Чему учить.

артиллериста

Озин офицер из № артиллерийского пол-
капишет о том, что он незнает, чем сей-
Час заниматься. Дескать, мои бойцы вое-
вали два, три, а то и все четыре года,
за период войны тюказали себя храбры-
ми воинами, хорошо выполняли свон обя-
занности, а теперь их CHOBSA заставляют
изучать приборы, измерять утлы и т. п.
Законна ли жалоба командира,  действи-
тельно ли ето бойцам нечему учиться?

Суровые условия войны, ожесточенные
бои с хитрым, сильным противником зака-
лили бойцов, умудрили их богатым 606-
вым опытом. это правда. Но не является
секретом и 10, UO BO многих слу-
чаях действия, в частности, разведчиков
заставляли желать лучшего. Иной таз
победа в бою досталась бы и дешевле и
быстрее, если бы, скажем, разведчики
вскрыли больше целей, точнее произвели
оточеты. Порой боец-разведчик не вы-
держивал напряжения; екоро уставал, те-
рял остроту зрения и слуха.

Совершенствование знаний и праЕти-
ческих навыков необходимо всегда; изу-
чение основ смежной специальности для
TOTO, чтобы заменить товариша в бою или
помочь ему =— очень важный элемент бое-
РОЙ ПОДГОТОВКИ; Подвижность, ВыЫНоели-
вость, четкость движений вообще должны
быть присущи воину Жрасной Армии.

` Чем же сейчас заниматься отделениям

и взволам разведки, чему учить бойцов-
‘разведчиков? Попытаемея это об’яснить
на задачах, которые предстоит разрешить
Дивизионной артиллерии в недалеком бу-
дущем. Не будем товорить 06 изучении
общевоенных дисциплин. 06’ем вопросов по
уставам ютроевой, физической, стрелко-
вой, саперно-маекировочной и санитарной
подготовкам одинаков для всех. Остано-
BUMCH на специальной подготовке развед-
чика.

Прежде всего разведчикам предстоит
расширить <вои знания приборов для
стрельбы и наблюдения, < которыми они
имеют дело по должности, убовершенст-
вовать практические навыки в работе с
ними, научиться правильному уходу и
сбережению их в зимнее время.

В результате этих занятий разведчик
холжен отлично знать общее устройство
оптических приборов, доажен уметь произ-
водить измерение утлов © биноклем, пе-
рископом и без них, пользоваться целлу-
лоилным крутом © треугольником, маспгтаб-
ной координатной меркой. При этом цена
«тысячной», откуда эта величина берет-
ся, не может остаться «тайной» для бой-

` ца: пользуясь классной доской и схемами,
Halo ясно таз’яенить идею угломера.

По стрелково-артиллерийской подготовке
разведчикам надлежит совершенствовать
навыки в наблюдении разрывов, в прие-
ме и передаче целеуказания, полученные
в период боев. Но кроме того бойцам надо
еще рассказать. об условиях, сопровождаю-
ших выстрел ‘и полет снаряда, научить
глазомерной подготовке данных © прибо-
рами, ознакомить © порялком пристрелки
и стрельбы на, поражение транатой. Эти
знания разведчику необходимы для того,
чтобы он смог лучше обелуживать ведение
отня, а также и для готовности в неко-
торых случаях стрелять самостоятельно.
Опыт боев подтверждает необходимость
этого.

...Срунпа разведчиков во тлаве @е млад-
тим лейтенантом Семеновым  пробра-
лась в тыл врага. По разговорам немцев

Курсанты-артиллеристы в гостях у студентов

В Московском Государственном универ-

ситете состоялся вечер, посвященный
сталинской артиллерии. В гости к сту-
дентам и преподазателям философского

факультета приехали артиллеристы  под-
шефного гвардейского дивизиона, где за-
местителем командира по  политчасти
старший лейтенант Иваненко.

Студенты тепло встретили курсантов
Пикина, Новикова, Черняева и Чердынце-
Ba, отличившихся в боях и отмеченных

Преследование — неот’емлемая = часть
современной наступательной операции и
ее наиболее ответственный этап. Неот-
ступным преследованием достигается пол-
ное уничтожение врага.

