СЛОВО УДМУРТСКОГО НАРОДА
мудрому вождю, Генералиссимусу Советского Союза

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Великий вождь; отец наш и учитель,

Победы небывалой вдохновитель,
Путь нам открывший к свету и свободе!
Сегодня мы-—на празднике своем—
Тебе привет. удмуртекого народа,
Слова любви сыновней шлем!”

Мы в юбилейный день родного края,
Высоко чаши поднимая,

Провозгласим заветный первый тост, —
За Сталина! За свет кремлевских звезд!
Как солнце ®ам вождя сияет имя.

Оно лучами греет нае живыми

В кипеньи созидательных трудов.

И как заря, сгоняя мрак < лазури,
Оно вело нас в пламени и буре
Освободительных боев.

xx

„. Бескрайны, дремучи родные ‘леса!
В них птицы певучи— на все голоса
Там леночки евищут, кукуют кукушки,
Звенят соловьи на росистой опушке.
Внимая кукушке или соловью,
Там думали прадеды думу свою.
В трущобах старинные клады искали,
0 счастьи волшебные сказки слатали.
Темимы нуждой,— утешаяеь мечтой, —
Придумали лук-самострел золотой,
Возок самокатный, сошник-самопах;
Ковер-самолет, чтоб летать в облаках,
Так деды мечтали в удмуртских лесах,
А жили В нужде, и в беде, и в слезах.
Захватчики пришлые край наш топтали,
Янязьки и помешики нае угнетали.
Кулак нас терзал, да исправник `
злодей, —
Совсем не считал бедноту за людей.
Однако; ни злые господские ламы,
Ни плеть, ни петля, ни застенок сатрапа
В сердцах не убили стремленья к
борьбе,
Народной мечты © свободной судьбе.
Вс мраке столетнем душа не ослепла...
_ И дружба меж нами и русскими крепла.
Нам руку протягивал русский, как брат,
Еогла раздавался восстанья набат.

жк

Не спибло мечтаний пророческих семя,
И чаянья дедов сбылись в наше время.
Распалось нужды и бесправья кольцо,
Народы увилели счастье в THI.
Заря Октября над землей засияла,
Грядущего нашего утро настало.
x * «x

Великие планы твои выполняя —
Трудились мы, новую жизнь созидая.
По дебрям, где прежде лишь зверю
пройти,
Железные мы проложили пути.
В глубокой тайге, что дремала всегда,
Заводы шумят и растут города.

Теперь не узнаешь удмуртекой деревни!
Тле быт ее нищий, уклад ее древний?—
Помещик, урядник — исчезли навек.
Свободно в колхозе вздохнул человек!
Растет, ботатеет Удмуртия наша,
Хозяйство колхозное — полная чаша!

Брат старший наш — русский великий

народ.

жж

И яростной битвы пожар запылал,
По зову Вождя, от велика до мала,
На битву страна необ’лтная встала.
В строю все народы Советской земли.
(о всеми в строю и удмурты пошли.

И землю отцов они не посрамили,
Вот маршал меж ними-— герой Фалалеев,
Сидельников —— наш земляк адмирал.
Ты поднял их, ты их таланты взлелеял,
На бранные подвиги их вдохновил!

Вунгурцева славим мы — дважды героя.
Пислегина мы не забудем, Сивкова —

Погибших за Родину в битве суровой!
Деянья героев не канут во мглу, —

С любовью народ им слагает хвалу!

xk

Далеко от грома боев — дни и ночи
Стоял за станком оружейник-рабочий, —

Он делал оружье. Победу ковал.
Подросток отца у станка заменял.

И хлочери наши, и сестры, и жены
Заботой горячей, трудом напряженным

Героям советским в боях помогли;
На черную гибель врага обрекли. ‘

И славною кузницей Boopymenul
Удмуртия сделалась в годы сражений.

