т Е АКАР ЗУ

ii

6 ноября 1945 г., вторкик. № 262

Беликал Октябрьская Социалистическая
оеволюция и дружба паролов СССР

(Советское государство — самое, проч-
20е и жизнеспособное. Только советский
«трой, порожденный Великой Октябрьской
Социалистической революцией, Mor co3-
дать такое несокрушимое единство мно-
точисленных национальностей, населяю-
щих нашу необ’ятную Родину. Это 0б’-
ясняется тем, что в советском государ-
стве воплощены великие  социалистичес-
кие идеи братства и дружбы народов.

Год назад в ‹воем докладе, посвящен-
ном 27-й годовщине Великой Октябрь-
ской Социалистической революции, 19-
варищ Сталин сказал:

«В ходе войны гитлеровцы понесли не
Только военное, но и морально-политиче-
ское поражение. Утвердившаяся в нашей
стране идеолотня равноправия всех рас и
наций, идеология дружбы народов одер-
жала полную победу над идеологией зве-
риного ‚национализма и расовой ненави-
ети гитлеровцев».

Могучим источником этой идеологии
дружбы народов является марксизм-лени-
визм. Идеи маркеизма-ленинизма напраз-
лены на 9б’единение угнетенных классов
и народов для борьбы за новую жизнь,
за коммунизм. Эти великие идеи одержа-
ли полную победу в нашей стране. Идез-
логия дружбы народов нашей Родины под-
готовлена условиями исторического разви-
тия русском народа, особенностями раз-
вития великой русской культуры.

Неукротимое свободолюбие русского на-
рода всегда  сочеталось с уважением к
правам других народов. «Патриотизм жи-
Bol, деятельный, — писал Добролюбов,
— именно и отличается тем, что он
исключает всякую международную враж-
ду... Настоящий патриотизм, как частное
проявление любви к человечеству, не
уживается < неприязнью к отдельным
нарелностям...».

Идеология дружбы народов достигла
расцвета в эпоху построения социализма
в нашей стране, ибо невозможно предста-
BHT cele подлинное сотрудничество и
дружбу народов без уничтожения экеплоа-
таторских классов, без победы  социали-
стического строя.

’«Еели частная собственность и капи-
тал, — писал в 1921 г. товарищ Сталин,
— неизбежно раз’единяют людей, разжи-
гают национальную рознь и усиливают
национальный гнет, то коллективная с0б-
ственность и труд с<толь же неизбежно
сближают людей, подрывают националь-
ную рознь и уничтожают национальный
гнет».

Великая Октябрьская Социалистическая
революция разбила оковы классового
п национального гнета, уничтожила
частную собственность на орудия и cpel-
ства производства и тем самым заложи-
ла прочную основу для развития подлин-

ной дружбы и сотрудничества народов
нашего государства.

Основатели большевистской партии
Ленин и Сталин всегда воспитывали на-
‘род в духе интернационализма, в духе

братства и дружбы трудящихся. Hama
партия всегда вела мепримиримую борьбу
против всякого национального гнета и
национальной розни. Ленин и Сталин не-
однократно повторяли <лова Маркса:
«Не может быть свободен народ, который
угнетает чужие наролы».

Ленин учил, что в национальном воп-
росе есть два основных направления:
буржуазный национализм и имтернацио-
нализм. Большевики непримиримо  6б0ро-
лись против всех видов буржуазного на-
пионализма, воспитывая в массах идеи
интернационализма и братства народов.

Рабочий класс, как самый передовой
класс современного общества; явился
наиболее подготовленным для восприятия
тдей интернационализма, идей дружбы
народов. Революционный пролетариат мно-
гонациональной царской России успешно
выполнил эту свою благородную миссию.
Лении не раз ставил в пример опыт за-
кавказских партийных организаций, ‹03-
данных товарищем Сталиныи:

«Интересам и задачам рабочего движе-
ния, — писал Ленин в «Правде» в мае
1913 тода, — соответствует только то
полиое единство (на местах, снизу и до-
5ерху) рабочих всех наций, которое осу-
ществлялось так долго и так успешно на
Кавказе».