Преследование — сложная форма сов-
ременного боя. Оно требует тщательной и
всесторонней подготовки, высокой манев-
ренности на ле боя; проявления широ-
кой инициативы, организации гибкого
управления, a также непрерывного и
бесперебойного питания войск.

Практика резко осудила стремление
преследовать противника без предвари-
тельной и тмательной подготовки или, —
что хуже того, — приступать к орга-
низации преследования в тот момент, кот-
да противник начал уже отход. Такое
преследование носит стихийный харак-
тер, развиваясь фронтально и не дости-
гая необходимых результатов. Преследова-
ние в Отечественной войне редко начи-
налось в условиях преднамеренного отхода
противника. Как правило, оно являлоеь
результатом прорыва обороны и разгрома
вражеских ил в оперативной глубине,

Больной. размах современного пресле-
дования не может быть надлежащим обра-
зом обеспечен без тщательного планирова-
ния и подготовки. В Белорусской опера-
ции 1944 года в плане 1-го Белорусско-
то фронта была четко сформулирована
цель предетоящего преследования: полное
уничтожение бобруйско-барановической
трупнировки немцев и взаимодействие с

войсками 3-по и 2-го Белорусских фронтов

но уничтожению основных сил врага В
районе Минска.

Тлавное внимание было обращено Ha
использование подвижных = соединений,
особенно в глубине обороны противника.
Указывалиеь задачи родам войск, B 4a-
CTHOCTH, какоя авиация, кого и на каком
этапе поддерживает, по каким объектам и
когда наносят удары бомбардировщики,
меры обеспечения подвижных соединений
© воздуха ит. д.

Специальным разделом штаб фронта
планировал управление войсками в пре-
цессе преследования. Вее соединения. пред-
назначаршиеся для преследования, обеене-
чивались необходимым количеством хоро-
по работающих ередетв связи.

RT ee ee ee sg pt ee

Надо скорректировать огонь, но в это вре-

перативное п

разведчика-

‘

разведчики обнаружили расположение Bpa-
жеской батареи, которая до того была
неизвестной, а < рассветом они увидели
и хамые орудия. Вражеская батарея, оче-
видно, готовилась перейти на другое  мес-
то. Офилер Семенов решил накрыть ®е
отнем. По радио командиру дивизиона бы-
ли переданы коорлинаты цели. Первый
снаряд упал в 300 метрах от оружий.

мя шальная пуля ранила командира в
лицо, кровь стала заливать глаза. Развед-
чик Криворучко, следивший за целью,
быстро сообразил, как действовать даль-
ше, и передал команды в дивизион. Пока
перевязывали рану Семенову, две наши
батареи обрушились огневым налетом на
немецкую батарею. Уйти ей никуда так и

не удалось. :
Таким образом разведчик содействовал
выполнению  ответетвенной задачи.

дальнейшем под его руководством группа
бтагополучно возвратилаеь в ©рою часть,
что показало еще и отличную ориенти-
ровку тов. Криворучко Ha местности. Б
учебе разведчиков последнему вопросу
также надо уделить серьезное внимание.

Если не в подобной обстановке, то в дру-

гих случаях им понадобится умение чи-
тать и. пользоваться картой, ориентиро-
ваться и двигаться по карте и без нее.
Отсюда на занятиях должны найти се-
бе место вопросы топографии: пользо-
вание поперечным масштабом, чтение
карты, выполнение глазомерной и пер-
спективной ‹’эомки, вычерчивание крок и
схем, хождение по азимуту, маршруту и
т. д. В начале занятий по топографии
нужно обязательно об’ленить значение ме-
стности в военном деле.

