и

4 ноября 1945 г., воскресенье. № 261 (6249)..

ЛЕНИНГРАД. 1. Молодые строители отправляются на работу. 2. Невский проспект.

КРАСНАЯ

Фото Я. Халипа.

ГОРОД-ГЕРОЙ

Перзые ‹ строители северной русской
столицы никогда ие предполагали, что ее
придется оборонять с суши. Они не возво-
лили крепостных стен, передовых фортов,
могучих цитаделей. Они о прокладывали
прямые, широчайшие в мире проспекты,
которые сливались с шоссейными дорога-
ми и уходили в глубь России — на Мое-
кву, на Тихвин, на Иеков. Ленинград ле-
хал на болоте и даже © небольших вы-
сот, за 20—30 км., был виден весь —
прекрасный и величественный.

Недавно один офицер советских оккупа-
ционных войск прислал из Германи в
Ленинград замечательный документ. В сум-
ке немецкого артиллериста, убитого под
Берлином, он нашел карту обстрела Те-
нинграда и четырехметровую фотопанораму
города. На нее и сейчас нельзя смотреть
без содрогания.

Перед нами — отчетливо зидимые не
только участки переднего края, но и весь
центр города. Соответственно  делениям
на карте отмечены цифрами и обозначены
на немецком языке и купол Исаакиевеко-
то собора, и шпиль Петропавловского с9-
бора, и высокие злания на Невском, и
десятки других об’ектов, служивших це-
лями  сиетематических . обстрелов,

Тенинградцам хорошо было известно ко-
варство врага. Им было также известно,
что гитлеровское командование не пожалеет
никаких сил, что оно согласится на лю-
бые потери, лишь бы прорвать Узкий
барьер переднего края и ворваться в го-
род. Е этому нужно было быть готовым.

И вот было решено в кратчайший
срок одеть Ленинград в кольчугу совре-
менных инженерных укреплений. Решено
было превратить кажлую улицу, каждый
квартал в очаг длительного и стойкого
сопротивления. Каждый район должен был
ветать на пути врага; как неприступная
цитадель. При мужестве и самоотвер-
женности людей, которые готовы ‚были
стать насмерть у стен каждой такой ци-
тадели, Германии нехватило бы всех ее
солдат, чтобы овладеть всем городом.

Командование Ленинградского фронта
разработало грандиозный план фортифика-
ционных работ. Были учтены весе особен-
ности планировки Левминграда, сеть его
каналов, направление его улиц. Глубина
обороны должна была равняться диаметру
городского кольца. Центр должен был так
же приспособиться к борьбе, как и окра-
HHH, дворцы — как и заводы.

И

Предстояла титаническая работа.
тарнизон великого города — тысячи. еще
не оправившихея от голода текстильщиц,
тгалошниц, домашних хозяек © железной
решимостью и уверенностью в успехе
вышли на стройку. Они превратились в
каменщиц, бетонщиц, плотников. =
_ Работы протекали в недрах города
почти незаметно для постороннего тлаза.
Здание; вамеченное для превращения в
дот, не подвергалось никакой перестройке.
Только в угловом помещении, откуда от-
хрывалея наилучший 9030р,  Появлялиеь
строители. Они разбирали пол и доводили
фундамент огневой точки до основания

подвала. Они тазбирали потолок и скла-
дывали многослойный настил из
железных балок и кирпичей. Если бы да-

же в дом попала бомба — огневая точка

продолжала бы жить.

Потом строители уходили. Раструбы ат-
тиллерийских и пулеметных амбразур за-
крывались шитами. Всё закрапкивалось пох

цвет штукатурки. Вступивший в строй

дот дожидалея своего часа, незаметный и
молчаливый. А через квартал на другом
углу уже снова копошились строители. В
необычно короткий срок весь город был
готовых
испенелить врага, не дав ему сделать нн

оснащен сотнями огневых точек,

шагу.

Вряд ли военная история знает подоб-
ные масштабы внутригородских обороня-
тельных работ. И еще сейчас можно полу-
чить о них наглядное представление, если
проехать от бывшего переднего края —
Пулковских высот по Московскому шоссе

к центру города.

