`ветала

SSE

14 Ноябоя 15

45 г, соед.

ES

№

В Феодосии (Крым) вновь открылась картинная галле
ского. В восстановленных просторных залах собрано свыше
па офицеров, отдыхающих в Феодосийском санатории РКК

(6255),

рея прославленного русского художника-мариниста Айвазов-
1500 картин Айвазовского и его учеников, На снимке: груп-
А, на экскурсии в картинной галлерее.

Фото старшего лейтенанта Я. Кунина,

— OEE

Полбор и

воспитание

партийных кадров

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Месяц назад полк проводил своих 6б0е-
вых товарищей. Демобилизованные крас-
ноармейцы и сержанты ‘уехали на роди-
ну. Покинули полк и 10 руководителей
ротных партийных организаций.

Рядового Алексея Петрова знали не
только во второй роте, где он был партор-
TOM, HO MW во всей части. Это он водил
взвод в атаку, когда командир вышел из
строя. Это он снял двух немецких снайпе-
ров на улицах Берлина. Партийная орга-
низация под его руководством была луч-
шим помощником командира.

Хоропю знают в полку и Нурбека Мин:
талева — парторга 3-й роты. Он пришел
в армию малограмотным. Здесь его нау-
чили русскому языку, помогли стать мас-
тером военного дела. На фронте Мингалев
ветупил в кандидаты, а затем и в члены
ВЕИ(б). Как одного из лучших коммунис-
тов, ето назначили парторгом. Партий-
ная организация 3-й роты являлась пере-
довой, коммунисты задавали тон в бою, а
затем и в учебе.

Такими были все десять парторгов,
уехавших на родину, на трудовой фронт.

Перед заместителем командира полка по
политической части майором Якушевым и
парторгом полка майором  Алешкиным
задача найти достойную замену
выбывшим руководителям низовых  0рга-
низаций. Предвидя демобилизацию, они
Заранее подобрали заместителей партор-
тов рот из коммунистов младитих возрастов.
Но, к сожалению, это хорошее мероприя-
тие не было доведено ло конца. Никто
всерьез не занялея обучением заместите-
лей парторгов практике партийной рабо-
ты. И когда парторги уехали, то выяс-
нилось, что далеко не все заместители бы-
ли подготовлены к тому, чтобы стать во
тлаве ротных парторганизаций. Из деся-
ти шесть оказались не в состоянии спра-
зиться © этой работой. Пришлось спешно
подбирать новых людей.

Парторгом 8-й роты был назначен
красноармеец Александр Сивков. В члены
ВКП(б) ето приняли в текущем 1945 ro-
ду. Образование у ного — три класса
начальной школы. Едва ли есть надоб-
ноеть распространяться здесь © том, как
много нужно помогать такому парторгу,
чтобы он сумел решить стоящие перед ним
задачи. В серьезной помощи нуждаются и
остальные парторги, пришедшие недавно
к руководству. :

Как же им помогают, как их Учат?

Вскоре после от’езда демобилизованных
В ПОЛКУ состоялея однодневный семинар
парторгов рот. Агитатор полка сделал
доклад о текущем моменте. 06 особеннос-
TAX партийного строительства в Врасной
Армии рассказал майор Алешкин. 0 пла-
нировании партийной работы в роте и ве-
дении партийного хозяйства поделился
опытом майор Якушев. Семинау, несом-
ненно, дал немало полезных сведений мо-
зодым руководителям. Ho разве можно
считать, что после 6—8 часов занятий

они получили уже все необходимые им
знания? Конечно, нет.

