3 ноября 1345 г., суббота. № 260 (6248).

moe КРАСНАЯ ЗВЕЗДА пани am

Учебно-тренировочное
занятие артиллеристов

о ue

Для зазбора некоторых вопросов методи-
ки стрелково-артиллерийекой подготовки
офицеров мы обратимся к примеру одного
учейно-тренировочного занятия, проведен-
ного командиром дивизиона гвардии под-
полковникох Шевченко,  Обучаемые —
командиры взводов училища. Цель заня-
тия: отработка пристрелки по наблюдению
знаков разрывов на основе сокращенной
подготовки данных.

Офицеры собрались у миниатюр-полиго-
на. Гвардии подполковник Шевченко на-
чал с определения цели занятия и пояс-
нения, почему это занятие является. учеб-,
но-тренировочным. Затем тов. Шевченко
приступил в кодированию «местности»,
указал орнентиры, потом проверил, как
это офцеры усвоили, заставив некоторых
‘из них доложить © закодированных пред-
метах и ориентирах.

При этом тов. Шевченко не оставлял
без внимания ни одной допущенной 0бу-
чаемыми неточности, Скажем, при указа-
нии дальности до ориентиров офицер при-
менил елово <далыше» столько-то метров.
Ero поправили, налюмнив 0 том; что в
этих случаях надо говорить «больше» или
«выше», если принимающий пелеуказание
находится вмебте с дающим его:

(6 обстановке, в которую ввел руково-
дитель командиров, говорить не будем.
Прин нанесении боевого порядка артилле-
рии на карту ее не учитывали («против-
ник» не фиксировалея). Что же касается
точноети работы на карте, тут гвардии
подполковник был справедливо придирчив.
Веякая неаккуратность ставилась на вид.

— По саблице огня, — говорит руко-
водитель, — время пристрелки реперов,
Bee BH в роли командиров батареи. Ре-
пер № 1: ориентир 2; влево 1-00, боль-
me 450 — развесистое дерево. Гвардии
старший лейтенант Дмитриенко! Идите на
наблюдательный пункт, отыщите репер на
местности.

Руководитель правильно оценивает зна-
чение ориентиров, что видно из его на-
поминания офицерам требовать от курсан-
тов твердо усваивать их. Однако следует
отметить такой недочет. Еще тогда, когда
103; Шевченко назначал ориентиры, он де-
лал это по своей схеме, не учитывая ме-
стоположения обучаемых. Для них утло-
вые величины, естественно, были не тож-
дественны © указываемыми.

Тов. Дмитриенко быстр» нашел репер
потому, что искал его с точки, с которой
производил пелеуказание руководитель. Но
остальные были лишены этой возможно-
сти. Получились ошибки. Младший лей-
тенант Безруков неверно подечитал даль-
ность ло репера, а гвардии лейтенант Дуб-
ровский, вак потом выяснилось, принял за
репер не тот местный предмет, который
имел в виду руководитель.

Офяцеры готовят исходные даные для
открытия огня. Гвардии  подполковниЕ
Шевченко предлагает записать форму док-
лада стреляющего. Это мероприятие не
лишне. Оно позволяет систематизировать
порядок выработки решения, избежать не-
нужных слов. Когда, например; гвардии
младшего лейтенанта Леонтьева епросили,
что он будет делать, офицер доложил ко-
ротко и понятно: «Огонь буду вести одним
орулием, гранатой...; взрыватель — ©6ко-
лочный, по наблюдению знаков разрывов».
Решение вполне соответствовало огневой
задаче — пристрелять репер, формулиров-
ка решения также правильная.

Руководитель опросил нескольких офице-
‘ров, проверяя качество подготовки исход-
ных данных. Нельзя сказать; что у всех
результаты оказались одинаковыми. Бы-
ла разница и в установке угломера и
в уровне. В ‘каждом отдельном случае вы-
яенялась причина расхождения с данными
руководителя. Главная из них — из-
лишняя поспешность работы, отсутствие
твердых навыков в использовании хордо-
угломера и циркуля-измерителя. Сказа-
лось еще и то обстоятельство, что нане-
сение точех на карту производилось меха-
нически, без сличения с «местностью».

Стрелять назначен офицер Дубровский.
Для записи форма уже была заготовлена
на классной доске, каждая команда стре-
ляющего фиксировалась. В процессе при-
стрелки репера руководитель не ограничи-

валея контролем работы тов. Дубровского,
& наблюдалза действиями всех офицеров.
Это нисколько не задерживало ход заня-
тий. Обращение к тому или иному коман-
диру выражалось в лаконичной форме:
Таким образом ни один человек не оста-
валея  безучаетным, зная, что в любую
минуту и от него могут потребовать даль-
нейшую команду.