Это было одно из наиболее танкоопас-
ных направлений: Здесь полевые укреп-
держав-
ших оборону, непосредственно переходили
-через городскую черту и упирались в ог-
невые позиции, расположившиеся во дво+

ления наших передовых частей,

рах и зданиях жилищных масоивов, 1-
строенных накануне войны. “3
сли бы ценой огромных жертв немеп-

ким танкам и удалось прорваться на этом

Участке, их Участь всё равно была бы не-
перекрестке их

завидной. На каждом
ждали орудия прямой наводки. Расположе-

ние аубразур давало возможность кругово-
го обстрела: пулеметы и автоматы отсек-

ли бы и уничтожили пехоту.
Московское шоссе переходит в широчай-

ший Международный проспект. Вражеским
ворваться
сюла, казалось, оставалось рукой подать
In сердиь города — до золотого шпиля
Адмиралтейства. Ленинград не боялся и
такого прорыва, Танки неизбежно должны
были остановиться у военного рубежа —
заранее
подготовлен к взрыву, а © другого берега

артиллерия
пулеметы 0у-

танкам, которым удалось бы

у Обводного канала. Мост был

немедленно заговорила бы
Фрунзенского универмага,
лочных, керосиновых лавок, мирных ква]-
THD.

Воины Ленинградского фронта не пу-
стили гитлеровцев в пределы города. Они
разбили фаптистекие дивизии и гнали их
от Невы до Эльбы. Ленинграду не приш-
лось принимать бой на своих улицах. И
сейчас он с легкой душой снимает с се-

бя боевую кольчугу.

Те же руки, что строили доты, разби-
рают их и восстанавливают то, что было
до войны. Уже в недавние огневые точки
вернулись старые жильцы. На месте мно-
гих амбразур красуются витрины гастро-
номических и галантерейных магазинов.
И скоро только по фотографиям, выстав-
кам и книгам можно будет восстановить
тот облик, какой имел Ленинград, когдз
он стоял лицом Е лицу со смертельных
врагом — неукротимый, гордый и неодо-

лимый в своих богатырских доспехах.
Капитан М. ЛАНСНОЙ.

Закончились учебно-боевые стрельбы зенитчиков

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября. (По телегра-
фу от наш. корр.). В лагерях зенитчиков
Ленинграда закончились  учебно-боевые
стрельбы. Воины противовоздушной обо-
роны в условиях лагерной жизни пол-
ностью изучили теоретический курс бое-
вых стрельб и на практике выполнили
все упражнения, предусмотренные планом
боевой подготовки на 1945 год.

Боевым стрельбам в лагере предшест-
вовала продолжительная и упорная учеба
и тренировки. В организации воинской
выучки и особенно тактических занятий
шероко использовался опыт Отечествен“
кой войны, накопленный зенитчиками при
обороне города Ленина и на различных
участках Ленинградского фронта. Боевая
учеба была максимально приближена к
условиям войны.

Всё это способствовало отличному вы-
полнению боевых стрельб. На стрельбах
артиллеристы показали высокое воинское
мастерство и натренированность. Зенитчи-
ки батарей среднего калибра по всем ул-
ражневиям имеют 55% отличных оценок,

зенитчики орудий МЗА — 76% и япуле-
метчики — 80%.

Первое место в проведенных стрельбах
по среднекалиберной
зенитчики дважды
Красносельской части. В стрельбах мало-

калиберной артиллерии
вышла часть полполковника Близнюк. От-

личные результаты показали пулеметчики

части, которой командует тов. Цвик.
Отлично стреляли не только многие

орудийные расчеты, но и целые батареи
и дивизионы. Так, натример, на «отлично»

H «хорошо» выполнили все упражнения ди-
визионы, которыми комавдуют офицеры
Почтарев, Косовцев, Карамян, Смирнов и
Захаров.

За отличную организацию лагерной
учебы, подготовку и проведение учебно-
боевых стрельб командующий противовоз-
душной обороны Ленинграда об’явил бла-
годарность ряду офицеров.