НА СВОЕЙ МАШИНЕ

В РОДНЫЕ КРАЯ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРУППА ВОЙСК, 13
ноября. (По телеграфу от наш. корр.). На
небольшой полянке хвойного леса размес-
тилась выставка автотранспорта частей и
соединений генерала Красовского. Сегод-
ня сотни посетителей выставки собрались
Ha центральной площадке у автомашины
«ЗИС-5». Взволнованный вниманием, стоял

Нарторг минометной батареи старший возле сзоей машины ее бессменный шо-

сержант Григорий Рябко

внимательно  фер ефрейтор Яков Шипилов. Его пришли

прослушал на семинаре доклад о планиро- проводить на’родину боевые друзья. По-

вании. Казалось, всё понял. Пришел оне
себе в подразделение, еоставил план как
учили, но уже через пару дней оказалея
вынужденным проводить мероприятия, ко-
торые спланировать заранее было просто
невозможно. Неопытного руководителя это
сразу же привело в замешательство, и он
решил вообще отказаться от планирова-
ния. Примерно такая же неудача постиг-
ла его и при распределении поручений.

Многие детали практики партийной ра-
боты вызывают у молодых кадров серьез-
ные затруднения, В полку же He было
случая, чтобы старшие нолитические или
партийные руковолители пошли непоеред-
ственно в роту и втечение двух-трех дней
поработали там вместе с новым парт-
оргом. Посещение ими низовых ортаниза-
ций и указания парторгам рот попрежне-
му носят лишь эпизодический и крайне
поверхностный характер, а этого сейчас
явно недостаточно.

Вопрое о воспитании молодых партий-
ных кадров приобретает ныне особую 0<-

“ppoTy. И не только для этого полка, а

пожалуй, для большинства частей и сое-
динений Красной Армии. В связи с демо-

билизацией из наших войск выбыло зна- Исполнился
чительное количество партийного актива.   ружного
где сменилиеь ве парторги   охотничьего общества Одесского военно-

Есть части,
рот и батарей. В таком положении ока-
зался, например, артиллерийский полк,
где парторгом майор Яничкин.
Совершенно ясно, что при такой обста-
новке требуются ‚решительные и действен-
ные меры, направленные к быстрейнему

прощаться < одним из лучших воинов
прибыл также и командир генерал Муси-
енко. За годы Отечественной войны Ши-
пилов сделал на своей автомашине
302.571 километр, перевез 741.000 тонн
различных грузов.
своем напутственном слове генерал

сказал: «Отмечая ваши заслуги, команло-
вание решило, чтобы вы возвратились Ha
родину на той же машине, на которой
более четырех лет назад прибыли в дей-
ствующую армию». :

Это сообщение до глубины души тро-
нуло бывалого воина. «Моим боевым то-
варищам, остающимся здесь, не придется
краснеть за меня, — заявил он, — я бу-
ду трулиться в тылу так же энергично,
как в рядах Красной Армии».

Генерал, офицеры, боевые друзья де-
мобилизуемого пожимают ему руку, жела-
ют счастливого пути и новых успехов в

работе. Ефрейтор Шинилов отбыл на сво-
ей автомашине в Чкаловскую область, где
он до войны работал в автоотряде Союз-
заготтранса.

900 офицеров-охотников

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 13 но-
ября (По телеграфу от наш. корр.).
год со дкя организации Ск-
совета Всвармейского военно-

го округа. В течение охотничьего сезона
1944—45 гг. несколько десятков охотни-
ков-офицеров убили 1804 зайца, 5 лисиц,
10 волков, много различной птины.

В этом году количество членов обше-
ства возросло почти в двадцать раз и до-
стигает 900 человек. В округе создано» 4

вооружению молодых кадров необходимы-  охотничьих хозяйства, которые имеют 62-

ми им знаниями и навыками. Однако не- зы для отдыха
которые партбюро и политорганы всё еще  На охоту.

ограничиваются  полумерами: проведут
краткосрочный семинар и на этом ставят
точку. Парторгов мало учат практическим
показом.

Стоит сказать также и о воспитании  их
комсомольских кадров. Им политорганы и   ближайшее время
партийные бюро уделяют еще меньшее   мастерская.