В основном ведение огня производилось
правильно. Получив отклонение первого
разрыва от цели в 0-30, стреляющий,
применяя коэфиниент удаления (0,5), про-
извел доворот вправо 0-15. Затем репер
захватывалея в четырехделениую вилку,
вилка половинилаеь, обеспечивалея даль-
ний и ближний пределы узкой вилки дву-
мя наблюдениями каждый. Но при рас-
чете пристрелянных данных руководитель
остановил стреляющего для того, чтобы
зачитать труппе параграф 131 Правил
стрельбы наземной артиллерии 1945 года.
В этом параграфе сказано: пристрелку ре-
пера по наблюдению знаков разрывов до-
водят (до обеспеченной одноделенной вил-
ки (вилки в 2 Вд). Следовательно, нато
было еще раз споловинить полученную
двухделенную вилку, дать еще двз выет-

рела и лишь тогда, когда знаки разрывов

будут удовлетворять требованиям, скоман-
довать «етой, записать установки!», про-

изведя соответствующую корректуру.

В конне занятия твардии подполковник
Шевченко произвел разбор стрельбы тов.
Дубровского, не забыл отметить и недоче-
ты в работе других офицеров. При назна-
чении ориентиров не все составляли схе-
мы их. Не отработан еще порядок нанесе-
ния цели «от ориентира». Некоторые
командиры, зная условные обозначения
элементов боевого порядка артиллерии, веё
же предпочитали обходиться надписями,
Не совсем верно подавалась команда «от-
ставить!», когда обнаруживалась ошибка в
какой-либо установке. Записывающий не
мог доложить о количестве израсходован-
ных снарядов, так как позабыл отмечать
выстрелы. Руководитель сделал разбор
важным элементом занятия.

Нисколько не считая оптибочкой мето-
дику проведения данного занятия (в це-
лом она заслуживает подражания), хо-
чется остановиться на трех положениях.

Первое. Гвардии подполковник Шевчен-
RO, показывая разрывы, планом-корректо-
ром (планшет-перечиелитель) не пользо-
валея, что об’яснялось желанием создавать
нужные комбинации знаков. Не лучше ли
только первый разрыв и последние (ce-
рия на одних установках) давать на ми-
ниатюр-полигоне по сеоему усмотрению, а
в остальном точно следовать порядку
стрельбы? Ведь стреляющий, подавая
команды; в праве видеть ожидаемые знаки
разрывов, а не случайные. Если отклоне-
ние первого разрыва можно об’яснить не-
учтенными условиями, ‹опровождающими
стрельбу (ветер, деривация и т. д.), ес-
ли влияние рассеивания понятно, то В oc-
тальном порядок огня, закономерен. В этом

отношении  план-корректор -— бееприет-

растный посредник.

Второе. На указанном занятии руково-
дитель заставил стреляющего сначала док-
ладывать свое наблюдение, а потом уже
производить расчет для следующей коман-
ды. Rak правило, поступают наоборот, с
тем, чтобы не задерживать стрельбы. Ру-
ководитель это правильно знали сделал
оговорку: дескать, отступление  допус-
кается в интересах всей группы, a на
тренировках будем делать по-обычному.
Нужно ли по-разному подходить к одному
и тому же вопросу? Пожалуй, лучше на
всех стрельбах выдерживать установлен-
ный порядок.

Третье. В бою команду стреляющего пе-
редает на огневую позицию телефонист,
который после правильного повторения
команды © огневых позиций подтверждает
это словом «да». Здесь же повторял коман-
ду записывающий, и он же тотчае го-
ворил «да». Непонятно, к чему такая
импровизация? Раз у стреляющего нет под
рукой телефониста, так пусть он сам под-
тверждает, правильно или нет приняли
его команду:

Подполновник В. СМИРНОВ,

Вевино-инзненерная подготовна курсантов

Офиперы-преподаватели Второго Берди-
чезското пехотного училища много внима-
ния уделяют военно-инженерной подготов-
ke курсантов. На специальных и такти-
ческих занятиях они знакомят будущих
офицеров © современными инженерными
средетвами борьбы, учат курсантов ру-
ководить инженерными работами во взво-
де— роте, Кроме того, на тех же занятиях
курсант приобретает инструкторско-мето-
дические навыки обучения бойца самоока-
пыванию, минированию местности, устрой-
CTBY различных заграждений.