Царская политика угнетения не могла
не оставить глубоких следов в сознании
народов, населявших окраинные районы
России, в течение долгого времени обре-
ченных на роль колоний. Нужно было
разрушить стену взаимного недоверия, ко-
торая вследствие этого образовалась меж-
ду народами нашей страны. Надо было
доказать им, что большевики самые 1пос-
ледовательные противники национального
угнетения, самые последовательные 34-

(6250).

щитники национального равенства и не-
зависимости. Поэтому наша партия выдви-
нула лозунг о праве наций на ‹амоопре-
деление вплоть до государственного отде-
ления. Ленин указывал, что этот лозунг
есть абсолютно необходимое условие для
создания подлинного, добровольного един-
ства в рядах борющейся революционной
армии. Большевики всегда выступали про-
тив насильственного 0б’единения народов.
В статье «К пересмотру партийной про-
граммы», написанной в 1917 году, Ленин
ворил, что большевики стремятся к то-
му, чтобы государство было крупным и
чтобы вокруг русском народа на основе
тесного союза  об’единялось как можно
больше других. наций, но об’единение на-
родов может и должно быть только добро-
вольным. А как добиться такото доброволь-
ного об`единения народов, которые подвер-
гались длительному утнетению ‹0 стороны
царского режима? Оно может быть вы-
работано лишь в процессе длительной
совместной борьбы, упорного воспитания
ий практической взаимопомощи.

Великий русский рабочий класс возг-
лавил  Октябрькую Социалистическую
революцию. Ведомый большевиками, он
показал всем народам нашей страны при-
мер рептительности, смелости и -беостра-
шия в борьбе за светлое будущее. Этот
пример воодушевил все народы нашей
страны, которые пошли по стопам pyc-
ского народа.

Великие принципы  ленннско-сталин-
екой национальной политики нашли свое
яркое выражение в исторической Декла-
рации прав народов России.

Молодое советское государство уже в
первые дни своего существования смело
пошло навстречу чзяниям угнетенных на-
родов, немедленно провозгласив их равно-
правие и полную ‹вободу строить евою
государственность, хозяйство, культуру.

Но добиться фактического равенства
можно было только в результате бельшой,
упорной деятельности, практически помо-
гая национальным республикам в разви-
тии их хозяйства и культуры. Слишком
велика была унаследованная от царского
режима хозяйственная и культурная от-
сталость национальных районов. Эта
отсталость была ликвидирована главным
образом в эпоху сталинских  пятилеток.
Тем ‹амым было достигнуто фактическое
равенство, и для всех народов СССР была
создана полная возможность  воспользо-
ваться завоеванными правами. Начался
быстрый расцвет национальных респуб-
лик. Развивалаеь культура национальная
по форме и социалистическая по содержа-
нию. Народы СССР осуществили в подлин-
HOM смысле этого слова культурную рево-
люцию.

Вот, например, Датестан. Здесь до ре-
волюции насчитывалось не более лесятка
школ, в которых обучались дети помещи-
ков, дворян, князей, царских чиновников.
А теперь в Дагестане имеется около 1200
школ, в которых обучается свыше 150
тысяч детей трудящихся. Ероме того в
Дагестане впервые ‹оздано 5 вузов и 24
техникума.

40 народов, не имевших ранее письмен-
ности, впервые при советской власти п9-
лучили ее. Олин только этот факт гово-
рит 96 исключительном прогресеивном зна-
чении ленинско-сталинской национальной
политики.

Невиданными темпами развивалась эко-
номика национальных районов,  0бречен-
ных ранее на роль колоний. В националь-
ных республиках были созданы мощная
промышленность и передовое, оснащенное
машинами сельское хозяйство, вырос свой
рабочий класс, своя интеллигенция.

