КРАСНАЯ

Закончены с’емки к
ва Красной Армин.
ника. Постановку фильма ос
оператор — М. Архангельск

урса учебно-тактических фильмов «Пехота в бою».
ут подготовку наступательного боя,
уществляет режиссер В. Шней
ий, На снимке: рабочий момент

Фильмы явятся пособием для офицерского соста-
рая и бой в глубине обороны против-
консультант — генерал-лейтенант
корации наблюдательного пункта.
Фото нашего корреспондента капитана А. Капустянского,

прорыв переднего к
деров, главный
кинос емки де

ЗВЕЗДА

ОЧЕРК

Впервые мы, военные корреспонденты,
услышали фамилию Бабаджаньян Ha
Украине в тяжелые дни сентября 1941
года, под тородом Глуховом...

Равнодушное к человеку солнце свети-
ло среди синих просторов осеннем неба.
Леса стояли в густой  зелемой листве,
почти не тронутые желтизной. Яблоневые
деревья в пышных  украннеких садах
казались издали р030в0-белыми, так много
было на их ветвях плодов.

На полях стояла перезревшая, тяжелая
шиеница, с напрасной щедростью выеы-
пала зерно из полновесных колосьев.
Осыпалиеь на землю плоды, в огородах
гибли перезревшие помидоры, вяли огур-
цы и сочная капуста, сохли на высоких
толетых стеблях никем не  сорванные
почалки кукурузы. Лесные ягоды уУ307-
ным ковром выстилали поляны, под де-
ревьями и в траве пестрели белые грибы,
веселые красноголовики, серые зонтики
подберезовиков.

Жизнь людей в эту шелрую и добрую
украинскую осень была ужасна.

Ночью вебо становилось красным от
десятков дальних пожаров, a HEM
вдоль всего горизонта стояла серая пеле-
на дыма.

По проселочным дорогам, подволами и
пешком, двигались на восток толпы жен-

лявшей вдоль леса среди

>
‚Василий ГРОССМАН
=>
неноворотливые — дивизионные орудия,

скрипели добротные выкрашенные в чер-
ную краску телеги, запряженные  толсто-
задыми, толетеногими, толстомордыми л0-
шадьми. Эта свежая пехотная дивизия вха-
дила в прорыв, образованный немецкими
танками. Один  краснощекий — офицер-
щеголь, видимо желавший избежать пыли,
поднятой тысячами сапог и колес, свер-
нул на своем новеньком велосипеде ©
дороги. Огибая огороды, расположенные
под обрывом, он поехал тропинкой, пет-
густого ку-
старника. Негромкий выстрел ne был
слышен из-за шума сотен колес, ржанья
лошадей, тяжелого пыхтения автомобиль-
ных моторов, — офицер свалился в ку-
CTH, только сверкнули на солнце спицы
велосипеда. Через несколько минут в ру-
ках Бабаджаньяна были документы уби-
того; среди них находился новенький ко-
жаный блокнотик. На первой странице чет-
кими круглыми буквами были написаны
немецкие фразы и тут же их русекий пе-
ревод: «вы есть пленный», «руки вверх!»,
«как называется  терефня?», «околько
ферет до Москва?» и многие другие.

Бабаджаньян посмотрел на угрюмые,
измучениые лица разведчиков, посмотрел
на серые деревенские домики, такие без-
защитные и “маленькие, посмотрел на
бесконечный поток немецких войск 4,
вдруг, охваченный болью, гневом, волне-
нием, вынул из кармана гимнастерки ог-

Советский офипер

один царская Россия. На одном из перз
вых мест среди причин, привелигих нас к
победе, стоит братство, дружба варолов
Советского Союза, дружба, перушимая в
мирном ‘труде и на поле брани, братство;
скрепленное в дни мира и в дни вОЙНЫ,

Й нало ли удивляться тому, что из од
ного только села Чердахлы, родного села
Бабаджаньяна, жители которого так нео-
хотно шли в царскую армию, ныше с ра-
достью, считая это делом великой чести и
доблести, пошли на защиту Советской Ро-
хины 1100 человек. Из этих 1100 чело
вех 136 были `лейтенантами, старшими
лейтенантами п капитанами, 30 майорами,
3 полковникамп и два генералами: один
H3 HHX — известный всей Советской
стране, командующий 3 Прибалтийским
фронтом, тенерал аруии Баграмян, второй
— тенерал-майор танковых войск Герой
Советского Союза Бабаджаньян.