Практическое выполнение работ — 05-
новной метод проведения занятий. В часы
самоподготовки курсанты изучают соответ-
ствующий раздел наставления. Практиче-
ские занятия начинаются в инженерном
городке. Здесь на готовых сооружениях
курсанты знакомятся с техникой их уст:
ройетва. Затем обучаемые выходят в по-
ле и решают учебные задачи на ‘тактиче-
ском фоне. Они выбирают место для
устройства сооружения,  трассируют ero,
расстанавливают под руководством руко-
водителя занятия рабочую силу, опреде-
ляют порядок и время выполнения работ.
После этого курсанты берутся за лопаты,
зопоры, пилы и строят об’ект.

Занятия, проводимые таким методом,
дают курсантам одновременно навыки офи-

цера-ортанизатора и исполнителя инже-
нерных работ. Следует сказать, TO в
самоокапывании многие курсанты доби-

я
мы

съ совершенства, отработали эти прие-

мы до автоматизма. В то же время обу-
чавмые усвоили. на память нормы, научи-
лись быстро делать расчеты работ по
времени и по использованию основных ма-
терналов.

„В училище для проведення специаль-
ных занятий создана хорошая учебная
база. Инженерный городок оборудован с
любовью и знанием дела. На площади
размером 300 на 100 метров имеются все
инженерные сооружения, которые курсан-
ты должны изучить за время пребывания
в училище. Выполнены сооружения тех-
нически точно.

В училище имеется также тактический
городок. Курсанты оборудовали ротный
район 0борюны с системой траншей и
опорными пунктами. В этом городке про-
водятся занятия по тактике и отдельным
темам инженерной подготовки. На-днях,
например, курсанты учились в тактичес-
ком городке преодолевать  противотанко-
вые и противопехотные препятетвия.

Ящик © песком, на котором воспроизве-
дены различные инженерные сооружения,
в одну десятую или одну двадцатую на-
туральной величины, также является
хорошим наглядным учебным пособием
для усвоения военно-инженерного дела. В
Классе у ящика с песком курсанты
обычно собираются для повторения прой-
денного и усвоения новой темы в часы
самоподготовки и консультаций.

Майор М. ЧУКАРЕВ.

ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

«Грубое нарушение указа о демобилизации»

В «Красной звезде» № 251 была напе-  лизованных. На пункте формирования эше-

чатана корреспонденция о
случаях бюрократического
нуждам демобализованных

отношения к
в Гбилисском

военном округе Заместитель командующе:   обеспечении

недопустимых   Лонов работает специальная комиссия Воен-

ного Совета округа. Недостатки устраняют
ся на месте представителями соответствую-
щих отделов штаба. За беспорядки в
демобилизованных денежным

го войсками сообщает, что факты, приве-   довольствием Военный Совет наложил взы-

денные в газете, правильны, Приняты ме-
ры для улучшения обслуживания демоби-

ый

скание на начальника финансового отдела
округа.

Об основах построения
Курса стрельб

СОВЕТСКИЕ ОККУПАЦИОННЫЕ
ВОЙСКА В ГЕРМАНИИ. Бойцы роты
гвардии старшего лейтенанта А. Мас-
кинского на утренней физической за-
рядке.

Фото. нашего корреспондента
старшего лейтенанта А. Дмитриева.

ГЕРОИ ВЗЯТИЯ БЕРЛИНА
В СТОЛИНЕ УКРАИНЫ

КИЕВ, 2 ноября. (По телеграфу от
наш. корр.). В Киев прибыл первый эше-
лон демобилизованных второй очереди из
Берлина. Героев тепло встретили пред-
ставители партийных и советских органи-
заций, а также рабочие, служащие, родные
и близкие демобилизованных.

Поезд остановился. Из вагонов выхо-
дят бойцы, сержанты, старшины. На вок-
зале состоялся митинг. Бойцов  привет-
ствовали представители горкома КП(б)У
и горсовета. С ответным словом от имени
демобилизованных выступал гвардии
старшина ‚ Тимофей Нечипуренко, награж-
денный орденом Красной Звезды, медаля-
ми «За боевые заслуги», «За оборону
Сталинграда», «За освобождение Варша-
вы», «За взятие Берлина», «За победу
вад Германией».

— Горячо благодарим за радостную
встречу, — сказал он. — Мы, сыны Ук-
раины, вместе со славными русскими
братьями и воинами других народов на-
шей родины, водрузили знамя победы
над Берлином. Теперь мы вернулись до-
мой с победой. Зазеряем вас, что мы
славно поработаем и на трудовом фронте.