Готовили мы боевое оружье —
Винтовки и грозные пушки и ружья —

Й слали на фролт. Так поистине тыл
Единым дыханием © армией жил,

Чтоб в силе советские воины были,
Чтоб вражью орду поскорее разбили.

И «Сталинским фондом», трудом и рублем
Ускорен был полчищ фашиетских разгром.

ххх

Под ленинеко-сталинским стягом свою
Державу в суровой борьбе мы воздвигли.
Со Сталиным нашим в великом бою
Над лютым врагом мы победы достигли.

Oren! Окрыляло в дни схватки суровой
Народы Твое влохновенное слово,

На труд подымало, на битву вело,
Сильнейших вратов сокрупшить помогло.

Й память о подвиге этом высоком
Звучать будет громко в потомстве далеком.

Бессмертия славы — сказаний река
Помчит величаво волну сквозь века!

ххх а
Благодарим тебя, отец родной!
(пасибо! — говорим мы всей страной,

Удмуртии, —«толь радостной сегодня —
Свободу дал и нас ты к жизни поднял.

Ты озарил лесной наш темный край,
Живи, отец! Как солнце нам сияй!

И клятву мы священную даем
Итти на новый творческий под’ем!

kek &

Узы сталинской дружбы народов никто
не порвет!

Да живет, благоденствуя, весь наш совет-
ский народ!

Когда на нас хищник немецкий напал,

Мы лучитих сынов на войну проводили

Не мало средь них со звездой золотою,/—

Прошла, деревянной косули пора —
И соху сменили у нас трактора.

Слава, брату великому, слава народу

И служит Отчизне работой ударной. - России!
_Народ возрожденный, народ благодарный.  Мы в содружестве с ним одолели невзгоды
лихие.

В деревне блестит электрический свет.

Селенья без школы в Удмуртии нет. Слава доблестной Армии Красной! —
И жизнь веё отрадней цветет и чудес- обязаны ей
ней.   Мы навеки свободой Отчизны счастливой
Забыты про долю бедняцкую песни, своей.
Так поднятый к жизни вождем наш Слава партии большевиков, мудрой пар-
народ, тии слава,
Е культуре, когда-то запретной, идет. Нас ведущей к вершине победы, как мир,
величавой!

Свободно в Отчизне язык наш звучит.
Широкий и радостный путь нам открыт

Победы и знаний, труда и богатства.
Мы равные люди могучего братетва —

Слава Сталину! Здравствуй, отец, и
живи много лет,

Солнце Родины! Знамя великое наших
Союза народов, который ведет побед!
Обсуждено на собраниях рабочих, колхозников и интеллигенции
Удмуртской АССР. Письмо подписало свыше 500.000 человек.

at eas

a ee ВЯ

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации

КРАСНАЯ

Славный боевой путь прошел сержант Георгий Чупринский:
Москву от немецких захватчиков, участвовал в героической битве на Курской
дуге, участвовал в боях за освобождение Варшавы, в штурме Берлина. Сейчас

бывалый воин демобилизуется. Покидая

друзей передает свой автомат молодому бойцу С. И. Лысову.
Фото нашего корреспондента старшего лейтенанта А. Дмитриева,

Двадпатипятилетие прославленной дивизии

25 лет своего существования отмечает
Краснознаменная ордена Суворова Симфе-
ропольская дивизия имени Серго Орджо-
никидзе. Ее сформировали в 1920 году то-
варищи Орджоникидзе и Киров. Первыми
ее бойцами были бакинские рабочие. В За-
кавказье получила она в годы гражданской
войны боевое крещение.

Среди реликвий этого соединения сохра-
нился замечательный документ, в котором
бойцы четверть века тому назад поклялись
храбро и беззаветно драться за свободу и
независимость Родины. Как и в те годы,
так и в Великой Отечественной войне, бой-
цы и офицеры свято выполняли эту
клятву.