Так же шли на войну, на зашиту (С9-
ветской Родины тысячи тысяч люлей из
чувашеких деревень, из узбекских и тад-
GHECKHX кишлаков, из киргизеких юрт.

Mala знаний, охватившая с самого
раннего возраста, маленького Бабалжанья=
На, не осталась неттоленной. В 1925 ro-
ду, не имея полных семнадцати лет, еше
плохо зная русский язык, он уехал из
родного села и был принят на пехотное
отделение военной школы в Ереване. Пре-
подавание в школе велось на армянском
языке. Так как Бабаджаньян пе подходил
годами и был очень мал ростом, его за-
числили в школу условно.

Главное огорчение его состояло в TOM;

HA
СВЕРХСРОЧНУЮ
СЛУЖБУ!

«КРАСНАЯ АРМИЯ
СТАЛА МНЕ
РОДНОЙ СЕМЬЕЙ»

MOCKOBCRHH ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 10
ноября. (От наш. норр.). В частях округа

что на складе ему вылали два разных ca-
Tora: правый большой, левый маленький.
Когда «условный» Бабалжаньян пюпробо=
вал спорить © кладовшиком, тот сказал:

— Ть ведь еще не курсант, a толька
условный курсант. Bor зачиелят по-на-
стоящему, тогда выдам одинаковые сапо-
ги.

Вскоре случай помог ему стать настоя-
щим курсантом.

Начальник школы с несколькими елу-
‘шалелями старших курсов упражнялея в

щин © детьми на руках, шли старики, в
облаках пыли тонули стада овец, коров,
колхозных лошадей. Трактористы гнали’
оглушительно грохочущие тракторы, по
железным дорогам день и ночь шли на
восток эшелоны со станками, моторами, -
‘котлами, аппаратурой. Под злым напором
немцев уходило с украинской земли всё,
чем обогатилась она поеле революции: за-
воды, построенные в годы  пятилеток,
тракторные станции, научные институты,
библиотеки, сотни высших учебных заве-

Письмо

В канцелярию 5-Й стрелковой роты во-
шел письмоносец красноармеец Jammos.
Подмьшикой он держал кипу тазет, а в ру-
ке — пачку писем. Всё ото письмоносец
половил на стол и сказал: .

— Тут есть одно необыкновенное пись-
мо. Оно адресовано не одному человеку, а
BOT смотрите, товарищ старшина,
письмоносец взял толстый конверт и про-
читал: «Орлам 5-Й стрелковой».

рызок красного карандаша и написал по-
перек страницы блокнота большими бук-
вами: :

«Не увидите вы Москву! Придет zens,
ий мы спросим — сколько верст осталось
хо Берлина!»

Он спрятал блокнот в свою полевую
сУмЕу. За время войны я несколько раз
виделея с Бабаджаньяном, о многом он
мне рассказывал, но 06 истории © блок-
нотом рассказал лишь при последней

друзья-товарищи! Не могу Я оторваться
от жизни своей роты. Все приказы, кото-
рые мне давал товарищ капитан, наизусть
HOMHW.

— Ефрейтор Шамшии, уничтожьте дзот
врата, — слышу я на поле боя голос
командира роты.