Если в целом промышленность CCCP
превысила уровень 1913 года в 12 раз,
то во многих республиках она выросла в
20—30 раз, a в некоторых в 150 и
200 раз. Строительство колхозов, воору-
женных самой передовой  сельскохозяй-
ственной техникой, вывело крестьян из
нищеты на путь зажиточной, счастливой
ЖИЗНИ.

Так устранялось фактическое меравен-
ство народов Советского Союза, сплютив-
шихся в единой дружной <емье.

Одной из важнейптих вех на пути ук-
репления братсява и дружбы народов на-
шей страны было создание Союза Совет-
ских Социалистических Республик, в 95-
нову которого положен принцип полной
добровольности. Все народы СССР воочию
убедились в том, что только социализм мог
обеспечить им подлинное равноправие и
свободу, создал все возможности для хо-
зяйственного и культурного возрождения,
910 только в дружной советской семье им
тарантирована безопасноеть и возможность
государственной самостоятельности.

Своим основным законом — Сталин-

ии

ОКТЯБРЬСКИЙ ПОДАРОК ТРУДЯЩИМСЯ ЛАТВИИ

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ, 5 ноября. (По телеграфу от наш.
корр.). Гитлеровцы разрушили понтонны!
мост через реку Лиелупе, отрезав рижское
взморье от столицы. Недавно сюда пришли
воины-строители. Два месяца фаботали
бойцы части инженер-подполковника Ни-
колаева. ‘Трудились самоотверженно H
неутомимо.

1 ноября деревянный мост через Лиелу-

пе был сдан в эксплоатацию.

Открытие моста, выстроенного в рекорд-
HO короткий срок Красной Армией, прев-
ратилось в большой праздник трудящихся
рижского взморья. У моста состоялся
многотысячный митинг. Его открыл
председатель Рижского горисполкома тов.
Деглав. От имени трудящихся столицы он

благодарит воинов-строителей за подарок
Красной Армии к Великой
Октябрьской социалистической революции.
Оркестр исполняет государственные гимны
Советского Союза и Латвийской респуб-
лики. Затем Председатель Президиума
Верховного Совета Латвийской CCP
профессор Кирхенштейн перерезает ленту
и входит на мост. За ним идут Председа-
тель Совнаркома Латвийской ССР тов.
Лацис, секретари ЦК компартии Латвии
тт. Калнберзин и Лебедев, генерал-лейте-
нант Косарев, члены правительства Лат-
вии, представители общественных органи-
заций столицы, колонны  воинов-строите-
дей инженерных частей, трудящиеся Риги.

На другой стороне реки шествие с фла-
гами и песнями встретили демонстранты
— трудящиеся рижского взморья.

ВОВЫЙ ОКРУЖНОЙ ДОМ ОФУЦЕРОВ

ВОРОНЕЖСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
5 ноября. (По телеграфу от наш. корр.).
октябрьские дни в Воронеже открывается
новый окружной Дом офицеров. г

Широкая лестница ведет от главного
входа на второй этаж в большое ons,
украшенное портретом  Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина. На
стенах фойз — картины художников сту-
дии имени Грекова. Из фойэ посетитель
попалает в зал, вмещающий более 600 че:

ловек
На третьем этаже — малый зал, где бу-

дут происходить лекции и совещания. Зал

В  оформлен на тему «Братство народов Со-

ветского Союза».

Подготавливаются к сдаче в эксплоата-
цию читальный зал, библиотека, партийный
кабинет, кабинеты для самообразования.
Дом офицеров строился по проекту воро-
кожского архитектора Зотова. Архитектор
Шелякин оформлял большой зал. Скуль-
птурные ‘работы выполнены Буримовым и
Кузнецовым,

Новый Дом офицеров — прекрасный по-
дарок к 28-й годовщине Великого Октября.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ской Конституцией — советское государ-
ство обеспечивает полное осуществление
национального равноправия в стране и
<©урово карает какие-либо попытки расовой
или национальной дискриминации. П9это-
му так крепка и нерушима дружба наро-
дов СССР — один из могучих источников
силы советского государства.