внимание. А ведь сейчае, когда в ротах
значительно сократилась партийная прос-
лойка, роль комсомольской организации
во много раз возрастает. На комсомольцев
возлагаются гораздо большие, чем преж-
де, задачи в массовой воспитательной ра-
боте. :

У нас всегла считалась нелопустимон

офицеров, выезжающих
Праднестровское хозяйство. ка:
пример, имеет четыре таких базы. Злесь
к услугам офицеров теплые помещения,
кровати < бельем, посула. При окружном
совете работают оружейная и дроболитей-
ная мастерская, открыт магазин охотначьь
и рыболовных принадлежностей. В
открывается чучельная

Сейчас военные охотники округа гото-
вятся к открытию охоты на зайцев, сезон
которой начинается 16 ноября. Одновре-
менно идет подготовка к облаве на вол-
ков.

СНОВА У ГОРНА
КУЙБЫШЕВКА, ХАБАРОВСКОГО

такая система, при которой все заботы © КРАЯ, 13 ноября. (По телеграфу от наш.

низовых комсомольских руководителях пе- корр.).

Яркое пламя озаряет человека.

рекладываются на одного лишь помощ- Уверенными движениями он выхватызает

ника начальника политотдела. Тем более из горна раскаленные детали

недопустима она в нынешних условиях.
Учебой и воспитанием молодых партайных
и комсомольских кадров обязан повседнев-
но ваниматься весь наш политический ап-

парат. Это одна из важнейших задач дня. ся с фронта в кузницу.

Подполновник И. ГАГЛОВ.

ВРУЧЕНИЕ БОЕВЫХ ЗНАМЕН СОЕДИНЕВИЯМ

ОКРУГ, 13

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ
наш.  корр.).

ноября. (По телеграфу от
Здесь состоялось вручение боевых вна-
мен соединениям, входяшим в состав Ки-
езского военного округа. Звамя было вру-
чено Н-ской Краснознаменной ордена Су-
вороза стрелковой дивизии. ‘се полки
дрались на полях Смоленшины, штурмо-
вали вражеские укрепления в Прибалтике

и Восточной Пруссии, дрались за Кевигс-
берг.
Боевое знамя было вручено также

Н.ской Краснознаменной орлена Кутузова
2-й степени стрелковой дивизии. Бойцы
цивизии в числе первых форсировали
Цнепр, мужественно сражались на улицах
Белостока и Ломжи. Семь раз отличные
действия дивизии отмечались в приказах
Верховного Главнокоманлующего товарища
Сталина. :

Дорога войны, по которой шли артил-
леристы Н-ской  истребительно-противо-
тавковой артиллерийской бригады, отмече-
на борьбой в Донецком и Криворожском
бассейнах, под Корсунь-Шевченковским,
участием в Звенигородской и Ясско-Киши-
невской операциях.

H бросает
их на наковальню. Несколько точных, рас-
считанных ударов молота, и деталь гото-
за. Это работает недавний фронтовик куз-
нец Андрей Перепелитник.

Всего несколько дней назад он вернул-
Бывалый воин
прошел по дорогам войны от Днепра до
Одера, штурмовал Берлин и был отмечен
пятью правительственными наградами.

Теперь кузнец Перепелитник — снова
У своего горна. Работая  по-стахановски,
сн ежедневно выполняет две нормы,

ЖУРНАЛ «КРАСНОАРМЕЕЦ»
№ 17

Вышел из печати № 17 литературно-ху-

Бурное наступление   дожественного журнала Главного полити-

наших войск на юге привело артиллеристов ческого управления Красной Армин «Крас-
в столицы Румынии, Венгрии, Австрии И   ноармеецх».

Чехословакии. На боевом счету брига-
ды десятки
множество огневых точек врага.
После того,

несено перед строем бойцов
бригады капитаном Песцовым.
шелку знамени сверкали ордена Красного
Знамени, Кутузова и Богдана Хмельниц-
кого,

ЧЕСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
13 ноября. (По телеграфу от наш, корр.)
Недавно коллектив госпиталя, гле вачаль-
ником подполковник медицинской службы
Семичев, отметил тридцатилетие медицин-
ской деятельности старшей операционной
сестры Елизаветы Ивановны Кузнецовой.
Имя медсестры Кузнецовой хорошо извест-
но в частях округа. За время Отечествен-

ной войны она получила сотни благолар
ственных писем от бойцов и офицеров,

прошедших лечение в госпитале.