— Есть, уничтожить! — отвечаю я и
со связкой гранат ползу вперед, применя-
юсь к местности. Важдую складочку, бу-

дений. Уходили ученые, агрономы, за- ю <
Старшина роты Рагозин  распечатал горочек, ямочку беру на учет и употреб-  многие бойцы и сержанты, подлежащие ведующие  хатами-лабораториями, — ком- ci AE a iat oy elie pn ee ee ee
хонверт. В нем лежало несколько листов, ляю для своей пользы. демобилизации, подают рапорты 9б остав-  байнеры, трактористы, знаменитые брига- BaTh : р расстоянии, что она едва была видна
исписанных карандапюм. Рагозин пере-  В то время я как-то считал всё это  лении их в рядах Ёрасной Армии. В хиры и бригахирши, полеводы. Фашизм : Выстрел за выстрелом телали курсанты
`тистал их, взглянул на подпись и про-  нормальным. А теперь злесь, в мирной  Мкой части первым из’явил желание возвращал Украину 5 cami черным   Ш ® какая громада труда, времени, кро- напраено, еМимо». вмиш» eunues ——
снял: колхозной жизни; прошлое не поддается   остаться на сверхсрочной службе старши- временам, которые она когда-либо  Ви, страданий отделяет ту далекую пору, г оВорил Чаи ae ane. Tyr’ on злые.
— Да это же от нашего ефрейтора Де-  расшифровке. Другими глазами cuorpums  Ha Свечников. знала, — к временам cox, негра-  Когда Бабаджаньяи написал в немецкий   ит темнолицего; темноглазого,  хилого

ниса Шамшина. Он по первой демобитиза-  на вее боевые дела нашей пятой стрелко.  — Несколько лет служу я в Красной   мотности, ручных мельниц для зерна, ко блокнот эти слова, от PAMOCTEMX ДНЕЙ   паренька; жадно следившего ‘за етрель-
ции уехал домой к себе в Сибирь. Вот

тТ  вой. Можно целые книги про нее сочи-  Армии, — заявил он. — Мне можно де- времени лучины и барщины. Казалось,   Победы. бой. Смеясь он сказал: «Что ж, клопик,
это был воин, так воин! Самый храбрый   нить..; мобилизоваться. Но ‚Я решил остаться На гибнет веб, что завоевала революция’ для  Много надо было душевной силы, прю-   попробуй ты». Бабаджаньян взял винтов»
боец не только нашей роты, но и всего! Да; решил я наконеп снять гимнаете- <верхерочную службу. Красная Армия

народа, гибнет то, что завоевал пеной ве-
ликих страданий и жертв украинский на-
род.

В небе день и ночь гудели тысячи мо-
торов немецких самолетов, и казалось, вот-
вот провиенет оно под тяжестью грузных
черных машин. Земля стонала под сталь-
ными гусеницами германских танков, эти
стальные гусеницы безжалостно пожирали,

слоты, верности и веры; чтобы летом
1941 года ваписать эти слова.

Вак же создались в человеке эта вера
и эта верность?

Вера его не была поколеблена: вера в
правоту своего дела, вера в друзей, вместе
© которыми судьба сулдила ему драться.
Вера в то, что лучше умереть свободным.

ку, прицелился и первым же выстрелом
снес спичку.

Удачный выстрел принес ему немало
пользы его зачислили в основной список
курсантов, и он тотчае же получил пару
отличных сапог,

В 1926 году мололого курсанта переве-
ли на пехотное отделение Тифлисского во-

полка. Огонь и воду прошел.

Командир роты капитан Анисимов на
1 вечерней поверке бойцов роты зачитал
письмо Дениса Шамшина, который писал:

«Добрый вечер, орлы пятой стрелковой!
Поздравляю вас от всего солдатекого верд-
С ца с наступающим праздником — 28-й
:   тодовщиной Октябрьской революции. Те-

стала мне родной семьей. Я и впредь свя-
то буду хранить ee славные боевые тра-
диции, постоянно совершенствовать свое
воинское мастерствб.

Старшина Свечников — участник Ве-
ликой Отечественной войны. Он награж-
ден двумя медалями.