Великая Отечественная война Совет-
ского Союза против гитлеровской Герма-
нии и империалистической Японии нагляд-
но показала всему миру, в какую могу-
щественную державу превратилось много-
национальное социалистическое  государ-
ство, основанное на идеологии равнепра-
вия, дружбы и братства народов. В ‘<уро-
вые годы войны вое народы СССР еше
крепче еплотились вокруг большевистской
партии и ‹оветекого правительства. Они
творили чудеса героизма В ТЫЛУ и Ha
фронте, отстаивая жизнь, честь H CBO-
боду своей Отчизны. Великое братство и
дружба народов были скреплены кровью,
пролитой советскими воинами всех нацио-
нальностей на полях сражений во имя
победы социалистической Родины.

С особой силой это единение народов
сказалось в Красной Армии — армии
братства и дружбы народов. Прославлен-
ная своей доблестью и блестящим воен-
ным мастерством многонациональная Врас-
ная Армия продемонстрировала свою несо-
крушимую мощь.

«Наша армия, = говорил товариш
Сталин в 1928 году, — является армией
братства между народами нашей страны,
армией освобождения угнетенных народов
нашей страны, армией защиты ‹вободы и
независимости народов нашей страны...
Веё ее существо, весь ее строй зиждется
на укреплении уз дружбы между нарола-
ми нашей страны, на идее освобождения
угнетенных народов, на идее защиты ©в0-
боды и независимости социалистических
республик, входящих в состав Советского
Союза...

В этом залог того, что наша армия в
критическую минуту найлет величайшую
поддержку в миллионных масках всех и
всяких национальностей, населяющих на-
My необ’ятную страну».

Подвиг советского нарола в Отечествен-
ной войне целиком подтвердил мудрые
слова товарища Сталина.  Шредставители
всех народов, населяющих Советский
Союз, самоотверженно сражалиеь в рядах
Красной Армии. Они вписали в историю
Отечественной войны бесчисленное множе-
ство бессмертных подвигов, совершенных
во имя социалистической Родины.

У стен Ленинграда, в самые тяжелые
дни блокады великого города, в неравной
схватке < врагом пал смертью храбрых
славный сын узбекского народа Каюм Рах-
манов. Прощаясь с боевым товарищем,
командир зачитал завещание Рахманова.
Оно было написано на обрывке бумаги и
вместе < портретом товарища Сталина
хранилось ва груди храбреца. Вот что
писал. Рахманов своим друзьям по ору-
RI:

«Жизнь — это Родина. Родина — это
моя семья, мое село, всея моя советская
страна. Когда враг забирает пядь родной
земли, он отрезает кусок моего тела. Я
приехал из края, где много солнца, много
ботатой земли, хлопка, винограда, боль-
шие стада, счастливая жизнь. Когда фа-
шисты ворвались в советскую страну, я
почувствовал, как задрожала Ферганская
цолина. И каждый, в ком билось честное
сердце узбека, сказал себе: «Иди вперед,
останови врага, защити <вои дома, свою
семью!». И я приехал в Ленинград. Без
Москвы, без Ленинграда, без советской
России нет свободного Узбекистана. Ленин
и Сталин открыли нам глаза, показали
путь к счастью. Мы к нему пришли. И
я не пожалею жизни для того, чтобы от-
стоять то, что мы, узбеки, получили от
советской власти. Если я умру, передайте
моему отцу, родному Сталину, что ef
сын Каюм Рахманов выполнил ©рРой долг
перед Родиной».

Этот блатородный документ — яркое
свидетельство высокого патриотизма наро-
хов СССР, видящих в Советской России
свое социалистическое отечество и готовых
защищать его собственной грудью.

Победа Советского Союза в Отечествен-
ной войне—это не только победа советского
оружия над гитлеровской военной мапши-
Ной, зто также победа советской идеологии
дружбы и братства народов над фашист-
ской звериной илеологией человеконенави-
стничества.