Разведчики и связисты в бою рабо-
тают рука 06 руку. Часто бывает необ-
холимой взаимная помощь: Поэтому каж-
дый тфазведчик должен уметь  подгото-
вить телефонный аппарат к работе, про-
ложить линию, вести переговоры, устра-
нять простейшие неисправности в аппара-

те и повреждения линий. В целях Tol]

же взаимопомощи фазведчика Halo еще
ознакомить и со ередетвами тяги в артил-
лерии, © правилами по уходу и техничес-
кому обслуживанию их.

В период одиночной подготовки бойца
на TakTHRY отводится немного времени.
По этой дисциплине ‘фазвелчики, как и
все артиллеристы-бойцы, должны узнать о
назначении артиллерии, видах ес ‘и ее за-
дачах в общевойсковом бою, получить
сведения о современных танках и мерах
борьбы © ними. Вроме того, разведчики
должны отработать вопросы артиллерий-
ской разведки на марше (в составе раз’-
ездов, службу «маяков» и т. н.);

Вот по сути дела краткий перечень
вопросов, которые предстоит изучить на
занятиях < разведчиками. С получением
соответствующих программ офицеры ар-
тиллерийских частей найдут более подроб-
ные указания. Мы же в этой статье пы-
тались доказать, что много вопросов и
много тем можно и ‚нужно включать в
планы подготовки бойцов, хотя они и име-
ют в прошлом богатый опыт. Углубление
знаний и совертенствование практических
навыков — основная и ответственная за-
дача каждого артилаериета. Умелое соче-
тание занятий в классе с работой в поле
— ведущий принции методики обучения.

Подполкозник В. СМИРНОВ.

высокими правительственными наградами.
С болышим интересом было выслушано
выступление Героя Советского Союза
курсанта Пикина, который рассказал ©
боевой деятельности своего орудийного
расчета, Е

Встреча артиллеристов и студентов за-
кончилась концертом красноармейской и
студенческой  кхудожественно%й  самодея-
тельности. soe

Wy

x

План предусматривал и четкое снабже-
ние войск боеприпасами, торючим и
продовольствием. Подробно Uo этапам
указывались места развертывания екла-
дов, пути подвоза и эвакуации, очеред-
ность подвоза и какой  транепорт его
осуществляет. В целом преследование
планировалось на большую тлубину и ва
широком фронте, при высоком темпе про-
движения войск. В результате тщатель-
ного планирования, преследование велось
четко и ортанизованно. Командиры всех
степеней проявляли пкирокую ‘инициативу.

Однако тщательное ‘планирование —
это только часть дела. Важно всесторон-
не подготовить войска к преследованию,
обеспечив им высокую подвижность.
Опыт говорит, что 06060е внимание сле-
дует обратить на тщательную подготовку
отрядов преследования. В соединении ге-
нерала Галицкого отряды преследования
были сформированы еще задолго до нача-
ла наступления. В их состав были вклю-
чены, помимо пехоты, артиллерийские
подразделения, танки, инженерные войска
и необходимый автотранспорт. Эти отря-
ды обучались по специальной программе.

С вводом в бой войск генерала, Галиц-
кото хоропю подготовленные отряды пре-
следования настигли арьергарды против-
ника и вскоре полностью уничтожили их.
Продолжая быстрое продвижение вперед,
отряды на нескольких направлениях раз’-
единили отходившие колонны противника,
помогая окружению их тлавными силами.

Подразделения, выделяемые для пресле-
дования, надо всемерно облегчать, обеспе-
чивая их преимущественно автоматичес-
ким оружием и минометами, а также до-
статочным количеством
артиллерии, средствами связи
лизации.

Следует подчеркнуть роль комендант-
ской службы и службы регулирования.
Чтобы избежать пробки на дорогах, сле-
Ayer заблаговременно подготавливать всё
необходимое для регулирования движения.