После митинга воинов на автомашинах
развозят по домам.

Гвардейцы-казаки в гостях
у Михаила Шолохова

РОСТОВ-на-ДОНУ, 2 ноября. (По теле-
графу от наш. корр.). На-днях групна вои-
нов гвардейского казачьего соединения по-
сетила станицу Вешенскую и побывала в
гостях у известного писателя депутата
Верховного Совета Михаила Александро-
вича Шолохова.

В теплой, задушевной беседе казаки рас-
сказали ‘автору «Тихого Дона» о боевом
пути соединения, о сражениях на Украине,
в Румынии, Югославии, Австрии, о штурме
столицы Венгрии — Будапешта. Во время
беседы писателя интересовали не только
героические эпизоды, но и быт донских
казаков, их поведение за рубежом родной
страны, боевая учеба и т. д.

Михаил Шолохов поделился с казака-
ми впечатлениями о своей недавней по-
ездке в Германию, рассказал о своей ли-
тературной деятельности. Сейчас он за-
канчивает работу над романом «Они сра-
жались за Родину».

Писатель передал горячий привет гвар-
дейцам-донцам и пообещал навестить каза-
ков, познакомиться с прославленными вои-
нами.

КОЛХОЗНИКИ ЧУВАШИИ
ВСТРЕЧАЮТ
ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ ВОИНОВ

ЧЕБОКСАРЫ, 2 ноября. (По телефону
от наш. корр.). Сотни демобилизованных
воинов Красной Армии ежедневно воз-
вращаются в города и сёла Совет-
ской Чувашии. Доблестных защитников
Родины тепло и приветливо  встре-
чают земляки. Они помогают воинам в их
трудовом и бытовом устройстве. Особен-
но хорошо организована помошь демоби-
лизованным и их семьям в колхозах
Сундырского района. Так, например, в
колхозе «Колос», где председателем ар-
тели тов. К. Я. Тямин, для строитель-
ства жилищ демобилизованным еоинам
колхознаки заготовили 280  кубометрв
пиломатериалов. Недавно вернувшиеся в
колхоз фронтовики Костин, Шадрин, Пет-
pos, Алангин из заготовленного фонда
получили необходимые лесоматериалы и
приступили к строительству новых домов.

В колхозе создан специальный денеж-
но-продовольственный фонд помоши семь-
ям погибших воинов, инвалидам Отече-
ственной войны и демобилизованным. На
текущем счету фонда — 6 тысяч рублей,
полторы тонны зерна, 25 овчан и другое
имущество и продовольствие. Колхозники
артели решили увеличить этот фонд и
дополнительно внести в него 10 тысяч
рублей, 3 тонны зерна, 200. центнеров фу-
ража, 500 овчин и 50 килограммов масла.
Одновременно колхоз для семей фронто-
виков выделил 20 голов скота.

С большим под’емом готовятся к встре-
че демобилизозанных и другие колхозы

Чувашии,
ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК»
№ 20
Вышел из печати журнал «Военный

вестник» № 20. Журнал открывается пе-
редовой статьей «Изучать и обобщать опыт
Отечественной войны». В журнале напеча-
таны статьи Героя Советского Союза
гвардии генерал-полковника К. Галицкого
«Некоторые вопросы прорыва позиционной
обороны», полковника А. Биргена «Исполь-
зование снайперов в бою», полковника
В. Урбановича «Орудия прямой наводки и
орудия сопровождения пехоты».

В разделе «Боевая подготовка» помеще-
ны статьи майора Н. Кострова «Вопросы
обучения бойца пехоты», полковника
В. Алексеева «Стрельба поверх своих под-
разделений».

В разделе «Вопросы воинского воспита:
ния» опубликованы статьи майора С. Дми:
триева «Взгляды генерала М. И. Драго-
мирова на боевое воспитание и ‘обучение
войск» (к 40-летию со дня смертн), майора
Н. Сергеева «Некоторые вопросы работы
офицерского собрания».

В разделе «За рубежом» напечатана
статья полковника Б. Третьякова «Истре:

бительно-противотанковые части армии
1 США».