Сейчас зенитчики начали подготовку к
зимнему лагерному периолу боевой учебы,

НАЧАЛСЯ ЗИМНИЙ СПОРТИВНЫЙ СЕЗОН

БЕЛОМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
3 ноября. (По телеграфу от наш. корр.).
На Крайнем Севере выпал обильный снег.
Офицеры и бойцы Н-ского гарнизона уже
стали на лыжи. Рота офицера Колесникова
часто после занятий выходит в горы и там
тренируется в ходьбе на лыжах. В другом

подразделении лучшие лыжники офицеры
Рамсонов, Кубранов, Веселов, старшина
Герасимов и сержант Сгибнев организовали
лыжный кросс на личное первенство. В
гонке на 10 километров победу одержал
Веселов, прошедший дистанцию за 53 ми-
нуты.

бетона,

[воду

артиллерин заняли
Краснознаменной

на первое место

Газ идет к Москве

САРАТОВ, 3 ноября.
наш. корр.). Ha
газопровода Саратов — Москва наступил
период последних испытний.

Только на трассе 1-го района

ные препятствия.
Недавно начат пробный пуск газа в го-
товые трубопроводы.

прошла нормально. И в первом, и во вто-
ром районах строительства газовой
страли все испытания
нейших условиях. Работам препятствовала

монтажниками, строителями
мысль — выполнить задание

партии ‘и
трубопровода.
всю трассу, расположенную на территории

соседнюю Тамбовскую область.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

В ГОСТЯХ У ВОИНОВ

`ЮЖНАЯ ГРУППА ВОЙСК, 3 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). B
праздника ХХУШ
Октябрьской социалистической революции

В его составе 100 танцоров и

артисты
симфонического оркестра.

На вокзал встречать дорогих гостей.
гвардейцы дивизии, где ee

полковник
Подпоринов. Артистам были преподнесены
букеты живых цветов. В городе не наш-
лось помещения, которое бы могло вме-
стить бойцов, желающих посмотреть заме-‹
оборудовали
пло-
здесь

вышли

ником политотдела гвардии

чательный концерт. Тогда
открытую сцену на самой большой
щади города. В течение трех дней
проходили концерты ансамбля.

в других частях группы войск. “

НОВЫЕ КНИГИ

ник оперативно-тактических очерков.

ших операциях на окружение,

о наступательной операции,

величайшим вкладом

тор,

масс различных родов войск».

В очерке генерал-лейтенанта II. Ива-
нова «Новый Сталинград и маневр на ок-
ружение» дано описание операции, по по-
которой в приказе товарища
Сталина № 16 от 23 февраля 1944 г. ска-

зано: «Советские войска устроили немцам
новый Сталинград на правобережьи Днеп-

ра, окружив и уничтожив в районе Кор-
сунь-Шевченковский 10 немецких диви-
se и одну бригаду».

Далее в сборнике помещены очерки
полковника С. Шишкина «Витебская  опе-
полковника П. Болдырева «Раз-
бобруйского узла сопротивления
немцев» и генерал-лейтенанта ©. Шилов-
ского «Окружение и раэгром немецких
войск под Минском».

Генерал-майор Н. Таленский свой
очерк «Одна из самых выдающихся опе-
раций Красной Армии» посвящает Ясско-
Кишиневской операции.

Сборник предназначается для офицеров
Красной Армин.

«Битва под Курском», краткий очерк.
Воениздат, 1945 год, стр. 96. Цена
2 р. 50 к.

В книге, написанной коллективом офи-
церов Военно-исторического отдела Гене-
рального Штаба, рассказывается 06
июльско-августовских операциях под

Курском, Орлом и Харьковом, блестяще
проведенных Красной Армией летом
1943. г.

Содержание книги делится на два раз-
дела, применительно к двум этапам этого
грандиозного сражения: 1) оборонитель-
ное сражение под Курском (5—12 июля
1943. г.) и 2) наступление Красной Армаи
и разгром орловской и белгородско-харь-
ковской группировок немцев (12 июля —
23 августа 1943 г.). 4
‚ Книга рассчитана на генералов и офи-
церов Красной Армии.