Примеру старшины Свечникова, —

рочку и брюки. Думаю, на работе в не-
годность приведу свою боевую форму.
Смотрю на нее, и сердце шибче бьется.
Ползываю жену и говорю:

— Катерина, приказываю тебе высти-
рать мою форму, выгладить и в сундук ее
положить. Буду надевать её только в
большие праздники. А, может, она приго-

‘  перь мы будем отмечать родной праздник   длится и для солдатской жизни. Выполняй,   Говорит заместитель командира части ка- чем жить рабом, енного училища. Здесь преподавание Be-
т ан условиях нашей жизни. А в   Катерина! : ‘ питан Сафонов, — следуют другие наши   УНИЧТожали, измальвали траву и пшени-   о ee 6 i ot JOCh Ha PYCCKOM языке.
  прежние военные голы мы провбдили ок-  Жена моя стоит, ие движется с места.   бойцы и сержанты. (о мной уже беседо-  ПУ, ямды, цветы, молодую березу, кле-  Его верность была нбпоколебима: вер- Первоначально юноше не хотелось

вали старшина Марков, старший сержант ны, хрупкие зеленые елочки. ‘Эти сталь-
Пойченко и другие воины. Они также из’-  Ные гусеницы перенолзали болота и реки,
явили желание остаться в Красной Армии   Терзали землю, кромсали людские тела,
на сверхерочной службе: умерщвляли всё на своем пути. Следом за
танками двигались полки артиллерии, ми-
нометов и густая, голодная саранча,
вымуштрованная, вооруженная автомати-
ческим оружием пехота. Германские офи-
перы, обученные в академиях, знаю-
щие наизусть сложные воинские уста-
вы и наставления, вели среди дыма и
пыли фашистские батальоны и полки на

‘ность долгу, верность знамени, верность
советскому строю, просветившему его ум,
укрепившему характер, закалившему ето
достоинство свободного человека, достоин-
ство человека, привыкшего быть равным
среди равных, свободным среди свобод-
HEIX.

Как же создавались в человеке эта не-
поколебимая вер» и эта непоколебимая
верность?

Смотрит на меня и чуть-чуть ухмыляется.
Еще раз приказываю ей, но уже более
серьезным голосом. Подходит она ко мне,
обнимает, целует, а потом и произносит:

— Подменили тебя, Денисушка, в ар-
мии. Другой ты стал, неузнаваемый ка-
KOH-TO.

Она точно сказала: Меня подменили в
Красной Армии. Другой вид и нутро у
Дениса Шамигина. Годков бы так пятнад-
цать долой скинуть е меня, так я из
строя роты не ушел бы. Но вы, братцы,
считайте меня своим. Я весь ваш. Я в
собственность своей пятой стрелковой 9т-
даю ‹ебя. А здесь, в сибирском колхозе, я
как бы ваш представитель. Я в колхозе
по своей инициативе организовал кружок
из молодых ребят села и обучаю их во-
енному делу. Боевой опыт передаю им. Я
рассказываю ребятам про  фронтовую
жизнь нашей пятой стрелковой. Все ва-
ши подвиги описал. Ведь ребят надо
учить. Эти знания им впоследствии при-
годятся. А то придут в Красную Армию и
встретя? ли там старых бывалых бойцов,
которые бы их на фронтовой действитель-
пости учили! А по воскресеньям парней
вывожу за село и обучаю их с‹троевой
подготовке, неребежкам, маскировке. Ребя-
Та наделали винтовок, гранат. В поле за
селом нашел одну высотку, очень похо-
жую на ту безымянную, которую мы <
вами брали в Венгрии, недалеко от реки
Тиссы. Тогда я еще попал в переплет к
двум фрицам в траншее. Одного быстро
прикончил, а второй возню устроил co
мной, но я его подмял под себя и собст-
венноручно задушил. .

Так вот выбрал я эту высотку за се-
лом, привел туда будущих солдат, занял
исходный рубеж и приказываю им во что
бы то ни стало захватить безымянную
высоту. Все действовали, как полатается,

тябрьекче хня в окопах Ja землянках.
Тогла мы бились с немцами за то, чтобы
в булущей MASE нам пришлось радостно
и праздновать Охтябуь.