`  вытекающие

В етатье «Насущные вопросы огневой
подготовки пехоты»*) капитан В. Демидов,
опираясь на опыт Великой Отечественной
войны, пришел к выводу © том, что не-
обходима разработка нового Курса стрельб,
соответетвующего современному уровню
развития Красной Армии.
также ряд положений, которые, m0 ero
мнению, следует внести в Вуре стрельб.
Это выступление получило широкий от-

клик. Оно вызвало ряд статей, авторы ко-  ходить и поражать цели 0
торых, горячо приветствуя идею разра-  дистанциях. Боец и офицер не обладали
основанного! в ряде случаев достаточно высокой вы-

ботки нового Курса стрельб,
па опыте Отечественной войны, не только

обсудили и развили положения, высказан-  ки зрения простого здравого смыела, уза-

ные капитаном В. Демидовым, но и по-
влились своими взглядами на
методы огневого совершенетвования пехо-
ты.

Изучение матерналов дискусени,
вернувшейся среди нашей
военной общественности по одному
важнейших разделов подготовки
убеждает, что вопросы, поднятые капита-
ном В. Демидовым, являются весьма ак-
туальными и жизненно важными.

Мпогие предложения, высказанные уча-
стниками дискуссии, являются, несомнем-
но, ценными, и внимательное изучение
их дает возможность правильно учесть
требования войск к огневой подготовке,
из обширнейшего боевого
опыта. Кроме того, эти предложения в
высокой степени способствуют углублен-
ному пониманию ряда существенных <то-

раз-

рон, важных при разработке Курса
стрельб.

Естественно, что некоторые вопросы,
выдвинутые в ходе дискусвии, имеют

особую значимость и подверглись наиболее
широкому обсуждению. К таким  вопро-
сам относятся: обязательное требование
совмещать обучение стрельбе с обучением
тактике; разработка методики огневой
подготовки; переемотр дистанций стрельбы
из разных видов оружия; наблюдение и
умение определять расстояния для быетро-
о поражения целей; оценка стрельбы;
тактические учения ес боевой стрельбой;
отпуск боеприпасов на обучение; стрель-
бища, полигоны, характер целей, мишени
и материальное обеспечение огневой под-
готовки.

Прежде всего необходимо осветить ко-
ренные, принципиальные положения пост-
роения Вура стрельб, вытекающие из 009-
бенностей современного боя, вооружения
й теоретических основ стрельбы. Основные
положения, определяющие роль пехоты в
бою, характер ‘ее действий или способы
решения ею своих задач, даны в Боевом
уставе пехоты 1942 г., утвержденном Ге-
нералиссимусом Советского Союза товари-
щем Сталиным, и являются краткой, но
исключительно выразительной программой
обучения пехоты. Достаточно привести хо-
тя бы следующие выдержки из части 1
этого устава:

«Пехота Красной Армии‘является осноз-
ным родом войсн. Она сильна своим огнем
в сочетании с движением вперед, завер-
шаемым решительным штыковым ударом...

Огонь, маневр и рукопашная схватка—
основные способы действий пехоты...

Успех в огневом бою достигается вне-
запным сосредоточением всех или боль-
шей части огневых средств подразделения
пс отдельным группам противника для
его уничтожения по частям».

Bee эти положения получили, как из-
вестно, полное и решительное подтверж-
дение в многочисленных боях. Выводы же
из сказанного следуют такие. Бой пехо-
ты, кан правило, является огневым боем
в сочетапии в решительным  маневром.
Отонь из стрелкового оружия должен
быть массовым, ‘управляемым и метким.
Условия современного боя требуют уме-
ния вести отонь из стрелкового оружия в
различных положениях для стрельбы: ле-
жа, стоя, из окопа, из-за укрытия, на
ходу, при большом физическом и мораль-
ном напряжении. Станковые пулеметы,
минометы и противотанковые ружья ни в
коем случае не отетают от поддерживае-
мых ими подразделений и немедленно по-
ражают угрожающие цели.

Более подробное рассмотрение условий
современного боя, оружия пехоты  Teo-
рии стрельбы приводит к ряду  дальней-
ших определений, которые должны быть

строго учтены ‘ при разработке Курса
стрельб. Очевидно, например, что отонь
стрелкового оружия дополняег cool ap-

тиллерийский и минометный огонь, 060-
бенно на дистанциях до 1000 метров, и
приобретает самостоятельное, решающее
значение на дистанциях менее 600 м. В
свою очередь основы использования раз-
личных видов оружия пехоты  определя-
ются их баллистическими свойствами.
Технические и баллистические свойства
различных образцов стрелкового оружия и
боеприпасов определяют в

бою те или
иные дистанции действительного огия.
Так, при отличной подготовке личного

состава можно вести действительный
огонь по живым целям из ручного пулеме-
та на дистанцию до 800 м., из отдельно-
го станкового пулемета — до 1000 м.
Группа пулеметов (взвод) способна пюра-
жать 16 же пели на расстоянии до
2000 м. Стрелок из винтовки ведет огонь
по одиночным живым целям до 400 м,,
группа стрелков, при хорошем управлении
ими, — до 800 м. Пистолет-пулемет ис-
пользуется на дистанции до 100—120 м.