(По телеграфу от
участках строительства

Проделана
огромная работа по сварке и укладке труб.
строитель-
ства газопроводчикам пришлось в 40 ме-
стах перейти через речки, озера, пересечь
железную дорогу, преодолеть многочислен-

Испытания показали
хорошие результаты. Одна из основных
операций — продувка трубопровода газом

маги:
проходили в труд-

неблагоприятная погода. Однако все люди
оставались на своих постах. Командирами,
владела одна

правительства, дать газ на своих участках
К 7 ноября газ по трубам пройдет

Саратовской области, и будет передан в

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА:

канун
годовщины Великой

в части и соединения Южной группы войск
прибыл государственный ансамбль народ-
ного танца СССР под руководством  лау-
реата Сталинской премин Игоря Моисеева.

В праздничные дни ансамбль выступит

«Окружение и разгром врага» — чер
9-
ениздат, 1945 г. Стр. 82. Цена 2р. В сбор-
нике помещены очерки о шести крупней-
осуществ-
ленных Красной Армией в 1942—44 гг. В
очерке генерал-майора Н. Замятина  «Сра-
жение под Сталинградом» рассказывается
которая по
своему замыслу и выполнению является
в военную науку.
«Сталинградское сражение, — пишет ав-
— является классическим образцом
современной наступательной операции на

полное уничтожение противника, прове-
денной силами и средствами нескольких
фронтов . при взаимодействии крупных

ЗВЕЗДА

Да, всё это теперь кажется как буд-
то ушедшим в далекое прошлое. Новое
время, новые мирные проблемы как бы
отодвигают недавнюю жизнь, дни войны.
Но война, конечно, не может забыться;
больше того, на всем TOM, чем живет
артиллерийский завод сегодня, горит от-
свет великой военной жизни. Всё это
полно глубокого исторического смысла: и
стотысячная пушка, которая 9`мая 1945
года сошла с конвейера, и сталинское при-
ветствие, в котором дана высокая оценка
действий завода в годы войны. Сталин
писал; «Благодаря Вашему героическому
труду, доблестная Красная Армия получа-
л& непрерывным потоком первокласеное
артиллерийское вооружение, ставшее в
умелых руках наших артиллеристов ре-
шающей силой, обеспечившей разгром
гитлеровской Германии и победоноеное
окончание войны».

Стотысячное орудие, которое хранится
на заводе, и сталинская телеграмма заво-
AY — Bc 370 памятники и документы
нашей героической эпохи. Ее собрали,
етотысячную пушку, в вечернюю смену
мастера Егорова. Один из слесарей вы-
бил на ней заводское клеймо; потом
пушку отвезли на заводской полигон.
Орудие соверигило три контрольных выст-

рела. Выстрел заводекой пушки слился е
  громовым
‚день Германия окончательно капитулиро-

вала.

салютом страны — в этот

В этот первый мирный вечер дирек-

тор завода Герой Социалистического Труда

Avo Сергеевич Елян, волнуясь, присталь-
HO, © любовью смотрел на  стотысячное
орудие. Это была обычная  дивизионная
пушка среднего калибра, окрашенная в
защитный цвет. Елян коснулся ее ствола:
пушка еще, казалось; хранила в себе
жар первых выстрелов. На гладкой сталь-
HOH поверхности казенника была выбита
заводская марка — маленький  треуголь-
ник © кругом в центре и крупноначале-
ные буквы создавшего ее завода. «ЗИС»
— завод имени Сталина. Обыкновенная
дивизнонная пушка, простая и легкая в
управлении, она вобрала в себя конет-
рукторскую мыель, бессонные ночи, твор-
ческую душу завода, самоотверженный
подвиг рабочих.