Вспомпите октябрь 1943 года. Тог-
дашней жизнью нам 0с0бо нельзя похвас-
“  татьея — лютая стужа, ветры Ayan по
1  окопам я прошивали насквозь наши ши-
Ч нели. Рукя и ноги немели от холода.
  Только сердце у нас не замерзало. Роди-
i па, партия, товари Сталин подогревали
* ero. И вот, бывало, выйдет из землянки
Hall боевой командир роты — товарищ
капитан и день-деньской и всю ночку хо-
дит по окопамч, острыми глазами оематри-
вает Cpoe хозяйство, заглядывает к нам
в души, подбадривает:

— Ну, как жизнь, мои боевые орлы?
Туго? Знаю, что туго. Но мне тоже не
легко. Терплю. И вы должны всё перено-
сить. На TO мы и солдаты. Не просто
  солдаты, а сталинские, орлы пятой стрел-

ROBOH.

С таким обицером, как наш товарищ
капитан, можно было свободно и до луны
добраться. Честное слово солдата, Kak
вспомню сейчас про вас и про товари-
ща капитана, так у меня слезы наверты-
заются на глаза. А я, ‘вы знаете, ие
прнучен ронять слезы. В. самые страшные
минуты не появлялись у меня слезы.
Помню, осколок немецкого снаряда пере-
бил мне правую ногу и нестерпимую боль
причинил. Но я все-таки не уронил сле-
зы. Стиенул зубы, закрыл глаза, всем
телом лрожу и ни звука. i

А теперь вот я дома. Зена, ребятишки.
Сперва вроде радость захлестнула и ма-
лость выпустил из внимания свою роту.
Жена открывает сундук, достает из него
мне гражданское обмундирование —— чис-
тое, разглаженное.

стать военным. Предметом его увлечения
были древняя история, география, матема-
тика. В нем проснулась жадная страсть к
изучению русского языка, русской лите-
ратуры: Не жалея своего елабого злото-
зъя, он читал ночи напролет, отказы-
вался от часов отпуска в город, урывал
каждую свободную минуту, посвящал ee
чтению. За время пребывания в училище
он умудрился прочесть 700 книг, коли-
чество, действительно, He малое, особен-
HO если вепомнить, что курсанты несли
большую нагрузку и день их был распи-
сан от раннего утра ло. позднего вечера.

Любимым поэтом Бабаджаньяна стал
Лермонтов, любимым писателем Тодетой.

С извиняющейся улыбкой, разводя py-
ками, он говорит:

— Не знаю почему, но Лермонтов инё
нравится больше Пушкина. Наверно, я
оттибаюсь, но Что же поделать — моя
ошибка есть моя оптибка.

Окончил ои училище первым, и имя его
занесли на золотую доску почета. Олно-
временно OH сумел слать экзамен за —дв-
сятилетку.

Такая работа потребовала от Hero на-
пряжения воли, потребовала отказа от
уногих развлечений и уловольетвий, кото-
рые особенно приятны юноше.

Быть может, эта закалка воли. на-
пряженный труд, это понимание жизни,
как сурового, требующего жертв долга. &
не как веселого праздника, принесло ему
в пору войны не меньшую пользу, чем
пятерки, получаемые по тактике, топо-
графии и военному искусству.

Он вышел в жизнь так же, как выхо-

дили В Жизнь Тысячи и десятки тысяч ч0-
лодых команлиров, и служба его шла Te-

МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА

ПРИКАРПАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 10
ноября. (По телеграфу от наш. корр.).
Большой и славный путь вместе со своим
подразделением прошел за время Отечест-
венной войны механик самолета старший
сержант Хакимов. Во время боев Хакимов  восток. Их путь был заранее расписан ло
обслуживал самолет  летчика-разведчика  малейших подробностей, по километрам,
Героя Советского Союза капитана Вишен-  метрам, по часам, минутам, секундам.
това и завоевях славу лучшего, механика Немецкие тенералы, с палиенными хи
подразделения. Капитан Вишенков не раз цами, в высоких фуражках, украшенных
благодарил своего механика за отлично CHANAMH свастики, мчались по  лорогам
подготовленную машину, которая ни 2а3У   Утраины и Белоруссии, Литвы и Латвии.
a Mie в полете. За свою боевую  з, ними, пыля, едва поспевали свита на
работу Хакимов награжден орденом Ерас- итабных зеленых машинах и охрана на
а ” ‚Несколькими мелалнми; броневиках. Генералы фашистской армии