Изложение основных принципиальных
вопросов, вытекающих из характера сов-
ременного боя, оружия пехоты и теорети-
ческих оснований стрельбы, уже дает
ответ на ряд вопросов, выдвинутых в хо-
де дискусени. В частности оно иесчерпы-
вающе отвечает на рассуждения о том,

надо ли сочетать огневую подготовку ¢
тактической. Необходимость такого соче-
тания ясна и бесспорна. Теперь центр

тяжести наптих усилий и следует перенес-
TH Ha TO, чтобы тактические элементы
органически входили в задачи (упражне-
ния) курсов стрельб из всех вилов пехот-
ного оружия.

Так же обетоит дело и с дистанциями
стрельбы. Нельзя ограничивать стрельбу
из винтовки дистанцией в 200 метров, а
из ручного пулемета — в 400 метров,
когла баллистические свойства этих видов
оружия позволяют выполнять боевые за-
дачи ча значительно большее расстояние.

*) См. «Красную звезду» №№ 201, 203,
211, 214, 218, 222, 227, 230, 234, 939, 243,
249 и 256.

Он. выдвинул венной войны не было целей для пора-

задачи и порожденн

советской вень, граничащий © безграмотностью,
иЗ  только потому, о
войск, рою паблюдалиеь на войне. Не так надо

стаивали необходимость использовать каж-

> лось наблюдение, не сумели быстро найти
Генерал-лейтенант пели, слабо организовано нь of
нем, плохо стреляли и т. д. Вороче го
М. ГЕРАСИМОВ воря, стреляющие не смогли продвинуться
ее: вследствие недостаточной т A kgs
‘ul лая мера:
Вы та НА офицеров и ог-
невых средств в размерах, превышающих
установленную для учения норму. Пря-
чиной тут может быть неумелое использо-
вание местности, попытка продвигаться
без поддержки организованным огнем, мед-
лительность. Как видим, и в данном слу-
чае перечисленные недочеты являются ре-
зультатом плохого обучения.

Такие оценки просты и показательны;
Они быстро достигают своей цели, чего
нами. Нельзя же вместо. стремления К   ОТЕЮДЬ neat а Ha waa
полному овладению техникой (оружием) и ТРУДНО уловимых оценках, р

Г é ng.  Mep, Tako: «YMeHH@ OpranW30BaTb HM неп-
мастерством стрельбы спуститься на уро. рернвно осуществлять взаимодействие».

Многие участники дискуссии поднимали
вопрос об отпуске боеприпасов на обуче-
те  ние. Боеприпасов надо отпускать столько,
чтобы боец привык стрелять, . привык
воздействовать на противника огнем, ве-
рил в свое оружие и в своз умение ис-
пользовать его. Но, конечно, здесь необ-
ходимо ограничиваться рамками разумной
потребности.

Kak показывает детальное рассмотрение
некоторых вопросов, включаемых в hype
стрельб из пехотном оружия, назрела не-
обходимость разработать методические
указания © характере, порядке организа-
ции и проведения стрельб. Без этого 0-
воение курса окажется  затруднительных
и будет страдать различными неточноетя-
2 ми. Эту задачу призваны, на наш взгляд,
близких дистанциях. Боец, не  овладев- разрешить Te Ke лица, которые разраба“
ший уменьем быстро и правильно 0пре- тывают и самый курс: только в этом
делять расстояния до противника, Даже случае можно рассчитывать на полное и
обнаружив его, не сумеет поразить врага, правильное изложение всех необходимых
пока тот He приблизитея вплотную. Сле- указаний и советов.
довательно, бойца надо обучать _ наблю- Последний вопрос, который привлек наз
дению и определению расстояний © пПер-   ибольшее внимание участников дискуссии,
вых дней его подготовки. Тренировка В  касзется стрельбищ, мишеней, целей и
этих приемах, закрепление навыков долж- уатериальной стороны обучения стрельбе,
ны продолжаться неустанно, пока боец на-  Для нового курса придется несколько пе-
ходитея в армии; реоборудовать и развить существующие

Участники дискуссии большое внима- стрельбища. Общий огневой рубеж теперь

жения их на все дистанции, допускае-
мые оружием. Цели имелись в избытке.