Славен боевой путь дивизии. Она водру-
зила красное знамя над Симферополем.
Верховный Главнокомандующий товарищ
Сталин об’явил дивизии благодарность и

ЗВЕЗДА

4 ноября 1945 г., восиресенье. № 261 (6249),

Учебно-методические сборы
офицерского состава

сяч вражеских солдат и офицеров и 14

Во многих соединениях и частях прохо-
дят методические сборы офицеров и сер-
жантов. Эти ©боры, несомненно, способст-
вуют росту методических знаний И навы-
ков, столь важных для боевой подготовки
войск. Однако далеко не везде _ учебный
процесс на <борах отвечает требованиям,
какие им пред’являются. Здесь имеется
ряд существенных недостатков. На них
мы и оетановимея’ в данной статье.

Нам довелось быть на занятиях He-
скольких сборов командиров взводов И
наблюдать, как отрабатывалаеь тема «Ата-
ка и наступление стрелкового взвода». На
всех этих занятиях ставилась одна УЧео-
ная. цель: дать командиру взвода методи-
ческие навыки в обучении краснозрмей-
цев действиям при атаке и бое в глубине
обороны противника. В одних случаях
командиры взводов действовали Kak бой-
цы, а взводом командовал. руководитель,
в других — делалась попытка провести
показные занятия < привлечением взвода
курсантов учебного батальона. этом
последнем случае обучением взвода руко-
водил начальник coopa, a командовал
штатный командир взвода. Что касается
слушателей сбора, то они стояли в ©торо-
не в качестве зрителей.

Разумеется, что такие занятия ве CO-
ответствуют тем учебным целям, какие
ставятся перед сборами. Бойца в составе
взвода не учат. Бойца надо учить в ©0-
ставе отделения. Когда же он обучен для
действий в составе отделения, то в после-
дующих занятиях, при подготовке взвода
и роты, его надо тренировать и совершен-
ствовать.

Нельзя на таких методических заня-
тиях заставлять командира взвода выюл-
нять действия бойца, иначе он не увидит
и не познает самого метода обучения. Ес-
ли командир взвода недостаточно подго-
товлен, то надо, прежде чем начинать ©
ним методические занятия, повысить его
личные знания. Учения, на которых
командирам взводов показывают, как обу-
чать бойпов, следует заканчивать инст-
рукторско-методическим уроком. ‚Каждый
командир взвода лично организует и про-
водит такой урок. Руководитель же yoex-
дается, поняли ли командиры взводов свои
задачи и могут ли сами проводить заня-
THA.

Инструкторско-методические и показные
занятия, имеющие своей целью показ TO-
го, как нужно обучать, должны прово-
диться © неподготовленными бойцами. Тог-
да руководитель сумеет наглядно доказать
целесообразность предложенного им метода
обучения.

Серьезные недостатки отмечались и на
некоторых еборах сержантов. Так, на од-
ном занятии по`етроевой подготовке руко-

он защищал

родной полк, он в присутствии боевых

присвоил ей наименование «Симферополь-
ской»,

Дивизия участвовала в освобождении
Севастополя. За эту операцию ее награ-
дили орденом Суворова 1-й степени.

В дни двадцатипятилетия личный состав
с гордостью вепоминает о тех, кто в бит-
вах прославил дивизию. За успешный
штурм Сапун-горы было присвоено звание
Героя Советского Союза командиру диви-
зии генерал-майору Родионову и бойцу
Абдулаеву.