На собрании, посвященном чествованию
Е. И. Кузнецовой, юбиляра тепло гривет-

В номере помещены статьи:

профессора

уничтоженных танков, Н. Коробкова — «Кутузов в Отечествен-

ной войне 1812 г.», народного артиста

как генерал-полковник ар- РСФСР А. Попова — «Спектакль о Куту-
тиллерии Краснопевцев вручил знамя одно-   зовез. Рассказы*

му из полков соединения, оно было про-   ный рыбак», Вас.

А. Яковлева — «Прирол-
Ардаматского — «Разное

ветераном бывает»; отрывки из пьесы К. Тренева —
На алом   «Полководец».

Очерки: Засл. арт. Узбек-
ской ССР Бор. Тенина — «Чего не знает
зритель»; Вл. Якубовича — «Албания».
Басни: С. Михалкова — «Лиса-проныра»,
«Волк-травоед». Стихи: В. Монтовила —
«Отчизна», М. Христич — «Встреча».

ДОМ ОФИЦЕРОВ В УЖГОРОДЕ

УЖГОРОД, 13 ноября. (По телеграфу

ствовали ее товарищи по работе, раненые  от наш. корр.). В дни празднования 98-й

и больные воины. Они говорили о мате- годовщины Великой Октябрьской социали-
. у у

ринской заботе Кузнецовой о раненых, о СТИЧеской революции в Ужгороде открыл-

ee богатом трудозом опыте.
Правительство по лостоинстау оценило
долголетний трул Кузнецовой и наградило

ее медалями «За боевые заслуги» и «За  Кабинет.

оборону Казказа» Народный комиссариат
здравоохранения наградил ee
«Отличник здравоохранения СССР»,

значком   мостоятельно

ся Дом офицеров. В нем имеются отлично
оборудованный кинозал, библиотека: и чи-
тальня.

При Доме офицеров работает партийный
Работники политотдела в спе-
циально установленные дни и часы будут
давать здесь консультации офицерам, са-
изучающим основы марксиз-
ма-ленинизма.

#

части — это дисциплинированность самого

‘его готовность итти на смерть, когда того

‘ко не искЖючает, но требует от команди-

ОЧЕРК

Ве время отпусков Бабаджаньян бывал >
в своем родвюм хеле Чердахлы, получал 45
письма от своих сверстников и знал: Василий ГРОССМАН
судьза их не отличалась от его судыы. —

Й перед вими Советская Родина широко от-
крыла двери университетов, технических   дней шли бои за эту высоту, прикрывав-
и педагогических институтов, выснгих в0-  шую Ельню. Много здесь было пролито
енных училищ `и академий. Десятки  Ерови, но все атаки не приносили успе-
eM сельских сверстников сделались вра-   Ха: немцы Jerko отбивали их плотным
чами, историками, педагогами,  коман- ТУительным огнем минометов и станковых
цирами, инженерами, архитекторами. И  ПУлеметов.
Бабаджаньян, когда, началась война, мыс-  Луна еще высоко стояла в летнем небе,
тенно вспомнил прожитую им жизнь,  когда Бабаджаньян приказал открыть
ВНОВЬ и вновь Понял, как дорога ему С0-  ураганный огонь по противнику. Снаря:
ветская земля, вновь и вновь понял, что  ды тяжелых дивизионных пушек и der:
чет такой жертвы, которую он не прине- ких полковых понеслись в сторону «вы-
сет для защиты евоей Родины, ^.  соты смерти». Векоре к грохоту артилле-
рийекой каноналы, вою снарядов, уханью
разрывов присоединилось фокотание тя-
Еще в мирное ‹ время, a 0506енно желых пулеметов, длинными очередями
во время финской войны, Бабаджань- ббЫпавших противника. Началась мощная
SH познал, какое огромное значение подготовка атаки. Немцы, BCHOLODIMB ITCH,
имеют правильно поставленные отношения   ПРиготовилиеь отражать ее.
командира и бойца. Он знал, что суровая  А св эт0 время стрелковые батальоны,
дисциплина есть первое условпе успеха.   успевшие подкрепиться горячей пищей и
Но он понимал, что дисциплина не дол-  порядком отдохнуть за 2—3 чаеа крепко-
жна быть механической, бессмысленной, го сна, построивитись, незаметно спусти-
ибо дисциилина—не прихоть командира, а лись на дно глубокого и длинного ов-
первое условие войны, равно обязательное   рага.
для подчиненного и пачальника. Он знал: Вомандиры батальонов хорошо . поняли
первое условие дисциплины в воинекой  залачу, в нескольких ясных словах по-
ставленную перед ними  Бабаджаньяном.
начальника, суровая его справедливость,   Никто из них и не посмотрел в сторону
я ty «высоты смерти», где немцы были уже
тресуют обстановка и воинский долг. Он  полностью подготовлены к отражению со-
чувствовал сердцем, что суровая, как ee ветских атак.
называют, железная диспиплина не толЬ-  Батальоны. минуя открытую местность,
шли лощиной в глубокий обход немецких
позипий. Прямо’ над головами красноар-
мейцев ревели снаряды, пламя, вырывав-
шееся из орудий, заставляло меркнуть
спокойный, мертвый свет луны.