Прахтика показала, что успех прееследо-
вания 50 многом завиеит от того, какой
нанесен удар врагу пи порыве 060р0-
ны. Какой бы силы ви были вторые
эшелоны или подвижные грунпы, они, ес-

и сигиа-

pte ee EE

противотанковой.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ :
Больше внимания топографии

Во время Отечественной войны произо-
пел следующий случай. В ходе наступа-
тельного боя командир гаубичной батареи
получил приказание перевести батарею ©
закрытой огневой позиции на открытую
для стрельбы прямой наводкой. Командир
правильно повторил приказание и тут же
на своей карте отметил опушку рощи, где
надлежало расположить орудия. Он, одна-
ко, не учел TOTO, что местность была по+
крыта многочисленными ‘перелесками,
очень похожими друг на друга и поэтому
сильно затрудняющими ориентировку.

Делу могло помочь внимательное изу-
чение некоторых особенностей рельефа,
но этому не придали должного значения.
Короче говоря, батарея продвинулась даль-
ше, чем следовало. Она, действительно,
расположилаеь на опушке роши, но это
была другая роща, и оказалась она в ней-.
тральной полосе. Пренебрежение топотра-
фией могло повлечь для батареи тяжелые
последетвия.

Такого рода примеры, хотя бы даже
единичные, заставляют напомнить о не-
обходимости систематически углублять
топографическую  подтотовку офицерского
состава. Недостаточно знать теоретичес-
кую часть топографии; надо уметь 6e30-
шибочно применять полученные знания
на практике. Наиболее важными раздела-
ми являются чтение карты и ориентиро-
вание на местности,

Невозможно уточнять; обнозлять карту
каждый месяц. Между тем, на местности
происходят значительные изменения. Там,
тде было поле, появляются строения. На

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Артиллеристы подразделения лейтенанта
Ш. Мгебришвили на занятиях в горах,
Фото наших корреспондентов С. Лоскутова и А. Боровского,

— ее наи HX Ha классных занятия

одном участке вырубят обозначенную на
карте рощу, & на другом вырастает м0-
лодой лес, С течением времени местные
предметы подвергаются резким изменени-
ям, и тот, кто слабо знает топографию,
может оказаться в затруднении.

В таком случае надо читать карту по
рельефу, который никогда ве подведет.
Это, правда, труднее, чем ориентировать-
ся по местным предяетам, но зато вер-
нее. Подобный способ особенно полезен
там, где идут боевые действия. Ведь из-
вестно, что в ходе боев исчезали се лица
земли многие населенные пунктьь выжи-
тались даже обширные леса. Однако да-
леко ве во всех частях и подразделениях
на занятиях по топографии повседневно,
настойчиво тренируются в умении ориен-
тироватьея по рельефу.

Вообще же изучение топографии долж-

в борьбе с немецкими Ho THbIME бомбарди-
начинал понск врага значительно южнее
ребитель строил так, чтобы северная часть
зами. Иосле того, как Оскаленко в течение
Хировшика, он наглядно показал товари“
щам смысл своего ‘маневра.

шали в землянке на фоне озаренного дневВ-
землянки воспроизводило светлый
ный склон нёба. Наблюдая за моделями
чики отчетливо видели их силуэты.
на, как очертания моделей терялись На

ному небосклону.
средствами удалось достичь очень боль-

летным составом— давняя традиция твар-

ленко, погибшего на втором году войны,

меето уделено многочисленным рисункам,

трехсамолетного звена — его статичность,

Краснощеков». Рядом проставлена

боевых порядков истребителей показано

44 ноября 1945 г., среда.

Хороший

(От специального корреспон

каленко нашел новый тактический прием
розщиками. Он. состоял в. том, что летчик
Ленинтрада. Свой марпрут советский ист-
неба, постоянно вахолилаеь перед его тла-

двух ночей сбил три вражеских бомбар-

Для этой цели были использованы две
крохотные модели самолетов; их переме-

ным светом окна. В ту пору под Лени“
традом стояли «белые ночи», и окно
север-

из глубины темноватого помещения, к

стоило кому-нибудь зайти го стороны 9к-

темном фоне стены, соответствующей юж-
Такими  чесложными

ого эффекта. Все летчики истребитель-
ной эскадрильи, которая ныне носит имя
Героя Советского Союза Дмитрия Оскален-
ко, быстро усвоили новый тактический
прием. Вслед за тем они почти каждую
ночь уничтожали «Хейнкелей». 1
Подобная система обучения мастерству
истребителя, наглядность в занятиях С