За годы Великой Отечественной войны
дивизия прошла < боями от Черного до
Балтийского моря. Она уничтожила 29 ты-

тысяч взяла в плен. Дивизия уничтожила
большое количество вражеской техники:
около тысячи орудий, 255 танков, 18 само-
летоз и т. д. Богаты были также ее тро-

феи.
Майор А. ГОДНИК,

ганизованные, было отменено. Состоялось
по той же теме новое более подготовлен»
ное методическое занятие. Проходило оно
так. Отделение выстраивалось в шеренгу,
Руководитель показывал образцовое вы-
полнение упражнения. Потом это же уп-
ражнение он два-три раза показывал 38-
медленно, по разделениям. Затем пюдава-
лась команда, по которой вся шеренга
выполняла упражнение по разделениям,
Руководитель внимательно CACM за вы-
полнением приема каждым бойцом и ис-
правляя ошибки. Так, подавая команду
шеренге, он одновременно обучал каждо-
ro бойца. По мере усвоения одного приема
руководитель переходил к следующему;
Это продолжалось до тех пор, пока ру-
ководитель He убеждался, что каждый
прием выполняелея правильно.

Далее руководитель вновь показывал
выполнение приема в целом и этому же
начинал обучать каждого бойца в шерен-
ге, Теперь уже важно было добиваться ие
только правильности действий, но и чет.
кости и быстроты, т. е. автоматизма в
выполнении упражнения в целом.

Еще один пример. На одном занятии
сержанты овладевали методикой обучения
бойна технике перебежки от одного огне-
вого рубежа к другому. После поданной
команды: «вперед» первый сержант от-
бежал на 60—65 метров, залег, потом от-
полз в сторону и окопался. За первым
побежал второй, проделав то же самое, Он
лег на линии первого. Словом — получи-
лось выравнивание отделения на каком-то
промежуточном рубеже.

Это занятие также было отменено. 32
гем состоялось новое — по той же теме;
На этот раз бойцам было раз’яснено, что
каждый должен, в зависимости OT мет-
ности и огня противника, перебегать в
среднем 20—40 метров, затрачивая на пе-
ребежку двадцати метров 5-—6 секунд. Or
бойца требовалось, чтобы перед началом
перебежки он отмечал путь движения и
укрытые промежуточные пункты остано-
вок, необходимых для передышки. Korya
назначенный боец перебегая свои 20—40
метров и ложился, тогда начинал перебеж-
ку второй. Как только второй ложился на
линию первого, последний перебегал впе-
ред, а одновременно с исходного положения
начинал перебежку третий боец, стреми-
тельно выбегая на линию второго, ит, д.
При остановках для передышки боец не
должен отползать в сторону, окапываться
п открывать огонь. Это проделывается на
огневом рубеже. Сержанты всё это х-
рошо усвоили и тут же провели с отделе-
ниями необученных бойцов несколько тре-
нировочных упражнений.

0 чем говорят отмеченные здесь недо-
четы? Прежде всего о том, что не везде
еще сборы организуются при наличии вы-
сокой подготовки к ним руководящего

ПОДАРОК ВОЕННЫХ СТРОИТЕЛЕЙ ТРУДЯЩИМСЯ
Г ПРИБАЛТИКИ Е 4
ПРИБАЛТИЙСКИЙ ` ВОЕННЫЙ ОК-\к. празднику капитальный ремонт рижского

РУГ, 3 ноября. (По телеграфу от’ наши.
корр.). На освобожденных от немецко-фа-
шистских захватчиков землях Прибалтики
военные строители Красной Армии ведут
большие работы. Они восстанавливают раз-
рушенные врагом города и сёла, помогают
жителям Советской Прибалтики быстрее
наладить мирную хозяйственную жизнь. В
Риге усилиями бойцов подразделения
инженер-майора Чуева досрочно построен
водопровод. Военные строители за месяц
работы проложили трубы протяжением
2.380 метров и построили насосную CTaH-
ЦИЮ.