Нехватало подчас другого: ‘уменья Ha-
на больших

учкой. Однако вряд ли допустимо, е точ-

конить на всё будущее время явление,
е отчельными частными причи-

что тодобные факты по-
понимать опыт войны! Глубоко правы
товарищи, которые не дали увлечь себя
разговорами о ложных тенденциях к сок-
рашщению дистанций стрельбы и твердо OT-

дый вид оружия: в полную его силу.
Уменье быстро и метко поражать цели
во многом зависит от способности наблю-
дать за полем боя, выявлять цели и пра-
вильно определять до них  расетояния.
Если стрелок и пулеметчик не овладели
этим искусством, самая высокая техниче-
ская выучка не даст положительных ре-
зультатов. Боец, не обученный наблюде-
нию, видит противника только на самых

ние уделили тактическим учениям © 606- по существу отсутствует; Стрелки п
вой стрельбой. И не случайно. Нужно пулеметчики передвигаются вперед во
прямо сказать, что этот вопрос; встре-

: : время выполнения почти всех упражие-
чающийся во всех курсах огневой 1п0дг9- ний. Стало быть, необходимы  самостоя-

товки, по существу до сих пор разрешен   тельные стрельбища для каждого Bila

не был. Во время проверок подготовлен-  оружия в пределах характерных для них
ности войск бывают случаи, когда Части   листанций стрельбы.

получают  неудовлетворительную  оценку  Развитие стрельбища должно ит в
по одиночным стрельбам и отличную Или  сторону его совершенствования. Обилие
хорошую по тактическим учениям © 606-  твижущихся целей требует устройства

вой стрельбой.
Происходят подобные явления потому,
что правила проведения тактических уче-

ний никогда еще не были продуманы и  расстояния. Это достигается путем приме-
проработаны до конца, а все основные   нения деревянных и металлических рельсов

элементы, составляющие тактическое уче- © соответствующими тележками,
ние с боевой стрельбой, не подвергались Для тактических учений © боевой
о ОТР поцелесообаны питты посте
THBHUKA длительности показа целей na [oe пОлитоны. и, MRS SESS Te: Pa
разных  дистанциях И ро оборудовать любой участок местности
НИНЕ И расположения - rexel и банов < затратой минимальных сил и  средетв.
¢   После того, как учение закончено, в
правил проведения тактического учения с приводится в прежний вид.
ke ae а зазначение так-  Це следует заниматься ложной экономи.
учений © боевой стрельбой не ей. Нет никаких оснований считать не-

было точно: определено fi
‘i ‘py } ли учение «Рота в 000р-
В настоящее время мы имеем все BO3- HODMATEEWM,, если учение «Рота р

приспособлений, позволяющих передвигать
мишени ©о скоростью до трех метров в се-
кУНдУ в разные стороны и на разные

. 2 не» будет обслуживать батальон. Такие
San. te ee . т учения редки, и действительный  раелод
ceneant THONCHEDIM — 170С  рабочих часов при правильной  организа-

: пии дела не велик. То же можно ска-

Понятно, что Куре стрельб должен от-
личаться простотой и вместе с тем обес-
печивать выполнение основной задачи.
Для этого его целесообразно построить из
начальных стрельб, практических-—оди-
ночных и подразделениями — и тактиче-
ских учений с боевой стрельбой. Началь-
ные стрельбы призваны обучить бойца
технике и правилам стрельбы. При про-
хождении практических стрельб боец в
различных условиях обстановки трени-
руется в поражении целей — как под
управлением командира, так и самостоя-
тельно, Одновременно сержанты и офице-
ры тренируются в технике управления сг-
нем и в применении правил ведения огня.

Тактические учения с боевой стрельбой
следует определить kak односторонние
тактические учения, в которых решение