дейского полка. Но если во времена Оска-

применение моделей, схем и чертежей вю-
еило всё-таки эпизодический характер, т9

сделалось обязательным.  Оборудованием
евонх классов летчики по праву могут

гордиться.
Вот тактический класс. Здесь тлавное

отдельные момен-
боя. Лист № 12
строя

наглядно изображающим
ты тактики воздушного
показывает основной недостаток

беззащитноеть ведомых от ударов сзади.
Рисунок снабжен выразительной  под-
писью: «так был ©бит младший лейтенант
дата,
события.
старых

подтверждающая достоверность
Таким образом ‘несовершенство

весьма убедительно. Тут же для контраста
схематично изображен бой пары. Совет-
ские летчики, прикрывая друг друга, сои-
вают двух «Мессеримиттов». И опять пов-
торяетея строгая  документальность: Ha
рисунке — фамилии, место, дата.
Последовательно изучая пособия такти-
ческого класса, летчик идет от коротких
доевых эпизодов с участием пары, четвер-

ционного- командовазвия,
взаимодействии двух ГРУ
совершающих
личный пример
боевой задачи.

рой Советекого Союза твардии
ae nae штурманскую подтотовву,
изучает способы радионавигации,

митея с наиболее совершенными WHCTPY-
ментальными методами самолетовождения.
Й хотя № твардейский полк — истреои-
тельный, оснащению,
класса мотут позавидовать и
щики: Здесь. каждый летчик ‘имеет в03-
можноеть тренироваться Ha действующех
радиополукомпасе. Практика в устранении
девиации дается на
модели. Тщательно выполненные
помогают овладеть различными методами
применения радиопеленгатора для ориен-
тировки
специально
сов дополняют несложные по конструкции,

но занять более значительное место, Чем ки самолетов к действиям больших трупп,
было до сих пор, не только- в. подготовке   5 уногояруеным воздушным бояу, т. е, от
офицерского состава, но и в подтотовке   простого к сложному. На последних, за-

юержантов и рядовых бойцов. Твердое зна-
ние топографии — прежде всего’ ‘умение
читать карту и ориентироваться на мест-
ности — необходимо фазведчику, посыль-
ному,  связному. Вот почему, думается
нам, каждый раз, когда подразделение вы-
ходит за пределы тлаца — на учебное
поле, на стрельбище, а тем более на не-
знакомую местность для проведения так-
тического занятия,— следует тренировать
обучаемых в чтении карты, в умении
ориентироваться по местным предметам и
по рельефу.
Капитан Д. ОГОРОДНИКОВ.

КУРСЫ КОЛХОЗНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

ГОРЬКИЙ, 13 ноября. (ТАСС). В 13
районах области начали работу организо-
ванные областным комитетом общества
Красного Креста курсы колхозных меди-
цинских сестер, на которых занимается 325

[$ УТЕРЕ

ne ere

еследование

ли оборона противника не потрясена ло
основания, успеха преследования развить
не сумеют. Шютивник, сохранив свои си-
лы, затянет прорыв и  воспрепятствует
вводу в бой подвижных соединений. Теми
и результаты преследования были выше
обычно там, где, помимо созданного пре-
восходетва в силах, прорыв фронта про-
изродилея на узком участке мощным нер-
вым эшелоном. В Бобруйской операции,
например, войска маршала Советского С9-
юза Рокоссовского на левом своем участ-
ке прорвали немецкую оборону на фрон-
те несколько болыше 20 км. Удар был
такой силы, что в первый же день одно

наше танковое соединение  прорвалосв
в глубь расположения противника на
20 км. На следующий день в прорыв,

была введена подвижная группа генерала
Плиева, которая за сутки прошла © боя-
ми около 70 км.