Воины Красной Армии построили рижа-
нам три моста через Западную Двнну, да-
ли воду и электрический свет, закончили

С. И. РУДЕНКО

_ Над полями сражений

Олыт учит, что успех любой операции al
будет тем более значителен, чем больший (ЗАМЕТКИ АВИАЦИОННОГО
труд вложат общевойсковые и авиацион- КОМАНДИРА)

ные командиры в организацию взаимодей-
CTBHA. <>

Говоря о взаимодействии авиации с на-

земными войсками, мне хочется заметить В более ранних операциях случалобь,
здесь следующее. Иной раз словом «взаи- что, составляя сравнительно неплохие пла-
молействие» стараются охватить все вопро-   НЫ взаимодействия и имея хорошую дого-
сы, возникающие при совместных боевых   ВОренность штабов, мы ветречались © фак-
операциях всех родов наземных войск с0 Тами, когда, прибыв на поле боя, наши
всеми видами авиации. Вряд ли это пра- летчики не понимали, чего от них хотят
вильно. Когда, скажем, штурмовики под-  танкисты, и наоборот—танкисты не мог-
держивают пехоту, характер их боевой   ли четко нацелить штурмовиков. Бывало,
деятельности будет одним. В том случае,   что на первых порах совместные дейст-
хогла те же штурмовики взаимодействуют! Вия развивались хорошо, но как только
с танками, боевые ‘задачи и способы   наши подвижные войска уходили вперед,
выполнения этих задач несомненно меня-   штурмовики начинали действовать Ha-
ются. Слов нет — общие принципы сов-  ОЩУПЬ, были недостаточно проинформиро-
местных боевых действий наземных и в0з- Ваны о конкретных задачах, выполняемых
душных сил в том, как и в другом слу- танкистами. Те же авиационные команди-
чае для командиров частей будут являть-  Ры, которые слабо знали тактику танко-
ся основой в их организационной работе.  вых войск, в таких условиях затрудня-
Но тактика, методы управления, подход к лись. поставить летчикам реальную боевую
решению задач, конечно, будут различны- задачу. В результате танкисты и штурмо-
ми. Здесь мне хочется остановиться на  вики начинали денствовать самостоятель-

но, четкость, координация усилий нару-

некоторых вопросах организации и осуще-
ствления взаимодействия штурмовиков ©
танками.

В боевой истории нашего авиасоедине-
ния имеетея ряд примеров удачных COB-
местных действий с танками, Были в этом
отношении и некоторые ошибки. Но в 06-
щем практика подсказывает, что как бы
ни хоропю и складно были расписаны
планы этих совместных действий, успех
их Всегда зиждилея на тщательной, де-
тальной подготовке всех звеньев, вплоть
ло непосредственных участников боя —
танковых и воздушных экипажей. Чтобы
нагляднее показать принципы такой под-
тотовки, я вкратце остановлюсь на тех
действиях, которые пришлось проводить
нашему авиасоединению совместно с тан-
ковыми войсками на пути от Вислы Е
Oxepy. Внимательно проанализировав
прежний опыт в данной операции, кото-
рая по своему замыслу была чрезвычай-
но стремительной, мы решили добиться
более тесного контакта между летчиками
и танкистами.

Продолжение Начало — в №№ 257. 258
и 259 «Красной звезды», р

сии т те етики ии ще stint

аа ee en ie es ne a

шались.

Готовясь к операции «Виела— дер», чы
решили постараться избежать этих оши-
бок. Опыт подеказывал необходимость не-
которого пересмотра ранее принятых ме-
тодов взаимодействия с танками. Необхо-
димо было найти общий язык, < помощью
которого штурмовики и танкисты могли бы
понимать друг друга на всех этапах cpa-
жения и особенно во время проникнове-
ния танков на большую глубину. Леред
нами остро ветал вопро 0б организации
предварительного личного общения летчи-
ков и танкистов, которое дало бы им в03-
можность заранее договориться между со-
бою 0 всех. «мелочах». Вскоре мы осуще-
ствили это практически. Старшие офице-
ры танкового и авиационного соединения
провели совместную военную игру, про-
думали вопросы оперативного использова-
ния танков и авизции. В то же время
был организован ряд встреч командиров
групп штурмовиков < командирами тан-
ковых рот и батальонов. Эти ветречи по-
зволлли векрыть некоторые ранее имев-
шие место неполадки взаимодействия. Вме-
сте © тем танкисты и летчики изложили

друг другу свои претензии, чего они не
могли сделать раньше. В совместных
встречах танкистов и летчиков был под-
HAT ряд принципиальных вопрос®в.