Немцы не шутя вотревожились: пови-

+ **

ра заботы и внимания ко всем нуждам
бойца. Командир, прежде чем о себе, дол-
жен заботиться, чтобы одежда бойца была
ухобна, легка летом, тепла зимой, чтобы
пища солдата была вкусной и сытной,
чтобы он был обеспечен тем, что необхо-
димо ему в суровых уеловиях войны, что-
бы не страдал он зря по нераспоряди-   Может быть, советское командование реши-
тельности начальника от отсутствия куре-  ло бросить на высоту не батальон, не
Ba, чтобы письма ему доставлялись акку-  полк, а стрелковую дивизию?

ратно и без задержки, чтобы он отдыхал,  Но немцы не только тревожились, они
когда есть в тому возможность, чтобы он и злорадетвовали — высота была так хо-
чувствовал, что жизнь его дорота команди-   гошю укреплена, система огня быль по-
ру и командир не станет без нужды, на- строена так, что целый корпус мог лечь
обум рисковать жизнью бойцов. Он знал:   костьми на ее длилнох пологом склоке и
командиру не следует чуждаться рядового, ! не достичь гребня.

казаться бойпу недоступным и непонят- Пока немцы одновременно тревожились
ее H злорадетвовали, полк Бабаджаньяна с

ЧПестокая‘ и трудная война подтвердила частью артиллерии всё дальше уходил на

Бабалжаньяну правоту таких взглядов на <евзро-запад, оставляя на восток от себя
дисциплину. = «высоту смерти». Батальоны полка нере-
И потому, должно быть, не боялся Ба-  резали одну за друшй дороги в тылу у
баджаньян браться со своими людьми за  немцев, шли то проселками, то рошазм,
выполнение самых сложных, самых тяже- то высокой несжатой рожью.
лых и рискованных боевых задач. Ни ра-  Уже взошло солнце, когда полк соере-
зу за всё время войны не было случая.   хоточилея для решающей атаки, но атако-
чтобы красноармеец отказался выполнить  вал он не высоты и немецкие укрепления

его приказ, или обманул его. Он верил   восточнее Ельни, даже не восточную ок-
бойцам, а бойцы верили ему. ранну Ельни:

f Ельнинский бой был первым ‹ерьезным  Полк ударил на Ельню с запала.
бюем Бабаджаньяна. Получив задачу, он  Красноармейцы увидели, как командир
CO своим полком проделал ночной шести- [полка приветственно махал им рукой, они,
десятикилометровый марш, вышел на `Пе-  улыбаясь, шли мимо него, все командиры
редний край обороны. ‚   красноаруейцы понимали простой замы-

Командир дивизии по телефону связался   <@ел Бабаджаньяна, радовались его удаче.
< Бабаджаньяном, предложил ему приету-   Немцы, „Бичившнеся. своей непобедимостью,
пить к выполнению боевой задачи — на-  Железной выдержкой и дивциплиной, в па-
отупать на Ельню. нике побежали, едва увидели у себя в ты-