Большое значение имеет правильное
определение места подвижной групны или
второго эшелона в боевом порядке войск.
Особенно это важно тогда, когда фронт
обороны прорывается на нескольких уча-
стках. Подвижные: группы следует расно-
латать в таком районе, который обеепе-
чивал бы их быстрый ввод в прорыв на
любом из участков фронта. Приведем
такой характерный пример из действий
3-го Белорусского фронта в Белорусекой
операщии 1944 гола. Командующий фрон-
том, готовя наступательную операцию,
расположил крупное танковое соединение
за первым эшелоном на главном направле-
нии и в таком районе, из которого в раз-
ные <тороны шли хорошие дороги — две
пюссейные вели к флангам и одна —

грунтовая — к центру. Прорыв обороны
был осуществлен сначала на правом
фланге (на ‹евере). Используя хорошую

носсейную дорогу, танковое соединение в
одну ночь было переброшено на север и
успепиио введено в б5й. \

С началом отхода противника  пресле-
дование должно начинаться немедленно
всем боевым порядком армии или фронта.
В этом случае, как показывает опыт,
наступающий стремится к тому, . чтобы
скорее разорвать Фронт противника на
одном или нескольких направлениях и
немедленно ввести в бой свои подвижные

аа а СЕ р, МЫ оо

человек. Колхозницы, окончившие курсы,
получат звание медицинских сестер и бу-
дут работать на пунктах первой помощи
под руководством сельских участковых
врачей.

PSS ea a ee ЕСАДУЧЫ

ключающих серию, рисунках изображены
различные воздушные операции, в которых
участвовали гвардейцы. Вот, например, пе-
рехват и разгром большого отряда немеп-
ких бомбардировщиков, пытавшихея прор-

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 13 но-
ября. (По телеграфу от наш. норр.). В
дивизии, где начальником политотдела под-
полковник Вогунь, проводится большая pa-
бота по изучению материалов, связанных ©
избирательной казтанией. Командиры, по-
литработники, партийный и комсомольский
актив частей и подразделений проводят
групповые чтения «Положения о выборах
в Верховный Совет СССР», беседы и по-
литинформации © Сталинской  Цонетиту-
ции.

Группа агитаторов политотдела подгото-

ПОЗЕ ОМ НЕЕ

ОЕ ОТ:

соединения. Иначе преследование примет  ном направлении фронт, организовать
фронтальную форму и уничтожить отходя-  прочную оборону и оевободить известную

щего противника не удастся.

При организации
дует избегать распределения сил
мерно по всему фронту. При

равно-

часть сил для противодействия полному

преследования ‹ле-  ОКружению © флантов и тыла.

При преследовании оперативное  пост-

отходе   роение боевого порядка войск должно обес-
противник веегда тяготеет к хорошим. до-  печивать наиболее быетрое и

выгодное

рогам, крунным населенным пунктам и  развертывание на случай ветречи с орга-

очень редко, разве только

вначале, от-  низованным с©опротивлением противника.
ходит на широком фронте. Соответетвен-   Для

этого необходимо перегруппировку

но этому и надо распределять силы. Не- сил, а также ввод в бой новых еоедине-
обходимо стремиться к окружению против-  ний, производить в процессе преследова-
ника, не дав ему возможности до подхо- ния, не приостанавливая его. На Барано-

да наших главных CHI

кольца. Поэтому соединения, действующие   немцы создали
на основных направлениях, должны быть   узел. Командующий

н сильными и подвижными.
Ноказательны
при окружении минской

немцев. Два крупных танковых еоедине-   динения. В результате
ния, решительно преследуя противника на   Преследования

вырваться из   вическом. направлении в июле 1944 года
сильный укрепленный

фронтом, направив

евои главные силы по и Слуцк—Вара-

действия наших войск   новичи, выдвинул уступом  виеред Ha
группировки   заходящие фланги свои  шодвижные сое-

еще в процессе

фланги  барановической

заходящих флангах, используя CBOW под-  группировки оказались охваченными, чем

вижность, обогнали отходившие под удара- и было обеспечено полное
ми 2-го Белорусского фронта главные си-   Разгром оборонявшихся

окружение и
здесь немецких

лы противника и обеспечили полное ок- войск.