тда пришла очередь Хакимова демо-
6 : вели на восток 170 бронированных, воору-
плизоваться, славный воин решил не по- -
кидать родной части и остаться на сверх- ИХ оным CONDONCHENM ODYRUEM AB
визий. Полнокровные,  полнокомплектные

а pene
в армии, армии в армейские группы —

тит несколько лёт своей жизни передаче
богатого опыта, приобретенного на wee Bo) TANS ВТИХ. САМЫХ больших УЖИН:
молодьгы воинам Ераеной Армии. ний стояли старые волки, генерал-полков-

Командование удовлетворило просьбу с0-  ЧИКИ и фельдиаршалы, водившие войска
ветского патриота. Вместе с Хакимовым  8 Норвегию, Бельгию, Голлантию, Фран-
остались на сверхерочную службу и дру-  ЦИЮ, Югославию и Грецию. 70 дней по-
гие участники. битвы за Карпаты — ме- 10ЖиИл генеральный штаб Гитлера ma то,
ханики самолетов  орденоноецы  стар- ЧТОбы разбить Красную Армию. захватить
ший сержант Лисковаль и старшина Без-  Москву и Ленинград, потавить-на колени
брыжий. Ралорты об оставлении на сверх- #820ды Советского Союза, об’явить вели-
срочную службу подали также сержант КУЮ свободную землю колонией, присое-
Трацек, электромеханик старший сержант   ХИНенной к Германской империи.
Вусакин и другие: Весь мир с ужасом следил, как немеп-
кие бронированные банды всё глубже и
глубже, всё дальше и дальше проникали
Ha восток.

Амазасп Хачатурович Бабаджаньяи, po-
дился в 1908 тоду в Закавказье в боль-
шом селе Чердахлы, горного Шамхорского
района. По национальности Бабаджаньян
армянин. Когда произошла Октябрьская ре-
волюция, ему исполнилось 9 лет. Он сох-
ранит кое-какие воспоминания о дорево-
люционной жизни. Воспоминания эти бы-
ли невеселыми. 0 многом рассказывала
ему старуха бабушка, прожившая очень
длинную жизнь и сохранившая до глубо-
чайшей старости ясность мысли и памя-
ти, — в 128 лет старуха еще вязала
чулки, и когда мальчишки лезли через ог-
ралу воровать фрукты, она, вооружив-
шись палкой, бежала в сад воевать е
НИМИ.

За свою жизль бабушка вилела столько
несправедливостей, столько войн, крови,
бедности, слез, чо невесело было слу-
шать ее рассказы.

Царское правительство плохо относи-
лось Е армянам, угнетало их, самые ма-
лелъкие чиновники царя считали своим
долгом презрительно относиться к населе-
EH армянских деревень, издеваться Had
национальными обычаями, над речью,
привычками армян. Нелегко было в TY
пору жить крестьянам в огромном селе
Чердахлы, заниматься  хлебонапеством,

фед ий

УМЕЛЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

— Bcé приготовила, — товорит мне БОЙЦОВ скотоводетвом, растить сады. И нужно ли  ми же путями, как и служба его сверст-
жена. — Давно приготовила. Надевай это. р и Orie ae Н-СКАЯ АРМИЯ. 10 ноября. (От наш 060 всем этом, 06 ужасном и грозном   удивляться тому, что при очередных при-   ников,
Be — говорю я, — успею в от, пожалуй, и всё, мои боевые орлы- a : _  Времени, о мощном, не ведающем пощады   зывах в парскую аруию крестьяне села
Погоди, говор и Еще раз ‘поздравляю е пра- корр.). Во многих сражениях побывал Н Три года он команловал

стрелковым
взводом, год ротой. В 1934 голу он стал
командиром батальона, потом снова ушел
на учебу в Академию имени Фрунзе. Из
академии его послали па штабную ‘работу
—щ начальником оперативного отдела
штаба корпуса. Ов подал рапорт — про-
силея на строевую работу. Финскую вой-
ну он встретил командиром уотополка. Во

противнике, о тяжести, лежавией на серд-
Це, спиравшей дыхание советских людей,
0б отступлении, 060 всем этом надо думать,
Когда хотим мы теперь, после нашей
победы, вепомнить славных рыцарей без
<траха и упрека, принявших на свои пле-
чи великую тяжесть войны. O60 Been
этом надо думать, когда начинаешь  рас-
сказ 0 людях, ветретивших грудью врага
в пыли и дыму сорок первого гола, He
терявших веры в победу.