Овладев народными массами нашей Ро-
(HHBI, советская идеология братства и
дружбы народов <тала великой матери-
альной силой, источником несокрушимого
могущества социалистического государства.

А. АЗИЗЯН.

В камоотверженной, напряженной че-
тырехлетней борьбе, которую вел совет-
ский народ © немецко-фашистекими зах-
валчиками, Ленинграду принадлежит 00-
бое место. На долю великого русского го-
рода выпали тягчайшие испытания. 3a
900 дней блокады ему пришлось пере-
жить неимоверные страдания и лишения,
преодолеть огромные трудности. Осажден-
ный вражескими полчищами, Ленинград
явил перед всем миром образец небывало-
го в истории героизма, самопожертвова-
ния, пламенного советского патриотизма.

Беспримерные подвиги ленинградцев—
явление не случайное. Ленинград — ко-
лыбель социалистической революции. Здесь
28 лет назад питерские рабочие, руково-
димые Лениным и Сталиным, подняли
победное знамя Октября. Город революции
носящий имя великого Ленина, явился
цитаделью советской власти, живым носи-
телем русских революционных традиций.

Ленинтрадекие большевики, всё населе-
ние города в дни Великой Отечественной
войны зновь показали верность боевым
‘революционным традициям. Вдохновляе-
мые вождем народа товарищем Сталиным,
постоянно чувствуя ето отеческую забо-
ту и поддержку, защитники Ленинграда—
бойцы, офицеры, рабочие, ученые, домаш-
ние хозяйки, школьники — со честью ВЫ-
полнили свой выюокий долг перед Роди-
ной, отстояли родной Ленинград.

В грозную годину по зову партии под-
нялись ленинградцы на борьбу с жесто-
ким и сильным врагом. 160 тысяч юпол-
ченцев — цвет трудящихся Ленинграда,
лучшие его сыны и дочери — беззаветно
сражались за город, помогали Красной
Армии бить фашистских захватчиков. Де-
святки и сотни трудящихея дни и ночи,
нередко под огнем, укрепляли город, воз-
двигали на ето дальних и ближних под-
етупах оборонительные  ‹ооружения. Это
был поистине гигантский труд. 27 ты-
сяч километров окопов м траншей, 700
километров противотанковых рвов отрыли
ленинградцы в течение нескольких не-
дель. Более 5.000 дотов и дзотов построя-
ли они в городе и вокруг него.

Первыми из первых, храбрейшими из
храбрых были среди защитников города
коммунисты. Своей железной стойкостью
и волей к победе они об’единяли, цемен-
тировали боевые ряды ленинградцев. Ге-
рои-воины и герои-труженики считали для
себя честью находиться в рядах ленин-
градской партийной организации,

Источником неиссякаемой силы защит-
ников Ленинграда, как и всего нашего
народа, является любовь и преданность
великим идеям Ленина — Сталина.

«Социалистический строй, порожденный
Октябрьской революцией, — творил то-
вариш Сталин, — Дал нашему народу и
нашей армии великую и непреоборимую
Филу».

Эта великая, непреоборимая сила п0-
могла ленинградцам не только выстоять
против врага, имевшего шестикратное пре-
воеходетво в технике и людях, ню и пе-
фейти в наступление, наголову разгро-
мить под стенами города многочисленную
сильную вражескую армию. Товарищ
Сталин назвал январское наступление за-
щитников города великой победой под Je-
нинградом.

В грозный чае опасности партийные и
непартийные большевики Ленинграда по-
клялись великому Сталину отстоять свой
город. Эту клятву они выполнили. Вый-
дя победителями из жестокой битвы, они
лали вождю слово быстро залечить раны
Тенинграда, восстановить город, как круп-
нейший промышленный и культурный
центр страны. Патриотический пафос,
проявленный при защите города, трудя-
щиеся Ленинграда переключили на ©03и-
дательный труд, н& восстановление про-
мышленности и городского хозяйства.