ружение тридцати немецких дивизий
районе Минска.

Наиболее целесообразно

В

Решающее значение для высокого тем-
па преследования имеет непрерывное вос-

параллельное  становление сил. Войска, находящиеся в

преследование < охватом 0б0их флангов   Непосредственном соприкосновении < про-

противника, когда его
в двух направлениях.

фронт рассекается   ТИВНИКоМ,
Летом 1944 года   Требуется поэтому замена первых

обычно быстро выматываются,
эшело-

две мощные подвижные группировки 1-го   Нов вторыми. Этому способствует глубокое

Белорусского фронта, действовавшие

на   Построение боевых

порядков войсковых

флангах, удаленных друг от друга более   соединений. Соединения генерала Галицко-

чем на 100 км, энергично
вперед, в короткий cpok
глубину более 70 км. и соединились в
районе Бобруйска, захлестнув здесь oc-

новные силы немецких войск к востоку от   переходил в третий, а

Березины.

Однако доказано, что. параллельным
преследованием, в какой бы форме оно
ни проводилось, нельзя достигнуть ре-
шительных успехов, если оно не прово-
дится в тесной связи © фронтальным пре-
следованием. Войска, наступающие ¢

прорвались на   ТИВНИКа,

продвигаясь  Го В Восточной Пруссии, преследуя пто-

продвигались тремя эшелонами.
Удаление одного от другого колебалось от
. до 15 км. Смененный первый эшелон
третий занимал
место второго, Помимо этого, восетанов-
ление сил достигалось соответствующей
перегруппировкой, в процессе которой
выевобождавшиеся соединения  своевре-
менно отводились в тыл, где приводили
себя в порядок.

Суммируя эти отдельные замечания,

фронта, должны репительно вклинивать-   можно <делать следующий общий вывол.

ся в боевые порядки противника, дробить   Чтобы преследование развивалось

их на части, обеспечивая

соединениям возможность обтона неприя-   ронне

уепеш-
подвижным   но, необходимо его тщателью и всесто-
подготаваивать и планировать.

теля и выход на его Чылы. Были случаи,   0е0б0е внимание пужио обращать на орга-

когда и при глубоком охвате противник   низацию тесного взаимодействия
сю —006210600-   ных соединений ¢
ность, упорно сдерживая наши наступа-   артиллерией и

долгое время сохранял

подвиж-
авиацией, самоходной
общевойековыми  соедине-

ющие войска с фронта. В таких случаях   ниями первого эмелона, а также на пра-

врагу удавалось стабилизировать на дан- вильное использование

сильных отрядов

№ 267 (6255). _

пример

дента «Красной звезды»)

холным маневром;

Боевая история № гвардейского истре-  ваться Е Деев об и и
бительного полка, оборонявшего Ленин- Злесь есть над м тир SCR
град, хранит такой случай. Одна- eee eae ый о бя наего авизе
жды старший лейтенант Луитрий  06- Ильи. р о анВНй За

пи истребителей,

встречный маневр, дает от
верного решения сложной

кото класеа — Ге-

ин» штурманского класса
чи майор Щер-
его руководством летный состав

знако-

пигурманского
бомбардиров-

его

большой подвижной
схемы

«слепом» полете. Комплекс

8 =
оборудованных учебных клас-

но полезные для обучения летчиков стрел-

ковые тренажеры. Наличие разнообразных
типов оптических и калиматорных припе-
лов, нескольких образцов

авиационных
пушек и пулеметов дает разнообразный

материал для теоретического раздела кур-
са воздупно-стрелковой подготовки.

Польза, которую приносит умелое и
тщательное оборудование учебных поме-

щений, очевидна. Плажируя боевую учебу,
начальник петаба полка может быть уве-

рен, что для каждой темы руководитель
занятий найдет интересные наглядные по-

собия, документы; демонстрационные при”

способления. Это позволяет сделать заня“

тия личного состава поучительными; жи“

выми, намного поднимает эффективность
наземной учебы летчиков.