гражданской форме нахолиться. Мою во-
енную форму не‘тав-то легко снять. Она
вроела в меня.

Говорю это, а мыели пулей летят по
всем путям-лорогам роты, и попадают они
на мирное ваше стояние. Живу девь, дру-
той, неделю. Полностью всей душой вЕлю-
чилея в колхозную жазнь. Бригадиром
назначили. На уборке хлеба каждый K0-
ле, говорю я колхозникам, соберите. Ox
цену такую же имеет, как боевой патрон

Чердахлы всячески старались избежать
царской казармы, за ними приходилось
устраивать, в полном смысле слова, охо-
ту, чтобы загнать их к воинскому началь-
нику. Многие из них симулировали 6б0-
лезни, пытались откупиться от службы
взятками. Об’яенялось 970 не тем, что
были они трусливы и боялись войны,
опасались трудностей солдатской жизни.

Армянским крестьянам не хотелось

ский полк, прошедший < боями от пред-
горий Кавказа до берегов Балтийского
уоря. Вместе со своей частью закалялся в
огне сражений костяк полка — сержант-
ский и старшинский состав. Война нау-
чила младших командиров воспитывать
из молодых бойцов умелых и дисциплини-
рованных воинов, беззаветно преданных
своей Родине.

Среди младших командиров полка, ре-

здничком. Когда начнете праздновать, то
помяните H про’ нас, старых солдат, ко-
торые © вами плечом в плечу со славой
прошли годы войны. Коепко жму  веем
вам руки и желаю успехов в учебе. Бере-
гите наши боевые традипии.

Ваш товарищ и однополчалии ефрейтор
Дение Шамшин.

Да, было совсем выпустил из виду. По
моему предложению, колхозники налтей ар-

шивших остаться на сверхерочной служ- : служить в армии царя потому, что парь  время финской войны его ранило — то
тю   Тели специально для пятой стрелковой  .

на поле боя. Но потом, на другую неделю ортанизовали несколько посылок к празд-  50, большим уважением пользуется гвар- Вспоминая то страшное и тяжелое вре-  и его правительство утнетали армянский   была первая кровь, пролитая им на
заскучал. Не могу тихо и спокойно вспом- дии старший сержант Бубякия. Красная   мя, поймем мы, в чем был геропзм наших

народ, не считали его равноправным 6
русским народом.

Родной дядя Бабаджаньяна в течение
года притворялся сумасшедшим; хотя был
совершенно здоров, лишь бы не служить
царю, не жить в царской казарме.

Точно так же относились к военной
влужбе и другие народы, угнетаемые цаз-
оким правительством. Лишенные прав,
преследуемые, OHH но хотели служить
царю.

Понятно, что военные  меудачи  цар-
ком правительства зависели, помимо
других, и от этой простой причикы: на-
роды, населявшие бывшую царскую пм-
нерию, чувствовали себя не сыновьями, &
пасынками царского государства.

Советский народ победил в Великой
Отечественной войне, в ужасной по же-
стокости схватке с необычайно сильным
и вероломным врагом, врагом, е которым
Ц не ломыслила бы сражаться один.

нику. Так что пейте и ещьте на  хоброе
здоровье, мои боевые друзья»...

Капитан И. КОВЫЛКИН.