Командир дивизии нервничал, то и де-  ТУ Регулярную часть Юрасной Армии, ye-
10 запрашивал Бабалжаньяна по телефо-  Тали пулеметы, минометы, орудия,
ну, когда вступит его полк в Goff. те

О о ат Теперь никого не удивишь рассказом о
ностью Бабаджаньяну спишется—он ска- er ieee ee ое 8

7 бегство, заставляли их сдаваться ударами

зал командиру ДИВИЗИИ, что уже начал © тыла. Нов ту далекую и трудную по-
боевые действия, & в действительности,

ру, летом 1941 года, это было событие
посоветовавшись CO своим комиссаром Пи-

великой
воваровым, приказал командирам батальо- Успех вдохновил людей, укрепил в их ду.
нов хорошенько накормить людей и уло-

шах ве в node) многих красноар-
ЖИТЬ ИХ СПАТЬ. py moh р .

— Вак ты думаешь, Пивоваров, — зы радостного волнения.

серьезно сказал он, — я ведь правильно Бой был короток и жесток, полк Бабад-
сооощил, что мы уже начали воевать:  жаньяна ворвалея в Ельню < западной ок-
покушать и поспать после такого тяже- раины, выполнил задачу,
лого похода, перед таких тяжелым боем—   командованием.

это очень важная часть боевой операции.
— И темные,

суровые глаза его весело себя Бабаджаньян из этого успешного боя
блеснули.

которым пришлось ему руковотщить.
* $ +

?

Ночь была лунной, безоблачной, и пока
люди спали, Бабаджаньян лесом подполз
К самому переднему краю, туда, где стояло
боевое охранение.

При свете полной луны он увидел pac-
стнлавшуюся перёд ним местность. Долго,
не торопясь, вематривалея он в холмы,
рощицы, разглядывал глубокий, темный
овраг, лежавший внизу под лесным высо-  СВоГо фронта.

КИМ обрывом. Прямо впереди, ярко зали- Противник <осредоточивал ‘для наступ-
тая луной, вилнелась высота, на которой! ления на этом Участке танковую армию
укрепилиеь немцы. генерала Гудериана, готовился к удару на

Тежавший рядом с Бабаджаньяном пред- Брянск, Орел, Туду. Это Lo et GB gas peek
обитель  раба WonowoM cRadan eNy;-¥ea- галея совместно © наступлением армейских
р НИ групп, действовавших на северо-западе и

на юге. Гитлеровское командование было

— Вот сюда и наступать; если захва- уверено, что удар этот будет последним
тим эту высоту, наше дело выиграно! и приведет к побелоноеному окончанию

Бабаджаньян не ответил ему. Он знал.  молниеносной войны против Советского
что от принятого им в эти минуты ре-  Союза.
шения будет зависеть исход всего дела. Удар этот должен был Уничтожить ар-

Он вернулся на свой наблюдательный! мии Юго-Западного фронта, разгромить
пункт, куда связисты только что протя- Запалный и Брянский фронты, привести к
нули провод и поставили телефон, вынул   занятию Москвы и многих десятков рус-
кёрту, разложил ее на коленях. ских городов, к захвату всей Украины, в

Кто-то’ сказал: выходу на Кавказ.

В ту пору тяжелые, черные -
— Ч10 же тут думать, задача ясна п Е а

Ко навиели нах селами и городами нашей

ребенку, нало наступать на высоту, здесь
ины, в ту пору сердпе эт
главные силы немцев. ye а т

ского человека было сжато железным 0б-
Й командиры, ваходившиеся в блинда-  ручем тревоги. Все видели силу врага.
же, подтвердили: ero успех, все знали, что армии нап
— Ясно, куда же еще... Это — первая   ОТСтунают.
задача... Взять высоту — значит взять В ту пору две категории людей оказа-
Ельню., Сюда полк и нацелен. лись одинаково вредными и мешали борьбе.
Бабаджаньян спокойно ответил совет- Первые — это потерявшие духовное
чикам: мужество люди, чрезвычайно преувеличи-
— Прошу вас, товарищи, не мешать мне:   вавшие силу врага и недооценивавшие на-
ответственность за выполнение боевой за-  ши силы. Эти люли считали и говорили,
дачи несу я, решение буду принимать  что борьба проиграна, что уже ясен тра-
тоже я. гический для нас исход войны.