Когда-то прообраз этой конструкции,
св опытный образец был привезен в
Москву, в Кремль. Сталин смотрел первую
опытную пушку в присутствии конструк-
тора Грабина и директора завода  Елян.
Было это 5 января 1942 года. Современ-
ная война с ее ожесточенными кровавы-
ми боями на линии фронта начинается
невидимой, но яростной борьбой в сфе-
ре военно-техничеекой мысли, создающей
наиболее совершенную боевую технику.
Вонструкция новой  дивизионной пушки
обладала высокими боевыми качествами.
Со сталинским заданием — в наикрат-
чайшие сроки наладить массовый выпуск

пушек — директор и конструктор  вер-
нулись на завод.
Достаточно было взглянуть на карту

фронта, чтобы понять всю серьезность
положения. В эти первые месяцы войны
многие заводы, эвакуировавшиеся из угро-
жаемых районов в глубь страны, еще бы-
ли на колесах, сотни эшелонов © обору-
дованием день и ноч, шли на восток, п
артиллерийский завод имени Сталина
был один из тех заводов, который свои-
ми могучими плечами подпирал Красную
Армию. Елян подвел главного инженера
Олевского к карте, висевшей на видном
месте. Линия фронта проходила на даль-
них подступах к Москве. тот день,
когда Сталин смотрел опытный образец
дивизионной пушки, Красная Армия ра-

зомкнула железные бронированные  кле-
щи, сжимавшие Москву, но всеобщая
опасность была еще очень велика. Шла

первая военная зима. И, стоя у карты,
как бы имея перед глазами весь фронт,
всю страну, находившуюся на линии ог-
ня, Елян коротко рассказал главному ин-
женеру о том, что было в Иремле, как
прошел осмотр грабинской пушки и как,
ставя Задачу наладить массовый выпуск
орудий, товарищ Сталин выразил уверен-
ность, что завод не подведет.

По-разному рисовали себе люди завода
этот-зимний январский день сорок вто-
рого года. Но мысль о том, что. Верхов-
ный Главнокомандующий, решая дела or-
ромной государственной важности, думал и
00 одном артиллерийском заводе, — одно
лишь это действовало с наибольшей силой
и глубиной на ум и сердце людей тру-
да. Отало-быть речь идет © том, что
имеет прямое отношение к судьбе Отече-
ства.

Вместе с новой боевой задачей, по-
ставленной заводу, Елян привез из Моск-
вы, из заснеженного Кремля чувство
уверенности и спокойствия, то сильное
чувство терпения и выдержки, которое
давало возможность в ‘самые ‘страшные
дни войны не падать духом, а непрестан-
но искать, ‘думать, творить,

Мучителен и сложен был переход за-
вода к массовому производству, к потоку
орудий. Над всем заводом — и это хо-
рюшо ощущалось рядовыми рабочими и
инженерами — нависали жесткие воен-
ные сроки. Фронт требовал пушек сегод-
ня; сейчас. Фронт не мог ждать; когда’
завод продумает всю схему перехода на
новую технологию и, следуя довоенным
нормам, пройдет сначала пусковой пери-
од, потом период освоения. Фронт не мог
ждать! На завод приезжали артиллеристы
из-под Ржева и Можайска, из-под Вязьмы,
из-под Мги, с синявинских болот и бра-
ли пушки с еще непросохшей краской и
просили и требовали — еще, и еще, п
еще. Один вид этих бойцов в ватниках с
обветренными лицами, их суровые рас-
сказы о фронте, о том, что может сделать
одна семидесятишестимиллиметровая пушка,
до глубины души трогали рабочих. И уста-
лые, недосыпавшие люди, ожесточившиь,

+
Б. ГАЛИН

>
сбрасывая © себя усталость и повинуясь!
только рабочей совести, по двадцать че-
тыре часа оставались у кузнечных моло-
тов, на мартеновских печах, У станков,
обрабатывающих пушки.