#

фронте.
За 16 лет военной службы ни елиного
раза, нитде и никто не напомнил ему о
его нерусской национальности. Друзья его
были русскими, начальвики и подчинен“
ные относились в нему совершенно так
Же, как и он Е НИМ; законы службы;
дисциплины, знание дела, душевные сих=
патийи — вот что определяло их отвоше-
ния. Советская страна дала ему вое правз
граждалтина, доверила ему  комамловать
полком, дала ему возможность приобщить»
ся 5 новой для него великой культуре —
он полюбил русскую литературу, театр;
строгие и величественные площади и паз
мятники Ленинграда, московскую Красную
площадь, шумные, оживленные улицы
Москвы.

нить про роту. Не могу. Так и тянет об-
ратно в роту. Телерь бы сесть и вместе <
вами полымить пахучей махорочкой. Эх,

Армия воспитала его как опытного млад-  героев, в чем была вера верных, храбрость
шего командира, отличного специалиста   храбрых, любовь любящих, поймем и по-
своего дела. Бубякин разделил с полком   настоящему оценим героев той поры. -
всю тяжесть боевых походов. Рота, где он  Летом 1941 года, когда войска наши
служит старшиной, стала для него род-  сдали Смоленск, подполковник Бабаджань-
О домом. ян впервые увидел немепкую пехоту.
Gand epee Bie. ees aes Очень худой, болезненно покашливаю-
щий, с темнокожим от природы лицом,

весь свой опыт и зн
SHS РА. ОНИ тии: еще боле чине ое загара, бес-

уощи Врасной Армии. ь
He pba. = сонных ночей, постоянных волнений и
Sr RE
напряжения, командир стрелкового полка

В СТАЛИНГРАДЕ ВОССТАНОВЛЕН   Бабаджаньян сидел в Укрытии вместе с

ДОМ связи разведчиками на опушке леса и видел,
СТАЛИНГРАД, 10 ноября. (ТАСС). Еще  как немецкая пехота, батальон за ба-
недавно на углу Коммунистической и Го- TAIBOHOM, полк за полком проходила че-
голевской были груды битого щебня, скру- рез маленькую  смоленскую деревушку.

ченные металлические балки. Теперь здесь   Миз
о се OEY 0
красивое трехэтажное здание областного рых замшелых досчатых хомиков

Дома связи, восстановленное силами связи- ® Уаленькими окнами шли войска в чер-
стов. В нем размещены междугородняя те- ЕЫХ касках, рослые молодые соллаты с
лефонная станция, центральный телеграф,  Черными автоматами, повешенными на
главный почтамт, ое управление   Шею, пыля и грохоча ехали черные пюл-.
связя,  , вовые пушки и минометы, высокие и

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ГАЗЕТА № 7

Вышел из печати № 7 Красноармейской   лестным морякам Тихоокеанского флота,
иллюстрированной газеты. На обложке   сыгравшим большую роль в разгроме
портрет парашютиста майора В. Романюка,   японских агрессоров.
установившего мировой рексрл затяжного  В номере напечатан ряд снимков, рису-
высотного прыжка с парашютом. В номе-  ющих жизнь в столице УССР, Киева.
ре напечатана серия снимков, показываю-   Разрушенный Крещатик расчащен,  заас-
ших отлельные моменты боевой учебы и фальтирован, По улице прокладывают но-
жизни Н-ского гвардейского соединения.  вую линию троллейбуса. Начались заня-

Многочисленные фотографии рисуют се- тия в Киевском уняверситете. На стадио-
годняшнюю Маньчжурию. Всенародными не имена Н. С. Хрущева тысячи зрителей
демонстрапиями встречает китайское насе:   следят за’ ходом спортивных соревнований.
ление этой страны Красную Армию. С ] Газету заключают фото, посвященные
портретами товарища Сталина вышлв   рекордному  заплыву гвардии капитана
встречать своих освободителей тысячи жи-  медицинской службы Файзуллива, Рассто-
телей Харбина. На пороге школы китай-  яние в 100 километров он проплыл за 17
ские дети приветствуют проходящих мимо  часов 54 минуты 47 секунд, превысив су-
красноармейяев. ществовавший до сих пор европейский

Одна из страниц газеты ‘уделена доб’   рекорд, (Продолжение следует).