боевой задачи достигается в первую а
очередь огнем всех средств. На этих уче-   ВАТЬСЯ детального и тонкого обреза миие-
ниях бойцы, сержанты и офицеры дейст-  86, выреза каблуков и т. д. Простая в
вуют в условиях, нанболее близких к  ГРУбО обрезанная мишень полностью удов-
боев: летворяет требованиям. Важны не детали,
Ознакомление с основными принципами  ® Точные размеры и правильная окраска,
построения Курса ‘стрельб позволяет по- На 87 и следует обратить главное вни-
дойти к остальным вопросам, выдвинутым   МАние.
в ходе дискуссии. Прежде всего — 05  Дело надо поставить так, чтобы изготов-
оценках. Her смысла рассматривать все  Ление всех мишеней оказалось посильных
оценки по упражнениям, по их выводу за  ДЛЯ мастерской любой части и чтобы мож-
подразделение и часть. Способы общих   Но было обходиться без затраты бумаж-
оценок давно и продуманно разработаны, и  НЫХх мишеней. Конечно, придется разра-
их следует оставить в прежнем толкова-  ботать габариты мишеней и указать <1по-
нии. Важно установить принципиальную   COO их изготовления.
сторону оценок. В прошлом оценки рас- Этим исчерпываются основные вопружы
сматривалисеь лишь < точки зрения того,   Дискуссии. Однако есть еще один вопро,
как выполнена сама стрельба. Например,   имеющий немаловажное значение. Речь
попасть 3 пулями—отлично, 2— хорошо,   идет © способе повысить _ заинтересован-
1 — посредственио. ность личного состава армий в достиже-
Но мы уже условились, что тактичес- вии наилучших результатов по огневой
кие элементы автоматически включаются! полготовке. Таким способом может явить
во все упражнения, кроме, конечно, пер- <я установление состязательных стрелы.
воначальных. Следовательно, уже нельзя  Залача состязательных стрельб заклю-
ограничиться оценкой только стрельбы.   чается в том, чтобы определить лучших
Вместе с тем нельзя и усложнять оценку.   стрелков части, соединения, округа 1
Наиболее простым <пособом оценки (кста-  Красной Арини с присвоением им звания
ти сказать, и наиболее действенным, что   «почетный стрелок (пулеметчик, наводчик)
подтверждено многочисленными опытами)   части» (дивизии, округа, Красной Армии).
является такой, когда от стрелка требует-  Почетных стрелков слелует награждать
ся уложиться в какое-то определенное   грамотами и пенными призами.
время, в течение которого оп должен вы- Здесь важно ввести основное условие:
полнить всё упражнение. Конечно, те или в состязаниях могут принимать участие
иные сроки устанавливаются на основе  только стрелки (пулеметчики) от 19,
боевого опыта, изучения техники  дейст- взявших первенство части, от батальона
вий и методики обучения. °   взявшего 1H т час.
Пою Пот нь : первенство соединения, изт чае
до подходить к ти, взявшей перве к Таким
оценке тактических учений с боевой   об’ ито Bee ee iat
образом будет исключена случайность.

стрельбой. В КОП’*е-38 в основу  оценкт
си   Часть F
такого учения положено выполнение стре- ¥ (feta), ИмвЮЩа: ОТИЧНЫХ ПЕД

ляюшим подразделением боевой задачи. Но
это ничего не дает. Елва ли был когла-
нибудь в учебе случай, чтобы наступаю-
щее подразделение не атаковало против-
ника и не овладело ео расположением!
Трудно представить и такое положение,
чтобы обороняющиеся не отразили атаку.
Иначе ведь и учить нельзя.

Оценка лолжна быть простой, но дей-
ственной. Например, надлежит учитывать
длительное пребывание на месте без
продвижения 113-34 того, что не поражены   ст
огневые средства противника,

зать и о технике: лишний десяток теле-
фонных аппаратов, < толком использован
ных, не будет обузой для части. Однако
нужно стремиться к тому, чтобы © шо-
мощью простейших мероприятий один че-
ловек обеспечивал показ и учет 10—05
мишеней. Телефонные аппараты полезно
заменять примитивными громкоговорителя
ми, Во всяком случае, каждой части
надлежит иметь стандартное оборудование
для проведения тактических учений как с
боевой стрельбой, так и 603 нее.
Мишени не должны быть слишком упо-
гих типов. Пора отказаться от мишеней,
изображающих собак, перископы, стере-
трубы, наблюдателей с дальномером. Вуес-
то различных видов танков и орудий до-
статочно показывать какой-либо один.
Опыт учит, что совершенно излишне доби-

щих успехов в огневой подготовке, не 00
лучит права выставлять на состязали
своих кандидатов.

Несомненна, при реализации всех изло-
женных выше мероприятий по разработее
Курса ‘стрельб можно рассчитывать дать
Красной Аруии руководство, способное
обеспечить высокую выучку бойпа и час11
ля успешного выполнения боевых задач.

От редакции: Опубликованием настоящей

атьи дискуссия по вопросам огневой
110х0 в6-!дподготовки пехоты заканчивается.

—— =

i

дуальных стрелков, но не достигшая 0?“

*

th,

ths