Помнится, на одной из таких такти-
ческих конференций, во время разбора во-
просов © связи в бою и нацеливания,
танковые офицеры скептически отнеслись
к возможности быстрого установления
взаимной радиосвязи, усомнились в орга-
низации четких действий по «видимос-
ти» друг друга. В евою очередь летчики
высказали недоверие к некоторым сигна-
лам, которые должна была подавать
«земля». Эти вопросы мы разрешили тут
ке; на месте. Конференция тотчас. была
вынесена в поле. Танкисты сели в тан-
ки, а летчики поднялись в воздух. В c¢a-
мый короткий срок. они наладили между
000% радиосвязь, научилиеь понимать
друг друга так, как надо.

Вроме того для установления более тес-
ного боевого контакта штурмовиков © под-
вижными войсками на сей раз был при-

`нят метод действий по рубежам движения

танков. Это в значительной степени упро-
стило работу штурмовиков. В ходе еамой
операции действия «по рубежам» практи-
чески осуществлялись примерно так. Тан-
ковый начальник информировал авиаци-
онного командира о своей очередной зада-
че, на какой именно рубеж выдвигаются
танки, где они ведут бой и в какое имен-
но время им необходима поддержка © воз-
духа. Детальное нацеливание штурмови-
ков происходило на месте, когда они при-
ходили на поле боя. Такой метод вполне
устраивал и танкистов и летчиков. При-
тетая в указанный район, командир груп-
пы штурмовиков еще на подходе евязы-
валея с танкистами по радио, запраши-
вал у них обстановку, уточнял цель.
Правильной постановке конкретных бое-
вых задач той или другой группе штур-
мовиков способствовал широко проведен-
ный нами метод выделения специальных
представителей — авиационных офицеров
в передовые отряды подвижных частей.
Находясь в танках и бронетранспортерах,
будучи в курсе всех событий на поле
боя, они безоптибочно направляли штурмо-
виков туда, где больше всего в этом была
необходимость.

Четкости взаимодействия авиации с на-

окружного Дома офицеров и здание рес-
итубликанского театра оперы и балета. Сей-
нас они восстанавливают городскую элек-
лростанцию, взорванную немецко-фашист-
скими оккупантами.

-Tak же самоотверженно трудятся строи-
тели и других воинских частей, находя-
щихся в Прибалтике.  Прибалтийским
окружным военно-строительным  управле-
нием восстановлены: водопровод и электро-
станция в Двинске, ремонтно-тракторный
завод. и автосклад в Риге, в Каунасе —
3 военных городка, госпиталь, Дом офи-

церов, в Вильно — красноармейские ка-
зармы, в Либаве — гарнизонный госпиталь,
в Шауляе — 26 жилых домов для семей
офицеров.

земными войсками вообще и с танками
в частности во многом будет способотво-
вать то, насколько авиационный коман-
дир подчинит действия своих подразделе-
ний интересам «земли». Планирование
вылетов, аэродромный маневр и другие,
специфически авиационные вопросы дол-
жны разрешаться, исходя из требований
наземной обстановки. Поддерживая танки
в рейде, авиационный командир обязан

организовать и спланировать евою работу
так, чтобы поддержка танков < воздуха
была постоянней. Нельзя допускать, что-

бы с продвижением танков в глубину

помощь штурмовиков стала ослабевать.
Тот авиационный командир, который по-

лагает, что если танки быстро движутся
вперед, то значит всё обстоит хорошо, что
успех операции обеспечен и пожалуй да-
же танкистам помощь с воздуха не так
уж и нужна, — конечно, очень ошибает-
‹я. Танки, продвигаясь вперед, несут по-
тери, терпят известный Ущерб в мате-
риальной части, проникая на большую
тлубину, они начинают испытывать недо-
статок в боеприпасах, торючем ит. д.
Следовательно, чем глубже они вклинива-
ются. в расположение противника, тем
порой необходимее и важнее является под-
держка их с воздуха.