Для того, чтобы в 19 с половиной раз
увеличить производство пушек по еравне-
нию © довоенным пернодом, — а этого
завод достиг! — требовалось величайшее
напряжение всех умственных и физиче-
ских сил коллектива завода; Опираясь на
творческую активность рабочих и инже-
перов, Герой Сопиалистического Труда
инженер Елян прчнял смелое решение:
вести работы широким фронтом, на ходу
довооружаясь, строить новые цехи и, ‘0д-
новременно напрягая все силы, подни-
мать производство орудий. И полвиг, со-

вершенный заводом, состоял не только в,

том, что люди иногда по двое и трое cy-
ток не выходили из цехов — это было
нормой поведения. — героическое заклю-
чалось в том, чтобы научитьея работать
ритуично, без лихорадки, работать так,
чтобы процесс рождения пушки из бес-
форменного, многотонного обрубка стали
шел легко и плавно, в едином ритме.

Люди знали, что суточные сводки вы-
пуска заводом орудий, подобно оператив-
ным сводкам с фронтов войны, были до-
роти и близки Государственному Комите-
ту Обороны. Завод был как бы продолже-
нием великого фронта войны, его пушки
— дивизионные, противотанковые и тан-
ковые были частью великого плана борь-
бы с гитлеровекой Германией. В один
из дней войны завод получил от Госу-
дарственного Комитета Обороны точный и
яеный график выпуска пушек, подписан-
ный товарищем Сталиным. Он хранится,
этот ставший историческим сталинский
документ -—— «план посуточной сдачи
танковой и дивизионной артиллерии». В
этом сжатом, лаконично изложенном гра-
фике запечатлена одна мысль — каждый
Час, каждый день, каждые сутки ‘работы
завода влияют на ход войны; чем выше
темпы производства, чем больше пушек,
тем ближе победа.

Сталинский план предписывал заводу с
железной  последовательностью, во всё
нарастающей прогрессии увеличить про-
изводетво пушек, быстрее итти вперед.
Он словно вобрал в себя опыт, творчество
и героизм рабочего класса, интеллигенции,
для которых судьба советской Родины
была их собственной судьбой. И, глядя
на этот сталинский план производства пу-
шек, вспоминаются слова вождя, сказан-
ные в годы первых пятилеток, слова, в
которых была выражена страстная убеж-
денность и вера в творческие силы наро-
да: ‹..Реальность нашего производствен-
ното плана — это миллионы трудящихся,
творящие новую жизнь... это живые лю:
ДИ, 910 мы с вами, наша воля к труду,
наша готовность работать по новому,
наша решимость выполнить план».

Й битву за пушкл; ‘охватившую тыся-
чи людей в многочисленных цехах,
от ‘мартена, где плавилась сталь, до по-
игона, где  испытывалась пушка, —
битву отромную по масштабам п проб-
лемам завод блестяще выиграл. Одним из
решающих рычамв победы была творче-
ская мобилизация или, как ее назвали
на заводской производственно-технической
конференции, проходившей в самый разгат
войны, — мобилизация внутренних резер-
вов. Молодые  инженерь. Бородкин п
Шешменев спроектировали мощные станки
для протяжки стволов орудий — станки
с высоким режимом работы, обладающие
большой точностью. Для того, чтобы бы-
стрее освоить их и научить людей рабо-
тать на более высоких режимах,  кон-
структоры <ами стали к станкам. В 10
раз был сокращен цикл на самой слож-
ной командной операции, 4 станка заме-
нили 40 громоздких станков и выевобо-
дили огромную площадь в, цехе. Это’ толь-
ко один из штрихов творческой мобилиза-
ции инженерной мысли.