Еще в те дни, когда в городе рвались
наряды, на ряде крупных ленинградских
заводов отстраивались цехи, приводилось

КОМАНДА ТБИЛИССКОГО
ДОМА ОФИЦЕРОВ —
ЧЕМПИОН КРАСНОЙ АРМИИ
ПО ФУТБОЛУ

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
Семь дней в Тбилиси на стадионе «Ди-
намо» проходил розыгрыш первенства
Красной Армии по футболу.

С первых же игр определились сильней-
шие команды — Московского военного
округа и Тбилисского Дома офицеров.
Оба лидера имели одинаковое количество
очков и шли без поражений. Поэтому
встреча этих команд вызвала большой
интерес. Трибуны стадиона были перепол-
нены.

С первых минут игры тбилисцы  энер-
гично атаковали ворота футболистов Мо-
сковского военного округа. Прекрасно
игравшие игроки нападения Махов, Мерку-
лов, Кишелава обеспечили победу тбилис-
цев. Матч закончился со счетом 2:0 в
пользу Тбилисского Дома офицеров.

Встреча между командами Тбилисского
Дома офицеров и Киевского военного
округа также принесла победу тбилисцам,
выигравшим матч со счетом 3:0.

Таким образом на первое место в розы-
грыше первенства Красной Армии по фут-
болу вышла команда Тбилисского Дома
офицеров. :

Второе ‘место заняла команда Московско-
го военного округа, третье — Уральского
и четвертое — Киевского. На последнем
месте — команда Бакинского ., военного
округа.

Семьи воинов Красной Армии, инвалидов
Отечественной войны и погибших фронтови-
ков окружены всеобщим вниманием и забо-
той.

Трудящиеся городов и сел создают для
семей военнослужащих специальные ра
довольственные фонды. Колхозники Ста-
линградской области из своих личных за-
пасов выделили более 300 тонн сельско-
хозяйственных продуктов. Рабочие пред-
приятий Кзыл-Орды собрали 400 центне-
ров риса, картофеля и овощей. Трудящие-
ся Тулы на каждую семью военнослужа-
щего и демобилизованного выдают по 300
килограммов картофеля и овощей.

В Татарии и Южно-Казахстанской ©6б-
ласти проведены месячники по оказанию

дены большие восстановительные работы.
«Иван Сусанин» торжественно открылся сезон в одесском театре оперы и балета. Здание театра,
лучших в мире, полностью восстановлено.

>
П. С. ПОПКОВ,
председатель исполкома
Ленинградского городского Совета
депутатов трудящихся
=

в порядок оборудование, начиналея пере-
ход на выпуск гражданской продукции,
Металлический завод имени Сталина,
«Электросила» имени Кирова, являющие-
ся основными поставшиками внергетичес-
ком оборудования для электростанций
страны, уже обрабатывали первые детали
для послевоенных турбин и генераторов.
Машиностроительные заводы Выборгской
стороны, не снижая выпуска боевого ору-
HUM, начинали строить текстильные ма-
шины, металлорежущие станки. .

Но особенно большой размах приобрели
восстановительные работы после снятия
вражеской осады города. В 1944 году на
капитальное строительство в Ленинграде
было израсходовано около 800 миллионов
рублей. Восстановлен почти миллион квад-
ратных метров производственных площа-
дей, отремонтировано 13.000 станков,
установлено 5.500 единиц нового оборудо-

вания. Кировский и Ижорский заводы,
«Большевик», завод имени Ленина ©уме-
ли в короткий срок ‘пустить долго бездей-
ствующий мартеновский цех, наладить рз-
боту прокатных станов и тем обеспечить
ленинградекую промышленность металлом.

Тод великой победы над немецко-фаши-
стекими и ятюнекими империалистами ле-
нинградцы ознаменовали широким развер-
тыванием довоенных производств. Снова,
как прежде, фабричная марка Ленинграда
появилась на турбинах и котлах, на бу-
магоделательных и текстильных машинах,
на приборах точного машиностроения.
тороде нет сейчас ни одного неработающе-
TO предприятия.