Неоспоримо, что в известных условиях
у авиационного командира, осуществляю-
щего взаимодействие с подвижными вой-
сками в этот период операции, также
возникают серьезные трудности. Налри-
мер, рельеф местности He позволяет ему
быетро оботудовать достаточно емкую аэ-
родромную сеть и своевременно перебази-
ровать на нее евог части. Однако нет та-
ких преград, ‘которые нельзя преодолеть.
Упомяну, что штурмовики нашего авид-
соединения не раз оказывались в подоб-
ных условиях, особенно в дни операций в
Белоруссии и Полесье. Однако большинет-
во наших команлиров находило выход из
этого положения. В тех случаях, когда по
аэродромным условиям возможность быет-
рого перебазирования всех сил исключа-
лась, мы практиковали создание &©в0е0б-
разного авиационного авангарда. Он с0с-
тоял из нескольких авиачаестей, пред-
назначенных для непосредственной под-
держки танков. Эти части с приданными
им аэродромными средствами и усилен-
ные автотранспортом непрерывно двига-
лись велед за наземными войсками и, ни
на один час не прекращая своей боевой
работы, активно поддерживали танки ©
воздуха.

Мне кажется, я не ‘ошибусь, утверждая,

состава. Сборам командиров взводов #

водитель сбора поставил себе цель: препо-
сержантов обязательно должны предшест-

дать сержантам метод обучения бойца по-

воротам в движении. Для этого взвод ‹ер-
жантов, построенный в колонну по три,
маршировал под команды руководителя.
Ошибок у каждого обучаемого руководи-
тель, конечно, не мог видеть и, следова-

тельно, их не исправлял.

Такой же примерно недостаток мы ви-
дели и на уроке по огневой подготовке.

менно девять бойцов изготовке к стрельбе
стоя. Прием этот на элементы разделен

что хорошее осуществление взаимодейст-
вия авиации < танками немыелимо 6e3
хороню продуманного аэродромного манев-
ра. При проведении большой наетупатель-
ной операции всякий отрыв авиационных
частей от наземных войск ставит по-
следние в невыгодные условия. В этой
связи полезно вепомнить о весьма поучи-
тельном случае,
авиасоединении.

Мы поддерживали Н-ское танковое сое-
динение. Первые дни наступления про-
шли хорошо. Но вскоре некоторые наша
части оторвались от танков, и. танкисты
фактически оказались без авиационной
поддержки. Между тем в районе их дей-
ствий сложилась довольно напряженная
обстановка. Враг начал танковые контр-
атаки, его авиация резко повысила ак-
тивность. В эту критическую минуту вся
тяжесть борьбы легла на танкистов, ибо
выделенные для их поддержки штурмови-
ки и истребители еще оставались на
старых аэродромах.

Почему так получилось? Не учитывая
темпа, движения танков, тыловые подраз-
деления нашего авиасоединения не успе-
ли подготовить новые аэродромы. В то же
время мы не создали тогда подвижных ре-
зервов авиационного тыла, оснащенных
техническими средствами для подготовки
аэродромов. Ошибка наша заключалась
еще я в том, что мы, следуя установив-

Один сержант пытался обучать одновре-

не был и выполнялся в целом. Команды
подавались вяло и неправильно выполня-
лись. Опгибок сержант не исправлял, а их
было много. Такой ©00соб обучения, ко-
нечно, цели не достигал. Естественно, что
это занятие, как и другие, неправильно ор-

имевшем место в нашем

вовать сборы старших начальников, кото-
рые выделены для обучения командиров
метедике боевой подготовки.