Орудие создается из стали,  обладаю-
щей высоким запасом прочности. Вот так
И советский завод — он имел огромные
запасы творческой энергии, жизненной
стойкости. Эту мысль о наших  творчес-
ких богатствах, 2 внутренних  резервах
души советского человека прекрасно вы-
разил в беседе < инженерами М. И; Кали-
HHA, побывавший на заводе в памятные
ни борьбы за массовый выпуск орудий.
В третьем пролете механического цеха,
возле станка новой конструкции, на ко-
тором  обрабатывался канал ствола,
товарищ Калинин несколько задержался.
Над одним из станков висел плакат: в
этот день молодой токарь Афанасьев до-
стиг рекордной выработки моноблоков.
Самото токаря не было видно. Маленький
pocToM, коренастый паренек Афанасьев
весь ушел в работу, требующую великого
терпения, внимания и любви. Ставки но-
вой советекой конструкции особенно за-
интересовали Михаила Ивановича. Чезло-
век большой жизни, умудренный громад-
ным опытом, он глубоко ощущал смысл
победы, достигнутой рабочими и инжене-
рами завода, который в тягчайших уело-
виях военного времени увеличил выпуск
пушек, быстро освоил новые образцы ар-
тиллерийского вооружения. И то, что
ускользало от людей завода, поглощенных
повседневной работой, то, чему они не
всегда были в силах дать должную оцен-
ку, увидел старый бюльшевик, советский
президент. Чуть наклонив голову, опира-
ясь на палочку, Калинин как бы вслу-
шивался в работу станков Беседуя с ин-
женерами и рабочими, он словно. припод-
HAI их над тем, что они называли тех-
нологией, и дал народу возможность. уви-
деть з& узкотехнической стороной дела
самое главное — творческий рост созет-

ского человека, расцвет нашей советской
интеллигенции, воспитанной революцией;
советской властью.

Вто они были — вот этот худощавый;
почти юноша инженер Гордеев из <тволь-
ного цеха, инженер Фильштейн из лафет-
ного цеха, технолог Тычев, металлург Rous
тев, конструктор Савин... Вее они при-
надлежали к послеоктябрьекому поколез
нию. Инженер Гордеев, нынешний  на-
чальник механического цеха, был пяти-
летним ребенком, когда его’ отец, старей=
ший Сормовский рабочий Афанасий Мат-
веевич Гордеев в 1917 году поднялся на
борьбу, чтобы утвердить пролетарекую
диктатуру. И есть какой-то символ в том;
что 0ба Гордеевы — молодой инженер я
старик токарь работают на одном заводе.

Ни на один день, ни на один час но
смолкала жизнь на огремном заводе. Эта
жизнь протекала He 3a тридевять земель,
& под боком у фронта. Но ни ночные, ду-
шу выматывающие бомбардировки, когла
зарево пожаров охватывало полнеба, пи
тяжести тыловой жизни, ничто не могло
сломить великую силу терпения людей
завода.

Творческая мысль наших KOHCTPYRTO-
ров искала новые пути в артиллерии, е0з-
давала новые образцы орудий. Когла Ге
рой Социалистического Труда конструктор
Грабин создал новую мощную ‘танковую
пушку, великая честь освоить эту пуш-
ку легла на плечи коллектива завода име-
ни Сталина. Завод держал новый экзамен
на зрелость своей технической мысли.
Ведь как бы ви была совершенна конет-
рукция, какие бы прекрасные идеи ни
были заложены в проекте и даже в опыт-
ном образце орудия, нужно суметь вопло-
тить эти идеи в металл, сделать их до-
стоянием массового производства. Заводу
предстояло по-военному быстро сделать
конструкцию технологичной, найти  иде-
альный путь движения деталей, отладить
тысячи станков, настроить завод на’ мас-
сово-поточное производство.

Инженеры-технологи перевели образ
конструкции на жесткий и точный язык
технологии. В 45 дней — неимовер-
но короткие сроки — инженеры-технологи
отладили 1.500 операций, настроили
завод H& ритмичную работу. Это бы-
ла сложная, трудоемкая работа. Итоги ее
можно охарактеризовать как синтез кон-
структорской идеи с обогатившей ее вро-
изводственной практикой. На опытной св-
рии пушек инженеры  откорректировали
технологический процесс. И когда на за-
BOICKOM полигоне раздался контрольный
выстрел первой танковой пушки, сотни
новых уже двигались массовым потоком
от мартеновских печей`в большому  кон-
вейеру.