Важно отметить еще одно  обстоятель-
ство: почти всё, что находится в классах,
сделано своими руками. Никто не помо-
гал полку создавать действующие модели,
чертежи, тренажеры. Это — заслуга ко-
мандира полка Героя Советского  Со1зз
твардии подполковника Мациевича, ero
штаба, начальников служб, рядовых лет-
чтков. Они создали хоропгую материаль-
ную базу для серьезной и планомерной
учебы. Этот опыт заслуживает всемерного
распространения. В любой авиационной
части своими силами можно и нужно д
биться того же.

Правда, © наступлением холодов заня-
тия в некоторых классных о помещениях
стали затруднительными. Пришлось зале-
лывать щели и застеклять окна. Работы
по утеплению классов усложнены нехват-
кой некоторых материалов. Но надо ду-
мать, что летчики, показавшие пример в
оснащении классов отличными учебныхй
пособиями, сумеют приспособить их их
суровым зимним условиям. Ценное учеб-
ное оборудование должно, служить Tellers
своим целям не хуже, чем в ‘летние дни.

Старший лейтенант М. КАРПОВИЧ.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.

ВОИНЫ ИЗУЧАЮТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

вила доклады на темы «Источники силы
нашего государства», «Советекая демокра-
тия—высшая форма демократии», «Друж-
ба народов СССР», «Права и обязанности
граждан СССР», «Великий подвиг совет-
ского народа в Отечественной войне» п
другие. В ленинских комнатах и в Ч
‘тальных залах выставлены витрины 6
текстом Сталинской Конституции, «Поло-
жения о выборах», фотомонтажи и плака-
ты, иллюстрирующие права и обязанности
советского гражданина, избирательную си-
стему СССР.

ETERS ee Ee ee a ee Е

преследования и челкую оргавизацию уп
равления войсками.

Боевой порядок войск как в иеходнох
положении, так и в период преследования
желательно иметь глубоким, чтобы 3
любое время располагать необходимыми
силами для наращивания уепеха первых
эшелонов. Не рекомендуется распределять
силы равномерно по фронту. Надо ис-
пользовать их на основных направлениях,
на которых по плану операции намечено
окружение и разгром
вижные соединения  сосредоточиваются
там, где по условиям местности и 203-
можным действиям противника обеспечи“
вается стремительный выход на его флая-
ги и глубокий тыл. В  процесее mpecie-
дования боевой порядок должен обеспечи
вать непрерывную готовность войск в
бою в самых разнообразных условиях ив
наиболее выгодном положении.

Ведущая роль принадлежит подвижных
соединениям. Они, пе ввязываяеь В 34-
тяжные бои, стремительно продвигаются
вперед, дробят вражеские войска на из0-
лированные чаети и окружают их. Боевая
авиация самостоятельно и во взаимо
действии с танками и  моторизованныхи
войсками азакует отходящего противника,
особенно в местах ето скоплений, 0бес-
печивая подвижные соелиления от вр4-
жеских контратак, а также прикрывая
от нападения © воздуха. В  преелеюва-
нии авиация стремится к тому, чтобы ея
стематическими ударами © воздуха заме
лить отход главных ‹ил противника 1
лезорганизовать их. Чтобы облегчить ра-
боту авиации, преследующие войска 104-
жны четко и своевременно ставить ell
задачи, помогать в поиеке указанных це
лей, умело обозначая ‹вое’ местоположе-
ние.

В преследовании серьезной
командиров и штабов должно
ранение живой силы и боевой
войск. Преследование нельзя совершать
огульно. Своевременная смена  действую-
щих впереди частей и соединений, зак-
репление достигнутого успеха,  обеспече-
ние боеприпасами, горючим и проловоль-
ствием (особенно танковых и моторизо-
ванных войск) — веё это должно непре-
рывно быть в центре внимания командо-

вания,
: Полновник П. БОЛДЫРЕВ,
кандидат военных наук,

заботе?
быть <0х ;
техники

,

противника. [0% ’

i

1}

.

t

\

i

}

>
i

у

t

у