Ленинградекая промышленность не про-
CTO возобновляет выпуск гражданской про-
дукции. Она учитывает последние дости-
жения науки и техники и строит более
совершенные машины, организует более
совершенное производство. Завод имени
Сталина сооружает для Днепрогэса 100-
тысячную тидротурбину, завод «Электро-
сила» имени Кирова выпускает мощные
тенераторы < водородным охлаждением.
Каждое предприятие старается дать стра-
не продукцию высокого качества.

«Мы отстояли свой город, мы его вос-
становим». Этот лозунг стал девизом жиз-
ни и чести ленинградцев. Всё население
торода принимает участие в ремонте 06-
шественных зданий, жилых домов, повреж-
денных в0 время блокады. За 1 тод 9
месяцев ленинградцы отработали Ha вос-
становлении 47 миллионов человеко-часов.
Как в свое время оборона города, так
сейчас его восстановление стало кровным
делом всего населения.

Замечательным проявлением патриоти-
ческой инициативы является начинающе-
еся соревнование восстановителей жилищ.
Ленинградский каменщик Куликов достиг
на укладке кирпича выдающихся резуль-
татов. Он выполнил за день около
норм. Почин Куликова подхватили многие
сотни восстановителей города.

За 9 месяцев 1945 года отремонтирова-
но и введено в экоплоатацию 318 тык.
квадратных метров жилой площади, восста-
новлено и окрашено 658 тысяч квадрат-
ных метров фасадов, отремонтировано
1.493 тысячи квадратных метров кровли.

Величественные здания; краса и гор-
дость нашего города — Зимний, Главный
mraé, Мариинский дворец, Фондовая биржа,
сенат и многие другие творения мировых
зодчих принимают <вой прежний блиста-
тельный вид, дворцы, жилые здания свер-
кают светлой краской, радуют архитектур-
ной отделкой. в

Большие работы зедутся по восстанов-
лению дорожного хозяйства города. За 9
месяцев этого. года вновь проложено и ка-
питально отремонтировано 533 тысячи

помощи семьям воинов. Только в Чисто-
польском районе (Татария) среди населе-
ния собрано 1000 пар валеной обуви, отре-
монтировано более 100 квартир, завезено
свыше 1200 кубометров дров. Колхозники
Буинского района подарили семьям погиб-
ших фронтовиков 80 голов скота. Члены
артели «Единство», Куйбицкого района, ре-
шили до конца года обеспечить все семьи
погибших воинов дровами, обувью, выде-
лить им телок из колхозной фермы и от-
ремонтировать дома. Артель обратилась с
призывом ко всем колхозникам Татарии
последовать их примеру. Совнарком ТАССР
и областной партийный комитет одобрили
инициативу коллектива артели «Единство».

В Сталинграде семьям воинов выделене

ВОЗРОЖДАЕТСЯ ГОРОД-ГЕРОЙ ОДЕССА. В порту, дотла разрушенном, немецко-фашистскими варварами, прове-
На погрузке судов работают мощные краны (снимок слева).

На-днях оперой
являющееся одним из
Фото М. Рыжака и Е. Игнатович.

снинград восстапавливасется

квадратных метров городских магистралей
и площадей.

Городской транспорт Ленинграда, сильно
пострадавший в годы блокады, добивается
сейчае своего полного восстановления и
улучшения обслуживания населения, За
истекиие 9 месяцев отремонтировано 400
трамвайных вагонов. В этом году восета-
новлено автобусное движение на трех
маршрутах.

Проделана большая работа по озелене-
нию города. В Московском и Приморском
районах на площади в 116 гектаров за-
ложены грандиозные Парки Победы. В те-
чение каких-нибудь двух-трех недель ле-
нинградцы высадили здесь свыше 60 ты-
сяч деревьев.