Они сеяли отчаяние в тылу и на фрон-

рую входил полк. Бабаджаньяна, была пе-
реброшена © Западного фронта на Ук-
раину.

Дивизия заняла
Сумской области, на левом фланге Брян-

Он приказал телефониету связать себя
со штабом полка н велел немедленно, не  Те.
теряя ни секунды времени, выдвинуть поз-  Вторая категория — это люди, стра-
TH на самый край обрыва артиллерию и  давшие, повидимому, от недомыелия, пол-
тяжелые пулеметы. Артиллерни у него  ным непониманием серьезности положения.
выло много, команлование придало полку  Они не видели опаености, не понимали ее
семь артиллерийских дивизионов. Вот по- и вместо того, чтобы мебилизовать самих
ловияу этих пушек Бабаджаньян приказал себя п всех вокруг для смертельной, на-
выдвинуть на гребень обрыва, прям про-
тив ставшей знаменитой высоты, которую! уверяли, что велкая опасность миновала.
п дивизии окрестили «высотой смерти». (лоило в течение лвух-трех лней не
крестили ее так недаром—уже несколько   появляться немепкой авиации, Как эти

люди говорили: «Ну. вот видите, у немцев
Уже нет самолетов, а если осталось не-

ee см. в № 265 «Красной звезды»,

©

важности и великого знаения.

мейцев и командиров на глазах стояли сле-

Много драгоценных уроков извлек для

В сентябре стрелковая дивизия, в Еото-

‘рубеж у Глухова в

@

много самолетов, то они не могут летатв
из-за отеутствия бензина».

Стоило установиться на 10—12 дней
затишью на фронте, и такие люди тор-
жественно об’являли; что немецкая армия
выдохлаеь и уже навсегда потеряла епо-
собность наступать. Результат от таких
«бодрых» разговоров получался такой we,
как от разговоров отчаяния, —люди вну-
тренне не тотовили себя к смертной
борьбе.

Следует задуматься над тем, что эти
две катетории людей, < первого взгляда <©0-
вершенно различные, даже прямо проти-
воположные друг другу, по внутреннему
существу своему были очень схожи, ма-
л0 чем друг от друга отличались.

«Шапкозакидатели», об’являвшие, что У
немцев нет авиации, попав под жестокую
бомбежку, сразу же становились пессими-
стами, и, наоборот, песенмист, прочтя ©
каком-нибудь нашем успехе, вдруг впадал
в необычайно радужное состояние, кричал,
что война уже выиграна.

По существу это была одна и та же
порода — люди поверхностные, неумные,
душевно слабые и неустойчивые.

Имелись и такие люди на участёе
фронта, тде занял рубеж полк Бабад-
жаньяна.

Некоторые из них расценили короткое
затинтье, как окончание немецкого наступ-
ления. Это в сентябре-то 1941 года! Лю-
ди эти пренебрежительно относились в
данным разведки, которая в ту пору не-
полно, но все же достаточно реально ри-
совала картину сосредоточения немепких
сил для нового наступления. Когда от-
дельные пленные рассказывали, что в
район Глухова, Пустогорода прибывают
ежедневно новые и новые германские тан-
ки, неумные «оптимисты» только отма-
хивались от таких сведений. «Чепуха,—

димому, атака предстояла 06060 жестокая.   говорили они, — вот уже три недели, как

мы не видим ни одного немецкого танка
— да их просто нет у немцев! А те не-
многие, что остались, находятся на дру*
гих участках фронта».

Когда же началось наше небольшое
наступление на Глухов, наступление,
имевшее весьма <ктомные частные цели,
Bee эти, © позволения сказать, «оптими-
сты» решили, что точка зрения их окон-
чательно полтвердилаеь — немецкое на-
ступление закончено, прингло время пере
лома.