Четыре ордена — Ленина, Трудового
Врасного Знамени, Красного Знамени
и Отечественной войны — достойно вен
чают беспримерный подвиг  завода-ге-
роя. Великую любовь стяжали пушки
завода в Врасной Армии. Все эти голы
какими-то неведомыми путями приходили
с фронта письма от артиллеристов. Пись-
Ma € самыми разнообразными адресами:
«Артиллерийскому заводу, который выпу-
вает «бога войны». «Рабочим «3ЗИС»,
«Заводу дивизионных пушек». Иногла iia
большей верности артиллериеты рисовали
на конверте заводскую марку — треуголь-
ник © кругом. Старейший рабочий Иван
Иванович Набатов показывал пам письмо
от наводчика Кравченко, пушка которого
прошла трудный путь — от Сталингра-
да до Шпрее. Только люди труда, лю»
ди одной рабочей семья могут © такой
простотой и благородством ценить и ува-
жать свой труд. И в самом деле — какой
ценой, какой мерой можно измерить бес-
смертный подвиг завода-героя, люли KOTO-
рого всё вытерпев, всё вынеся на свопх
плечах, лень за днем вооружали своих
сыновей, своих братьев, своих отпов пер-
воглассоной боевой техникой.

Вот из мартеновской печи хлынул по-
ток стали. Вусок металла кладут Ha
етальное ложе гидравлического пресса и
сильными, точными движениями прилают
этой глыбе форму ствола. Во всех этих
красивых и точных движениях молотов,
прессов, станков, в чудесных превраще-
ниях грубого обрубка стали в ПУШкУ
есть свой железный ритм, великая поз-
зия труда. Попрежнему, как и в голы
войны, в кабинете Героя Социалисти:
ческого Труда Еляна висит карта на-
шей страны. Она вся испешрена извили-
стыми линиями былых фронтов. [los
прежнему перед глазами Еляна вся наша
страна — на этот раз охваченная мнр-
ным созидательным трудом, и чувство HO-
вого, жившее все эти голы войны в 3а-
Бодском коллективе, сказалось и в том, что
задолго до окончания войны Ha заводе
стали думать о грядущих днях мира. В
январе сорок пятого гола, в дни великого
наступления, когда отонь тысяч орудий
обрушился на немцев по всему фронту от
Балтики ло Карпат, директор артиллерий-
ского завода приказал разломать стены
механического цеха и пристроить Е нему
новый цех — нефтяного оборудования.
Пушка и нефтякой насос прекрасно ужи-
ваются на олном заводе.

На этих лнях мы ветретили на заводе
известного конструктора Героя  Сопиали-
стического Труда Петрова, создавшего но-
вую опытную конструкцию — перзую
послевоенную пушку. На полигоне шли
испытания этой конструкции. И на этом
же заволе мы вилёли инженеров-нефтяников
йз Баку. принимающих первую мирную
продукцию артиллерийского завода. В
этих встречах — военного. конструктора и
мирных хозяйственников—есть что-то глу-
боко волнующее и символическое. Завода
герой как в годы войны, ТАБ п в лин
мира дерзает, творит, идет вперед.

ЗАОЧНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ДВУХ ОКРУГОВ

ХАРЬКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
Сегодня в Харькове и Симферополе нача-
лись заочные стрелковые соревнования
Харьковского и Таврического военных
округов, посвященные 28 годовщине Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
Люций.

В состязаниях © той и другой стороны
будет участвовать по четыре стрелковых

команды — десять офицеров, десять сер-
жантов, десять курсантов и десять красно:
армейцев.

Офицеры будут стрелять из пистолета
«ТТ» и «Нагана» второе и пятое упраж-
нения. Сержанты. курсанты и красноар-
мейцыЫ выполнят из винтовки несколько
усложненный вариант 4, 2 и   упражне-
ний («Курс стрельб из пехотного оружия
военного времени»).

В Харьковском военном округе уже про-
шли отборочные стрелковые соревнования
в соединениях и училищах. Лузшие стрел-
ки встретились затем на окружных стрел-
ковых соревнованиях, которые проходили в
Харькове и Днепропетровске.

Окружные стрелковые состязания проде-
монстрировали рост стрелковой культуры
среди воинов округа,