По постановлению правительства в го-
роде развертываютеся работы по сплошной
тазификации Ленинграда. На базе эетон-
ских и гловских сланцев сооружается не-
сколько крупных газовых заводов, закла-
дывается мошный сланцевый бассейн. В
недалеком будущем газ поступит в квар-
тиры трудящихся. ^

Ленинград —= город передовой comma
стической культуры. Его многочисленные
вузы, нзучно-исследовательские институ-
ты, театры, музеи являются гордостью
страны. Вю время вражеской блокады
многие научные и культурные учрежде-
ния города были эвакуированы в глубь
страны. Сейчае культурная жизнь Ленин-
града снова начинает бить ключом. Из
эвакуации вернулись все вузы, институ-
ты, театры. 47 высших учебных заведе-
ний открыли в этом году свои двери пе-
ред молодежью страны. 0еенью на учебу
принято в вузы 16.500 новых студентов.
Многие из них вернулись © фронта, грудь.
их украшают боевые ордена и медали. В
городе восстановлено и отремонтировано
за 9 месяцев 1945 года 94 школьных
здания. сенью за парты ‹ело 220 тысяч
детей, в два раза больше, чем в проплом
году. 40 тысяч ребят воспитываются в
детских садах.

В Ленинграде работают все тезтры —
Академический оперы и балета имени
С. М. Кирова, Академический имени Пуш-
кина, Большой драматический имени
Горького, Малый оперный театр и другие.
Успенно восстанавливаются и многочис-
ленные музеи города. Благодаря заботам
партии и правительства сохранены все
ценности ленинградских музеев. В Ox-
тябрьскому празднику впервые поеле че-
тырехлетнего перерыва открываются ле-
нинградокий филиал музея Ленина, Госу-
дарственный Эрмитаж.

Радостню, © большим патриотическим
под’емом встречдет Ленинград 28-ю годов-
щину Великой Октябрьской сопизлистиче-
ской революции. Впервые за последние
пять лет трудящиеся торода и всей стра»
ны отмечают свой праздник в мирной об-
становке после победоносно законченной
войны.

В эти торжественные дни думы и мыс-
ли ленинтрадцев обращены к тому, чей
гений привел нас к блистательной побе-
де над немецко-фалниетскими и японскими
империалистами.

Великий Сталин вдохновлял защитни-
ков города на геройство и мужество, за-
ботилея 00 их жизни, их нуждах. Созла-
ние Ладожской трассы, прорыв блокады;
строительетво железной дороти у Шлис-
сельбурга — в6ё это неразрывно связано
с именем Сталина. Но его плану город
Ленина был освобожден от вражеской бло-
кады. И сейчас, когда Ленинград залечи-
взет раны войны, велет огромную сози-
дательную работу, товарищ Сталин прояв-
ляет отеческую заботу о ленинградцах,
Под ето мудрым руководством трудящиеся
порода Ленина уверенно пойдут вперед,
добъются новых успехов на фронте мир-
HOTO строительства, возродят свою могу-
чую промышленность, культуру, восста-
новят городское хозяйство. И город Ве-
ликого Октября, дважлы  орденоносный
Ленинград будет еще лучше, еще краше.

ВСЕНАРОДНАЯ ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ВОИНОВ

на 400 тысяч рублей хлопчатобумажных
тканей и на 220 тысяч рублей готовой
одежды. Кроме того, предприятия коопера-
тивной промышленности выработали для
детей воинов 40 тысяч метров ткани, выде-
лили 14 тонн шерсти, вагон ваты и ко-
жевенное сырье, :
Немалая помощь демобилизованным ока-
зывается в ремонте и строительстве домов,
Туляки предоставили демобилизованным
64 новых квартиры, 360 отремонтировали. В
Вологодском районе (Вологодская область)
построено 30 и отремонтировано 170 до-
мов. В артели «Путь Ильича» колхозники
на собранные деньги построили дома чле-
ну артели Романовой и жене погибшего
фронтовика Марии Паутовой. (ТАСС).