Бабаджаньян тоже был оптимистом.

Но оптимизм его был совсем иного рода.
Бабаджаньян  распрямлялея, когда беда
тнула его, старался смотреть вперед, ког-
да некоторые оглядывалиеь назад. UH,
наоборот, в периоды зловещего короткого
затишья он становился особенно тревож-
ным, бдительным, не обманывал себя лож-
пой надеждой: «как-пибуль обойдется».

Бабаджаньян получил от командира ди-
визии полковника Акименко праказ пе-
рейти в наступление. Бабаджаньян не т6-
шил себя большими надеждами на успех.
Да и полковник Акименко ‘предупреждал
его, что противник здесь енлен.

Полк переправилея через маленькую
болотистую речушку и пошел на запад.
местность была низменной, болотистой,
BCA поросла высокой и яркой зеленой
травой. Часто под этой травой находилась
топь, ‘вода выступала под ногой идущего,
едва сапог надавливал землю. А в неко-
торых местах пушки проваливалиеь в во-
ду, их приходилоеь вытаскивать © огром-
ными усилилии, люди сами при этой ра-
боте по пояс, а иногда и по грудь уходили
в ржавую, дурно пахнущую болотную жи-
mY.

Противник отступил. Километр за кило-
метром шли на Запад батальоны, сбивая
сопротивление немцев. Вот уже позади
осталось болото, передовые подразделения
вышли на пахотную, тверлую землю.

Бабалжаньян то и дело поглядывал на

поставленную шагавшего рядом < ним комиссара полка

Пивоварова.

— Ч10, идет дело? — смеясь спраши-
вал тот.

— Как будто, идет, —поблескивая гла-
зами, отвечал Бабаджаньян.

За недолгие месяпы совместной боевой
работы их связала братская крепкая друж-
ба. Вместе делили они горечь отетупле-
ния, вместе волновались, готовя наступ-
ление полка на Западном фронте, вместе
радовались, когда полк их, разгромив про-
тивника, ворвался в Ельню. Й тяжесть
похода, и тревоги, и печальные мыели, и
простая солдатская еда—веё было у них
общим. Они -паучилясь быстро понимать
друг друга, они верили друг другу. Если
в минуту напряженного боя ва олном из
участков возникало 056069 тяжелое поло-
жение, вклинивались немецкие танки ли-
б0 автоматчики начинали теснать красно-
армейцев, Бабаджаньян говорил Цивоваро-
BY:

— Может, сходишь туда, а, товарищ
Цивоваров?

Пивоваров кратко отвечал:

— Иду, сделаю. Буль спокоен.

Й за всё время их совместной работы
ве было случая, когла Пивоваров кратко
сказав: сделаю — не выполнил бы в
точности обещанного. Он возвращался,
как всегда, спокойный, немногословный и,
кивая успокоительно головой, говорил
Бабаджаньяну:

— Всё в. порядке.

В эмт так удачно начавшийся для
них день они оба раловалиеь вместе со
всем полком. Мо именно в этот лень нем-
цы обманули, перехитрили пу.

Бабаджаньян предполагал возможный
Удар претивника е ‘севера, готовил своих
людей к ожидаемой атакё. А немцы уда-
рили © юга.

Внезапно пришло известие, что немпы
стали наступать полвижнымн войсками.
Вак часто случаетея на войне, радостное
и веселое пастроение, вызванное легким
уепехом., сразу же печезло. Люли стали
хмуритьея, тревожло оглялываться, Векоре
телефон сообщил. что неуцы вошли в
Рыльск, п Бабалжаньян понял. что ба-
тальзны его обойлевы противником. Мвач-
ную картину разглялел он на карте. [ро-

пряженной схватки, благолушествовали п ТИвНяк стоял перед ним. противник 0бо-
шел его с фланга, за ениной проетиралоеь

большое болото, лальше протекала трул-
нопроходимая речушка © тонкими бере-

гами.

(Продолжение следует).