торе  громад-
ный оранжевый каменный цилиндр. это
монумент осады Артура, воздвигнутый

со временем 20’минут 25 секунд.

японцами так, что он виден отовсюду —
из тоннеля, ведущего на Дайренское
Поссе, с моря, с сопок, из бухты. Голый,
угрюмый столб, без украшений, без над-
писей, как бы навалилея на Артур, по-
добный колоссальному винту, прикрутив=
шему к морю янонекую базу.

Над монументом вьется по ветру крас-
НЫЙ флаг. Поразительно, каким обрезом
взобрались люди на эту гладкую много-
метровую вышку, лишенную ступеней.
Они расписались внизу: «Водрузили знамя
танкисты Харченко, banyr, Евдокимов»:
Стоящий рялом артиллерийский старшина
замечает: «Ну, танкисты куда не зале-
зут!>...

Этот памятник взорван не будет. На-
против, на Тигровом Хвосте будет постав-
лен еще более мощный памятник 0св0бож-
дения Артура.

Русских в Артуре не осталось. Они бы-
ли выселены японцами сейчас же после
падения крепости. В Дайрене живет быв-
шая сестра милосердия, участнина 0б0ро-
ны Артура, ныне уже седая, старая
женщина © солдатским «Георгием» на
груди — М. И. Едренева. Сорок лет жи-
вет она воспоминаниями боев, смертей,
героизма. Когда случайно при ней упоми-
нают о «взятии» японнами Порт-Артура,
ее выцветшие глаза вспыхивают:

— Артур ятюнцы не взяли! Его сдали
изменники!

..Артиллерийский салют потрясает Тяг-
ровый Хвост и зеленые сопки. Наша
эскадра входит в бухту... Сорок один год
прошел с тех пор, как японская пехота
впервые показалась на этих yaunax. Co-
рок один год японского наступления на
материк, сорок один год террора, коварет-
ва, насилия, «пютогонной системы», по-
давления всего живого, сорок олин год
казней и лжи. Но ныне «жандарм Азии»
разгромлен. Берега Тихото океана раскре-
пощены, Порт-Артур свободен.

Лев РУБИНШТЕЙН.