Кроме того, следует потребовать от не-
которых офицеров, чтобы они более вни-
мательно относились ко всем источникам,
могущих повысить методическую куль
туру в войсках. В частности, за послед
нее время в нашей печати появился ряд
руководящих статей по вопросам подготов“
ки офицеров и cepmantos. Необходимо
этими материалами пользоваться  повеед
невно, добиваясь правильной постановдя
учебы на методических сборах.

Генерал-майор М. ТОЛОВИНЧИН.,

Ee

ний. В последующих операциях мы 19
имели случаев срыва боевой работы из-за
неподготовленности аэродромной сети я
необеспеченности летных частей горючим
боеприпасами. В основу аэродромного ма-
невра теперь нами были заложены тредо-
вания быстроты и строгой планомерности
перебазирования,.

Принципиально организация этой рз-
боты выглядела примерно так. Перы
началом операции мы выделяли специаль-
ные части, в задачу которым вменялось
освоение отбитых у врата аэродромов,
подготовка их к экеплоатации и кратко-
временное обеспечение прибывших туда
летных подразделений. Эти части для вы
полнения других задач не привлекались,
Выбрасываясь вперед, они обеспечивали
работу на новом аэродроме в течение
двух—трех дней, а затем передавали 43-
родром другому тыловому подразделению, &
сами снова уходили вперед.

При стремительной операции наземных
войск иногда мы прибегали и к другом
методу — захвату аэродромов с воздуха,
Этот способ в условиях бездорожья паи
загруженности фронтовых магистралей от-
лично обесиечивал производство аэродтоу-
ного маневра. Происходило это так. Про-
изведя рекогносцировку нового аэродром
с воздуха, мы высаживали на него в пер-
вую очередь специалистов, которые опре
деляли годность площадки для экеплоат8*

пии и в частности проверяли заминиро-
ванность аэродрома. Когда устанавлива-
лось, что аэродром годен, туда на транс
портных самолетах высылалась передовая
команда, состоящая из технического с0-
става, перебрасывалось горючее и боепри-
пасы. Таким образом в самый короткий
срок новый аэродром вступал в действие.
Порою по договоренности ¢ танкистами
подготовка новых аэродромов производилась
совместно или даже самими танкистами, B
непосредственной близости от противника,

Способы, которые практиковали офице-
ры нашего авиасоединения для обеспече-
ния аэродромного маневра, конечно, дале-,
ко не исчерпывают этого большого п
сложного вопроса. Успешное разрешение
его зависит от инициативы авиационного
командира и работников тыловых частей,
насколько хорошо и четко они сумеют OD-
ганизовать подбор аэродромов, их подго-
товку, перебазирование и обеспечение 60е-
вых действий летных частей.

{Окончание следует)

шимся обычаям, думали двинуть вперед
все наши части аэродромного обеспечения
слновременно. Однако обстановка этого
слелаль нам не позволила. Получилось
так, что все тыловые части густым по-
током двинулись к широкой водной пре-
граде и подолгу задерживались у немно-
гочисленных переправ. ° Тормозили дело
тогда и некоторые строительные подразде-
ления, которые подготавливали летные
площадки. Не учитывая темпа наступле-
ния, они крайне медленно тотовили аэрод-
ромы. Так, например, вместо того, чтобы
простейшими способами быстро довести но-
вый аэродром до рабочего состояния, они
срезали дерн, занимались «вылизыванием»
взлетных дорожек и по сути дела произ-
водили громоздкую и ненужную в соз-
давшихея условиях работу. Веё это силь-
HO замедляло перебазирование частей.

Этот пример боевых действий Hame-
го соединения послужил нам большим
уроком. Он заставил нас кардинально пе-
ресмотреть систему аэродромного маневра,
ввести принципиальные изменения в opra-
низацию работы всех тымовых учрежде-